Научная статья на тему 'Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза'

Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / BUSINESS / BUSINESS POTENTIAL OF HIGHER SCHOOL / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокроносов Александр Германович, Долженкова Елена Владимировна, Маврина Ирина Николаевна

В статье обосновывается, что для повышения конкурентоспособности в условиях стохастичности социально-экономических процессов вузам необходимо обращаться к предпринимательству, которое позволяет постоянно реформировать производственные, управленческие, технологические решения. Предметом исследования авторов были экономические отношения, возникающие в результате управления предпринимательством с целью обеспечения стратегического развития вуза. Теоретической и методологической основой работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, данные статистической отчетности, а также результаты апробации предпринимательской модели автономного вуза. Представленные в статье рекомендации могут быть использованы для обеспечения конкурентоспособности вузов в долгосрочной перспективе и повышения их предпринимательского потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокроносов Александр Германович, Долженкова Елена Владимировна, Маврина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business as the Main Vector of Higher School Strategic Development

The paper substantiates the idea that, for achieving the competitive advantage in stochastic socio-economic conditions, the higher educational institutions should adhere to business which allows constant renovation of industrial, managerial and technological decisions. The subject of the research includes the economic relations regarding the business management and aimed at higher school strategic development. The theoretical and methodological basis of the research compiles the studies by the Russian and foreign scientists, the statistic outputs, as well as the approbation data concerning the business model of the autonomous higher school. The recommendations presented in the paper can be used for developing the longterm competitive advantages and business perspectives of higher school.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 338

А. Г. Мокроносов,

Е. В. Долженкова, И. Н. Маврина

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ВЕКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Аннотация. В статье обосновывается, что для повышения конкурентоспособности в условиях стохастичности социально-экономических процессов вузам необходимо обращаться к предпринимательству, которое позволяет постоянно реформировать производственные, управленческие, технологические решения. Предметом исследования авторов были экономические отношения, возникающие в результате управления предпринимательством с целью обеспечения стратегического развития вуза. Теоретической и методологической основой работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, данные статистической отчетности, а также результаты апробации предпринимательской модели автономного вуза.

Представленные в статье рекомендации могут быть использованы для обеспечения конкурентоспособности вузов в долгосрочной перспективе и повышения их предпринимательского потенциала.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский потенциал вуза, стратегия развития.

Abstract. The paper substantiates the idea that, for achieving the competitive advantage in stochastic socio-economic conditions, the higher educational institutions should adhere to business which allows constant renovation of industrial, managerial and technological decisions. The subject of the research includes the economic relations regarding the business management and aimed at higher school strategic development. The theoretical and methodological basis of the research compiles the studies by the Russian and foreign scientists, the statistic outputs, as well as the approbation data concerning the business model of the autonomous higher school.

The recommendations presented in the paper can be used for developing the longterm competitive advantages and business perspectives of higher school.

Index terms: business, business potential of higher school, development strategy.

Развитие конкурентной борьбы в сфере профессионального образования обусловливает необходимость развития предпринимательского вектора вузов.

Конкуренция, по образному выражению И. Кирцнера, является питательной средой предпринимательства, его «вечным двигателем» [3, с. 123]. Вместе с тем, несмотря на большую социально-экономическую значимость проблемы активизации предпринимательской деятельности в учреждениях профессионального образования, многие ее теоретико-методологические аспекты остаются недостаточно исследованными. В частности, требуют дальнейшего научного обоснования вопросы оценки предпринимательского потенциала вузов и разработки методических подходов к стратегии его повышения.

В настоящее время отсутствуют общепринятая точка зрения на экономическую сущность понятия «предпринимательский потенциал» и устойчивая интерпретация его применительно к специфике деятельности вуза. Причиной такой ситуации являются неоднозначность представлений о предпринимательстве как одном из самых сложных социальноэкономических феноменов, а также двойственный характер сферы профессионального образования - направленность на формирование личности и вместе с тем обеспечение качества и непрерывности экономического развития общества.

Весьма многообразный и противоречивый процесс эволюции взглядов на предпринимательство нашел отражение в трудах Т. Гобса, Р. Кан-тильона, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Сея, Й. Тюнена, К. Маркса, Ф. Найта, Л. Мизеса, Т. Веблена, Й. Шумпетера, И. Кирцнера и других исследователей. С развитием экономической мысли изменялись и обогащались теоретические положения и методологические подходы к исследованию рассматриваемого феномена. В качестве основных направлений можно выделить:

• неоклассическую теорию, исследующую суть предпринимательского процесса как специфическую управленческую функцию;

• неоавстрийскую школу, рассматривающую предпринимательство как преобразующую силу;

• институциональную теорию, представляющую предпринимательство как особый механизм экономической координации.

Базовой теорией предпринимательства до сих пор остается концепция Й. Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции с попыткой отображения психологического портрета предпринимателя. По мнению ученого, суть предпринимательства заключается в соединении на новых началах различных видов ресурсов и осуществления постоянного реформирования производственных, управленческих, техноло-

гических решений в условиях стохастичности и неустойчивости социальноэкономических процессов.

Предпринимательство следует понимать как специфический способ хозяйствования, предполагающий беспрестанный поиск и изучение новых возможностей для совершенствования производства и повышения его экономической эффективности. В то же время оно характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. «Непрерывный шторм созидательного разрушения» служит и проявлением эффективной конкуренции, и сущностью предпринимательства. В этом процессе предпринимательская деятельность есть деятельность лидеров - новаторов и первопроходцев [8, с. 167].

Обобщая различные точки зрения на предпринимательство, можно утверждать, что смысловое ядро данной категории образует инновационность как процесс разработки и реализации нововведений. К числу важнейших признаков этого феномена следует отнести также креативность, отражающую его созидательный аспект, способность к созданию интеллектуальных продуктов. Еще одной отличительной характеристикой предпринимательства является инициативность как готовность к систематическому, целенаправленному труду по внедрению нововведений в условиях риска и неопределенности.

Применительно к системе высшего профессионального образования развитие предпринимательства целесообразно рассматривать через призму концепции «предпринимательского университета». В последние годы этот термин достаточно часто встречается в лексиконе специалистов, исследующих вопросы экономики профессиональной подготовки. Раскрывая смысл понятия «предпринимательский университет», исследователи делают акцент на новаторском содержании деятельности менеджмента, его ориентации на постоянный поиск, активизацию, развитие и рациональное использование ресурсов [9, с. 41].

Словосочетание «предпринимательская организация» в современном менеджменте обозначает один из способов внутреннего устройства организации, конституирующий три необходимых элемента: организационное действие, инициирование изменений, денежный доход как цель и критерий успеха [2, с. 117].

Под «предпринимательским университетом» нередко понимают высшее учебное заведение, способное привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своего функционирования. Подобное «узкое» толкование не позволяет преодолеть противоречие между тремя сфе-

рами деятельности в структуре предпринимательства: гуманитарной, естественнонаучной и деловой. Сущность рассматриваемого явления более точно отражает формулировка профессора гарвардской школы бизнеса Г. Стивенсона: «Предпринимательство - это поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов». Достоинство такого подхода состоит в том, что предпринимательство не ограничено сферой бизнеса и может реализоваться как в образовательной, так и в научно-исследовательской вузовской деятельности.

Предпринимательский университет - это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ресурсных ограничений в трех областях - генерации знаний, преподавания и преобразования знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой. Ограничения в вышеуказанных сферах сопряжены с дефицитом основных видов источников: финансовых, информационных и трудовых. Преодоление этого дефицита как путем привлечения ресурсов из внешнего окружения, так и за счет развития возможностей внутренней среды университета является важнейшим признаком его предпринимательской направленности [4, с. 52].

Непременным условием реализации предпринимательской модели является внедрение стратегического управления, обращение к современным методов формирования и использования ключевых конкурентных преимуществ. Одним из таких преимуществ является освоение эффективной технологии управления качеством образовательного процесса.

Обычно качество трактуется как соответствие определенным критериям, нормам, требованиям среды или потребителя. Опыт предприятий реального сектора экономики говорит о возможности обеспечения качества подготовки специалистов на основе международных стандартов управления качеством. Однако необходимо учитывать, что качество профессионального образования представляет собой сложную, многоуровневую, динамическую систему, формируется как интегральная характеристика выпускника, образуемая единством социально, профессионально и личностно значимых характеристик.

Стратегическое развитие предпринимательского университета должно опережать систему требований, предъявляемых изменениями внешней среды. Оно должно быть эволюционно избыточным благодаря темпам развития внутреннего, потенциального качества объекта; опережать форму этого самого развития, в том числе изменения внутренней социальной

среды [5, с. 11]. Соответствующая политика предпринимательского вуза должна заключаться в выявлении и предвосхищении ожиданий рынка, реализации системы опережающего удовлетворения запросов как внешних потребителей - студентов, организаций-партнеров и общества в целом, так и внутренних - сотрудников университета [6, с. 13].

Предпринимательство, реализующее инновации, предполагает развитие персональных качеств и навыков, знание инструментария бизнес-планирования, что обусловливает необходимость широкого использования в вузах программ по бизнес-образованию, подготовки преподавателей и студентов к предпринимательской деятельности. При этом нельзя ограничиваться только специальным экономическим обучением. Требуются диагностирование способностей, мотивации, личностных качеств, изучение и применение эффективных методов активизации личностного предпринимательского потенциала сотрудников и студентов вуза в системе бизнес-образования [1, с. 208].

Для реализации концепции предпринимательского университета следует не только вырабатывать новые компетенции в области бизнес-планирования, но и создавать новые организационные формы коммерциализации знаний и инноваций, в том числе бизнес-инкубаторы, технопарки, отделы трансферта технологий и др. Предпринимательский вуз должен находить эффективные пути структурного сопряжения с внешней средой, быть активным субъектом изменения региональной экономики. Связи с внешним миром обеспечивают проектную ориентацию «внешних игроков», которые решают практические проблемы, актуальные для экономического и социального развития региона [7, с. 178].

Вышеизложенное позволяет дать определение экономической сущности предпринимательского потенциала вуза, обосновать методический подход к анализу его структуры и измерению. В большинстве толковых словарей термин «потенциал» интерпретируется как фактор реальной и возможной интенсивности осуществления того или иного процесса.

Предпринимательский потенциал вуза - понятие синтезирующего характера, отражающее различные аспекты предпринимательства как многофункциональной социально-экономической категории. Названный потенциал включает черты творческого, инновационного и коммерческого потенциалов. В свою очередь, каждый из них интегрирует целый ряд ресурсных субпотенциалов: кадровый, информационный, материальнотехнический и др.

В экономической литературе представлены несколько подходов к определению потенциала:

• ресурсный, рассматривающий потенциал как совокупность ресурсов, характеризующих деятельность системы;

• компетентностный, в рамках которого потенциал понимается как совокупность способностей участников образовательного процесса;

• стратегический, интерпретирующий потенциал как совокупность возможностей реализации активности системы в достижении намеченных целей.

С нашей точки зрения, весьма перспективно исследование предпринимательского потенциала вуза с позиций ресурсного подхода, согласно которому в качестве структурных компонентов рассматриваются материальные и нематериальные, реальные и скрытые ресурсы вуза. Под реальной базой понимаются накопленные в прошлом и используемые в настоящее время кадровые, технологические, информационные и другие ресурсы. Скрытые ресурсы - неиспользуемые, т. е. имеющиеся, но не востребованные ресурсы, а также возможности наращивания качества и повышения интенсивности применения используемых ресурсов в условиях внутренних и внешних трансформаций вуза.

Компетентностный подход отражает направления развития предпринимательского потенциала вуза на основе суммы знаний, умений и навыков его менеджеров, преподавателей, сотрудников и обучающихся. В контексте этого подхода речь идет о повышении предпринимательского потенциала вуза путем создания благоприятных условий для полной реализации его задач - не только сформированных, но и новых: будучи единством устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе элементы будущего развития.

Стратегический подход характеризует возможности вуза в области достижения целевых результатов деятельности. Оценка потенциала осуществляется с учетом анализа факторов внешней и внутренней вузовской среды и предусматривает исследование соотношений фактических и целевых параметров развития. Использование стратегического подхода необходимо для решения проблемы обеспечения конкурентоспособности вуза, формирования его ключевых конкурентных преимуществ на рынках услуг научно-исследовательской деятельности, профессионального образования и рынке труда.

Все перечисленные подходы предусматривают изучение предпринимательского потенциала вуза в процессе развития и совершенствования. В этой связи целесообразно выделение двух видов потенциала: а) реального, или фактически реализованного; б) возможного, т. е. не актуали-

зированного с точки зрения наличия ресурсов и ключевых компетенций, необходимых для достижения поставленных целей.

Таким образом, под предпринимательским потенциалом вуза следует понимать совокупность ключевых компетенций, обеспечивающих возможность создания интеллектуальных продуктов, их инновационный трансферт в образовательную деятельность, внедрение в производство на основе эффективных способов привлечения, комбинирования и рационального применения ресурсов с целью достижения устойчивой конкурентоспособности на рынках труда, профессионального образования и услуг научно-исследовательской деятельности.

При анализе структуры и оценке вузовского предпринимательского потенциала представляется целесообразным задействовать смешанный подход, предусматривающий использование совокупности ресурсов, компетенций и целевых ориентиров (рисунок).

Р7

Р6

Р5

Р4

РЗ

Р2

Р1

Ресурсы

/- У У У

/ У У У У У

У У у.

У

/ Ґ ■у /

У У У У

/ ✓ У

>■ У /

У У /

У / К1

Компетенции

К2

Ресурсы

Р1 — организационные Р2 - трудовые РЗ - пространственные Р4 - ф инан;овые Р5 - инф ормационные Р6 - технологические Р7 - технические Сферы:

С1 - генерация знаний

С2 - трансф ерт знаний

03 - внедрение знаний в производство

Компетенции:

К1 — компетенции, обеспечиваю-цие внутреннюю гибкость вуза К2 - компетенции, обеспечивающее внешнюю гибкость вуза

С1

С2

СЗ

Сферы

Структура предпринимательского потенциала вуза

Многоаспектный характер предпринимательского потенциала вуза предполагает формирование системы показателей его измерения, отражающих специфику предпринимательской деятельности в сфере генерации знаний, их трансферта и внедрения в производство. Кроме того, в по-

казатели должны быть включены результаты деятельности малых предприятий и других создаваемых на базе вуза предпринимательских структур. Мы выделили три группы показателей, характеризующих важнейшие признаки предпринимательства - активность, эффективность и результативность развития предпринимательской деятельности вуза (таблица).

Матрица показателей предпринимательского потенциала вуза

Виды деятельности вуза Показатели и характеризуемые ими составляющие предпринимательства

Активность Эффективность Результативность

Генерация знаний Предпринимательство в научной деятельности вуза Предпринимательский доход от научно-исследовательской деятельности Конкурентоспособность вуза на рынке услуг научно-исследовательской деятельности

Трансферт знаний Предпринимательство в образовательной деятельности вуза Финансовый результат образовательной деятельн о сти Конкурентоспособность вуза на рынке услуг профессионального образования

Внедрение в производство Коммерциализация знаний Величина дохода от внедрения знаний в производство Конкурентоспособность вуза на рынке услуг профессионального образования и рынке труда

Иная приносящая доход деятельность Предпринимательские структуры вуза Финансовый результат деятельности предпринимательских структур вуза Конкурентоспособность предпринимательских структур вуза на товарных рынках и рынках финансовых инструментов

Вызовы внешней среды, институциональная модернизация профессионального образования активизировали процессы трансформации отечественных вузов в предпринимательские университеты.

В частности, Российский профессионально-педагогический университет (РГППУ), одним из первых в России получивший статус федерального автономного образовательного учреждения, определил переход на предпринимательскую модель развития как главную стратегическую задачу. Инновационная деятельность, осуществляемая в ходе реализации данной модели, предполагает использование имеющихся ресурсов и интеллектуального потенциала университета для обеспечения рыночных конкурентных преимуществ.

В университете совершенствуется система стратегического планирования. Цели, задачи и приоритетные направления деятельности, намеченные в разработанной концепции развития на среднесрочную перспективу, являются ориентирами для годовых текущих планов структурных подразделений университета - институтов, отделов и кафедр, находят свое логическое завершение в индивидуальных планах преподавателей.

В настоящее время в РГППУ апробируется система показателей оценки предпринимательского потенциала его структурных подразделений, основу которой составили балльный и финансовый методы. Значительный и уникальный ресурсный потенциал университета обеспечивают следующие составляющие:

• статус головного вуза по научному, научно-методическому обеспечению системы подготовки педагогов профессионального обучения в РФ;

• эффективное взаимодействие с Уральским отделением Российской академии образования;

• наличие в структуре подразделений, осуществляющих подготовку специалистов со средним специальным и начальным профессиональным образованием;

• широкий спектр направлений подготовки, создающий условия для эффективного трансферта знаний, согласования структуры предоставляемых услуг с запросами рынка труда;

• адекватное требованиям рынка труда содержание и современные технологии подготовки специалистов.

Предпринимательская стратегия вуза направлена на обеспечение его динамичного развития, сохранение лидирующих позиций в области профессионально-педагогического образования, достижение устойчивой конкурентоспособности на рынке научно-образовательных услуг. В соответствии с этими задачами особую значимость приобретают следующие внешние цели университета:

• установление эффективного социального партнерства с органами региональной государственной власти, академическим и отраслевым секторами науки, администрациями муниципальных образований, ведущими научными, образовательными и производственными центрами для комплексного решения проблем подготовки высококвалифицированных кадров и интеграции системы профессионально-педагогического образования в российское и мировое информационное и образовательное пространство;

• укрепление позиций РГППУ как ведущего вуза России в области профессионально-педагогического образования, расширение сферы влияния на федеральном и международном уровнях;

• формирование в обществе новых взглядов на подготовку рабочей элиты и повышение престижа профессионально-педагогического образования в России и Уральском регионе.

К числу приоритетов стратегического развития внутренней среды вуза относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• совершенствование качества профессионально-образовательного процесса на основе активного использования инновационных подходов и информационно-коммуникационных технологий, внедрения системы менеджмента качества, отвечающей современным требованиям;

• непрерывное обновление содержания образования путем систематического изучения потребностей потребителей образовательных услуг, мониторинга востребованности образовательных программ и выпускников университета;

• развитие научно-исследовательской деятельности, ее ориентация на углубленную разработку актуальных проблем передового педагогического опыта и других предметных областей, по которым ведется подготовка специалистов;

• обеспечение высокого уровня квалификации и мотивации профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала на основе анализа профессионально-педагогической компетентности, создания системы показателей для персональной оценки вклада каждого сотрудника в повышение качества обучения.

В системе программных мероприятий с ярко выраженным предпринимательским характером следует отметить создание на базе университета центров по разработке моделей взаимодействия образовательных учреждений с бизнес-сообществом, в том числе инновационных научно-учебно-производственных кластеров. В частности, успешно развивается учебно-демонстрационный центр, образованный совместно с корпорацией «Пумори-СИЗ» - дилером по поставкам современного металлообрабатывающего оборудования. Организованное им обучение студентов профессиям операторов, наладчиков, программистов, технологов на станках с ЧПУ эффективно решает проблему кадрового дефицита и способствует модернизации отечественной экономики благодаря трансферту новых технологий.

Другие предпринимательские структуры РГППУ, в том числе научно-образовательные центры и малые инновационные предприятия (МИП), также повышают предпринимательский потенциал университета. МИП позволяют реализовать инновационные формы прикладных технологий обучения на основе включения обучающихся в реальное производство. Предпринимательской стратегией университета предусмотрено, что не менее 30% рабочих мест в малых инновационных предприятиях предоставляется студентам с целью овладения ими профессиональными компетенциями. Создание в перспективе таких предприятий при каждой кафедре будет способствовать эффективности самостоятельной работы студентов, совершенствованию технологии ее планирования и контроля. Следует отметить, что деятельность МИП предусматривает реализацию не только технических, но и гуманитарных инноваций в сфере социального предпринимательства.

Вектор предпринимательской активности РГППУ отчетливо ориентирован на внешнее развитие. Организуется система взаимодействия с представителями регионального сообщества по вопросам, касающимся подготовки специалистов, усиливается роль вуза как субъекта социальноэкономического развития региона.

Предпринимательский потенциал университета является весомой предпосылкой для его трансформации в национальный исследовательский университет, а также в региональный центр профессионального педагогического образования - своеобразное ядро инновационного кластера педагогической образовательной индустрии УрФО.

Литература

1. Глуханюк Н. С., Дьяченко Е. В. Психологические особенности предпринимательского потенциала и его активация в системе бизнес-образования / / Учен. зап. кафедры теорет. и эксперимент. психологии Рос. гос. проф-пед. ун-та: сб. науч. тр. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; под общ. ред. Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко. Екатеринбург, 2008. Вып. 2. С. 199-225.

2. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социс. 2004. № 4. С. 113-121.

3. Кирцнер Израэл М. Конкуренция и предпринимательство: пер.

с англ. / под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 239 с.

4. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 49-53.

5. Макаров А. Н. Институциональные основы формирования рынка образования // Педагогика: науч.-теорет. журн. 2007. № 4. С. 9-15.

6. Петров А., Сухов С. Стратегическое управление конкурентоспособностью вуза // Высш. образование в России. 2007. № 2. С. 9-15.

7. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналит. доклад. М.: Логос, 2005. 206 с.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс,

1982. 455 с.

9. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. P.: IAU Press Pergamon, Elsev Sciens, 1998. P. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.