Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РОДИТЕЛИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А., Беломестнова М.Е.

Введение. В статье исследуется проблема обеспечения родителями информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье. Анализируя проблему информационной безопасности детей дошкольного возраста, авторы обозначают свою позицию о том, что следует уделять особое внимание информационной среде, в которой живет и развивается ребенок в семье. Семья выступает важной составляющей в структуре развития ребенка, формирования поведенческих паттернов, норм и ценностей, в том числе и в формировании основ безопасного поведения в медиапространстве. Материалы и методы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; нормативных документов об обеспечении информационной безопасности детей дошкольного возраста, об образовании; систематизация; сравнение; анкетирование; интервью; устный опрос; качественный анализ полученных данных. Результаты исследования. Исследователи провели анкетирование родителей и интервьюирование детей, которые позволили сделать вывод о недостаточном родительском контроле и включенности в процесс создания условий информационной безопасности детей в информационном пространстве. В качестве ресурса достижения поставленной цели была реализована психолого-педагогическая программа повышения информационной компетентности родителей. Программа предполагала поддержку родителей и ознакомление их со стратегиями решения проблем, связанных с использованием детьми мобильных устройств. Программа включала разные формы работы с родителями - индивидуальные, групповые, массовые, просветительские мероприятия. Обсуждение и заключения. Авторами обозначены следующие положения: - доказано, что актуальность проблемы обеспечения родителями информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье детерминируется причинами объективного характера; - процесс повышения компетентности родителей в обеспечении информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье представляет собой целенаправленную реализацию психолого-педагогической программы; -доказано влияние реализованной работы на повышение компетентности родителей в обеспечении информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста и ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.А., Беломестнова М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF INFORMATION SECURITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE FAMILY

Introduction. The article examines the problem of parents ensuring the information security of children of senior preschool age in the family. Analyzing the problem of information security of preschool children, the authors indicate their position that special attention should be paid to the information environment in which the child lives and develops in the family. The family is an important component in the structure of a child's development, the formation of behavioral patterns, norms and values, including the formation of the foundations of safe behavior in the media space. Materials and Methods. The following methods were used during the study: analysis of psychological and pedagogical literature; analysis of regulatory documents on ensuring the information security of preschool children, on education; systematization; comparison; questioning; interview; oral questioning; qualitative analysis of the obtained data. Results. The researchers conducted a survey of parents and interviewed children, which led to the conclusion about insufficient parental control and their involvement in the process of creating conditions for the information security of children in the information space. As a resource for achieving the set goal, a psychological and pedagogical program for increasing the information competence of parents was implemented. The program was designed to support parents and educate them on strategies for dealing with their children's use of mobile devices. The program included various forms of work with parents - individual, group, mass, educational events. Discussion and Conclusions. The authors indicate the following provisions: - it has been proved, that the relevance of the problem of ensuring the information security by parents of older preschool age children in the family is determined by objective reasons; - the process of increasing the competence of parents in ensuring the information security of older preschool children in the family is a purposeful implementation of the psychological and pedagogical program; - the influence of the implemented work on increasing the competence of parents in ensuring the information security of older preschool children on its effectiveness has been proved.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ»

СтатьяМЛск

УДК 373.24

Б01: 10.26795/2307-1281 -2022-10-4-9

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

И. Ю. Иванова1, И. Н. Евтушенко1, Е. Б. Быстрай1, Б. А. Артеменко1, М. Е. Беломестнова2

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Российская Федерация 2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, Москва, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье исследуется проблема обеспечения родителями информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье. Анализируя проблему информационной безопасности детей дошкольного возраста, авторы обозначают свою позицию о том, что следует уделять особое внимание информационной среде, в которой живет и развивается ребенок в семье. Семья выступает важной составляющей в структуре развития ребенка, формирования поведенческих паттернов, норм и ценностей, в том числе и в формировании основ безопасного поведения в медиапространстве.

Материалы и методы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; нормативных документов об обеспечении информационной безопасности детей дошкольного возраста, об образовании; систематизация; сравнение; анкетирование; интервью; устный опрос; качественный анализ полученных данных.

Результаты исследования. Исследователи провели анкетирование родителей и интервьюирование детей, которые позволили сделать вывод о недостаточном родительском контроле и включенности в процесс создания условий информационной безопасности детей в информационном пространстве. В качестве ресурса достижения поставленной цели была реализована психолого-педагогическая программа повышения информационной компетентности родителей. Программа предполагала поддержку родителей и ознакомление их со стратегиями решения проблем, связанных с использованием детьми мобильных устройств. Программа включала разные формы работы с родителями - индивидуальные, групповые, массовые, просветительские мероприятия. Обсуждение и заключения. Авторами обозначены следующие положения:

- доказано, что актуальность проблемы обеспечения родителями информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье детерминируется причинами объективного характера;

- процесс повышения компетентности родителей в обеспечении информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста в семье представляет собой целенаправленную реализацию психолого-педагогической программы;

- доказано влияние реализованной работы на повышение компетентности родителей в обеспечении информационной безопасности детей старшего дошкольного возраста и ее эффективность.

Ключевые слова: информационная безопасность, цифровая компетентность, дети дошкольного возраста, родители, дошкольные образовательные организации, программа повышения информационной компетентности родителей.

Для цитирования: Иванова И. Ю., Евтушенко И. Н., Быстрай Е. Б., Артеменко Б. А., Беломестнова М. Е. Анализ проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 9.

ANALYSIS OF THE PROBLEM OF INFORMATION SECURITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE FAMILY

I. Yu. Ivanova1, I. N. Evtushenko1, E. B. Bystray1, B. A. Artemenko1, M. E. Belomestnova2

1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation 2Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article examines the problem of parents ensuring the information security of children of senior preschool age in the family. ребенок в семье. Analyzing the problem of information security of preschool children, the authors indicate their position that special attention should be paid to the information environment in which the child lives and develops in the family. The family is an important component in the structure of a child's development, the formation of behavioral patterns, norms and values, including the formation of the foundations of safe behavior in the media space.

Materials and Methods. The following methods were used during the study: analysis of psychological and pedagogical literature; analysis of regulatory documents on ensuring the information security of preschool children, on education; systematization; comparison; questioning; interview; oral questioning; qualitative analysis of the obtained data.

Results. The researchers conducted a survey of parents and interviewed children, which led to the conclusion about insufficient parental control and their involvement in the process of creating conditions for the information security of children in the information space. As a resource for achieving the set goal, a psychological and pedagogical program for increasing the information competence of parents was implemented. The program was designed to support parents and educate them on strategies for dealing with their children's use of mobile devices. The program included various forms of work with parents - individual, group, mass, educational events. Discussion and Conclusions. The authors indicate the following provisions:

- it has been proved, that the relevance of the problem of ensuring the information security by parents of older preschool age children in the family is determined by objective reasons;

- the process of increasing the competence of parents in ensuring the information security of older preschool children in the family is a purposeful implementation of the psychological and pedagogical program;

- the influence of the implemented work on increasing the competence of parents in ensuring the information security of older preschool children on its effectiveness has been proved.

Keywords: information security, digital competence, preschool children, parents, preschool educational organizations, parent information competence improvement program.

For citation: Ivanova I. Yu., Evtushenko I. N., Bystray E. B., Artemenko B. A., Belomestnova M. E. Analysis of the problem of information security of preschool children in the family // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 4. Р. 9.

Введение

Проблема обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста активизируется в последние десятилетия. Современное общество - это общество развития и диверсификации информационных технологий. В данной статье мы проводим анализ состояния проблемы обеспечения в семье информационной безопасности современных детей дошкольного возраста. Отметим, что навыки детей XXI века, связанные с использованием цифровых средств массовой информации и коммуникации, достаточно активно изучаются и обсуждаются мировым научным, общественным и родительским сообществами. Современные дошкольники в перманентном формате подвергаются воздействию различной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Негативное воздействие информации и информационно-коммуникационных средств на психическое, физическое развитие и социализацию детей остается одной из серьезных проблем нескольких последних десятилетий. Л. Е. Солянкина, Г. М. Семененко, М. В. Галда, Ж. И. Ободова, T. Burns, F. Gottschalk, A. Petrova, I. Plevova указывают на возможные риски киберпространства для детей и молодежи - кибербуллинг, (издевательства, оскорбления, уничижение, обзывания и т.д.); киберзапугивания, киберпреследования, исключение из сообществ, информационное травмирование как следствие информационной перегрузки, информационный транс, вследствие потребления информации без рефлексии и анализа, пропаганда рискового поведения и прочие проблемы [14, 8, 18, 34, 21, 31]. Мы вслед за A. Klim-Klimaszewska считаем, что указанный перечень следует дополнить угрозами, которые несет в себе бесконтрольное использование компьютера детьми дошкольного возраста: проблемы в здоровье, нарушения концентрации внимания, мышления, состояние эмоционально-психологической отстраненности от реального мира, нарушение эмоциональных отношений, искажение иерархии ценностей и другие расстройства личности, называемыми компьютерной зависимостью, - компьютер занимает главное место, а некомпьютерная жизнь подгоняется под стандарты виртуальной [26].

Проблеме информационной безопасности посвящены исследования В. Н. Бородиной, А. К. Поляниной, М. И. Ожигановой, А. Д. Костюкова и др. Каждый из исследователей дефиниции «информационная безопасность» предлагает свое определение, но в целом это понятие можно охарактеризовать как переживаемое человеком состояние защищенности

сознания от разного рода деструктивной информации, представляющей угрозу для жизни, психического и соматического здоровья индивида, а также потенциально способной нанести вред его социальной адаптации [4, 9, 11]. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационную безопасность детей трактуют как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, а также выделяют перечень источников информации: продукция средств массовой информации, печатные материалы, аудиовизуальная продукция на различных носителях, зрелищные мероприятия [16]. Следует отметить, что основным, общим источником угроз психологической безопасности может быть информация, неадекватно отражающая окружающий мир ребенка. Важно понимать, что смысловое наполнение понятия «безопасность» обеспечивается условиями, при которых человек огражден от негативного воздействия как внешних, так и внутренних факторов. Под термином безопасность также следует понимать некую способность системы сохранять свою целостность при разрушающих воздействиях. Данное требование должно реализовываться информационным пространством. Информационным пространством считается пространство, в котором циркулируют информационные потоки в виде информационных сообщений и сигналов. Говоря о понятии «безопасность» детей, необходимо остановиться на полюсном ему понятии - «опасность». При этом опасность, на наш взгляд, следует рассматривать как наличие и действие факторов, которые являются дисфункциональными, которые дестабилизируют жизнедеятельность ребенка, а также угрожают развитию его личностных качеств и личности в целом. Предвидение возникновения разного рода опасностей в современном информационном пространстве -сложная задача, касающаяся родителей и педагогов дошкольного образования [15]. В настоящее время не предлагается единая обоснованная и подробная классификация источников и угроз информационной безопасности детей как в дошкольном образовании, так и в семье. Изучив теоретические аспекты проблемы обеспечения информационной безопасности в информационном пространстве детей дошкольного возраста, мы констатируем следующий перечень угроз: мошенники, выманивающие у детей какую-либо важную информацию для дальнейших действий; люди, страдающие расстройствами; материалы, способные возбуждать ненависть; коммерческое убеждение, реклама; использование личной информации; домогательство, буллинг; мошенничество финансового характера; причинение вреда самому себе (суицид, анорексия и т.д.); вторжение в частную жизнь; незаконная деятельность (скачивание данных личного характера) и проч. Данный перечень является не полным, и дальнейшая наполняемость его будет зависеть от специфики развития общества и совершенствования информационных технологий.

Анализируя проблему информационной безопасности детей дошкольного возраста, следует уделить особое внимание информационной среде в семье, внутри которой живет и развивается ребенок. Семья выступает важной составляющей в структуре развития ребенка, формирования поведенческих паттернов, норм и ценностей. Дети являются наиболее активной и любознательной частью аудитории, готовой к постоянному, активному взаимодействию с цифровыми технологиями. В этом важно отметить как плюсы (повышение уровня эрудированности, коммуникативные навыки и проч.), так и минусы (отсутствие жизненного опыта, позволяющего определить обман и манипуляцию; риск стать жертвой онлайн-угроз и манипуляций - мошенничество, вовлечение детей в контент

порнографического характера, получение личной информации с целью ее дальнейшего преступного применения и проч.). Информационная компетентность родителей выступает значимым фактором формирования навыков безопасного поведения детей в интернет-пространстве. Обратимся к анализу понятия информационной компетентности родителей. Проведенный нами анализ показал, что в научной литературе наблюдается большая вариативность в формулировке этого понятия. В данном исследовании мы опираемся на определение, данное Х. Лао. Автором информационная компетентность представляется как совокупность трех компонентов: получение, оценивание, использование информации [7]. Формирование информационной компетентности родителей является эффективной мерой противодействия посягательствам на детей в процессе использования сети Интернет.

Цель данной статьи заключается в изучении особенностей использования информационно-коммуникационных технологий в семьях с детьми дошкольного возраста и обеспечения родителями информационной безопасности своих детей.

Обзор литературы

Проанализируем отечественный опыт и опыт зарубежных стран в обеспечении безопасности современных детей дошкольного возраста в информационном пространстве. В «Концепции информационной безопасности детей РФ» (2015) обозначены следующие направления ее реализации: защита детей от вредного воздействия информационной среды; создание условий развития ребенка на основе проектирования и конструирования информационной среды, обеспечивающей позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка [6]. Сегодня дети «дышат» информационной средой, впитывая все, что доступно. L. Parijkova считает, если исследователи и педагоги (и родители, конечно же) хотят понять современного ребенка, они должны исследовать его и его обычную «цифровую» жизнь. Интересны данные, полученные при опросе родителей из разных болгарских городов. Респонденты отметили, что 9% детей начали использовать цифровые устройства до достижения первого года жизни, лишь один родитель из 144 опрошенных сказал, что его/ее ребенок не использует цифровые технологии [33].

Группа исследователей: S. Livingstone, J. Marsh, L. Plowman, S. Ottovordemgentschenfelde, B. Fletcher-Watson - подтверждает эти данные. По результатам проведенного качественного исследования в Великобритании был подготовлен национальный отчет о роли цифровых технологий в жизни детей от рождения до восьми лет, в котором обратили внимание общественности на вопросы знакомства детей с гаджетами, влияния онлайн-технологий на развитие, социализацию детей дошкольного возраста и на взаимоотношения в семье. Современные дети достаточно активно и рано начинают пользоваться смартфонами, планшетами, ноутбуками и прочими электронными устройствами. Взрослые разрешают детям доступ к онлайн-сайтам, не осознавая рисков, связанных с использованием Интернета дошкольниками. Стратегии родителей по управлению детским интернетом носят неоднородный характер, и многие родители считают, что им необходимо будет в дальнейшем, по мере взросления детей, менять стратегии по обеспечению их безопасности в сети Интернет. В некоторых случаях родители используют родительские пароли для входа в устройство, фильтры на контент, который могут просматривать дети. Взаимодействие детей с информацией, связанной с насилием и ненормативной лексикой беспокоит многих родителей больше, чем сексуальный контент или контакты детей с незнакомыми людьми в Интернете. Отдельные родители обращаются за консультациями в образовательные

организации по вопросам обеспечения безопасности детей в Интернете, однако остаются неудовлетворенными в силу ограниченности этих консультаций. Авторы отмечают, что дети в возрасте от рождения до восьми лет являются активными гражданами цифровой эпохи, в то же время наблюдаются значительные пробелы в информировании родителей о доступности и использовании детьми информационных технологий, а также об обеспечении информационной безопасности детей [29, 30].

Взрослые должны осознавать, что без контроля с их стороны дети могут легко попадаться на уловки мошенников, становиться их жертвами. Согласно исследованиям Г. У. Солдатовой, О. И. Теславской, родители дошкольников в 70% случаев выбирают стратегию присутствия рядом, когда их ребенок пользуется интернетом, опыт столкновения с онлайн-рисками имеет почти каждый второй ребенок 5-7 лет (46%) [13]. Данные результаты позволяют утверждать, что родители не всегда осведомлены о том, чем занят их ребенок в информационно-коммуникационном пространстве, какие сайты посещает, в какие игры играет, с кем общается. У родителей необходимо выстраивать понимание того, что отношение детей к информационно-коммуникационным технологиям формируется взрослыми. В этой связи именно на родителей, в первую очередь, возлагается полная ответственность за обеспечение информационной безопасности детей: правильного выбора образовательных программ, контроля общения ребенка в сети, выбора компьютерных игр и проч.

Согласно исследованию И. А. Писаренко и Л. И. Заиченко, родители расценивают «дошкольное детство как период вхождения ребенка в цифровую среду, а значит, существует объективная цель работы и с детьми, и с образовательным содержанием» [10, с. 72]. S. Papadakis, F. Alexandraki, N. Zaranis (Греция) отмечают, что почти все родители заявили, что они используют политику ограничения времени, которое их ребенок проводит с мобильным устройством. Например, использование детьми смарт-мобильных устройств менее одного раза в неделю разрешали 95 родителей; несколько дней в неделю -144 человека; большинство дней в неделю - 53 человека; разрешали пользоваться мобильными устройствами каждый день - 33 респондента, при этом отсутствовали родители, которые совсем не разрешали использовать детям устройства. Также родители пытаются контролировать взаимодействие своих детей со смарт-устройствами, предлагая это делать детям в своем присутствии - 183 человека, допускают ситуацию «иногда один - иногда со взрослым» 121 человек, использование смарт-устройств ребенком в одиночестве позволяют 21 человек. В большинстве своем родители опасаются, что их ребенок может столкнуться с неприемлемым контентом в процессе использования цифровых технологий или что с цифровыми технологиями совершенно не конкурируют другие важные события в жизни детей, которые способствуют их нормальному развитию, а также родители беспокоятся, что информационно-коммуникационные технологии сводят к минимуму социальный опыт дошкольников [32].

R. Fojtik, B. Kaloferova, проанализировав современные особенности формирования цифровой компетентности дошкольника, отмечают, что безопасность и умение решать проблемы при использовании технологических инструментов выступают одним из ключевых компонентов цифровой компетентности современного ребенка дошкольного возраста. Авторы отмечают значимость совместной ответственности и взаимной поддержки родителей и педагогов в обеспечении безопасности детей в мультимедийной интерактивной среде [23, 24].

В целом процесс обеспечения физической и психологической безопасности детей является важной задачей не только семьи, но и государства и общества в целом.

Поддержание психологической безопасности детей дошкольного возраста является обязательным как в работе дошкольной образовательной организации, так и в семье. Проведенный опрос M. Karacic, S. Kadum, M. Ruzic-Baf на выборке из 144 родителей, дети которых посещали дошкольную организацию «Радость» в Черногории. Результаты исследования показывают, что после пребывания в детском саду 53,5% детей проводят свободное время в закрытых помещениях, играя в игры по своему выбору (95,1%); почти половина детей (46,5%) после детского сада проводит свободное время на природе. Эпизодическую поддержку со стороны образовательных учреждений в организации свободного времени ребенка получают 39,6% родителей, а 38,9% из них не имеют такой поддержки вообще. Только пятая часть родителей дошкольников (20,8%) пользуется постоянной поддержкой компетентных учреждений. При этом 82,0% респондентов говорят о том, что компетентные учреждения должны всегда или хотя бы время от времени оказывать поддержку родителям в организации свободного времени их ребенка. 61,8% родителей дошкольников ожидают разные формы поддержки со стороны компетентных специалистов: так, 18,1% из них ожидают помощи в образовании, 9,0% помощи в организации пространственных и материальных условий, а 11,1% ожидают помощи профессионалов в выборе детского контента [25].

Информационная безопасность дошкольников подразумевает отсутствие риска причинения вреда здоровью, психическому и духовному развитию детей, а также их нравственному развитию. Родители детей дошкольного возраста часто недооценивают угрозы, связанные с информацией, которую дети получают из информационных источников (P. Dias, R. Brito) [20]. Факты свидетельствуют (E. Champaoski, V. Quandt) о том, что доступ детей к цифровым средствам массовой информации должен осуществляться при родительском контроле и руководстве, такой подход может обеспечить безопасность доступа и использования интернет-контента детьми. В литературе описан ряд показателей безопасного использования ребенком цифровых носителей. Они представляют собой альтернативные способы отслеживания и ориентации родителей, такие как: протагонизм детей, проявление эмоциональности, диалог, родительский мониторинг и контроль, а также ориентация на пределы и возможности. Они характеризуются диалогическим процессом, стимулирующим зрелость и проницательность ребенка, в пределах его защиты [19, 27, 28].

В исследовании обыденного понимания родителями и педагогами информационной безопасности детей, проведенном И. Б. Бовиной, Н. В. Дворянчиковым, С. В. Будыкиным, установлено, что «в группе родителей угроза представлена понятиями: Интернет, общение со сверстниками, телевизионные фильмы и передачи, порнография и реклама, при этом противостояние угрозе в их понимании подразумевает в первую очередь контроль за использованием Интернета и поведением ребенка, ограничение доступа к Интернету, запрет на просмотр передач и использование компьютера, защита персональной информации, возрастная градация информации, обсуждение информации с ребенком, ответственность родителей» [3].

S. Livingstone также исследует практики регулирования взаимодействия с информацией из СМИ в семье, уделяя особое внимание стратегиям родителей по управлению доступом детей к медиатехнологиям и их использованию. Эти вопросы изучаются с применением данных двух опросов: в рамках проекта «Молодые люди, новые медиа» было опрошено 1300 детей и их родителей, изучались социальные, реляционные и контекстные факторы, которые определяют способы разработки семьей правил использования персональных компьютеров и телевизоров членами семьи; проект «Дети

Великобритании выходят в Интернет» позволил опросить 1500 детей и их родителей, обновив картину, изучив внедрение Интернета в семью. На основе этих данных утверждается, что, несмотря на «новизну» средств массовой информации по мере их последовательного появления в доме, в ответах семей наблюдается значительная согласованность, поскольку отношения между родителями и детьми медленно меняются, что формирует модели внутреннего регулирования и использования информационных технологий [29].

L. Plowman, C. Stephen, J. McPake описывают два эмпирических исследования использования информационных технологий трех- и четырехлетними детьми, одно из которых было проведено в семьях, а другое - в дошкольных учреждениях Шотландии, для сравнения способов обучения детей с помощью технологий. Авторами были выявлены различия с точки зрения имеющихся человеческих и технологических ресурсов, мотивации и возможностей для обеспечения управляемого взаимодействия, а также типов обучения, которые были поддержаны в семьях и в дошкольных учреждениях [35].

Ю. В. Батенова, В. И. Долгова, И. Е. Емельянова, И. Ю. Иванова, Л. К. Пикулева, О. Г. Филиппова считают, что обеспечение безопасности информационной среды детей дошкольного возраста возможно при ориентации на адекватный возрасту позитивный контент, а также при параллельном ограничении и контроле взрослых [1, 2, 22]. Далее мы обратимся к описанию методов и результатов проведенного нами исследования, касающегося выявления особенностей и возможностей обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье.

Материалы и методы

Исследование было проведено в дошкольной образовательной организации города Челябинска с участием родителей воспитанников. В проведенном исследовании принимало участие 40 родителей, а также 40 детей старшего дошкольного возраста.

При планировании исследования мы опирались на результаты пилотного анонимного анкетирования, проведенного в г. Челябинске, где было выявлено, что 56% опрошенных не умеют осуществлять поиск безопасной для детей дошкольного возраста информации в сети Интернет; 81% имеют общие представления о функциях родительского контроля; 62% игнорируют правила безопасного поведения в информационном взаимодействии; 82% уверены, что их дети не защищены в Интернет-пространстве; 93% не знают, как обеспечить детям психологически безопасную среду в информационном пространстве. Полученные данные позволили сделать вывод о недостаточном уровне информационной компетентности родителей и, как следствие этого, неготовности родителей обеспечивать информационную безопасность своих детей.

В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; нормативных документов об обеспечении информационной безопасности детей дошкольного возраста, об образовании; систематизация; сравнение; анкетирование; интервью; устный опрос; качественный анализ полученных данных.

Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Далее представим описание реализованного нами исследования.

Результаты исследования

В рамках нашего исследования мы пришли к выводу, что проблема обеспечения информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье выступает в ряду актуальных для современного общества. В этой связи реализуются исследования в разных сферах и областях знаний. Представим результаты проведенного нами исследования.

Выявление проблемных точек в обеспечении безопасности детей дошкольного возраста в информационном пространстве в семье осуществлялось анкетированием родителей. Целью данного анкетирования было выявление знаний, а также представлений родителей об источниках опасности в сети Интернет для их детей, мерах предосторожности и возможных действиях в опасных ситуациях. Приведем отдельные примеры ответов. Например, на вопрос: «Знаете ли Вы, чем занимается Ваш ребенок в сети Интернет?» -25 родителей ответили положительно, 15 человек ответили, что не знают. Один из вопросов касался того, знают ли родители, кто добавляется в друзья к их детям в социальных сетях. Двадцать шесть из сорока родителей знают о том, кто добавляется к их детям в социальных сетях. Мы спрашивали также респондентов о том, наблюдали ли они попытки знакомства и общения незнакомых людей с их детьми. На него нами были получены положительные ответы от 23 человек, оставшиеся отрицали данные ситуации. Также мы предложили ответить родителям на вопрос о наличии жалоб от детей о том, что они сталкиваются с чем-то страшным в сети Интернет. Родители (27 человек) отметили наличие данной проблемы, при этом 13 человек отрицают проблему. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие определяемых родителями проблем может быть связано с тем, что дети не ограничены во времени, проводимом в сети Интернет, родительский контроль отсутствует. В связи с недостаточным уровнем сформированности информационной компетентности и незнанием функций родительского контроля, родители не могут обеспечить детям контент, который не будет негативно влиять на их психическое благополучие. Кроме того, непонимание родителями необходимости таких действий приводит к обозначенной нами проблеме исследования.

Мы зафиксировали информацию о приложениях и мессенджерах, которыми пользуются дети. Из данных, полученных в ходе опроса, мы отметили, что 46% детей используют приложение УоиТиЬе. Дети смотрят видео (музыкальные клипы, мультфильмы, фильмы, видеообзоры и др.) или ведут свой канал (чаще в сопровождении взрослых). Дошкольники также активно используют приложения и мессенджеры для обмена сообщениями через интернет: У1Ьег - 17%, Вконтакте - 9%, Бкуре - 8%, Т1кТок - 7%, Whats Арр - 4% и др. В приложениях дети обмениваются текстами (собственными или копированными), картинками, видео и проч. В программах, позволяющих мгновенно обмениваться сообщениями, дети совершают голосовые звонки и видеосвязь.

Среди родителей дошкольников был также проведен опрос о том, сколько времени их ребенок, находясь дома, проводит в сети Интернет. Данные представлены следующими результатами. По мнению родителей, 11 из 40 детей проводят в интернете от 1 до 2 часов, 22 ребенка - 2-3 часа. Время, проводимое детьми в сети Интернет в домашних условиях, превышает норму, установленную государством. Требования санитарных правил 2.4.3648-20 п. 2.10.2, касающиеся использования электронных обучающих средств детьми 5-7 лет, гласят, что «...продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут». Значительное превышение продолжительности нахождения дошкольников за цифровыми устройствами может оказывать негативное

влияние на физическое, психическое и эмоциональное состояние, нравственное развитие детей. В результате это может приводить к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, в том числе к нарушениям психоэмоционального состояния. У детей впоследствии возможно появление зависимости от электронных устройств, что несет за собой негативные последствия, и возникновение проблем в адекватной социализации.

Мы выяснили приоритетность гаджетов, используемых детьми. Опрос родителей показал, что 29% дошкольников используют телефоны для выхода в информационное пространство, на втором месте находятся планшеты - 20%. Поскольку данные устройства мобильны, поэтому дети предпочитают их. На третьем месте по предпочтению детей стоят телевизионные устройства - 15%. Четвертое место занимают в списке предпочтений компьютеры (11%). Компьютер является мощным устройством, позволяющим детям играть в игры и приложения высокого качества.

Изучая приоритеты в выборе игр детьми старшего дошкольного возраста, мы получили следующие данные: 29% дошкольников отдают предпочтение играм в жанре экшен, 23% детей играют в игры жанра стратегии. Всего 20% детей предпочитают игры, которые оказывают положительное влияние на развитие. В процессе таких игр происходит развитие и совершенствование различных навыков ребенка. При помощи проведенного анкетирования удалось выявить также, насколько родители осведомлены о том, какие игры предпочитают их дети. Таким жанрам, как «симуляторы» и «гонки», предпочтение отдают 15 и 13% детей соответственно (рисунок 1).

Для того чтобы проверить степень вовлеченности родителей в процесс создания условий информационной безопасности детей, мы сопоставили результаты ответов родителей и детей, представленные в таблице 1 .

С mrv.TdTopbi/Simulators 15®/«

Рисунок 1 - Результаты изучения приоритетов выбора игр

детьми старшего дошкольного возраста, в % Figure 1 - The results of studying the priorities of the choice of games by older preschool children, in %

Таблица 1 - Сравнительный анализ ответов родителей и детей о приоритетности выборов мобильных приложений у детей старшего дошкольного возраста, в %

Мобильные приложения Ответы детей, в % Ответы родителей, в %

WhatsApp 5 3

YouTube 45 34

Viber 7 13

Snapchat 9 7

Вконтакте 4 7

Skype 5 6

Tik-Tok 10 5

Table 1 - Comparative analysis of the answers of parents and children about the priority of choosing mobile

applications among older preschool children, in %

Mobile applications Children's answers, in % Parents' answers, in %

WhatsApp 5 3

YouTube 45 34

Viber 7 13

Snapchat 10 7

In contact with 4 7

Skype 5 6

Tik-Tok 9 5

Полученные в ходе проведенного опроса данные позволяют констатировать, что процентное соотношение ответов родителей и детей по ряду позиций (Бкуре, Whats Арр) является примерно равнозначным. Это говорит о том, что родители в достаточной степени осведомлены о том, какими приложениями в гаджетах пользуются их дети. Но имеющиеся разногласия в ответах ^оиТиЬе, У1Ьег, Ик-Ток и др.) позволяют сделать вывод о недостаточной вовлеченности родителей в процесс обеспечения информационной безопасности детей в медиапространстве (рисунок 2).

Parents' answers Children's answers

Рисунок 2 - Сопоставление результатов ответов родителей и детей о количестве времени, проводимого детьми в сети Интернет Figure 2 - Comparison of the results of the answers of parents and children on the amount of time spent by children on the Internet

15 minutes-1 hour 1-2 hours

2-3 hours

unlimited

Сравнение полученных в опросе данных позволяет сделать вывод о том, что большая часть родителей знает, сколько времени проводит их ребенок в информационном пространстве. Однако существующие разногласия в ответах детей-родителей говорят о недостаточном родительском контроле и включенности родителей в процесс создания условий информационной безопасности детей.

Результаты опроса детей свидетельствуют о том, что большая часть из них не обладает в полной мере необходимыми знаниями об информационных опасностях, о правилах поведения в сети Интернет, в общении с незнакомыми людьми (когнитивный критерий). Более чем у 50% детей выявлен низкий уровень развития личностных качеств, обеспечивающих безопасное поведение (осторожность, самообладание и др.), отмечена была низкая мотивация к соблюдению правил безопасного поведения (эмоционально-мотивационный критерий), также выявлено, что 35% детей (поведенческий критерий) не умеют осуществлять планирование своей деятельности, не обладают элементарными навыками критической оценки информации и т.д. (рисунок 3).

Cognitive criterion Emotional-motivational criterion Behavioral criterion

Short Average High

Рисунок 3 - Характеристика уровней знаний правил безопасного поведения детей

в информационном пространстве Figure 3 - Characteristics of the levels of knowledge of the rules for the safe behavior

of children in the information space

Таким образом, полученные данные констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод о том, что необходимо осуществлять работу с родителями по созданию условий информационной безопасности своих детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях повышения эффективности данной работы мы реализовали на базе дошкольных организаций психолого-педагогическую программу повышения информационной компетентности родителей. Были использованы следующие формы работы: общественные родительские лекции («Безопасность в сети Интернет»), родительские собрания («Что мы знаем о детской безопасности в информационном пространстве», «Общение ребенка в сети Интернет», «Какие угрозы безопасности ребенка таятся в информационном пространстве», круглый стол «Правила безопасного поведения в информационном пространстве: семейный опыт обучения детей»), встречи со специалистами, беседы, семинары, «круглые столы». На сайте дошкольной образовательной организации публиковалась актуальная информация, онлайн-курсы, мастер-классы. Также были подготовлены методические рекомендации («Функции родительского контроля» и проч.), тематические памятки для родителей, реализована программа психолого-

педагогического просвещения родителей по проблеме обеспечения информационной безопасности детей и т.п. Мы рекомендовали родителям контент, соответствующий возрасту и развитию детей. Предлагая родителям сначала попробовать приложение самим, поиграть в приложении с ребенком, а затем спросить ребенка об этом, сосредоточив внимание на том, что ребенок узнает. С целью повышения эффективности работы мы привлекали партнеров, реализующих тренинги «Стоп угроза» по формированию безопасного поведения в сети Интернет у детей и родителей. Занятия проходили в виде динамичных тренингов, в ходе проведения которых дошкольники научились безопасному поведению в сети Интернет. Родители смогли также повысить информационную компетентность, в том числе получить соответствующую литературу по данной проблеме в виде буклетов и книг.

В соответствии с программой исследования нами был реализован контрольный этап. Для того чтобы выявить уровень результативности проводимого исследования было проведено контрольное интервьюирование детей. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты интервьюирования детей старшего дошкольного возраста по безопасному поведению в сети Интернет

Вопрос Результаты ответов

Да Нет

Знают ли родители, чем ты занимаешься в сети Интернет? 36 4

Добавляют ли тебя в сети незнакомые люди? 15 25

Осуществляли ли незнакомые люди в сети попытку с тобой познакомиться? 9 31

Бывает ли тебе страшно в интернете? 3 37

Заходишь на неизвестные тебе сайты? 6 34

Переходишь в сети по незнакомым ссылкам? 2 38

Table 2 - The results of interviewing of older preschool children on safe behavior on the Internet

Question Answer results

Yes No

Do your parents know what you do online? 36 4

Do strangers add you online? 15 25

Have strangers online tried to get to know you? 9 31

Do you get scared on the Internet? 3 37

Do you visit sites you don't know? 6 34

Do you follow unfamiliar links on the web? 2 38

Исходя из полученных данных на контрольном этапе исследования, можно отметить, что дети (36 из 40 человек) рассказывают родителям о занятиях в сети Интернет, чувство страха при пользовании сетью Интернет испытывали 3 детей из 40. Мы это связываем с тем, что функция родительского контроля позволила дифференцировать контент. При этом 6 детей ответили, что по-прежнему проходят на неизвестные и запрещенные сайты, а 34 ребенка больше не переходят по незнакомым ссылкам. Большее количество детей стало следовать правилам безопасного поведения, что говорит о положительной динамике в работе.

Результаты контрольного анкетирования родителей представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты контрольного анкетирования родителей

Вопрос Ответы

Да Нет

Знаете ли Вы, чем занимается Ваш ребенок в сети Интернет? 36 4

Знаете ли Вы, кто добавляется в друзья к Вашим детям в социальных сетях? 38 2

Пытались ли с Вашими детьми общаться незнакомые люди? 2 38

Жаловались ли Ваши дети, что они столкнулись с чем-то страшным в сети Интернет? 3 37

Table 3 - The results of the control survey of parents

Question Answer results

Yes No

Do you know what your child is doing on the Internet? 36 4

Do you know who is added as a friend to your children in social networks? 38 2

Have strangers tried to communicate with your children? 2 38

Have your children complained that they encountered something scary on the Internet? 3 37

Исходя из полученных данных по результатам контрольного анкетирования, мы отметили, что родители стали более внимательны к информационной безопасности своих детей и стали более грамотны в этом вопросе, 36 из 40 родителей знают, чем занимается их ребенок в сети Интернет, 38 из 40 родителей знают, кто добавляет их детей в друзья. Пытались ли общаться незнакомые люди с их детьми, знают 37 из 40 родителей, у 38 из 40 дети не сталкивались ни с чем пугающим в сети.

Проведем сравнительную характеристику констатирующего этапа проведенного анкетирования и сравним с результатами, полученными на контрольном этапе.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

38

38

37

В курсе ли Вы чем Знаете ли Вы, кто Пытались ли с

занимается Ваш добавляется в друзья Вашими детьми ребенок в сети к Вашим детям в общаться незнакомые

Интернет?/Do you соцсетях?/Do you know люди?/Have strangers know what your child is who is added as a friend tried to communicate doing on the Internet? to your children in social with your children? networks?

Жаловались ли Ваши

дети, что они столкнулись с чем-то страшным в сети? /Have your children complained that they encountered something scary online?

■ констатирующии этап/ascertaining stage

■ контрольный этап/control stage

Рисунок 4 - Сравнительная характеристика данных анкетирования родителей на констатирующем и контрольном этапах исследования Figure 4 - Comparative characteristics of parental survey data at the ascertaining and control stages of the study

Исходя из полученных данных, представленных на рисунке 4, можно сделать вывод, что после проведенных мероприятий количество родителей, осведомленных о занятиях их ребенка в сети Интернет увеличилось, также большее количество родителей стали владеть информацией о том, кто добавляется к их детям в сети. Значительно увеличилось количество родителей, которые знают, пытались ли с их детьми общаться незнакомые люди. В том числе на контрольном этапе жалобы детей на то, что они столкнулись с чем-то опасным в сети, снизились. Это говорит о том, что родители стали информационно более компетентны и стали больше интересоваться пребыванием их детей в компьютере, их времяпровождением в Интернете.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализованная нами работа с родителями позволила повысить информационную компетентность родителей и тем самым обеспечить создание оптимальных условий информационной безопасности дошкольников.

Обсуждение и заключения

Проанализировав значительный объем зарубежной и отечественной научной литературы, мы пришли к ряду выводов, которые представлены далее. Существующая проблема обеспечения безопасности детей в информационном пространстве является актуальной в связи с повышением активности пользователей сети Интернет среди детей дошкольного возраста. Значительную роль в обеспечении безопасности детей в информационном пространстве играют родители. Родители являются основными медиаторами цифровых медиа в условия семейного воспитания, определяя цифровое присутствие и контент для своих детей дошкольного возраста. Недостаточный уровень информационной компетентности родителей и их включенности во взаимодействие детей с информационно-коммуникационными технологиями может оказать негативное влияние на развитие и социализацию детей.

Важной категорией исследования выступило понятие «информационная безопасность». Мы понимаем данную дефиницию как переживаемое человеком состояние защищенности сознания от разного рода деструктивной информации, представляющей угрозу для жизни, психического и соматического здоровья индивида, а также потенциально способной нанести вред его социальной адаптации.

В данном исследовании мы изучили особенности использования информационно-коммуникационных технологий в семьях с детьми дошкольного возраста и обеспечение родителями информационной безопасности своих детей. Проведенное нами анкетирование родителей и интервьюирование детей позволили сделать вывод о недостаточном родительском контроле и их включенности в процесс создания условий информационной безопасности детей в информационном пространстве.

В качестве ресурса реализации данной цели мы использовали процесс повышения информационной компетентности родителей. Повышение уровня информационной компетентности родителей выступило эффективной мерой противодействия посягательствам третьих лиц на безопасность детей в процессе использования последними информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Нами были предоставлены родителям услуги поддержки и стратегии решения проблем, связанных с использованием детьми мобильных медиа. Мы реализовали на базе дошкольных организаций психолого-педагогическую программу повышения информационной компетентности родителей с использованием разных форм работы с родителями - индивидуальные, групповые,

массовые, просветительские мероприятия, подготовили методические рекомендации, в которых рекомендовали родителям контент, соответствующий дошкольному возрасту.

Результаты контрольного анкетирования родителей и интервьюирования детей позволили нам отметить, что родители стали более внимательны к информационной безопасности своих детей и стали более грамотны в этом вопросе. По итогам проведенных нами мероприятий количество родителей, осведомленных о занятиях своего ребенка в сети Интернет, увеличилось, также большее количество родителей стало владеть информацией о том, кто добавляется к их детям в сети. Снизился процент детей, жалующихся на страшную, неприятную, опасную информацию в сети Интернет. Данные результаты говорят о повышении информационной компетентности родителей и их включенности в процесс обеспечения информационной безопасности детей. Реализованная нами работа с родителями позволила повысить информационную компетентность родителей и тем самым обеспечить создание оптимальных условий информационной безопасности дошкольников.

Таким образом, мы считаем, что семья является важной и неотъемлемой частью в структуре развития, воспитания и социализации ребенка. В сфере информационной безопасности семья также играет значимую роль. Именно в семье у детей начинает формироваться первоначальное представление о компьютере и Интернете. Информационная компетентность родителей определяет уклад семейной жизни и отношений с информационно-коммуникационными ресурсами и представляет собой одну из самых значимых детерминант, влияющих на формирование основ безопасного поведения детей в информационно-коммуникационном пространстве. Результаты, представленные в данной статье, могут быть использованы родителями и педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Батенова Ю. В., Долгова В. И., Емельянова И. Е., Иванова И. Ю., Пикулева Л. К., Филиппова О. Г. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 34-46.

2. Батенова Ю. В., Емельянова И. Е., Иванова И. Ю., Филиппова О. Г., Чумичева Р. М. Информационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт. Челябинск: Закрытое акционерное общество «Издательство «Титул», 2019. 192 с.

3. Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Будыкин С. В. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 77-86.

4. Бородина В. Н. Роль онлайн-игр в возникновении кибербуллинга // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 9-11.

5. Ивакина И. О. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх // Дошкольное воспитание. 1995. № 12. С. 28-30.

6. Концепция информационной безопасности детей. Распоряжение от 2 декабря 2015 г. №2471-р. URL: http://static.government.ru/media/files/mPbAMvJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

7. Лао Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. 45 с.

8. Ободова Ж. И. Интенсификация воспитательной деятельности в цифровой среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164). С. 67-75.

9. Ожиганова М. И., Костюков А. Д. Информационная безопасность детей. Опыт работы кафедры информационной безопасности // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5, № 1. С. 27-31.

10. Писаренко И. А., Заиченко Л. И. Родители как субъекты исследования развития цифровых навыков у детей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13, № 2. С. 54-80.

11. Полянина А. К. Гиперсетевая модель медиакоммуникации: новые качества рисков для детской аудитории // Коммуникология. 2021. Т. 9, № 4. С. 148-159.

12. Полянина А. К. Информационная безопасность детства в условиях новой медиарельности // Информационное общество. 2019. № 1-2. С. 108-115.

13. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. № 4 (36). С. 12-27.

14. Солянкина Л. Е., Семененко Г. М., Галда М. В. Современные угрозы психическому здоровью молодежи в интернет-пространстве // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 312-316.

15. Терещенко М. Н., Евтушенко И. Н., Иванова И. Ю., Комарова А. Ю. Психологическая безопасность детей в дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 336-340.

16. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 20.06.2022).

17. Alba J., Ghitis T. NAO™, the humanoid robot in preschool classrooms // Conference name: 8th International Technology, Education and Development Conference, 10-12 March, 2014, Valencia, Spain. 2014. Pp. 1391-1397. Available at: https://library.iated.org/view/ALBA2014NA0 (accessed: 20.06.2022).

18. Burns T., Gottschalk F. Educating 21st century children: Emotional well-being in the digital age // Educational research and innovation. 2019. P. 284. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/education/educating-21st-century-children_b7f33425-en (accessed: 20.06.2022).

19. Champaoski E., Quandt V. Indicators for prevention, safety and guidance to parents for the safe use of children's digital media // 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 11-13 November, 2019. Seville, Spain. 2019. Pp. 7160-7168. Available at: https://library.iated.org/view/CHAMPA0SKI2019IND (accessed: 20.06.2022).

20. Dias P., Brito R. Criteria for selecting apps: Debating the perceptions of young children, parents and industry stakeholders // Computers & Education. 2021. Vol. 165. Pp. 104-134. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104134.

21. Dixon Dennis R., Bergstrom R., Smith Marlena N., Tarbox J. A review of research on procedures for teaching safety skills to persons with developmental disabilities // Research in Developmental Disabilities. 2010. Vol. 31, no. 5. Pp. 985-994. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2010.03.007.

22. Dolgova V., Batenova Y., Emelyanova I., Ivanova I., Pikuleva L., Filippova O. Factors of the readiness for information exchange in pre-school education establishments // Education Sciences. 2019. Vol. 9, no. 3. P. 166.

23. Fojtik R. Can contemporary children exist without digital technologies? // Conference name: 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 12-14 November,

2018, Seville, Spain. 2018. Pp. 7925-7932. Available at: https://library.iated.org/view/FQJTIK2018CAN (accessed: 20.06.2022).

24. Kaloferova B. The preschool child's digital competence // Conference name: 13th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 9-10 November, 2020, Online Conference. 2020. Pp. 8972-8977. Available at: https://library.iated.org/view/KALQFERQVA2020PRE (accessed: 20.06.2022).

25. Karacic M., Kadum S., Ruzic-Baf M. Free time of preschool children and media in the age of the COVID-19 pandemic // Conference name: 15th International Technology, Education and Development Conference, 8-9 March, 2021, Online Conference. 2021. Pp. 2807-2814. Available at: https://library.iated.org/view/KARACIC2021FRE (accessed: 20.06.2022).

26. Klim-Klimaszewska A. The role of computers in the life of preschoolers // 7th International Conference of Education, Research and Innovation, 17-19 November, 2014, Seville, Spain. 2014. Pp. 735-739. Available at: https://library.iated.org/view/KLIMKLIMASZEWSKA2014RQL (accessed: 20.06.2022).

27. Krasna M., Bratina T., Bedrac B. Digital competences in education - digital security // 5th International Technology, Education and Development Conference 7-9 March, 2011, Valencia, Spain. 2011. Pp. 1634-1641. Available at: https://library.iated.org/view/KRASNA2011DIG (accessed: 20.06.2022).

28. Lev Y. Bar, Elias N. Digital Parenting: Media Uses in Parenting Routines during the First Two Years of Life // Studies in Media and Communication. 2020. Vol. 8, no. 2. Pp. 41-48. Available at: https://redfame.com/journal/index.php/smc/article/view/5050 (accessed: 20.06.2022).

29. Livingstone S. Strategies of parental regulation in the media-rich home // Computers in Human Behavior. 2007. Vol. 23, no. 2. Pp. 920-941. DQI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2005.08.002.

30. Livingstone S., Marsh J., Plowman L., Qttovordemgentschenfelde S., Fletcher-Watson B. Young children (0-8) and digital technology: a qualitative exploratory study - national report -UK (2014) Young children (0-8) and digital technology: a qualitative exploratory study -national report - UK. Joint Research Centre, European Commission, Luxembourg, 2015. P. 55. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/60799/ (accessed: 20.06.2022).

31. Monteiro A.F., Miranda-Pinto M., Osorio A.J. Using mobile apps to promote children and youth online safety - a literature review // Conference name: 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 16-18 November, 2017, Seville, Spain. 2017. Pp. 6056-6063. Available at: https://library.iated.org/view/MQNTEIRQ2017USI (accessed: 20.06.2022).

32. Papadakis S., Alexandraki F., Zaranis N. Mobile device use among preschool-aged children in Greece. 2022. Available at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34483704/tfarticle-details (accessed: 20.06.2022).

33. Parijkova L. Bulgarian parents' viewpoints on digital devices in child of today life. research of children's habits of digital technology usage // Conference name: 11th International Conference on Education and New Learning Technologies, 1-3 July, 2019, Palma, Spain. 2019. Pp. 54505457. Available at: https://library.iated.org/view/PARIJKQVA2019BUL (accessed: 20.06.2022).

34. Petrova A., Plevova I. The risks of internet use by children and the youth // Conference name: 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 11-13 November,

2019, Seville, Spain. 2019. Pp. 4785-4793. Available at:

https://www.researchgate.net/publication/338106167 THE RISKS OF INTERNET USE B Y CHILDREN AND THE YOUTH (accessed: 20.06.2022). 35. Plowman L., Stephen C., McPake J. Supporting young children's learning with technology at home and in preschool // Research Papers in Education. 2010. Vol. 25, no. 1. Pp. 93-113. Available at:

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02671520802584061 ?journalCode=rred20 (accessed: 20.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Batenova YU. V., Dolgova V. I., Emel'yanova I. E., Ivanova I. YU., Pikuleva L. K., Filippova O. G. Readiness for information interaction of subjects of the educational process. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 5 (41), pp. 34-46. (In Russ.)

2. Batenova YU. V., Emel'yanova I. E., Ivanova I. YU., Filippova O. G., CHumicheva R. M. Information literacy of preschool children: essence, specificity, experience. Chelyabinsk, Zakrytoe akcionernoe obshchestvo «Izdatel'stvo «Titul» Publ., 2019. 192 p. (In Russ.)

3. Bovina I. B., Dvoryanchikov N. V., Budykin S. V. Information security of children in the ordinary sense of parents and teachers. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya ipedagogika, 2016, no. 1, pp. 77-86. (In Russ.)

4. Borodina V. N. The role of online games in the emergence of cyberbullying. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2022, no. 1 (92), pp. 9-11. (In Russ.)

5. Ivakina I. O. On the pedagogical conditions for the development of intellectual activity of preschoolers in computer games. Doshkol'noe vospitanie, 1995, no. 12, pp. 28-30. (In Russ.)

6. The concept of information security of children. Decree dated December 2, 2015 No. 2471-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf (accessed: 10.06.2022). (In Russ.)

7. An information literacy guide for lifelong learning. Moscow, MOO VPP YUNESKO «Informaciya dlya vsekh» Publ., 2006. 45 p. (In Russ.)

8. Obodova ZH. I. Intensification of educational activities in the digital environment. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2022, no. 1 (164), pp. 6775. (In Russ.)

9. Ozhiganova M. I., Kostyukov A. D. Information security of children. Experience of the Department of Information Security. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie, 2019, vol. 5, no. 1, pp. 27-31. (In Russ.)

10. Pisarenko I. A., Zaichenko L. I. Parents as subjects of research into the development of digital skills in children. Interakciya. Interv'yu. Interpretaciya, 2021, vol. 13, no. 2, pp. 54-80. (In Russ.)

11. Polyanina A. K. Hypernetwork model of media communication: new qualities of risks for children's audience. Kommunikologiya, 2021, vol. 9, no. 4, pp. 148-159. (In Russ.)

12. Polyanina A. K. Information security of childhood in the conditions of new media reality. Informacionnoe obshchestvo, 2019, no. 1-2, pp. 108-115. (In Russ.)

13. Soldatova G. U., Teslavskaya O. I. Features of the use of digital technologies in families with children of preschool and primary school age. Nacional'nyjpsihologicheskij zhurnal, 2019, no. 4 (36), pp. 12-27. (In Russ.)

14. Solyankina L. E., Semenenko G. M., Galda M. V. Modern threats to the mental health of young people in the Internet space. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2022, no. 2, pp. 312-316. (In Russ.)

15. Tereshchenko M. N., Evtushenko I. N., Ivanova I. YU., Komarova A. YU. Psychological safety of children in a preschool educational organization. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya, 2021, vol. 10, no. 4 (37), pp. 336-340. (In Russ.)

16. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2010 No. 436-FZ "On the Protection of Children from Information Harmful to Their Health and Development". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (accessed: 20.06.2022). (In Russ.)

17. Alba J., Ghitis T. NAO™, the humanoid robot in preschool classrooms. Conference name: 8th International Technology, Education and Development Conference, 10-12 March, 2014, Valencia, Spain, 2014, pp. 1391-1397. Available at: https://library.iated.org/view/ALBA2014NAQ (accessed: 20.06.2022).

18. Burns T., Gottschalk F. Educating 21st century children: Emotional well-being in the digital age. Educational research and innovation, 2019, p. 284. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/education/educating-21st-century-children_b7f33425-en (accessed: 20.06.2022).

19. Champaoski E., Quandt V. Indicators for prevention, safety and guidance to parents for the safe use of children's digital media. 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 11-13 November, 2019. Seville, Spain, 2019, pp. 7160-7168. Available at: https://library.iated.org/view/CHAMPAQSKI2019IND (accessed: 20.06.2022).

20. Dias P., Brito R. Criteria for selecting apps: Debating the perceptions of young children, parents and industry stakeholders. Computers & Education, 2021, vol. 165, pp. 104-134, doi: https://doi .org/10.1016/j.compedu.2021.104134.

21. Dixon Dennis R., Bergstrom R., Smith Marlena N., Tarbox J. A review of research on procedures for teaching safety skills to persons with developmental disabilities. Research in Developmental Disabilities, 2010, vol. 31, no. 5, pp. 985-994, doi: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2010.03.007.

22. Dolgova V., Batenova Y., Emelyanova I., Ivanova I., Pikuleva L., Filippova Q. Factors of the readiness for information exchange in pre-school education establishments. Education Sciences, 2019, vol. 9, no. 3, p. 166.

23. Fojtik R. Can contemporary children exist without digital technologies? Conference name: 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 12-14 November, 2018, Seville, Spain, 2018, pp. 7925-7932. Available at: https://library.iated.org/view/FQJTIK2018CAN (accessed: 20.06.2022).

24. Kaloferova B. The preschool child's digital competence. Conference name: 13th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 9-10 November, 2020, Online Conference, 2020, pp. 8972-8977. Available at: https://library.iated.org/view/KALQFERQVA2020PRE (accessed: 20.06.2022).

25. Karacic M., Kadum S., Ruzic-Baf M. Free time of preschool children and media in the age of the CQVID-19 pandemic. Conference name: 15th International Technology, Education and Development Conference, 8-9 March, 2021, Online Conference, 2021, pp. 2807-2814. Available at: https://library.iated.org/view/KARACIC2021FRE (accessed: 20.06.2022).

26. Klim-Klimaszewska A. The role of computers in the life of preschoolers. 7th International Conference of Education, Research and Innovation, 17-19 November, 2014, Seville, Spain, 2014, pp. 735-739. Available at: https://library.iated.org/view/KLIMKLIMASZEWSKA2014RQL (accessed: 20.06.2022).

27. Krasna M., Bratina T., Bedrac B. Digital competences in education - digital security. 5th International Technology, Education and Development Conference 7-9 March, 2011, Valencia,

Spain, 2011, pp. 1634-1641. Available at: https://library.iated.org/view/KRASNA2011DIG (accessed: 20.06.2022).

28. Lev Y. Bar, Elias N. Digital Parenting: Media Uses in Parenting Routines during the First Two Years of Life. Studies in Media and Communication, 2020. vol. 8, no. 2, pp. 41-48. Available at: https://redfame.com/iournal/index.php/smc/article/view/5050 (accessed: 20.06.2022).

29. Livingstone S. Strategies of parental regulation in the media-rich home. Computers in Human Behavior, 2007, vol. 23, no. 2, pp. 920-941, doi: https://doi.org/10.1016/i.chb.2005.08.002.

30. Livingstone S., Marsh J., Plowman L., Ottovordemgentschenfelde S., Fletcher-Watson B. Young children (0-8) and digital technology: a qualitative exploratory study - national report -UK (2014) Young children (0-8) and digital technology: a qualitative exploratory study -national report - UK. Joint Research Centre, European Commission, Luxembourg, 2015. P. 55. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/60799/ (accessed: 20.06.2022).

31. Monteiro A.F., Miranda-Pinto M., Osório A.J. Using mobile apps to promote children and youth online safety - a literature review. Conference name: 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 16-18 November, 2017, Seville, Spain, 2017, pp. 6056-6063. Available at: https://library.iated.org/view/M0NTEIR02017USI (accessed: 20.06.2022).

32. Papadakis S., Alexandraki F., Zaranis N. Mobile device use among preschool-aged children in Greece. 2022. Available at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34483704/tfarticle-details (accessed: 20.06.2022).

33. Parijkova L. Bulgarian parents' viewpoints on digital devices in child of today life. research of children's habits of digital technology usage. Conference name: 11th International Conference on Education and New Learning Technologies, 1-3 July, 2019, Palma, Spain, 2019, pp. 54505457. Available at: https://library.iated.org/view/PARIJK0VA2019BUL (accessed: 20.06.2022).

34. Petrova A., Plevova I. The risks of internet use by children and the youth. Conference name: 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 11-13 November, 2019, Seville, Spain, 2019, pp. 4785-4793. Available at: https://www.researchgate.net/publication/338106167 THE RISKS OF INTERNET USE B Y CHILDREN AND THE YOUTH (accessed: 20.06.2022).

35. Plowman L., Stephen C., McPake J. Supporting young children's learning with technology at home and in preschool. Research Papers in Education, 2010, vol. 25, no. 1, pp. 93-113. Available at:

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02671520802584061 ?iournalCode=rred20 (accessed: 20.06.2022).

© Иванова И. Ю., Евтушенко И. Н., Артеменко Б. А., Быстрай Е. Б., Беломестнова М. Е., 2022

Информация об авторах Иванова Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Российская Федерация, ORCID 00000002-3993-3751, ivanovaiyu@cspu.ru

Евтушенко Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Российская Федерация, ORCID 00000003 -1472-9591, evtushenkoin@cspu.ru

Быстрай Елена Борисовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Российская Федерация, ORCID 0000-0001-5976-3465, bistraieb@cspu.ru

Артеменко Борис Александрович - кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Российская Федерация, ORCID 0000-0001-8101-4401, artemenkoba@cspu.ru Беломестнова Маргарита Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», Москва, Российская Федерация, ORCID 0000-0003 -2681 -0661, m.kurdakova@gmail.com

Information about the authors Ivanova Irina Yu. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of the pedagogy and psychology of childhood, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID 0000-0002-3993-3751, ivanovaiyu@cspu.ru

Evtushenko Irina N. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of the pedagogy and psychology of childhood, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID 0000-0003-14729591, evtushenkoin@cspu.ru

Bystray Elena B. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of the German Language and German Language Teaching Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID 0000-0001-5976-3465, bistraieb@cspu.ru

Artemenko Boris A. - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory, methods and management of preschool education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID 0000-0001-81014401, artemenkoba@cspu.ru

Belomestnova Margarita E. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of the Tourism and Hotel Business, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russian Federation, ORCID 0000-0003-2681-0661, m.kurdakova@gmail. com

Вклад авторов

Иванова Ирина Юрьевна - подготовка начального варианта текста; представление данных в тексте; обеспечение ресурсами.

Евтушенко Ирина Николаевна - критический анализ и доработка текста. Быстрай Елена Борисовна - научное руководство, критический анализ и доработка текста. Артеменко Борис Александрович - подготовка окончательного варианта текста; обеспечение ресурсами.

Беломестнова Маргарита Евгеньевна - компьютерные работы; работа с литературой. Vestnik of Minin University. 2022. Volume 10, no. 4

Contribution of the authors Ivanova Irina Yu. - preparation of the initial version of the text; presentation of data in text; provision of resources.

Evtushenko Irina N. - critical analysis and revision of the text. Bystray Elena B. - scientific guidance, critical analysis and revision of the text. Artemenko Boris A. - preparation of the final version of the text; provision of resources Belomestnova Margarita E. - computer work; work with literature.

Поступила в редакцию: 13.07.2022 Принята к публикации: 05.12.2022 Опубликована: 22.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.