Научная статья на тему 'Анализ проблемы развития студенческого самоуправления как фактора развития социальной активности молодежи'

Анализ проблемы развития студенческого самоуправления как фактора развития социальной активности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
370
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / STUDENT GOVERNMENT / SOCIAL ACTIVITY / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долуденко А. Д.

В данной работе представлено авторское социологическое исследование, с целью выяснения проблем развития студенческого самоуправления как фактора развития социальной активности молодежи в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of problems of development of student self-government as a factor of development of social activity of youth

This paper presents the author's sociological research in order to clarify the problems of the development of student self-government as a factor in the development of social activity of young people in high school.

Текст научной работы на тему «Анализ проблемы развития студенческого самоуправления как фактора развития социальной активности молодежи»

Анализ проблемы развития студенческого самоуправления как фактора развития

социальной активности молодежи

Analysis of problems of development of student self-government as a factor of development of

social activity of youth

Долуденко А.Д.

Студент 4 курса, Институт общественных наук и массовых коммуникаций, НИУ «БелГУ»,

РФ, г. Белгород e-mail: nura. doludencko@yandex. ru

Doludenko A.D.

4rd year student, Institute of social sciences and mass communication, National Research University «BelSU»,

Russia, Belgorod e-mail: nura.doludencko@yandex.ru

Аннотация.

В данной работе представлено авторское социологическое исследование, с целью выяснения проблем развития студенческого самоуправления как фактора развития социальной активности молодежи в вузе.

Annotation.

This paper presents the author's sociological research in order to clarify the problems of the development of student self-government as a factor in the development of social activity of young people in high school.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, социальная активность, молодежь. Key words: student government, social activity, youth

Формирование и рост социальной активности молодежи становится значительной проблемой современности, решающим условием прогрессивного социального роста. На сегодняшний день даже при самых благоприятных условиях жизни молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.

Студенческое самоуправление является основной формой формирования социальной активности студентов, что позволяет им самостоятельно контролировать не только учебный процесс, но и осуществлять намеченные цели во внеучебной деятельности.

В деятельности органов студенческого самоуправления, в участии в жизнедеятельности университета заинтересовано небольшое количество студентов, остальные студенты относятся к деятельности ОССУ пассивно. Потому необходимо изучение причин, по которым студенты не занимаются деятельностью студенческого самоуправления, факторов, влияющих на вступление, проблем, которые существуют в организации ССУ в НИУ «БелГУ».

В целях изучения проблем развития и организации студенческого самоуправления в НИУ «БелГУ» нами было проведено социологическое исследование на тему «Роль студенческого самоуправления в жизни студентов НИУ «БелГУ». Формой опроса выступило - анкетирование.

В проведенном анкетировании приняли участие - 372 человека. Студенты, которые состоят в органах студенческого самоуправления вуза. А также студенты, которые хотели поучаствовать и те, которые относятся пассивно к деятельности студенческого самоуправления.

Первый блок вопросов имеет ярковыраженную направленность на выяснение того, что же такое, по мнению студентов, студенческое самоуправление, знают ли они о его существовании, а также на выяснение того, являются ли студенты социально-активными личностями, и в чем проявляется их социальная активность.

Проанализировав результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

1. На первый вопрос, который звучал так «Знаете ли Вы, что такое студенческое самоуправление? Если да, то опишите, что же в вашем представлении, означает студенческое самоуправление». Все респонденты ответили, что знают определение студенческого самоуправления. Но у каждого из респондентов свое представление об этом определении. Например, один из студентов ответил, что студенческое самоуправление -это группа инициативных ребят, которые занимаются организацией и проведением мероприятий, а также решением определенных проблем и задач». Один из респондентов указал, что, по его мнению, студенческое самоуправление представляет собой «активную группу активных студентов, которые в ходе работы становятся семьей». Другие студенты представляют студенческое самоуправление как «объединение крутых ребят, которые отличаются активностью, инициативностью, креативностью. Это студенты, которые организовывают всевозможные мероприятия в вузе и тем самым наполняют студенческую жизнь приятными воспоминаниями». Есть и те респонденты, которые ответили на данный вопрос таким образом: «Группа студентов, которая организует мероприятия, которые диктует руководство, чтобы собрать грамоты на стипендию». И лишь некоторые студенты указали, что для них студенческое самоуправление - это самостоятельная деятельность студентов, которая занимается реализацией функций управления университетом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты понимают студенческое самоуправление по -разному. И для многих студентов - это организация и проведение мероприятий. Но в настоящем понимании студенческое самоуправление в вузе - это реализация функций управления университетом, приобретение тех навыков, которые помогут в дальнейшем при трудоустройстве.

Отсюда вытекает проблема малого информирования о деятельности студенческого самоуправления и о том, что студенты не до конца понимают сущность и структуру студенческого самоуправления.

2. Следующим вопросом был «Знаете ли Вы о существовании в Вашем вузе студенческого самоуправления?», все респонденты ответили, что знают о наличии студенческого самоуправления в университете.

3. Далее были вопросы о социальной активности студенческой молодежи. Одним из вопросом стал «Являетесь ли Вы социально-активным студентом?». Респонденты на данный вопрос ответили, следующим образом: 50 % - выбрали вариант «скорее да, чем нет», 32% - отметили вариант «да» и 18% - ответили «скорее нет, чем да».

Можно сделать вывод о том, что большинство студентов НИУ «БелГУ» являются социально-активными личностями, пытаясь уделять внимание различной деятельности в вузе.

Отсюда вытекает вопрос о том, в чем же проявляется их социальная активность. Респонденты ответили так, что в основном они организуют, проводят и участвуют в мероприятиях, проводимых как на университетском уровне, так их на их факультетах.

Некоторые респонденты написали о том, что они являются культоргом на своем факультете, другие указали, что они участвуют не только в мероприятиях, но и конференциях и конкурсах, которые проводятся в вузе. Также были респонденты, которые ответили, что участвуют в Студенческом совете и в общественных объединениях университета.

Кроме того, был такой ответ как: «в творческом самовыражении» и «Я выполняю разную деятельность в несколько студенческих объединений (организация мероприятий, информационная поддержка,

распространение информации о мероприятиях, провожу тренинги, семинары, иногда занималась волонтерской деятельностью)».

Таким образом, общественная деятельность в университете разнообразна, и студенты стараются уделять внимание тому, что им нравится, в чем они смогут достойно проявить себя. Но при этом другие респонденты, которые отметили вариант «скорее нет, чем да» относятся пассивно к различной деятельности университета.

4. Следующий вопрос звучал так «Как Вы считаете, чему способствует социальная активность в университете?». На данный вопрос можно было отметить 3 варианта ответа. 90,9% отметили, что развивает коммуникативные навыки; 86,4% - развивает лидерские качества; 51,5% выбрали - помогает найти друзей; 66,7% отметили вариант ответа - формирует профессиональную направленность, а 15,2% выбрали также вариант, что социальная активность в университете заполняет свободное время.

5. На вопрос «О каких органах студенческого самоуправления Вы слышали?» респонденты ответили, что знают о таких органах, как: Студенческий совет, студенческие объединения (студенческое научное общество, международный студенческий офис, штаб волонтерского движения «Горячие сердца» и т.д.), Профком. Многие из студентов ответили, что знают только о Студенческом совете. А некоторые студенты указали, что не знают о органах студенческого самоуправления, потому что они не интересуются их деятельностью.

Мы хотели узнать у респондентов о том, нужна ли, по их мнению, деятельность органов студенческого самоуправления в университете. И 92% отметили вариант «да», а 8% выбрали вариант «скорее да, чем нет». Никто из студентов, участвовавших в анкетировании, не выбрал вариант ответа «нет».

6. Далее мы решили узнать, являются ли респонденты членом одного из органов студенческого самоуправления на их факультете. Ответы распределились следующим образом. Не состоят в органах студенческого самоуправления - 63%; состоят в студенческом совете - 26%; состоят в общественных объединениях - 7%, а 4% являются членами Профкома.

Следовательно, большинство студентов не принимают участия в деятельности студенческого самоуправления в вузе. Это говорит о наличии проблем: отсутствие мотивации и пассивность по отношению к органам студенческого самоуправления, которые необходимо решать с помощью проектной деятельности.

7. Мы решили выяснить, как студенты оценивают степень своего участия в деятельности органов студенческого самоуправления. Большинство, а именно 72% респондентов отметили вариант, что они участвуют в общественной жизни вуза, как зритель или участник разнообразных мероприятий.

Респонденты (18%) выбрали вариант, что они никак и нигде не участвуют; 5% небезразлична общественная деятельность в вузе, и они активно участвуют в работе органов студенческого самоуправления. А 4% являются организаторами или председателями студенческих советов или студенческих объединений.

8. Отвечая на следующий вопрос «Что, по Вашему мнению, дает студенту участие в деятельности органов студенческого самоуправления?», респонденты могли выбрать три варианта ответа. Большинство студентов (86,6%) указали вариант «Личностное развитие, знание и компетенции»; больше половины респондентов также отметили варианты «возможность решить различные проблемы, сложности» (58,2%) и «льготы, поощрения от руководства вуза (в т.ч. повышении стипендии и т.д., выплаты)» (58,2); «возможность обратить на себя внимание» - 58,2%); вариант ответа «это поможет будущей карьере выбрало - 25,4%). А вариант ответа «это ничего не дает, кому надо там сам приобретет необходимые навыки» отметили 7,5%) респондентов.

Далее следует блок вопросов, в которых мы выяснили, в чем состоят причины неучастия студентов в деятельности ОССУ, а также узнали, какие проблемы видят студенты в организации студенческого самоуправления в НИУ «БелГУ».

9. Респонденты в ответе на вопрос «В чем причина Вашего неучастия в деятельности органов студенческого самоуправление вашего института / факультета?» указали такие причины как: отсутствие интереса, лень, наличие интересов вне вуза. Также отметили следующие варианты необходимость совмещать учебу с работой, семейные обстоятельства, отсутствие организаторских способностей, скромность и стеснительность. И только 28,4% респондентов указали, что они участвуют в деятельности органов студенческого самоуправления.

Отсюда следует, что необходимо больше информировать остальных студентов о работе ОССУ, решать проблему с мотивацией, а также устраивать тренинги, мастер классы, которые могли бы научить студентов, которые хотели бы заниматься деятельностью студенческого самоуправления, организаторским способностям и ораторскому искусству.

Далее мы выяснили, какие проблемы видят студенты в деятельности студенческого самоуправления в НИУ «БелГУ».

Чаще всего респонденты указывали то, что студенческого самоуправление в основном занимается организацией мероприятий.

Одной из важных проблем, по мнению опрошенных студентов, стала отсутствие заинтересованности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления, пассивность студентов, отсутствие мотивации.

Кроме того, студенты указали такую проблему как материальное обеспечение.

Были также перечислены следующие проблемы: мало помощи со стороны администрации вуза, отсутствие преемственности, коррумпированность университетских мероприятий соревновательного характера, нежелание предпринимать новый опыт, внутригрупповые конфликты, отсутствие системы обучения новых членов ССУ, излишний контроль руководства вуза, обязанность в тех случаях, где приветствовалось бы добровольничество, полная информационная изоляция, не взвешенные решения и неправильное распределение обязанностей, структурная.

Были и те респонденты, которые написали, что проблем нет.

Таким образом, по результатам данного вопроса, можно заметить, что в НИУ «БелГУ» существует множество различных проблем. Данные проблемы необходимо решать при помощи внедрения проектной деятельности.

10. Одним из заключительных вопросов стал «На Ваш взгляд, какие социальные проблемы необходимо решать органам студенческого самоуправления?». Органам студенческого самоуправления, по мнению студентов, необходимо решать такие социальные проблемы как: защита интересов студентов (85,1%), формирование и обучение студентов и студенческого актива (73,1%), информирование студентов о студенческой жизни (59,7%), трудоустройства (32,8%), участие в решении правовых аспектов студентов (47,8%), культурного досуга (68,7%), материального обеспечения (19,4%).

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

1. Большинство опрошенных респондентов не заинтересованы в деятельности органов студенческого самоуправления. В качестве основных причин неучастия студенты отметили: отсутствие интереса, свободного времени, лень, наличие интересов вне вуза. Кроме того, студенты отметили и такие варианты как: отсутствие организаторских и лидерских способностей, наличие таких качеств как скромность стеснительность. Потому необходимо создание проекта, который бы включала себя мероприятия, направленные на повышение мотивации, заинтересованности в деятельности органов студенческого самоуправления, информирование об их деятельности, развитие лидерских и организаторских способностей;

2. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что в деятельности органов студенческого самоуправления существуют такие проблемы как: отсутствие мотивации, основная направленность только на организацию культурно-массовых мероприятий, отсутствие системы обучения новых членов студенческого самоуправления и системы преемственности, недостаточная разработанность социально-воспитательных технологий развития социальной активности внутри ОССУ, полная информационная изоляция и т.п. Данные проблемы будет решены при помощи реализации проекта.

Список используемой литературы:

1. Добреньков, В. И. Социология: учебник [Текст] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.

2. Дралюк, И.А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов [Электронный ресурс] / И.А. Дралюк // Режим доступа к изд.: http://www.dissercat.com/content/proektnaya-deyatelno.. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

3. Касаткина, А. Проблемы и перспективы студенческого самоуправления в России: время перейти границы? [Электронный ресурс] / А. Касаткина // Режим доступа к изд.: http://www.cogita.ru/ /samoupravlenie/problemy-i-perspektivy-studencheskogo-samoupravleniya-v-rossii-vremya-pereiti-granicy - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

4. Киреева, О. А. Педагогические условия развития студенческого самоуправления как средства подготовки студентов вузов культуры и искусств к профессиональной деятельности: монография [Текст] / О. А. Киреева ; Упр. культуры Белгородской обл., Белгородский гос. ин-т культуры и искусств. - Белгород : Белгородский гос. ин-т культуры и искусств, 2010. - 243 с.

5. Овчинников, В.В. Организация и развитие органов студенческого самоуправления в образовательных учреждения РФ [Текст] / В.В. Овчинников, В.Э. Филиппов. - М.: РГСУ, 2005. - 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.