АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ РИСКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ (НАДЗОРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.А. Гордиенко, магистрант
Академия государственной противопожарной службы МЧС России (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-1-59-63
Аннотация. В данной статье проведён анализ правовых рисков, возникающих при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности должностными лицами органов ГПН. Также дана оценка внедрению «проверочных листов» (или «чек-листов») при проведении мероприятий по надзору. Проанализированы определенные правовые риски, которые сопровождают должностное лицо органа ГПН при реализации профессиональной деятельности. Особое внимание уделено наиболее часто встречающимся преступлениям коррупционной направленности в системе МЧС, что определяет актуальность темы данной статьи, поскольку борьбе с коррупцией уделяется пристальное внимание на всех уровнях власти в настоящее время. Автором сделан вывод о том, что сотрудник ГПН ФПС МЧС России должен обладать определенными качествами и характеристиками. С целью повышения уровня профессиональной служебной подготовки сотрудников ГПН ФПС МЧС России разработаны предложения рекомендательного характера.
Ключевые слова: пожарная безопасность, органы государственного пожарного надзора, проверка, контролируемое лицо, нарушения, обязательные требования пожарной безопасности.
Изменения, произошедшие в экономике, повлекли за собой изменения в формах собственности многих предприятий, рыночные отношения привели к появлению многочисленных рынков сбыта товаров и услуг, что не могло не отразиться на изменениях правового регулирования в сфере обеспечения пожарной безопасности. Контрольно-надзорные органы также перестраивают свои методы и процедуры осуществления надзорной деятельности в МЧС России, исходя из изменений в запросах общества. Главенствующая роль отведена правовым аспектам контрольно-надзорной деятельности и её субъектам.
Переход на риск-ориентированный подход при проведении проверок относится к основному направлению совершенствования контрольно-надзорной деятельности [8].
Также следует отметить еще одно направление - формирование для предпринимателей исчерпывающего реестра обязательных требований для соблюдения. Для этого было проанализировано, какие требования предъявляются к ним сейчас,
не дублируют ли они друг друга, актуальны ли они до сих пор или уже устарели. Разработка и внедрение «проверочных листов» (или «чек-листов») также является положительным опытом, поскольку за пределы исчерпывающего перечня контрольных вопросов при проведении мероприятий по надзору, выходить нельзя [3, 7, 9, 12].
Изменения, которые коснулись за последние двадцать лет правовой базы в рассматриваемой сфере, потребовали от сотрудников надзорных органов и повышения профессиональной грамотности [11].
В настоящее время назначение на различные должности ГПС ФПС МЧС России возможно только при наличии высшего профильного образования, а также стажа или опыта работы по данному направлению.
Особое внимание уделяется также выполнению должностных обязанностей сотрудниками МЧС, навыкам деловых переговоров и публичного выступления, умению подготавливать проекты нормативных правовых актов и служебных доку-
ментов, навыкам владения компьютерными программами и оргтехникой.
Несмотря на все высокие требования к занимаемым должностям в МЧС, не исключены случаи проявления халатности и совершения преступлений, связанных с коррупцией, среди сотрудников МЧС [13].
Также следует отметить, что имеются определенные правовые риски, которые сопровождают должностное лицо органа ГПН при реализации профессиональной деятельности. Такие риски можно минимизировать путем разработки управленческих решений, которые будут направлены на снижение правовых рисков.
Гражданско-правовая ответственность регламентирована Гражданским Кодексом, например, возмещение морального вреда, убытков и др. [1]. В судебной практике встречается привлечение должностных лиц органов ГПН к ответственности по ст. 1069 ГК РФ, в случае причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия).
Административная ответственность наступает при совершении
административного правонарушения, виды административных наказаний
предусмотрены статьей 3.2 КоАП РФ [5].
Уголовная ответственность наступает за совершение противоправного деяния, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, которые повлекли причинение крупного ущерба или сущетсвенное нарушение прав граждан или организаций (ч. 1 ст. 293 УК РФ), особо крупного ущерба (более полутора миллиона рублей) (ч. 1.1 ст. 293 УК РФ), тяжкий вред здоровью или смерть человека (ч. 2 ст. 93 УК РФ), смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ). Закрепление как единственного условия для привлечения к уголовной ответственности наличия состава преступления - важный шаг для соблюдения прав и свобод личности [6].
Наиболее часто встречающимися преступлениями коррупционной направленности в системе МЧС являются: взятка, злоупотребление должностными полномо-
чиями и нецелевое распределение бюджетных средств.
Дисциплинарная ответственность -наступает при ненадлежащем исполнении служебных обязанностей сотрудником, к мерам дисциплинарного характера относятся замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Дисциплинарная ответственность
должностных лиц органов ГПН регламентирована в соответствии с Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
Слеудет отметить, что должностные лица органов ГПН в соответствии со статьей 2.5 КоАП РФ не могут быть подвергнуты административной ответственности по статье 19.6.1 КоАП РФ [5].
Особая роль в борьбе с коррупцией в системе МЧС отведена Федеральному закону «О противодействии коррупции» № 273 [4]. Исходя из норм анализируемого закона, следует назвать новеллы, которые закреплены на законодательном уровне в связи с принятием ФЗ № 273.
Законодательно закреплено определение понятия «коррупция», «противодействие коррупции». К противодействию коррупции относятся такие направления деятельности как профилактика и борьба с коррупцией; минимизация последствий коррупционных правонарушений.
Также определены принципы противодействия коррупции и установлены четкие полномочия высших органов государственной власти по противодействию коррупции.
В МЧС также отводится целое направление для противодействия коррупции на плановой основе.
Главная роль в выявлении деяний коррупционной направленности принадлежит ФСБ, органам Прокуратуры, МВД, поэтому роль МЧС в данном направлении -профилактическая. Иными словами - МЧС взаимодействует с силовыми ведомствами, перечисленными выше, чтобы пресечь условия для проявления и распростране-
ния коррупционных деяний среди госслужащих, а также среди сотрудников МЧС.
С сотрудниками МЧС проводятся занятия по разъяснению действующего законодательства в области соблюдения запретов и ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также недопущению и урегулированию конфликта интересов.
Для проведения занятий по антикоррупционной тематике привлекаются сотрудники правоохранительных органов, ведется разъяснительная работа об ответственности за незаконное вознаграждение.
С целью выявления коррупционных правонарушений ведется активная работа по рассмотрению обращений и заявлений, поступающих на «единый телефон доверия», что является одним из приоритетных направлений деятельности Главного управления.
Таким образом, сотрудник ГПН ФПС МЧС России должен обладать стойкими нравственными принципами, которые оказывают влияние не только на отношение к исполнению должностных обязанностей, но и прежде всего - не позволяют ради корыстной и незаконной наживы использовать свое служебное положение. Именно стремление к честному труду, прозрачность доходов должны быть в приоритете у кандидатов, поступающих на госслужбу в МЧС и иные ведомства.
С целью повышения уровня профессиональной служебной подготовки сотрудников ГПН ФПС МЧС России предлагаем:
1. Совершенствование механизма кадрового обеспечения МЧС России, в том
вестного исполнения своих служебных обязанностей сотрудниками Министерства;
2. С целью преодоления нарушений законодательства предлагаем развивать знание юридических и специальных дисциплин, действующего законодательства, приказов, инструкций, при помощи ежегодного тестирования всех сотрудников МЧС в режиме онлайн-тестах нормативных актов, регламентирующих деятельность МЧС;
3. В целях борьбы с коррупцией предлагаем помимо представления сведений о своих доходах, супруги и несовершеннолетних детей, имуществе и обязательствах имущественного характера добавить представление сведений о доходах своих родителей.
Заключение
Совершенствование нормативного правового регулирования надзорной деятельности должно быть гармонизировано с совершенствованием самой системы контрольно-надзорных органов, требующей современных изменений.
В соответствии со статьей 15 Закона № 248-ФЗ [3] предметом государственного надзора являются оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также оценка исполнения предусмотренных федеральными законами решений надзорных органов, принимаемых по результатам контрольно-надзорных мероприятий.
В настоящее время работа по совершенствованию правоприменения норм и правил пожарной безопасности продолжается.
числе - создание мотиваций для добросо-
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 03.08.2021) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273 // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 16 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
7. Постановление Правительства РФ от 22.07.2017 № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля» (ред. от 25.06.2021) // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №1016 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
10. Приказ МЧС России от 09.02.2022 г. № 78 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
11. Приказ МЧС России от 1 декабря 2016 г. № 653 «О квалификационных требованиях к должностям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы».
12. Приказ МЧС России от 7 июня 2021 г. № 364 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
13. Сметанкина Г.И. К вопросу о публичности и информационной открытости надзорных органов // Материалы конференции: «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - 2013. - № 1 (4). - С. 86-90.
ANALYSIS OF THE LEGAL RISKS OF THE STATE INSPECTOR OF FIRE SUPERVISION IN THE IMPLEMENTATION OF CONTROL (SUPERVISORY) ACTIVITIES
A.A. Gordienko, Graduate Student
Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia (Russia, Moscow)
Abstract. This article provides an analysis of the legal risks that arise when carrying out control (supervisory) activities by officials of the State Fire Control bodies. An assessment was also made of the implementation of "checklists" (or "checklists") when conducting surveillance activities. Certain legal risks that accompany an official of the State Fire Regulatory Authority during the implementation of professional activities are analyzed. Particular attention is paid to the most common crimes of corruption in the Ministry of Emergency Situations, which determines the relevance of the topic of this article, since the fight against corruption is receiving close attention at all levels of government at present. The author concluded that an employee of the State Fire Department of the Federal Border Guard Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia must have certain qualities and characteristics. In order to increase the level ofprofes-sional training of employees of the State Fire Department of the Federal Border Guard Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, recommendations of a recommendatory nature have been developed
Keywords: fire safety, state fire supervision authorities, inspection, controlled person, violations, mandatory fire safety requirements.