Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРЕДАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ'

АНАЛИЗ ПРЕДАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
топографическая анатомия / оперативная хирургия / контроль знаний / практические навыки / topographical anatomy / operative surgery / control of knowledge and practical skills

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асмоловский Александр Валентинович, Шаматкова Светлана Владимировна

Комплексная подготовка студента-медика включает овладение практическими навыками и умение применять их в конкретных клинических ситуациях. В настоящее время большой объем теоретического материала и необходимость контроля его усвоения не позволяют преподавателям оперативной хирургии и топографической анатомии в должной мере уделять внимание применению полученных знаний в практической деятельности, а также обучению студентов мануальным навыкам. Развитие клинического мышления через решение анатомо-хирургических задач и освоение общехирургических практических навыков является неотъемлемой частью образовательного процесса. В данной работе рассматривается новый способ контроля и оценки предаудиторной подготовки теоретических знаний обучающихся на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асмоловский Александр Валентинович, Шаматкова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRE-AUDIT TRAINING OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY

Comprehensive training of a medical student includes mastering practical skills and the ability to apply them in specific clinical situations. Currently, a large amount of theoretical material and the need to control its assimilation do not allow teachers of operative surgery and topographic anatomy to pay due attention to the application of the acquired knowledge in practice, as well as teaching students manual skills. The development of clinical thinking through the solution of anatomical and surgical tasks and the development of general surgical practical skills is an integral part of the educational process. In this paper, a new method of monitoring and evaluating the pre-audit preparation of theoretical knowledge of students at the Department of Topographic Anatomy and Operative Surgery is considered

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРЕДАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ»

Асмоловский А.В. Анализ предаудиторной подготовки студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии / А.В. Асмоловский, С.В. Шаматкова // Вестник оперативной хирургии и топографической анатомии. - 2021. - Т. 1, №3 (04). - С. 4-6

УДК 617-089+611.9 (07.07)

АНАЛИЗ ПРЕДАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

АСМОЛОВСКИЙА.В., ШАМАТКОВА С.В. Смоленский государственный медицинский университет, Смоленск, Россия

Аннотация

Комплексная подготовка студента-медика включает овладение практическими навыками и умение применять их в конкретных клинических ситуациях. В настоящее время большой объем теоретического материала и необходимость контроля его усвоения не позволяют преподавателям оперативной хирургии и топографической анатомии в должной мере уделять внимание применению полученных знаний в практической деятельности, а также обучению студентов мануальным навыкам. Развитие клинического мышления через решение анатомо-хирургических задач и освоение общехирургических практических навыков является неотъемлемой частью образовательного процесса. В данной работе рассматривается новый способ контроля и оценки предаудиторной подготовки теоретических знаний обучающихся на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии.

Ключевые слова: топографическая анатомия, оперативная хирургия, контроль знаний, практические навыки

ANALYSIS OF PRE-AUDIT TRAINING OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHIC ANATOMY

ASMOLOVSKYA.V., SHAMATKOVA S.V. Smolensk state medical University, Smolensk, Russia

Abstract

Comprehensive training of a medical student includes mastering practical skills and the ability to apply them in specific clinical situations. Currently, a large amount of theoretical material and the need to control its assimilation do not allow teachers of operative surgery and topographic anatomy to pay due attention to the application of the acquired knowledge in practice, as well as teaching students manual skills. The development of clinical thinking through the solution of anatomical and surgical tasks and the development of general surgical practical skills is an integral part of the educational process. In this paper, a new method of monitoring and evaluating the pre-audit preparation of theoretical knowledge of students at the Department of Topographic Anatomy and Operative Surgery is considered.

* Сведения об авторах:

Асмоловский Александр Валентинович, e-mail: asmolovsky@gmail.com, д.м.н., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленский государственный медицинский университет"Министерства здравоохранения Российской Федерации, профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, 214019, Российская Федерация, г. Смоленск, ул. Крупская, 28

Шаматкова Светлана Владимировна, e-mail: svetlanash_05@mail.ru, к.м.н., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленский государственный медицинский университет"Министерства здравоохранения Российской Федерации, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, 214019, Российская Федерация, г. Смоленск, ул. Крупская, 28

Keywords: topographical anatomy, operative surgery, control of knowledge and practical skills

Актуальность. Сегодня высшая

медицинская школа предоставляет студентам новые возможности реализации, новые учебные программы, электронные средства обучения [2, 4]. В настоящее время наблюдается переход системы современного медицинского образования в новое качественное состояние. Главная претензия работодателей к профессиональным медицинским учреждениям сегодня - это оторванность полученных знаний от практики, отсутствие системы профессиональной подготовки в условиях "вуз -реальная клиническая практика" [5].

Возможность детально изучить

пространственные взаимоотношения

анатомических структур, овладеть

теоретическим знанием о выполнении базовых хирургических вмешательств, и освоить мануальные навыки, научиться самостоятельно выполнять ряд манипуляций, которыми должен владеть врач любой специальности поможет оперативная хирургия и топографическая анатомия. В связи с этим важной задачей становится оптимизация учебного процесса и рациональное построение аудиторных занятий, на которых должное количество времени следует уделять освоению именно практических навыков и решению ситуационных задач. Перед преподавателями стоит задача обеспечить обучающимся систему интегрированных теоретических и клинических знаний, навыков и умений. Преподаватели должны содействовать формированию клинического мышления, способности к социальной адаптации будущего специалиста [3], а также учиться применять имеющиеся теоретические знания при решении клинических задач. Важным аспектом остается контроль усвоения студентом теоретических знаний, поскольку без должного владения материалом приступать к решению ситуационных задач и выполнению практических навыков нельзя.

В связи с этим предлагается изменить оценку предаудиторной подготовки студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии (ТАиОХ). Дистанционный контроль освоения студентами теоретического материала позволит уделять больше времени обсуждению наиболее затруднительных для обучающихся моментов, а также разбору клинических случаев и обучению практическим умениям [1].

Цель исследования. Анализ дистанционного автоматического контроля выполнения домашнего задания к текущему занятию.

Материалы и методы. В ходе исследования были обработаны и проанализированы ответы студентов на вопросы анкеты. Статистическая достоверность различия определялась по параметрическому критерию Фишера. Критический уровень значимости при проверке принимали равным 0,01. Анализ осуществлялся с помощью пакета программ: Statistica 12.0, Microsoft Excel.

Результаты исследования. Большая часть ответов - 242 (79,6%) принадлежит студентам лечебного факультета. 1/5 (52) результатов получена от студентов педиатрического факультета, что составило 20,4% (p <0,01).

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, один из которых был вопрос об отношении студента к формату дистанционного заполнения ответов в рабочих тетрадях и направлению их преподавателю по электронной почте. 271 (89,1%) человек отнеслись к этому положительно, 27 человек (8,95) - негативно, 3 человека (1%) - нейтрально (p<0,01).

В ходе следующего вопроса респондентам было предложено высказать свое мнение касательно сдачи тестов по ТАиОХ в дистанционном формате. 285 человек (93,8%) ответили положительно, 13 человек (4,3%) -негативно (p<0,01). На вопрос о пользе тестового контроля студенты ответили следующим образом: 269 человек (88,5%) - дает больше пользы при выполнении дома, 20 человек (6,6%) - дает больше пользы при выполнении на занятиях (p<0,01). Ряд учащихся отметили, что тесты не приносят пользы вообще.

Далее респондентам было предложено высказать свое мнение по поводу пользы проведения аудиторного тестирования. Большинство студентов согласны с тем, что оно лишь отбирает время, необходимое для разбора теоретических вопросов и освоения практических навыков - 262 человека (86,2%). 36 человек (11,8%) ответили "не критично", 6 человек (2%) - ответили "нет" (p<0,01).

Далее студентам было предложено высказать мнение о качестве составления тестов. Респонденты могли выбрать 2 и более ответа. Результаты распределились следующим образом: 241 человек (79,3%) ответили, что

тесты доступные, 57 человек (18,8%) - в тестах много ошибок, 24 человека (7,9%) считают, что тесты разнятся с материалами для подготовки к занятию (р<0,01). Основной причиной этого является отсутствие в библиотеке ВУЗа достаточного количества одного из учебников.

Было выявлено, что большинство студентов-231 человек (76%) не считают аудиторное тестирование необходимым элементом контроля полученных знаний, только 67 человек (22%) считают, что тестирование должно проводиться в обязательном порядке (р<0,01).

Респондентам было предложено высказать свое отношение к заполнению учебных карт (картинок) по оперативной хирургии и топографической анатомии. Большинство анкетируемых - 157 человек (51,6%) выбрали два варианта ответа: анатомические карты положительно влияют на учебный процесс, 225 человек (74%) считают, что анатомические карты положительно влияют на учебный процесс, 17 человек (5,6%) выбрали вариант "негативное влияние" (р <0,01). Для 14 человек (4,6%) анатомические карты не оказали никакого влияния на учебный процесс.

В графе "предложения и пожелания кафедре" большинство студентов указали на необходимость более тщательного и длительного освоения практических навыков, а также высказали пожелание большее количество времени уделять разбору конкретных клинических ситуаций, поскольку простое заучивание материала не приносит особой пользы и не помогает успешно ориентироваться в практической деятельности.

Выводы. Результатом анализа ответов респондентов явилась разработка и внедрение в учебный процесс собственной электронной платформы, позволяющей перевести

предаудиторный контроль знаний студентов в дистанционный формат. На платформе в удобной для восприятия форме размещены методические рекомендации и ссылки на нужные главы учебника, тесты и анатомические карты. При этом вопросы для тестового контроля были пересмотрены и исправлены в соответствии с опубликованными лекциями единым рекомендованным электронным учебником.

Список литературы

1. Антонович М.Ю. Дистанционное образование в медицине /М.Ю. Антонович, М.Ю. Любченко //Медицина и экология.

- 2019. - №1 - С. 119-122.

2. Долгова Т.В. Смешанное обучение - инновация XXI века / Т.В. Долгова // Интерактивное образование. - 2017. - №5.

- С. 2-8.

3. Олифирова О.С. Организация обучения хирургии по программа НМО / О.С. Олифирова, Д.А. Оразлиев // Амурский медицинский журнал. - 2018. - №1-2. - С. 128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.