УДК 629.3: 340.6
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Н.В. Скляров, доцент, к. т.н., ХНАДУ
Аннотация. Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз.
Ключевые слова: ДТП, экспертиза.
АНАЛІЗ ПРОБЛЕМ ВДОСКОНАЛЕННЯ АВТОТЕХНІЧНИХ ЕКСПЕРТИЗ ДОРОЖНЬО-ТРАНСПОРТНИХ ПОДІЙ
М.В. Скляров, доцент, к.т.н., ХНАДУ
Анотація. Проведений теоретичний аналіз проблем вдосконалення автотехнічних експертиз.
Ключові слова: ДТП, експертиза.
ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE
EXAMINATIONS IMPROVEMENT
N. Sklyarov, Associate Professor, Candidate of Technical Science, KhNAHU
Abstract. The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations impravement is conducted.
Key words: RTA, examination.
Введение
Существующая тенденция роста дорожнотранспортных происшествий (ДТП) сохраняется ввиду объективных и субъективных причин. Расследованием ДТП занимаются правоохранительные и судебные инстанции, базирующиеся на результатах профильных экспертиз. Технические аспекты ДТП относятся к автотехнической экспертизе изучающей и анализирующей обстоятельства ДТП, выявляя механизм происшествия и его стадии, а также установление признаков и обстоятельств ДТП.
Анализ публикаций
Автотехнические экспертизы выполняются на основе физических законов с учётом существующих методик исследования ДТП.
Вопросы исследований ДТП отражены в работах Иларионова, Байэтта, Уоттса, Суворова [1, 2, 3]. Однако в существующих публикациях практически отсутствуют исследования, учитывающие современный уровень оснащения автотранспортных средств (АТС) системами автоматизации управления движением.
Также зачастую приведенные методики позволяют исследовать процесс ДТП в случае экстренного торможения с полным использованием сил сцепления с дорогой, что недостаточно полно отражает реальную картину процессов торможения.
Кроме этого, существующее оборудование и методики использования следовой информации допускают высокую степень погрешности результатов.
В связи с изложенным возникает необходимость усовершенствования расследований ДТП и разработка современной методологии экспертно-аналитического анализа ДТП.
Цель и постановка задачи
Общей целью является оснащение эксперта-автотехника необходимыми современными средствами исследования ДТП.
В процессе исследования ДТП возникают проблемы, связанные с взаимным влиянием окружающей среды и её воздействием на объект исследования.
Поэтому необходимо определить следующие направления совершенствования методов выполнения экспертиз:
□ уточнение классификации видов ДТП и следовой информации;
□ анализ особенностей механизма ДТП с учетом дорожных условий и транспортного средства;
□ физическое моделирование вариантов ДТП по следовым данным с учётом особенностей современных конструкций АТС;
□ выбор математического описания и алгоритмы развития ДТП;
□ теоретические исследования процессов развития ДТП;
□ предложения к созданию программного обеспечения по экспертному изучению состоявшихся ДТП;
□ технические и нормативные предложения по предупреждению причин ДТП и снижению тяжести их последствий.
Экспертное исследование обстоятельств ДТП
При анализе исследуемого ДТП эксперт прежде всего определяет модель фактической ситуации. После этого моделируется безопасная ситуация и определяются несоответствия моделей, позволяющие установить причины ДТП.
Данные причины позволяют судить о процессе возникновения опасной ситуации для движения автотранспортных средств и пешеходов по полотну проезжей части дороги. Эти причины проясняют развитие процесса ДТП и дают возможность корректировать механизм ДТП.
В процессе моделирования эксперту необходимо получить ответы по задачам, сформулированным на схеме рис. 1.
В процессе прогнозирования и определения параметров ситуации ДТП основным источником является следовая информация структурно представленная на рис. 2.
В методике анализа деформированных элементов конструкции поврежденного автомобиля основной проблемой является определение энергообмена при ударе или столкновении, или наезде. Проблемным в данном случае является недостаточность информации о конструкции и особенностях её технологичности.
Кроме этого, к проблемам анализа ДТП следует отнести: необходимость учёта большого числа причинно-следственных связей; отсутствие данных о влиянии современных электронных систем управления движением автомобиля; отсутствие аналитических зависимостей между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием в случае разнородности факторов количественных и качественных.
Количественные величины зачастую представляют в лингвистической форме согласно теории нечётких множеств, предложенной Л. Заде.
При обработке результатов экспертного исследования используются:
□ вероятностно-статистический подход;
□ регрессионный анализ;
□ логическое программирование, основанное на аппарате логики предикатов;
□ метод фазового интервала.
Соотношение проблем и методов обработки результатов исследования ДТП представлено в табл. 1.
Основные проблемы решения задач автотех-нической экспертизы обусловлены следующими причинами:
1. Для принятия объективного решения о причинах ДТП необходимо учитывать очень большое число факторов влияния. Кроме того, в большинстве ДТП одновременно действуют несколько видов причинно-следственных связей.
2. Отсутствуют аналитические зависимости между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием или существуют сложности при применении известных,
Рис. 1. Задачи, решаемые при анализе ДТП
Рис. 2. Структурная схема следовой информации на месте ДТП
Таблица 1 Соотношение проблем и методов исследования ЯШ
Проблемы Методы
А Б В Г
□ сбора и обработки статистической информации; + + □ □
□ пополнение базы знаний; + + □ □
□ обеспечение стойкости модели к факторам влияния; + + □ □
□ учет качественных параметров; + + + +
□ работы с нечеткими знаниями; + + + +
Примечания: А □ вероятностно-статистический подход; Б □ регрессионный анализ; В □ метод фазового интервала; Г □ логическое программирование; + (С) □ наличие (отсутствие) трудностей.
поскольку эти факторы разнородные по характеру: они могут быть количественными (скорость движения автомобиля, масса груза, давление в шинах), качественными (тип шин, вид и состояние дорожного покрытия). Информация о количественных величинах зачастую бывает представлена в лингвистической форме.
3. Основные трудности решения задачи оценки траектории движения автомобиля при торможении заключаются в том, что на данное время в теории автомобиля детально рассмотрено лишь случай экстренного торможения с полным использованием сил сцепления, тогда как достаточно большое количество ДТП происходит при служебном торможении.
В этих условиях становится очевидной актуальность проблемы построения методики и автоматизированной экспертной системы для оценки эксплуатационных тормозных свойств автомобиля в дорожных условиях.
Выводы
Для улучшения условий работы эксперта-автотехника и повышения достоверности и
объективности результатов исследования ДТП необходимо:
□ совершенствование существующих методов исследования;
□ разработка и программное обеспечение типовых моделей стадий развития ДТП;
□ изучение и учёт влияния на ДТП современных средств активной безопасности.
Литература
1. Иларионов В.А. Экспертиза дорожнотранспортных происшествий: учебник
для ВУЗов / В.А. Иларионов. □ М.: Транспорт, 1989. □255с.
2. Суворов Ю.Б. Судебная дорожнотранспортная экспертиза / Ю.Б. Суворов.
□ М.: Экзамен, 2003. □208с.
3. Байэтт Р. Расследование дорожнотранспортных происшествий // Байэтт, Р. Уоттс; пер. с англ. □ М.: Транспорт, 1983.0288с.
Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 12 мая 2011 г.