Научная статья на тему 'Анализ проблем обеспечения химической безопасности Российской Федерации'

Анализ проблем обеспечения химической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1032
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ПРОБЛЕМЫ / ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФАКТОРЫ / АВАРИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / THE PROGRAM / PROBLEMS / CHEMICAL SAFETY / FACTORS / FAILURES / EMERGENCY SITUATIONS / SAFETY THREATS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Иванков В. В., Цыб С. А.

Рассмотрены основные факторы и проблемы обеспечения химической безопасности, дана общая характеристика химически опасных веществ и химически опасных объектов, приведены данные о технических и организационных причинах аварий и чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах, а также ряд статистических данных в этой области. Показаны внутренние и внешние угрозы безопасности страны, напрямую связанные с проблемами обеспечения химической безопасности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Иванков В. В., Цыб С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF MAINTENANCE OF CHEMICAL SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Major factors and problems of maintenance of chemical safety are considered, the general characteristic of chemically dangerous substances and chemically dangerous objects is given, the data about the technical and organizational reasons offailures and emergency situations on chemically dangerous objects, and also a number of the statistical data in this area is cited. Internal and external threats of safety the countries directly connected with problems of maintenance of chemical safety in the Russian Federation are shown.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем обеспечения химической безопасности Российской Федерации»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иванков В.В., Минпромторг России Цыб С.А., Минпромторг России

Рассмотрены основные факторы и проблемы обеспечения химической безопасности, дана общая характеристика химически опасных веществ и химически опасных объектов, приведены данные о технических и организационных причинах аварий и чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах, а также ряд статистических данных в этой области. Показаны внутренние и внешние угрозы безопасности страны, напрямую связанные с проблемами обеспечения химической безопасности в Российской Федерации.

Ключевые слова: Программа, проблемы, химическая безопасность, факторы, аварии, чрезвычайные ситуации, угрозы безопасности.

THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF MAINTENANCE OF CHEMICAL SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ivankov V., Russian Minpromtorg Tsyb S., Russian Minpromtorg

Major factors and problems of maintenance of chemical safety are considered, the general characteristic of chemically dangerous substances and chemically dangerous objects is given, the data about the technical and organizational reasons offailures and emergency situations on chemically dangerous objects, and also a number of the statistical data in this area is cited. Internal and external threats of safety the countries directly connected with problems of maintenance of chemical safety in the Russian Federation are shown.

Keywords: the Program, problems, chemical safety, factors, failures, emergency situations, safety threats.

В настоящее время Россия активно реализует федеральную целевую программу по созданию эффективной государственной системы химической и биологической безопасности, которая призвана стать одним из важнейших факторов укрепления национальной безопасности.

Главным аргументом необходимости разработки и утверждения Программы явилось усиливающееся негативное влияние опасных техногенных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру, экологическую систему территории России.

Определяющим посылом к началу практической реализации Программы с 2009 года явилось беспрецедентное увеличение в начале 21-го столетия риска возникновения опасных ситуаций на промышленных объектах, которых в России насчитывается свыше 10 тыс., и большинство из них расположены на территориях крупных городов страны (с населением свыше 100 тыс. чел.).

Поэтому проанализируем некоторые факторы и проблемы обеспечения химической безопасности Российской Федерации.

С точки зрения системного анализа основные факторы в системе химической безопасности можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы связаны с возможностью загрязнения потенциально опасными химическими веществами (производимыми, транспортируемыми, хранящимися на территории России) атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья.

Внешние - обусловлены возможностью применения против Российской Федерации различных видов химического оружия, предназначенного для смертельного поражения или причинения иного вреда, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области органической и неорганической химии.

По мнению специалистов, именно химические факторы в первую очередь определяют степень деградации окружающей среды, а также среды обитания в целом. Основным элементом химических факторов являются химически опасные вещества.

Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему1.

Проведенный авторами анализ показал, что в настоящее время в мире синтезировано более 12 миллионов веществ. Ежегодно создается до 1500 тысяч новых соединений, около 80 тысяч из них поступает на рынок, но лишь 1000 веществ подвергается тщательному тестированию.

В коммерческом обороте применяется почти 100 тыс. токсичных синтетических веществ, около 300 видов опасных веществ транспортируется по железным дорогам. Более 80 % опасных грузов на железных дорогах составляют легковоспламеняющиеся жидкости, химические энергоносители, едкие и ядовитые вещества. Количество потенциально опасных веществ растет безостановоч-

Технические причины Организационные причины

Неудовлетворительное техническое состояние оборудования Неисправность (отсутствие) средств ПАЗ, сигнализации Несовершенство технологии или конструктивные недостатки Отступление от требований проектной, технологической документации Нарушение регламента ревизии или обслуживания технических устройств Нарушение регламента ремонтных работ или их качества Неправильная организация производства работ Неэффективность производственного контроля Неосторожные или несанкционированные действия исполнителей работ

Рис. 1. Обобщенные причины аварий на ХОО

но, транспортировка опасных грузов и аварийно химически опасных веществ увеличивает вероятность аварий, пожаров, загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы2.

Отметим, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов, при этом 70% из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек.

Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40 - 50 лет назад. При нормативном сроке эксплуатации до 15 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выработало свои ресурсы, морально устарело и физически изношено. В период с 2005 по 2009 году на химически опасных объектах в среднем происходило 130 аварий в год3. Результаты анализа обобщенных причин аварий приведены на рисунке 1.

Проведенный представителями Ростехнадзора анализ причин аварий и травматизма позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности производственного контроля и низкой квалификации руководителей и специалистов на отдельных предприятиях.

Руководители организаций с малой численностью персонала (небольшие АХУ, объекты водоподготовки и водоотведения) в целях экономии финансов осуществление производственного контроля возлагают на работников организации как дополнительную нагрузку. При этом работа по осуществлению производственного контроля носит во многом формальный характер, эффективность его низкая. Отсутствие экономических стимулов также не позволяет добиться эффективности его осуществления.

Наиболее характерными проблемами при организации производственного контроля являются отсутствие оценки и анализа при проведении комплексных проверок, результаты проверок не доводятся до должностных лиц организаций, не всегда своевременно и качественно проводятся расследования причин происшедших инцидентов.

По состоянию на 01.01.20094 общая протяженность линейной части магистральных трубопроводов составляет более 242 тыс. км, из которых:

• магистральные газопроводы — 166 тыс. км;

• магистральные нефтепроводы — 52,5 тыс. км;

• магистральные продуктопроводы — 21,836 тыс. км;

• аммиакопроводы — 1,4 тыс. км.

В настоящее время в системе магистрального трубопроводного транспорта эксплуатируется более 7000 объектов.

Основные фонды трубопроводного транспорта, как и вся техносфера, стареют. Главные системы магистральных трубопроводов были построены в 1960-1980-х гг. При среднем нормативном сроке службы магистральных трубопроводов 20 лет около 40 % протяженности магистральных трубопроводов отработало более 30 лет,

еще 32 % - более 20 лет. Оборудование за время экономических реформ практически не обновлялось, а амортизационные средства по предназначению не использовались. Все это требует усиления контроля за состоянием магистральных трубопроводов с применением современной диагностики, мониторинга, капитального ремонта и реконструкции.

Обеспечение безопасности магистральных нефтегазопродук-топроводов имеет огромное значение для химической безопасности страны. Специфика трубопроводного транспорта углеводородного сырья и других опасных веществ заключается в возможности каскадного развития аварий на объектах-потребителях транспортируемого сырья. Угроза возникновения таких аварий должна быть минимизирована.

Следующий класс опасных химических объектов это накопители отходов, свалки и захоронения. В настоящее время на территории Российской Федерации в различных видах накоплено около

2 млрд. тонн токсичных отходов. Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы гальванических производств, а также отходы, содержащие ртуть и хлорорганику. Определенную угрозу представляют собой бывшие производства взрывчатых веществ и порохов.

Сегодня действуют несколько полигонов по хранению и переработке опасных промышленных отходов:

полигон «Красный Бор» в Ленинградской области, где хранится более 1,8 млн. тонн ядовитых отходов;

полигон по утилизации и захоронению опасных промышленных отходов 1-го и 2-го классов опасности под г. Красноярском общим объемом 12 тыс. кубометров;

полигон промышленных отходов в Самарской области общей площадью 3,5 га;

3 полигона промышленных отходов в Ростовской области и другие.

В тоже время многие специалисты отмечают отсутствие эффективных технических решений по утилизации и обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Технологии переработки опасных отходов часто базируются на методе термической деструкции, использование которого связано с дополнительным загрязнением атмосферного воздуха.

В результате сложившейся ситуации население многих близлежащих поселков лишилось собственных источников питьевой воды и пользуется привозной водой, что может привести к социальной напряженности.

Отдельная проблема - отходы нефтеперерабатывающей промышленности, представляющие собой нефтесодержащие шламы 2-го и 3-го классов опасности. Так, в результате деятельности только государственных предприятий газового комплекса образуется более 10 тыс. тонн нефтесодержащих шламов в год. Кроме того, в

Рис. 2. Основные стратегии повышения безопасности химических технологий и производств

1 Паспорт федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)».

2 Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году.

3 Паспорт федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)».

4 Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году.

стране накоплено более 35 тыс. тонн полихлорированных бифенилов, применявшихся в качестве трансформаторного масла и растворителя в лакокрасочной промышленности.

На территории Российской Федерации накоплено более 40 тыс. тонн пестицидов, которые запрещены к использованию в сельском хозяйстве Стокгольмской конвенцией. Среди них присутствуют такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенилтрих-лорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами.

Необходимо отметить, что за счет разрушений химически опасных объектов возможно образование обширных зон химического заражения - от 22 до 35 тыс. км2. При этом наиболее сложные чрезвычайные ситуации могут возникнуть в административно-промышленных центрах. По оценкам специалистов всего в зонах повышенной химической опасности проживает около трети населения России5.

Анализ развития российского общества свидетельствует о появлении новых и обострении существовавших внутренних и внешних угроз его безопасности, напрямую связанных с проблемной ситуацией, которая сложилась в области химической безопасности. Техногенные химические угрозы К техногенным химическим угрозам относятся: аварии с выбросами аварийно химически опасных веществ в -особенности, если они сопровождаются взрывами, пожарами, в результате которых образуются обширные зоны химического заражения, в том числе в районах проживания населения;

аварии на всех видах транспорта с утечкой АХОВ и их попаданием в окружающую среду;

аварии на всех видах трубопроводного транспорта (нефть, газ, аммиак и др.) с выбросом токсичных веществ в окружающую среду.

Усугубляет возникновение таких угроз повышение концентрации потенциально опасных объектов и сокращение санитарно-защитных зон вокруг них вследствие застройки, старения основных производственных фондов, недостаточной эффективности системы химической защиты населения и своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации на местном, региональном и государственном уровнях.

Вместе с тем, по расчетам экспертов, затраты на предупреждение аварий во много раз меньше по сравнению с величиной ущерба, к которому они приводят в случае возникновения.

По данным международных организаций, с химическими авариями связано 3/4 всех смертельных поражений, вызванных аварийными ситуациями. В развитых странах это привело к коренному изменению взглядов на химическую опасность и ее место среди других видов техногенной опасности. Методология анализа риска, исходящая из специфических особенностей химически опасных объектов, оформилась в самостоятельное научное направление.

Основной подход к снижению химической опасности объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самому объекту. Методологически подходы к повышению безопасности химических технологий и производств группируются в четыре основных стратегии (рис.2).

Кроме того, значительное внимание уделяется вопросам превентивной защиты персонала объектов и населения и, прежде всего, созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека.

Несмотря на то, что практически на всех химически опасных объектах Российской Федерации функционируют системы обнаружения аварий (автоматические или автоматизированные), полной гарантии своевременного обнаружения утечки токсичных химических веществ не существует. Это связано с тем, что контроль обнаружения аварий по-прежнему осуществляется путем постоянного или периодического наблюдения должностными лицами за показа-

ниями соответствующих приборов, выбросами, проливами и другими аномальными явлениями и факторами, где решающая роль отводится человеческому фактору. Кроме того, в настоящее время на объектах имеется значительная доля морально и физически устаревших систем обнаружения аварий.

Вместе с тем, как показывают прогнозные оценки, тенденция повышения вероятности химических аварий в Российской Федерации будет сохраняться. Предпосылками к этому являются:

высокий и продолжающий прогрессировать износ основных производственных фондов (в среднем - 75%), достигающий на ряде предприятий 90 % (так называемые постиндустриальные риски);

крупные структурные изменения в экономике страны, приведшие к остановке ряда опасных производств, нарушению хозяйственных связей и сбоям в технологических цепочках;

рост сложных производств, использующих технологические циклы с высокой концентрацией энергии и опасных веществ;

падение технологической и производственной дисциплины, уровня квалификации технического персонала;

накопление отходов производства, опасных для окружающей среды;

снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов;

высокая концентрация населения, проживающего вблизи потенциально опасных промышленных объектов;

отсутствие или недостаточный уровень предупреждающих мероприятий, способных уменьшить масштабы последствий химических аварий и снизить риск их возникновения;

недостаточный уровень обеспеченности персонала опасных объектов и населения технически пригодными средствами индивидуальной и коллективной защиты (в том числе их резервных запасов), отсутствие знаний и навыков применения указанных средств в чрезвычайных ситуациях;

недостаточная законодательная и нормативная база; наметившаяся в последние годы тенденция к увеличению объема химического производства, переход к работе с полной нагрузкой крупнейших химических комплексов страны, увеличение объема перевозок и хранения опасных веществ;

стремление иностранных государств и фирм к инвестированию вредных производств на территории России;

возрастание вероятности террористических актов на химически опасных стационарных и подвижных объектах.

Необходимо отметить, что потенциально опасные химические объекты находятся в ведении не только гражданских отраслей промышленности.

Экологическая угроза

К основным химическим составляющим экологической угрозы для населения России могут быть отнесены:

критическое состояние атмосферного воздуха, рост до опасных пределов содержания в ней ряда токсичных химических веществ (оксидов азота, серы, оксида и диоксида углерода и др.);

недопустимо высокий уровень загрязненности почвы твердыми отходами, деструкция которых под воздействием природных факторов способствует образованию химически опасных вторичных продуктов;

техногенное загрязнение гидросферы вследствие аккумулирования в ней вредных компонентов промышленных сбросов предприятий;

техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия эффективных технологий утилизации химических промышленных и бытовых отходов;

техногенное загрязнение сельскохозяйственных площадей и лесопарковых зон.

Результаты негативного воздействия промышленного комплекса на окружающую природную среду приведены в таблице 16.

Таблица 1 - Негативное воздействие на окружающую природную среду

№ пп Наименование негативного воздействия на окружающую природную среду 2008 г 2009 г

1 Масса фактически размещенных отходов, млн. тонн 2 731,48 641,651

2 Фактическая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, млн. тонн 18,823 9,319

3 Фактическая масса сбросов загрязняющих веществ, млн. тонн 13,433 6,114

Научно-технические угрозы

В научно-технической области к внутренним угрозам в первую очередь следует отнести снижение научно-технического потенциала страны, в том числе в области химической защиты, что ведет:

к утрате Россией передовых позиций в этой сфере; снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;

сокращению доли наукоемких производств в общем объеме промышленного производства;

понижению технологического уровня специальных производств и технических показателей производимых изделий;

технологической зависимости России от ведущих стран Запада. Следует также отметить, что ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов обеспечения химической безопасности граждан Российской Федерации, увеличение вероятности техногенных аварий во всех сферах хозяйственной деятельности ведет к подрыву оборонного и промышленного потенциала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы средств химической защиты.

Военные химические угрозы

В военной области к наиболее существенным реальным внутренним угрозам относятся:

углубляющийся разрыв между потребностями в современных средствах химической защиты личного состава и экономическими возможностями страны для их удовлетворения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снижение военно-промышленного и научного потенциала, определяющего уровень обеспечения вооруженных сил и военизированных формирований современными средствами химической защиты и соответствующей военной техникой.

Во внешней военной сфере особую угрозу химической безо-

пасности страны представляет сохраняющаяся возможность применения химического оружия в межгосударственных конфликтах. Еще не отвергнута философия бесконтактной войны, связанная с использованием физиологически активных химических веществ, и нанесения непоправимого ущерба (поражения) незащищенному населению любого государства, а также проработка путей обхода Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Ситуация обостряется еще и тем, что в ряде государств все более утрачивается контроль за перемещением компонентов химического оружия, тем самым увеличивается вероятность международных и региональных террористических актов с массовым поражением незащищенного населения. Риск оказаться под воздействием химического оружия возрастает в отношении гражданского населения страны, особенно с учетом известной «прозрачности» государственных границ на южных рубежах России.

Одновременно с этим международный терроризм ставит новые задачи по его возможному использованию. Террористические группировки получают значительную финансовую поддержку для своей деструктивной деятельности и вполне могут приобрести и реализовать на практике технологии изготовления боевых отравляющих веществ, психотропных ядов, других опасных химических продуктов.

Представленный перечень угроз свидетельствует о том, что проблема обеспечения химической безопасности Российской Федерации относится к категории комплексных, многофакторных и многокритериальных. Каждая из ее составляющих представляет собой самостоятельное и самодостаточное направление. Вместе с тем достижение конечной цели - обеспечение химической безопасности на национальном уровне - может быть реализовано только в результате эффективного и программно-скоординированного решения каждой из рассмотренных проблем.

5 Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году.

6 Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2010 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.