УДК 338.45
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА В РОССИИ FINANCIAL ASSURANCE OF DEVELOPMENT SMALL AND MEDIUM-SIZED
ENTERPRISES
М.В. Владыка, А.И. Веретенников M.V. Vladyka, A.I. Veretennikov
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород ул. Победы, д.85. Belgorod State National Research University, 85, Victory St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected], artvereten@gmail. com
Аннотация. Развитие малого и среднего бизнеса в России является необходимым условием обеспечения им-портозамещения товаров и услуг. При этом функционирование малых и средних предприятий значительно осложняется из-за недостатка собственных финансовых ресурсов и трудностей привлечения заемных средств. В связи с этим необходимо определение приоритетных направлений поддержки этого бизнеса. Целью исследования является анализ имеющихся проблем в финансовом обеспечении деятельности предприятий малого и среднего бизнеса и определение основных направлений их государственной поддержки в зависимости от сложившегося уровня платежеспособности и финансовой устойчивости. На основе методов экономического анализа выявлена роль малого бизнеса в экономике зарубежных стран и России, показаны трудности в его развитии. Проанализирована платежеспособность и финансовая устойчивость российских малых и средних предприятий. На основе сопоставления уровня рентабельности организаций малого и среднего бизнеса и стоимости кредитных ресурсов сделан вывод о необходимости усиления государственной поддержки малого бизнеса как на федеральном, так и региональном уровне.
Resume. Development of small and medium business in Russia is a prerequisite for the import of goods and services substitution. Nevertheless the operation of the small and medium-sized enterprises is significantly complicated by the lack of their own financial resources and difficulty of borrowing. In this connection it is necessary to define the priority areas of support of this business.
The article under study gives the analyses of the existing problems in the financial assurance of small and medium-sized enterprises. The author specifies the main course of state support according to the existing level of financial responsibility.
In terms of methods of economic analysis the article reveals the place of small business in economy of foreign countries and Russia, shows the challenges in its development. It is also analyzed the financial responsibility of Russian small and medium-sized enterprises. The comparison of profitability level of small and medium-sized enterprises and the cost of credit show the need to strengthen the state support for small business at both federal and regional levels.
Ключевые слова: малое предпринимательство, микропредприятия, средний и крупный бизнес, государственная поддержка, платежеспособность, финансовая устойчивость.
Key words: small business, micro enterprises, medium and large business, state support, solvency, financial stability.
Введение
Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо развитие крупного, среднего и малого бизнеса. Оптимальная структура этих видов бизнеса характеризуется наибольшей отдачей от вложения соответствующих ресурсов и представляет собой процесс перманентного балансирования предприятий различного размера в направлении повышения или снижения уровня концентрации производства. При этом каждый из отмеченных видов бизнеса играет свою, четко определенную роль в поступательном развитии экономики.
Преимущества крупного бизнеса можно представить в виде [Владыка М.В., Логвиненко Е.А.,
2011]:
— больших технических и технологических возможностей, обусловленных значительно лучшими условиями для использования достижений НТП;
— экономии от масштаба производства, комбинирования и занятости;
— сравнительно высокой устойчивости и стабильности;
— больших возможностей в использовании кредитных ресурсов;
— преимуществ в сфере обращения, вызванных получением скидок при закупке ресурсов крупными партиями;
— снижения издержек по транспортировке, хранению и реализации больших партий товаров в расчете на единицу продукции.
Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Их значительно меньше, чем мелких, но больше, чем крупных. Они специализируются на обслуживании тех сегментов рынка, которые не выгодны или в силу определенных причин не заняты крупными или мелкими предприятиями. Их ассортимент не очень многообразен, но устойчив, в связи с тем, что спе-
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Экономика. Информатика. 2015. №19 (216). Выпуск 36/1
65
циализированные рынки в меньшей степени зависят от конъюнктурных колебаний экономики. Средние фирмы [Федеральный портал малого и среднего предпринимательства, 2015]:
— не обладают такой гибкостью, как малые, и не имеют такой мощности, как крупные;
— придерживаются, как правило, приспособительной или «нишевой» стратегии, что обеспечивает им захват отдельных сегментов рынка, где они становятся мини-монополией;
— обладают особыми технологическими приемами, обеспечивающими высокое качество или уникальные характеристики выпускаемых ими товаров;
— создают конкурентную среду для крупных предприятий;
— наибольшее количество именно средних предприятий попадает под процесс поглощений.
Развитие малого бизнеса имеет важное значение в силу следующих обстоятельств [Осетрова
О.В., 2014]:
— мелкий бизнес позволяет заполнить все рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах;
— для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
— развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
— мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
— мелкие фирмы могут быстрее и дешевле технически перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
— развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
— с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики.
В различных странах уровень концентрации производства, а, соответственно, и соотношение между отдельными видами бизнеса характеризуется большим разнообразием. Тем не менее, в большинстве развитых стран малый и средний бизнес занимает значительную долю как по числу хозяйствующих единиц, так и по вкладу в развитие экономики страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54 % всех занятых, 45 % всех активов, 35 % чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70 % работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 чел. (это 99,5 % всех предприятий) приходится 78 % занятых, 51,8 % продаж, 56,6 % условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52 %, в странах ЕС - 67 %, Японии - 55 % [Улесов Д. В., 2013].
Вклад этого сектора в экономику России значительно ниже: доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте России составляет порядка 15 %, а в общей численности занятых -чуть более 10 %.
В России развитие малого бизнеса характерно в основном для отраслей, ориентированных на удовлетворение потребительских потребностей населения. По количеству малых предприятий в 2013 г. лидирующее положение занимала торговля (39,1%), второе и третье места принадлежали таким видам деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (20,3%) и строительство (11,7%). На долю такого важного вида деятельности, как обрабатывающие производства, который определяет уровень инновационного развития всей экономики, приходилось лишь 9,5%. Далее следовали такие виды деятельности, как транспорт и связь (6,6%), а также сельское хозяйство (3,0%) и гостиничная и ресторанная деятельность (2,9%) [Малое и среднее предпринимательство в России, 2014]. Это свидетельствует о больших возможностях нашей экономики в случае обеспечения целенаправленного развития малого и среднего бизнеса.
Данные, приведенные в табл. 1, характеризуют уровень концентрации производства в таком важном виде экономической деятельности, как обрабатывающие производства, в экономике разных стран [Малое и среднее предпринимательство в России, 2014].
Как видно, в обрабатывающих производствах практически всех зарубежных экономик преобладают предприятия с числом работников, не превышающим 50 человек. Доля таких предприятий превышает 90%. Что касается России, то на долю малых предприятий в этом виде деятельности приходится 29,7% (15,2% и 14,5%). Этот показатель значительно увеличивается при включении в состав малого бизнеса индивидуальных предпринимателей, но их возможности в обеспечении инновационного развития экономики совершенно незначительны.
Результаты исследований
В то же время в России значительно выше доля предприятий обрабатывающих производств с численностью работников свыше 50 человек. В 2011 г. этот показатель составил 12,2%, в то время как в зарубежных странах он практически в 3-4 раза ниже.
Таблица 1 Table 1
Число предприятий обрабатывающих производств с различной численностью занятых, 2011 г. The number of manufacturing enterprises with various number of employed, 2011
Страна Всего предприятий в том числе с численностью занятых
менее 20 человек в % 20-49 человек в % 50-249 человек в % 250 и более человек в %
Россия 187872 28639 (137631)* 15,2 (73,3)* 27321 14,5 17503 9,3 5417 2,9
Австрия 25 139 21078 83,8 2 150 8,6 1 461 5,8 450 1,8
Болгария 30 135 25354 84,1 2 704 9,0 1 773 5,9 304 1,0
Венгрия 51 521 47360 91,9 2 134 4,1 1 651 3,2 376 0,8
Германия 207 847 171894 82,7 15 414 7,4 16 430 7,9 4 109 2,0
Испания 182 162 166097 91,2 10 761 5,9 4 490 2,5 814 0,4
Италия 425 481 394514 92,7 20 840 5,0 8 858 2,1 1 269 0,2
Литва 13 729 12021 87,6 900 6,6 701 5,1 107 0,7
Норвегия 17 432 15632 89,7 1 056 6,1 629 3,6 115 0,6
Польша 179 138 163946 91,5 7 389 4,1 6 288 3,5 1 515 0,9
Португалия 72 286 65748 91,0 4 159 5,8 2 125 2,9 254 0,3
Соединенное Королевство (Великобритания) 122 650 106025 86,4 9 070 7,4 6 199 5,1 1 356 1,1
Финляндия 22 231 19898 89,5 1 286 5,8 834 3,8 213 0,9
Чешская Республика 173 519 165767 95,5 3 950 2,3 3 023 1,7 779 0,5
Швеция 54 891 51037 93,0 2 129 3,9 1 385 2,5 340 0,6
*с учетом индивидуальных предпринимателей.
Рассчитано по материалам Статсборника «Малое и среднее предпринимательство в России». 2014 г.
Трудности в развитии малого бизнеса в России определяются целым рядом обстоятельств: недостаточным спросом на продукцию предприятий на внутреннем и внешнем рынках; высоким уровнем налогообложения; изношенностью и отсутствием оборудования; неопределенностью экономической ситуации; высоким процентом коммерческого кредита; недостатком финансовых средств; недостатком квалифицированных рабочих; отсутствием или несовершенством нормативно-правовой базы.
Среди отмеченных факторов одним из наиболее важных является отсутствие достаточных финансовых ресурсов. Поскольку малые предприятия не обладают необходимыми собственными средствами, у них велика потребность в заемном финансировании.
Вместе c тем доступ к заемному финансированию, являющимся одним из основных факторов развития бизнеса, остается значительно ограниченным. В текущих экономических условиях кредитные организации ужесточают требования к заемщикам и существенно повышают ставки по кредитам (до 25-30% годовых), которые становятся недоступными для многих предприятий реального сектора, а тем более для малых предприятий. В табл. 2 представлены показатели, характеризующие платежеспособность и финансовую устойчивость российских средних и малых предприятий в 2013 г. [Малое и среднее предпринимательство в России, 2014].
Коэффициент текущей ликвидности характеризует соотношение текущих активов и краткосрочных обязательств предприятия. Для обеспечения платежеспособности предприятия его текущих активов должно быть достаточно для погашения обязательств и одновременного осуществления текущей деятельности. Поэтому рекомендуемое значение этого коэффициента не ниже двух. Среди анализируемых средних предприятий на конец 2013 г. ни один вид экономической деятельности не обеспечивает должного уровня платежеспособности. При этом все предприятия условно можно разделить на следующие три группы:
— предприятия с коэффициентом ниже 100%, не имеющие возможности рассчитаться по своим обязательствам;
— предприятия с коэффициентом 100% и близким к нему, у которых достаточно финансовых ресурсов только для погашения обязательств, но нет возможности финансировать текущую деятельность;
— предприятия с коэффициентом более 100%, позволяющим выполнить долговые обязательства и примерно на четверть или несколько выше профинансировать текущую деятельность.
К первой группе в составе средних предприятий можно отнести предприятия в добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, а также на транспорте. Поскольку у этих предприятий основной задачей является погашение обязательств, то среди мер государственной поддержки для них, в первую очередь, можно рекомендовать субсидирование процентной ставки по кредитным ресурсам, а также гарантии со стороны органов местной власти.
Таблица2 Table 2
Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятий по видам экономической деятельности, 2013 г. (по данным бухгалтерской отчетности; на конец года; в процентах)
Financial responsibility of enterprises by type of activity, 2013 (according to financial accounts by the end of the year, in percentage)
Виды экономической деятельности Средние предприятия Малые предприятия
всего в том числе микропредприятия
коэффициент текущей ликвидности коэффициент автономии коэффициент текущей ликвидности коэффициент автономии коэффициент текущей ликвидности коэффициент автономии
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 159,8 39,2 116,7 30,4 110,4 24,3
Добыча полезных ископаемых 94,4 26,5 98,4 6,5 98,9 3,2
Обрабатывающие производства 124,1 25,4 119,1 32,5 113,9 40,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 90,7 21,0 99,4 20,1 113,2 28,2
Строительство 100,7 15,9 100,6 10,1 98,8 8,4
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 123,3 16,4 119,8 16,0 115,4 12,8
Гостиницы и рестораны 126,8 40,5 110,6 13,2 105,6 7,8
Транспорт и связь 98,3 24,0 109,6 21,6 108,7 18,0
из них связь 132,2 25,8 116,9 25,8 127,0 21,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 123,5 28,9 213,8 17,3 250,2 13,8
из них научные исследования и разработки 134,4 29,6 106,3 28,8 121,6 29,8
Образование 109,2 21,5 157,0 23,8 144,4 31,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 103,3 36,1 192,8 44,5 224,2 45,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 134,8 32,4 85,5 16,3 99,0 15,3
Ко второй группе средних предприятий относятся строительные, образовательные организации, а также организации в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. Главной задачей этих организаций является формирование собственной финансовой базы, поэтому улучшить их финансовое состояние возможно путем расширения их доступа к госзаказам, расширения их сотрудничества с крупными предприятиями, стимулирования притока инвестиций, субсидирования приобретения оборудования, предоставления грантов начинающим предпринимателям, содействия в поиске потенциальных деловых, технологических, научных партнеров.
Предприятия третьей, самой многочисленной группы, включают сельскохозяйственные, обрабатывающие производства, оптовую и розничную торговлю, гостиницы и рестораны, предприятия связи, организации в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Эти организации способны расплатиться по своим обязательствам и в определенной мере финансировать текущую деятельность, но у них имеются проблемы со сбытом продукции на внутреннем рынке, в отдельных случаях они испытывают недостаток квалифицированных рабочих кадров, для них характерна изношенность и отсутствие высокотехнологичного оборудования.
Для обеспечения финансовой устойчивости таких предприятий, на наш взгляд, необходимо предоставление в аренду земельных участков, помещений; обеспечение предприятий инженерной, транспортной, логистической инфраструктурой; финансовое, маркетинговое, юридиче-
ское сопровождение деятельности; организация сертификации товаров, работ и услуг; услуги по подбору персонала.
Аналогичным образом можно осуществить и группировку малых и микропредприятий, тем более что в составе этих предприятий условию платежеспособности соответствуют лишь два вида деятельности: «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и «здравоохранение и предоставление социальных услуг». Что касается мер государственной поддержки малых и микропредприятий, то они могут быть аналогичными со средними предприятиями.
В табл. 2 представлен также коэффициент автономии, характеризующий уровень финансовой устойчивости организаций. Он показывает долю собственных средств предприятия в общих источниках финансирования. В соответствии с национальными предпочтениями в российской экономике предприятие считается устойчивым в финансовом отношении, если в его обороте преобладают собственные средства, и оптимальное значение коэффициента автономии составляет 60%. Этому условию, как показывают данные табл. 2, не соответствует ни один вид экономической деятельности. Минимальное значение этого коэффициента по кругу малых предприятий составило в 2013 г. всего лишь 6,5% (добыча полезных ископаемых), а максимальное - 44,5% (здравоохранение и предоставление социальных услуг). Такая же ситуация характерна и для средних предприятий. Таким образом, малые предприятия, равно как и средние и микропредприятия, при осуществлении своей деятельности ориентируются в большей степени на привлечение финансовых ресурсов со стороны. Условия же их привлечения в настоящее время оставляют желать лучшего, как в отношении стоимости привлечения, так и сроков предоставления ресурсов.
На уровень финансовой устойчивости предприятий оказывает влияние не только стоимость заемных средств, но и эффективность их использования в обороте предприятия, которая определяется на основе расчета эффекта финансового рычага. Он характеризует приращение рентабельности собственных средств предприятия в результате использования заемных средств, несмотря на платность последних. Эффект финансового рычага рассчитывается следующим образом [Сергеев И.В., Веретенникова И.И., 2012]:
ЭФР= (1-Сн)(ЭР-СРСП)^ (1)
где Сн - ставка налога на прибыль, доли единицы;
ЭР - экономическая рентабельность (рентабельность активов), %;
СРСП - средняя расчетная ставка процента, %;
ЗС - заемные средства предприятия, тыс. руб.;
СС - собственные средства предприятия, тыс. руб.
Из этой формулы видно, что использование заемных средств в обороте предприятия эффективно только в том случае, если уровень экономической рентабельности (рентабельности активов) окажется выше средней расчетной ставки процента. В табл. 3 представлены данные об уровне рентабельности активов средних и малых предприятий России по видам экономической деятельности [Малое и среднее предпринимательство в России, 2014].
Из данных табл. 3 следует, что уровень рентабельности активов средних и малых предприятий достаточно низок.
В целом по средним предприятиям он составил в 2013 г. лишь 3,7%, а по малым и микропредприятиям отдача от использования активов еще ниже: 1,1% и 0,7% соответственно. Если стоимость кредитных ресурсов в настоящее время находится на уровне 23-25%, то можно сделать вывод, что использование их в обороте предприятия приведет не к приращению рентабельности собственных средств, а к ее снижению. И это характерно практически для всех предприятий (средних и малых), и для всех видов экономической деятельности. Таким образом, в сложившихся экономических условиях кредитные ресурсы являются недоступными для большинства предпринимателей - представителей малого и среднего бизнеса.
Так, для оценки достаточности у малых и средних предприятий финансовых ресурсов для своей деятельности следует предложить адаптационную методику оценки финансовой устойчивости организации [Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д., 2010], характеризующую способность экономического субъекта обеспечивать процесс финансовыми ресурсами. На основе анализа показателей, характеризующих финансовую устойчивость, определяются ее основные типы (табл. 4).
Анализируются показатели собственных оборотных средств, собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов, либо собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов. Для этого можно использовать трехмерный (трехкомпонентный) показатель:
S = ф1(х1), S2(x2). Sз(xз)j. <где xl = ± Mс, х2 = ± Мд. хЗ = ± Мк., (2)
где Мс, Мд, Мк - соответственно, источники формирования финансовых средств за счет наличия собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств; собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов.
Значения функции Б(х): S(x)=I, если х>0; S(x)=0, если х<0.
С учетом определяемых значений функции S(x) можно выделить четыре основных типа или уровня - высокий, средний, низкий, нулевой, позволяющих ответить на вопрос: насколько эффективно МСП использует ресурсы для своего развития [Осетрова О.В., 2014]. Если уровень является высоким или средним для финансового обеспечения реализации стратегий развития, имеет смысл проведение второго этапа анализа и оценки финансовой устойчивости.
Таблица 3 Table 3
Рентабельность активов предприятий по видам экономической деятельности, 2013 г. (по данным бухгалтерской отчетности; в процентах) The return on assets of enterprises by economic activity, 2013 (according to financial accounts;
in percentage)
Виды экономической деятельности Средние предприятия Малые предприятия
всего в том числе микропредприятия
Всего 3,7 1,1 0,7
из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,0 1,5 0,7
рыболовство, рыбоводство 14,5 5,9 7,6
добыча полезных ископаемых 4,3 0,3 -0,1
обрабатывающие производства 4,7 4,8 4,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,2 2,2 2,8
строительство 2,0 3,4 3,2
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,9 4,8 4,7
из них:
гостиницы и рестораны 7,5 4,3 2,2
транспорт и связь 3,4 5,9 6,1
из них связь 5,1 7,6 7,2
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4,3 3,7 3,0
из них научные исследования и разработки 7,4 7,3 8,0
образование 13,9 14,2 23,3
здравоохранение и предоставление социальных услуг 9,0 12,9 8,7
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг -1,2 6,9 7,7
* Малое и среднее предпринимательство в России. - 2014. - С. 12.
Таблица 4 Table 4
Уровни финансового обеспечения МСП Levels of financial support of MSP
Источники ресурсов МСП Трехмерный показатель Краткая характеристика уровня МСП
1 2 3
Собственные срсдства S(x) = (l, 1, 1) Высокий уровень (абсолютный). Высокая обеспеченность собственными финансовыми ресурсами, развитие осуществляется без внешних заимствований.
Собственные средства плюс долгосрочные кредиты S(x) = (0, 1,1) Выше среднего уровень (нормальный). Нормальная финансовая обеспеченность необходимыми ресурсами, для внедрения и реализации новых технологий следует использовать некоторый объем заемных средств
Собственныс средства плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы S(x) = (0, 0, 1) Средний уровень (неустойчивый). Удовлетворительная финансовая поддержка текущих затрат, для реализации стратегий развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников
Краткосрочные займы S(x) = (0,0,0) Низкий уровень (кризисный). Дефицит или отсутствие источников формирования финансовых затрат
70
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Экономика. Информатика. 2015 № 19 (216). Выпуск 36/1
Вывод
Анализ финансовых условий развития малого и среднего предпринимательства в Белгородской области показал, что в современной системе органы власти и управления области предпринимают меры для их финансовой поддержки. Органами государственной власти и управления реализуются мероприятия, направленные на решение ряда проблем, связанных с функционированием малых и средних предприятий в регионе. Однако реализуемые меры недостаточно эффективны и требуют реформирования. Проблемы, с которыми сталкиваются МСП в процессе функционирования взаимосвязаны, следовательно, необходимо разработать мероприятия по основным направлениям: расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам; содействие в повышении квалификации и переподготовке персонала малых предприятий; участие субъектов МСП в контрактной системе.
Необходима также популяризация деятельности малых и средних предприятий. С помощью различных интернет-сервисов и социальных медиа ресурсов руководители малых и средних предприятий могут вовлечь в процесс развития компании разные заинтересованные стороны. Создание разветвленной социальной сети вокруг МСП поможет компаниям лучше предвидеть потребности будущих клиентов, быстрее создать новый продукт или сервис, успешно вывести его на рынок. Необходимо обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства становится инструментом региональной политики, выравнивающим существующие различия в условиях функционирования малого бизнеса, имеющиеся у муниципальных образований вследствие географического положения, отраслевых особенностей и др. Улучшение условий функционирования для предприятий среднего и малого бизнеса неразрывно связано со стабилизацией экономической ситуации в стране в целом. Бизнес по-прежнему ожидает от власти четкой стратегии развития экономики и гарантий неизменности правил игры.
1. Владыка М.В., Е.А. Логвиненко. 2011. Региональные механизмы инновационного предпринима-
тельства. Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Выпуск 20/1. №19 (114): 40-46.
Vladyka M.V., E.A. Logvinenko. 2011. Regional arrangements for innovative entrepreneurship. Scientific statements BSU. Series: History. Politics. The Economy. Computer science. Issue 20/1. №19 (114): 40-46.
2. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014. Статистический ежегодник.
Small and medium business in Russia. 2014 Statistical Yearbook.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. СПС «КонсультантПлюс».
About the development of small and medium enterprises in the Russian Federation: Feder. the law of 24 July 2007 № 209-FZ // PCA «Consultant».
4. Осетрова О.В. 2014. Особенности деятельности малых предприятий в переходной экономике РФ. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. № 1-1: 192-199.
Osetrova O.V. 2014. Features of small enterprises in the transition economies of the Russian Federation. News of the Tula State University. Economic and legal science. № 1-1: 192-199.
5. Сергеев И.В., И.И. Веретенникова. 2012. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 671.
Sergeev I.V., Veretennikova I.I. 2012. The economy of the organization (enterprise): a textbook for undergraduate. M.: Publishing Yurayt, 671.
6. Улесов Д.В., Мансурова Г.А. 2013. Перспективы развития и функции малого бизнеса в Республике Татарстан. Экономические науки. №12 (109): 73.
Ulesov D.V., Mansurova G.A. 2013. Prospects for the development and function of small business in the Republic of Tatarstan. Economics. №12 (109): 73.
7. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smb.gov.ru.
Federal portal for small and medium businesses [Elektronnyy resurs]. - URL: http: //smb.gov.ru.
8. Финансово-экономическое состояние предприятия. 2010. Практическое пособие. В.Л. Быкадоров, П.Д. Алексеев. М. Издательство ПРИОР, 96.
The financial and economic condition of the enterprise. 2010. A Practical Guide. V.L. Bykadorov, P.D. Alekseev. M. Publisher PRIOR, 96.
Список литературы
References