Анализ проблемы развития творческого потенциала молодежи (на примере
Белгородской области)
Analysis of the problem of developing the creative potential of young people (on the example
of the Belgorod region)
Колмыкова Анна Сергеевна
Студент 4 курса
Факультет Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, Белгород e-mail: kolmykova 8a@mail.ru
Kolmykova Anna Sergeevna
Student 4 term
Faculty ofInstitute of Social Sciences and Mass Communications Belgorod State National Research University
Russia, Belgorod e-mail: kolmykova_8a@mail.ru
Научный руководитель Ковальчук Ольга Викторовна
Доцент
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, Белгород e-mail: kovalchuk@bsu.edu.ru
Scientific adviser Kovalchuk Olga Viktorovna
Docent
Belgorod State National Research University
Russia, Belgorod e-mail: kovalchuk@bsu. edu.ru
Аннотация.
В данной статье рассматривается анализ проведенного социологического исследования среди молодежи 14-35 лет Белгородской области, подкрепленный выводами и результатами данного опроса. Анализируется востребованность и одобряемость молодежью проекта по популяризации арт-резиденций в регионе.
Annotation.
This article examines the analysis of a sociological study conducted among young people aged 14-35 in the Belgorod region, supported by the conclusions and results of this survey. The article analyzes the relevance and approval by the youth of the project to popularize art residences in the region.
Ключевые слова: творческий потенциал, творчество, творческая деятельность, молодежь, проект.
Key words: creative potential, creativity, creative activity, youth, project.
В современных реалиях отчетливо прослеживается возросшая тенденция значимости «мягких» навыков и развития творческого потенциала. В силу этого изменились условия на профессиональном поприще, в образовательной и инновационной сфере, расширился набор необходимых развитых компетенций у молодого специалиста. Именно поэтому развитие творческого потенциала выступает одним из ключевых аспектов в становлении разносторонней личности.
Однако, результаты ранее проводимых исследований демонстрируют то, что многие культурно-воспитательные учреждения и форматы их взаимодействия с молодыми людьми, зачастую носят устаревшие формы работы, предлагают неполный список творческих возможностей и не нацелены на расширение своих ресурсов для привлечения аудитории.
Данные, получаемые в ходе различных опросов в области изучаемой проблематики, позволяют сделать вывод, что информация в современном мире меняется довольно быстро и важно успевать внедрять то, что на данном этапе наиболее востребовано и актуально среди молодежи. Так, например, новые места и формы для выражения и развития творческих способностей уже давно пользуются популярностью в молодежных столичных кругах и городах-миллионерах, чего нельзя сказать о регионах. При этом, запрос на открытие творческих пространств и создание наполненной арт-программы у молодежи, живущей в субъектах, существует.
Учитывая данные факторы, очевидной кажется необходимость создания таких проектов, которые позволили бы удовлетворить запросы молодых людей в проявлении своей творческой инициативы, расширении представлений о возможностях творческих пространств и популяризации креативных кластеров на территории региона.
Отсюда возникает проблема исследования: насколько эффективны формы и методы, и учитываются ли потребности целевой аудитории при организации работы культурно -воспитательных учреждений с молодыми деятелями культуры и искусства.
Для анализа этой проблемы, был проведен социологический опрос, участниками которого стали представители каждого муниципалитета Белгородской области - 300 молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. Респондентам были предложены 24 вопроса анкеты, 3 из которых - вопросы «паспортички».
Современная молодежь, вне зависимости от профиля основной деятельности, подтверждает важность развития творческого потенциала. Об этом говорят ответы респондентов. Подавляющее большинство опрошенных (96%) дали утвердительный ответ на поставленный вопрос (см. диаграмму 1).
■ Важно Не важно
Затрудняюсь ответить 89%
Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, важно ли для современного человека развивать творческий потенциал?»
Несмотря на то, что практически каждый выразил необходимость развития творческого потенциала, 46% опрошенных действительно регулярно уделяют этому достаточное количество времени, 50% признались, что делают это периодически, в свою очередь 4% респондентов никак не развивают свой творческий потенциал.
На вопрос «Занимаетесь ли Вы каким-либо видом творчества?» ответы распределились следующим образом (см. диаграмму 2):
■ Да, занимаюсь профессионально
Да, занимаюсь на любительском уровне
Занимался (-ась) раньше
Не занимаюсь п не занимался никогда
Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос: «Занимаетесь ли Вы каким-либо видом
творчества?»
Исходя из этого, можно предположить, что многие молодые люди, в силу имеющихся знаний и опыта, понимают насколько и, главное, для чего нужно развивать свой творческий потенциал и стараются посвящать этому п-ное количество времени как на профессиональном, так и на любительском уровне и лишь незначительное количество ответов говорит о том, что существует малый процент молодежи, кто никогда не занимался развитием своего творческого начала и, соответственно, не видят этом необходимости.
В ходе исследования мы выяснили, что большинство респондентов отводят значительную часть времени на развитие своего творческого потенциала. 29% опрошенных занимаются этим 1-2 раза в неделю, 28% от 3 до 5 раз в неделю, ежедневно - 17%, несколько раз в месяц - 15%. У 8% опрошенных время для занятия творчеством находиться лишь несколько раз в год, в свою очередь, 3% вовсе не уделяют творчеству времени. Можно сказать, что многим людям занятие творческой деятельностью приносит удовольствие и помогает отвлечься от рутинных забот. Это помогает как переключить внимание, так и выработать новый навык, а еще развить новые компетенции и применить нестандартные методы решения текущих задач.
Среди ответов на вопрос «Каким видом творчества Вы занимаетесь или хотели бы заниматься?» большинство ответов распределились по традиционно выделяемым областям: вокал (32%), хореография (33%), музыкальные инструменты (36%), живопись и архитектура (33%), театр и кино (32%), видео-контент (31%), фото-контент (44%) (предлагалось выбрать не более трех вариантов ответа). Из полученных результатов следует, что практически каждый третий молодой человек сочетает увлечение смежными областями искусства и не ограничивается увлечением только лишь одним творческим занятием. Среди наиболее популярных ответов также имеют место уникальные виды творчества: цирковое искусство (3%), литература и писательство (8%), декоративно-прикладное творчество (8%), юмор и КВН (7%), 3D-моделирование (2%), кулинария (3%), флористика (1%). На основе этого, можно предположить, что любое творческое занятие становится хобби для молодых людей и даже основной занятостью, и выступает той областью, в которой они достигают определенных успехов, тем самым, не теряя интерес к увлечению и всесторонне развиваясь.
Что касается составляющих выбора вида творческой деятельности молодого человека, то большинство респондентов убеждены, что личное желание человека - основная причина, на которую ориентируются при выборе вида занятия. На втором месте по значимости, по мнению опрошенных, стоят семейное и общественное воспитание, уровень культуры, а материальные возможности разделяют третью по значимости позицию. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для молодежи важно ориентироваться прежде всего на
свои личные мотивы и желания, несмотря на финансовую составляющую и стороннее мнение, а это положительно сказывается на результативности и качестве в выбранном виде деятельности.
Что касается помощи в развитии творческого потенциала, то большинство опрошенных (55%) предпочитают самостоятельно заниматься выбранным видом деятельности, в творческом коллективе привыкли заниматься 28% респондентов, 13% делают это индивидуально с педагогом, а 4% не занимаются вовсе. На основе этого можно предположить, что в силу высокой мобильности молодежи и гибкого графика, чаще всего молодые люди занимаются развитием творческого потенциала в стихийно организовавшийся свободный промежуток времени, выбирая таким образом самостоятельное занятие или индивидуальный урок с преподавателем. В свою очередь, около трети опрошенных важно общее специально организованное творческое пространство для синергичной работы единомышленников.
На вопрос о желании связать свою карьеру с выбранным видом творчества, ответы молодых людей распределились так (см. диаграмму 3):
Да, хотел(а) бы
Нет, не хотел (а) бы
Моя карьера связана с творчеством
Затрудняюсь ответить
Диаграмма 3. Распределение огветов на вопрос: «Хотели бы Вы связать свою карьеру с
выбранным видом творчества?»
Эти результаты свидетельствуют о довольно высокой ориентированности молодых людей на свои внутренние мотивы и желание связать свой карьерный путь с любимым увлечением, монетизировав его. Также, можно предположить, что молодежь ориентирована на получение удовольствия от профессии и ментальное здоровье, поэтому отдает выбор в пользу сочетания творческих увлечений и рабочего статуса.
Большая часть респондентов (73%) с уверенностью заявляет, что знает о наличии площадок в Белгородской области, которые способствуют развитию творческого потенциала детей и молодежи, более того, может их перечислить и время от времени посещает их. Что касается остальных опрошенных, они отмечают, что не имеют представления о местах региона, которые предназначены для творческой самореализации.
На предложенный вопрос об оценке качества функционирования площадок для развития творческого потенциала молодежи в Белгородской области, ответы распределились следующим образом (см. диаграмму 4):
2%
6%
31%
38%
23%
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%
Диаграмма 4. Распределение ответов на вопрос: «Оцените по 5-бальной шкале, насколько хорошо в Белгородской области функционируют площадки для развития творческого потенциала молодёжи, где 1 - совершенно не развиты, 5 - отлично развиты»
Можно сказать, что в общем и целом, молодежь удовлетворена качеством функционала творчески-ориентированных площадок в регионе, однако, практически треть участников опроса отметили проблемные точки и предложили некоторые рекомендации. Наиболее популярными ответами стали:
- улучшение PR-кампании творческих активностей на территории всего региона (71%);
- расширение ассортимента творческих мероприятий, опираясь на запросы молодежи и современные тренды (64%);
- установить адекватное ценообразование на услуги творческого характера и предоставить льготы некоторым категориям граждан (45%);
- увеличить количество материальных ресурсов для организации event-мероприятий в традиционных учреждениях культуры и досуга (51%);
- обновить материально-техническое оснащение творческих площадок (30%).
Эти показатели свидетельствуют о том, что современная молодежь достаточно прогрессивна и желает стремительно развиваться по новым методам с применением актуальных технологий. Вся информация молодежи в настоящее время поступает посредством интернет-контента, поэтому крайне важно развивать социальные сети, качественно вести и рекламировать все предстоящие события.
Потребление информации в онлайн-режиме большинством пользователей аргументируется наиболее удобным и менее затратным способом. Следующая иллюстрация наглядно демонстрирует актуальность такого способа получения материалов среди молодежи (см. диаграмму 5).
Нет
Затрудняюсь ответить
Нет, я сторонник личного взаимодействия
Да, я бы развивал творческий
потенциал самостоятельно
Да, в дополнение к личному вза п м оде йствию
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Диаграмма 5. Распределение ответов на вопрос: «Вы бы хотели получать полезные материалы для развития творческого потенциала в онлайн формате?»
Кроме этого, респонденты уточнили, что в рассылке полезных творческих материалов они хотели бы видеть ссылки на творческие мастер-классы и лекции (52%), анонсы предстоящих творческих развлекательных и конкурсных событий региона (68%), информацию о деятельности творческих коллективов (40%), интерактивные творческие материалы - чек-листы, викторины (47%).
С целью определения более удачных форматов привлечения молодежи в творческие пространства и учреждения, а также с целью их популяризации, респондентам был предложен вопрос: «Какие формы привлечения молодежи к различным видам творчества наиболее эффективны?» 84% участников опроса ответили, что организация творческих мастер-классов, проведение фестивалей и праздников, встречи с представителями креативных индустрий позволят, на их взгляд, вовлечь в деятельность учреждения наиболее максимальное количество аудитории. 16% респондентов придерживаются мнения, что наилучшим вариантом вовлечения молодежи станут обзорные экскурсии по творческим Центрам и презентация их деятельности. При этом, каждый третий опрошенный считает, что любой выбранный ими метод станет более эффективным, если будет сопровождаться качественной PR-кампанией.
Долгое время излюбленным методом организаторов культурно-досугового учреждения был День открытых дверей. В настоящее время молодежь не находит этот метод вовлечения прогрессивным. Примерно половина респондентов (42%) посещали такое мероприятие, но считают, что благодаря такому формату можно лишь частично выбрать интересное для себя направление. Подавляющее большинство опрошенных (58%) не были участниками подобного мероприятия, поскольку уверены, что это не помогает в определении направления творческой деятельности или же вид интересной деятельности уже заранее выбран.
Молодые люди, находясь в \иСА-пространстве, достаточно быстро поглощают новые тренды и мировые тенденции. Отвечая на вопрос: «Какие локации для развития творческого потенциала молодежи являются наиболее эффективными в современном мире?», почти три четверти опрошенных (74%) выделили арт-центры, арт-резиденции, коворкинги и креативные кластеры, в то время, как лишь 26% респондентов выделили традиционные школы искусств, центры культурного развития и центры молодежных инициатив.
Несмотря на вышеприведенные данные, на вопрос: «Знаете ли Вы, что такое Арт-резиденция?», участники опроса ответили весьма полярно: 53% не осведомлены в этом вопросе, а 47% имеют своеобразное представление.
При этом, 75% респондентов выразили желание узнать об арт-резиденции и ее возможностях более подробную информацию, 7% категорически не имеют желания знать о деятельности этой структуры, 18% затруднились ответить.
Делая вывод на основе полученных данных, можно отметить высокий интерес молодежи к новым формам ее взаимодействия с творческими индустриями. Важно успевать за новыми трендами и, пользующимися у молодежи популярностью, форматами работы в креативном пространстве с целью из непрерывного развития и постоянного увлечения.
Список используемой литературы:
1. Алексеева Е.А. Творческий потенциал личности. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.
2. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. - М., 1997. - 310 с.