Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дорожно-транспортные происшествия / транспортное средство / аварийная ситуация / причины возникновения ДТП / traffic accidents / vehicle / emergency / causes of accident

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холхужаев Э. М.

В данной работе рассматриваются основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Проведен анализ структуры и динамики аварийности. Проведенный анализ и учет в дальнейшем позволит повысить эффективность профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Холхужаев Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CAUSES OF TRAFFIC ACCIDENTS ON ROADS OF REPUBLIC OF UZBEKISTAN

This paper examines the main causes of road traffic accidents. The analysis of the structure and dynamics of accidents is carried out. The analysis and accounting carried out will further improve the effectiveness of preventive activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 656.1/.5

Холхужаев Э.М.

ассистент кафедры «Инженерия транспортных средств» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация: в данной работе рассматриваются основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Проведен анализ структуры и динамики аварийности. Проведенный анализ и учет в дальнейшем позволит повысить эффективность профилактической деятельности.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, транспортное средство, аварийная ситуация, причины возникновения ДТП.

Ни для кого не является секретом тот факт, что большинство воителей позволяют себе по мелочам нарушать правила. Несмотря на то, что у каждого человека имеется наготове оправдание, не стоит забывать: именно небольшие нарушения часто приводят к серьезным последствиям. К ответственности могут привлечь любое лицо, будь то водитель, пешеход или пассажир, нарушившие Правила дорожного движения (далее ПДД).

Рассмотрев ряд примеров связанным с ДТП, можно сделать вывод о том, что в среднем в 10% из изученных случаев в результате ДТП ответственность несет пешеход, в остальных же 90% бремя ответственности лежит на водителе транспортного средства. Это и не удивительно ведь если обратиться к статистике ДТП за 2022 год (рис. 1) можно убедиться в том, что в большинстве аварий на дорогах виновниками являются именно лица, управляющие транспортным средством.

1566

Итак, исследуя данные, приведенные в диаграмме, мы видим, что 59% случаев аварий, а это больше половины, происходит по вине водителей, 21% ответственности лежит на не удовлетворительном состояния дорог и улиц [4, 8, 11, 12] и лишь в 20% виновны пешеходы нарушившие ПДД [2, 5]. Именно поэтому выплаты по возмещению причиненного вреда, чаще всего приходится осуществлять водителям транспортного средства.

■ Нарушение скоростного режима

■ Нарушение правил проезда нам перекрестие

■ Выезд на встречную полосу

Нарушении ПДД при алкогольном опьянении водителя

■ Нарушение правил ПДЦ пешеходами

И Неудволетворительное состояние дорог

Рис. 1. Причины ДТП в Узбекистане за 2022 г.

Необходимо отметить, что профилактика ДТП в Узбекистане также имеет успех. За 12 месяцев 2022 года в Узбекистане продолжилась тенденция сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших. Вместе с тем проведенный анализ структуры и динамики аварийности свидетельствует о наличии проблемных составляющих показателей дорожно-транспортного травматизма. В частности, наряду с сокращением аварийности, выявлены отдельные составляющие, значения которых увеличились. Их анализ и учет в дальнейшем позволит повысить эффективность профилактической деятельности.

1. Среди общего количества ДТП и числа пострадавших по вине водителей автотранспортных средств особенно негативную динамику имели показатели аварийности из-за нарушения ПДД водителями автобусов.

1567

2. В 2022 году отмечался рост показателей аварийности из-за нарушения ПДД водителями, находящимися в состоянии опьянения. Кроме того, произошел значительный рост количества ДТП из-за нарушений ПДД водителями, связанного с выездом на полосу встречного движения.

3. В структуре показателей аварийности из-за нарушения ПДД водителями разных возрастов продолжилось увеличение количества ДТП и числа раненых, совершенных водителями возрастной группы старше 60 лет.

4. Особую обеспокоенность вызывала аварийность с участием детей-пассажиров. Рост обусловлен увеличением количества ДТП и числа раненых детей-пассажиров до 12 лет.

В целом с 2010 г. по 2022 г. динамика годового количества ДТП, числа погибших и раненых имела ярко выраженную тенденцию сокращения, т. к. их абсолютные значения могут быть аппроксимированы прямой нисходящей линией тренда. В этой связи прогнозируется продолжение снижения значений показателей аварийности, которое основывается на ретроспективных данных по годам и своевременном определении складывающейся текущей обстановки на улично-дорожной сети страны в том числе и за счет новых, современных автомобилей [1, 3, 4]. Оба варианта прогнозных значения предусматривают благоприятное развитие ситуации, в частности, снижение числа погибших относительно значений 2016 года: на основе усредненного значения ежегодного снижения в период с 2010 по 2022 годы более чем на 4,0% и более 12,0% - на основе установившегося темпа снижения в последние три года.

Подводя итог проделанной работы, нужно сказать о том, что вне зависимости от того находитесь ли вы на регулируемом пешеходном переходе или наоборот, нужно быть на 100% уверенным в своей безопасности, особенно если пешеход - ребенок и только после этого начинать передвижение. Если же вы находитесь за управлением транспортного средства, будьте внимательны и не отвлекайтесь на сторонние предметы, ведь один миг может стоить кому-то жизни.

1568

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. - №. 1. - С. 192-197;

2. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-algoritma-opredeleniya-potoka-nasyscheniya-na-reguliruemyh-peresecheniyah (дата обращения: 24.11.2023);

3. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rascheta-kolichestva-vybrosa-toksichnyh-veschestv-v-okruzhayuschuyu-sredu-transportnym-potokom (дата обращения: 24.11.2023);

4. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;

5. Базаров Б. и др. Биометан из биогаза в качестве моторного топлива biomethane from biogas as a motor fuel biogasdan motor yonilg'isi sifatida biometan //ТРАНСПОРТ. - 2021. - С. 14

Kholkhuzhaev E.M.

Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)

ANALYSIS OF CAUSES OF TRAFFIC ACCIDENTS ON ROADS OF REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this paper examines the main causes of road traffic accidents. The analysis of the structure and dynamics of accidents is carried out. The analysis and accounting carried out will further improve the effectiveness of preventive activities.

Keywords: traffic accidents, vehicle, emergency, causes of accident.

1569

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.