Научная статья на тему 'Анализ причинно-следственных связей между физическими величинами в физических законах и явлениях'

Анализ причинно-следственных связей между физическими величинами в физических законах и явлениях Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
534
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНА / ЭФФЕКТ / ФИЗИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО / ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / A CAUSE / PHYSICAL PHENOMENA / A PHYSICAL QUANTITY / AN EFFECT

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Янко В. М.

В статье рассматривается один из методов глубокого изучения физических явлений анализ причинно-следственных связей между физическими величинами, используемыми для описания этих явлений. Материалы статьи могут быть полезными в профессиональной работе учителей физики во вторичной и более высокой школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF CAUSE-AND-EFFECT RELATIONPS BETWEEN PHYSICAL QUANTITIES IN PHYSICAL LAWS AND PHENOMENA

The article considers one of the methods of a profound study of physical phenomena, i.e. the analysis of causeand effect relations between physical quantities used for describing such phenomena. The results can be applied in the educational process of high schools and higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Анализ причинно-следственных связей между физическими величинами в физических законах и явлениях»

в пересчете на одну Al-O-H-группу. Для ассиметричного комплекса энергия напряжения составляет 8.25 ккал/ моль, а энергетический эффект в пересчете на образование одной OH-группы равен -12.2 ккал/моль. Их этих данных следует, что профиль сечения ППЭ (поверхности потенциальной энергии) одинаков для разных путей; имеются лишь небольшие количественные различия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный первичный анализ построенных моделей с энергетической точки зрения показывает, что в мно-покомпонентных алюмосиликатных стеклах и расплавах следует ожидать существенной зависимости от состава распределения OH-групп по связям Al-O-Al и Si-O-Al.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эпельбаум М.Б. Силикатные расплавы с летучими компонентами.- М.: Наука, 1980.- 255с.

2. Эпельбаум М.Б., Салова Т.П., Завельский В.О. и др. Вода в вулканических стеклах // Черноголовка.- 1991.- 55с.

3. Лебедев Е.Б., Хитаров Н.И. Физические свойства магматических расплавов.- М.: Наука.- 1979.- 200с.

4. Персиков Э.С. Вязкость магматических расплавов. - М.: Наука, 1984.- 160с.

5. Бухтояров О.И., Воронцов Б.С. Развитие модельного эксперимента на основе метода Монте-Карло в изучении высокотемпературных оксидных расплавов // Вестник КГУ. - 2005. - №4 (04).- С.54-56.

6. Воронцов Б.С., Бухтояров О.И., Усанин Ю.М. и др. Моле-кулярно-статистическая модель для исследования структуры жидкого натриево-силикатного стекла // Известия вузов. Химия и химическая технология.- 1993.-№1.- С.50-55.

7. Бухтояров О.И., Воронцов Б.С., Бабина И.А. Структура фторфосфатных расплавов на основе метафосфата лития по данным модельного эксперимента // Вестник КГУ.- 2006. - №4 (08).- С.99-101.

8. Воронцов Б.С., Бухтояров О.И., Бабина И.А. Влияние добавок на структурные характеристики расплавов по данным модельного эксперимента // Расплавы.- 2007. -№5. - С.71-77.

9. Agarwal A., Tomozawa M., Lanford W.A. Effect of stress on water diffusion in silica glass at varies temperatures // J. of Non-Crystalline solids, 1994.- V.167- P.139-148.

10. Bartholomew R.F., Butler B.I., Hoover H.I. Ifrared spectra of a water: containing glass // Wu C.K. J of Amer. Ceramic Society, 1980.- V.63.- №9-10.- P.481-485.

11. Соловьев М.Е., Соловьев М.М. Компьютерная химия. -М.: СОЛОН-Пресс, 2005.- 536с.

12. Stewart J. J.P. Optimization of parameters for semiempirical methods. I. Method// J.Comp. Chem. 1989.- V.10.- № 2.-P. 209-220.

В.М. Янко

Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

АНАЛИЗ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ ВЕЛИЧИНАМИ В ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ И ЯВЛЕНИЯХ

Аннотация: В статье рассматривается один из методов глубокого изучения физических явлений - анализ причинно-следственных связей между физическими величинами, используемыми для описания этих явлений. Материалы статьи могут быть полезными в профессиональной работе учителей физики во вторичной и более высокой школе.

Ключевые слова: причина, эффект, физическое количество, физические явления.

V.M.Yanko

Kurgan State University, Kurgan, Russia

THE ANALYSIS OF CAUSE-AND-EFFECT RELATIONPS BETWEEN PHYSICAL QUANTITIES IN PHYSICAL LAWS AND PHENOMENA

Abstract: The article considers one of the methods of a profound study of physical phenomena, i.e. the analysis of cause-and effect relations between physical quantities used for describing such phenomena. The results can be applied in the educational process of high schools and higher educational institutions.

Keywords: a cause, an effect, a physical quantity, physical phenomena.

ВВЕДЕНИЕ

Любая наука развивается плодотворнее, когда в ней используют методы, приемы, понятия, а также законы, взятые из других наук. Например, физика и математика, физика и химия, физика и биология, физика и астрономия, физика и электротехника и т.д.

Наиболее известные ученые-физики занимались научными исследованиями не только в различных областях физики, но и в различных науках. Это Декарт (математика, механика, оптика, философия, физиология), Ньютон (механика, оптика, математика), Юнг (механика, оптика, философия, филология), Ампер (электричество, магнетизм, математика, философия, физиология), Фара-дей (электричество, магнетизм, химия) и многие другие.

Остановимся более подробно на связи между физикой и философией. В начале своего развития физика называлась натурфилософией, в ней законы и понятия философии тесно переплетались с законами и понятиями физики.

Философские понятия - причина, следствие, причинно-следственная связь, постоянно встречаются в жизненных ситуациях, присутствуют в каждом физическом явлении.

Существует закон философии, согласно которому равные причины всегда порождают равные следствия [1].

Для физических законов этот закон философии требует корректировки, о чем будет говориться в данной статье.

Рассмотрим примеры применения метода поиска и анализа причинно-следственных связей между физическими величинами (ФВ), которые используют для описания физических явлений (ФЯ) и физических законов.

1. Второй закон Ньютона

Причинно-следственную связь между F, a,m рассматриваю в эксперименте - движение материального тела (МТ) по наклонной плоскости с различными углами наклона и на горизонтальном участке. Рассматриваю составляющие силы тяжести FT по рис.1, где b - угол наклона плоскости; F^ - сила нормального давления, вызванная силой тяжести и зависящая от b . FCK - сила скатывания МТ с наклонной плоскости, вызванная силой тяжести и зависящая от b . Fmp - сила трения.

Изменяю угол так, чтобы МТ двигалось ускоренно, равномерно или покоилось.

Беседую с учащимися. Задаю вопрос: «Какая из ФВ является причиной, а какая следствием?». Выясняем, что причиной вида движения (ускоренное или замедленное), а также причиной покоя (неподвижности) МТ является действие силы или нескольких сил. Возникающее при этом ускорение является следствием действия сил.

Даю определение массы по Ньютону и выясняем, что в рассматриваемом эксперименте (учащиеся наблюдают ФЯ) масса влияет на величину ускорения и силу тяжести МТ, но не является их причиной.

Рис. 1. Схема, поясняющая поступательное движение МТ с различным ускорением

После всестороннего обсуждения эксперимента записываю закон Ньютона в причинно-следственной связи

Б

Б р

а >— . (1)

т

Выясняем, что сила и ускорение являются векторными величинами и их направления совпадают Затем рассматриваю различные варианты причинно-следственной связи при неизменной массе.

Б Б

1) если р «, то Ь «;

Б

2) если F - , то b -

D

3) если F > const, то a > const, но здесь возможно несколько случаев:

а) вектор ускорения a сонаправлен с вектором скорости v . Это случай прямолинейного движения МТ с равномерно возрастающей скоростью )a ? 0

в) вектор ускорения a противоположен по направлению вектору скорости V . Выясняем, что в этом случае МТ движется прямолинейно с равномерно уменьшающейся скоростью )a = 0 *;

D D D D ^

с) если F v, то a_v . Выясняем, что это случай

равномерного движения МТ по окружности;

D

4) F > 0 . Вместе с учащимися выясняем, что это

условие возможно, когда на МТ действует несколько сил, а их результирующая равна нулю.

Это наиболее сложный и трудно воспринимаемый учащимися вариант, ибо здесь возможны два случая:

а) МТ неподвижно,

в) МТ движется равномерно и прямолинейно.

Объясняю, что результат зависит от того, что предшествовало этим двум случаям: МТ покоилось или двигалось ускоренно (a ? 0,или a = 0).

При объяснении случая а привожу слова из басни И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» (попутно говорю, что

И.А.Крылов увлекался математикой и физикой и самостоятельно изучал эти науки): «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись и вместе трое все в него впряглись» [2]. Таким образом, вначале МТ (воз) было неподвижно, если результирующая всех сил, включая силу трения, равна нулю, то МТ не меняет своего положения, о чём и говорит баснописец: «Да только воз и ныне там».

Поняв случай а, учащиеся без труда воспринимают и случай в, когда происходит перегруппировка сил, первоначально действующих на МТ, или появляются новые силы, приводящие к условию четвёртого варианта. В качестве примера случая в можно рассмотреть движение парашютиста. Вначале равноускоренное падение, а затем, после раскрытия парашюта, устанавливается равномерное движение.

Выясняем, что появилась новая сила - сила сопротивления воздуха, действующая на купол парашюта. Эта сила направлена вертикально вверх (противоположно направлению силы тяжести) и зависит линейно от скорости парашютиста, а значит, будет возрастать, пока движение парашютиста равноускоренное. При равенстве силы тяжести и силы сопротивления воздуха ускорение исчезает и движение парашютиста становится равномерным.

2. Основной закон динамики вращательного

движения

Причинно-следственную связь между М,£,1 рассматриваю в эксперименте: вращение с различной угловой скоростью, а также неподвижность (покой) диска, имеющего три степени свободы (гироскоп). Рассматриваю различные по действию на диск силы и моменты сил. Выясняем, что сила, у которой отсутствует плечо по отношению к любой из осей вращения, не создает вращающего момента (момента силы), ранее покоящийся диск не вращается.

Моменту силы присваивают направление, т.е. считают его вектором. Этот вектор условный, неочевидный.

Направление вектора м определяют из формулы векторного произведения векторов г и р , из которых лишь р имеет очевидное и вполне определенное направление. Вектор г выбирается условно (по договоренности) от оси вращения до точки приложения силы р (рис.2).

М >\др(2)

Используем правило векторного произведения векторов г и р (2) и получим, что м направлен вдоль оси вращения вниз.

Раскрывая векторное произведение векторов г и р ,получим:

М > р1тШпЪ> р(3)

где @ - плечо силы Р. На рис.2 @ > ОЫ .

Причиной вращения ранее неподвижного диска (МТ), увеличения или уменьшения скорости вращения, а также причиной реверсирования вращения является

момент силы м , который вызывает угловое ускорение

£, выступающее в роли следствия действия м ■

Основной закон динамики вращательного движения в причинно-следственной связи имеет вид:

f> M.

/

(4)

Г

Рис. 2. Схема, поясняющая вращение МТ с различным угловым ускорением

Причем f и m всегда одинаково направлены, значит, f также аксиальный (осевой) вектор.

Рассмотрим различные варианты причинно-следственной связи (при постоянном моменте инерции I).

D D

1. Если M «, то f « .

D D

2. Если M - , то f - .

3. Если м > const, то здесь возможны два случая:

а) вектор ускорения f совпадает с вектором угловой скорости x (аксиальный вектор). Это случай вращения МТ с равномерно возрастающей скоростью )f? 0*;

в) вектор ускорения f противоположен по направлению вектору x. Это случай вращения МТ с равномерно уменьшающейся скоростью )f= 0*.

4. Если M > 0 . Это условие возможно, когда на МТ действует несколько моментов сил, а их векторная сумма равна 0, а значит, f> 0 . МТ может покоиться или вращаться с постоянной угловой скоростью.

3. Закон сохранения энергии в тепловых

процессах (I Начало термодинамики)

Этот закон был открыт в связи с созданием тепловых двигателей, работающих на водяном паре, поэтому исторически первая математическая формула I Начала термодинамики имела вид:

Q > EU , A . (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество теплоты, которое получает или отдает газ (водяной пар), расходуется на изменение внутренней энергии газа (повышается или понижается температура) и на совершение работы (изменяется объем газа) [3].

Из этого определения следует, что причиной изменения внутренней энергии и совершения работы является то, что газ получает тепло (нагревается) или отдает тепло (охлаждается).

Формулу (5) можно представить в других вариантах, но причинно-следственная связь при этом сохраняется

EU > Q-A. (6)

В (6) изменение внутренней энергии EU - следствие, а причины может быть 2: количество теплоты Q ,

которое получает или отдает газ, а также работа, которую газ совершает или совершают внешние силы над газом. Так, если Q > 0 (адиабатный процесс), то EU > -А. Здесь EU - следствие, а A - причина.

A > Q . EU . (7)

В этой записи A - следствие, а Q - причина.

Еи влияет на величину работы A , но не является ее причиной.

4. Закон Ома для постоянного тока

Закон Ома для постоянного тока в дифференциальной форме представляется аналитической формулой

I >tE. (8)

Электрический ток представлен в виде плотности

тока ! и выступает в роли следствия, а причиной является электрическое поле в проводнике, представленное в (8) напряженностью поля £. Удельная проводимость

t влияет на величину плотности электрического тока, но причиной тока не является. Манипуляции с формулой (8) дают лишь возможность найти одну из величин через две другие, но причинно-следственную связь дает лишь формула (8).

5. Закон Ампера

С именем Ампера связан закон по определению силы, действующей на проводник (контур) с током со стороны магнитного поля. В действительности в этом законе Ампер рассматривал взаимодействие двух проводников с током (термин «сила тока» был предложен Ампером) [3]. Ампер считал, что любое магнитное поле порождается электрическим током, т.е. ток - причина, а магнитное поле - следствие. Даже у ферромагнетиков Ампер ввел понятие скрытых токов, что подтверждает гиромагнитное отношение для электрона в атоме и магнетон Бора.

В дальнейшем силу Ампера стали представлять иначе, чем определял сам ученый.

Из двух проводников с током оставили один, а другой заменили созданным им магнитным полем с индукцией В (рис.3).

F > s@\ ш,

(9)

где S - площадь поперечного сечения проводника,

длина проводника, находящегося в магнитном поле, I - плотность тока, б -индукция магнитного поля, считая его однородным в пределах длины

Рис.3. Схема, поясняющая действие силы Ампера

Сила р является следствием взаимодействия двух магнитных полей, которые по Амперу создают электрические токи, включая и скрытые токи. В законе Ампера (9) следствие одно, а причины две, без любой из которых не будет следствия.

Все манипуляции с формулой (9) приведут лишь к простому математическому соотношению между этими ФВ.

6. Закон электромагнитной индукции

В отличие от закона Ампера в законе Фарадея следствием является электрический ток в замкнутом контуре, а причина - изменение магнитного потока Ф, пронизывающего плоскость, ограниченного этим контуром.

т dФ 1

I >--я-

dt R '

(10)

где I - сила тока,

ёФ dt

- скорость изменения маг-

нитного потока, к - сопротивление контура.

При неизменной площади поверхности Б, пронизываемой магнитным потоком

ёФ 0 ёБ

— > 5 я—

& & '

а сила тока

I >

S dB —я— R dt

(11)

Из (11) следует, что изменение индукции магнитного поля (причина) порождает электрический ток (следствие).

Многолетний опыт автора статьи по применению данного метода показывает, что учащиеся проявляют интерес к поиску и анализу причинно-следственных связей ФВ в ФЯ, манипулируют формулами, ошибаются, спорят друг с другом. Всё это повышает активность учащихся как на аудиторных занятиях, так и при их самостоятельной работе.

Поиск причинно-следственных связей между физи-

ческими величинами в физических явлениях позволяет обнаруживать неочевидные, заранее неизвестные их свойства, что способствует более глубокому изучению физики.

У учащихся проявляется интерес к поиску причинно-следственных связей между физическими величинами, они с желанием это делают, особенно коллективно, в форме игры.

Установление причинно-следственных связей между физическими величинами, характеризующими физическое явление, свидетельствует о том, что обучающийся понимает сущность явления, а главное, раскрываются пути воздействия на материальный объект с целью его полезного преобразования (элементы изобретательства).

Не все математические выражения, связывающие физические величины, имеют причинно-следственную связь (например, уравнения кинематики). Физические законы можно представить и в таком виде, когда их математическая формула иллюстрирует лишь простое соотношение между физическими величинами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: Проспект, 2005.-С.483.

2. Крылов И.А. Сочинения.- Л.-М.: Государственное издательство художественной литературы, 1931.- С.58.

3. Кудрявцев П.С. История физики. Т.1. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. - С.493; С.421.

Т.В. Дензанова

Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ

Аннотация: В статье обобщен опыт использования интерактивной доски в лекционном курсе общей физики.

Ключевые слова: интерактивная доска, общая физика.

T.V. Denzanova

Kurgan State University, Kurgan, Russia

INTERACTIVE BOARD TECHNIQUE IN THE LECTURE COURSE ON GENERAL PHYSICS

Abstract: The article has generalized from the experience of using an interactive board in the lecture course on General Physics. Kyewords: an interactive board, General Physics.

На смену привычной доске и мелу приходят интерактивные доски. Прежде чем перейти к обсуждению особенностей их применения, рассмотрим классификацию досок.

Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией. Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.