Научная статья на тему 'Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий'

Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1807
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДТП / ЭКСПЕРТИЗА / ЕКСПЕРТИЗА / RTA / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Скляров Николай Вячеславович

Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Скляров Николай Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE EXAMINATIONS IMPROVEMENT

The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations improvement is conducted.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий»

УДК 629.3: 340.6

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Н.В. Скляров, доцент, к. т.н., ХНАДУ

Аннотация. Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз.

Ключевые слова: ДТП, экспертиза.

АНАЛІЗ ПРОБЛЕМ ВДОСКОНАЛЕННЯ АВТОТЕХНІЧНИХ ЕКСПЕРТИЗ ДОРОЖНЬО-ТРАНСПОРТНИХ ПОДІЙ

М.В. Скляров, доцент, к.т.н., ХНАДУ

Анотація. Проведений теоретичний аналіз проблем вдосконалення автотехнічних експертиз.

Ключові слова: ДТП, експертиза.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE

EXAMINATIONS IMPROVEMENT

N. Sklyarov, Associate Professor, Candidate of Technical Science, KhNAHU

Abstract. The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations impravement is conducted.

Key words: RTA, examination.

Введение

Существующая тенденция роста дорожнотранспортных происшествий (ДТП) сохраняется ввиду объективных и субъективных причин. Расследованием ДТП занимаются правоохранительные и судебные инстанции, базирующиеся на результатах профильных экспертиз. Технические аспекты ДТП относятся к автотехнической экспертизе изучающей и анализирующей обстоятельства ДТП, выявляя механизм происшествия и его стадии, а также установление признаков и обстоятельств ДТП.

Анализ публикаций

Автотехнические экспертизы выполняются на основе физических законов с учётом существующих методик исследования ДТП.

Вопросы исследований ДТП отражены в работах Иларионова, Байэтта, Уоттса, Суворова [1, 2, 3]. Однако в существующих публикациях практически отсутствуют исследования, учитывающие современный уровень оснащения автотранспортных средств (АТС) системами автоматизации управления движением.

Также зачастую приведенные методики позволяют исследовать процесс ДТП в случае экстренного торможения с полным использованием сил сцепления с дорогой, что недостаточно полно отражает реальную картину процессов торможения.

Кроме этого, существующее оборудование и методики использования следовой информации допускают высокую степень погрешности результатов.

В связи с изложенным возникает необходимость усовершенствования расследований ДТП и разработка современной методологии экспертно-аналитического анализа ДТП.

Цель и постановка задачи

Общей целью является оснащение эксперта-автотехника необходимыми современными средствами исследования ДТП.

В процессе исследования ДТП возникают проблемы, связанные с взаимным влиянием окружающей среды и её воздействием на объект исследования.

Поэтому необходимо определить следующие направления совершенствования методов выполнения экспертиз:

□ уточнение классификации видов ДТП и следовой информации;

□ анализ особенностей механизма ДТП с учетом дорожных условий и транспортного средства;

□ физическое моделирование вариантов ДТП по следовым данным с учётом особенностей современных конструкций АТС;

□ выбор математического описания и алгоритмы развития ДТП;

□ теоретические исследования процессов развития ДТП;

□ предложения к созданию программного обеспечения по экспертному изучению состоявшихся ДТП;

□ технические и нормативные предложения по предупреждению причин ДТП и снижению тяжести их последствий.

Экспертное исследование обстоятельств ДТП

При анализе исследуемого ДТП эксперт прежде всего определяет модель фактической ситуации. После этого моделируется безопасная ситуация и определяются несоответствия моделей, позволяющие установить причины ДТП.

Данные причины позволяют судить о процессе возникновения опасной ситуации для движения автотранспортных средств и пешеходов по полотну проезжей части дороги. Эти причины проясняют развитие процесса ДТП и дают возможность корректировать механизм ДТП.

В процессе моделирования эксперту необходимо получить ответы по задачам, сформулированным на схеме рис. 1.

В процессе прогнозирования и определения параметров ситуации ДТП основным источником является следовая информация структурно представленная на рис. 2.

В методике анализа деформированных элементов конструкции поврежденного автомобиля основной проблемой является определение энергообмена при ударе или столкновении, или наезде. Проблемным в данном случае является недостаточность информации о конструкции и особенностях её технологичности.

Кроме этого, к проблемам анализа ДТП следует отнести: необходимость учёта большого числа причинно-следственных связей; отсутствие данных о влиянии современных электронных систем управления движением автомобиля; отсутствие аналитических зависимостей между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием в случае разнородности факторов количественных и качественных.

Количественные величины зачастую представляют в лингвистической форме согласно теории нечётких множеств, предложенной Л. Заде.

При обработке результатов экспертного исследования используются:

□ вероятностно-статистический подход;

□ регрессионный анализ;

□ логическое программирование, основанное на аппарате логики предикатов;

□ метод фазового интервала.

Соотношение проблем и методов обработки результатов исследования ДТП представлено в табл. 1.

Основные проблемы решения задач автотех-нической экспертизы обусловлены следующими причинами:

1. Для принятия объективного решения о причинах ДТП необходимо учитывать очень большое число факторов влияния. Кроме того, в большинстве ДТП одновременно действуют несколько видов причинно-следственных связей.

2. Отсутствуют аналитические зависимости между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием или существуют сложности при применении известных,

Рис. 1. Задачи, решаемые при анализе ДТП

Рис. 2. Структурная схема следовой информации на месте ДТП

Таблица 1 Соотношение проблем и методов исследования ЯШ

Проблемы Методы

А Б В Г

□ сбора и обработки статистической информации; + + □ □

□ пополнение базы знаний; + + □ □

□ обеспечение стойкости модели к факторам влияния; + + □ □

□ учет качественных параметров; + + + +

□ работы с нечеткими знаниями; + + + +

Примечания: А □ вероятностно-статистический подход; Б □ регрессионный анализ; В □ метод фазового интервала; Г □ логическое программирование; + (С) □ наличие (отсутствие) трудностей.

поскольку эти факторы разнородные по характеру: они могут быть количественными (скорость движения автомобиля, масса груза, давление в шинах), качественными (тип шин, вид и состояние дорожного покрытия). Информация о количественных величинах зачастую бывает представлена в лингвистической форме.

3. Основные трудности решения задачи оценки траектории движения автомобиля при торможении заключаются в том, что на данное время в теории автомобиля детально рассмотрено лишь случай экстренного торможения с полным использованием сил сцепления, тогда как достаточно большое количество ДТП происходит при служебном торможении.

В этих условиях становится очевидной актуальность проблемы построения методики и автоматизированной экспертной системы для оценки эксплуатационных тормозных свойств автомобиля в дорожных условиях.

Выводы

Для улучшения условий работы эксперта-автотехника и повышения достоверности и

объективности результатов исследования ДТП необходимо:

□ совершенствование существующих методов исследования;

□ разработка и программное обеспечение типовых моделей стадий развития ДТП;

□ изучение и учёт влияния на ДТП современных средств активной безопасности.

Литература

1. Иларионов В.А. Экспертиза дорожнотранспортных происшествий: учебник

для ВУЗов / В.А. Иларионов. □ М.: Транспорт, 1989. □255с.

2. Суворов Ю.Б. Судебная дорожнотранспортная экспертиза / Ю.Б. Суворов.

□ М.: Экзамен, 2003. □208с.

3. Байэтт Р. Расследование дорожнотранспортных происшествий // Байэтт, Р. Уоттс; пер. с англ. □ М.: Транспорт, 1983.0288с.

Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 12 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.