УДК 72.006 ББК 85.11
МОЛОДЁЖНЫЙ ЦЕНТР В Г. ЧЕЛЯБИНСК: СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Е.И. ПЕТУХОВА, ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected] М.С. НАГОРНАЯ, ОУ ВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В настоящее время во всем мире всё больше внимания уделяется вопросам проектирования и строительства молодежных досуговых учреждений и комплексов. В статье анализируется социальный заказ молодежи города Челябинска и специалистов, реализующих государственную молодежную политику на строительство молодёжного центра, приводятся результаты авторского социологического исследования.
Ключевые слова: молодёжный центр, молодёжный досуг, анкетирование, Челябинск.
Актуальность. В современных условиях социального, экономического, политического и культурного развития России, первоочередное внимание уделяется молодёжи - категории населения, способной реализовать потенциал инновационного развития государства [2]: "Будущее любой страны определяет молодежь -основная сила страны, ее главный стратегический и кадровый ресурс. Именно поэтому в большинстве развитых стран молодежная политика выделена в отдельный блок и является одной их важнейших задач государств [1]", - отметил президент РФ В.В. Путин.
Челябинск - студенческий город, по данным Челябинскстата, численность молодых Южноуральцев в возрасте от 14 до 30 лет на 1 января 2016 года составляло 749,606 тысяч человек, большинство из них проживает в столице Челябинской области [5]. Около 30% от общего числа составляет студенческая молодежь. Государственных и
негосударственных образовательных
организаций высшего образования в Челябинске около 30 [4], профессиональных образовательных учреждений - 34 [3].
В Челябинске на сегодняшний день существует значительное количество досуговых учреждений для детей и подростков (дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, дворец молодёжи "Смена", дворец спорта "Юность", детский дом культуры "Ровесник", детский клуб "Сокол", дворец культуры "Данко", детский клуб "Спарта", детский клуб "Лад", детский клуб "Юникс", детский клуб
"Творчество", детский клуб "Юность и др.), большинство из них располагается в собственных зданиях, построенных в эпоху социализма (утратившие, на наш взгляд, на сегодняшний день свою архитектурную и функциональную актуальность). Для студенческой молодёжи, к сожалению, такие сооружения отсутствуют, возможность творческой самореализации существует только при образовательных организациях.
В столице Южного Урала проводится множество культурных мероприятий регионального, всероссийского и
международного уровней (фестиваль молодёжного творчества "Весна студенческая", фестиваль команд КВН "Снежные буераки", международный чемпионат по хип-хопу и брейк-дансу "ENERGY", международные танцевальные форумы, всероссийский слёт студенческих отрядов, фестиваль моды "Платье города" и многие другие). В большинстве своем для проведения этих мероприятий помещения арендуются (Челябинский театр драмы имени Наума Орлова, концертный зал им. С.С. Прокофьева, Челябинский театр оперы и балета им. Глинки, ледовая арена "Трактор", дворец культуры железнодорожников и др.), т.е. тратятся значительные средства из городского, областного и федерального бюджетов, зачастую помещения не соответствуют требованиям проведения мероприятий.
Значительное число студенческой молодёжи не имеют возможности для постоянной творческой самореализации.
Для подтверждения гипотезы, нами было проведено социологическое исследование среди студенческой молодежи Челябинска. Авторская анкета состояла из 11 вопросов:
1) Где Вы предпочитаете проводить свое свободное время?
a) дома
b) вне дома
2) Если вы проводите свое свободное время дома, то почему (можно выбрать несколько вариантов ответа)?
a) неудобно добираться до организованных мест досуга
b) не хочется никуда выходить
0 в городе нет такого места, где бы я захотел провести свой досуг
d) уже был везде и много раз
e) затрудняюсь ответить
3) Где Вы в основном проводите свободное время?
a) общаюсь с друзьями/сверстниками
b) посещаю различного рода досуговые учреждения (театры, музеи, кинотеатры и т.п.) 0 регулярно занимаюсь в кружках, секциях, творческих лабораториях
d) другое
4) Если Вы не занимаетесь регулярно в кружках, секциях, творческих лабораториях, то хотели бы Вы это сделать в будущем?
a) да
b) нет
5) Какой направленности объединения Вас интересуют?
a) спортивного характера
b) творческой направленности (хореография, вокал, театральное направление и т.п.)
0 интеллектуального, научного, технического d) другое
6) Считаете ли Вы, что в Челябинске достаточно мест для проведения молодежного досуга?
a) да, считаю
b) нет, не считаю
0 затрудняюсь ответить
7) Нужен ли городу молодёжный центр нового поколения?
a) да
b) нет
0 затрудняюсь ответить
8) Где (в каком районе), на Ваш взгляд, должен располагаться новый молодежный центр?
a) в центре города
Ь) не важно, была бы транспортная доступность 0 другое
9) Планируете ли Вы посещать мероприятия различного уровня в Молодежном центре?
a) да
b) нет
10) Хотели бы Вы заниматься в творческих объединениях молодежного центра?
a) да
b) нет
11) Какие требования Вы предъявляете к будущему молодежному центру? (проранжировать по значимости)
a) равноудаленность от всех районов города
b) привлекательный внешний облик (архитектурная ценность)
0 наличие рекреационной зоны (парк, сквер и т.д.)
d) наличие достаточного количества парковочных мест
e) наличие пунктов питания
^ возможность для проведения массовых мероприятий
g) наличие большого выбора объединений различной направленности ^ профессионализм руководителей
коллективов
0 бесплатность (низкая стоимость) услуг. ^ другое
Нами было опрошено 350 студентов в рамках регионального фестиваля молодежного творчества "Российская студенческая весна-2016" и 350 студентов образовательных организаций высшего образования посредством интернет-опроса, т.е. 50% участников опроса -целевая аудитория, занимающаяся творчеством (совокупность респондентов 2) и 50% -"среднестатистических" студентов
(совокупность респондентов 1), поэтому мы считаем выборку репрезентативной.
Исходя из данных рис. 1, мы видим, что большая часть южноуральской молодежи предпочитает проводить свое свободное время вне дома - 73% респондентов, причем, как мы и предполагали, ориентированная на творчество молодёжь составляет 89%. Из рис. 2 видно, что количество потенциальных потребителей услуг молодежного центра может составить до 17% среди респондентов совокупности 1 и 66% творческой молодежи.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Где вы предпочитаете проводить свое свободное время?
89%
дома совокупность 1
вне дома совокупность 2
Где Вы в основном проводите свободное время?
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Общаюсь с Посещаю занимаюсь в Другое друзьями досуговые кружках учреждения
■ совокупность 1 ■ совокупность 2
Рис. 1, 2. Место проведения досуга челябинской молодежи
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Если вы проводите свое свободное время дома, то почему?
65%
Неудобно добираться
Не хочется никуда В городе нет такого Уже был везде и Затрудняюсь выходить места много раз ответить
совокупность 1
совокупность 2
Рис. 3. Причина проведения досуга дома
Рис.4. Причина проведения досуга дома
120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
Нужен ли городу молодёжный центр нового поколения?
98%
58%
15% 27%
0% 1 1 2%
Да
совокупность 1
Нет
Затрудняюсь ответить I совокупность 2
Рис. 5. Потребность в новом молодежном центре
На основе результатов анкеты, мы видим, что молодежь города Челябинска не удовлетворена наличием существующих мест для проведения досуга, в основном из-за их малочисленности (отсутствия). 65% респондентов совокупности 2 не имеют на сегодняшний день возможности реализовать свой творческий потенциал.
Подтверждает гипотезу нашего исследования ответ респондентов на вопрос " Нужен ли городу молодёжный центр нового поколения?" 98% студентов совокупности 2 и 58% совокупности 1 ответили однозначно "да", генеральная совокупность составила 78%. Следует вывод, что молодежь Челябинской области готова стать потенциальным потребителем услуг нового молодежного центра.
Рис. 6. Месторасположение молодежного центра
На вопрос о месторасположении молодёжного центра 66,5% респондентов генеральной совокупности отметили важность транспортной доступности.
Большая часть респондентов предпочтет посещать в новом молодёжном центре объединения творческой направленности -54,5%, в спортивных секциях заинтересовано 35,5% студентов. Необходимо, учитывая заказ
южноуральской молодёжи предусмотреть объединения интеллектуальной и волонтерской направленности, а также условия для общественных организаций.
Рис. 8, 9. Выявление потенциальных потребителей услуг молодёжного центра
На рисунке 8, 9 представлены результаты генеральной совкупности респондентов, так как ответы первой и второй группы практически совпадали. На вопрос "Планируете ли Вы посещать мероприятия (международного, всероссийского, регионального уровней), проводимых на базе молодежного центра?" большая часть респондентов дала положительный ответ. Исходя из результатов рисунка 9 мы видим, что большинство респондентов - 76% хотели бы заниматься в творческих объединениях нового молодежного центра. При анкетировании 24% опрошеных, давшие отрицательный ответ, отмечали, что их устраивает творческое объединение, созданное при образовательной организации.
На вопрос, "Какие требования Вы предъявляете к будущему молодежному центру?" наибольшее значение у респондентов получили ответы: "равноудаленность от всех районов города", " наличие рекреационной зоны", "возможность проведения массовых мероприятий", и замыкает эту группу ответ -"привлекательный внешний облик
(архитектурная ценность)". Ответ "наличие достаточного количества парковочных мест" у опрошенных не вызвал достаточного интереса,
Где (в каком районе), на Ваш взгляд, должен располагаться новый молодежный центр? 71%
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
62%
33%
23%
5% 6%
В центре города Не важно, была Другое бы
транспортная доступность ■ совокупность 1 ■ совокупность 2
Планируете ли Вы посещать мероприятия различного уровня в молодежном центре 94,50%
100,00% 50,00% 0,00%
5,50%
да
нет
Планируете ли Вы заниматься в творческих объединениях молодежного центра?
100% 50% 0%
76%
1 24%
да
нет
Какой направленности объединения Вас интересуют? 80% 68%
60% 45% 41%
45% 41%
а6%
■ я
40%
20% | 9% 2% 5% 4%
0%
Спортивного Интеллектуального, характера научного,
технического ■ совокупность 1 ■ совокупность 2
Рис. 7. Интересы потенциальных потребителей
но мы считаем, что это одно из важных условий при проектировании молодёжного центра.
В рамках бесед со специалистами, занимающимися реализацией государственной молодежной политики, мы выявили следующие дополнительные требования к функциональной организации молодежного центра:
- разнообразие предоставляемых возможностей, многофункциональность;
- гибкость, подвижность, возможность трансформации пространства;
- обеспечение возможности межличностного свободного общения молодежи;
- создание условий для творческой и научной досуговой деятельности, а также условий для проявления и развития личностных качеств;
- организация социальной поддержки;
- безбарьерная среда;
- включение в состав молодёжного центра следующих функциональных зон: коммуникативной (зоны общения), нетрадиционных видов спорта, зрелищно-развлекательной, научного и досугового творчества.
Таким образом, мы видим, что строительство молодёжного центра Южного Урала сегодня является насущной необходимостью. Мы считаем, что необходимо использовать положительные примеры столичных городов -Москвы и Санкт-Петербурга, где такие дома привлекают своими безграничными
возможностями и, по сей день остаются важнейшими социокультурными центрами для молодежной аудитории.
В настоящее время есть два пути решения данной проблемы - реконструкция уже существующих зданий или строительство новых современных молодежных центров и комплексов, у каждого способа имеются как свои преимущества, так и недостатки, но одной из основных проблем и того и другого способа является высокая стоимость проектов.
Проведя авторское социологическое исследование, мы выяснили, что Челябинску необходим молодежный центр нового поколения. На наш взгляд оптимальным решением будет строительство "с нуля", так как подходящего здания для реконструкции в Челябинске нет.
Список литературы
1. Зеленкова М.М. Будущее молодежной политики в России (анализ предвыборных выступлений В.В. Путина) /М.М. Зеленкова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4-1. - С. 181-185
2. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. // [Электронный ресурс] / Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика URL: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf (дата обращения: 23.06.2016).
3. Министерство образования и науки Челябинской области // [Электронный ресурс] / Официальный сайт министерства образования и науки Челябинской области URL: http://www.minobr74.ru/Default.aspx (дата обращения: 17.10.2016).
4. Учреждения среднего профессионального образования // [Электронный ресурс] / колледжи и техникумы Челябинска 2016 URL: http://kpuchel.ru/category/spravochnik/srednee-prof-obrazovanie/kolledzhi-chelyabinska/(дата обращения: 15.10.2016).
5. Численность населения Челябинской области по полу и возрасту на 1 января 2016 г. // [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области URL: http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/population/(дата обращения: 15.10.2016).
YOUTH CENTER IN CHELYABINSK: SOCIAL ORDER
M.S. NAGORNAYA, SUIME, Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected] E.I. PETUKHOVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
At present, around the world more and more attention is paid to the design and construction of youth leisure centers and complexes. The article analyzes the social order of the youth of the city of Chelyabinsk and specialists implementing state youth policy for the construction of the Youth Center, the author presents the results of sociological research.
Keywords: architecture, leisure, building, Youth Center, design.