Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
акционерное общество / наблюдательный совет / компетенция / формирование компетенции / хозяйственная деятельность / функции / руководство. / joint-stock company / supervisory board / competence / competence formation / economic activities / functions / management.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.Камалов

данная статья рассматривает вопросы касательно компетенций наблюдательного совета акционерного общества. Автором содержательно обсуждаются нормы Закона «Об акционерных обществах» в части исключительной компетенции наблюдательного совета в сфере общего руководства деятельностью общества, прав акционеров, обеспечения раскрытия информации и прозрачности. Наряду с этим рассматриваются проблемы формирования компетенции, проблемы выхода из состава наблюдательного совета, и проблема выплаты вознаграждения членам наблюдательного совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE AND ORDER OF THE SUPERVISORY BOARD OF THE JOINT-STOCK COMPANY: LEGAL ASPECT

this article examines issues related to the competence of the supervisory board of the joint-stock company. The author discusses in detail the provisions of the law "On joint-stock companies" in terms of the exclusive competence of the supervisory board in the sphere of general management of the company's activities, shareholders' rights, ensuring disclosure of information and transparency. Along with this, problems of forming competence, problems of withdrawing from the supervisory board, and the problem of paying remuneration to members of the supervisory board are considered.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

COMPETENCE AND ORDER OF THE SUPERVISORY BOARD OF THE JOINT-STOCK COMPANY: LEGAL ASPECT

М.KAMALOVa

Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan

КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

М.КАМАЛОВа

Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы касательно компетенций наблюдательного совета акционерного общества. Автором содержательно обсуждаются нормы Закона «Об акционерных обществах» в части исключительной компетенции наблюдательного совета в сфере общего руководства деятельностью общества, прав акционеров, обеспечения раскрытия информации и прозрачности. Наряду с этим рассматриваются проблемы формирования компетенции, проблемы выхода из состава наблюдательного совета, и проблема выплаты вознаграждения членам наблюдательного совета.

Ключевые слова: акционерное общество, наблюдательный совет, компетенция, формирование компетенции, хозяйственная деятельность, функции, руководство.

Аннотация: мазкур мацолада акциядорлик жамиятларининг кузатув кенгаши ваколатига тааллуцли масалалар куриб чицилган. Муаллиф томонидан "Акциядорлик жамиятлари тугрисида"ги Цонуннинг умумий бошцарув соуасидаги кузатув кенгашининг мутлац ваколатига оид цоидалар, акциядорлар ууцуцлари, ахборотни ошкор этиш ва ошкораликни таъминлаш батафсил мууокама цилинган. Шу билан бирга, ваколатни шакллантириш муаммолари, кузатув кенгашидан чициш муаммолари ва кузатув кенгаши аъзоларига щц тулаш масалалари куриб чицилган.

Калит сузлар: акциядорлик жамияти, кузатув кенгаши, ваколат, ваколатларни шакллантириш, ицтисодий фаолият, функциялар, бошцарув.

Annotation: this article examines issues related to the competence of the supervisory board of the joint-stock company. The author discusses in detail the provisions of the law "On joint-stock companies" in terms of the exclusive competence of the supervisory board in the sphere of general management of the company's activities, shareholders' rights, ensuring disclosure of information and transparency. Along with this, problems offorming competence, problems of withdrawing from the supervisory board, and the problem of paying remuneration to members of the supervisory board are considered.

Keywords: joint-stock company, supervisory board, competence, competence formation, economic activities, functions, management.

Наблюдательный совет занимает особое место в системе управления акционерным обществом. Именно этот орган должен обеспечивать поиск и соблюдение баланса интересов между акционерами, директорами (менеджерами), различными группами заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Наблюдательный совет представляет интересы акционеров в вопросах определения стратегии и тактики развития акционерного общества, контролирует деятельность менеджмента, принимает самостоятельно или подготавливает для рассмотрения на общем собрании акционеров решения по ключевым вопросам деятельности общества, содержанию устава, изменению размера уставного капитала - затрагивающим интересы всех акционеров, обеспечивает соблюдение установленных процедур и развитие практики корпоративного управления в обществе.

Функции данного органа в юридической литературе связываются с его промежуточным положением. С одной стороны, наблюдательный совет представляет интересы акционеров и защищает их, а с другой стороны выступает как представитель директоров (менеджеров, исполнительного органа) перед лицом акционеров.

В условиях современной акционерной действительности наблюдательный совет приобретает особое значение. При поверхностном рассмотрении данный орган может показаться излишним, поскольку общее собрание разрешает наиболее важные вопросы общества, а для управления текущей деятельностью существует исполнительный орган.

Между тем, как справедливо замечают исследователи, «в условиях непрозрачности» предпринимательской деятельности значительные выгоды реализуются благодаря текущему управлению, нередко с использованием «подставных» обществ, фиктивных цен и показателей. При таких условиях возможно занизить прибыль и не выплачивать дивиденды или не выполнять другие обязательства перед акционерами. Поэтому акционеры, не участвующие в текущем управлении, добиваются участия в этом процессе через наблюдательный совет, а в идеале и «перехватывают» управление. Отсюда - стимулы к захвату управления и, наоборот, борьба за то, чтобы любой ценой сохранить управленческий контроль» [1].

В связи с этим двухуровневая система управления акционерных обществ (общее собрание акционеров - исполнительный орган) целесообразна для общества с небольшим количеством акционеров, трехуровневая же система управления акционерных обществ (общее собрание -наблюдательный совет - исполнительный орган) позволят сохранить баланс интересов и рычагов воздействия, а главное оперативность принятия решений. В этой связи, действующее акционерное законодательство Республики Узбекистан предусматривает возможность в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее тридцати, определять в уставе общества, что функции наблюдательного совета осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров [2] (далее Закон об АО).

Наблюдательный совет является одним из ключевых органов акционерных обществ, к ведению которого относятся важные вопросы хозяйственной деятельности [3]. Вопрос определения компетенции наблюдательного совета акционерного общества является наиболее дискуссионным. Авторы теории корпоративного управления дают различную классификацию вопросов, относящихся к компетенции наблюдательного совета. Например, А.А.Глушецкий [4] разделяет компетенцию наблюдательного совета на «исключительную» и «альтернативную», подразделяя в рамках этих компетенций вопросы еще на несколько групп. Кроме этого С.Д.Могилевский разделяет исключительную компетенцию на три вида: «абсолютную», «относительную» и «дополнительную» [5]. Вопрос о практическом применении данных классификаций остается открытым.

По нашему мнению, согласно статье 75 Закона об АО к исключительной компетенции наблюдательного совета общества без права передачи таких вопросов другому органу управления акционерного общества можно разделить на следующие группу:

I. Компетенции в сфере общего руководства деятельностью общества:

1) определение приоритетных направлений деятельности общества с регулярным заслушиванием отчета исполнительного органа общества о принимаемых мерах по достижению стратегии развития общества;

2) избрание (назначение) членов правления общества (кроме его председателя), досрочное прекращение их полномочий, если в соответствии с уставом общества такое право предоставлено наблюдательному совету общества;

3) назначение корпоративного консультанта и утверждение положения, определяющего порядок его деятельности, если введение данной должности предусмотрено уставом общества;

4) доступ к любым документам, касающимся деятельности исполнительного органа общества, и получение их от исполнительного органа для исполнения возложенных на наблюдательный совет общества, обязанностей. Полученные документы могут использоваться наблюдательным советом общества и его членами исключительно в служебных целях;

5) создание филиалов и открытие представительств общества;

6) создание дочерних и зависимых хозяйственных обществ;

II. Компетенции, связанные с правами акционеров:

7) созыв годовых и внеочередных общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

8) подготовка повестки дня общего собрания акционеров;

9) определение даты, времени и места проведения общего собрания акционеров;

10) определение даты формирования реестра акционеров общества для оповещения о проведении общего собрания акционеров;

11) внесение на решение общего собрания акционеров вопросов, предусмотренных Законом;

12) дача рекомендаций по размеру дивиденда, форме и порядку его выплаты;

13) принятие решения о совершении сделок в случаях, предусмотренных Законом;

14) заключение сделок, связанных с участием общества в коммерческих и некоммерческих организациях, в порядке, установленном законодательством;

15) принятие решения о выкупе корпоративных облигаций общества;

III. Компетенции, связанные с управлением активами и уставным капиталом:

16) организация установления рыночной стоимости имущества;

17) одобрение годового бизнес-плана общества, если уставом общества утверждение годового бизнес-плана общества не отнесено к компетенции наблюдательного совета общества или не поручено ему общим собранием акционеров. При этом бизнес-план общества на следующий год должен быть одобрен на заседании наблюдательного совета общества не позднее 1 декабря текущего года;

18) использование резервного и иных фондов общества;

IV. Компетенции, связанные с обеспечением раскрытия информации и прозрачности:

19) создание службы внутреннего аудита и назначение ее работников, а также ежеквартальное заслушивание ее отчетов;

20) принятие решения о проведении аудиторской проверки, об определении аудиторской организации и предельного размера оплаты ее услуг, если уставом общества это не отнесено к компетенции общего собрания акционеров;

21) дача рекомендаций по размерам выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций.

В настоящее время существует ряд вопросов, касательно деятельности наблюдательных советов, не отрегулированных законодательством, что на практике порождает следующие проблемы.

Проблема формирования компетенции. Представляется, что наблюдательный совет не наделен широкой исключительной компетенцией необходимого для усиления своего самостоятельного статуса в структуре акционерного общества. Обращает на себя внимания тот факт, что статья 75 Закона об АО, устанавливая компетенцию наблюдательного совета, содержит в себе три разновидности компетенций:

во-первых, вопросы, установленные самим законом и отнесенные исключительно к компетенции наблюдательного совета;

во-вторых, вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, но делегированные к компетенции наблюдательного совета общим собранием акционеров;

в-третьих, иные вопросы могут быть отнесены к компетенции в соответствии с Законом об АО и уставом общества. Это означает, что в дополнительном порядке акционеры могут определить в самом уставе вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета.

Таким образом, анализ статей Закона об АО касательно вопросов компетенции наблюдательного совета позволяет говорить о наличии «исключительной компетенции», то есть закрытого перечня категории вопросов, по которым решение может быть принято только наблюдательным советом без права передачи исполнительному органу. Вместе с тем, можно говорить о том, что законодательством установлена норма определяющая, что вопросы «исключительной компетенции» могут быть расширены как законодательством, так и уставом. Говоря иначе, из-за невозможности либо нецелесообразности установления целого перечня вопросов, находящихся в «исключительной компетенции» наблюдательного совета, законодатель предоставляет возможность их регламентации в уставе общества. Отдельного внимания требуют вопросы «конкурирующей» компетенции, то есть тех вопросов, которые по сути относятся к компетенции общего собрания акционеров, но по его решению относимые к компетенции наблюдательного совета. Необходимо отметить, что вопросы, отнесенные к компетенции наблюдательного совета общества, не могут быть переданы на решение исполнительного органа общества.

Решения на заседании наблюдательного совета общества принимаются большинством голосов присутствующих, если Законом, уставом общества, определяющим порядок созыва и проведения заседания наблюдательного совета, не предусмотрено иное. Вместе с тем, решение по очень узкому кругу вопросов, указанным в частях второй и четвертой статьи 18 Закона об АО, принимается наблюдательным советом общества единогласно. В какой-то мере различия в форме голосования, усилили формальное отношение к принятию решений по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета. На самом деле преимущественная часть решений принимается по инициативе акционеров, обладающих в совокупности более чем 50% голосов, размещенных голосующих акций общества. Данное обстоятельство, в свою очередь, не позволяет говорить о защите прав и законных интересов миноритарных акционеров.

Вопрос формирования компетенции наблюдательного совета представляет важность, поскольку любое нарушение в данной сфере может привести к признанию, ранее принятых решений, недействительными. В качестве оснований недействительности будут служить факты несоблюдения требований законодательства. Такое положение дел в компании, в свою очередь, негативно отражается на уровне контроля над деятельностью исполнительного органа.

Проблема выхода из состава наблюдательного совета.

Закон об АО определяет, что выборы членов наблюдательного совета общества осуществляются кумулятивным голосованием. Данная норма нацелена на защиту интересов миноритарных акционеров. При данной системе голосования невозможно прекратить полномочия индивидуально отдельных членов наблюдательного совета, поскольку предусматривается прекращение полномочий всех членов. Цель такого порядка заключается в защите миноритарных акционеров, с тем чтобы не допустить досрочного прекращения полномочий их представителей в совете.

Таким образом, Закон об АО не допускает досрочного прекращения полномочия отдельного члена наблюдательного совета. В результате, при возникновении ситуаций, препятствующих члену совета продолжать работу в качестве члена наблюдательного совета, возникает ряд вопросов относительно правомерности выхода отдельного члена и механизма такого выхода. Считаем, целесообразным вариантом выхода из состава добровольное прекращение членства посредством написания заявления общему собранию акционеров. Следовательно, общее собрание акционеров после получения заявления обязуется отреагировать на него посредством принятия определенного решения. Если решением на добровольное прекращение членства в совете по заявлению будет получен отказ, то член совета имеет право в судебном порядке разрешить этот вопрос.

Конечно, сложность и неясность механизма выхода из состава наблюдательного совета непосредственно связана с процедурой формирования состава наблюдательного совета. В этой связи, существенную важность в эффективном функционировании работы наблюдательного совета занимает вопрос уровня внедрения в систему корпоративного управления общества современного механизма привлечения специалистов, в том числе для осуществления деятельности

в наблюдательном совете.

Проблема выплаты вознаграждения членам наблюдательного совета.

Закон об АО предусматривает возможность осуществлять по решению общего собрания акционеров выплату членам наблюдательного совета вознаграждений, а также компенсаций (в части расходов, связанных с исполнением ими функций членов наблюдательного совета). Принятие общим собранием акционеров решения о выплате вознаграждений должно всячески поощряться, поскольку без таких выплат невозможно привлечь к работе в составе наблюдательного совета независимых членов, высококвалифицированных специалистов. Невозможно создать у членов наблюдательного совета должные стимулы к эффективной и активной работе.

Однако практически во всех акционерных обществах размер вознаграждения членов наблюдательного совета определяется на годовом общем собрании акционеров в отношении членов наблюдательного совета, полномочия которых уже истекли. Данная ситуация противоречит порядку привлечения руководителя исполнительного органа, где вопрос вознаграждения устанавливается в договоре.

Такой подход к организации работы членов наблюдательного совета в значительной мере сводит на нет стимулирующую роль выплаты вознаграждения. Во-первых, избранный член наблюдательного совета заранее не имеет представления о том, что получит он вознаграждение или нет. Во-вторых, без договора и представления размера вознаграждения, избранный член не имеет определенных прав требования оплаты, выполняемой им работы. В-третьих, у члена наблюдательного совета отсутствуют четкие критерии оценки его работы для определения суммы вознаграждения.

Таким образом, мы рассмотрели ряд наиболее значимых проблем, которые возникают в практической деятельности акционерного общества, в частности, деятельности наблюдательного совета, и путем их устранения можно повысить уровень оценки корпоративного управления во многих компаниях.

References:

1. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 6 maya 2014 g., № ZRU-370 «Ob aksionernix obshestvax i zashite prav aksionerov» (novoy redaksii) // Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2014 g., № 19, st. 210; 2015 g., № 33, st. 439, № 52, st. 645; 2016 g., № 17, st. 173, № 39, st. 457.

2. Rubeko G.L. Organizatsiya raboti soveta direktorov (nablyudatelnogo soveta) aksionernix obshestv: problemi pravovogo regulirovaniya // Izvestiya visshix uchebnix zavedeniy. Severo-kavkazskiy region. Obshestvenniye nauki. - 2005. - №4. - S. 33-34.

3. Rubeko G.L. Problemi yuridicheskoy otvetstvennosti organov upravleniya aksionernix obshestv // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2006. - № 5. - S.87-88.

4. Xamidulin M. «Nablyudatelniy sovet (sovet direktorov): kak voznagrajdat» // Jurnal «Upravleniye predpriyatiyem». - 2017. - № 4. - S.42.

5. Aliyeva K.M. Sovet direktorov (nablyudatelnbiy sovet) aksionernogo obshestva // Advokat. - 2006. - № 2. - S.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.