Научная статья на тему 'Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях'

Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Наталья Геннадьевна

В статье показана роль общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования в жизни детей и подростков, а также рассматривается проблема занятости свободного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новичкова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях»

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

организациями, что также оказало негативное воздействие на подростков. Произошел разрыв в координации и содержании деятельности внешкольных учреждений и общеобразовательной школы, которые на протяжении многих десятилетий осуществляли социальное воспитание детей и подростков в сфере свободного времени, взаимно обогащая друг друга методиками и технологиями воспитания подрастающего поколения, осуществляя таким образом профилактику девиантного поведения в обществе,

К тому же неравномерно сузили воспитательную функцию и сами внешкольные учреждения (ныне - учреждения дополнительного образования детей).

Обострение проблем в окружающей социальной сфере, обладающей значительной силой влияния подростков, привело ко многим негативным проявлениям в подростковых сообществах.

Появился и ряд других факторов, оказывающих отрицательное влияние на социально-воспитательный процесс и увеличивающих рост девиантного поведения в подростковой среде:

- общая направленность социально-воспитательного процесса, при которой подростки выступают в качестве объекта воздействия;

- стандартизация социально-воспитательного процесса как следствие отвлеченного представления о его целях, средствах, формах и методах;

- отрыв социального воспитания от обучения, подход к ним как к двум изолированным друг от друга процессам, взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;

- авторитарный стиль воспитания, вызывающий протест, сопротивление подрастающего поколения, нарушение координации, взаимосвязи и преемственности между всеми звеньями системы воспитания: семьями, другими социальными институтами государства, общественными объединениями, Вооруженными Силами, вузами и т. д.;

- отсутствие как взаимодействия между этими звеньями, так и общей цели социального воспитания, конкретизирующих их важнейших задач и основных направлений деятельности, связанных с их достижением, выполнением [3, с. 23].

Все вышеизложенное заставляет общеобразовательную школу, учреждения дополнительного образования и другие социальные институты, от эффективности социально-педагогической деятельности которых во многом зависит уровень преступности в стране искать новые подходы к содержанию и технологиям социального воспитания подрастающего поколения.

Острая необходимость выявления и устранения причин девиантного поведения детей и подростков, определение роли общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования в этом процессе обуславливают обращение к исторической практике социального воспитания, к научному поиску наиболее действенных социально-педагогических механизмов решения проблем по профилактике девиантного поведения подростков.

Особый интерес для исследуемой проблемы представляет исторический анализ ее состояния в педагогической теории и практике внешкольных учреждений и общеобразовательной школы в 1930-х годах. В те годы, так же как и в настоящее время, отмечался резкий всплеск девиантного поведения в обществе, имелось много проблем, сходных с проблемами нашего времени. Одна из них - проблема обостренного внимания к человеку, повышение роли человеческого фактора, трудности решения этой проблемы в переломный, кризисный для общества период. В эти годы особенно успешно развивалось направление социально-педагогической профилактики и коррекционной работы, представленное наиболее талантливыми педагогами А. С. Макаренко и С. Т, Шацким. В своей работе они заложили и развили основные принципы, методы и содержание социально-педагогической и коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. Т. С. Шацкий создал такую среду в отрытом социуме по месту жительства, а А. С. Макаренко - в детской колонии [4; 5].

К разработке проблем социально-педагогической деятельности школы и ее влияния па профилактику девиантного поведения подростков специалисты нашей страны возвращаются в 1970-8 0-е годы. В России в 1991 году был введен институт социальных педагогов, содержание деятельности которого интенсивно отрабатывалось в течение всех последующих лет и активно внедрялось в массовую практику деятельности общеобразовательной школы, внешкольных учреждений и других социальных институтов нашего общества.

В это время активно формируется сеть новых социальных учреждений ориентированных па поддержку семей и детей группы риска; открывается подготовка новых кадров - социальных педагогов и социальных работников, формируется новая законодательная нормативная база, позволяющая перестраивать государственную превентивную практику по предупреждению правонарушений несовершеннолетних на принципах гуманизма и демократизации. Наметился реальный переход от так называемой карательной практики профилактической работы к охранно-защитной, выражающейся в комплексе мер медико-психолого-педагогической поддержки семей и группы риска [3, с. 41].

За короткий срок, в течение 3-4 лет, начиная с 1993 года в России сформировалась сеть социальных учреждений нового типа, направленных на социально-педагогическую поддержку и социальную защиту семей и детей группы риска [1, с. 76].

Весьма значительное место в системе государственных превентивных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних отводится учреждениям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Обобщение опыта современной практики общеобразовательной школы, глубокое изучение имеющихся научных трудов отечественных и зарубежных

______________АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

ученых, которые во многом историческом контексте рассматривают организацию социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по ранней профилактике девиантного поведения подростков в современных условиях, позволяют сделать следующие выводы:

1. На формирование личности подростка и девиации в его поведении оказывает влияние окружающая среда, что связано с отсутствием в обществе определенности в социальных и моральных установках, а также факторы, вызванные экономическим кризисом во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти факторы обуславливают рост в открытом социуме асоциальных криминальных элементов, увеличение количества подростков группы риска.

2. В связи с ростом девиантного поведения подростков актуализируется значимость социально-педагогической деятельности общественных и государственных институтов, направленной на профилактику девиантного поведения подростков, но особенно - общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования как наиболее профессионально подготовленных институтов, влияющих на общественные объединения, семью и общественность, на их совместную практически ориентированную воспитательно-профилактическую деятельность.

3. Большой резерв возможностей для ослабления негативных факторов и снижения числа подростков с девиантным поведением имеют у чреждения дополнительного образования и сама школа. Повышение собственного социально-педагогического потенциала общеобразовательная школа может обеспечивать за счет внедрения в массовую практику комплексной социально-педагогической службы, а также развертывания на базе школ инфраструктуры дополнительного образования, что в целом позитивно скажется на снижении числа подростков с девиатным поведением.

Библиографический список

1. Беличева, С. А. Современное состояние превентивной политики и практики в России [Текст] / С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. - № 2. - 123 с.

2. Гурьянова, М. П. Сельская школа и социальная педагогика [Текст]: Пособие для педагогов / М. П. Гурьянова. - Минск, 2000. - 447 с.

3. Концепция профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в современных социально-экономических условиях [Текст] / Под общ. ред. С. А. Беличевой. - М., 1998. - 88 с.

4. Макаренко, А, С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко // Собр. соч.: В 8 т. М., - 1983. — Т. 1. — С. 267-330.

5. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения /С. Т. Шацкий, Н. П. Кузина, - М., - 1980. - 125 с.

УДК 378. 01: 370

Артеменко Ольга Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета, R-psyho-Kpp@stavsu.ru, Ставрополь

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Artemenko Olga Nikolaevna

Candidate ofpedagogy, senior lecturer of the Stavropol state university, R-psyho-Kpp@stavsu.ru, Stavropol

DIFFERENTIAL APPROACH TO TRAINING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

В настоящее время образование рассматривается как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран и его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.

Реализация тех или иных педагогических ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй - основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека. Для преодоления этих недостатков стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека.

Одной из главных культурно-гуманистических педагогических функций образования выступает общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования. Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценностную деятельность. Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, содержания образования, полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА...

динамике. Исходя из этого, деятельность личности выступает как детерминанта содержания образования. Следовательно, его можно определить, по В. С. Ледневу, как содержание особым образом организованной педагогической деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности [8; 9; 10].

Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание педагогических условий для их развития в процессе обучения. Поэтому большое значение, по мнению Л. С. Выготского, уделяется современными педагогами построению обучения, которое учитывало бы «зону ближайшего развития» личности, то есть ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя [1, с. 128].

Для умственного развития, как установлено педагогическими исследованиями Н. А. Менчииской недостаточно даже сложной и подвижной системы знаний, учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Н. А. Менчинская большое внимание уделяет развитию обучаемости, для которой характерно обобщенность мыслительной деятельности, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, связь наглядно - образных и словесно - логических компонентов мышления. Она считает, что развитие обучаемости - надежный путь повышения педагогической эффективности процесса усвоения знаний и обучения в целом [6; 7].

Эффективную педагогическую концепцию повышения развивающей функции традиционного обучения предложил Л. В. Занков. Его дидактическая система, ориентированная на младших школьников, оказывает развивающий эффект при соблюдении следующих педагогических принципов: построение обучения на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения материала, принцип ведущей роли теоретических знаний, осознания учащимися процесса учения [2; 13, с. 139].

Теория учебной деятельности исходит из учения Л. С, Выготского о соотношении обучения и развития, согласно которому обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. В соответствии с теорией учебной деятельности у учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент. Как утверждает В. В. Давыдов, знания человека находятся в единстве с его мыслительными действиями. Следовательно, допустимо термином «знание» одновременно обозначать и результат мышления, и процесс его получения [1, с. 91—92].

Таким образом, актуальность поиска эффективной педагогической системы обучения не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальней-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.