Научная статья на тему 'Формирование уровня финансовой устойчивости торгового предприятия'

Формирование уровня финансовой устойчивости торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДИЛЕР / БИЗНЕС-ПЛАН / FINANCIAL SUSTAINABILITY / STRATEGIC PLANNING / DEALER / BUSINESS PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герчикова Елена Зиновьевна, Крылова Наталья Николаевна, Горская Юлия Александровна

Каждое предприятие должно четко определить оптимальные для него нижний и верхний пределы финансовой устойчивости, так как недостаточная устойчивость грозит отсутствием финансовых средств для дальнейшего развития организации, его платежеспособности и даже банкротством; избыточная устойчивость тоже нежелательна, потому что проис-ходит отягощение затрат предприятия излишними резервами и запасами. Целью исследования является разработка практических рекомендаций, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятия за счет развития «новой ветви» дополнительного дохода бизнес-плана «Шинный отель». Для достижения поставленной цели определены задачи: рассмотреть особенности планирования бюджетов для повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия; выявить особенности формирования стратегического подхода в реализации дополнительного дохода для предприятия. В работе применялись методы общенаучного исследования, логический подход, сравнение изучаемых показателей, метод финансовых коэффициентов, системный подход. Представлены результаты анализа финансовой устойчивости предприятия. Практическая значимость научно-исследовательской работы заключается в возможности применять на практике полученные результаты исследования для совершенствования принимаемых управленческих решений, направленных на повышение финансовой устойчивости торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues that every company should clearly establish its optimal lower and upper limits of fi nancial stability, since insufficient stability may lead to a lack of fi nancial resources for further development, fi nancial insolvency and even bankruptcy, while excessive stability is also undesirable because it creates excessive costs for keeping reserves and stock. The paper aims to develop practical recommendations for improving financial sustainability through establishing of a "new branch" of additional income. To achieve this goal, the authors set the following tasks: to consider the aspects of budget planning aimed at increasing the efficiency of commercial activities; to identify ways to fi nd a strategic approach to creating additional income. The methodology of the research includes the methods of general scientifi c research, logical approach, comparison of the studied indicators, method of financial ratios, and systematic approach. Results of the analysis of fi nancial stability are presented. Practical significance of the results of the research means that it can be put into practice in order to improve the quality of management decisions aimed at strengthening the fi nancial stability of commercial enterprises.

Текст научной работы на тему «Формирование уровня финансовой устойчивости торгового предприятия»

Yelena Zinovyevna Gerchikova,

PhD in Economics,

head of the department of trade,

tourism and hospitality management,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

Natalya Nikolayevna Krylova,

PhD in Technical Sciences, associate professor of the department of trade, tourism and hospitality management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Елена Зиновьевна Герчикова,

кандидат экономических наук, зав. кафедрой торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

ezgeiftfyandex.ru

Наталья Николаевна Крылова,

кандидат технических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

krylova.nn@mail.ru

Юлия Александровна Горская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

rambler.ru

Yulia Aleksandrovna Gorskaya,

PhD in Economics,

associate professor of the department of trade, tourism and hospitality management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 658.14

формирование уровня финансовой устойчивости

торгового предприятия

Каждое предприятие должно четко определить оптимальные для него нижний и верхний пределы финансовой устойчивости, так как недостаточная устойчивость грозит отсутствием финансовых средств для дальнейшего развития организации, его платежеспособности и даже банкротством; избыточная устойчивость тоже нежелательна, потому что происходит отягощение затрат предприятия излишними резервами и запасами. Целью исследования является разработка практических рекомендаций, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятия за счет развития «новой ветви» дополнительного дохода - бизнес-плана « Шинный отель». Для достижения поставленной цели определены задачи: рассмотреть особенности планирования бюджетов для повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия; выявить особенности формирования стратегического подхода в реализации дополнительного дохода для предприятия. В работе применялись методы общенаучного исследования, логический подход, сравнение изучаемых показателей, метод финансовых коэффициентов, системный подход. Представлены результаты анализа финансовой устойчивости предприятия. Практическая значимость научно-исследовательской работы заключается в возможности применять на практике полученные результаты исследования для совершенствования принимаемых управленческих решений, направленных на повышение финансовой устойчивости торгового предприятия.

Ключевые дают слова: финансовая устойчивость, стратегическое планирование, дилер, бизнес-план.

establishing financial sustainability of trade businesses

The article argues that every company should clearly establish its optimal lower and upper limits of financial stability, since insufficient stability may lead to a lack of financial resources for further development, financial insolvency and even bankruptcy, while excessive stability is also undesirable because it creates excessive costs for keeping reserves and stock. The paper aims to develop practical recommendations for improving financial sustainability through establishing of a "new branch" of additional income. To achieve this goal, the authors set the following tasks: to consider the aspects of budget planning aimed at increasing the efficiency of commercial activities; to identify ways to find a strategic approach to creating additional income. The methodology of the research includes the methods of general scientific research, logical approach, comparison of the studied indicators, method of financial ratios, and systematic approach. Results of the analysis of financial stability are presented. Practical significance of the results of the research means that it can be put into practice in order to improve the quality of management decisions aimed at strengthening the financial stability of commercial enterprises.

Keywords: financial sustainability, strategic planning, dealer, business plan.

В современной экономической ситуации предприятиям очень сложно удерживать позиции лидеров и быть финансово-устойчивыми как по отношению к внешним, так и по отношению к внутренним факторам развития. Финансово устойчивая

организация имеет возможность своевременно оплачивать свои обязательства, получает преимущество перед другими предприятиями в привлечении инвестиционного капитала, в получении кредитов, в выборе бизнес-партнеров. Финансовая

36 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

устойчивость дает предприятию независимость от неожиданных изменений рыночной конъюнктуры, что снижает риск оказаться банкротом [7].

Достижение ведущих лидеров торговли связаны с успешной реализацией стратегий компании в таких показателях эффективности, как свободный денежный поток, доля рынка, рентабельность бизнес-процессов. Компания, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе должна базироваться на видении того, какой он должна стать через определенное время в четырех проекциях: «финансы», «клиенты», «бизнес-процессы» и «персонал». Поэтому следует совершенствовать способы операционного и стратегического планирования. Но надо помнить, что отклонения от стратегического развития компании - это абсолютно нормальное явление при быстрой смене рыночных факторов [1].

Стратегически важно умение правильно разработать план, предвидеть риски и рассчитать результаты. Инструментом для таких расчетов служит бюджетирование. В бюджете доходов и расходов планируется реальная прибыльность фирмы, в бюджете движения денежных средств формируются денежные потоки, а прогнозный баланс позволяет увидеть ресурсы, остающиеся в распоряжении предприятия и экономический потенциал, посредством расчета коэффициентов эффективности [4].

Любой коммерческой сделке, деловым взаимоотношениям предшествует анализ финансового состояния, в частности финансовой устойчивости и платежеспособности потенциального бизнес-партнера. Поскольку заключение договоров с финансово неустойчивым партнером может привести к плачевным последствиям, например к срыву производственного процесса из-за нарушений сроков поставки сырья и материалов, что, в свою очередь, повлечет дополнительные расходы [2].

В России при оценке финансовой устойчивости предприятия наибольшей популярностью пользу-

ется коэффициентный метод. Это объясняется простотой в применении и тем, что он не требует большой информационной базы. Наиболее популярные методики А.Д. Шеремета, Г.В. Савицкой, Л.Т. Гиляровской расчета коэффициентов автономии, финансовой устойчивости, капитализации, обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами позволяют изучить структуру и динамику имущества предприятия, определить соотношение между статьями актива и пассива предприятия. Однако при этом показатели ликвидности не учитывают реальные денежные потоки в силу использования данных на конец периода [7].

В качестве объекта исследования представлено предприятие ООО «Саратов-Авто», специализирующееся на торговле автотранспортными средствами, техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств. ООО «Саратов-Авто» является официальным дилером марки автомобилей Toyota. Предметом исследования являются практические аспекты анализа финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовое состояние ООО «Саратов-Авто» достаточно устойчиво, о чем свидетельствуют значения ряда показателей. Что касается рыночного положения компании - данное положение аналогично финансовому, ООО «Саратов-Авто» работает на рынке достаточно долго и уже успело завоевать значительную долю рынка.

У дилеров Toyota коэффициентный анализ называется СОД - Система оценки дилеров. Расчеты проводились на основании экономических данных предприятия за 2017 г. (табл. 1). Набор коэффициентов сравнивается с нормативами. Коэффициенты, выходящие за рекомендованные рамки, указывают на слабые места предприятия.

Анализ финансовой устойчивости ООО «Саратов-Авто» по Системе оценки дилеров показал, что

Таблица 1

Коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Саратов-Авто» по Системе оценки дилеров за 2017 г.

Наименование коэффициента Характеристика коэффициента Нормативное значение коэффициента Расчетное значение коэффициента

Коэффициент соотношения долга к выручке Доля внешних займов в общей выручке < 25% 3,7%

Коэффициент независимости (автономии) Доля активов предприятия, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования) > 20% 73,9%

Коэффициент ликвидности Способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет денежных средств, средств на расчетных счетах и краткосрочных финансовых вложений > 0,1-0,2 1,725

Коэффициент рентабельности активов предприятия Отношение чистой прибыли ко всем активам предприятия > 5% 6,4%

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Достаточность у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости > 10% 72,4%

у фирмы имеются необходимые средства для покрытия краткосрочных кредитов и займов. Коэффициент соотношения долга к выручке ООО «Саратов-Авто» 3,7% показывает очень низкую долю внешних займов в общей выручке. Коэффициент независимости (автономии) предприятия 73,9% подтверждает финансовую независимость и стабильное развитие.

Коэффициент ликвидности 1,725 свидетельствует о высокой платежеспособности предприятия, высокой доле активов в виде наличных денег и средств на счетах. Однако превышение нормы значений коэффициентов подтверждает наличие неработающих активов, неоправданный рост дебиторской задолженности, нерациональную структуру капитала и замедление оборачиваемости средств.

Рентабельность предприятия (коэффициент рентабельности активов 6,4%) в целом невысокая, но она позволяет получать прибыль от деятельности, не работать в убыток и иметь доступную ценовую политику для потребителей и высокую конкурентоспособность предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными средствами 72,4% свидетельствует о том, что в случае кризисной ситуации предприятие сможет покрыть свои убытки собственными активами.

По итогам проведенного анализа можно говорить о том, что предприятие ООО «Саратов-Авто» находится в устойчивом положении на рынке, зарекомендовало себя как стабильное предприятие с неплохой рентабельностью, а также на предприятии имеются необходимые средства для покрытия краткосрочных кредитов и займов. Однако стабильное превышение нормы значений коэффициентов свидетельствует о наличии неработающих активов, неоправданном росте дебиторской задолженности, нерациональной структуре капитала и замедлении оборачиваемости средств.

Финансовое состояние ООО «Саратов-Авто» достаточно устойчиво. Это результат грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как показали результаты анализа, менеджмент компании способен объективно оценить возможности бизнеса. Всегда существует риск стать неплатежеспособным при негативных форс-мажорных обстоятельствах. По итогам анализа целесообразнее всего предложить меры по укреплению текущего финансового положения фирмы.

В связи с этим были намечены пути укрепления уровня финансовой устойчивости предприятия: сокращение текущего уровня дебиторской задолженности, сотрудничество с наиболее надежными партнерами на наиболее выгодных для компании условиях, разработка новой ветви дополнительного дохода в виде «Шинного отеля».

Трехлетний бизнес-план по созданию «Шинного отеля» - это план осуществления бизнес-операций и действий дилера, а также предварительная оценка их эффективности. Основной задачей бизнес-плана является формулировка долговременных

и краткосрочных целей дилера, стратегии и тактики их достижения, которые призваны гарантировать достижение полученного результата, а в конечном итоге поиск ресурсов для повышения финансовой устойчивости дилера.

Сущность инвестиционного проекта заключается в предоставлении новой услуги для клиентов салона - «Шинного отеля», что позволит повысить лояльность клиентов и повлечет увеличение доходности предприятия. Бюджет бизнес-плана может постоянно пересматриваться и корректироваться при необходимости для детализации цели раз в полугодие. При планировании следует обратить внимание на освоение новой ветви прибыльности, на путь получения новых источников доходов ООО «Саратов-Авто» [5].

Предпосылки и основная идея проекта. При каждой сезонной смене шин перед автовладельцами встает вопрос, где хранить резину. Хорошо, если есть свой гараж, а как же быть тем, кто живет в квартирах и не имеет больше никаких помещений, куда можно складировать резину? Именно этот повод и стал причиной создания бизнес-проекта. Услуга хранения резины - исключительно городская и вовсе не российского происхождения. В Европе уже десятки лет существует подобный бизнес, который носит название «Тп"еНо1е1» - отель для хранения шин. При реализации услуги «Шинный отель» колеса хранятся в отапливаемых и хорошо вентилируемых помещениях, куда не попадают прямые солнечные лучи. За резиной правильно следят - тщательно высушивают и упаковывают. Такие склады представляют собой современный высокотехнологичный сервис, где всё находится на своих, четко обозначенных местах. К тому же предоставлять эту услугу в салоне гораздо актуальней - фактически клиентская база уже сформирована [3].

Такая услуга может предлагаться не только при отсутствии у клиента собственного места для хранения резины. Как утверждают специалисты, за резиной важен правильный уход, и хранить ее нужно при определенной температуре и влажности. Шины никогда не должны храниться вертикально -они должны подвешиваться или находиться в горизонтальном положении, в идеале на деревянных поддонах. Шины, которые не смонтированы в диск, следует вращать каждые четыре недели, дабы избежать действия давления только в одних местах. Деформации, микротрещины, потеря прочности и упругости - всё это последствия неправильного хранения автошин.

Безусловно, мало кто из автовладельцев соблюдает данные правила: часто резина бросается где-нибудь в пыльном углу гаража и пролеживает там до следующего сезона. Поэтому, если правильно объяснить автовладельцу пользу данной услуги, ею могут воспользоваться даже те, у кого и так есть где хранить шины. А все эти процедуры и условия уже выполняются на складском помещении ООО «Саратов-Авто», так как предприятие уже давно оборудовало склад для хранения шин и комплектующих для розничной продажи.

38 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

Анализ рынка и концепция маркетинга, включая ценовую политику

Услуга сравнительно молодая: появилась на рынке около трех лет назад. Компаний, предоставляющих такую услугу, на рынке уже сравнительно много, но в основном это автосервисы. Преимущество реализации услуги «Шинный отель» ООО «Саратов-Авто» является то, что предприятие существует с 2006 г., является официальным дилером марки автомобилей Toyota и отличается профессиональным сервисом на рынке Саратова и области.

Как правило, большая часть «шинных отелей» работают по полугодовому принципу, т.е. стоимость хранения колес высчитывается за шесть месяцев летнего или зимнего сезона из расчета за комплект (4 колеса или шины) или за одно колесо. Стоимость хранения резины и полного колеса практически идентична (в некоторых компаниях разница составляет 500-1000 руб. за комплект).

Изучив предложения на рынке, можно узнать много информации о расценках на сезонное хранение колес. Во-первых, следует знать, что конечная стоимость хранения напрямую зависит от радиуса колес или шин. Чем больше радиус, тем дороже. Кроме того, многое зависит от региона и от самой компании. Как правило, чем она крупнее, тем цены ниже. На данный момент разброс цен за комплект (4 колеса) - от 4000 до 12000 руб. Диапазон цен реальный: взяты минимальная средняя расценка (на основе нескольких компаний) и максимальная (также на основе предложения нескольких предприятий). Цена услуги «Шинный отель» в ООО «Саратов-Авто» сроком 6 месяцев за 1 колесо составляет 900-1200 руб., за 1 комплект шин - 3600-4800 руб. в зависимости от диаметра колес. Отсутствие в регионах крупных компаний, предлагающих услуги хранения колес по очень низким ценам, несомненный плюс. Поэтому стоит организовать разумную ценовую политику.

К тому же, чтобы обойти своих конкурентов, нужно задуматься о предоставлении дополнительного сервиса. Например, можно осуществить бес-

платную доставку до склада и очистку колес клиента. Это не ударит по карману клиентов, а людям будет очень приятно.

В услуги «Шинный отель» входит: технологическая мойка автомобиля; мойка колес; шиномонтаж; сезонное хранение шин [6]. Плюсы и преимущества услуг: исключено повреждение автомобиля, отпадает необходимость самостоятельно дважды в год искать место для хранения, перевозить и переносить грязные колеса.

Прогноз объемов реализации бизнес-плана «Шинный отель» и расчет выручки от реализации

Исходя из данных табл. 2, прибыль формируется в I и в IV кварталах, так как хранение шин - бизнес сезонный. При наступлении ноября автомобилисты едут «переобуваться» в ООО «Саратов-Авто» и оставляют там свою летнюю резину, а в марте-апреле они ее забирают, как только сходит гололед. Хранение оплачивается при выдаче резины собственнику.

С 2006 г. ООО «Саратов-Авто» предоставляет услугу шиномонтажа, и статистика показала, что за зимний сезон в салоне «переобуваются» около 170 машин. Предположим, что из них 105 комплектов летней резины разной диагонали будут оставлены на хранение. Прибыль за этот период составит 356 208 руб. Итого за первый год прибыль предприятия увеличится на 625 824 руб., за второй - на 631 728 руб., а за третий - на 637 632 руб.

Показатели финансовой деятельности фирмы

Для организации «Шинного отеля» потребуется достаточно просторное помещение. Логично, что чем больше площадь помещения, тем больше можно вместить резины, а значит и больше заработать. Расчет примерно такой: комплект резины (4 колеса) занимает около 1 кв. м (в зависимости от способа хранения), соответственно 100 комплектов -100 кв. м. Такое количество резины может поместиться и на гораздо меньшей площади, за счет установки

Таблица 2

Прогноз объемов реализации услуги «Шинный отель» и расчет выручки от реализации

Объём реализации услуги по кварталам

Диагональ 1-й год 2-й год 3-й год

шин по кварталам по кварталам по кварталам

I II III IV I II III IV I II III IV

Количество шин R12-R16 232 184 248 176 268 164

на хранение, шт. R17-R21 188 136 196 128 204 120

Цена за единицу R12-R16 900 900 900 900 900 900 900 900 900 900 900 900

хранения, руб. R16-R21 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200 1200

Выручка от реализации услуги за минусом НДС, руб. 356 208 269 616 375 888 255 840 398 520 239 112

двух-трехэтажных стеллажных систем. В ООО «Саратов-Авто» на зимний период освобождаются стеллажи для хранения, так как большую часть шин продают вместе с машинами. Поэтому имеется место для хранения площадью около 250 кв. м. В помещение площадью в 250 кв. м за год можно поместить около 500 комплектов (так как стеллажи двухъярусные).

Затраты на реализацию бизнес-проекта «Шинный отель» включают в себя:

1) зарплату сотрудников соответственно отработанным нормо-часам. Нормо-час стоит 800 руб. Затраты на зарплату в первый год составят 74 000 руб., во второй год - 74 800 руб., а в третий - 75 600 руб.;

2) расходные материалы (моющие, обрабатывающие средства) - 30 000 руб. в год;

3) ежегодные затраты на рекламную деятельность (бегущую строку стенды в автомобильном салоне и радиоролик) - около 50 000 руб. Рекламные затраты будут производиться только в сезон;

4) прочие расходы - 10 000 руб. в год (лояльность клиентов - представительские расходы, чернение резины);

5) налог 20% от прибыли, так как организация имеет налогообложение ОСНО. В первый год налог составит 92 364 руб., во второй - 93 385 руб., в третий - 94 406 руб.

Таким образом, чистая прибыль в первый год составит 369 459 руб., во второй - 373 542 руб., а в третий - 377 625 руб. Рентабельность рассчитывается отношением прибыли до налогообложения к выручке. В первый год она составит 73,8%, во второй - 73,9%, а в третий - 74,0%, что означает высокую доходность бизнес-проекта.

Внутренний коэффициент эффективности = = Чистая прибыль / Капитальные вложения = 4. Инвестиционный проект имеет внутреннюю норму доходности выше, чем затраты на собственный и заемный капитал. Период возврата капитальных вложений = Капитальные вложения / Чистая прибыль = 0,24 года, или около 3 месяцев.

Точка безубыточности = Постоянные затраты (реклама) / Цена единицы товара (хранение 1 шины) -Переменные (моющие средства и пр.).

Таким образом «Шинному отелю» нужно взять на хранение 56 шин, или 14 комплектов, для того, чтобы получить нулевую прибыль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бизнес-проект «Шинный отель» предполагает инвестиции в размере 90 000 руб. в год. Финансирование проекта планируется осуществить за счет собственных средств ООО «Саратов-Авто». Для реализации проекта будут использованы уже имеющиеся ресурсы предприятия: складские помещения по ГОСТ 24779, стеллажи для хранения шин, квалифицированный персонал. В течение трех лет (горизонт планирования) проект принесет чистую прибыль в размере 1 120 627 руб. Реализация проекта принесет 280 156 руб. в виде налоговых поступлений в бюджеты различных уровней за три года. Безубыточность проекта достигается при хранении 14 комплектов шин. Проект приносит прибыль, начиная с первого месяца реализации. Срок окупаемости инвестиций, направленных на реализацию проекта, составляет 3 месяца.

1. Антонова А.А., Герчикова Е.З. Инновационные возможности развития региональной логистики // Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования, новые вызовы / ред. кол.: Белый Е.М., Иванова Т.Ю., Рожкова Е.В.; Ульяновский государственный университет. Ульяновск, 2016. С. 5-7.

2. Герчикова Е.З. Развитие деятельности посреднических организаций на региональных рынках // .. .И помнит мир спасенный...: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2015. Ч. 1. С. 125-126.

3. Горская Ю.А. Инновационные возможности развития предприятий розничной торговли // Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 2 (36). С. 17-22.

4. Горская Ю.А. Направления инновационного развития розничных торговых предприятий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 4. С. 5-10.

5. Крылова Н.Н., Горская Ю.А., Бросалин В.И. Формирование механизма реализации инвестиционных программ развития коммерческой деятельности предприятия общественного питания // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 5-4 (46). С. 71-75.

6. КрыловаН.Н. Совершенствование сервисной деятельности торгового предприятия // Экономика и общество в условиях модернизации: сб. мат. I Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 14-17.

7. Пастухова Н.Б. Обеспечение финансовой устойчивости функционирования предприятия. URL: http://www. auditfin.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.