DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-44-51 УДК 338.2(045) JEL G39
Анализ проблем и возможностей использования референтного ценообразования органами государственной власти и местного самоуправления в сфере закупок и жилищного строительства
Р.Л. Ровбель,
Департамент инвестиционного развития Смоленской области, Смоленск, Россия https://orcid.org/0000-0003-3482-908X
аннотация
Проблема повышения прозрачности и исключения коррупционной составляющей в закупочной деятельности является наиболее острой на протяжении последних 10 лет. Цель данного исследования - анализ изменения методов расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с помощью введения референтных цен и возможности применения референтного ценообразования на рынке жилой недвижимости при строительстве социального жилья государством. При референтном ценообразовании для сравнения используют цены на аналогичные товары.
Для достижения поставленной цели проведен анализ нормативно-правового акта в сфере здравоохранения, вступившего в силу в октябре 2017 г. [приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной цены) контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения»] и впервые содержащего понятие «референтная цена», а также были выявлены основные недостатки существующей единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которая предлагается к использованию как база для расчета референтных цен и к другим областям закупочной деятельности, помимо здравоохранения.
В результате проведенного исследования была представлена методика осуществления референтного ценообразования на рынке жилищного строительства и выдвинуто предложение о привлечении оценочных компаний и института оценки в целом для осуществления расчетов по формированию экономической ценности различных типов жилья для конкретного сегмента потребителей.
Передача в институт оценки всех вопросов касательно референтного ценообразования на рынке государственного жилищного строительства будет способствовать повышению уровня, качества жизни населения и минимизации бюджетных средств в связи с повышением уровня достоверности цен.
Ключевые слова: закупочная деятельность; институт оценки; референтные цены; начальная (максимальная) цена контракта; единая государственная информационная система; социальное жилье
Для цитирования: Ровбель Р.Л. Анализ проблем и возможностей использования референтного ценообразования органами государственной власти и местного самоуправления в сфере закупок и жилищного строительства. Управленческие науки. 2018;8(2):44-51. DOI: 10.26794/2404-022Х-2018-8-2-44-51
(CC) ]
DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-44-51 UDC 338.2(045) JEL G39
Analyzing the Problems and opportunities of Reference Pricing for the Use by State Government and Local Self-Government Bodies in Procurement activities and Housing Development
R. L. Rovbel,
Development Department of Smolensk region,
Smolensk, Russia https://orcid.org/0000-0003-3482-908X
abstract
The problem of increasing transparency and elimination of corruption component in procurement is the most acute in the recent 10 years. The purpose of this study is to analyse the changes in the methods of calculating the initial (maximum) contract price (IMCP) through the introduction of reference prices and the analysis of the possibility of using reference pricing in the residential real estate market in the construction of social housing by the state. For reference pricing, prices for similar products are used for comparison.
To achieve the given goal, there was carried an analysis of the legal act in the healthcare sector, which entered into force in October 2017 (Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 26.10.2017 No. 871n "On approval of the procedure for determining the initial (maximum price) contract, the price of the contract concluded with a single supplier (contractor, performer), in the procurement of medicines for medical use") and for the first time containing the concept of "reference price", and also there were identified the main shortcomings of the existing unified state information system in the field of healthcare, which is proposed to be used as a basis for calculating reference prices and to other areas of procurement activities, in addition to healthcare. As a result of the conducted study, the methodology of reference pricing in the housing market was presented, and a proposal was made to attract evaluating companies and the institute of evaluation in general to carry out calculations on the economic value formation of different housing types for a particular segment of consumers. Transfer to the institute of evaluation of all issues, concerning reference pricing in the public housing construction market will enable to improve the level and quality of life of the population and to minimize the budget due to the increase in the price reliability level.
Keywords: procurement; institute of evaluation; reference pricing; initial (maximum) contract price; unified state information system; social housing
For citation: Rovbel R. L. Analyzing the problems and opportunities of reference pricing for the use by state government and local self-government bodies in procurement activities and housing development. Management Sciences. 2018;8(2):44-51. (In Russ.). DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-2-44-51
введение
Одной из основных целей деятельности любого государства является обеспечение качественного уровня жизни населения. Среди основных сфер, которые влияют на уровень и качество жизни населения, представляется возможным выделить сферы здравоохранения и жилищной инфраструктуры, включая рынок жилья. До 2018 г. цены на ряд лекарственных препаратов устанавливали непосредственно фирмы-производители [1, 2], причем цена одного и того же лекарственного препарата в России и, например, Болгарии могла существенно отличаться в сторону необоснованного завышения. Однако проблема завышенных цен на лекарственные препараты была решена путем введения в 2018 г. понятия «референтная цена» при осуществлении закупочной деятельности в сфере здравоохранения.
Цель данного исследования — анализ изменения методов расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с помощью введения референтных цен и возможности применения референтного ценообразования на рынке жилой недвижимости при строительстве социального жилья государством.
Методы
Одним из ключевых элементов закупочной деятельности является формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которое регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Формирование НМЦК для государственных, а также
муниципальных заказчиков осуществляется и с помощью методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые были утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.
Несмотря на существующую нормативно-правовую базу, необходимо отметить ряд проблем, возникающих при формировании НМЦК при закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [3]:
1. Колоссальный диапазон от минимального к максимальному ценовому предложению потенциального поставщика.
2. Ограниченность предложений, полученных по запросам от поставщиков.
Однако сама система референтного ценообразования на лекарственные препараты только начала получать распространение на территории России, в связи с чем появление ряда недочетов в ее функционировании представляется обоснованным.
Согласно п. 4 вышеуказанного приказа расчет референтных цен проводится автоматически с учетом объемов закупки посредством использования ресурсов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования — по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (далее — группа лекарственных препаратов) по следующей формуле1:
N
Еъ ц
Ц = _
^реф N '
I=1
1 Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения», п. 4.
где Дреф — цены за единицу лекарственного препарата по данным контрактов за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, из единой информационной системы в сфере закупок, без учета НДС и оптовой надбавки; V. — объем поставки лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов; Ц — цена единицы лекарственного препарата для отдельной их группы.
Причина необходимости введения референтных цен лежит в снижении коррупционной составляющей на рынке закупочной деятельности [4, 5], а именно при таких ситуациях, когда цена заказа искусственно завышается, а разница между фактически понесенными затратами на покупку товаров выплачивается представителю заказчика.
Об идее введения референтных цен в закупочной деятельности говорят уже давно, однако пока данная система введена только в фармацевтической промышленности. Тем не менее ожидается, что методика расчета референтных цен будет в будущем введена и в других отраслях производства. Однако уже сейчас представляется возможным выделить основные недостатки такой системы:
1. Решения федеральной антимонопольной службы о взаимозаменяемом товаре. В данном случае решение о том, что какой-либо товар является взаимозаменяемым и на какой его следует заменить в случае отсутствия поставщиков, принимает Правительство, а именно специальная комиссия чиновников.
2. Отсутствие учета дополнительных расходов. Одними из главных причин разницы цен на поставку аналогичных товаров являются расстояние, необходимое для доставки товара от исполнителя контракта к заказчику, и климатические условия региона поставки и отправления заказа. Референтные цены подобные надбавки не учитывают.
3. Не учитываются особенности закупок, в которых присутствует несколько наименований различных товаров (так называемые смешанные лоты).
Стоит сделать акцент на том, что использование референтных цен, по своей сути, подразумевает формирование минимально возможной цены товара и, как следствие, уменьшение рыночной цены [6]. Ряду предприятий-производителей подобное может оказаться невыгодным, вследствие чего ряд игроков будет вынужден покинуть
рынок, что может повлечь за собой дефицит товаров на рынке.
результаты
Формирование референтных цен по единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения проводится в соответствии с уже существующими контрактами, которые были исполнены в полном объеме без применения штрафов и пеней.
Причина необходимости введения референтных цен лежит в снижении коррупционной составляющей на рынке закупочной деятельности, когда цена заказа искусственно завышается, а разница между фактически понесенными затратами на покупку товаров выплачивается представителю заказчика.
Следует отметить, что сайт единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок начал свою работу 01.01.2016 с целью повышения прозрачности, открытости и доступности информации для участников закупочной деятельности. Из этого следует сделать вывод, что для расчета референтных цен будет использоваться информация за ретроспективный период, равный 2 годам [7, 8]. Однако даже несмотря на то, что основной целью создания ЕИС была борьба с коррупционной составляющей в сфере закупок, нельзя с точностью утверждать, что это сработало должным образом. Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации, в первом полугодии 2017 г. объем закупок у единственного поставщика составлял 31,6% против 48,4% за аналогичный период 2016 г. от общего числа закупок. Однако сокращение данного показателя отнюдь не связано с ужесточением контроля в сфере закупок, а зависит от увеличения объема закрытых «секретных» закупок, который вырос
в среднем на 20% в первом полугодии 2017 г. по сравнению с первым полугодием 2016 г.2
Более того, имеет место огромное количество судебных прецедентов, в которых пострадавшей стороной выступают субъекты малого и среднего бизнеса. Основная жалоба предприятий заключается в создании искусственных ограничений конкуренции в сфере закупок со стороны госкомпаний, которые не только предъявляют завышенные требования к потенциальным исполнителям, но и намеренно затягивают процесс их сертификации [9, 10].
Экономическая ценность представляет собой максимальную величину денежных средств, которую покупатель готов заплатить при условии, что ему доступна вся рыночная информация об объекте приобретения.
Тем не менее введение референтных цен на лекарственные препараты при осуществлении государственных и муниципальных закупок в России, несмотря на существующие недоработки,— однозначно положительное явление, поскольку в странах ЕС данная система является одним из наиболее современных подходов к снижению цен на лекарственное обеспечение.
Таким образом, представляется возможным также использовать понятие «референтность» в одной из главных сфер социальной жизни граждан — в сфере жилищного строительства [11]. Несмотря на попытки органов власти и частного бизнеса решить проблемы жилья в рамках различных федеральных, государственных и муниципальных программ, решающую роль при определении эффективности программ носит степень удовлетворенности потребностью в жилье
2 Информационное агентство РБК. Госзакупки без конкуренции выросли на треть. 18.07.2017. URL: https://www.rbc. ru/economics/18/07/2017/596e304b9a79478e41d1c7d0 (дата обращения: 03.01.2018).
для групп населения в разрезе уровня их дохода. Следует отметить, что удовлетворенность потребителя зависит от ценности товара и издержек, которые понес потребитель при приобретении данного товара. Экономическая ценность, в свою очередь, представляет собой максимальную величину денежных средств, которую покупатель готов заплатить при условии, что ему доступна вся рыночная информация об объекте приобретения, а также имеются в открытых источниках данные о ценах на схожие товары [12, 13].
Перспективы
В работе американского экономиста Томаса Нэгла «Стратегия и тактика ценообразования» для расчета действительной экономической ценности выделяют понятия дифференциальной и референтной стоимости. Референтная ценность представляет собой затраты на покупку товара, который для покупателя является наиболее предпочтительным по сравнению с иными конкурирующими товарами, представленными на рынке. В свою очередь, дифференциальная ценность является ценностью характеристик товара, которые имеют отличия по сравнению с характеристиками наилучшего субститут [14-16].
В рамках практического расчета экономической ценности в разрезе приведенного выше постулата следует выделить несколько этапов.
1. Анализ потребности в приобретении объектов жилищного строительства (первичный и вторичный рынки жилья). На данном этапе необходимо рассмотреть исходные данные, а именно: определение объема потребности в жилых помещениях (количество комнат, общая площадь приобретаемого жилья, цель приобретения жилья — расселение из аварийного жилья, приобретение жилых помещений для детей-сирот, переселение из муниципальных квартир в связи с принятым решением суда и т.п.).
2. Определение альтернативного варианта товара. В случае с рынком недвижимости следует рассмотреть варианты приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья, варианты возмещения стоимости жилья собственникам жилых помещений, приобретения жилья меньшей или большей комнатности, меньшей площади, но повышенной комфорт-
ности, территориальное расположение приобретаемого жилого помещения. Все эти качественные показатели в совокупности влияют на расчет референтных цен.
3. Расчет референтной стоимости как произведения средней величины площади, достаточной для удовлетворения потребности потребителей, на среднюю цену субститута за 1 м2.
4. Как отмечалось выше, экономическая сущность дифференциальной стоимости заключается в экономии за счет снижения затрат на эксплуатацию объекта либо повышения качества технологических решений, используемых в ходе строительства объекта, а также учета зонального расположения объекта.
Стратегия дифференцированных цен [17, 18] предусматривает сезонные скидки, скидки за количество и т.д.; установление разного уровня цен и их соотношения по различным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой их модификации, представляя собой весьма сложную и кропотливую работу по согласованию товарной, рыночной и ценовой политики.
5. Расчет экономической ценности.
выводы
На основе вышеизложенного представляется возможным сделать вывод, что ввиду необходимости изучения потребностей потенциального покупателя, уровня цен на рынке недвижимости и расчета соответствующего вида стоимостей (дифференциальной и референтной) услугу по расчету экономической ценности следует оказывать оценщикам и оценочным организациям [19]. Поскольку одна из главных задач государства — повышение качества и уровня жизни наряду с эффективным использованием бюджетных средств, экономия от строительства определенного вида
жилья (например, в случае предоставления государством безвозмездных субсидий на строительство или выкуп жилья отдельным категориям граждан) будет не только покрывать затраты на услуги оценщиков, но и позволит минимизировать отдельные статьи бюджетных расходов.
Одна из главных задач государства — повышение качества и уровня жизни наряду с эффективным использованием бюджетных средств, экономия от строительства определенного вида жилья.
В заключение следует отметить, что понятие «референтность» настолько сочетает в себе механизмы рыночной экономики и субъективных черт конечного потребителя, что введение его в сфере здравоохранения, безусловно, окажет положительное влияние на благосостояние государства (в сфере экономии затрат) [20] и отдельного индивидуума (ввиду установления справедливых цен и частичного решения проблем с монополиями на лекарственные препараты). Перенос данного термина в сферу жилищного строительства и закрепление понятий референтной и дифференциальных стоимостей, в свою очередь, откроет для органов государственной власти и местного самоуправления новый путь для повышения инвестиционной привлекательности отдельных территорий, формирования базы для строительства социального жилья для соответствующей категории населения.
список источников
1. Сура М. В. Ценовое регулирование на лекарственные препараты в Российской Федерации: текущая система и возможные пути реформирования. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015;(1-2):20-17.
2. Раззакова Ч. М., Зиганшина Л. Е. Изменение ценовой доступности лекарственных препаратов в Казани в 2011 и 2015 гг. как отражение государственных мер по регулированию цен на лекарства. Казанский медицинский журнал. 2017;(5):822-826.
3. Белякова Е. П. Правовые формы планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016;(3):16-29.
4. Мусина Н. З., Федяева В. К., Ивахненко О. И., Хачатрян Г. Р., Герасимова К. В. Анализ систем ценообразования и ценового регулирования стоимости лекарственных препаратов в зарубежных странах. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2017;(2):30-39.
5. Шмидт И. А. Методологический подход к определению экономической ценности объектов рынка жилой недвижимости. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011;(4):303-310.
6. Dylst P., Vulto A., Simoens S. The impact of reference-pricing systems in Europe: a literature review and case studies. Expert Rev Pharmacoecon Outcomes Res. 2011;11(6):729-37. DOI: 10.1586/erp.11.70
7. Galizzi M. M., Ghislandi S., Miraldo M. Effects of reference pricing in pharmaceutical markets: a review. Pharmacoeconomics. 2011;29(1):17-33.
8. Taylor A. L., Sokol K. C. The Evolution of Global Health Law in a Globalized World. The Global Community Yearbook of International Law & Jurisprudence. 2007;(I):19-37. URL: http://ssrn.com/ abstract=2118143 from 20.01.2013 Accessed 03.01.2018).
9. WHO Framework Convention on Tobacco Control. URL: www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc.pdf from 27.01.2013. Accessed 03.01.2018).
10. Harrington J. Globalization, health and the law: developments in the UK. URL: http://www.ghwatch.org/ sites/www.ghwatch. org/files/globalisationhealthlaw.pdf from 23.01.2013 Accessed 03.01.2018).
11. Miraldo. M. Reference pricing and firms' pricing strategies. J Health Econ. 2009 Jan;28(1):176-97. DOI: 10.1016/j.jhealeco.2008.09.006
12. Danzon P., Towse A., Mestre-Ferrandiz J. Value-based differential pricing: efficient prices for drugs in a global context. J Health Econ. 2015;24(3):294-301. DOI: 10.1002/hec.3021
13. Robinson J. C., Whaley C., Brown T. Association of Reference Pricing for Diagnostic Laboratory Testing With Changes in Patient Choices, Prices, and Total Spending for Diagnostic Tests. JAMA Intern Med. 2016;176(9):1353-9. DOI: 10.1001/jamainternmed.2016.2492
14. Maniadakis N., Kourlaba G., Shen J., Holtorf A. Comprehensive taxonomy and worldwide trends in pharmaceutical policies in relation to country income status. BMC Health Serv Res. 2017;17(1):371. DOI: 10.1186/s12913-017-2304-2
15. Гильдеева Г. Н., Старых Д. А. Референтное ценообразование на лекарственные препараты в странах Европы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013;(3):45-49.
16. Плотников В. А., Мельников С. В. Особенности референтного ценообразования на лекарственные препараты. Фармация. 2015;(8):11-13.
17. Соколов Б. И., Лин А. А., Орлов А. С. Анализ систем ценообразования и ценового регулирования стоимости лекарственных препаратов в зарубежных странах. Проблемы современной экономики. 2016;(3):189-192.
18. Омельяновский В. В. Готова ли Россия для внедрения национальной системы референтного ценообразования. Фармаэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2014;(4):36-41.
19. Клунко Н. С., Рета М. В. Мировой опыт ценообразования на рынке лекарственных средств и возможности его использования в России. Экономика промышленности. 2011;(2-3):54-55.
REFERENCES
1. Sura M. V. Price regulation for medicines in the Russian Federation: current system and possible ways of reforming. Standardization problems in the healthcare. 2015;(1-2):17-120. (In Russ.).
2. Razzakova Ch.M., Ziganshina L. E. Change in medicine price availability in Kazan in 2011 and 2015 as reflection of state measures on medicine price regulation. Kazanskij medicinskij zhurnal = Kazan journal of medicine. 2017(5):822-826. (In Russ.).
3. Belyakova E. P. Legal forms of planning of goods, work and public service procurement. E-Bulletin of Rostov Social and Economic institution. 2016;(3):16-29. (In Russ.).
4. Musina N. Z., Fedyaeva V. K., Ivakhnenko O. I., Khachatryan G. R., Gerasimova K. V. Analysis of price formation and price regulation of medicine cost in foreign countries. Medical technologies. Evaluation and choice. 2017;(2):30-39. (In Russ.).
5. Schmidt I. A. Methodological approach to determine the economic value of the real estate market. Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2011;(4):303-310. (In Russ.).
6. Dylst P., Vulto A., Simoens S. The impact of reference-pricing systems in Europe: a literature review and case studies. Expert Rev Pharmacoecon Outcomes Res. 2011;11(6):729-37. DOI: 10.1586/erp.11.70
7. Galizzi M. M., Ghislandi S., Miraldo M. Effects of reference pricing in pharmaceutical markets: a review. Pharmacoeconomics. 2011;29(1):17-33.
8. Taylor A. L., Sokol K. C. The Evolution of Global Health Law in a Globalized World. The Global Community Yearbook of International Law & Jurisprudence. 2007;(1):19-37. URL: http://ssrn.com/ abstract=2118143 from 20.01.2013 (accessed 03.01.2018).
9. WHO Framework Convention on Tobacco Control. URL: www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc.pdf from 27.01.2013. (accessed 03.01.2018).
10. Harrington J. Globalization, health and the law: developments in the UK. URL: http://www.ghwatch.org/ sites/www.ghwatch. org/files/globalisationhealthlaw.pdf from 23.01.2013 (accessed 03.01.2018).
11. Miraldo M. Reference pricing and firms' pricing strategies. J Health Econ. 2009;28(1):97-176. DOI: 10.1016/j.jhealeco.2008.09.006
12. Danzon P., Towse A., Mestre-Ferrandiz J. Value-based differential pricing: efficient prices for drugs in a global context. J. Health Econ. 2015;24(3):294-301. DOI: 10.1002/hec.3021
13. Robinson J. C., Whaley C., Brown T. Association of Reference Pricing for Diagnostic Laboratory Testing With Changes in Patient Choices, Prices, and Total Spending for Diagnostic Tests. JAMA Intern Med. 2016;176(9):1353-9. DOI: 10.1001/jamainternmed.2016.2492
14. Maniadakis N., Kourlaba G., Shen J., Holtorf A. Comprehensive taxonomy and worldwide trends in pharmaceutical policies in relation to country income status. BMC Health Serv Res. 2017;17(1):371. DOI: 10.1186/s12913-017-2304-2
15. Gildeeva G. N., Staryh D. A. Reference pricing for medicines in Europe. Problems of social hygiene, healthcare and medical history. 2013;(3):45-49. (In Russ.).
16. Plotnikov V. A., Melnikov S. V. Features of reference pricing on medicines. Pharmacy. 2015(8):11-13. (In Russ.).
17. Sokolov B. I., Lin A. A., Orlov A. S. Analysis of price formation and regulation of the cost of medicines in foreign countries. Problems of modern economy. 2016;(3):189-192. (In Russ.).
18. Omelyanovsky V. V. Is Russia ready for the implementation of the national reference pricing system. Pharmaeconomics. Modern pharmacoeconomics and pharmacoepidemiology. 2014;(4):36-41. (In Russ.).
19. Klunko N. S., Reta M. V. World experience of price formation in the medicine market and the possibility of its use in Russia. Economics of industry. 2011;(2-3):54-55. (In Russ.).
информация об авторе
Ростислав Леонидович Ровбель — заместитель губернатора Смоленской обл., начальник Департамента инвестиционного развития Смоленской обл., Смоленск, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Rostislav Leonidovich Rovbel — Deputy Governor of Smolensk region, Head of the Department of Investment
Development of Smolensk region, Smolensk, Russia