Научная статья на тему 'Раскрытие информации о материальном вознаграждении менеджеров высшего звена транснациональных корпораций и банков'

Раскрытие информации о материальном вознаграждении менеджеров высшего звена транснациональных корпораций и банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюк А.Н., Костюк Ε.В., Неселевская О.А.

В статье отмечается, что на сегодняшний день системы оплаты труда исполнительных директоров являются одними из самых актуальных тем, обсуждаемых в академических кругах. Цель статьи определить и сравнить уровни раскрытия информации относительно материального вознаграждения труда менеджеров высшего звена, которые прямо влияют на реализацию интересов и прав собственников. Рост законодательного регулирования данного вопроса и практика создания комитетов по вознаграждению в странах континентальной Европы основные тенденции в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раскрытие информации о материальном вознаграждении менеджеров высшего звена транснациональных корпораций и банков»

35 (419) - 2010

Корпоративное управление

раскрытие информации о материальном вознаграждении менеджеров высшего звена транснациональных корпораций и банков

А. Н. КОСТЮК, доктор экономических наук, профессор кафедры международной экономики E-mail: alex_kostyuk@mail.ru

Е. В. КОСТЮК, кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики E-mail: Helen_kostyuk@mail.ru

О. А. НЕСЕЛЕВСКАЯ, студент кафедры международной экономики E-mail: o. neselevska@gmail.com Украинская академия банковского дела Национального банка Украины, г. Сумы, Украина

В статье отмечается, что на сегодняшний день системы оплаты труда исполнительных директоров являются одними из самых актуальных тем, обсуждаемых в академических кругах. Цель статьи - определить и сравнить уровни раскрытия информации относительно материального вознаграждения труда менеджеров высшего звена, которые прямо влияют на реализацию интересов и прав собственников. Рост законодательного регулирования данного вопроса и практика создания комитетов по вознаграждению в странах континентальной Европы -основные тенденции в этой сфере.

Ключевые слова: раскрытие информации, материальное вознаграждение, исполнительный директор, корпоративное управление.

Введение

Какой бы ни была природа мирового кризиса, с которым столкнулось общество в настоящее время, управление в организациях национального и наднационального уровней, а точнее — проблемы,

связанные с этим, можно отнести к совокупности причин либо факторов, оказывающих негативное влияние на экономику в условиях кризиса.

Авторы обращают внимание на проблему, которая входит в комплекс проблем, связанных с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ). Это проблема раскрытия информации, которая в силу своей возрастающей актуальности, важности и сложности обретает необходимость всестороннего изучения. Актуальность изучения данного феномена становится очевидной в связи с принятием решения на саммите G20 в г. Питтсбурге (США) о необходимости введения новых правил платежей и бонусов менеджменту компаний и о необходимости контроля за выплатами огромных бонусов в условиях кризиса.

Если исходить из того, что раскрытие информации — это предоставление информации относительно объемов, структуры и процессов формирования системы материального вознаграждения менеджеров

высшего звена, то основной его функцией можно определить усиление мониторинга за этим процессом со стороны собственников. Однако всегда существует необходимость в соотношении эффекта от раскрытия информации и затрат, связанных со сбором, распространением информации и т. д. Данный вопрос является одной из основных научных проблем для исследователей. Проблема сводится к определению оптимального уровня раскрытия информации. Теоретические предпосылки необходимости поиска такого оптимума, на взгляд авторов, можно сформулировать следующим образом:

— одной из первоочередных задач любого контракта ТНК и ТНБ с менеджером высшего звена является определение оптимальной системы оплаты труда. В данном случае это означает поиск равновесия между интересами менеджмента (выполнение системной функции мотивирования труда, с одной стороны) и собственников (обеспечение максимального уровня доходности вложений, с другой). В рамках обеспечения интересов собственников существует необходимость раскрытия информации о вознаграждении менеджеров высшего звена. Однако менеджеры заинтересованы в сохранении этой информации в тайне (например немецкий деловой стереотип не предполагает обсуждения заработной платы директоров);

— в структуре компенсационного пакета всегда есть составляющая, которая является отражением результатов работы директора. Для формирования системы вознаграждения, связанной с выполнением стратегических планов развития компании, необходимо иметь информацию о структуре и объемах материального вознаграждения;

— контроль, являясь одним из этапов управления, должен осуществляться не только представителями, делегированными собственниками, но и самими собственниками. Для осуществления такого контроля необходимо оперировать информацией относительно материального вознаграждения труда директоров компании.

Если необходимость поиска оптимального уровня раскрытия информации остается проблемой, которая требует теоретического решения, то вопрос о необходимости раскрытия информации является решенным. Исходя из указанной роли этой меры, а также принимая во внимание, что одним из самых существенных последствий раскрытия информации является возможность эффективного контроля за процессом установления материального вознаграждения, то необходимость обнародования данной информации становится очевидной.

Существующий уровень раскрытия информации по большинству европейских стран представлен в табл. 1.

Общий уровень раскрытия информации может различаться в зависимости от национального законодательства, модели управления и делового стереотипа рассматриваемой страны. Одни страны (например Великобритания, Ирландия) являются наиболее «развитыми» в этом направлении, в то время как некоторые другие (например Германия, Португалия) в своей практике раскрытия информации предоставляют только обобщенную информацию.

Среди факторов, которые влияют на уровень раскрытия информации, можно выделить:

Уровень раскрытия информации Характеристика информации страна Ожидания в раскрытии информации

Высокий Персональная информация. Детальная информация относительно политики вознаграждения труда Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Франция Информация о связи между результатами деятельности фирмы и уровнем оплаты труда управленцев

Средний Промежуточные сведения Швеция, Германия, Швейцария, Италия, Норвегия Более детальная информация о политике вознаграждения управленцев. Обнародование персональных данных

Низкий Сводные показатели. Ограниченная информация относительно политики вознаграждения управленцев Финляндия, Испания, Португалия, Дания, Россия** Более глубокая и детальная информация

* Члены правления, исполнительные директора в унитарном совете директоров.

** В сравнении с большинством европейских стран российские ТНК и ТНБ раскрывают информацию в минимальных объемах. Источник: Executive compensation disclosure in Europe. URL: http://www.mercer.com/referencecontent.htm?idContent=1282000.

Таблица 1

существующий уровень раскрытия информации о материальном вознаграждении топ-менеджеров*

в некоторых европейских странах

— законодательно закрепленные права акционеров;

— уровень реализации прав собственников на уровне корпорации;

— модель управления, которая характерна для ТНК и ТНБ государства;

— деловой стереотип;

— концепция управления ТНК или ТНБ;

— законодательная база, регулирующая деятельность компаний;

— общий уровень демократии в обществе;

— модель финансовой системы государства;

— уровень интеграции в мировую экономику (чем выше уровень интеграции, тем информация раскрывается более полно).

Под влиянием перечисленных факторов происходит формирование уникальных национальных практик раскрытия информации относительно материального вознаграждения труда менеджмента. Особенности внедрения практики обнародования информации для некоторых стран представлены в табл. 2.

Таблица 2

Особенности практики раскрытия информации о материальном вознаграждении труда в некоторых европейских странах

страна Уровень обнародования информации Обязательность предоставления информации о материальном вознаграждении труда топ-менеджеров Существующая форма отчетности Ответственный орган Периодичность отчетности информация, предоставляемая в отчете

Великобритания Высокий (опробирован временем) Да Отчет о материальном вознаграждении директоров за финансовый год Совет директоров 1 раз в год Политика в сфере материального вознаграждения. Детальная финансовая информация, прошедшая аудиторскую проверку

Ирландия Высокий, (опробирован временем) Нет Отчет совета директо-ров(носит обязательный характер) Совет директоров 1 раз в год Политика в сфере материального вознаграждения. Компенсационные пакеты — персональные данные

Нидерланды Да (требование Гражданского кодекса)*. Годовой финансовый отчет Наблюдательный совет (правление) 1 раз в год Политика в сфере материального вознаграждения. Сумма и структура компенсационного пакета*

Швеция Средний Да (требование ШК)** Годовая отчетность Наблюдательный совет (правление) 1 раз в год Материальное вознаграждение «senior executives»***

Германия Средний Да Сводные финансовые ведомости Наблюдательный совет (правление) 1 раз в год Материальное вознаграждение членов наблюдательного совета и правления

Испания Низкий Да Годовая отчетность Совет директоров 1 раз в год Материальное вознаграждение членов совета директоров

Россия **** Нет Годовая отчетность Наблюдательный совет (правление) 1 раз в год В рамках требований к годовой отчетности

* За исключением компаний только с именными акциями, компаний, которые имеют ограничения на передачу акций и компаний, которые не проводят эмиссию депозитных расписок на предъявителя. ** The Swedish Industry and Commerce Stock Exchange Committee (Nringslivets ВцгекоттйШ).

*** В «senior executives» входят глава совета и все директора, материальное вознаграждение которых обеспечивает компания (не зависимо от того, заняты они в компании или нет).

**** Survey by Standard & Poor's Reveals Transparency and Disclosure Levels of 42 Russian Companies. URL: http://www.corp-gov. org/bd/db.php3?db_id=655&base_id=3.

Ежегодное раскрытие и публикация информации о вознаграждении

исполнительных директоров транснациональных корпораций и транснациональных банков в некоторых европейских странах

Модель управления, характерная для ТНК и ТНБ страны, определяет уполномоченный орган управления, который среди прочих обязательств является ответственным за раскрытие информации относительно материального вознаграждения членов правления или исполнительных директоров унитарного совета директоров ТНК и ТНБ.

Таким образом, этот критерий позволяет выделить 2 группы стран. К первой относятся страны с англо-саксонской моделью и унитарным советом директоров (Великобритания, Ирландия и т. д.). Страны, входящие во вторую группу, имеют континентальную модель управления (Германия, Нидерланды, Швеция и т. д.).

Страны первой группы зачастую имеют более высокий уровень раскрытия информации.

Великобритания. Обязательная ежегодная отчетность в Великобритании регламентируется законом о компаниях (the Companies Act 1985). Отчет о материальном вознаграждении директоров за финансовый год должен быть принят и подписан от имени совета директоров, а по некоторым частям отчета, которые подлежат аудиторской проверке, должен быть предоставлен отчет аудиторов.

В отчете должна содержаться следующая информация:

— состав комитета по вознаграждениям (список участников и имена советников);

— политика вознаграждения (изложение основных положений годовой политики компании в сфере материального вознаграждения, основные показатели стратегического плана развития и способы их достижения (так называемый «Performance Graph»);

— подробная финансовая информация, которая была подвергнута аудиторской проверке (информация о конкретных компенсационных пакетах каждого из директоров — заработная плата, премии, опционы на акции, пенсионное обеспечение и т. д.);

Для публичного ознакомления компании обязаны публиковать информацию относительно:

— непогашенных кредитов, предоставленных членам совета директоров или в их интересах;

— схем вовлечения личного капитала директоров в финансирование компании;

— долгосрочных программ вознаграждения и премирования;

— результатов деятельности директора и плановых показателей на период и т. д.

Ирландия. Конкретный отчет по вознаграждению не требуется в соответствии с ирландским законодательством. Но правила листинга требуют представления ежегодного доклада на собрании акционеров о заработной плате исполнительных директоров. Этот доклад должен раскрывать не только общие положения относительно политики компании в отношении вознаграждения исполнительных директоров, но и информацию о компенсационных пакетах по каждому директору.

Компании публикуют ту же информацию, что и в Великобритании.

Испания. Закон этой страны требует раскрытия совокупного вознаграждения членов совета директоров. Информация о суммах окладов, надбавок и других выплат всех видов, полученных за финансовый год членами совета директоров, а также взятых на себя компанией обязательств по выплате пенсии или страховых платежей для бывших и нынешних членов совета директоров, должна быть включена в годовые отчеты компаний. Эта информация должна быть предоставлена как сумма по каждому виду платежа.

Публикуемая информация ограничена обобщенными данными о материальном вознаграждении членов совета директоров.

Вторая группа стран, ТНК и ТНБ которых не имеют в структуре управления комитетов по вознаграждению, осуществляющих контроль за материальным вознаграждением исполнительных директоров, имеет сравнительно более низкий уровень раскрытия информации (унификация функций наблюдательного совета).

Германия. В немецких деловых кругах традиционно избегают обсуждать вознаграждение руководителей. Тем не менее информация о вознаграждении директоров (правления и наблюдательного совета) должна быть включена в примечания к консолидированной финансовой отчетности. Компании должны публиковать размер общего совокупного вознаграждения (заработная плата, премии, дивиденды, надбавки, страховые платежи, льготы любого рода) членов правления и наблюдательного совета. Пенсионные выплаты для всех бывших членов правления и наблюдательного совета указываются отдельно.

Нидерланды. Гражданский кодекс этой страны требует от компаний отчета о политике вознаграждения (о включении этой информации в годовую финансовую отчетность).

С 01.09.2002 некоторые голландские компании обязаны включать в пояснения к своей годовой бухгалтерской отчетности суммы вознаграждения каждого директора (заработная плата, премии, долгосрочные схемы, выходные пособия, программы по распределению прибыли и бонусов) за соответствующий финансовый год. Существуют также дополнительные требования по предоставлению информации, касающиеся каждого члена правления и наблюдательного совета, который в структуре своего компенсационного пакета имеет опционы на приобретение акций компании.

Компания должна публиковать информацию относительно: вознаграждения, пособий и льгот членам правления и наблюдательного совета за отчетный финансовый год; общей суммы займов, предоставленных компанией для членов руководства и наблюдательного совета; стоимости акций компании, принадлежащих всем членам руководства и наблюдательного совета вместе, и их прав, предоставленных владением опционами на акции компании.

Однако это требование до сих пор четко не приведено в соответствие с новыми требованиями по обнародованию информации.

Швеция. Правила листинга требуют раскрытия информации о материальном вознаграждении руководителей высшего звена. В ежегодном докладе компания должна предоставить информацию о подготовке и процессе принятия решений о вознаграждении и других благах, которые каждый из руководителей высшего звена получает от компании (общая сумма и структура вознаграждения, основные критерии, применяемые для расчета премиальной составляющей; финансовые инструменты, опционы или выплаты, полученные в течение года, соглашения о будущей пенсии и выходном пособии и т. д.).

Всю эту информацию, согласно правилам NBK, компания должна публиковать для открытого доступа.

Россия, на взгляд авторов, имеет специфичный подход и, таким образом, не может быть отнесена ни к одной из указанных групп.

Россия. Законодательством России не определено, кто и в каком порядке определяет размер материального вознаграждения директоров, что позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос регулируется на основе устава каждой конкретной компании (ст. 48 и 65 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»)1.

Согласно результатам исследования компаний Standard & Poor's Ratings Services, проведенного в 2002 г. среди 42 крупнейших российских компаний, уровень раскрытия информации относительно материального вознаграждения труда управленцев компаний в среднем составлял 11 %. Лишь по 2 компаниям он превысил уровень в 50 % (Golden Telecom и MTS). По мнению экспертов, раскрытие информации в этом секторе является самым ограниченным и неразвитым2. По результатам исследований корпоративного управления в 30 крупнейших российских банках, Standard & Poor's сделали вывод о том, что уровень раскрытия информации относительно материального вознаграждения труда директоров составил 10 % в 2005 г. и 9 % в 2006 г.

Список литературы

1. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ. URL: http://wbase. duma. gov. ru/ntc/vdoc. asp?kl=1781.

2. Executive compensation disclosure in Europe. URL: http://www. mercer. com/referencecontent. htm?idContent=1282000.

3. Executive Remuneration in the EU: Comparative Law and Practice. P. 16—36. URL: http://papers. ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=419120.

4. Standard & Poor's. Transparency And Disclosure By Russian Banks: Modest Improvement And Better Ownership Disclosure Create New Leaders. URL: http:// www.binbank.ru/media/about/rating/12.10.07e.pdf.

5. Survey by Standard & Poor's Reveals Transparency and Disclosure Levels of 42 Russian Companies. URL: http://www.corp-gov.org/bd/db.php3 ?db_ id=655&base id=3.

1 URL: http://wbase.duma.gov.ru/ntc/vdoc.asp?kl=1781.

2 Survey by Standard & Poor's Reveals Transparency and Disclosure Levels of 42 Russian Companies. URL: http://www.corp-gov.org/bd/db. php3?db_id=655&base_id=3.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.