обиженным, и начинается конфронтация связанная с борьбой за свои права, за контроль над распределением бюджета.
Гораздо выгоднее иметь в своем распоряжении независимый от других денежный фонд, которым ты распоряжаешься самостоятельно, и это дает дополнительную степень личностной финансовой свободы и позволяет чувствовать себя более уверенно.
Но в то же время, это та часть денежных средств, которая выведена из общесемейного бюджета и подразумевает некоторую теневую сторону финансовых отношений в домашнем хозяйстве, о которой не догадываются остальные члены семьи.
Вследствие того, что большинство российских семей не ведет бюджет — постоянный учет своих доходов и расходов (индивидуальный, общий, комбинированный и т.д.) полностью проследить расходную часть в явном виде не представляется возможным.
Необходимо отметить, что индивид, как член домашнего хозяйства, весьма требовательно относится к своей роли и месту в составе семьи, и различает действия других людей, облеченных властным или материальным статусом, направленным на поддержание общесемейного благополучия.
И если в действиях основного кормильца, или лица ответственного за принятие финансовых решений, влияющих на изменение бюджета домашнего хозяйства, индивид усматривает действия, противоречащие его личным интересам, и изменяющие его экономический статус, то адекватно им он себя и ведет.
По вопросу принадлежности финансов в семье почти не бывает никаких промежуточных решений, личные финансы не
меняют своих собственников, как это происходит вне семьи. Семейная экономика функционирует так, как будто семейные финансы находятся в совместном владении или принадлежат некоторым членам семьи больше, чем другим, и эти члены семьи владеют ими какое-то время, прежде чем они переходят к другим. [3, с. 4]
В конечном итоге это все накладывается на отношения, которые возникают между основными элементами финансовой системы — государством, хозяйствующими субъектами и населением, когда в процессе этого взаимодействия, часть денежных средств носит «теневой», неучтенный характер и является «почвой» для коррупции.
Домашние хозяйства являются основой, как для государства, так и для хозяйствующих субъектов, т.к. их возглавляют индивиды, которые входят в состав семей и выражают интересы определенных физических лиц. И модели поведения, выработанные индивидом в процессе взаимодействия с каждым членом семьи, проецируются на его роль и поведение в новом, социальном поле.
Индивид всегда противопоставляет свои личные финансы, финансам семьи, домашнего хозяйства, других физических и юридических лиц, государства в целом не только потому, что он хочет самостоятельно распоряжаться своими финансовыми ресурсами, но и потому, что они направляются, в первую очередь, на удовлетворение своих личных потребностей, и способствуют утверждению личного экономического статуса, обеспечивающего ему материальную независимость от других членов общества. [4, с. 39]
Литература
1. Постановление Госкомстата РФ от 25 октября 2001 г. № 76 «Об утверждении Методологических положений по измерению занятости в неформальном секторе экономики» http://infopravo.by.ru/fed2001/ch02/akt13069.shtm»;
2. Глухов В.В. Личные финансы в финансовой системе России. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002. — 208 с.
3. Глухов В.В. Формы и модели управления финансами в домашнем хозяйстве // Проблемы учёта и финансов. — 2011. — № 1. — С. 3-10.
4. Глухов В.В. Противоречия выделения экономических интересов собственности в домашнем хозяйстве // Финансы и кредит. — 2008. — № 38 (326) октябрь. — С. 37-41.
АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ
К.М. Басангова,
соискатель Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук, доцент [email protected]
В статье представлена структура принципов формирования стратегических приоритетов социального развития северных территорий России, рассмотрены их суть и содержание.
Ключевые слова: приоритеты социально-экономического развития, социальное развитие, северные территории
УДК 332.142 ББК 65.04
Приоритеты развития северных территорий должны формироваться на основе результатов комплексного анализа социально-экономического развития регионов, а также факторов внешней среды. Процесс формирования приоритетов развития северных территорий осложняется тем, что существует ряд проблем, требующих государственного участия и оперативного решения. Однако, в силу ограниченности ресурсов, регионы и их территории вынуждены искать компромисс и формировать приоритеты в решении проблем с учетом существующих ограничений.
Рассмотрим принципы формирования приоритетов социального развития на примере северных территорий Северо-Запада России. Основным документом, определяющим стратегические социальные приоритеты на уровне Северо-Западного федерального округа, являются «Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа РФ на период до 2015 г.» Основные направления предполагают следующие приоритеты развития [1]:
— повышение доходов и качественное улучшение условий жизни населения;
— улучшение криминогенной обстановки и рост эффективности работы правоохранительных органов;
— охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни населения;
— улучшение демографической ситуации.
Предполагается, что базироваться социальное развитие
округа должно:
— на изменении приоритетов нынешней социальной политики, которая должна носить мобилизационный характер и опираться на отечественный и зарубежный опыт;
— использовании более разнообразных механизмов реализации социальной политики;
— учете активной взаимосвязи социальной сферы и имеющегося экономического потенциала;
— разработке отдельных региональных целевых программ по каждому из направлений социальной политики.
Рассмотрим вышеуказанные приоритеты социально-экономического развития северных территорий Северо-Запада.
В Республике Карелия на основе Концепции социальноэкономического развития Республики Карелия «Возрождение Карелии» и в ее развитие разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г. Основная цель стратегии заключается в повышении качества жизни населения на основе устойчивого, сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов [2]. В качестве стратегического приоритета социального развития региона заявлена модернизация социальной сферы и развитие человеческого капитала. Предусматривается реализации активной демографической политики.
В Республике Коми разработана и принята Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2015 г. Стратегическими приоритетами в области социального развития заявлены [3]:
— стабилизация демографической ситуации: рост рождаемости и снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения, улучшение здоровья и социально-психологического состояния населения;
— повышение культурного и образовательного уровня населения;
— создание для граждан трудоспособного возраста условий, позволяющих им за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
— повышение роли молодого поколения в социально-экономическом развитии республики;
— рост реальных денежных доходов населения;
— рост эффективности программ социальной защиты населения, направленных на преодоление бедности в республике, снижение к 2015 г. удельного веса численности населения с доходами ниже прожиточного минимума не менее чем до 10 процентов;
— обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения;
— улучшение жилищных условий населения;
— повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
— решение проблемы переселения избыточного населения северных городов республики;
— снижение преступности и повышение степени социальной безопасности населения;
— улучшение экологической обстановки.
В Архангельской области сформирован проект Концепции Стратегии развития Архангельской области до 2020 г., в котором стратегическим приоритетом развития социальной сферы данной территории является формирование благоприятного социального климата, а именно:
1. Повышение уровня материальной обеспеченности населения: увеличение реальных доходов населения; сокращение уровня бедности и снижение социального неравенства; повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами; повышение уровня продуктивной занятости населения и улучшение условий труда.
2. Повышение уровня удовлетворения социальных и культурных потребностей населения и их развития: полное обеспечение потребностей в социальном обслуживании; сохранение и развитие культурного наследия; расширение доступа к культурному и историческому наследию и рост потребления культурных благ; развитие и распространение лучших традиций многонациональной культуры; повышение уровня удовлетворения потребностей в занятиях спортом и их развитие; повышение уровня удовлетворения потребностей в информации; повышение уровня удовлетворения потребностей в образовании.
3. Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения: снижение заболеваемости и повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения; повышение уровня личной безопасности граждан и защищенности личной собственности; повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды.
4. Полное соблюдение политических свобод и социальных прав граждан.
Также для мониторинга реализации стратегических приоритетов развития социальной сферы разработана система индикативных показателей, отражающих качественные и количественные результаты реализации Концепции с разбивкой по этапам.
В Мурманской области разработана Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 г. [4]. Однако она не содержит конкретные приоритеты социального развития, в ней сформулирован лишь небольшой набор социально-демографических показателей.
Формирование и реализация стратегических приоритетов социального развития северных территорий основывается на базисных положениях, которые заключаются в принципах государственного управления.
Наиболее общими принципами управления являются: принцип соответствия, дополнительности, необходимого разнообразия. Они могут быть эффективно использованы в государственной политике при условии их модификации с учетом качественной специфики социально-экономических систем.
Существуют различные подходы к классификации и систематизации принципов управления. С учетом специфики формирования стратегических приоритетов социального развития можно выделить три блока принципов:
— общесистемные принципы;
— принципы формирования федеральных региональных приоритетов социального развития;
— принципы формирования стратегических приоритетов социального развития субъекта РФ.
Основные принципы регионального развития и формирования стратегических приоритетов социально-экономического развития территорий достаточно подробно изложены в работах отечественных и зарубежных ученых [5, 6].
К числу общесистемных относятся принципы гуманизма, демократизма, системности, разделения власти, обратной связи, законности, информационной достаточности, целенаправленности.
Опыт развития социально-ориентированных государств свидетельствует о том, что современное демократическое правовое государство может существовать только при условии следования принципу гуманизма. Демократическое управление дает возможность активизировать разнородные общественные структуры, охватывающие значительную часть членов общества, сопоставить их интересы, найти возможные общие подходы к решению проблем. В результате создаются условия, необходимые для реализации социально-ориентированной политики в интересах всего регионального сообщества.
Принцип системности предполагает рассмотрение северной территории как относительно самостоятельной подсистемы,
и, в то же время, как части национальной экономики. Формирование и реализация социальных приоритетов развития региона должна быть направлена на развитие социально-экономических связей между территориями для реализации системного эффекта, а также внешних связей для закрепления за территорией достойного места в оценке качества жизни населения в национальном и мировом разделении труда. Управление демократическим обществом невозможно без нормативно-правового обеспечения формирования социально-экономических приоритетов. Соответственно, на государственном законода-
47 1
тельном уровне должны быть закреплены основные параметры и определены стратегические векторы развития социальной сферы. Одновременно это также позволит создать условия для повышения результативности и ответственности регионального уровня управления.
Принцип разделения власти способствует созданию условий для участия всех социально-общественных групп в формировании социальных приоритетов. Чем выше степень открытости общества, и чем сильнее в нем демократические начала, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи между субъектом и объектом управления. Субъект управления должен своевременно и точно знать реакцию объекта управления для того, чтобы оперативно скорректировать управленческие решения. При этом особое значение приобретает наличие обратной связи в ходе преобразований, так как это процесс многовариантный, гибкий, требующий своевременных разумных компромиссов и динамики приоритетов.
Принцип обратной связи тесно связан с принципом информационной достаточности. Его использование призвано упорядочивать информацию путем ее агрегирования в соответствии с уровнем ее получателя. В противном случае в условиях роста интенсивности коммуникационных процессов и объемов информационных потоков верхний управленческий уровень окажется перегруженным избыточной информацией.
Принцип целенаправленности реализуется непосредственно на стадии формирования стратегических приоритетов социального развития, ядро которых, как правило, составляют комплекс стратегических целей и направлений социального развития региона.
Второй блок принципов формирования стратегических приоритетов социального развития в соответствии с Конституцией РФ представляют собой базовые принципы государственного регулирования регионального развития, состоящие:
— в государственной и территориальной целостности РФ;
— равноправии субъектов РФ между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти;
— согласовании интересов РФ и интересов субъектов РФ;
— в единстве системы государственной власти в РФ;
— в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
— самостоятельного осуществления полномочий органами государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения;
— равенства условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории РФ.
Кроме того, в системе принципов формирования федеральных региональных приоритетов, также ключевым является ориентация на самодостаточность экономики регионов, что позволит осуществить реализацию приоритетов социально-экономического развития территорий и удовлетворить потребности их жителей за счет собственных ресурсов. Государственное регулирование развития территорий со стороны федерального центра осуществляется в тех случаях, когда ни на одном из нижестоящих уровней нет достаточных прав и ресурсов для самостоятельного решения социальных проблем.
Третий блок принципов формирования стратегических приоритетов социального развития северных территорий представляют собой принципы, призванные обеспечить проведение эффективной социальной политики субъекта региона как относительно самостоятельной подсистемой национальной экономики. К ним относятся принципы научности, устойчивости, сбалансированности, социальной безопасности, комплексности, адаптивности, вариантности, эффективности, социальной консолидации, согласования интересов, легитимности, гласности, профессионализма, принципа «первого руководителя», социального и экономического мультипликатора.
Принцип соответствия принимаемых в территории управленческих решений является базовым, поскольку увязывает обоснования социальных приоритетов развития территории общей стратегии и приоритеты социально-экономического развития региона, в значительной степени определяет реальность всей проводимой в территории социально-экономической политики.
Принцип научности. Обоснование приоритетов социальноэкономического развития региона является результатом науч-
ного исследования. Научная объективность и их достоверность обеспечивается правильно выбранной методологией, исследованием данных, объективно отражающих стартовые условия и тенденции социально-экономического развития территории.
Принцип устойчивости — важный принцип социального развития территории. Он предполагает длительное сохранение условий для воспроизводства потенциала территории (его социальной, природно-ресурсной, экологической, хозяйственной составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации.
Сбалансированность развития — особая для каждой территории пропорция составляющих ее потенциала, обеспечивающая устойчивость и социальную ориентацию развития территории. Социальная ориентация — это оценка вектора и количественных параметров территориальных ситуаций по тому, как они влияют на уровень и качество жизни населения.
Принцип социальной безопасности при формировании стратегических приоритетов развития территории предусматривает установление пороговых значений ряда социальных показателей, ниже которых они не должны опускаться. При этом безопасным признается такое развитие территории, когда обеспечивается определение значений важнейших социальных показателей развития территории в допустимой области.
Принцип комплексности предусматривает обеспечение комплексного развития территории.
Принцип адаптивности означает, что формирование стратегических приоритетов развития необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации.
Принцип вариантности используется при обосновании приоритетов развития. Необходимость вариантной проработки вытекает из существующей ситуации, предполагающей изменение внешних и внутренних условий развития территории на рассматриваемую перспективу. В ходе формирования социальных приоритетов должны осуществляться разработка, оценка и согласование вариантов социального развития, направлений и механизмов их достижения.
Принцип эффективности при формировании приоритетов социального развития территории означает необходимость доказательства, что сформированная совокупность приоритетов развития обеспечит достижение необходимого качества жизни населения с наименьшими затратами и социальными издержками.
Принцип социа льной консолидации предполагает, что процесс разработки и обоснования социальных приоритетов развития региона должен идти параллельно с налаживанием механизма партнерства между основными социальными группами, заинтересованными в развитии региона.
Принцип согласования интересов связан с принципом социальной консолидации и предполагает нахождение консенсуса, как между заинтересованными субъектами управления и хозяйствования, так и профессиональными и общественными группами населения относительно стратегических приоритетов социального развития территории и механизмов их практической реализации.
Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и принятия разработанных стратегических социальных приоритетов развития территории на уровне представительного (законодательного) органа управления территорией.
Принцип гласности связан с принципами легитимности и баланса интересов. Он означает прозрачность и открытость работ по формированию приоритетов развития территории, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения. Реализация данного принципа является залогом того, что общая социальная стратегия развития территории будет одобрена, принята и поддержана большинством социальных субъектов территории.
Принцип профессионализма обеспечивается специальной подготовкой участников работ по формированию и обоснованию стратегических приоритетов социально-экономического развития, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов из системы управления территорией, специализированных на решении отдельных территориальных социально-экономических проблем, организацией независимой экспертизы.
Принцип «первого руководителя» означает активное участие в ходе работ по формированию и обоснованию стратегических приоритетов социально-экономического развития первых лиц управления территорией. Это обусловлено тем, что сравнительная оценка стратегических альтернатив социально-экономического развития является прерогативой высших руководителей органов управления территорией, несущих ответственность за результаты его комплексного социального и экономического развития.
Принцип социального и экономического мультипликатора предполагает формирование и реализацию социальных приоритетов территории, развитие которых осуществляется в интересах трудоспособного населения и обеспечивает наибольшую занятость, способствует росту совокупного дохода за
сравнительно короткий промежуток времени. Рост производства товаров и услуг в отраслях, непосредственно связанных с улучшением уровня жизни населения, в дальнейшем позитивно отразится и на отраслях, выпускающих средства производства для них, а также на отраслях, перерабатывающих их продукцию, что приведет к ускоренному росту производства и развитию социальной сферы территории в целом.
В регионах России конкретизируются и приобретают территориальную специфику все основные связи и отношения, действующие в обществе. В этой связи научное осмысление принципов формирования приоритетов социального развития северных территорий и их правильное применение имеет важное значение.
Литература
1. Стратегия социально-экономического развития Северо-Запада России до 2015 года: основные положения шестой редакции / С.Д. Воронцова, М.Н. Григорьев, С.М. Климов, Л.П. Совершаева, Е.Г. Слуцкий и др. — СПб: «Знание», 2005. — 100 с.
2. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года // Одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.04.2007 г., № 129р-П.
3. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года // Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г., № 45.
4. Стратегия экономического развития Мурманской области // Постановление Правительства Мурманской области от 20.12.2001 г., № 251-ПП.
5. Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. — СПб: Наука, 2003.
6. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: Учебно-методическое пособие. — СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003.
новые подходы при определении и управлении рисками строительного комплекса РЕГИОНА В кОНТЕкСТЕ РАЗВИТИЯ ГОСУдАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО пАРТНЕРСТВА
К.Э. Филюшина,
аспирант кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета
Ю.А. Колыхаева,
ассистент кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета
В статье рассматривается сотрудничество государства и бизнеса, в частности при реализации проектов государственно-частного партнерства, когда возникает значительное количество рисков, которые пока недостаточно исследованы в научной сфере.
Ключевые слова: риск, управление рисками, государственно-частное партнерство, внешние факторы, внутренние факторы.
УДК 330.131.7+338.28:69 ББК 65.9(2)-4:38
Определение рисков в строительном комплексе является экономической литературе вопросам управления рисками уде-
важнейшей частью территориально-экономического планиро- ляется значительное внимание, однако чаще всего источники
вания. Пример глобального финансово-экономического кри- не содержат в себе критерии, которые позволяют охватить все
зиса, начавшийся в 2008 г. и наиболее ярко отразившийся на многообразие возникающих рисков (или вовсе отсутствуют
строительном комплексе регионов (многочисленные факты не подходы к оценке и анализу рисков в строительном комплексе
исполнения обязательств перед дольщиками, резкое снижение отрасли). В связи с этим на первом этапе мы предлагаем обоб-
темпов ввода жилья, приостановление реализации важнейших щенную классификацию рисков (рис. 1).
региональных инфраструктурных проектов в сфере образова- Далее, опираясь на ранее проведенные исследования, це-
ния, медицины и т.п.) показывает, что оценке и анализу рисков лью которых являлось выявление специфических признаков при необходимо уделять гораздо больше внимания чем это дела- определении рисков в строительном комплексе, необходимо
лось ранее. выделить внутренние и внешние барьеры развития строитель-
Классификаций рисков достаточно много. Одним из первых ного комплекса региона в проектах государственно-частного
классификацией рисков занялся Дж.М. Кейнс [1]. В современной партнерства региона (табл.1).