УДК 338.26:332.8
Есаева А.С., студентка, Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия, Саранск
e-mail: esaeva2015@yandex. ru
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики. Это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство. Целью работы является изучение стратегических основ развития сферы ЖКХ в Нижегородской области, а так же проведение анализа данной сферы в регионе.
Ключевые слова: развитие, отрасль, жилищно-коммунальное хозяйство, услуги, стратегическое управление.
Esaeva A.S., student, National Research Mordovia State University, Russia, Saransk
e-mail: esaeva2015@yandex. ru
ANALYSIS OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND STRATEGIC GOVERNANCE OF HOUSING AND UTILITIES IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION
Abstract: Housing and utilities is one of the most important sectors of the economy. This is a complex diversified industrial and technical complex, which includes enterprises providing housing maintenance, housing and maintenance, water supply and sanitation, public utilities, and external urban improvement. The aim of the work is to study the strategic foundations for the development of the housing sector in the Nizhny Novgorod region, as well as to analyze this sphere in the region.
Key words: development, industry, housing and communal services, services, strategic management.
Нижегородская область является одним из регионов Приволжского федерального округа и располагается в центральной части России. Жилищно-коммунальное хозяйство Нижегородской области представляет собой многоотраслевой комплекс, развитие которого регулируется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. На данное министерство возложены функции по координации деятельности в сфере градостроительства, строительства и архитектуры, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и другие полномочия в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
В Нижегородской области действует Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, целью которой в сфере ЖКХ является обеспечение высокого уровня доступности жилья и предоставление качественных коммунальных услуг как основы для комфортной жизни населения, высвободив временные и материальные ресурсы жителей на саморазвитие. Данная стратегия утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889. [2]
Нижегородская область участвует в федеральных приоритетных проектах и программах РФ. Одним из таких проектов, который финансируется в настоящее время, является проект «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», в рамках которого планируется снижение аварийности в коммунальной инфраструктуре до 30% и повышение уровня удовлетворенности граждан качеством оказываемых услуг до 85%.
Целями региональной программы газификации Нижегородской области на 20182022 годы [3] являются:
- повышение надежности системы газоснабжения и газораспределения в целях обеспечения потребителей области природным газом в требуемых объемах;
- развитие инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области;
- повышение энергетической и экономической эффективности функционирования автомобильного транспорта;
- обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения.
В регионе реализуется государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области» [4]. Одной из ключевых целей программы является повышение энергетической эффективности экономики, а также обеспечение достойного уровня благосостояния и качества жизни населения Нижегородской области. В 2019 году, по оперативным данным Министерства финансов Нижегородской области, на жилищно-коммунальное хозяйство из бюджета Нижегородской области было выделено 299,4 млн. рублей, что составляет 2,4 % от общих расходов бюджета.
Проанализируем состояние жилищно-коммунального хозяйства и городской среды Нижегородской области. Основные характеристики системы водоснабжения представлены на рисунке 1.
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети к 2017 году по Нижегородской области составляет почти 10000 км и почти половина нуждается в замене. На протяжении всего рассматриваемого периода протяжение уличной водопроводной сети выросло на 79,4 км, а длина сети, нуждающейся в замене, уменьшилась на 314 км. Количество аварий водопровода с 2012 года снизилось на 71 %, но все-таки остается в 2017 году достаточно высоким - 560 аварий.
12000
10000 8000 6000 4000 2000 0
94894_9391_9282,7_
9489,4 9568,8
9473,3 9453,8
, 4832,3 4613,2 _ 4834,3 4674,2 44315
' 4518,3
1922 1937
1645
610 560
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
число аварий водопровода, ед. -^—уличная водопроводная сеть, нуждающаяся в замене, км одиночное протяжение уличной водопроводной сети, км
Рисунок 1 - Водоснабжение населенных пунктов Нижегородской области [1]
На рисунке 2, представлены основные характеристики состояния системы теплоснабжения населенных пунктов Нижегородской области.
4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
■ протяженность тепловых и паровых сетей в двутрубном исчислении, км
■ протяженность тепловых и паровых сетей в двутрубном исчислении, нуждающихся в замене, км
Рисунок 2 - Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении
Из рисунка 2 видно, что почти половина тепловых и паровых сетей в области нуждаются в замене. Количество аварий на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях за исследуемый период сократилось на 9% и составило 201 случай, а потеря тепла в сетях составила 10%. В то время, как в сельской местности этот показатель меньше, чем в городской и зафиксирован на уровне 8%.
Таблица 1 - Канализационные сети населенных пунктов Нижегородской области [1]
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Одиночное протяжение уличной канализационной сети (на конец года), км 2413,3 2425,9 2446,3 2464,4 2392,3 2354,4
Использование мощности очистных сооружений канализации - всего, процентов 48,1 47,2 48,0
Уличная канализационная сеть, нуждающаяся в замене, км 1019,1 934,6 1143,7 1146,1 1069,2 1004,3
Число аварий канализации, единиц 1201 617 611 483 205 108
Из данных таблицы 1, видно, что почти половина одиночного протяжения уличной канализационной сети нуждается в замене. Однако, при этом количество аварий за исследуемый период сократилось значительно (91%). Очистные сооружения канализации использует свою мощность только на 48%.
Таблица 2 - Благоустройство жилищного фонда Нижегородской области, на конец года, в процентах[1]_
Год Удельный вес общей площади, оборудованной
водопроводом водоотведением отоплением ваннами (душем) газом горячим водоснабжением
2012 81,0 75,2 87,1 68,5 85,0 66,4
2013 82,1 76,1 87,8 68,9 84,9 67,5
2014 83,4 77,2 88,4 69,5 83,7 68,4
2015 84,5 78,3 88,5 70,1 83,8 69,4
2016 85,1 79,4 88,9 70,7 83,7 69,7
2017 85,6 79,5 88,9 71,1 83,3 70,3
Из таблицы 2 видно, что общая площадь Нижегородской области, оборудованная удобствами жилищного фонда, не достигает 100 %, как и в целом по Российской Федерации. При этом газом не оборудовано 16,7 % общей площади, водоотведением -20,5 %, горячим водоснабжением - 29,7 % и т.д.
За исследуемый период ветхий и аварийный жилой фонд в области сократился
л
на 43,6 % (743,4 тыс. м ). Следует отметить, что начиная с 2015 года аварийные жилища в области отсутствуют. Доля ветхого жилого фонда в общей площади жилого фонда в 2017 году стала равна только 1% (таблица 3).
Таблица 3 - Ветхий и аварийный жилищный фонд, Нижегородской области [1]
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Весь ветхий и аварийный жилищный фонд, 2 тыс. м 1706,7 1491,4 1578,5 982,4 1066,6 963,3
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, процентов 2,1 1,8 1,9 1,2 1,2 1,1
Рост зарплат населения во многих регионах страны не соответствует росту тарифов за услуги ЖКХ. Поэтому, чтобы оказать материальную поддержку малоимущим гражданам из средств регионального бюджета выделяется субсидия на оплату ЖКХ, которая позволяет в некоторой степени уменьшить затраты на квартплату.
На рисунке 3 представлена структура социальных пособий по Нижегородской области. Из нее видно, что 14 % от социальных пособий составляют жилищные субсидии и другие виды финансовой помощи на оплату услуг ЖКХ. При этом пособия по безработице и иные выплаты для лиц, потерявших работу, а также малоимущим семьям и семьям в сложной жизненной ситуации, приходится только 1%.
Жилищные субсидии и иная денежная помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг 14%
Пособия и иная денежная помощь малоимущим семьям и
семьям в сложной жизненной ситуации 1%
Пособия по безработице и иные
выплаты, предусмотренные для лиц, потерявших работу
Другие 4%
Возмещение полной стоимости материнского капитала и единовременные выплаты из средств материнского капитала 26%
Пособия и другие социальные выплаты лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки 35%
Пособия и компенсационные выплаты на детей -всего 20%
Рисунок 3 - Структура социальных пособий в 2016 году по Нижегородской области [1]
Из таблицы 4, видно, что в январе 2019 г. в структуре объема платных услуг населению преобладают жилищно-коммунальные услуги и услуги связи. На долю ЖКХ услуг в целом приходится 41,4 % в общем объеме.
Таблица 4 - Объем платных услуг населению по видам в Нижегородской области [1]
Январь 2019г.
млн. в сопоставимых ценах в % к
рублей Январю 2018г. итогу
Платные услуги 14959,6 104,2 100
бытовые 1462,1 116,5 9,8
транспортные 1196,7 109,5 8,0
почтовой связи, курьерские 85,1 129,2 0,6
услуги
телекоммуникационные 2133,7 93,8 14,3
жилищные 1652,3 99,8 11,0
коммунальные 4507,3 104,2 30,1
культуры 623,8 113,4 4,2
медицинские 1148,3 105,9 7,7
системы образования 912,7 93,9 6,1
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство Нижегородской области представляет собой многоотраслевой комплекс, развитие которого регулируется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской
области посредством разработки и реализации программных документов. Выявленные отрицательные тенденции в регионе являются, на наш взгляд, результатом невысокого качества предоставления услуг ЖКХ. Для повышения уровня качества обслуживания необходима разработка эффективных механизмов и инструментов соответствующих социально-экономическим условиям развития области.
Библиографический список
1 Основные показатели Жилищно-коммунальной сферы Нижегородской области, официальный сайт НИЖЕГОРОДСТАТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/nizhstat/ru/statistics/housing/
2 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года: постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ь^://пп-invest.com/upload/sovet-po-strategii-razvitiya/Strategy2035.pdf
3 Об утверждении региональной программы газификации Нижегородской области на 2018 - 2022 годы: постановление Правительства Нижегородской области от 30.11.2017 № 849 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465578938
4 Об утверждении государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" : постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 287 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465510699