¡Выпуск 4
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
Л. Н. Калужская,
канд. экон. наук, доц., СПГУВК
АНАЛИЗ ПРИЧИН УХУДШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ANALYSIS OF THE REASONS OF THE FINANCIAL WORSENING OF THE HAULING COMPANIES POSITION IN THE CONDITIONS OF THE FINANCIAL CRISIS
Статья посвящена выявлению проблем и причин ухудшения финансового состояния современных транспортных предприятий в условиях финансового кризиса. Показана роль финансового анализа в выявлении основных факторов, влияющих на финансовое положение компаний, произведена систематизация и детализация внутренних проблем и причин, влияющих на эффективность работы транспортных предприятий.
The article analyses the problems and reasons of the financial condition change for the worse at the hauling companies in the conditions of financial crisis. It also shows the role of the financial analysis in the identification of the main factors which influence the financial poison of the companies. Systematization and detailing of the intrinsic problems and causes which determine the effectiveness of the transport agencies are carried out.
Ключевые слова: управление финансами, финансовый анализ, эффективность, платежеспособность, рентабельность, оборотный капитал, инвестиционная политика, структура источников финансирования, финансовая устойчивость.
Key words: financial management, fiscal analysis, effectiveness, paying capacity, profitability, current assets, investment policy, sources offunds structure, financial stability.
ЕГОДНЯ большинство транспортных предприятий осуществляет реактивную форму управления финансами (процесс принятия управленческих решений осуществляется как реакция на текущие проблемы — «латание дыр»).
В то же время рыночная ситуация все время меняется и сегодня нужно постоянно анализировать финансовую деятельность, то есть необходим переход к принципиально новым методам управления.
На разных этапах развития предприятия цели и задачи его проведения могут быть различны — достижение платежеспособности, или повышение рентабельности капитала.
Многие российские транспортные предприятия переживают в настоящее время кризис платежеспособности. В подобной ситуации на первый план выходит поиск путей генерирования денежных средств и ликвидация дефицита финансовых ресурсов. Соответственно такой вопрос, как повышение
рентабельности капитала отходит на второй план, становится задачей следующего этапа развития.
В то же время некоторыми предприятиями этап ликвидации кризиса платежеспособности к настоящему моменту уже пройден. Для них первоочередной становится задача следующего этапа развития.
Обозначенные цели касаются корректировки финансовой политики предприятия. Такого рода цели ставятся, как правило, руководством (менеджерами) предприятия.
Анализ финансового состояния — обязательный элемент финансового менеджмента любого предприятия, которое стремится быть успешным.
Процесс проведения финансового анализа направлен на выявление причин ухудшения состояния предприятия и рычагов повышения эффективности его деятельности.
Можно выделить три основные составляющие, которые относятся к области финансового менеджмента, — это управление обо-
ротными средствами (оборотным капиталом), управление инвестиционной политикой и управление структурой источников финансирования.
1. Управление оборотными средствами — для многих действующих транспортных предприятий причина финансовых затруднений состоит в нерациональном управлении оборотными средствами. То есть сложившиеся на предприятии подходы в части управления оборотными средствами не являются адекватными изменившимся экономическим условиям.
В понятие «управление оборотными средствами» объединены такие процессы, как материально-техническое снабжение, сбыт, установление и контроль условий взаимозачетов предприятия с покупателями и поставщиками.
Для характеристики сложившихся на предприятии принципов управления оборотным капиталом используются результаты анализа структуры баланса, показатели оборачиваемости текущих активов и текущих пассивов, а также данные отчета о движении денежных средств.
2. Инвестиционная политика — это распределение финансовых ресурсов (собственных и заемных) по различным направлениям деятельности предприятия. Инвестиционная политика означает выделение приоритетов и объемов финансирования основной, инвестиционной и прочих видов деятельности организации. Для характеристики инвестиционной политики предназначен расчет показателей самофинансирования и мобилизации, чистого оборотного капитала (ЧОК), а также отчет о движении денежных средств.
3. Оценка влияния источников финансирования (структуры пассивов) на рентабельность собственного капитала (СК) — задача, которая решается при помощи анализа финансового рычага. Суть управления структурой источников финансирования можно сформулировать следующим образом: обеспечив приемлемый уровень финансовой устойчивости, желательно выбирать такую структуру пассивов, которая будет способствовать повышению рентабельности СК организации.
Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии, включают:
— низкую платежеспособность (дефицит денежных средств): у предприятия в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения текущих обязательств;
— недостаточную отдачу на вложенный в предприятие капитал (низкую рентабельность): это означает, что собственник получает доходы, неадекватные своим вложениям. Как вывод из сложившейся ситуации — негативная оценка работы менеджмента фирм и выход собственника из компании;
— снижение финансовой независимости или низкая финансовая устойчивость.
На практике могут возникнуть проблемы в погашении обязательств в будущем, то есть зависимость компании от кредиторов, потеря самостоятельности. Как правило, это связано с недостаточным уровнем финансирования текущей деятельности за счет собственных средств.
Индикаторами низкой ликвидности являются неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.
О недостаточной отдаче на вложенный в предприятие капитал свидетельствуют низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов собственников организации.
Можно выделить две глобальные причины проблем и затруднений, возникающие в финансовом состоянии транспортных предприятий:
— отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли);
— нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами).
Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принци-
Выпуск4
¡Выпуск 4
ПРОБЛЕМЫ ПРИЧИНЫ
Рис. 1. Основные причины проблем, возникающих в финансовом состоянии транспортного предприятия
пиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения предприятия.
На рис. 1 и 2 приведены схема проблем и причин ухудшения финансового состояния предприятия, а также блок-схема определения причин ухудшения финансового положения компании.
Потенциальная возможность предприятия сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли предприятия — это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.
Анализ доходов и затрат от основной и прочих видов деятельности проводится с использованием отчета о финансовых результатах, показателей прибыльности, величины накопленного капитала. Для оценки уровня переменных и постоянных затрат, а также соотношения цен на потребляемые ресурсы и
реализуемую продукцию проводится маржинальный анализ.
Базой устойчивого финансового положения транспортного предприятия в течение длительного времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового состояния фирмы необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности. На рис. 3 приведены основные причины низких результатов деятельности предприятия.
Как отмечалось выше, одной из причин финансовых затруднений транспортных предприятий является нерациональное управление оборотными средствами. На рис. 4 представлены основные проблемы в управлении оборотным капиталом предприятия.
Работа с оборотным капиталом является эффективной, но временной мерой сокращения дефицита денежных средств. Сокращение потребности в чистом оборотном капитале (ЧОК) дает единовременное высвобождение денежных средств, которое в условиях убыточности предприятия со временем будет «исчерпано».
ПРОБЛЕМЫ
Низкая платежеспособность (дефицит денежных средств)
Суть', проблемы со своевременным погашением текущих обязательств Индикаторы ', снижение коэффициентов ликвидности и чистого оборотного капитала ниже допустимых значений, отрицательный ЧОК, сверхнормативная задолженность перед бюджетом, персоналом, кредиторами (просроченная кредиторская задолженность)
Низкая рентабельность собственного капитала
Суть', недостаточная отдача на вложенный в компанию кап итал Индикаторы ', снижение коэффициентов рентабельности
Низкая финансовая устойчивость
Суть', возможные проблемы с погашением обязательств в будущем, потеря финанс овой независимости Индикаторы ', снижение величины СК и отрицательный СК, снижение коэффициента автономии и ЧОК ниже допустимого уровня
ПРИЧИНЫ
Нерациональное
управление
финансами
1. Нерациональное управление оборотными средствами
Направления анализа: анализ структуры баланса, анализ оборачиваемости, анализ отчета о движении денежных средств.
2. Нерациональная инвестиционная политика (постоянные активы / оборотный капитал)
Анализ структуры баланса, показателей
самофинансирования, отчета о движении денежных средств.
3. Нерациональное управление структурой источников финансирования Анализ структуры баланса, оборачиваемости, финансового рычага, показателей самофинансирования
Недостато чные результаты деятельности (низкая прибыльность деятельности)
1. Низкий объем реализации
Анализ отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, маржинальный анализ
2. Неблагоприятное соотношение доходы/затраты
— низкий уровень цен на реализованную продукцию;
— высокие переменные затраты;
— высокие постоянные затраты.
Маржинальный анализ. Анализ безубыточности.
3. Убыточность прочих видов деятельности Анализ отчета о прибылях и убытках
Рис. 2. Блок-схема определения причин ухудшения финансового положения транспортного предприятия
Выпуск 4
¡Выпуск 4
Рис. 3. Основные причины низких результатов деятельности транспортного предприятия
□41
Рис. 4. Основные проблемы в управлении оборотным капиталом предприятия
Инвестиционные вложения могут стать причиной снижения практически всех основных показателей — ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности.
После выявления круга проблем необходимо дать оценку финансовому положению транспортного предприятия (устойчивое, не-
устойчивое, критическое). Для этого надо знать уровень показателей, достаточных для данного предприятия в сложившихся условиях работы.
Результатом финансового анализа должны быть управленческие решения, реализация которых позволит упрочить финансовое положение компании.
П. Г. Клёва,
аспирант, СПГУВК
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРЕНДЫ В УНИТАРНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ METHONDS OF FORECASTING AND ESTIMATION OF EFFECTIVENESS OF LEASE IN UNITERY CARRIERS
Статья выдвигает несколько моделей увеличения эффективности арендного договора государственной собственности в морских портах Российской Федерации, а также модели прогноза рисков, связанных с реализацией арендного договора.
The article brings forward several models of increasing the efficiency of state property lease in the sea ports of the Russian Federation, as well as models offorecasting the risks connected with the realization of lease.
Ключевые слова: морской порт, оптимальный план, аренда государственной собственности, оценка рисков.
Key words: seaport, optimum plan, leasing of state property, estimation of risks.
В РЕЗУЛЬТАТЕ рыночного реформирования структура управления на водном транспорте стала принципиально иной. Появились новые функции управления и новые субъекты хозяйствования, взаимодействующие с государственными транспортными системами. Это обусловливает необходимость разработки новых методик управления, новых экономико-математических задач.
Важным направлением работы ряда государственных унитарных транспортных предприятий, прежде занимающихся портовой деятельностью, является эффективное использование производственной инфраструктуры путем сдачи ее компонент в аренду частным компаниям. Научное сопровождение данной задачи должно обеспечивать как надежность дохода в виде взимаемой арендной платы, так и его оптимизацию. Для этого не-
обходим адекватный инструментарий, сочетающий вероятностно-статистические методы и методы математического программирования.
Статистическая составляющая общей методологии на выходе должна обеспечивать оценку надежности дохода в целом и дохода от каждого из конкурирующих арендаторов. Оптимизирующая составляющая реализуется как экономико-математическая модель, максимизирующая математическое ожидание общего дохода. Исходной содержательной методологической посылкой мы принимаем положение, что приоритет представляется компаниям с большей прогнозной прибылью при равном уровне надежности прогноза.
Представим в формализованном виде вышеизложенное. Пусть сдаче в аренду подлежат п однотипных элементов портовой инфраструктуры (например, причалов) с мощностью ц (в качестве ц можно принять,
Выпуск 4