Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРИЧИН ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ» НА ПРИМЕРЕ ВЕНЕСУЭЛЫ'

АНАЛИЗ ПРИЧИН ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ» НА ПРИМЕРЕ ВЕНЕСУЭЛЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕНЕСУЭЛА / НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВОГО АЛЬЯНСА / ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина Н.Н., Чжоу И.

Работа посвящена исследованию политики управления нефтяной отраслью Венесуэлы, как основой хозяйственной деятельности страны, при этом находящейся в продолжительном геополитическом кризисе. Информационной основой послужили статистические материалы, научная литература. Темой исследования являются причинно-следственные связи впадения в экономическую стагнацию стран с богатейшими залежами энергоресурсов. Анализируется цикл политических и экономических действий правительства Венесуэлы и ряда других стран ОПЕК, влияющий не только на нефтедобывающую отрасль, но и на макроэкономику этих стран в целом. Получено, что у исследуемых стран-экспортеров нефти не было устойчивого экономического роста даже в период роста цен на нефть. Вместо этого эти страны стали сильно зависеть от экспорта нефти и попали в порочный круг стагнации экономического роста. Т.О., избыток энергии может быть не «благословением» экономического роста, а явлением, тормозящим экономическое развитие и приводящим к т.н. «голландской болезни». Процесс экономического развития Венесуэлы соответствует, согласно теории отраслевого альянса, ряду признаков «голландской болезни». Общественная производительность труда Венесуэлы низкая, и для развития своей экономики она может полагаться только на нефтяную промышленность, поэтому другие отрасли не получают достаточные финансовые субсидии. Такая модель экономического развития способствует возникновению «голландской болезни». Снижение тарифов на экспорт нефти содействуют устойчивому развитию «голландской болезни», а в случае альянса нефтяных магнатов с правительством «голландская болезнь» может приобрести признаки хронического заболевания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CAUSES OF THE ENERGY "DUTCH DISEASE" ON THE EXAMPLE OF VENEZUELA

The work is devoted to the study of the management policy of the oil industry of Venezuela, as the basis of the economic activity of the country, while being in a prolonged geopolitical crisis. Statistical materials and scientific literature served as the information basis. The topic of the study is the cause-and-effect relationship of countries falling into economic stagnation with the richest deposits of energy resources. The cycle of political and economic actions of the government of Venezuela and a number of other OPEC countries is analyzed, affecting not only the oil industry, but also the macroeconomics of these countries as a whole. It was found that the studied oil exporting countries did not have sustained economic growth even during the period of rising oil prices. Instead, these countries have become heavily dependent on oil exports and have fallen into a vicious circle of stagnation of economic growth. Thus, excess energy may not be a "blessing" of economic growth, but a phenomenon that slows down economic development and leads to the so-called "Dutch disease". Based on the theory of the industry alliance, the article analyzes the reasons for Venezuela falling into the "energy curse" in many economic indicators. The process of economic development of Venezuela corresponds, according to the theory of the industry alliance, to three signs of the "Dutch disease". Venezuela's public labor productivity is low, and it can only rely on the oil industry to develop its economy, so other industries do not receive sufficient financial subsidies. This model of economic development contributes to the emergence of the "Dutch disease". The reduction of tariffs on oil exports contributes to the sustainable development of the "Dutch disease", and in the case of an alliance of oil magnates with the government, the "Dutch disease" may acquire signs of a chronic disease.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ» НА ПРИМЕРЕ ВЕНЕСУЭЛЫ»

Анализ причин энергетической «голландской болезни» на примере Венесуэлы

Митина Наталья Николаевна

доктор географических наук, профессор, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, natalia_mitina@mail.ru

Чжоу И

аспирант, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, cawa785311089@gmail.com

Работа посвящена исследованию политики управления нефтяной отраслью Венесуэлы, как основой хозяйственной деятельности страны, при этом находящейся в продолжительном геополитическом кризисе. Информационной основой послужили статистические материалы, научная литература. Темой исследования являются причинно-следственные связи впадения в экономическую стагнацию стран с богатейшими залежами энергоресурсов. Анализируется цикл политических и экономических действий правительства Венесуэлы и ряда других стран ОПЕК, влияющий не только на нефтедобывающую отрасль, но и на макроэкономику этих стран в целом. Получено, что у исследуемых стран-экспортеров нефти не было устойчивого экономического роста даже в период роста цен на нефть. Вместо этого эти страны стали сильно зависеть от экспорта нефти и попали в порочный круг стагнации экономического роста. Т.О., избыток энергии может быть не «благословением» экономического роста, а явлением, тормозящим экономическое развитие и приводящим к т.н. «голландской болезни». Процесс экономического развития Венесуэлы соответствует, согласно теории отраслевого альянса, ряду признаков «голландской болезни». Общественная производительность труда Венесуэлы низкая, и для развития своей экономики она может полагаться только на нефтяную промышленность, поэтому другие отрасли не получают достаточные финансовые субсидии. Такая модель экономического развития способствует возникновению «голландской болезни». Снижение тарифов на экспорт нефти содействуют устойчивому развитию «голландской болезни», а в случае альянса нефтяных магнатов с правительством «голландская болезнь» может приобрести признаки хронического заболевания. Ключевые слова: Венесуэла, нефтяная промышленность, экономика, развитие, инвестиции, теория отраслевого альянса, голландская болезнь, общественная производительность труда.

Введение

К середине 20 века специалисты в сфере экономической теории полагали, что изобилие энергии способствует экономическому развитию, поскольку некоторые страны, ставшие активными экспортерами углеводородов, такие как Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, достигли быстрого экономического развития [4]. Другие страны, также входящие в ОПЕК, например, Венесуэла переживают экономический регресс [22].

С 1950-х гг. ученые различных дисциплин изучали так называемую «голландскую болезнь» и ее причинно-следственные связи. «Голландская болезнь», или «эффект Гронингена», - это ситуация, которая негативно сказывается на экономике страны из-за увеличения сырьевой отрасли. На практике эффект, как правило, связан с открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей [8]. Длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий, приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в сырьевой, который создает меньшую величину добавленной стоимости. Специалисты в области государственного управления склонны анализировать это явление и его причины на микроуровне [9], в то время как макроэкономисты и политологи предпочитают исследовать данное явление на макроуровне [3].

В экономической науке причины «голландской болезни» в основном делятся на три категории. Во-первых, массовый экспорт энергоносителей приводит к ухудшению международных торговых условий стран-экспортеров и условий, влияющих на факторы производства на внутреннем рынке. Огромный доход от крупномасштабного экспорта энергоносителей вызывает инфляцию в странах-экспортерах, и в то же время повышает цену других произведенных товаров и услуг на внутреннем рынке, тем самым спровоцировав «голландскую болезнь» [7]. Во-вторых, колебания мировых цен на энергоносители нарушают темпы экономического развития стран-экспортеров энергоресурсов, вызывая колебания фискальных и валютных поступлений, снижая способность правительства выполнять государственные обязательства. В-третьих, государственные инвестиции, легко получая сверхприбыли от экспорта сырья, переориентируются на энергетическую отрасль, что приводит к сокращению вложений в другие виды промышленного производства и строительства инфраструктуры, тем самым снизив сбалансированное поступательное экономического развития страны - обладательницы крупных запасов полезных ископаемых [16].

Политологи объяснения причин «голландской болезни» разделяют на четыре категории. Во-первых, огромные прибыли энергетической отрасли порождают

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

коррупцию, заставляя правительство сокращать инвестиции в неэнергетические отрасли [19]. Во-вторых, экспортеры энергии более склонны к конфликтам. Неконтролируемые колоссальные аппетиты легко могут побудить различные внутренние силы элит вступить в борьбу за доступ к энергетическим запасам и затормозить экономическое развитие [6]. В-третьих, неразумная внутренняя политика является первопричиной «голландской болезни», а разумная сможет избежать подобной участи [20]. В-четвертых, огромные выгоды, которые дает экспорт энергоносителей, побуждают правительства разорвать юридические соглашения с иностранными компаниями и посягнуть на их законные права и интересы, что приводит к оттоку иностранных инвестиций из страны и также препятствует экономическому развитию [12].

Причинно-следственные связи впадения в экономическую стагнацию страны с богатейшими залежами энергоресурсов являются темой исследования данной статьи. На основании теории отраслевого альянса в работе анализируются цикл политических и экономических действий правительства Венесуэлы, влияющий не только на нефтедобывающую отрасль, но и на макроэкономику страны в целом.

Основная часть

Гипотезы о причинах «голландской болезни» с позиции теории отраслевых альянсов. Согласно теории отраслевого альянса гипотеза о причине «голландской болезни» представляет собой аналитическую основу для исследования развития промышленности внутри страны, предложенную Петром Гулевичем на основе модели Рикардо-Винера [10]. Теория отраслевого альянса предполагает, что страна заболевает «голландской болезнью» под действием следующих трех факторов.

Первый фактор — «фактор генерации». Энергетика имеет очевидные преимущества перед другими отраслями, что заставляет правительство полагаться преимущественно на энергетику с точки зрения налогообложения, государственных услуг и финансирования предвыборных компаний. Поскольку энергетическая отрасль может приносить государству короткие деньги и другие огромные доходы, включая земельную ренту, крупные налоговые отчисления и т.д., государственные социальные обязательства и экономика страны в целом во многом зависят от энергетической отрасли. От энергетиков правительство требует, чтобы их отрасль субсидировала другие сферы экономики (индустрию, сельское хозяйство, инфраструктуру) и брала на себя ответственность за социальное обеспечение, поэтому правительство полагается на энергетическую отрасль с точки зрения государственных услуг. Наконец, энергетическая отрасль имеет большой объем капитала, которого достаточно для участия политиков в выборах и их всемерной поддержки. В результате сильный отраслевой альянс приводит к налоговой зависимости правительства, поэтому оно поддерживает отрасль и отраслевиков, игнорируя комплексное развитие экономики страны. В результате государство в целом отстает по общественной производительности труда, где только сильные отрасли могут продолжать развиваться.

Во-вторых, сильные отраслевые альянсы приводят к различиям в субсидиях для разных отраслей. Правительства часто требуют только для энергетической отрасли финансирование в форме субсидированных цен.

Так, энергетика может получать субсидии для развития транспортной инфраструктуры только за счет субсидирования цен, в то время как сельскому хозяйству, легкой промышленности и сфере услуг получение субсидий затруднено, что еще больше приводит к дисбалансу в структуре экономики и еще больше ослабляет внутренний производственный потенциал.

В-третьих, сильный отраслевой альянс может углубить партнерство с правительственными структурами, что приводит к политическим и деловым сговорам [26]. После того, как политики будут избраны национальными лидерами при поддержке отраслевых союзов, они продолжат поддерживать развитие отрасли, спровоцировав новый виток «налоговой зависимости» и «различие в субсидиях».

Это соответствует Фактору 1: при том, что другие условия остаются неизменными, чем слабее производительность труда в стране, тем больше вероятность того, что у нее разовьется «голландскую болезнь» (рисунок 1).

Усиливающий эффект Гипотеза 2

Эффект генерации Гипотеза 1

Авторитарный режим

Эффект усиления Гипотеза 3

Страны с низкой производительно стью труда

Условия экспорта

УЛУЧШИЛИСЬ

Правительство игнорирует потребности развития других отраслей Государственное вмешательство В ЭКОНОМИКУ Энергетическая отрасль получает больше преимуществ в международной торговле

1

1 Правительство энергично развивает энергетическую отрасль

Укрепление взаимоотношенн й между правительством и энергетической отраслью

Расширились преимущества энергетической отрасли

налоговой зависимое! и

Государственные доходы сильно

зависят от энергетической отрасли

Политический и деловой сговор

Отраслевые альянсы помогают политикам выбирать, а политики поддерживают развитие отрасли

различие в субсидиях Энергетика субсидирует другие отрасли неравномерно

Голландская болезнь

Рисунок 1. Причины «голландской болезни»

Второй фактор - «фактор устойчивости». При

авторитарном режиме государство корректирует свою промышленную политику и препятствует перераспределению ресурсов, тем самым укрепляя свою тесную связь с энергетикой. На самом деле, ряд исследователей второй половины 20-го - начала 21-го века утверждали, что страны-экспортеры энергоносителей установили авторитарные режимы для того, чтобы использовать полученные выгоды для усиления своих правителей, ограничивая развитие демократии, и даже приходят к выводу, что «нефть и минеральные ресурсы антидемократичны» [5, 15]. Бесспорно, расширение торговли энергоносителями способствует укреплению авторитарного правления в краткосрочной перспективе, но это не всегда означает, что развитие энергетики и ее рост породили авторитарные режимы. Однако замечено, что по сравнению с демократическими государствами в целом, правительства стран, реализующие авторитарные режимы, чаще игнорируют потребности развития слабых

отраслей и тем самым усугубляют дисбаланс развития промышленных отраслей.

Это соответствует Фактору 2: экспортеры энергоресурсов с авторитарными режимами чаще страдают «голландской болезнью» (рисунок 1), а если запасы нефти не истощаются, то недуг может принять стабильную затяжную форму.

Третий фактор - «фактор усиления». Улучшение условий экспорта нефти способствует благоденствию данной отрасли, но еще больше увеличивает разрыв между энергетикой и другими отраслями. С одной стороны, строительство инфраструктуры, такой как порты и трубопроводы, улучшают условия, необходимые для торговли энергией. С другой стороны, переговоры по тарифам и торговым соглашениям значительно ослабляют торговые барьеры и способствуют международной торговле товарами, включая энергию. Многие исследователи в области классической западной экономики доказывают, что улучшение условий международной торговли для какого-либо товара массового спроса выгодно и их производителям и потребителям, но вредит и производителям и потребителям других товаров, что усиливает эффект неравного распределения инвестиций в хозяйственные отрасли страны [24]. Поэтому улучшение условий торговли нефтью приводит к дальнейшему увеличению разрыва между мощной энергетикой и другими отстающими отраслями.

Это соответствует Фактору 3: При прочих равных условиях страны с лучшими условиями экспорта с большей вероятностью впадут в «голландскую болезнь» (рисунок 1), причем форма недуга становится прогрессирующей.

Экономика стран ОПЕК. После 1973 г. мировые цены на нефть резко выросли, и страны-экспортеры нефти получили огромные прибыли, но, при этом, не все они пережили долгосрочный экономический рост. Как видно из таблицы 1, в организации ОПЕК только страны-экспортеры нефти на Ближнем Востоке имеют устойчивое экономическое развитие, в то время как несколько стран Африки развивались относительно медленно, Венесуэла пережила серьезный экономический спад.

Уровень общественной производительности труда стран ОПЕК. Согласно данным с 1990 по 2021 гг., при использовании показателя среднего мирового уровня общественной производительности труда (ОПТ) в качестве эталона, данный показатель стран ОПЕК, для которых основным видом экономической деятельности является экспорт энергоресурсов, регрессировал (Таблица 2, Рисунок 2).

Для сравнения со среднемировым ОПТ, были выбраны четыре страны с самыми высокими и самыми низкими ВВП на душу населения среди государств-членов ОПЕК. Оказалось, что за прошедшие 30 лет ОПТ всех стран - активных экспортеров нефти снизилась. Особенно пострадала Венесуэла: ОПТ у нее снизилась в четыре раза; Объединенные Арабские Эмираты продемонстрировали снижение ОПТ более чем в два раза, а Саудовская Аравия и Ангола обе снизили свои показатели на 21%, но у Анголы стартовые показатели уже были минимальны, поэтому в результате ее ОПТ весьма плачевна.

Таблица 1

ВВП на душу населения в странах ОПЕК (составлено авторами по данным [14, 18, 21])

Страна 1974 г. ВВП на душу населения ($ US) 2021 г. ВВП на душу населения ($ US) 1974 г. Средняя цена на нефть ($ US/ барр.) 2021 г. Средняя цена на нефть ($ US / барр.)

Алжир 818 3765 12 69

Ангола 2263 2137

Республика Конго 392 2214

Экваториальная Гвинея 354 8462

Габон 2432 8017

Иран 1453 2756 (2020 г,) *

Ирак 1018 5048

Кувейт 13521 28579

Ливия 5577 6018

Нигерия 402 2085

Саудовская Аравия 6437 23586

Объединенные Арабские Эмираты 26548 (1975 г) 42883

Венесуэла 2036 1686

* реальный обменный курс Таблица 2

Изменения общественной производительности труда (ОПТ) стран - основных экспортеров нефти (составлено авторами по данным [14, 22])

ВВП 1990 г., млрд. $US ВВП 2021 г., млрд. $US Работа-ющее население, 1990 г. Работающее население, 2021 г. Средняя ОПТ, 1990 г. $ Средняя ОПТ, 2021 г., $ Относи-тельный коэф-фи-циент ОПТ, 1990 г Относи-тельный коэф-фи-циент ОПТ, 2021 г

Мир 22780 96100 2.32 млрд. чел. 3.45 млрд. чел. 9819 27855 1 1

Венесуэла 48.6 46.5 779195 1 1066557 9 6237 4360 0.64 0.16

Сау-дов-ская Аравия 117.63 833.54 512787 4 1613767 6 22939 51652 2.34 1.85

Ангола 11.23 72.55 480674 1 1397133 2 2336 5193 0.24 0.19

Объ-единен-ные Арабские Эмираты 50.7 409 935270 6498745 54209 62935 5.52 2.26

В 2021 г. ОПТ Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии оказались все-таки выше среднемирового показателя, при этом в Венесуэле наблюдается

м о м м

es es o es

o

Ш

m

X

3

<

m O X X

наиболее резкое катастрофическое снижение ОПТ. Таким образом, ОПТ Венесуэлы отстала даже от Анголы, составив в 2021 г. всего 16% от среднемирового показателя. В результате, ее экономический рост теперь не может зависеть от других отраслей, правительство попало в ловушку, им самим созданную: теперь, оно может опираться только на нефтяную промышленность и только ее энергично развивать. Это состояние страны удовлетворяет основным классическим условиям «Эффекта генерации» в процессе развития «голландской болезни».

Лчдл/ \

Л

лл

v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

около 33% ВВП страны и около 50% ее налоговых поступлений [11]. Таким образом, национальная экономика и доходы бюджета Венесуэлы сильно зависят от доходов нефтяной отрасли, что формирует «налоговую зависимость». Но этого оказалось мало: чтобы получить больше доходов и возможность активнее вмешиваться в экономическое развитие нефтяной промышленности, правительство Венесуэлы осуществило ряд политических ходов (таблица 3), направленных на национализацию нефтяной промышленности [27].

К. Перес и последующие главы правительства вмешивались в коммерческую деятельность нефтяной отрасли, посредством указов, предоставляя такие преференции, как приоритетное развитие, исключительные права и ссуды под низкие проценты [13]. Последствия, описанные в [1], усугубили течение «голландской болезни», поскольку привели не только к экономическому, но и к острому политическому кризису, заключающемуся в изоляции страны посредством наложения санкций даже на нефтяную отрасль, непризнанием США и альянсом легитимности существующей власти и др. [2].

Таблица 3

Политика национализации нефтяной промышленности Ве-

Нацинали-зация

Рисунок 2. Изменения общественной производительности труда (ОПТ) стран - основных экспортеров нефти (составлено авторами по данным Таблицы 2)

С развитием нефтяной промышленности Венесуэльский альянс нефтяной промышленности быстро рос и стал важной силой, влияющей на направление экономического развития страны и политическую ситуацию. Альянс нефтяной промышленности Венесуэлы в основном состоит из Petroleos de Venezuela (PDVSA) и тысяч небольших нефтяных компаний, в которых работает около 384 000 человек [17]. До того, как Венесуэла пережила в 2015 г. сильную инфляцию, PDVSA по-прежнему входила в число 500 крупнейших компаний мира с активами в размере 226,76 млрд. долларов и 152 тыс. сотрудников.

Причины «голландской болезни» Венесуэлы. Статистика показывает, что экспорт нефти Венесуэлы составляет около 75% от общего объема добычи и около 88% от всего экспорта товаров [21], поэтому экономика Венесуэлы непосредственно зависит от добычи и экспорта нефти (рисунок 3).

год Меры/политика

1960 Правительство создаст венесуэльскую государственную нефтяную компанию (PDVSA).

Правительство подписывает указ «Система распределения прибыли», которая сокращает прибыль иностранных нефтяных компаний.

1967 Государственное вмешательство в финансовое управление нефтяной отрасли.

1971 Правительство приняло новый Закон о защите нефтяных ресурсов, чтобы еще больше сократить прибыль иностранных нефтяных компаний.

1976 Правительство обнародовало Закон о национализации нефтяной промышленности, приобрело иностранные нефтяные компании по низким ценам и завершило национализацию нефтяной промышленности.

Значительное «различие в субсидиях». После прихода к власти У. Чавеса большая часть субсидий была предоставлена нефтяной промышленности. В рамках реализации ряда «социалистических преобразований», подавляющее большинство финансовой выручки от национализации нефтяной промышленности и нефтяных доходов было направлено непосредственно на программы социального обеспечения (таблица 4), что серьезно затормозило развитие не только других отраслей, но и самой нефтяной промышленности [28].

Таблица 4

Субсидии от PDVSA в 2010 г. (составлено авторами по данным [14, 22])

Рисунок 3. Экспорт энергоносителей Венесуэлы в процентах от общего объема экспорта товаров [22]

Национализация нефтяной промышленности. Нефтяная промышленность Венесуэлы генерирует

Проект Сумма (млрд. $US)

Национальный фонд развития 28

Проект грамотности 11.6

Медицинский проект 5.7

Сельскохозяйственный проект 3.6

Инфраструктура 2.8

Жилищный проект 2.8

Общественное строительство 1.8

Общий объем инвестиций 56.3

В рамках этой модели субсидирование отраслей, которые могут поддерживать непрерывный рост экономики Венесуэлы, таких как сфера услуг, информационная индустрия и тяжелая промышленность, не получали достаточных субсидий, что усугубляло дисбаланс в структуре экономики страны.

Оптимизация экспортных условий. Снижение торговых тарифов и совершенствование транспортных технологий дали преимущество экспортной торговле нефтью, что привело к «эффекту усиления» рассматриваемой нами болезни. После долгих переговоров в ВТО тарифы на международную торговлю Венесуэлы были значительно снижены (рисунок 4), согласно опубликованным данным [23].

Снижение тарифов на нефть и транспортировку нефти значительно улучшило условия экспорта нефти Венесуэлы, увеличило разрыв между нефтяной промышленностью и другими отраслями и усилило альянс в нефтяной промышленности.

подтверждают данные таблицы 2, проиллюстрированные рисунком 2, где в странах ОПЕК - монархиях (Арабских Эмиратах и Объединенной Арабской Республике) экономическая несравненно ситуация лучше, чем в демократических Венесуэле и Анголе.

Поскольку в Венесуэле экономический кризис прогрессирует, хотя государственный переворот удалось предотвратить [2], то можно предположить, что «политический деловой сговор» нефтяных магнатов существует, но с кем? Венесуэла находится в экономической и политической блокаде по инициативе США, но международная торговля нефтью с США осуществляется [4], что демонстрирует рисунок 5.

Major trade movements 2020

■ f.VI i '-'.-л

г': I - L I'.

Oil trade in 2019 and 2020

Рисунок 4 - Тариф Венесуэлы на торговлю нефтью, система автономной транспортировки, средневзвешенное значение, (Autonomous Haulage System: AHS %) (составлено авторами по данным [23])

Политический деловой сговор. Существует весьма важный фактор, способствующий, не только затяжному течению «голландской болезни», но и ее необратимости. В этих условиях правительства стран с огромными запасами нефти, активно способствует развитию нефтяной промышленности, чтобы заручиться поддержкой на выборах. Действительно, поскольку нефтяная промышленность располагает огромными средствами, она может предоставить необходимые инвестиции для проведения предвыборных кампаний и контролировать общественное мнение в основных средствах массовой информации. Эти преимущества отсутствуют в других отраслях [25]. С помощью нефтяных магнатов у политиков больше шансов быть избранными или переизбранными, а взамен эти деятели будут предоставлять больше возможностей, способствующих развитию нефтяной промышленности. Этот порочный круг «голландской болезни», которая приобретает хроническую форму, формирует «политический деловой сговор».

Отсюда следует: если в странах веками существует «авторитарный режим», например, монархия, то такой альянс вероятен в гораздо меньшей степени, по сравнению с «демократией», где власть выборная. Этот вывод

Рисунок 5. Основные торговые потоки нефтью по всему миру (млн. т) [4]

Следовательно, можно предположить, что альянс венесуэльских нефтяных магнатов с правительством существует, но только с правительством США, что подтверждают и преференции на международную торговлю нефтью и попытки государственного переворота, осуществляемые извне.

Заключение

Процесс экономического развития Венесуэлы соответствует, согласно теории отраслевого альянса, всем признакам «голландской болезни», но в форме, отягченной рядом национальных особенностей и обстоятельств.

Поскольку общественная производительность труда Венесуэлы низкая, для развития своей экономики она может полагаться только на нефтяную промышленность. Во времена правительства У. Чавеса правительство Венесуэлы получало большие доходы от нефтяной промышленности, сформировав от нее «налоговую зависимость». В то же время правительство использовало доходы нефтяной промышленности для субсидирования программ социального обеспечения, что делало другие отрасли неспособными получить достаточные финансовые субсидии. Такая модель экономического развития соответствовала процессу генерации «голландской болезни».

Чтобы получить больше доходов, правительство продолжило энергично развивать нефтяную промышленность, игнорируя потребности развития других отраслей, что усугубило дисбаланс в макроэкономической

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

<

m О X X

структуре страны. Под совокупным действием вышеуказанных причин экономика Венесуэлы стала разбаланси-рованной, а ее устойчивость зависит теперь только от нефтяной промышленности, в то время как другие отрасли, которые могут поддерживать поступательное экономическое развитие, относительно отсталые, что соответствует признакам «голландской болезни».

Снижение тарифов на торговлю Венесуэлы улучшило условия вывоза нефти в другие страны, значительно повысило эффективность экспорта нефтяной промышленности и еще больше увеличило разрыв между нефтяной промышленностью и другими отраслями. Улучшение условий экспорта соответствует фактору усиления процесса развития «голландской болезни».

Альянс нефтяных магнатов использует капитал, чтобы определенные политики успешно прошли на выборах. В свою очередь, избранные политики используют свою власть, чтобы продолжать поддерживать развитие нефтяной промышленности, увеличивая разрыв во власти между нефтяной промышленностью и другими отраслями. Эта форма политического и делового сговора соответствует фактору устойчивого развития «голландской болезни». Этот, весьма особенный и щекотливый фактор необратимого течения «голландской болезни», поскольку внимательно разобрав его, авторы делают следующие предположения: 1) если в странах веками существует «авторитарный режим», например, монархия, то такой альянс вероятен в гораздо меньшей степени, по сравнению с «демократией», где власть выборная; и 2) альянс венесуэльских нефтяных магнатов с правительством, вероятно, имеет место, но только с правительством США, что подтверждают и преференции на международную торговлю нефтью, и попытки государственного переворота, осуществляемые извне, и официальное направление экспортных поставок нефти.

Литература

1. Митина Н.Н., Чжоу И. Нефтяная промышленность Венесуэлы // Инновации и инвестиции. 2022. №10. С. 6571.

2. Военные не поддержали переворот в Венесуэле. Россия встала на сторону Николаса Мадуро // «Коммерсантъ» от 24.01.2019. Дата обращения: 24.01.2019. Архивировано 24 января 2019 года.

3. Badeeb R.A., Lean H.H., Clark J. The Evolution of the Natural Resource Curse Thesis: A Critical Literature Survey // Resources Policy. 2017. Vol. 51. Pp. 130-132.

4. British Petroleum Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition. 1 St James's Square London, W1Y 4PD, UK.

5. Brooks S.M., Kurtz M.J. Oil And Democracy: Endogenous Natural Resources and the Political 'Resource Curse' // International Organization. 2016. Vol. 70. No. 2. P. 291.

6. Collier P., Hoeffler Ank. Greed and Grievance in Civil War // Oxford Economic Papers. 2004. Vol. 56. No. 4. Pp. 587-58.

7. Corden W.M., Neary J.P. Booming Section and De-Industrialization in a Small Open Economy // Economic Journal. 1982. Vol. 92. No. 368. Pp. 825-848.

8. Davis Gr.A., Tilton J.E. The Resource Curse // Natural Resources Forum. 2005. Vol. 29. No. 3. Pp. 233242.

9. Deacon R.T. The Political Economy of the Natural Resource Curse: A Survey of Theory and Evidence, Now Publishers Inc., 2011. Pp. 79-89.

10. Gourevitch P. International Trade, Domestic Coalitions, and Liberty: Comparative Responses to the Crisis of 1873-1896 // Journal of Interdisciplinary History. 1977. Vol. 8. No. 2. Pp. 281-313.

11. Hammond J.L. The Resource Curse and Oil Revues in Angola and Venezuela // Science & Society. 2011. Vol. 75. No. 3. P. 354.

12. Jensen N.M., Johnston N.P. Political Risk, Reputation, and the Resource Curse // Comparative Political Studies. 2011. Vol. 44. No. 6. Pp. 662-688.

13. Mares D.R., Nelson Alt. Venezuela's PDVSA and World Energy Markets: Corporate Strategies and Political Factors Determining Its Behavior and Influence. Baker Institute Energy Forum, Rice University. 2007. Pp. 1-97.

14. OPEC official website. URL.: https://www.opec.org/opec_web/en/data_graphs/40.htm. -Accessed 10/22/2022.

15. Ross M. Does Oil Hinder Democracy? // World Politics. 2001. Vol. 53. No. 3. Pp. 325-361.

Ross M.L. How Mineral-Rich States Can Reduce Inequality. In: Escaping the Resource Curse. Editined by Macartan Humphreys, Jeffrey D. Sachs and Joseph E. Stiglitz. Handling The Politics, 2007. Pp. 237-255.

16. The Economic Communism for Latin America and the Caribbean. Statistical Yearbook for Latin America and the Caribbean, 2015. URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/39867/ 1/S1500739_mu.pdf. - Accessed 10/10/2022.

17. The price of oil - in context [N]. CBC News Online 04/18/2006 URL: https://web.archive.org/web/20070609145246/http://www.c bc.ca/news/background/oil/. - Accessed 09/08/2022.

18. Tollison R.D. Rent Seeking: A Survey. In: Public Choice Theory (II). Edited by Charles Kershaw Rowley. Edward Elgar Publishing Limited, 1993. P. 71.

19. Tsui K.K. More Oil, Less Democracy: Evidence from Worldwide Crude Oil Discoveries // The Economic Journal. 2011. Vol. 121. No. 511. Pp. 89-11.

20. World Bank, Fuel Export (% of Merchandise Export) URL: https://data. worldbank. org/indicator/TX. VAL. FUEL. ZS. UN? locations=VE. Accessed - 04/28/2022.

21. World Bank. URL: https://data.worldbank.org.cn/. Accessed - 04/28/2022.

22. World Integrated Trade Solution, "AHS Weighted Average (%)" URL: https://wits. world bank.Org. - Accessed 04/28/2022.

23. Кругман П., Оберсфельд М., Мериц М. Международная экономика: теория и политика (10-е издание). Изд-во Китайского университета Жэньминь, 2016. С. 74).

24. Ван Сяоюэ, Тянь Е. Расширение международной торговли нефтью и консолидация электоральных авторитарных режимов: сравнительное исследование на примере Венесуэлы и Казахстана. Дипломатическое обозрение, 2016.№ 4. С. 93-102).

25. Тянь Е, Цао Цянь. Международная торговля, таланты достижений и миграция типов политических форм: анализ и структура базового баланса сил // Мировая экономика и политика. 2016. № 2. С. 17-25).

26. Лу Сихэн, Гао Цинбо. Венесуэла: ресурсное проклятие и институциональная ловушка // Азиатско-Тихоокеанская экономика. 2016. № 5. С. 75-77).

27. Чжао Чунъян. Нефть после прихода к власти Чавеса // Латиноамериканские исследования. 2010. № 5. С. 38-42).

Analysis of the causes of the energy "Dutch disease" on the example of Venezuela

Mitina N.N., Zhou Yi

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The work is devoted to the study of the management policy of the oil industry of Venezuela, as the basis of the economic activity of the country, while being in a prolonged geopolitical crisis. Statistical materials and scientific literature served as the information basis. The topic of the study is the cause-and-effect relationship of countries falling into economic stagnation with the richest deposits of energy resources. The cycle of political and economic actions of the government of Venezuela and a number of other OPEC countries is analyzed, affecting not only the oil industry, but also the macroeconomics of these countries as a whole. It was found that the studied oil exporting countries did not have sustained economic growth even during the period of rising oil prices. Instead, these countries have become heavily dependent on oil exports and have fallen into a vicious circle of stagnation of economic growth. Thus, excess energy may not be a "blessing" of economic growth, but a phenomenon that slows down economic development and leads to the so-called "Dutch disease". Based on the theory of the industry alliance, the article analyzes the reasons for Venezuela falling into the "energy curse" in many economic indicators. The process of economic development of Venezuela corresponds, according to the theory of the industry alliance, to three signs of the "Dutch disease". Venezuela's public labor productivity is low, and it can only rely on the oil industry to develop its economy, so other industries do not receive sufficient financial subsidies. This model of economic development contributes to the emergence of the "Dutch disease". The reduction of tariffs on oil exports contributes to the sustainable development of the "Dutch disease", and in the case of an alliance of oil magnates with the government, the "Dutch disease" may acquire signs of a chronic disease.

Keywords: Venezuela, oil industry, economy, development, investment, industry alliance theory, Dutch disease, social labor productivity.

References

1. Mitina N.N., Zhou I. Oil industry of Venezuela // Innovations and investments. 2022. No. 10. pp. 65-71.

2. The military did not support the coup in Venezuela. Russia sided with Nicolas Maduro // Kommersant dated 24.01.2019. Date of application: 24.01.2019. Archived on January 24, 2019.

3. Badeeb R.A., Lean H.H., Clark J. The Evolution of the Natural Resource Curse Thesis: A Critical Literature Survey // Resources Policy. 2017. Vol. 51. Pp. 130-132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. British Petroleum Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition. 1 St James's Square London, W1Y 4PD, UK.

5. Brooks S.M., Kurtz M.J. Oil And Democracy: Endogenous Natural Resources and the Political 'Resource Curse' // International

Organization. 2016. Vol. 70. No. 2. P. 291.

6. Collier P., Hoeffler Ank. Greed and Grievance in Civil War // Oxford Economic Papers. 2004. Vol. 56. No. 4. Pp. 587-58.

7. Corden W.M., Neary J.P. Booming Section and De-Industrialization in a Small Open Economy // Economic Journal. 1982. Vol. 92. No. 368. Pp. 825-848.

8. Davis Gr.A., Tilton J.E. The Resource Curse // Natural Resources Forum. 2005. Vol. 29. No. 3. Pp. 233-242.

9. Deacon R.T. The Political Economy of the Natural Resource Curse: A Survey of Theory and Evidence, Now Publishers Inc., 2011. Pp. 79-89.

10. Gourevitch P. International Trade, Domestic Coalitions, and Liberty: Comparative Responses to the Crisis of 1873-1896 // Journal of Interdisciplinary History. 1977. Vol. 8. No. 2. Pp. 281-313.

11. Hammond J.L. The Resource Curse and Oil Revues in Angola and Venezuela // Science & Society. 2011. Vol. 75. No. 3. P. 354.

12. Jensen N.M., Johnston N.P. Political Risk, Reputation, and the Resource Curse // Comparative Political Studies. 2011. Vol. 44. No. 6. Pp. 662688.

13. Mares D.R., Nelson Alt. Venezuela's PDVSA and World Energy Markets: Corporate Strategies and Political Factors Determining Its Behavior and Influence.Baker Institute Energy Forum, Rice University. 2007. Pp. 1-97.

14. OPEC official website. URL.: https://www.opec.org/opec_web/en/data_graphs/40.htm. - Accessed 10/22/2022.

15. Ross M. Does Oil Hinder Democracy? // World Politics. 2001. Vol. 53. No. 3. Pp. 325-361.

16. Ross M.L. How Mineral-Rich States Can Reduce Inequality. In: Escaping the Resource Curse. Editined by Macartan Humphreys, Jeffrey D. Sachs and Joseph E. Stiglitz. Handling The Politics, 2007. Pp. 237-255.

17. The Economic Communism for Latin America and the Caribbean. Statistical Yearbook for Latin America and the Caribbean, 2015. URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/39867/1/S1500739 _mu.pdf. - Accessed 10/10/2022.

The price of oil - in context [N]. CBC News Online 04/18/2006 URL: https://web.archive.org/web/20070609145246/http://www.cbc.ca/news/ background/oil/. - Accessed 09/08/2022.

Tollison R.D. Rent Seeking: A Survey. In: Public Choice Theory (II). Edited by Charles Kershaw Rowley. Edward Elgar Publishing Limited, 1993. P. 71.

20. Tsui K.K. More Oil, Less Democracy: Evidence from Worldwide Crude Oil Discoveries // The Economic Journal. 2011. Vol. 121. No. 511. Pp. 89-11.

21. World Bank, Fuel Export (% of Merchandise Export) URL: https://data. worldbank. org/indicator/TX. VAL. FUEL. ZS. UN? locations=VE. Accessed - 04/28/2022.

22. World Bank. URL: https://data.worldbank.org.cn/. Accessed -04/28/2022.

23. World Integrated Trade Solution, "AHS Weighted Average (%)" URL: https://wits. world bank.Org. - Accessed 04/28/2022.

24. Krugman P., Obersfeld M., Meritz M. International Economics: Theory and Politics (10th edition). People's University of China Publishing House, 2016. P. 74).

25. Wang Xiaoyue, Tian E. Expansion of international oil trade and consolidation of electoral authoritarian regimes: a comparative study on the example of Venezuela and Kazakhstan. Diplomatic Review, 2016, No. 4.Pp. 93-97).

26. Tian Ye, Cao Qian. International trade, talents of achievements and migration of types of political forms: analysis and structure of the basic balance of forces // World Economy and Politics. 2016. No. 2. Pp. 1725).

27. Lu Xiheng, Gao Qingbo. Venezuela: a resource curse and an institutional trap // Asia-Pacific Economy. 2016. No. 5. Pp. 75-77).

28. Zhao Chunyang. Oil after Chavez came to power // Latin American Studies. 2010. No. 5. pp. 38-42).

18

19

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.