Раздел 5. Экономика строительства
УДК 338.33
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И КАЧЕСТВА УСЛУГ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Оборин М.С.
Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,
614070, г. Пермь, ул. бульвар Гагарина, 57;
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;
ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова»;
614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23 ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26-а, [email protected]
Аннотация. Жилищное строительство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей влияние на развитие инфраструктуры регионов и уровень жизни населения. Повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и качества услуг, направленных на комфорт граждан, проживающих в субъектах страны, зависит от состояния материальной базы сетей и коммуникаций территорий, степени их изношенности. Отрасль строительства напрямую оказывает влияние на сокращение энерго- и теплопотерь, достижению безубыточности отдельных направлений ЖКХ. В статье отражены и проанализированы следующие факторы: состояние жилищного фонда Российской Федерации, объем незавершённого строительства в стране, показатели аварийности зданий и степень их износа, главные проблемы жилищного строительства и способы их решения, основные положения федеральных государственных программ в сфере жилищного строительства, их влияние на отрасль в последние годы. Отдельно исследованы проблемы аварийности оборудования водоснабжения и теплоснабжения в рамках услуг, представляемых жилищно-коммунальными учреждениями. Информационно-аналитической базой для анализа послужили данные статистики. По результатам исследования выявлены основные проблемы взаимосвязанных отраслей, предложен комплекс мер по их решению.
Ключевые слова: жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, федеральная государственная программа, жилищный фонд, водоснабжение, отопление.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых острых социальных и экономических проблем в России в настоящее время является решение жилищного вопроса. Около 40% населения страны имеют в собственности помещения, которые не удовлетворяют минимальным требованиям и стандартам строительства. При этом только небольшая доля граждан Российской Федерации обладают достаточными средствами для приобретения нового жилья при текущем уровне цен. Именно поэтому изучение взаимосвязи строительства и качества услуг жилищно-коммунального хозяйства является актуальным вопросом в современных условиях. Необходимо рассмотреть такие факторы влияния на устойчивый рост показателей отрасли, как государственные федеральные программы, состояние жилищного фонда и оборудования отрасли ЖКХ.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ
Проблемы строительства изучались многими отечественными и зарубежными авторами (табл. 1.). В настоящее время энергетические системы, системы водоснабжения и канализации, уличного освещения, поддержания городской и сельской инфраструктуры являются важными элементами общественных благ, и находятся в прямой зависимости с качеством жизни населения страны: чем лучше состояние этих систем, тем выше благосостояние граждан. Большую роль в этом воздействии играет эффективность жилищной политики, которая проводится федеральными и муниципальными органами власти. Данная политика во многом способна повлиять на качество функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) [10].
В прямой зависимости со сферой ЖКХ находится жилищное строительство. Оно является базисной отраслью городского хозяйства, о чем свидетельствует факт повсеместной приватизации сектора жилищного строительства, находящегося в собственности частных предприятий и акционерных обществ, в то время как предприятия ЖКХ относятся к муниципальной
собственности [9]. Ещё одним фактором, свидетельствующим о тесной связи сфер жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства, является стоимость услуг ЖКХ, которые прямо зависят от стоимости жилищного строительства. Вследствие этого фактора целесообразно утверждать, что от качества материальных активов жилищного строительства зависит то, какой объем дополнительных финансовых издержек понесут предприятия отрасли жилищного строительства.
Таблица 1.
Обзор исследований по проблемам отрасли жилищного строительства
№ Год Автор Содержание исследований
1 1979 Ганичев И.А. [11] Изучение положительного опыта строительства в США, влияния на социально-экономическое положение территорий и уровень жизни населения
2 1979 Максаи Дж., Холланд Ю., Нахман Г., Якер Дж. [13] Анализируются проблемы нормативно-правового и технического обеспечения строительства, последствия несоблюдения правил, технических норм и нормативов
3 2000 Шепелев Н.П., Шумилов М.С. [15] Исследуются аспекты реконструкции городской застройки, проблемы ветхого жилищного фонда
4 2001 Асаул А.Н., Карасев А.В. [8] Основные проблемы и перспективы отрасли в условиях рыночных отношений, управление затратами и контроль сроков, этапов и показателей строительства, регулирование качества услуг, безопасности для потребителей
5 2006 Глазунов С., Самошин В. [12] Характеристика эффектов от развития проектов по доступному жилью для повышения уровня жизни граждан страны, изучается комплексный мультипликативный экономический эффект для сопутствующих отраслей
6 2008 Панибратов Ю.П., Ларионов А.Н., Иванова Ю.В. [14] Авторы уделили внимание вопросам государственного и муниципальное управления, социального планирования в строительстве
7 2012 Алексий П.В. [7] Рассматриваются проблемы нормативно-правового регулирования строительства: безопасность, соблюдение договорных обязательств, ответственность застройщика как юридического лица
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является выявление основных направлений и факторов влияния качества строительства и оказываемых услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи исследования: 1) проанализировать динамику основных показателей жилищного строительства в России; 2) охарактеризовать проблемы и источники финансирования отрасли строительства, включая государственные программы; 3) изучить динамику показателей основных жилищно-коммунальных услуг; 4) выявить общие взаимосвязанные проблемы отраслей и предложить системные меры по их решению.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
В условиях рынка взаимосвязь между жилищным строительством и жилищно-коммунальными услугами возникает также конкретными потребностями населения, проживающего на территории муниципалитета. Субъекты этих отраслей также являются практически идентичными, это: муниципальные организации власти, управляющие компании ЖКХ, частные предприниматели, владельцы акционерных предприятий и тому подобное. Их основной целью является предоставление качественных услуг населению, удовлетворяющих потребности граждан страны.
В связи с этим обязательному рассмотрению подлежат существующие механизмы взаимодействия органов местного самоуправления по развитию отраслей жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства. Процесс управления жилищно-коммунальными службами находится в ведомстве органов местного самоуправления. Главной задачей их деятельности является соблюдение структуры и стандартизации выполняемых
процессов по удовлетворению потребностей населения в качественных услугах ЖКХ, в том числе введение в эксплуатацию жилых помещений [9].
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году было введено более 78000 тысяч кв. м. общей площади жилых помещений, что практически соответствует аналогичному показателю за 2016 год (табл.2).
Таблица 2.
Количество введенной площади жилых помещений, субъекты РФ, 2017г.*
Субъект Введено, тыс. кв. м. общей площади жилых помещений Из общего объема - введено населением, тыс. кв. м. общей площади жилых помещений
за период с начала года в том числе за декабрь в % к аналогичному периоду прошлого года за период с начала года в % к аналогичному прошлого года
Российская Федерация 78582,2 18232,1 97,9 32682,1 102,8
Центральный федеральный округ 23947,4 5814,1 99,9 9560,0 112,6
Северо-Западный федеральный округ 8878,6 1667,3 100,2 1768,8 87,1
Южный федеральный округ 9542,6 1917,0 106,5 4578,1 108,2
Северо-Кавказский федеральный округ 4933,0 1892,3 98,1 3356,5 92,3
Приволжский федеральный округ 15573,4 3114,3 96,4 7467,0 100,9
Уральский федеральный округ 6267,4 1686,6 98,2 2264,2 107,4
Сибирский федеральный округ 7257,0 1760,6 83,9 2783,2 91,6
Дальневосточный федеральный округ 1969,6 379,9 89,9 765,5 90,2
* составлено по данным [16]
Наибольший объем введенных жилых помещений отмечен в Центральном и Приволжском федеральных округах - на них приходится около 50% всей площади. Наибольший прирост наблюдается в Южном и Северо-западном ФО, в остальных субъектах страны произошли незначительные колебания в сторону снижения данного показателя в сравнении с 2016 годом.
Развитие сфер жилищного строительства и ЖКХ должно находиться под управлением и обеспечением государственных органов власти, что наблюдается в нашей стране.
Основные источники финансирования программ по развитию отрасли жилищного строительства в современных условиях это:
1) Ипотечные кредиты;
2) Государственные программы по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и прочих категорий граждан, попадающих под определение законодательства Российской Федерации о нуждающихся в приобретении льготного жилья.
В данный момент достаточно важными проблемами являются как обеспечение населения жильем, так и улучшение качества жилищных условий. Приоритетным направлением государственной жилищной политики в рамках существующего национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» установлено «формирование рынка доступного жилья экономичного класса, отвечающего требованиям энергетической эффективности и экологичности» [2]. По данным исследования доступного жилья в России, около 60 % граждан страны не признают собственные жилищные условия удовлетворительными [18]. Согласно Росстату, более 2,5 миллионов семей на данный момент находятся в очереди на непосредственное улучшение условий жилья [22].
В 2010 году Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», что свидетельствует о принятии мер по решению важных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Другие государственные программы и подпрограммы рассмотрены в таблице 3.
Таблица 3.
Государственные программы и подпрограммы по жилищному строительству по состоянию на 2017 год*
№ Название программы Краткая характеристика Результаты
1 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» Усиление защиты от сейсмологической опасности, строительство сейсмостойких жилых домов и социальных объектов Общий объем финансирования на 2017г. - 1 994 231,3 тыс. руб., профинансировано за счет всех источников финансирования - 1 982 290,3 тыс. руб., фактически освоено за счет всех источников финансирования - 1 982 290,3 тыс. руб., число введенных в 2017 году объектов - 9
2 "Жилище" на 2015-2020 годы Поддержка развития жилищного строительства, введение механизмов по привлечению кредитных средств для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой Объем введенного жилья в 2017 году - 78,6 млн. кв. м., размер финансирования в 2017 - 23 млрд руб., средняя стоимость 1 кв. м. жилья, приобретенного путем реализации ГЖС в 2017г. - 38 928 руб/кв.м., реализовано 5 998 ГЖС
3 Подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" ФЦП "Жилище" на 2015 - 2020 годы Развитие массового строительства жилья класса "эконом", отвечающего стандартам ценовой доступности, экологичности и энергоэффективности В 2016 году в рамках подпрограммы было введено 3,7 млн. кв. м. объемов жилья, общий бюджет подпрограммы составил 5,2 млрд. рублей (доля федерального бюджета - 968,5 млн. рублей).
4 Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" ФЦП "Жилище" на 2015 - 2020 годы Создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствии со стандартами качества, которые обеспечивают комфортные условия проживания Объем финансирования из федерального бюджета - 1328, 62 тыс.руб.
* составлено по данным [1; 3; 4; 5; 6; 17]
Мероприятия, направленные на повышение доступности жилья, приводят к росту строительства жилья. Так, в 2016 году в действие было введено 80,2 млн. квадратных метров, однако, это на 5,1 млн. квадратных метров меньше, чем в предыдущем году. Полная статистика по ветхому и аварийному жилищному фонду представлена на рисунке 1.
120
100
80
60
40
99.4 98,9 99^
2,6 2.4
93;9 93-3
70,5/ 84,2 83>3 80,2
2,9 2,8 3,8 2,5
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
-Ветхий и аварийный жилищный фонд
■Выбытие по ветхости и аварийности
Вход в действие общей площади жилых домов
Рис. 1. Показатели ввода в действие жилой площади и выбытия ветхого, аварийного жилья в РФ в 20102016 гг., % [22]
Анализ динамики показателей за последние несколько лет показывает, что число жилых зданий, введенных в эксплуатацию, увеличилось примерно на 30%, в то время как количество ветхих и аварийных жилых площадей снизилось на 10% за тот же анализируемый период. Замедление темпов строительства жилья в последние годы, вероятно, связано со снижением экономической активности населения, а это означает, что товары длительного пользования, включая жилье, приобретаются реже, поэтому спрос на рынке недвижимости снижается, что непосредственно приводит к замедлению темпов строительства жилых зданий.
Проблема существования ветхого и аварийного жилья является острым вопросом в сфере жилищного строительства. Общий объем подобного жилья составляет примерно 90 млн. квадратных метров, а выбытие данного жилья составляет около 3 млн. квадратных метров. В таблице 4 указано, каковы показатели степени износа основных фондов жилищного фонда за последние несколько лет.
Таблица 4.
Степень износа основных фондов жилищного фонда предприятий отдельных секторов экономики, %'<
Показатель год
2010 2013 2014 2015
- Управления эксплуатацией жилого фонда 41,3 38,5 40,4 34,1
- Производства и распределения газообразного топлива 44,8 34,1 33,4 33,8
Производства, передачи и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии 49,2 42 43 45
Сбора, очистки и распределения воды 52,6 41 44,4 42,2
Управления эксплуатацией нежилого фонда 46,1 18,8 21,4 22,5
Удаления сточных вод, отходов и аналогичной деятельности 42,8 37,7 35,9 34,8
Предоставления персональных услуг 34,9 40,5 41,3 40,6
* составлено по данным [16]
Существует высокая степень износа объектов ЖКХ, которая сопровождается недостатком финансирования отрасли. По данным статистики износ объектов жилищно-коммунального хозяйства составляет около 30-40 % [19]. По данным приведенной таблицы можно говорить, что степень износа жилищного фонда колеблется, то есть в управлении эксплуатацией жилого фонда в исследуемом периоде износ либо увеличивается, либо снижается примерно на 5%, подобная тенденция незначительного отклонения наблюдается в услугах водоснабжения, газификации и канализации. Согласно этим данным, можно сделать вывод о том, что принимаются меры по снижению уровня износа жилых зданий и необходимых коммунальных услуг, что способствует повышению качества жизни населения.
Основные меры по решению данной проблемы приняты на государственном уровне в рамках «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года», где «предлагается целевая модель переселения граждан из аварийного жилья, предусматривающая безусловное обеспечение жильем граждан, у которых нет иного жилого помещения для проживания» [3].
Следующей проблемой сферы жилищного строительства является незавершенное строительство. Это явление возникает при прекращении строительных и монтажных работ, когда объект остается в неоконченном состоянии на определенный период времени, либо навсегда. Показатели незавершенного строительства в России представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Число незавершенных строительством жилых домов (без построенных населением) в РФ, тыс.,
2010-2017гг. [20]
Как видно из таблицы, число незавершенных объектов строительства падает с каждым годом. По состоянию на 2017 год этот показатель составил 6,3 тысячи объектов, что практически в 2 раза меньше аналогичного индекса в 2010. За прошедшие 7 лет проблема с замороженными объектами стала снижаться в объемах, однако осталась актуальной.
Еще одним вопросом сферы жилищного строительства называют ввод в эксплуатацию жилых домов в сельской местности. Из-за удаленности некоторых поселков от региональных центров строительство жилых зданий может быть затруднено отсутствием транспортных и транзитных дорог и узлов, высокими затратами на транспортировку и закупку необходимых материалов. Данные по этому показателю отражены на рисунке 3.
5
0---,-т-,
2010 2011 2012 2013 2014 2015
--Reo л в действие жилы* ;ioMi>R та счет всех источников
фив алснр оаання
-В том чн*ше насален ¡тем -за счет собственных И заемные средств.
Рис. 3. Ввод в действие жилых домов в сельской местности (млн. кв. м. общей площади) [21]
По данным рисунка 3 количество введенного в пользование объектов жилищного строительства на сельской территории с каждым годом возрастает. Так, в 2015 году было зарегистрировано 23,3 млн. кв. м площади по сравнению с 14,7 в 2010 году. Стоит отметить, что большая доля от общего объема показателя финансируется населением за счет собственных и заемных средств, что говорит о существующей проблеме недостаточного финансирования этой отрасли государством.
Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя достаточно большое количество видов деятельности, одним из них является снабжение ресурсами. К нему относятся такие отрасли как электричество, теплосети, водоснабжение, канализация и газ. Поскольку качество жилищно-коммунальных услуг в целом находится на достаточно низком уровне, то при транспортировке тепла и воды происходят серьезные потери энергии, а это означает, что необходимо принять меры для улучшения качества обслуживания жилищно-коммунальных услуг.
По данным таблицы 5 [22] видно, что в течение последних 5 лет наблюдался рост водопроводных сетей, которые нуждаются в замене.
Таблица 5.
Водоснабжение населенных пунктов в РФ *
Показатель Год
2012 2013 2014 2015 2016
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети (на конец года), тыс. км 352,8 353,4 368,5 372,2 374,2
Уличная водопроводная сеть, нуждающаяся в замене, тыс. км в процентах ко всему протяжению 154,6 156,3 162,7 165,4 168,2
43,8 44,2 44,2 44,4 43,0
Число аварий водопровода, тыс. 142,9 109,1 106,8 86,7 74,5
* составлено по данным [16]
В 2015 году протяженность водопроводов, нуждающихся в ремонте, выросла на 3% по сравнению с предыдущим периодом, такая же динамика наблюдалась в 2016 году. Однако, заметна тенденция к снижению аварий водопровода: в 2015 году - на 20,1 тыс., что составило 18,8%, по сравнению с предыдущим годом. В 2016 году также наблюдалось снижение аварий на 12,2 тыс., это на 16,4% меньше, чем в 2015 году. Таким образом, согласно статистике, можно
видеть, что по данному показателю возникла устойчивая положительная тенденция, однако по-прежнему наблюдается рост количества водопроводных сетей, которые необходимо заменить. Тем самым можно утверждать, что требуются мероприятия по повышению качества услуг обслуживания водопроводных сетей.
Основным направлением развития коммунального хозяйства является улучшение системы теплоснабжения, характеристики которой отображены в таблице 6.
Таблица 6. Теплоснабжение населенных пунктов*
Показатель 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении - 169524,7 168336,6 171270,1 171448,4 172675,1
всего, км
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, 49106,5 48119,2 49738,1 49852,6 49470,7
нуждающихся в замене - всего, км
Число аварий на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых 9397 8082 6782 5799 5738
сетях - всего
Потери тепла в сетях, в процентах от подачи тепла 10,8 10,9 11,4 11,1 8,8
* составлено по данным [16]
По данным таблицы 4 видно, что при росте протяженности тепловых сетей существуют те, которые нуждаются в замене. Так, в 2015 году протяженность нуждающихся в замене теплосетей выросла на 114,5 км, однако, уже в 2016 году было снижение на 381,9 км, что составило 1%. Вместе с тем анализ данных таблицы показывает, что число аварий на тепловых сетях ежегодно снижается. Например, в 2015 году количество аварий снизилось на 15% по сравнению с предыдущим годом, а в 2016 году число аварий на теплосетях снизилось на 1%. Все это доказывает, что необходимы мероприятия по улучшению качества обслуживания источников теплоснабжения и тепловых сетей.
Динамика по потреблению тепловой энергии в Пермском крае в системах теплоснабжения представлена в таблице 7.
Таблица 7.
Структура отпуска тепловой энергии по Пермскому краю, 2011-2015гг.*
Показатель 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Отпущено тепловой энергии всего, тыс. Гкал 27149,7 25478,3 24534 26510,7 24121,2
Потери тепловой энергии, тыс. Гкал 2200 2000 1951 2269 1951
Относительный прирост отпуска тепловой энергии, тыс. Гкал -1453,1 -1671,4 -944,3 1976 -2389
Индекс изменения отпуска тепловой энергии, % -5,7 -6,6 -3,7 8,1 -9
* составлено по данным [16]
Данные таблицы 7 показывают, что в 2014 году объемы тепловой энергии, которые были отпущены в Пермском крае, выросли почти на 2 тыс., однако, в 2015 году снизились на 2,4 тыс. Вместе с этим наблюдались колебания в динамике. Так, проанализировав данные, видно, что в течение трех лет происходило снижение показателя. Однако уже в 2014 году потери тепловой энергии увеличились на 318 тыс., но в 2015 году снова произошло снижение потерь тепла на тот же объем, на который они увеличились и вновь составили 1951 тыс., все это связано с
изменениями в климатических условиях в 2014 году. По данным этой таблицы можно говорить, что в Пермском крае необходимо проводить мероприятия по снижению потерь тепловой энергии.
ВЫВОДЫ
Отрасли жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства характеризуются высокой степенью введения в эксплуатацию новых жилых помещений в основном только по Центральному и Приволжскому федеральным округам. Это является следствием высокой плотности населения на территории данных субъектов, а также большим объемом местных бюджетов в сравнении с остальными регионами. Количество ветхого и аварийного жилищного фонда в последние несколько лет остается стабильным, при этом они выбывают из эксплуатации в малых объемах. Вследствие этого становится необходимым улучшение государственных программ по обеспечению населения новыми жилыми зданиями. Наибольшую поддержку сфере жилищного строительства оказывает федеральная государственная программа «Жилище» на 20152020 годы, которая обеспечивает развитие отрасли, введение новых методов по привлечению финансовых средств для модернизации земельных участков.
Основными проблемами материально-технической базы отраслей жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства являются:
1) устаревшее оборудование, здания и сооружения, которые находятся в аварийном состоянии с высокой степени износа;
2) нарушения норм безопасности и нормативов, влияющих на качество вводимых в эксплуатацию объектов;
3) незавершенное строительство, численность объектов которого сокращается, на что указывают данные государственной статистики;
4) ввод в эксплуатацию домов сельской местности, где необходимо акцентировать внимание на большую государственную поддержку;
5) рост водопроводного оборудования и тепловых сетей с высоким уровнем износа с учетом снижения количества аварий в этой области;
6) снижение темпов модернизации сельских территорий и муниципалитетов, что негативно влияет на развитие их социально-экономической сферы.
В условиях текущих проблем отрасли ЖКХ и жилищного строительства необходима реализация особых мер, которые способствуют росту благоприятных для рассматриваемых сфер деятельности показателей и обеспечению эффективного функционирования коммунальной инфраструктуры. Такими методами могут быть:
1) мониторинг основных фондов жилищно-коммунального хозяйства - этот процесс должен проходить с целью определения физического и морального состояния объектов и степени их износа. Проведение ежегодных экспертиз способствует сокращению количества аварий на коммуникационных сетях, снижению энергетических потерь и финансовых затрат на их ремонт;
2) модернизация коммунальной инфраструктуры - в ее состав необходимо включить обновление коммуникационных систем и внедрение энергоэффективных технологий, что приведет к росту эффективности работы коммунальных служб;
3) формирование новых жилых фондов (или их реконструкция) - с целью повышения благосостояния и качества жизни населения, снижения энергетических и тепловых потерь за счет внедрения энергосберегающих технологий.
Необходима разработка механизма модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства, основанного на поэтапной замене устаревших коммуникаций, который будет включать отдельный фонд денежных средств, сформированный из отчислений граждан за услуги. Данная система позволит повысить прозрачность накопления и расходования средств, способствовать целенаправленному росту эффективности работы служб жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивать рост отрасли строительства в регионах и сельских территорий. На федеральном уровне необходимо стимулировать выделение средств на решение неотложных проблем, связанных с аварийностью тех территорий и субъектов, которые находятся в сложном социально-экономическом положении и не могут самостоятельно модернизировать жилищно-коммунальную инфраструктуру.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Многие проблемы деятельности в сферах жилищного строительства и ЖКХ до сих пор остаются нерешенными. Это говорит о недостаточной степени качества управления не только на федеральном, но и на местном и региональном уровне. В перспективе необходимо учитывать не только количество вводимого в эксплуатацию жилья, но и его качество, соответствие нормам и стандартом жилищного строительства, способности удовлетворять потребности населения. Анализ проектов государственно-частного партнерства, политики в сфере ЖКХ на региональном уровне, обзор размеров частных инвестиций и их соотношение с госзаказом и связь с банковским сектором оставляют большое количество вопросов для дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 20092018 годы» [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87455/.
2. Положение о Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 263. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_118662/.
3. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/21559/.
4. Федеральная подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcpdom.ru/index.php?option =com_content&view=category&layout=blog&id=17&Itemid=280.
5. Федеральная подпрограмма "Стимулирование программ жилищного строительства субъектов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcpdom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=223&Itemid=281
6. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. -http://www.fcpdom.ru/index.php?option=com_content&view= category&id=13&Itemid=276.
7. Алексий, П.В. Жилищное право. 6-е изд., перераб. и доп. [Текст] / П.В. Алексий. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 383 с.
8. Асаул, А.Н., Карасев, А.В. Экономика недвижимости. Учебное пособие [Текст] / А Н. Асаул, А.В. Карасев. - М.: МИКХиС, 2001. - 325 с.
9. Богуславский, Ю.А. Управление жилищно-коммунальным хозяйством и жилищным строительством как единым комплексом крупного муниципального образования // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 2006. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/upravlenie-zhilishchno-kommunalnym-khozyaistvom-i-zhilishchnym-stroitelstvom-kak-edinym-komp.
10. Брызгалова, Р.М. Основные направления взаимодействия государства и частного бизнеса в отрасли жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / Р.М. Брызгалова, И.Д. Матюхина, И.В. Яньшина // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2017. - № 2. - С. 56-64.
11. Ганичев, И.А. Строительство в США [Текст] / И.А. Ганичев. - М.: Стройиздат, 1979. -
165 с.
12. Глазунов, С.Н. Доступное жилье: люди и национальный проект [Текст] / С.Н. Глазунов, В.В. Самошин. - М.: Европа, 2006. - 95 с.
13. Проектирование жилых зданий (Housing). Пер. с англ.: редакция переводных изданий Стройиздат [Текст] / Максаи Дж., Холланд Ю., Нахман Г., Якер Дж. - Москва, 1979. - 269 с.
14. Панибратов, Ю.П. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве [Текст] / Ю.П. Панибратова, А.Н. Ларионов, Ю.В. Иванова. - М.: Академия, 2008. -209 с.
15. Шепелев, Н.П. Реконструкция городской застройки [Текст] / Н.П. Шепелев, М.С. Шумилов. - М.: Высшая школа, 2000. - 182 с.
16. Ввод в действие жилых домов в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/stroit/stroi131.xls.
17. Информация о реализации Федеральных целевых программ Минстроем России по состоянию на 1 января 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/trades/realizaciya-gosudarstvennyh-programm/.
18. Минстрой России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/.
19. Наличие и состояние основных фондов организаций видов экономической деятельности, относящихся к жилищно-коммунальному хозяйству // Жилищное хозяйство в России. Официальное издание. 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.rU/free_doc/doc_2016/j il-hoz 16.pdf.
20. Незавершенные строительством жилые дома в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/stroit/stroi136.xls.
21. Строительство в России 2016. Статистический сборник. // Росстат. - М., С863 2016. -111 с. 55 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2016/stroit_2016.pdf .
22. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
RELATIONSHIP BUILDING AND QUALITY OF SERVICES OF HOUSING AND
COMMUNAL SERVICES
Oborin M.S.
Perm Institute FSBEI HE «Russian economic University G. V. Plekhanov», Perm FSBEI HE «Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov», Perm
FSBEI HE «Sochi state University», Sochi
Annotation. Housing construction is one of the main sectors of the economy, affecting the development of infrastructure in the regions and the standard of living of the population. Improving the efficiency of housing and communal services (HCS) and the quality of services aimed at the comfort of citizens living in the country depends on the state of the material base of netwo rks and communications areas, the degree of wear and tear. The construction industry has a direct impact on reducing energy and heat losses, achieving break - even in certain areas of housing. The article reflects and analyzes the following factors: the state of the housing stock of the Russian Federation, the volume of construction in progress in the country, indicators of building accidents and the degree of wear and tear, the main problems of housing construction and ways to solve them, the main provisions of Federal state programs in the field of housing construction, their impact on the industry in recent years. Separately investigated the problems of emergency water supply and heating equipment in the framework of services provided by housing and communal services. The information and analytical basis for the analysis was the statistical data. The study revealed the main problems of interrelated industries, proposed a set of measures to address them.
Keywords: housing construction, housing and communal services, Federal state program, housing fund.