АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ОРГАНОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В АО УЗБЕКИСТАНА: НОРМАТИВНАЯ БАЗА,
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Р.Х. Ташматов, д-р экон. наук, старший научный сотрудник
Центр исследования проблем приватизации и управления государственным имуществом при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан
(Узбекистан, г. Ташкент)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-2-129-133
Аннотация. В статье раскрывается концептуальные основы понятия «вознаграждение», исходя из результатов анализа нормативно-правовых актов, принятых в Республике Узбекистан, а также по результатам анализа внутренних документов, действующих в хозяйственных обществах Узбекистана. Проанализированы формы и способы вознаграждения органов корпоративного управления и контроля, выявлены насущные проблемы в этой области, а также даны направления по решению данных проблем.
Ключевые слова: вознаграждение, органы корпоративного управления и контроля, формы вознаграждения, денежное и неденежное вознаграждение, опцион, акция, критерии вознаграждения.
Важным инструментом эффективного корпоративного управления является система вознаграждения органов корпоративного управления и контроля, который играет ключевую роль в развитии бизнеса, росте капитализации компании.
Вознаграждение имеет правовое закрепление, которое отражено в основных нормативно-правовых актах, принятых в Республике Узбекистан. В частности, в статье 42 (в первом абзаце) Конституции Республики Узбекистан отмечено, что «каждый имеет право ... на справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда» [1].
Статья 636 Гражданского кодекса Республики Узбекистан гласит: «Цена работы в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение» [2]. Трудовой кодекс Республики Узбекистан (статья 254. Сроки расчета при прекращении трудового договора) также предусматривает, что: «В случаях, предусмотренных локальными актами, работник имеет право на получение вознаграждения по итогам работы за год даже если он не состоит в
индивидуальных трудовых отношениях на момент его выплаты» [3].
В области вознаграждения органов корпоративного управления на предприятиях, в том числе с государственным участием, также создана и совершенствуется правовая основа. Так, в ст.74 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» [4] членам наблюдательного совета общества в период исполнения ими своих обязанностей предусмотрена выплата вознаграждения и (или) компенсирование расходов, связанных с исполнением функций членов наблюдательного совета. Кроме того, ст.75 данного Закона в качестве компетенций наблюдательного отмечено установление размеров, выплачиваемых исполнительному органу, членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций.
В Законе «Об управлении государственным имуществом» [5] также предусмотрено внедрение системы вознаграждения членам наблюдательного совета и исполнительного органа. В частности, в ст. 40 данного закона, отмечено, что «на предприятии с участием государства проводится оценка внедрения системы корпоративного управления. Результаты оценки рассматриваются на заседании
наблюдательного совета предприятия с участием государства, и механизм выплаты вознаграждения его членам разрабатывается с привязкой к нему». А в ст. 45 говорится, что «размер вознаграждения, выплачиваемого исполнительному органу предприятия с участием государства, должен основываться на прозрачной системе вознаграждения, утвержденной общим собранием акционеров (участников) или учредителем».
Данные нормы совершенствуются подзаконными актами и правительственными решениями. Например, Стратегией управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2021-2025 годы (далее - Стратегия) [6] вводится понятие «премиальная часть вознаграждения», под которой понимается выплаты в виде бонуса за выполнение важных показателей эффективности в случае обеспечения выполнения показателей по итогам квартала, выплачиваемая надбавка, а также за значимые показатели эффективности по результатам годовой или трехлетней деятельности. Помимо этого, одним из приоритетных направлений Стратегии является переход к рыночным механизмам вознаграждения органов управления, что относится также и органам корпоративного управления и контроля. Вместе с тем, пунктом 29 данной Стратегии вводится практика выплаты членам наблюдательных советов предприятий с государственным участием в размерах, не меньших суммы, выплачиваемой членам наблюдательных советов предприятий с частной формой собственности (в том числе иностранной), а пунктом 47 отмечено, что размер вознаграждения, выплачиваемого руководителям и членам исполнительного органа предприятий с государственным участием должно основываться на прозрачной политике вознаграждения, утвержденной наблюдательным советом.
Согласно п.16 Кодекса корпоративного управления [7] в целях внедрения механизмов эффективного внутреннего контроля в АО общее собрание акционеров утверждает «Положение о внутреннем контроле», которое содержит помимо прочего «описание механизмов мониторинга
работы органов внутреннего контроля, порядка расчета компенсаций и вознаграждений, выплачиваемых их членам».
Нужно отметить, что на сегодняшний день Агентство госактивов в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом» [5] в целях совершенствования системы выплаты вознаграждений исполнительному органу предприятий с участием государства разработало на основании передовой международной практики типовое положение о порядке выплаты вознаграждений исполнительному органу [8].
Данное положение основано на прозрачной системе вознаграждения и определяет порядок начисления выплат руководителю и членам исполнительного органа в соответствии с результатами их деятельности, иными словами, с привязкой к ключевым показателям эффективности (КПЭ) и пропорционально к их вкладу в обеспечение стабильности общества.
Стоит отметить, что в ряде случаев установлено, что начисление и выплата любых поощрительных выплат и бонусов не допускается. Например: когда эффективность деятельности исполнительного органа оценивается как неудовлетворительная или низкая и/или не оценивается вообще; когда результаты деятельности исполнительного органа не публикуются на официальном сайте Агентства по управлению государственными активами; при несвоевременном размещении информации о деятельности предприятия, предусмотренной законодательством, в информационную систему Агентства по управлению государственными активами «Государственное имущество» и др.
Внедрение данного положения, основанного на справедливых и прозрачных подходах к оплате вознаграждения органов корпоративного управления и контроля в хозяйственных обществах, послужит повышению эффективности за счет надлежащего их стимулирования предприятий и привлечения квалифицированных кадров.
На основе вышеприведенных законодательных норм, хозяйственными субъектами разрабатываются внутренние докумен-
ты. Как показал анализ структуры внутренних документов, регламентирующий порядок вознаграждения органов корпоративного управления и контроля, только два (АО «Урганч ёг-мой» и АО «Гидроспецстрой») из изученных хозяйственных обществ имеют порядок, который охватывает весь спектр корпоративного управления и контроля. Эту практику можно назвать образцовой. Нами также проанализированы внутренние документы этих двух хозяйствующих обществ, результаты которого показали, что существуют схожие и отличительные стороны в подходах к вознаграждению органов корпоративного управления и контроля.
В качестве общих черт можно назвать то, что в АО «Урганч ёг-мой» и АО «Гидроспецстрой» применяются две формы вознаграждения:
1. Основное вознаграждение, которое выплачивается ежеквартально (ежемесячно) за должное осуществление функций корпоративного управления и контроля;
2. Дополнительное (премиальное) вознаграждение, выплата которого зависит от положительных итогов деятельности общества.
Все остальное, т.е. критерии (условия), размер, период и источники вознаграждения разнятся. Так, в АО «Урганч ёг-мой» критерии (условия) для вознаграждения органов корпоративного управления и контроля един, тогда как в АО «Гидроспецстрой» они прописаны отдельно. Размер вознаграждения также отличается. Если в АО «Урганч ёг-мой» размер вознаграждения органов управления и контроля составляет от 2 до 7 минимального размера заработной платы, то в АО «Гидроспецстрой» этот показатель варьируется от 2 до 6.
Еще одним из отличительных моментов, является то, что в АО «Гидроспецстрой» для расчета размера вознаграждений членам исполнительного органа вводится интегральный коэффициент эффективности деятельности исполнительного органа общества - средневзвешенное значение по всем ключевым показателям эффективности (КПЭ).
В целом, как показал анализ нормативно-правовой базы, в том числе внутренних нормативных документов по вознаграждению органов корпоративного управления и контроля в АО Узбекистана, существуют ряд проблем, которые препятствуют дальнейшей эффективной деятельности органов корпоративного управления и контроля, что в итоге может негативно отразиться на деятельности всего хозяйственного общества в частности, и на экономику страны в целом.
Среди них можно выделить следующие:
1. Вознаграждение органов корпоративного управления и контроля имеет только материальный характер, тогда как теоретический анализ показал, что существует также и нематериальные формы вознаграждения (звание «лучший работник месяца», гибкий рабочий график, устная благодарность, публикация заметки и фотографии лучшего работника в корпоративной газете или информационном листке, приоритет при планировании рабочего графика, времени отдыха, получении нового оборудования и инструментов, исключение лучших работников из системы постоянного контроля их работы и т.д.).
2. Вознаграждения обычно выплачиваются за определенный период времени (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Они выплачиваются в основном за результаты деятельности, связанные с полномочиями. Вместе с тем целесообразно внедрить разовое вознаграждение за индивидуально-личностные качества, а также за внесение вклада в улучшение КПЭ организации. Например, участие на заседаниях наблюдательного совета, комитетов, общем собрании акционеров.
3. Анализ нормативной базы практики вознаграждения органов корпоративного управления и контроля в Узбекистане показал, что документы имеют разрозненный характер, т.е. порядок вознаграждения членам наблюдательного совета, исполнительного органа и аудита устанавливается отдельными принятыми документами. Это, в свою очередь, приводит к нарушению системности норм, изложенных в данных документах. В связи с этим необходима консолидация норм в одном нор-
мативном документе, что служит единому регулированию общественных отношений, в процессе которого все нормы располагаются в определённой логической последовательности, разрабатывается общая структура единого акта. Осуществляется определённая редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчётом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).
4. Анализ отечественной практики вознаграждения органов корпоративного управления и контроля показал, что в хозяйственных обществах применяется только денежная форма вознаграждения, что требует диверсификации. Мировой опыт показывает, что помимо денежных форм вознаграждений, существуют следующие виды вознаграждения:
а) вознаграждения, связанные с акциями хозяйствующего общества (акции по полной стоимости, предоставляемые органам корпоративного управления и контроля по рыночной стоимости). Различают акции без ограничений, которые могут быть реализованы в любое время по решению члена наблюдательного совета; акции с ограничениями, которые имеют ограничения по срокам реализации, например, через определенное количество лет после получения, а также отсроченные акции, которые передаются членам органов корпоративного управления и контроля после
ких акций директор получает их полную рыночную стоимость на момент продажи;
б) опционы на приобретение акций: опционные контракты, дающие право купить определенное количество акций компании по заранее установленной цене. Выгода от опционов на приобретение акций возникает в случае, если рыночная стоимость акций компании превышает цену исполнения опциона. В этом случае член органов корпоративного управления и контроля получает разницу между текущей стоимостью акций и стоимостью покупки акций по опциону;
в) различные неденежные льготы: пенсионные вклады, гарантирующие финансовую безопасность после выхода на пенсию; расширенное медицинское страхование и другие виды страхования для членов наблюдательного совета, исполните и их семей; предоставление автомобиля со всеми расходами на содержание; оплата затрат на обучение, возмещение расходов на курсы повышения квалификации, семинары и тренинги и т.д.
5. Как показал мировой опыт, в качестве формы вознаграждения широко практикуется назначение компенсации членам корпоративного управления и контроля. Отрадно, что такая практика предусмотрена в некоторых предприятиях Узбекистана. Например, в АО «Гидроспецстрой» предусмотрен порядок выплаты компенсаций членам наблюдательного совета и ревизионной комиссии общества. Целесообразно применить такую практику на всех предприятиях, в том числе и с государственным участием.
его выхода из состава. При реализации та-
Библиографический список
1. Конституции Республики Узбекистан от 30.04.2023 года. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://lex.uz/docs/6445147.
2. Гражданского кодекса Республики Узбекистан от 29.08.1996 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/uz/docs/180550?ONDATE=30.05.1998.
3. Трудовой кодекс Республики Узбекистан от 29.10.2022 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/ru/pdfs/6257291.
4. Закона Республики Узбекистан от 6.05.2014 г. № ЗРУ-370 «Об акционерных обществах и защите прав акционеров (новая редакция)». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/2382411.
5. Закон Республики Узбекистан от 09.03.2023 г. № ЗРУ-821 «Об управлении государственным имуществом». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/6401701.
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2021-2025 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/5351244.
7. Кодекс корпоративного управления (утвержденный заседанием комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления протокол № 9 от 31 декабря 2015 года). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tmz.uzf7kodeks_korporativnogo_upravleniya.pdf
8. Davlat ishtirokidagi korxonalar ijroiya organining rahbarlik lavozimlariga tanlov o'tkazish va nomzodlarni saralash tartibi to'g'risidagi namunaviy nizom. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://davaktiv.uz/uz/menu/tipovye-dokumenty.
ANALYSIS OF THE PRACTICE OF REMUNERATION OF CORPORATE
GOVERNANCE AND CONTROL BODIES IN JSC UZBEKISTAN: REGULATORY FRAMEWORK, PROBLEMS AND SOLUTIONS
R.H. Tashmatov, Doctor of Economic Sciences, Senior Researcher
The Center for the Study of Problems of Privatization and State Property Management at the Agency for State Asset Management of the Republic of Uzbekistan (Uzbekistan, Tashkent)
Abstract. The article reveals the conceptual foundations of the concept of "remuneration", based on the results of the analysis of normative legal acts adopted in the Republic of Uzbekistan, as well as on the results of the analysis of internal documents operating in business entities of Uzbekistan. The forms and methods of remuneration of corporate governance and control bodies are analyzed, urgent problems in this area are identified, and directions for solving these problems are given.
Keywords: remuneration, corporate governance and control bodies, forms of remuneration, monetary and non-monetary remuneration, option, share, remuneration criteria.