20
TECHNICAL SCIENCE /
УДК 004.8
Бергер Е.Г.
К.э.н. доцент кафедры практической и прикладной информатики,
Бублик И.Ю. Студент бакалавриата, 2 курс, МИРЭА-Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), 119454, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 78, Институт информационных технологий Россия, г. Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11634 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
Berger E. G.
p. d. e. docent of the Department of Practical and Applied Informatics,
Bublik I.Y. Bachelor student, 2 course,
MIREA-Russian Technological University (MIREA Russian Technical University),
78 Vernadsky Avenue, Moscow, 119454, Russia, Institute of information technology Russia, Moscow
ANALYSIS OF THE APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ON THE BASIS OF HUMAN
EMOTIONS TRACKING TECHNOLOGY
Аннотация
В данной статье рассматриваются возможные способы применения искусственного интеллекта в связке с данными о человеке, полученными при помощи различных систем контроля и фиксации. Рассматривается интерес рынка в данном направлении. Abstract
This article discusses the possible ways to use artificial intelligence in conjunction with data about a person obtained using various control and fixation systems. The interest of the market in this direction is considered.
Ключевые слова: искусственный интеллект, распознавание эмоций, рынок. Key words: artificial intelligence, emotion recognition, market.
Целесообразность исследований в области информационных технологий определяется в конечном счете необходимостью развития уже существующих технологий, попыток реализации совершенно новых идей и анализа их перспектив на рынке, с целью получения новых возможностей при их применении во всех возможных сферах деятельности человека.
Развитие искусственного интеллекта с каждым днем приобретает все большие темпы развития. Это обусловлено огромным потенциалом данного направления, которое способно вывести чуть ли не любую сферу деятельности человека на совершенно иной этап развития. Однако, несмотря на достаточно узкую область применения, которая доступна для корректной работы ИИ, уже сейчас активно внедряются совершенно новые блоки задач, предполагающие не только создания алгоритмов для описания каких-либо логических действий человека, но и задействующие его эмоциональное состояние.
За одну из таких задач можно взять привязку ИИ к технологиям, отслеживающим эмоции человека. Сама по себе технология появилась совсем недавно, поэтому требует явной доработки, прежде чем будет использоваться повсеместно. Так, устройство может считать мимику человека, и на
основе полученных данных система определит его настроение и сможет задействовать заложенный в ней функционал в зависимости от ситуации. [4] Однако, мимика человека может не отображать его реальный настрой и быть наигранной намеренно, с целью обмана системы. Аналогично, система, определяющая уровень агрессии на основе звукозаписи может некорректно сопоставить полученную информации и выдать неверный результат, что в свою очередь может нести серьезные последствия, если данная технология будет использоваться в сфере безопасности. Возвращаясь к связи ИИ с устройствами, считывающими показатели человеческого тела, важно отметить, что способов использования машинного обучения вполне достаточно чтобы успешно применять данную технологию во многих отраслях, сводя к минимуму возможные неисправности со стороны системы.
Так, сотрудники Гонконгского университета науки и технологии разработали систему, которая использует искусственный интеллект для анализа эмоций учащихся во время уроков и лекций. [6] Подобного рода инструмент поможет преподавателям улучшить свою работу на основе того, сколь сильно учащиеся вовлечены в предмет. Но по словам разработчиков, ИИ часто принимает выражение сосредоточенности за недовольство или гнев. Как итог,
<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ62)),2©2© / TECHNICAL science
21
требуется добавление новых категорий эмоций в систему. Корректное применение технологии в сфере образования также усложняется отсутствием времени у преподавателя регулярного мониторинга данных по каждому из учащихся которые, как было сказано выше, могут быть недостоверными.
Помимо всего прочего, отлаженному ИИ будет требоваться постоянный мониторинг за человеком, что порождает массу проблем, выходящих за рамки этики. Множество вопросов, связанных с конфиденциальностью личной информации, могут вызвать негативную реакцию общества.
Однако, по прогнозам Gartner, уже к 2022 году 10% персональных девайсов будут оснащены технологиями распознавания эмоций, что в свою очередь свидетельствует о явной заинтересованности крупных компаний в разработке ИИ для такого рода систем. [3] Ярким примеров может стать открытие подразделения Sony AI, который и будет заниматься развитием данного направления. Уже сейчас компания запустила 3 флагманских проекта, таких как Gaming, Imaging&Sensing, а также Gastronomy. Со временем число проектов будет добавляться, но в запущенных трех развитие ИИ как в виртуальном, так и в физическом пространстве уже ведется. Так, компанией была запатентована технология отслеживания эмоций человека непосредственно через геймпад DualSense. О конечной реализации данного патента можно лишь догадываться, но высока вероятность добавления системы ЭКГ наподобие той, что сейчас используется в электронных часах Apple Watch, это позволит считывать пульс человека и на основе полученных данных определять степень его напряженности, страха и т.д.
Зачем нужно распознавание эмоций?
На сегодняшний день все большее число компаний проходит цифровую трансформацию и в
этом процессе наиболее важны не только профессиональные навыки, но и личные качества сотрудников, такие как: доброжелательность, концентрация внимания, правдивость. Система будет оценивать ключевые слова, интонацию и мимику потенциального сотрудника и сможет составить отчет со своими выводами. Также отличным примером может стать запущенная транспортно-дорож-ным управлением Дубай в 2019 году система в центрах обслуживания клиентов. Камеры на входе и выходе сравнивают эмоции людей и на основе полученных данных определяют степень удовлетворенности посетителей, что в свою очередь может поспособствовать улучшению качества обслуживания. Очередным вариантом использования данной технологии может стать пресечение насильственных действий, когда камеры будут фиксировать положение точек рук одного человека относительно другого, а также определять температуру тела каждого из них, что поможет правоохранительным органам оперативно вмешаться в ситуацию. Такого рода система уже была протестирована в Кембриджском университете, и правильно показывала результат в 94% случаев при небольшом количестве людей. [5] Но имеются и отрицательные стороны всех этих систем, так, (на примере найма сотрудника) если системы изучат предвзятость, то польза от ИИ во время собеседования будет сведена к минимуму.
Говоря о сферах применения ИИ на базе данной технологии также необходимо упомянуть и ситуацию на мировом рынке систем распознавания эмоций (Emotion Detection and Recognition, EDR), который стремительно растет с каждым годом. Так, по оценкам Market&Markets, среднегодовые темпы его роста в 2017-2021 гг. составляют 40,1%, что представлено на рисунке 1.
560
Рисунок 1. Региональная структура мирового рынка EDR, млрд. долл.
На российском рынке основными потребителями технологий ERD являются организации, к банковской, автомобильной и транспортной отрас-
лям, а также некоторые государственные организации. Так, агентство инноваций Москвы готовит к тестированию «Интеллектуальную систему для оценки компетенций и благонадежности кадров по
22
TECHNICAL SCIENCE / <<Ш1кШетиМ~^®и©Ма1>#Щ62)),2©2©
голосу». Предполагается, что технологии, встроенные в неё, позволят оценить степень стресса сотрудников. В транспортной сфере оценка психологического состояния позволит не выпускать на работу уставших сотрудников. [1]
Но наравне со всеми перспективами важно помнить, что все технологии, собирающие информацию с человека, так или иначе вторгаются личную жизнь, нет никаких гарантий конфиденциальности собранных данных, что они не будут переданы дальше тех сервисов, с которыми вы взаимодействуете. По данным Gartner, более 50% жителей США и Великобритании настроены против того, чтобы ИИ понимал их чувства и настроение. В определенных странах само распознавание лиц запрещено на законодательном уровне. [2]
Подводя итог всему вышесказанному, можно постановить, что сфера применения ИИ на одной только технологии распознавания эмоций огромна и имеет множество перспектив, а также огромный потенциал для развития, что подтверждается заинтересованностью таких компаний как Apple, Amazon, Sony, Microsoft и др. Исследования же, проведенные в различных областях, показывают высокий уровень точности и надежности в рамках лабораторных тестирований. В повседневных условиях возникают множественные факторы, вызывающие сбои в работе системы и выдачу некорректных данных, что свидетельствует о требовании более способного ИИ, чет тот, что имеется сейчас. Ведь люди, склонные доверять искусственному интеллекту, будут принимать решения, основываясь на ошибочных данных. Как итог, возможно возникновение еще больших проблем. Все это говорит нам о том, что такая система еще не готова для выполнения обширных задач повышенной сложности, но
уже сейчас способна продемонстрировать выдающийся результат при индивидуальном использовании в конкретных сферах.
Использованные источники:
1. Статья «Рынок систем детекции и распознавания стремительно растет» [Электронный ресурс] URL: https://www.itweek.ru/ai/article/detail.php?ID=21174 5 (Дата обращения: 03.04.2020)
2. Статья «Искусственный интеллект научился распознавать эмоции» [Электронный ресурс] URL: https://hi-news.ru/technology/iskusstvennyj-intellekt-nauchilsya-raspoznavat-emocii-k-chemu-eto-mozhet-privesti.html (Дата обращения: 03.04.2020)
3. Статья «13 удивительных способов использования технологии Emotion AI» [Электронный ресурс] URL: https ://www.gartner.com/smarterwithgartner/13-surprising-uses-for-emotion-ai-technology/ (Дата обращения: 03.04.2020)
4. Статья «Эмоции ИИ будут персонализировать взаимодействие» [Электронный ресурс] URL: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/emotion-ai-will-personalize-interactions/ (Дата обращения: 04.04.2020)
5. Статья «Дронов научили определять насильственное поведение в толпе с помощью ИИ» [Электронный ресурс] URL: https://www.theverge.com/2018/6/6/17433482/ai-automated-surveillance-drones-spot-violent-behavior-crowds (Дата обращения: 04.04.2020)
6. Статья «Нейросеть распознает усталость и скуку на глазах учеников» [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/ru/news/t7483 9 98/ (Дата обращения: 04.04.2020)