Научная статья на тему 'Анализ предпринимательского потенциала вуза как способ совершенствования основных направлений развития предпринимательской деятельности в сфере образования'

Анализ предпринимательского потенциала вуза как способ совершенствования основных направлений развития предпринимательской деятельности в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сырбу А. Н., Свиридова Г. А.

В данной статье рассматриваются составляющие предпринимательского потенциала вуза. Способы его оценки и основные составляющие. На модели конкретного вуза показаны особенности организации предпринимательской модели развития профессионально-педагогического образования. В качестве ведущих методов исследования проблем развития университетского предпринимательства и наращивания его потенциала использовались: теоретическое моделирование и эмпирическое обобщение практики российских и зарубежных университетов, позволившие комплексно рассмотреть становление этого феномена. Выявлено, что решение существующей проблемы недостаточной обеспеченности потребности российской экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена осложняется вследствие сохранения неудовлетворительной структуры кадрового состава педагогов профессионального обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY AS A WAY TO IMPROVE THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF EDUCATION

This article examines the components of the entrepreneurial potential of the university. The methods of its evaluation and the main components. On the model of a particular institution, the features of the organization of the entrepreneurial model of the development of professional and pedagogical education are shown. As the leading methods for studying the problems of the development of university entrepreneurship and building up its potential, theoretical modeling and empirical generalization of the practice of Russian and foreign universities were used, which made it possible to consider the development of this phenomenon in a complex manner. It was revealed that the solution of the existing problem of insufficient supply of the Russian economy's need for skilled workforce and middle-level specialists is complicated by the persistence of an unsatisfactory structure of the staff of vocational education teachers

Текст научной работы на тему «Анализ предпринимательского потенциала вуза как способ совершенствования основных направлений развития предпринимательской деятельности в сфере образования»

АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

А.Н. Сырбу, канд. экон. наук, доцент Г.А. Свиридова, магистрант

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Волгоград)

Аннотация. В данной статье рассматриваются составляющие предпринимательского потенциала вуза. Способы его оценки и основные составляющие. На модели конкретного вуза показаны особенности организации предпринимательской модели развития профессионально-педагогического образования. В качестве ведущих методов исследования проблем развития университетского предпринимательства и наращивания его потенциала использовались: теоретическое моделирование и эмпирическое обобщение практики российских и зарубежных университетов, позволившие комплексно рассмотреть становление этого феномена. Выявлено, что решение существующей проблемы недостаточной обеспеченности потребности российской экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена осложняется вследствие сохранения неудовлетворительной структуры кадрового состава педагогов профессионального обучения

Ключевые слова: предпринимательский потенциал вуза, образовательная деятельность, модернизация.

Современные условия модернизации высшей школы обеспечивают развитие студенческой и академической мобильности, дающей потенциал для организации специалистами вуза собственного бизнеса. В настоящий момент это является актуальным и перспективным направлением повышения конкурентоспособности вузов [4].

Переход индустриального общества от простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики нуждается в большом числе специалистов, работающих с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, которые способствуют тому, что человек самостоятельно оценивает ситуацию и принимает ответственные решения. Несоответствие того, чему учат в профильных учебных заведениях, тому, что требуется в решении практических задач, может быть охарактеризовано как кризис сферы высшего образования: система образования в основном готовит людей к экономике несовременном [2].

Анализ предпринимательского потенциала вуза заключается в исследова-

нии его предпринимательских компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке научно-образовательных услуг и рынке труда за счёт повышения внешней гибкости вуза, которая позволяет адекватно отвечать на вызовы внешней среды, а также на основе внутренней гибкости, расширяющей предельные возможности ресурсов внутренней среды; его оценка должна осуществляться на основе системы показателей: активности - отражающего предпринимательскую активность, творческий, созидательный аспекты деятельности; эффективности -отражающего характер общественного признания вузовского новаторства и инициативы; результативности - позволяющего связать воедино стратегические аспекты управления с текущей деятельностью вуза и его структурных подразделений.

Оценка потенциала вузовского предпринимательства проводится в разрезе основных видов деятельности: научно-исследовательской, образовательной, инновационной, а также иной приносящей доход деятельности, что позволяет

исследовать предпринимательство вуза в соответствии с фазами жизненного цикла знания (генерация, трансферт в образование, внедрение в производство) с учетом различных видов эффектов его проявления [1].

Предпринимательская стратегия вуза базируется на методологии существующих научных подходов (поведенческий, структурный, функциональный, ценностно-сетевой) к исследованию социально-экономической сущности конкуренции, адаптируя их к «квазирыночным» особенностям научно-образовательных услуг.

В России практическая предпринимательская деятельность в системе высшего профессионального образования развита довольно слабо, что является результатом объективных и субъективных причин. К числу объективных причин следует отнести, во-первых, большой объем учебной нагрузки а, во-вторых, средний возраст преподавателей вуза, который колеблется от 40 до 60 лет. Преподаватели, принадлежащие к данной возрастной группе испытывают выраженные трудности при реализации собственного бизнеса в сравнении с коллегами более молодого возраста.

Присутствует ряд субъективных причин недостаточного развития российского академического предпринимательства в виде гендерного различия в профессорско-преподавательском составе: в составе абсолютного большинства преподавателей многих российских вузов присутствуют женщины, а для них на первом месте всегда стоят семья и дети, а не организация бизнеса. Кроме того, для многих преподавателей характерно субъективное ощущение неприспособленности к практической предпринимательской деятельности и не хотят впустую, по их мнению, тратить время и деньги.

Таким образом, можно отметить, что осуществление практической предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава российской высшей школы сопряжено с перечнем объективных причин. Развитие предпринимательской деятельно-

сти, на наш взгляд, реализуется в двух направлениях [3]:

1) привлечении к преподавательской деятельности практиков из бизнес-среды;

2) создании преподавателям условий для организации собственного бизнеса, в частности снижение учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, совмещающего преподавание в вузе с предпринимательской деятельностью и увеличение практических занятий, а также установление (отмена) более низкой арендной платы при использовании учебных площадей, лабораторий, платы за использование оборудования и т.д.

На примере Российского профессионально-педагогического университета (РГППУ) исследованы возможности предпринимательской модели развития профессионально-педагогического образования. В качестве ведущих методов исследования проблем развития университетского предпринимательства и наращивания его потенциала использовались: теоретическое моделирование и эмпирическое обобщение практики российских и зарубежных университетов, позволившие комплексно рассмотреть становление этого феномена. Выявлено, что решение существующей проблемы недостаточной обеспеченности потребности российской экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена осложняется вследствие сохранения неудовлетворительной структуры кадрового состава педагогов профессионального обучения [2].

Процесс широкого распространения и ускорения технологических инноваций на предприятиях предъявляет качественно новые требования к предпринимательским компетенциям как обязательным элементам квалификации профессионально-педагогических кадров. РГППУ, миссия которого состоит в опережающем обеспечении педагогами профессионального обучения запросов российской экономики и рынка труда -один из первых вузов страны, перешедший на автономный статус, приоб-

рел необходимый опыт предпринимательской адаптации к новым вызовам внешней среды. Предпринимательский вектор развития вуза находит наиболее яркое отражение по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Данное обстоятельство обусловлено уникальностью его научно-образовательного потенциала, которая заключается в синтезе и равноценности двух составляющих в подготовке педагогов: психолого-педагогической и отраслевой. Осуществляемая в образовательном процессе технология «би-нарности» обеспечивает выпускникам весомые конкурентные преимущества на рынке труда и расширяет возможности для повышения их социально-профессиональной мобильности и трудоустройства.

Новые вызовы внешней среды РГППУ обусловливают необходимость корректировки стратегии его конкурентоспособного развития на основе модели предпринимательского университета, имеющей ярко выраженную социальную направленность. В рамках данной модели конкурентное преимущество образовательных технологий вуза, все больше дополняется предпринимательским компонентом. Предпринимательские компетенции в деятельности РГППУ должны обеспечить развитие интрапренерства, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда, конкурентоспособное позиционирова-

сти с учетом закономерностей, отраслевых и территориальных тенденций развития рынка рабочих мест, рынка рабочей силы и рынка образовательных услуг. Ориентируясь на социально-предпринимательский вектор развития, университет выступает в роли инициатора и активного участника процессов кластеризации в регионе, сетевого посредника между субъектами региональных и локальных рынков рабочих мест и рабочей силы, профессиональным образованием и производством.

Вузовское предпринимательство является закономерным процессом, обусловленным кардинальными переменами в социально-экономическом развитии общества, переходом к постиндустриальной экономике, процессами её интеллектуализации, что ориентирует вузы на инновационный вектор развития, составляющий смысловое содержание предпринимательства.

Предпринимательский вектор развития вуза - синтез его творческой, инновационной и коммерческой деятельности, на рынке научно-образовательных услуг, инноваций в производстве, а также на рынке труда. В профессиональном образовании предпринимательская деятельность проявляет себя в форме институциональных структур -«квазирынков», существующих на принципах конкурентного взаимодействия его субъектов, при этом одним из субъектов выступает государство, как регулятор рыночных отношений.

ние научно-образовательной деятельно-

Библиографический список

1. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Развитие предпринимательства в стратегическом управлении автономным вузом. // Дискуссия. - 2012. - №1. - С. 58-64

2. Мокроносов А. Г., Вершинин А.А., Маврина И.Н. Состояние развития сферы отечественного профессионального образования // Россия в ВТО: год после вступления (монография). Изд-во ЗАО Экономика, 2014, - 2 том, часть 1, параграф 8.2., С. 281-297.

ANALYSIS OF ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY AS A WAY TO IMPROVE THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF EDUCATION

A.N. Syrbu, candidate of economic sciences, associate professor G.A. Sviridova, graduate student Volgograd state social and pedagogical university (Russia, Volgograd)

Abstract. This article examines the components of the entrepreneurial potential of the university. The methods of its evaluation and the main components. On the model of a particular institution, the features of the organization of the entrepreneurial model of the development of professional and pedagogical education are shown. As the leading methods for studying the problems of the development of university entrepreneurship and building up its potential, theoretical modeling and empirical generalization of the practice of Russian and foreign universities were used, which made it possible to consider the development of this phenomenon in a complex manner. It was revealed that the solution of the existing problem of insufficient supply of the Russian economy's need for skilled workforce and middle-level specialists is complicated by the persistence of an unsatisfactory structure of the staff of vocational education teachers

Keywords: entrepreneurial potential of the university, educational activity, modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.