Научная статья на тему 'НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВЕНЕСУЭЛЫ'

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВЕНЕСУЭЛЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕНЕСУЭЛА / НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНФЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / УПРАВЛЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина Н.Н., Чжоу И.

Работа посвящена исследованию истории развития и современного состояния нефтяной промышленности Венесуэлы. Информационной основой послужили статистические материалы, научная литература. Венесуэла - страна, на которую приходится 17,5% мировых доказанных запасов нефти - крупнейшая нефтяная кладовая. При этом, обладая богатыми природными ресурсами, экономика страны не добилась устойчивого экономического благосостояния: две национализации нефтяной промышленности сделало Венесуэлу, зависящую от нефтяных доходов, неспособной противостоять экономическому спаду, вызванному введением санкций: страна погрузилась в гиперинфляцию и тяжелый экономический кризис. В работе сопоставлены экономические показатели до и после национализаций нефтяной промышленности Венесуэлы, проанализирована политика управления нефтяной отраслью страны, выявлены причины экономического кризиса, даны рекомендации по реформированию нефтяной отрасли. Доказано, что внутренние финансовые ресурсы Венесуэлы недостаточны для развития на современном уровне отсталой нефтяной промышленности, поэтому правительство может вывести страну из кризиса, удовлетворив социальные потребности населения только путем привлечения иностранных инвестиций в диверсификацию нефтегазовой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL INDUSTRY IN VENEZUELA

The work is devoted to the study of the history of development and the current state of the Venezuelan oil industry. Statistical materials and scientific literature served as the information basis. Venezuela, a country that accounts for 17.5% of the world's proven oil reserves, is the largest oil storehouse. At the same time, having rich natural resources, the country's economy has not achieved sustainable economic prosperity: two nationalizations of the oil industry made Venezuela, dependent on oil revenues, unable to withstand the economic downturn caused by the imposition of sanctions: the country plunged into hyperinflation and a severe economic crisis. The paper compares economic indicators before and after the nationalizations of the Venezuelan oil industry, analyzes the management policy of the country's oil industry, identifies the causes of the economic crisis, and provides recommendations for reforming the oil industry. It has been proved that Venezuela's domestic financial resources are insufficient for the development of a backward oil industry at the current level, so the government can lead the country out of the crisis by satisfying the social needs of the population only by attracting foreign investment in the diversification of the oil and gas industry.

Текст научной работы на тему «НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВЕНЕСУЭЛЫ»

Нефтяная промышленность Венесуэлы

Митина Наталья Николаевна

доктор географических наук, профессор, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник, Институт водных проблем Российской академии наук, natalia_mitina@mail.ru

Чжоу И

аспирант, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, cawa785311089@gmail.com

Работа посвящена исследованию истории развития и современного состояния нефтяной промышленности Венесуэлы. Информационной основой послужили статистические материалы, научная литература. Венесуэла - страна, на которую приходится 17,5% мировых доказанных запасов нефти - крупнейшая нефтяная кладовая. При этом, обладая богатыми природными ресурсами, экономика страны не добилась устойчивого экономического благосостояния: две национализации нефтяной промышленности сделало Венесуэлу, зависящую от нефтяных доходов, неспособной противостоять экономическому спаду, вызванному введением санкций: страна погрузилась в гиперинфляцию и тяжелый экономический кризис. В работе сопоставлены экономические показатели до и после национализаций нефтяной промышленности Венесуэлы, проанализирована политика управления нефтяной отраслью страны, выявлены причины экономического кризиса, даны рекомендации по реформированию нефтяной отрасли. Доказано, что внутренние финансовые ресурсы Венесуэлы недостаточны для развития на современном уровне отсталой нефтяной промышленности, поэтому правительство может вывести страну из кризиса, удовлетворив социальные потребности населения только путем привлечения иностранных инвестиций в диверсификацию нефтегазовой промышленности.

Ключевые слова: Венесуэла, нефтяная промышленность, национализация, инфляция, экономический кризис, управление нефтяной промышленностью.

Введение

В современных условиях нефть остается крупнейшим в мире производителем энергии: более 31.2% мирового производства энергии основано на нефти [5]. На экономику многих стран влияет динамика цен на нефть и ситуация с поставками. Нефтяная промышленность и нефтяной рынок стали областями, вызывающими серьезную озабоченность всех стран. Венесуэла - страна нефти, имеющая 100-летний опыт ее добычи и экспорта. Исторически, будучи страной-экспортером нефти, Венесуэла пережила ряд потрясений на мировом нефтяном рынке, правительство которой в разное время принимало различные стратегии по управлению отраслью, по их мнению, соответствующие обстоятельствам. Данные политические решения напрямую повлияли на экономику страны, следовательно, имели далеко идущие политические, экономические и социальные последствия.

Венесуэла обладает значительными запасами нефти и природного газа, при этом, в стране произошел экономический кризис, приведший к девальвации валюты и беспрецедентному обнищанию населения [8, с. 89-92]. На этой основе ученые стали изучать влияние мировых цен на нефть [9, с. 94-95], геополитической обстановки [1, с. 497—516; 4, с. 33-45] и государственного управления [10, с. 23-29; 2, с. 11-16] на национальную экономику Венесуэлы в разные периоды. Другие ученые изучали роль и влияние национальной стратегии Венесуэлы на международные энергетические отношения [6, с. 120-139]. Китайские ученые также объяснили причину, по которой Венесуэла попала под «энергетическое проклятие» с точки зрения системы прав собственности [11, с. 93-137]

На основе исторических экономических данных Венесуэлы в статье анализируется иррациональность политики Венесуэлы в области управления природными ресурсами, а также определяются причины, препятствующие ее экономическому развитию.

Физико-географическая характеристика природных ресурсов Венесуэлы. Венесуэла располагает значительными минеральными ресурсами: железом, алюминием, никелем, золотом, алмазами, углем, медью, свинцом, цинком, ванадием, титаном, фосфором, а также различными редкоземельными минералами (рисунок 1, таблица 1).

Запасы угля в Венесуэле составляют около 731 млн. т, запасы железной руды составляют 4500 млн. т, а доказанные запасы бокситов около 320 млн. т. Венесуэла является одной из немногих стран-производителей алмазов в Латинской Америке с запасами около 20 млн. каратов и прогнозируемых запасов золота 700 т (13-е место в мире). По состоянию на 1 января 2021 г. Венесуэла владеет доказанными запасами природного газа в 6,3 трлн. м3, занимая 6-е место в мире. Однако важнейшим природным ресурсом в Венесуэле является

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

нефть, по доказанным запасам которой страна на 1 января 2021 г. занимает первое место в мире (303.8 млрд. барр., 17,5% от общемировых запасов) [7].

см см о см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Рисунок 1. Карта месторождений полезных ископаемых Венесуэлы [5]

Таблица 1

Основные характеристики природных ресурсов Венесуэлы

№ Наименование Кол-во Рейтинг

1 Нефть 303.8 млрд. барр. [7] 1 место в мире [7]

2 Природный газ 6,3 млрд. м3 [7] 6 место в мире [7]

3 Железная руда 4500 млн. т [5] 8 место в мире [12]

4 Никелевая руда 670000 т [5]

5 Титан 160 млн. т [5]

6 Медь 80000 т (доказанные запасы) [5]

7 Никель 610000 т (доказанные запасы) [5]

8 Бокситы 320 млн. т (доказанные запасы) [5]

9 Золото 700 т (прогнозные запасы), 400 т (доказанные запасы) [5] 13 место в мире [12]

6 Алмазы более 20 млн. каратов (доказанные запасы) [5]

7 Уголь (доказанные запасы) 731 млн. т [7]

2, были обработаны с помощью корреляционного анализа (таблица 3). Всего было проанализировано пять переменных, где Var1 - ВВП суммарное ($ млрд.), Var2 -Добыча нефти (тыс. барр./сут.), Var3 - Экспорт нефти (тыс. барр./сут.), Var4 - Мировая цена за барр. ($), Var5 - Доход, получаемый Венесуэлой от экспорта нефти ($ млрд.). Корреляционная матрица имеет значимых показателей (г>0,7) более 50%, следовательно, выбранные переменные репрезентативны.

Таблица 2

Основные показатели нефтяной промышленности Венесу-

Год ВВП До- Экс- Цена Доход Бюд- Доходы

сум- быча порт за от экс- жет- от экс-

марное ($ млрд.) тыс. барр./ сут тыс. барр./с ут барр., ($) порта нефти ($ млрд.) ные доходы ($ млрд.) порта нефти/ Бюджетные доходы, %

2008 316 2558 1892 94.34 65.15 н/д н/д

2009 329.8 2438 1737 61.39 38.92 н/д н/д

2010 393.2 2471 1562 78.06 44.50 н/д н/д

2011 316.5 2755 1553 106.53 60.39 115.7 52.2

2012 381.3 2704 1724 107.1 67.39 123.4 54.6

2013 371 2680 1528 106.2 59.22 111.5 53.1

2014 482.4 2692 1964 97.4 69.82 136.6 51.1

2015 н/д 2864 1974 51.6 38.88 н/д н/д

2016 236.1 2566 1834 43.2 28.91 59.4 52.6

2017 210 2220 1596 53.1 30.93 52.6 58.8

2018 96.33 1631 1273 69.6 32.33 54.1 59.7

2019 70.14 1022 846 63.71 19.67 31.4 62.6

2020 47.26 640 486 42.41 7.52 11.2 67.1

2021 46.5 654 447 68.91 11.24 н/д н/д

Таблица 3

Корреляционная матрица основных показателей нефтяной промышленности и ВВП Венесуэлы с 2008 по 2014 и с 2016 по 2021 гг.

Var1 Var2 Var3 Var4 Var5

Var1 1,00 0,90 0,85 0,66 0,89

Var2 0,90 1,00 0,95 0,57 0,86

Var3 0,85 0,95 1,00 0,42 0,80

Var4 0,66 0,57 0,42 1,00 0,86

Var5 0,89 0,86 0,80 0,86 1,00

Доходы от нефти доминируют в экономике Венесуэлы. Нефть является основным продуктом Венесуэлы на мировом рынке природных ресурсов и играет важную роль в экономике страны. Доходы от нефти составляют до 50% государственных доходов Венесуэлы и превышают 67% валютных поступлений, причем доля доходов от экспорта нефти в ВВП страны растет (таблица 2).

Для оценки взаимовлияния основных показателей нефтяной промышленности на ВВП страны данные за период от 2008 до 2021 гг., представленные в таблице

Получено, что национальная экономика Венесуэлы зависит от нефтяной промышленности, что показали результаты корреляционного анализа между показателями, характеризующими экономику и нефтяную отрасль (таблица 3) Венесуэлы с 2008 по 2021 гг.: ВВП Венесуэлы и добыча нефти имеют самую большую значимую положительную линейную корреляцию: г=0.90 (рис. 2).

ВВП страны напрямую зависит экспорта нефти (г=0.85) и пополняется в основном за счет доходов от нее (г=0.89): данные показатели также имеют значимые сильные положительные линейные корреляции, наглядно показанные на рисунках 3 и 4. Цена на нефть имеет самую слабую значимую корреляцию с ВВП страны (г=0,66), что касается других показателей, то цена на нефть значимо связана только с показателем доходов, получаемой страной от экспорта нефти (г=0,86): чем выше мировые цены на нефть, тем больше доходы.

Рисунок 2 - Зависимость ВВП Венесуэлы от добычи нефти

• • • •......■••*"'

• •

О 100 200 300 400 500

ВВП суммарное, $ млрд.

Рисунок 3 - Зависимость ВВП Венесуэлы от экспорта нефти

ного сектора преследует две основные цели: предоставить государству контроль над углеводородами и сделать страну крупнейшим прямым бенефициаром нефтяной отрасли, увеличив тем самым налоговые поступления. В то же время грубый отъем частных добычных и перерабатывающих промышленных объектов привел к существенному сокращению иностранных инвестиций в нефтяную промышленность, к утечке мозгов, стагнации технологий и другим последствиям. В итоге две национализации нефтяной промышленности (Таблица 5) значительно ослабили способность венесуэльской нефтяной промышленности противостоять рискам.

Таблица 4

Импорт и экспорт нефти в основных странах поставщиках

1 суммарное, $ млрд.

Рисунок 4 - Зависимость ВВП Венесуэлы от доходов от экспорта нефти

До 2015 г. с ростом мировых цен на нефть страна получала много прибыли, что могло способствовать развитию ее экономики. С 2011 по 2017 гг. цена на нефть упала более чем вдвое, и в 2018 г. не смогла вернуться к более комфортным для экспортеров ценам (таблица 2). Но именно потому, что нефтяная отрасль занимает значительную долю в ВВП страны, при падении мировых цен на нефть в 2015 г. экономика Венесуэлы и ее социальная сфера сильно пострадали. Падение мировых цен на нефть затронуло экономику основных стран мира, импортирующих и экспортирующих нефть. Однако только Венесуэла столкнулась с серьезным бюджетным дефицитом, поскольку в период высоких цен на нефть в стране произошла национализация нефтяной отрасли, после которой не стало хватать иностранных инвестиций, и добыча год от года стала сокращаться (Таблица 4), что постепенно ухудшило как состояние самой отрасли, так и экономическое положение Венесуэлы.

Две реформы национализации нефтяной промышленности Венесуэлы. Национализация нефтя-

$/ барр. Средняя цена Импорт Экспорт

Год Страна Тыс. барр./де нь Страна Тыс. барр./день

2012 107.1 США 10587 Венесуэла 1724

Европа 12721 Канада 3056

Китай 6675 Россия 7457

Индия 4168 Саудовская Аравия 8468

Япония 4743 Средний Восток (исключая СА) 11742

Другие ре- 17812 Африка 7326

гионы

2013 106.2 США 9859 Венесуэла 1528

Европа 12920 Канада 3296

Китай 6978 Россия 7948

Индия 4370 Саудовская Аравия 8365

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Япония 4637 Средний Восток (исключая СА) 12242

Другие ре- 20012 Африка 6717

гионы

2014 97.4 США 9241 Венесуэла 1964

Европа 12957 Канада 3536

Китай 79398 Россия 7792

Индия 4155 Саудовская Аравия 7911

Япония 4383 Средний Восток (исключая СА) 12699

Другие ре- 21193 Африка 6592

гионы

2015 51.6 США 9451 Венесуэла 1974

Европа 13993 Канада 3836

Китай 8333 Россия 8313

Индия 4380 Саудовская Аравия 7968

Япония 4332 Средний Восток (исключая СА) 13537

Другие 22026 Страны Аф- 6581

страны рики

2016 43.2 США 10056 Венесуэла 1834

Европа 14354 Канада 3890

Китай 9214 Россия 8814

Индия 4945 Саудовская Аравия 8606

Япония 4180 Средний Восток (исключая СА) 15321

Другие 23776 Африка 6128

страны

2017 53.1 США 10148 Венесуэла 1596

Европа 14699 Канада 4248

Китай 10240 Россия 8979

Индия 4947 Саудовская Аравия 8333

Япония 4142 Средний Восток (исключая СА) 16183

Другие 25457 Африка 6796

страны

2018 69.6 США 9929 Венесуэла 1273

Европа 15124 Канада 4530

Китай 11039 Россия 9159

Индия 5223 Саудовская Аравия 8553

Япония 3941 Средний Восток (исключая СА) 16087

Другие 26087 Африка 7058

страны

2019 63.71 США 9943 Венесуэла 846

Европа 14866 Канада 4689

Китай 11826 Россия 8380

Индия 5394 Саудовская Аравия 8474

Япония 3780 Средний Восток (исключая СА) 14921

Другие 25397 Африка 7281

страны

2020 47.26 США 7863 Венесуэла 486

Европа 12611 Канада 4427

Китай 12865 Россия 7433

Индия 5030 Саудовская Аравия 8027

Япония 3310 Средний Восток (исключая СА) 13915

Другие 23381 Африка 6794

страны

Таблица 5

Политика национализации нефтяной промышленности и ее

Первая национализация

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Год Меры/политика Последствия

1960 Создание Национальной нефтяной корпорации Венесуэлы (PDVSA). Официальное начало процесса национализации.

Реформа «Системы распределения прибыли» Доля венесуэльского правительства в прибыли иностранных нефтяных компаний неуклонно росла, достигнув 66 % в 1966 г. и 89 % в 1970 г.

1967 Разрешение государственному сектору участвовать в финансовом управлении нефтяной отрасли. Усиление коррупции.

1971 Принят Закон об охране нефтяных ресурсов. Узаконено принудительное владение правительством Венесуэлы иностранными компаниями

1976 Официально принят и обнародован Закон о национализации нефти, согласно которому государ- Завершение первой национализации ;

Вторая нацио-нализа-ция

ство приобретало иностранные нефтяные компании по низким ценам и запретило иностранным нефтяным компаниям добывать нефть в Венесуэле.

1995

2001

Венесуэла вновь открыла свой нефтяной рынок для иностранных нефтяных компаний и разрешила государственно-частное партнерства

2004

Правительство обнародовало новый закон о нефти, согласно которому PDVSA должна владеть более 51% акций в проектах сотрудничества в области не'фти.

2006

2008

2011

Правительство полностью контролирует нефтяную промышленность ;

Отсутствие инвестиций, технологий, утечка мозгов, старение и выход из строя оборудования.

Нефтяная промышленность вступила в кратковременное восстановление.

Началась вторая национализация, снова ущемляющая капитал иностранных нефтяных компаний.

Правительство приняло закон, согласно которому совместные предприятия должны иметь соглашение, в котором указывается, что государство владеет землей, оборудованием и промышленными объектами нефтяной отрасли.

Новый налог на нефть.

Правительство ввело налог на непредвиденную прибыль иностранных нефтяных компаний._

Правительство обнародовало «Национальные меры по управлению нефтяными активами». 60 нефтяных компаний были переданы правительству.

Это укрепило государственную собственность на нефтяную промышленность и нарушило законные права и интересы частного капитала.

Присвоение прибыли иностранных нефтяных компаний.

Потеря иностранных инвестиций, потеря талантов и новейшего оборудования, экономические санкции, введенные против Венесуэлы многими европейскими и американскими странами._

Национализация имеет следующие последствия для нефтяной промышленности:

1. Резкое снижение инвестиций. Подъем движения за национализацию в 1960-х гг. в Венесуэле поставил многонациональные нефтяные компании под постоянное финансовое давление и давление со стороны правительства. Инвестиции, новейшие технологии и оборудование многонациональных нефтяных компаний в Венесуэлу резко сократились, и направились в другие страны, в итоге начал развиваться рынок нефти на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

2. Сокращение работников в нефтяной промышленности. Сокращение нефтяного сектора экономики отразилось не только в снижении объемов инвестиций, но и в резком сокращении численности работников, занятых в данной сфере. В процессе национализации число нефтяников сократилось вдвое: с более чем 40 000 в конце 1950-х гг. до около 20 000 в начале 1970-х гг. Поскольку было национализировано большое количество

иностранных нефтяных компаний, технические специалисты и иностранный капитал были вынуждены покинуть Венесуэлу. Правительство не смогло управлять большим количеством нефтяных компаний, в результате чего многие из них прекратили свою деятельность, в результате чего большое количество рабочих было вынуждено покинуть свои рабочие места.

3. Снижение добычи нефти. После завершения процесса национализации, государственной корпорации PDVSA была предписана стратегия ускоренной разработки нефтяных месторождений с наименьшим объемом инвестиций в краткосрочной перспективе. Однако в условиях отсутствия инвестиций такая стратегия развития быстро привела к значительному снижению добычи нефти.

Представленные в виде SWOT (Таблица 7) и PEST (Таблица 8) анализов предложения авторов направлены на укрепление венесуэльской нефтяной промышленности.

Таблица 7

SWOT анализ нефтяной промышленности Венесуэлы

Сильные стороны

Венесуэла обладает значительными нефтяными ресурсами: первое место в мире по запасам нефти. Имеет выход в Атлантический океан, транспортировка удобна.

Располагает большим количеством дешевой рабочей силы: местных рабочих - нефтяников.

Венесуэле принадлежит много природного газа: пятое место в мире по доказанным запасам.

Слабые стороны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Местная нефтяная перерабатывающая промышленность развита слабо и начала развиваться относительно поздно. Национальные технологии добычи нефти отстали, отрасль зависит от зарубежных технологий, оборудования и специалистов.

Структура экономики является монофункциональной: национальная экономика зависит от добычи и экспорта нефти. Значительный бюджетный дефицит.

Добыча и переработка природного газа в Венесуэле крайне незначительные.

Возможности

Мировой спрос на нефть и продукты ее переработки стабилен.

Иностранные нефтяные компании имеют возможности выхода на венесуэльский нефтяной рынок.

SO (Стратегии использования внутренних сильных сторон и внешних возможностей)

Следует:

развивать нефтедобычу и нефтепереработку, увеличивать экспорт нефти и продуктов ее переработки и получать доход от нефтеперерабатыва ющей отрасли; привлекать иностранные нефтяные компании для добычи и переработки нефти.

Угрозы

В течение 67 лет с 1909 по 1976 гг. иностранные нефтяные компании составляли большую часть венесуэльского нефтяного рынка. С 1976 г. европейские и американские страны во главе с США ввели санкции против Венесуэлы по разным причинам, включая экономические и политические, и они не сняты до настоящего времени.

WO (Стратегии использование внешних возможностей, чтобы компенсировать внутренние слабые стороны)

Следует:

покупать оборудование, изучать технологии и добиваться независимости в нефтяной промышленности; использовать доходы от нефти, чтобы инвестировать в сельское хозяйство, и легкую промышленность с целью диверсифицировать экономическую структуру;

отрегулировать политику соци-

ального обеспечения и сократить лишние бюджетные расходы;

увеличивать добычу природного газа и комплексно развивать газохимическую промышленность.

ST (Стратегии уклонения от внешних угроз с использованием внутренних сильных сторон)

Следует:

развивать национальную нефтяную промышленность, нефтепереработку и нефтехимию.

планомерно и последовательно захватить долю рынка.

WT (Стратегии снижения внутренних сильных сторон и предотвращения внешних угроз)

Следует:

комплексно развивать структуру экономики; адекватно реагировать на внешние экономические санкции;

проводить разумные реформы национализации, реально защищающие интересы страны.

Таблица 8

PEST анализ нефтяной промышленности Венесуэлы

Политика

Экономика

Необоснованная политика национализации, принудительное приобретение иностранных нефтяных компаний, депортация иностранных компаний, расточительная политика социального обес-

Общество

Мировой спрос на нефть и продукты ее переработки стабилен. До национализации нефтяной промышленности Венесуэла имела большой объем экспорта нефти, и ее национальный доход в основном зависел от экспорта нефти. После национализации объем экспорта уменьшился, а дефицит бюджета значительно вырос.

Технологии

Высокое благосостояние нации зависит от доходов от нефти. В конце 2018 г. уровень безработицы достиг 35%, начался дефицит продовольствия и энергии.

Качество жизни населения сильно ухудшилось.

Нефть Венесуэлы в основном, тяжелая, для которой требуются высокие технологии переработки, но отечественные технологии являются отсталыми. Изгнание иностранных компаний привело к технологическому отставанию в нефтяной промышленности.

Предложения по смягчению кризиса в Венесуэле. Внутренние финансовые ресурсы Венесуэлы недостаточны для развития на современном уровне отсталой нефтяной промышленности, а вариант «нефть в кредит» только увеличит внешний долг страны, но не решит проблему развития нефтяной промышленности. Следовательно, в случае, если страна не может самостоятельно восстановить нефтяную отрасль, привлечение иностранного капитала и рациональное распределение доли дохода правительства Венесуэлы и иностранных компаний может помочь Венесуэле пережить трудные экономические времена. В интересах правительства в определенной степени защищать интересы иностранных компаний и компенсировать убытки некоторых иностранных инвесторов посредством нефтяных субсидий.

Следует оптимизировать модель развития нефтяной промышленности. Во времена правления У. Чавеса нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность в Венесуэле находилась на начальной стадии развития, и структура промышленности была направлена

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

только на нефтедобычу. В настоящее время из-за депрессии в экономике нефтепереработка и нефтехимия практически перестали функционировать. В процессе национализации модель развития нефтяной промышленности должна постоянно оптимизироваться для обеспечения устойчивого развития. Следует культивировать и развивать отрасль нефтепереработки, изменить высокую зависимость Венесуэлы от добычи сырой нефти и осуществить переход от единственного преимущества, заключающегося в огромных нефтяных ресурсах к диверсифицированному многоотраслевому преимуществу нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Если Венесуэла сможет создать современные нефтеперерабатывающую и нефтехимическую отрасли, правительство сможет получить больший бюджетный доход и ослабить конкуренцию с иностранными компаниями за сырую нефть из-за более высокой доходности инвестиций в производство нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. Идея оптимизации структурной модели нефтяной промышленности заключается в том, чтобы опираться на нефтехимическую отрасль, расширять производственную цепочку. Правительство Венесуэлы должно направить доходы от экспорта нефти на активное развитие высокотехнологичных нефтехимических предприятий, опираясь на научно-технический прогресс, позволяющий рационально разрабатывать нефтяные месторождения, увеличить глубину разведки нефтяных ресурсов и повысить объемы извлекаемых запасов, развивать новые отрасли нефтехимии.

Следует возродить добычу и глубокую переработку природного газа, наладить производство сжиженного природного газа (СПГ) и его сбыт.

В плане финансовой поддержки правительство должно конкретно реагировать на вертикальное развитие и технологическую трансформацию единой нефтяной отрасли, оптимизировать технологический маршрут, увеличивать глубину переработки и ассортимент нефтепродуктов, постоянно увеличивая добавленную стоимость продуктов переработки нефти. Немаловажно также вкладывать финансовые средства на обучение персонала, посылая наиболее талантливую молодежь для получения инженерных специальностей в нефтяной отрасли.

Необходимо наладить рациональное распределение доходов от нефти. Чтобы заручиться поддержкой населения, правительство У. Чавеса долгое время проводило политику «высокого благосостояния», продавая импортированные товары населению по очень низкой цене, бесплатно распределяя жилье и другие социальные блага среди населения. Искажение ценовой политики подорвало энтузиазм отечественных предпринимателей, что привело к упадку национальной промышленности, и страна в большой степени стала зависеть от импортных товаров. Такая политика высокого благосостояния может сохраняться в эпоху высоких цен на нефть, но они не постоянны. Поэтому очень важно разумно распределять доходы от нефти, чтобы не только инвестировать в нефтяную отрасль, но также вкладывать доходы от нефти в другие отрасли, особенно в сельское хозяйство и легкую промышленность, т.о. диверсифицируя национальную экономику и постепенно поднимая занятость и уровень жизни населения.

Заключение

Венесуэла, обладая самыми большими в мире запасами нефти, попала под «ресурсное проклятие» и столкнулась с серьезным экономическим кризисом.

Нефтяная промышленность играет ключевую роль в экономике и политике Венесуэлы. В таких условиях нефтяная промышленность сильно зависит от цен на нефть и инвестиций, при этом, размер инвестиций определяет объем нефтедобычи.

Отношения между венесуэльским правительством и нефтяной промышленностью можно отнести к циклическому процессу, связанному с ростом и падением мировых цен на нефть. Основываясь на характеристиках венесуэльской нефтяной экономики, правительство сделало отрасль мощным средством регулирования. Когда мировая цена на нефть высока, политика направлена на национализацию отрасли и усиление контроля над нефтяной промышленностью, тем самым получая высокие налоговые поступления, и как средство повышения собственного международного политического и экономического статуса и безопасности страны. Когда мировая цена на нефть падает, правительство изменяет политику, вновь привлекая иностранный и внутренний частный капитал посредством различных преференциальных мер для развития нефтяной промышленности, оказавшейся после национализации в упадке.

После двух национализаций нефтяного сектора правительство Венесуэлы должно избегать повторения негативного воздействия национализации 1970-х гг. на нефтяную промышленность, избегая при этом проблемы чрезмерного разбазаривания доходов от нефти, как это было в период правления У. Чавеса.

Правительство Венесуэлы регулирует нефтяную экономику в основном за счет инвестиционного рычага:

в настоящее время частному капиталу разрешен выход на венесуэльский нефтяной рынок, тогда как после осуществления первой национализации венесуэльская нефтяная промышленность находилась под контролем государства на 100%. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо было повторно выдать разрешение на приватизацию отрасли.

осуществлена возможность контролировать инвестиционный доход предприятий через систему налогообложения. Ставка в основном предназначена для корректировки конечного дохода предприятия посредством сбора подоходного налога и сборов за пользование добычным участком, а затем для корректировки уровня инвестиций нефтяной промышленности страны.

Для устойчивого экономического развития правительству следует обратить внимание на реализацию эффективных политических гарантий в двух аспектах: продолжать привлекать иностранные инвестиции и изменять существующую модель развития нефтяной промышленности. В процессе национализации коррективы политики гарантируют, что нефтяная отрасль не пострадает от потери больших объемов инвестиций, обеспечивая стабильность инвестиций в процессе национализации, а также как можно скорее оптимизировать структуру нефтяной промышленности и серьезно обновить и реструктуризировать нефтяную отрасль страны.

Следует сосредоточиться на развитии высоких технологий для производства нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью, СПГ, газохимической продукции, предоставляя инвесторам более высокую отдачу от инвестиций, и в свою очередь, способствовать развитию новых отраслей: сельского хозяйства, легкой промышленности и т.д.

Литература

1. Алексеева Т.А., Гореславский С.С. Политика Венесуэлы по повышению обороноспособности: ВТС, нефтяной фактор и геополитические дивиденды. // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. №. 3. С. 497—516.

2. Беренов А.Н. Сырьевая модель развития: основные аналитические подходы // Российское предпринимательство. 2012. № 21 (219). С. 11-16.

3. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. В фокусе: кризис в Венесуэле. R. 2020. Режим доступа: https://img-cdn.tinkoffjournal.ru/-/mai_2020_pechat.pdf (дата обращения: 18.10.2022).

4. Ильиных М.А. Особенности ведения нефтяного бизнеса в Венесуэле: опыт ЭксонМобил по повышению обороноспособности: ВТС, нефтяной фактор и геополитические дивиденды // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. № 6. С. 33-45.

5. Полезные ископаемые и ресурсы Венесуэлы. J/OL. Режим доступа: https://2cad.ru/blog/minerals/venesuella/ (дата обращения: 14.10.2022).

6. Стрельцов А.А. Венесуэла в системе международных энергетических отношений // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 1 (6). С. 120-139.

7. BP Statistical Review of World Energy, 2022. 71st edition. Режим до-ступа:https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2022-full-report.pdf (дата обращения: 12.10.2022).

8. Чжоу Лишань Ли Бин. Причины и просвещение венесуэльского экономического кризиса. Промышленно-технологический форум. 2017. Т. 16. № 6. С. 89-92).

9. Ли Дэцюань. Причины и предупреждения экономического коллапса Венесуэлы // Государственные активы Шаньдуна. 2018. № 10. С. 94-95).

10. Го Куньхай. Изменения в социальной структуре и национальных возможностях управления: на примере Венесуэлы // Латиноамериканские исследования. 2015. № 37 (2). С. 23-29) .

11. Сун Имин, Цзоу Итин, Политическая диверсия энергетического благословения и энергетического проклятия: объяснение, основанное на системе прав собственности // Исследование мировой политики. 2020. № 4. С. 93-137).

12. Руководство по инвестициям в горнодобывающую промышленность: Латинская Америка, Венесуэла, 2020, 18, 05.). Режим доступа: https://www.sohu.eom/a/395895362_246933 (дата обращения: 12.10.2022).

13. GDP (current US$) - Venezuela, RB (База данных Всемирного банка. ВВП (текущий доллар США) - Венесуэла, РБ. Режим до-ступа:https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP. CD?locations=VE (дата обращения: 11.10.2022).

14. База данных МВФ «Перспективы развития мировой экономики»). Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/0ctober (дата обращения: 11.10.2022).

15. Чжан Шуай. Историческая перспектива и перспективы развития нефтяных ресурсов в Венесуэле // Международная нефтяная экономика. 2017. Вып. 4. С. 7886).

Oil industry in Venezuela Mitina N.N., Zhou Yi

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The work is devoted to the study of the history of development and the current state of the Venezuelan oil industry. Statistical materials and scientific literature served as the information basis. Venezuela, a country that accounts for 17.5% of the world's proven oil reserves, is the largest oil storehouse. At the same time, having rich natural resources, the country's economy has not achieved sustainable economic prosperity: two nationalizations of the oil industry made Venezuela, dependent on oil revenues, unable to withstand the economic downturn caused by the imposition of sanctions: the country plunged into hyperinflation and a severe economic crisis. The paper compares economic indicators before and after the nationalizations of the Venezuelan oil industry, analyzes the management policy of the country's oil industry, identifies the causes of the economic crisis, and provides recommendations for reforming the oil industry. It has been proved that Venezuela's domestic financial resources are insufficient for the development of a backward oil industry at the current level, so the government can lead the country out of the crisis by satisfying the social needs of the population only by attracting foreign investment in the diversification of the oil and gas industry.

Keywords: Venezuela, oil industry, nationalization, inflation, economic crisis, oil industry management. References

1. Alekseeva T.A., Goreslavsky S.S. Venezuela's defense policy: military-

technical cooperation, the oil factor and geopolitical dividends. // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International relations. 2018. Vol. 18. No. 3. S. 497-516.

2. Berenov A.N. Raw Material Model of Development: Main Analytical

Approaches // Russian Journal of Entrepreneurship. 2012. No. 21 (219). pp. 11-16.

3. Bulletin on current trends in the world economy. Focus: Crisis in Venezuela.

R. 2020. Access mode: https://img-cdn.tinkoffjournal.ru/-/mai_2020_pechat.pdf (date of access: 10/18/2022).

4. Ilinykh M.A. Peculiarities of doing oil business in Venezuela: ExxonMobil's

experience in improving defense capabilities: military-technical cooperation, the oil factor and geopolitical dividends. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: International relations. 2018. No. 6. S. 33-45.

5. Minerals and resources of Venezuela. J/OL. Access mode: https://2cad.ru/blog/minerals/venesuella/ (date of access: 10/14/2022).

6. Streltsov A.A. Venezuela in the system of international energy relations //

Problems of national strategy. 2011. No. 1 (6). pp. 120-139.

7. BP Statistical Review of World Energy, 2022. 71st edition. Access mode:

https://www.bp.com/content/dam/bp/business-

sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2022-full-report .pdf (date of access: 10/12/2022).

8. Zhou Lishan Li Bing. Causes and enlightenment of the Venezuelan

economic crisis. Industrial and technological forum. 2017. V. 16. No. 6. S. 89-92).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Li Dequan. Causes and warnings of the economic collapse of Venezuela //

State assets of Shandong. 2018. No. 10. P. 94-95).

10. Guo Kunhai. Changes in the social structure and national management capabilities: the example of Venezuela // Latin American Studies. 2015. No. 37 (2). pp. 23-29 ) .

11. Song Yiming, Zou Yiting, Political Diversion of Energy Blessing and Energy Curse: An Explanation Based on the Property Rights System // World Politics Research. 2020. No. 4. P. 93-137).

12. Mining Investment Guide: Latin America, Venezuela, 2020, 18, 05.). Access mode: https://www.sohu.com/aZ395895362_246933 (accessed 10/12/2022).

13. GDP (current US$) - Venezuela, RB (World Bank database. GDP (current

US dollar) - Venezuela, RB. Access mode: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP. CD?locations=VE (accessed 10/11/2022).

14. IMF database "Prospects for the development of the world economy"). Access mode: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/0ctober (accessed 10/11/2022).

15. Zhang Shuai. Historical Perspective and Prospects for the Development of Oil Resources in Venezuela // International Oil Economy. 2017. Issue. 4. S. 78-86).

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.