Научная статья на тему 'Анализ эффективности и финансовой устойчивости в системе учета и контроля на предприятиях малого и среднего бизнеса'

Анализ эффективности и финансовой устойчивости в системе учета и контроля на предприятиях малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / EFFICIENCY / FINANCIAL STABILITY / FINANCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епифанова Т. В.

В данной статье анализируются показатели, влияющие на уровень финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса. Результат такого анализа – построение эффективного финансового менеджмента на предприятиях малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines indicators that influence the level of financial stability for small and medium business. Result of such analysis – construction of effective financial management at the enterprises of small and medium business

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности и финансовой устойчивости в системе учета и контроля на предприятиях малого и среднего бизнеса»

Епифанова Т.В.

К.ю.н., доцент кафедры Ггражданского права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: rostovshell@mail. ги

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СИСТЕМЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

В данной статье анализируются показатели, влияющие на уровень финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса. Результат такого анализа - построение эффективного финансового менеджмента на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, эффективность, финансовая устойчивость, финансовый менеджмент

Успех работы каждого хозяйствующего субъекта во многом зависит от своевременной постановки финансового менеджмента, объективного выбора экономических приоритетов и показателей, а также применения на практике эффективных инструментов, приемов и методов.

Но все же наивысший результат достигается только тогда, когда на предприятии четко функционирует единая система контроля и учета. С ее помощью упрощаются процессы по принятию управленческих решений, легче контролируется движение материальных, денежных и документарных потоков, а оценка производственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия производится своевременно.

В целом вся система учета и контроля на предприятии охватывает производственный, технико-технологический, финансово-экономический, социальный и хозяйственный блоки, причем в каждом из них может быть создана своя подсистема учета и контроля.

В свою очередь, экономика, планирование, статистика, анализ хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и финансы включают весь комплекс вопросов, связанных с процессом создания стоимости, динамикой и анализом основных фондов, материальных и финансовых потоков, заработной платы, ценообразования, налогов, выпуска продукции,

работ или услуг и себестоимости, прибыли, движения как собственного, так и заемного капитала.

Наконец, остается еще одна область - анализ финансовой устойчивости, которая связана с оценкой финансово-экономического состояния предприятия за отчетный, плановый или прогнозный период, обоснованием его экономического потенциала и созданием условий для укрепления платежеспособности, экономического роста и текущей ликвидности.

В качестве источника информации для проведения анализа выступает вся бухгалтерская и управленческая база данных, а выходными документами служат аналитические отчеты и таблицы , так необходимые директору предприятия и руководителю финансовой службы для принятия управленческих решений, а инвесторам и акционерам- для оценки экономического потенциала данного предприятия.

Такой подход объясняется тем, что от обеспеченности именно этой категории специалистов достаточно подробной аналитической информацией во многом зависит развитие предприятия.

Все дело в том, что прочтение и понимание существующих форм отчетности всегда вызывают трудности, поскольку эти формы, строго говоря, являются больше бухгалтерскими, чем аналитическими, и, в первую очередь, это касается формы №1 «Бухгалтерский баланс». Ведь знание только классификации статей активов и капитала, а также остатков по этим статьям на начало и конец анализируемого периода не обеспечивает беглого прочтения и, тем более, понимания каждой статьи и всего баланса в целом.

Данная сложность возникает только по простой причине: статьи активов и капитала в форме №1 приводятся без отражения внутренних взаимосвязей, а поэтому понять из баланса, как активы в каждой статье разделяются по источникам финансирования, а капитал - по местам расположения, не представляется возможным.

В то же время в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и в форме №3 «Отчет об изменениях капитала» движение собственного капитала отражается только в стоимостной форме, тогда как аналитику этого движения важнее видеть в денежной и натурально-вещественной форме. Такое разделение необходимо: нужно всегда знать, какая часть собственного имущества находится в денежной форме, а какая часть - в неденежной, поскольку бухгалтерский баланс не содержит этой важной информации.

Что касается формы №4 «Отчет о движении денежных средств», то аналитику нужно иметь информацию не столько о движении всех денежных средств, сколько о движении собственных и заемных денежных средств.

Следовательно, неприспособленность существующих форм отчетности к целям аналитики является довольно серьезным препятствием, а поэтому данные формы отчетности еще до проведения анализа необходимо соответствующим образом преобразовать, сделав переход от бухгалтерского содержания отчетности к аналитическому содержанию.

В связи с этим главной задачей финансово-экономической службы предприятия становится создание на основе бухгалтерской базы данных аналитической отчетности, в которой в обязательном порядке должны содержаться рекомендации по дальнейшему развитию предприятия и принятию управленческих решений.

В целом же несомненным преимуществом сформированной аналитической отчетности (больше для внутреннего пользования и необязательно официальной) является компактность представленной информации, а вся системность, достоверность и полнота исходных данных полностью сохраняются.

Разумеется, работа с комплектом годовой, квартальной или месячной отчетности становится проще, поскольку директор предприятия получает еще более понятную аналитическую отчетность.

Но главное, что дает постановка анализа и учета финансово-экономической деятельности предприятия, это не только создание выходных

форм аналитической отчетности, но и применение на практике более совершенных методов оценки, ориентированных, прежде всего, на проведение анализа в динамике.

Все дело в том, что применяемая на практике методика анализа и прогнозирования финансово-экономической деятельности предприятия основана на оценке финансового состояния хозяйствующего субъекта только по состоянию на анализируемую дату. Хотя для такой оценки и рассчитывается довольно большое количество коэффициентов, современный анализ представляет из себя больше «точечный» анализ, в то время как практику необходима оценка не столько по состоянию на какой-то день анализируемого периода, сколько за весь период целиком, а поэтому только оценка за период может дать развернутое представление о работе предприятия.

В недостатках используемых на практике методов анализа можно легко убедиться, проведя анализ финансового состояния предприятия при помощи коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности, дающих оценку даже не за каждый день периода, а только на первый и последний день.

Но если вся информация со второго по предпоследний день анализируемого периода искусственно недоступна для аналитика, то широко-используемые расчеты с применением коэффициентов лишь вскрывают, но не объясняют причин улучшения или ухудшения финансово-экономического состояния предприятия, поскольку особое внимание в расчетах уделяется остаткам по бухгалтерским счетам, а не оборотам.

В свою очередь показатели рентабельности (продаж, активов, собственного капитала) и оборачиваемости (запасов, дебиторской и кредиторской задолженности) могли бы оценить деятельность предприятия за период, если бы в расчетах использовались только обороты или приросты остатков, поскольку именно эти показатели отражают динамику. А поэтому пока расчет этих показателей производится на основе соотнесения оборотов

и остатков, говорить о получении объективной оценки за период нельзя, за исключением рентабельности продаж.

Кроме того, нормативные значения многих коэффициентов не являются бесспорными, а отклонение их фактических параметров от рекомендуемых интервалов на отчетные даты вовсе не означает, что неблагоприятное финансовое состояние сохранялось в течение всего периода.

В то же время количество анализируемых коэффициентов достаточно велико, между ними существует определенное несоответствие, противоречие и дублирование, причем рекомендуемые границы изменения коэффициентов устанавливаются без всякого учета специфики предприятия, а единый механизм достижения всеми показателями граничных значений просто отсутствует.

Принимая во внимание необходимость создания такого механизма, в алгоритм проведения анализа включают формирование модели управления финансовым состоянием предприятия. Основу этой модели составляет система ограничений, в которой учитываются все показатели с их граничными значениями, а в качестве решений выступают варианты развития, параметры которых попадают в рекомендуемую область допустимых значений.

Но для того чтобы дать оценку финансово-экономическому состоянию предприятия, нужен не только анализ показателей в статике, включая расчет их отклонений от нормативных значений и последующее устранение этих отклонений с помощью разработанной модели, но и анализ в динамике.

Основу этого динамического анализа составляют показатели платежеспособности, которые рассчитываются с использованием и остатков, и оборотов. Данные показатели позволяют анализировать не столько обеспеченность предприятия текущими активами для покрытия текущих обязательств, сколько обеспеченность денежными средствами для покрытия всех долгов и обязательств, то есть в динамическом анализе делается переход

от оценки уровня ликвидности на отчетные даты к оценке уровня платежеспособности за период.

Следует отметить, что между обеспеченностью предприятия денежными средствами для покрытия своих долгов и обязательств отдельно на отчетные даты и отдельно за период устанавливается определенная зависимость, с помощью которой можно осуществлять переход от показателей в статике к показателям в динамике.

Динамическая оценка уровня платежеспособности предприятия будет обязательно показывать соотношение имеющихся платежных ресурсов и образованных долгов, а поэтому чем ближе данный показатель к 1, тем выше будет и уровень надежности анализируемого предприятия.

Если же принять во внимание, что имеющиеся у предприятия платежные ресурсы разделяются на собственные и заемные, то обеспеченность собственными платежными ресурсами будет отражать как раз уровень финансовой устойчивости, а влияние заемных платежных ресурсов - уровень привлекательности данного предприятия [1].

Очевидно, что уровень надежности отражает общую оценку платежеспособности предприятия, поскольку показывает способность предприятия выполнять обязательства по своим долгам и обязательствам за счет всех собственных (денежных и неденежных) и заемных денежных средств. Эти обязательства возникают, прежде всего, перед различными кредиторами:

• работниками предприятия (погашение задолженности по оплате труда);

• поставщиками (погашение задолженности по оплате сырья, материалов, товаров, работ, услуг);

• бюджетом (погашение задолженности по перечислению налогов, неналоговых сборов и платежей).

Данные субъекты заинтересованы больше в самом факте погашения долгов и обязательств, чем в составе источников для погашения.

В определении же уровня финансовой устойчивости будут заинтересованы, в первую очередь акционеры предприятия, поскольку достаточность собственных источников для погашения долгов и обязательств является важнейшим оценочным показателем. А потому, чем выше будет уровень финансовой устойчивости, тем более стабильным будет финансовое состояние предприятия и тем меньше предприятие будет подвержено различным рискам.

Оценка уровня привлекательности, наоборот, характеризует развитие предприятия за счет заемных источников и показывает обеспеченность предприятия заемными денежными средствами, поступающими от:

• покупателей (авансы полученные);

• банков (кредиты и займы);

• инвесторов (целевое финансирование).

Причем доля полученных авансов должна все время возрастать, поскольку эти средства рано или поздно перейдут в состав собственных, а доля кредитов должна уменьшаться, поскольку эти средства будут всегда оставаться заемными.

Следовательно, с помощью введенных в анализ трех взаимосвязанных коэффициентов платежеспособности можно всегда оценить финансовое состояние предприятия за период, поскольку проверке подвергается способность предприятия отвечать по своим долгам и обязательствам сначала за счет собственных, а затем за счет заемных средств.

Однако уровень финансовой устойчивости характеризует еще и обеспеченность предприятия собственными источниками для последующего роста и развития, причем данный показатель постоянно находится под влиянием различных факторов: платежеспособности, экономического роста, текущей ликвидности, структуры активов и структуры капитала, между которыми устанавливается строгая зависимость и пропорциональность.

В результате обосновывается условие финансовой устойчивости, разрабатываются методические положения и алгоритм проведения анализа

финансово-экономического состояния предприятия так, что появляется возможность сформировать оценку работы предприятия за период, а не только на первую и последнюю даты анализируемого периода.

Таким образом, экономическая сущность анализа финансовой устойчивости сводится к динамической оценке деятельности предприятия. С этой целью делается переход, прежде всего, от коэффициента текущей ликвидности, рассчитываемого на отчетные даты, к коэффициенту платежеспособности за период и обосновывается механизм достижения финансовой устойчивости в силу существующей связи между текущей ликвидностью, платежеспособностью и экономическим ростом . А поэтому только экономически обоснованное сочетание платежеспособности, экономического роста и текущей ликвидности дает возможность существенно укрепить финансово-экономическое состояние предприятия в отчетном, плановом и прогнозном периоде.

Чтобы достичь устойчивого развития МСП в современных условиях, управленческий персонал, прежде всего, должен уметь оценить не только финансовое состояние своего предприятия, но и финансовое положение потенциальных конкурентов. Финансовый анализ выступает одним из ключевых показателей экономической деятельности любого предприятия. Он показывает конкурентоспособность предприятия, возможности в деловом сотрудничестве, степень обеспеченности экономических интересов самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Между тем одного умения реально оценивать финансовое состояние предприятия недостаточно для эффективной деятельности хозяйствующего субъекта и возможности достижения им поставленных целей.

Конкурентоспособность предприятия может гарантировать только правильное координирование финансовых потоков, находящихся в распоряжении фирмы. В связи с этим повышается роль финансового менеджмента, основной целью которого является разработка и применение

методов, средств и инструментов для достижения стратегических и тактических целей деятельности компании.

В построении системы финансового менеджмента МСП существуют следующие особенности:

1) для управления финансами в малом бизнесе достаточно квалификации бухгалтера или экономиста, это связано с тем, что финансовые операции включают в себя обычный безналичный расчет, основой которого является денежный оборот. В связи с небольшой численностью финансовое управление осуществляет, как правило, главный бухгалтер, который взаимодействует не только с руководством, но и с юристами и экономистами, если таковые имеются;

2) с позиции финансового менеджмента, предприятия МСП можно разбить на две группы:

• малые предприятия, входящие в структуру объединений (холдинги). У подобных предприятий более широкие финансовые возможности, так как они находятся «за спиной» объединения;

• предприятия малого бизнеса, существующие в условиях конкуренции. Данные предприятия больше подвержены вероятности наступления финансовых рисков, но и имеют более широкие возможности для маневра и свободы действий;

3) организация структуры управления финансами МСП имеет весьма специфический характер:

• совмещение должностей (к примеру, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). При подобной структуре сокращаются расходы на содержание финансовой службы, но снижается и эффективность принимаемых решений;

• создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это требует больших затрат, так как высококлассные специалисты в области финансов стоят дорого, а иметь неквалифицированного специалиста с

небольшим опытом - себе дороже. Вероятность эффективного создания такой структуры имеется только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий; • возложение финансового управления на специализированную компанию, так называемый аутсорсинг или субподряд. Одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной компанией. Положительная сторона - высокое качество принимаемых решений; отрицательная сторона - скудный выбор на российском рынке аутсорсинговых компаний, достаточно высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие гарантий того, что ваше предприятие не будет специально ослаблено и поглощено; 4) структура финансовой системы.

Финансовая система как на малых и средних предприятиях, так и в крупных компаниях включает в себя две системы: управляющую и управляемую. Управляющая система подразумевает под собой финансовые службы или финансовых специалистов, которые воздействуют на управляемую систему с помощью механизмов и инструментов финансового менеджмента, а также современных технических средств. Для того чтобы построить эффективную управляющую систему, необходимо обладать широким кругом информации как внутренней, так и внешней, однако у малого предприятия ресурсов по приобретению информации крайне мало, поэтому необходимо находить всевозможные варианты для получения нужной информации. [3]

Под управляемой системой подразумевается не только совокупность финансовых ресурсов, их оборот и воспроизводство, а также отношения, возникающие в результате этих процессов. Основная часть времени и усилий в управляемой системе малого и среднего предприятия отдается управлению денежными оборотами;

5) особенность финансового анализа. Финансовый анализ должен основываться на тех данных, которые были получены по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

При анализе финансового состояния хозяйствующего субъекта могут возникать проблемы организационного характера, в связи с тем что бухгалтерский учет и состав отчетности большинства малых предприятий отличены от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому специалисту по финансам в малой компании необходимо уметь на основе имеющейся базы данных провести финансовый анализ, а для этого, как правило, требуется ряд корректировок.

На основании полученных данных финансового анализа разрабатывается финансовая стратегия, которая должна полностью опираться на стратегию компании. На основе финансовой стратегии планируется финансовая политика, которая сможет обеспечить конкурентоспособность предприятия.

При построении финансового менеджмента МСП необходимо принимать во внимание особенности его жизненного цикла. Жизненный цикл МСП - это жизненный цикл товара, являющегося предметом деятельности компании. Выделяют IV основных этапа жизненного цикла МСП.

На I этапе проводят научные исследования, разрабатывают технологии, создают коммерческие схемы товара - это прентальный период предприятия.

II этап характеризуется началом производства товара, а также выходом его на рынок - это детство предприятия.

III этап включает коммерческий успех товара - зрелость предприятия.

На IV этапе происходит деградация рынка товара - жизненный закат

предприятия.

На первом этапе выручка практически отсутствует, а денежные потоки предприятия отрицательные, это связано с тем, что затраты на исследования,

оплату труда не покрываются доходами. Руководство предприятия вряд ли сможет рассчитывать на банковские кредиты на этом этапе, поэтому, как правило существует на средства собственника.

Второй этап. Если существует недостаток собственных и привлеченных средств, чтобы компенсировать хотя бы часть основных расходов, деятельность предприятия может оказаться убыточной. На этой стадии стремительно увеличиваются затраты, но еще не доходы.

Главные задачи второго этапа: как можно грамотнее осуществлять управление оборотными средствами, а также постараться привлечь внешнее финансирование. На данном этапе основными показателями становятся показатели эффективности финансовой деятельности и эффективности управления (платежеспособности и финансовой устойчивости).

На третьем этапе предприятие достигает коммерческого успеха. Финансовое состояние улучшается, однако темп роста оборота несколько понижается в сравнении с предыдущим этапом. Денежные потоки становятся положительными, так как выручка возрастает, полученных средств становится достаточно для покрытия прежних и новых затрат. На этом этапе, как правило, у хозяйствующего субъекта возникают производственные и коммерческие трудности. Встает необходимость в усилении торговой деятельности, например, с помощью рекламы. Может возникнуть необходимость в технической доработке товаров и услуг по результатам реакции рынка, что повлечет за собой потребность в финансовых вложениях. Но теперь уже более крепкому, возможно, с неплохой кредитной историей и в финансовом отношении стабильному предприятию проще привлечь внешнее финансирование в виде банковского кредита. На этапе роста темпы роста продаж резко возрастают, производство отлажено, затраты на него сокращаются, основным становится показатель рентабельности продаж. Чем выше этот показатель, тем более эффективно функционирует предприятие.

На четвертом этапе наступает спад в результате усиливающегося старения ресурсов как материальных, так и кадровых, информационных,

организационных. На данном этапе снижаются объемы производства, на складах скапливается большое количество сырья, материалов, а также готовой продукции, что является признаком омертвления оборотного капитала, снижения оборачиваемости оборотных активов и рентабельности продаж. В период спада намечается дестабилизация всех финансовых и экономических показателей работы предприятия. Поэтому основными критериями эффективности становятся показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

Однако нельзя забывать, что если фирма, в целях завоевания максимальной доли рынка, превысит разумные темпы увеличения продаж, то неизбежно подорвет свою ликвидность и платежеспособность.

Основная цель малой компании с ориентацией на расширение -реализовывать его наиболее эффективным способом. Компании такого рода встречаются с потребностью принятия долгосрочных решений в абсолютно разных областях. Хотя эти фирмы, как правило, не выплачивают дивидендов, финансовые средства, вложенные в основные средства, дебиторскую задолженность и запасы, в процентном отношении обычно больше, чем величина нераспределенной прибыли. Данная проблема может быть смягчена, если сдавать в аренду здания и оборудование, а также более продуктивно использовать рабочую силу, вместо капитала. Однако даже после учета приведенных мер дебиторская задолженность и запасы могут продолжать расти. [4]

Если увеличение активов стремительнее, чем увеличение нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Данная задолженность может быть в форме банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам.

Предприятия МСП имеют, как правило, более низкий уровень ликвидности, по сравнению с крупным бизнесом, это связано со следующим:

• на предприятиях МСП, меньше финансовых средств вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (о чем свидетельствуют и более высокие значения коэффициентов оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);

• у предприятий малого бизнеса больше текущих обязательств.

Главной задачей финансового менеджмента предприятий МСП является эффективное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это принесет предприятию достаточное количество ликвидных средств и сделает его платежеспособным.

Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что недостаточность финансового обеспечения и низкая финансовая устойчивость анализируемых предприятий могут повлечь за собой непреодолимый кризис, так как за счет финансовых потоков обеспечиваются не только производственные операции, но и другая деятельность компании. На основе анализа, экономических обоснований и прогнозов результатов принимаются финансовые решения в области финансового менеджмента. Кроме того, субъекты МСП осуществляют выбор наиболее оптимального варианта привлечения и размещения денежных средств в интересах достижения поставленной цели - максимизации результатов деятельности и повышения рыночной эффективности предприятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. - М.: ИНФРА-М, 2008. -272 с.

2. Гурьев Г. Некоторые подходы к оценке процессов воспроизводства финансовых ресурсов// Финансы и кредит. 2007. №10. С.40-44.

3. Аксенов А. Факторы стоимости в стратегическом управлении имуществом предприятия //Вопросы статистики.№4.2007.С.86-92.

4. Усенко А.М. Финансовое обеспечение инновационно активных малых предприятий: монография. - Ростов н/Д: Издательство Рост .гос. экон. Ун-т (РИНХ), 2011. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.