Комилов Насим Иброхимович-старшему преподавателю кафедры права и межнародных отношений Кулябского государственного университета имени А. Рудаки. Тел: (992)985415193. E-mail: [email protected]:
About the author:
Nasim Komilov Ibrohimovich- lecturer, Department of Law and International Relations, Kulyab State University named by A.Rudaki. Phone: (992)985415193, Email: [email protected]:
УДК 72.036. (575.3) АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Джурахонзода С.Ш.
Таджикский технический университет имени академика М. С.Осими
Как известно из истории, советской власти в Таджикской Автономной Советской Социалистической Республике 1924 году досталось незавидная судьба. Пожалуй, ни один город Средней Азии не пережил столь многострадальную и вместе с тем стремительно прогрессирующую судьбу, ставшего за 70 последних лет советской государственности одним из крупных и процветающих городов Востока.
В книге «Традиции и современность в архитектуре Таджикистана» утверждается, что Душанбе за весь период своего развития от небольшого средневекового городка на окраине Восточной Бухары до крупного индустриально развитого и культурного центра среди стран Центральной Азии как в зеркале отразил все перипетии роста городов всего Таджикистан, здесь впервые апробировались возможности использования традиций зодчества прошлого. Именно поэтому многие города и поселки городского типа миновали ошибок при становлении архитектуры, получили своего рода верные «рецепты» придания национального своеобразия и местного архитектурного колорита в их облике [1]. Это позволяет нам анализе практики проектирования и строительства монументальных произведений архитектуры и искусства.
Первые произведение монументальных искусства
Одним из первых произведений монументального искусства, появившихся на территории Таджикистана, является скульптура В.И. Ленина, организатора Октябрьской революции1917 года в Петрограде.
Этот монумент был открыт в 1926 году в Худжанде и была воздвигнута на площади Восстания 4 июля 1925 года рядом с городским парком у восточных ворот Худжандской крепости. Президиум Худжандского горсовета на своём заседании 31 июля 1932 года, выслушав товарища Азимова о возведении памятника В.И. Ленину, постановил «.. .поручить Коммунальной секции под личную ответственность тов. Кузьмина заказать в Москве три статуи Ленина для установки в Ходженте» [2].
Одним из удачных примеров выдающегося произведения искусства, архитектуры и градостроительства может служить воздвигнутый в 1974 году новый памятник В.И. Ленина в Худжанде. Местоположение этого памятника на высоком правом берегу Сырдарьи было намечено при разработке генерального плана города. Оно имело глубокий идеологический смысл: поставить памятник вождю революции в таком месте, где бы он не был среди конкретных зданий, затерянным в локальной городской застройке, а принадлежал бы всему городу, словно парил бы над ним в прекрасном природном окружении, на фоне живописного горного хребта Могол-Тау, над огромным парком у своего подножия и над лазурными водами великой Среднеазиатской реки. Величественный памятник В.И. Ленину, сверкающий на солнце нержавеющей сталью (высота постамента из ценного камня габбро 12,5 м, высота статуи В.И. Ленина -12,5 м) виден издалека при подъезде к городу с севера-запада по дороге из Душанбе и из многих точек левобережья. Памятник с его окружением стал притягательным местом для горожан. От его подножия город предстаёт во всей своей красе днем и вечером. Памятник Ленину, проникнутый пафосом революционных преобразований, отражающий величие вождя и его дел, стал неотъемлем от облика города.
Замысел авторов генерального плана по созданию проекта и сооружению памятника В.И. Ленина на правобережье Худжанда воплотили с 1970 по 1974 год скульптор Н. Щербаков, архитекторы В. Веселовский и И. Гунст.
Фигура Ленина была выполнена из уникального материала - нержавеющей стали (металлический каркас, обшитый листами нержавеющей стали). Это второй монумент в бывшей СССР, выполненный в столь необычном материале Московским отделением художественного фонда. Первый монумент из нержавеющей стали был возведен в 1939 году
на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в г. Москве в виде скульптуры рабочего и колхозницы работы известного скульптора В. Мухиной.
В 1978 году авторы монумента В.И. Ленина в Худжанде были удостоены высокого звания лауреатов Государственной премии Республики Таджикистан имени А. Рудаки в области литературы, искусства и архитектуры [3].
После суверенизации Республики Таджикистана скульптура В.И. Ленина была демонтирована.
Третьим в Таджикистане произведением монументальной скульптуры является памятник В.В. Куйбышева, видному партийному и военному деятелю советского государства. Он отмечен влияние европейской классики и был выполнен скульптором Д.Д. Стреляевым в 1936-1937 гг. Является одним из организующих композиционных элементов Привокзальной площади Душанбе. Четкая объемная скульптура В.В. Куйбышева на бетонной высокой призме дополнена групповой композицией освобожденной таджикской семьи у ее подножия. Установленный на центральной оси аллеи проспекта им. Рудаки, памятник дополняется живописной композицией малых архитектурных форм и элементами озеленения и обводнения - ковровой зеленью, каскадом бассейнов с многоструйными фонтанами, скамейками, цветочницами и др. Несмотря на густую ширококронную зелень аллеи, многофигурная композиция памятника зрительно связана с бывшим Национальным краеведческим музеем на площади им. С. Айни, силуэт которого хорошо просматривается сквозь брызги фонтанов сквера.
Монумент В.В. Куйбышеву в конце 1970-х годов был подвергнут реконструкции с облицовкой призматического постамента мрамором. В результате этого памятник потерял былую масштабность и цельность восприятия.
Архитектура ХХ века
В первой половине 1930-х гг. в столице таджикской республики строятся первые капитальные здания из жженого кирпича и бетона, которые несли в себе черты авангардного стиля (конструктивизма), появившиеся в 20-х годах прошлого столетия в европейской части России - здание Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссариата земледелия по улице Лахути, впоследствии переименованная в улицу имени В.И.Ленина (арх. П.И.Ваулин), здание Почтамта (снесено в 2016 году) и первого звукового двухзального кинотеатра имени М.Горького (ныне Государственная филармония имени А.Рудаки, затем телестудия «Сафина»), построенные по проектам архитектора С.В.Кутина. Названные сооружения в Таджикистане явились несколько поздним отзвуком авангардистских течений страны послереволюционных лет, когда архитекторы-новаторы Советского Союза пытались простыми и лаконичными архитектурными формами отразить революционный дух архитектуры будущего [4]. П.И. Ваулин, С.В.Кутин и другие молодые архитекторы, закончили архитектурную школу в Ленинграде, поэтому они стремились в своих первых произведениях в Душанбе передать дух новаторской архитектуры. Однако как и многие здания конструктивистского направления (Наркомат земледелия, Совнарком, Коммунальный банк и др.) не были лишены ошибок тех лет: в погоне за строгими очертаниями зданий снаружи игнорировалась внутренняя планировка, плохо использовалась кубатура зданий, принимались не экономичные решения.
Рассмотрим одно из этих зданий, а именно здание Дома Кино Республики Таджикистан, которое проектировалось как первое зрелищное здание кинотеатра (первый звуковой двухзальный кинотеатр имени М. Горького). Оно было возведено в 1935-1936 гг. по проекту архитектора С. Кутина и инженера П. Драчук в Республиканской проектной конторе «Таджикгоспроект» в 1935 г. Проект этот представляет переустройство здания столовой Совнаркома Таджикской ССР под киноклуб.
2-х этажное здание расположено на углу улицы имени Бухоро и проспекта имени А. Рудаки. Его угловое расположение предопределило планировочную композицию кинотеатра с парадным угловым входом, связанным с двумя зрительными залами (большого и малого), объединенных полукруглым в плане вестибюлем. В четком зонировании основных объемов кинотеатра (вестибюль, фойе, зрительные залы, столовая, служебные помещения и др.), в геометризированных внешних формах ясно угадывается влияние конструктивизма на формирование объемно-пространственной композиции. Поэтому мы в облике здания не видим основных черт классической, псевдоевропейской архитектуры, которая стала характерным явлением в конце 1930-х - середине 1950-х гг. во всех уголках бывшего СССР.
Четкие геометрические линии фасадов по улицам Бухоро (бывшая имени Свириденко) и Рудаки (бывшая имени В.И. Ленина), композиционная уравновешенность объемов, полукруглый колонный портик-айван, отсутствие каких-либо декоративных элементов на гладких поверхностях прямоугольных в плане колонн, фризе, плоская кровля, прямоугольные линии оконных проёмов и витражей - всё это выделяет здание кинотеатра среди последующих сооружений Душанбе своей индивидуальностью облика.
В конце 1960-х - начале 1970-х гг. была произведена реконструкция кинотеатра, и он был переоборудован под Государственную филармонию и получил имя А. Рудаки. Северное крыло со своим фойе и зрительным залом (выходят на улицу Бухоро) было приспособлено под Республиканский Дом Кино им. Б. Кимьягарова с просмотровым залом и служебными помещениями Союза кинематографистов Таджикской ССР.
На фасаде, обращенном на проспект Рудаки, в результате перестройки появилась обширная стена-ширма, на котором талантливым художником-монументалистом А. Аминджановым в начале 1970-х гг. было выполнено красочное монументальное панно в технике каменной мозаики на тему «Шашмаком» с вытянутым вдоль стены бассейном. По замыслу автора, мозаичное панно по всей поверхности должно было смачиваться водой из трубчатого водотока, проходящего по верху стены для усиления яркости каменной мозаики.
В конце 1990-х гг. в связи с переносом Государственной филармонии во дворец Профсоюзов, здание двухзального кинотеатра было полностью передано Дому Кино, а затем, в начале 2000-х гг., большой зрительный зал с сопутствующими помещениями заняла вновь созданная телестудия «Сафина».
В конце 30-х годов ХХ века архитектура СССР взяла курс на классические формы. Впервые появилась тяга к монументализации архитектурного образа, к парадной представительности. Характерным для предвоенных лет стали тенденция сочетания классических и национальных мотивов. В 1932 году после Постановления ЦК ВКП (б0 «О перестройке литературно-художественных организаций» были ликвидированы все архитектурные группировки и создан единый Союз советских архитекторов. Таким образом 1932 год стал как бы естественным рубежом дальнейшего развития советской архитектуры, когда коренным образом меняется переоценка ценностей в архитектуре, меняется эстетический идеал общества. Именно классика стала идеалом общества, так она предоставила арсенал отточенных веками композиционных принципов, приемов, форм, прочно связанных в сознании людей с культурным наследием и понятных различным слоям общества. В этой ситуации курс страны Советов на освоение классического наследия оказался естественным.
В Таджикистан эти веяния 30-х годов появились в архитектуре общественных зданий во второй половине 1930-х годов с изменением ее образности. Эти годы совпали с приездом большого отряда молодых архитекторов, конструкторов, геодезистов и топографов, которые и стали проводником композиционных приемов европейской классики, может в меньших масштабах. Их творчеством стал руководить вновь организованный Союз советских архитекторов Таджикистана, созданный в этот же год - 1936 год. Помимо всего именно эта творческая организация способствовала тесной взаимосвязи с архитектурной практикой центральных городов России, что позволила более целенаправленно определить развитие архитектурного творчества в республике.
Одним из первых общественных зданий, построенных на основе синтеза европейской классики и таджикского национального образа стала гостиница «Сталинабад» в г. Сталинабаде (с 1960 года Душанбе) на 167 мест была запроектирована архитектором А. Антоненко и инженером Д. Грековой в РПК «Таджикгоспроект» в 1939 г. и построена в 1941 г. Впоследствии гостиница была переименована в «Вахш». Она, как уже отмечалось выше, была расположена на Театральной площади (сейчас площадь им. 800-летия Москвы) на улице Лахути (сейчас проспект Рудаки). Представляет собой трехэтажное протяженное здание вдоль южной стороны площади, где проходит улица им. Чехова (ныне Нисормухаммада), выходящая на проспект Рудаки.
В 1941 г. «Сталинабад» представлял собой первую комфортабельную гостиницу города, положившей начало формированию одной из красивейших площадей Душанбе, подчеркивающей значительность и монументальность театра оперы и балета - доминанта всей площади. Гостиница содержит 95 номеров, в том числе номера «люкс», одно- и двухместные.
Конструктивно здание гостиницы выстроено из жженого кирпича на каменном фундаменте. Разделение на отдельные отсеки вызвано в основном как мера против частых землетрясений.
В настоящее время, несмотря на то, что в городе имеется ещё несколько современных комфортабельных гостиниц, здесь привлекает внимание соразмерность всего здания, его масштабность человеку. Наличие в оформлении экстерьера и во внутреннем пространстве элементов национального архитектурного декора создает особый душевный комфорт и уют. Немаловажное значение имеют и удобные функциональные связи с рестораном, библиотекой, почтой и другими пунктами обслуживания. Все вышесказанное способствует особой популярности этого сооружения у многочисленных гостей столицы, находящих в облике гостиницы местный колорит и своеобразие.
Почти одновременно с гостиницей «Вахш» рядом началось строительство другого общественного сооружения, который и организовал Театральную площадь, став знаковым в советской архитектуре Таджикистана 40-50-х гг. Это - академический театр оперы и балета имени Садриддина Айни. Проект был подготовлен 1939 г. (авторы проекта архитекторы А. Юнгер, В. Голли, Д. Билибин, художник С. Захаров), а строительство осуществлено в 19391946 гг.
Здание театра расположено в центре г. Душанбе, на оси проспекта им. В.Куйбышева (сейчас им. академиков Раджабовых), выходящего к площади имени 800-летия Москвы. Театр занимает главенствующее положение на площади, является ее композиционным центром, позволяющим организовать здесь один из красивейших ансамблей города.
Постановка крупного сооружения на возвышенности в отдалении от окружающей застройки и главного проспекта города было глубоко оправдано. Обширная платформа, на которую ведет широкая лестница, глухой цокольный этаж с легким ритмичным колонным строем над ним придают зданию удивительную человечность и вместе с тем торжественность. Классический прием постановки крупного фонтана на оси здания в обрамлении аккуратно подстриженных невысоких кустарников и зеленых газонов с цветами и скульптурами садово-парковой архитектуры, своеобразный зеленый фон сквера слева и справа здания с дальним силуэтом невысокой застройки, плавно огибающей здание с северовосточной и восточной сторон способствовали цельному завершению ансамбля всей площади, где даже дробный фасад гостиницы «Вахш» в южной стороне площади оттенил художественность облика театра. Все эти необходимые элементы ансамбля площади способствуют особой выразительности театра, подчеркивают его легкость и пространственность восприятия.
Проспект им. В. Куйбышева, стоящий на оси сооружения (запад-восток), позволяет зрителю-пешеходу ещё издали увидеть его четкий силуэт, окруженный широкими свободными пространствами. По мере приближения человек начинает различать тщательно разработанные детали фасада, усиливающих центрический характер композиции здания.
Симметричная композиция фасада соответствует плановому решению театра. Главной частью плана является зрительный зал на 800 мест, расположенный на главной оси входа за вестибюлем и двухсветным фойе. Пол зала для организации хорошей видимости сцены имеет криволинейную поверхность.
Главный вход организован со второго уровня фойе, куда зритель попадает по широкой парадной лестнице, находящегося на главной оси симметрии плана. По обе стороны зала на первом этаже устроены широкие коридоры-кулуары для выхода из зала и отдыха во время антрактов, а также прохода в сценическую часть театра. Боковые части зала на втором уровне используются для прохода в ложи и выходы на боковые фасады, где по лестницам можно спуститься вниз на площадку вокруг театра. За сценической коробкой с подвижным круглым в плане планшетом сцены на нескольких этажах устроены артистические, репетиционные залы хореографии, вокала и множество других служебных и подсобных помещений. Вся эта группа помещений имеет отдельный служебный вход со своим гардеробом, туалетом и другими комнатами.
Декоративное оформление интерьера основного вестибюля обращает внимание применением приемов таджикских народных мастеров: ганчевых резных бордюров, расписных потолков, резных панелей и др. Насыщенным декором отличается и фойе театра с центральной парадной лестницей в двухсветной части. Здесь можно увидеть капители колонн в виде ганчевых фигурных элементов, орнаментированные ганчевые решетки, плафоны с подкраской фона, ганчевые орнаментальные розетки, резные двери, рельефный ганчевый тимпан с изображением Садриддина Айни, чьё имя носит академический театр оперы и балета.
В целом, в оформлении интерьера театра мы видим ту же попытку зодчих совместить воедино художественно-декоративные приемы таджикского и европейского зодчества.
Театр в 1986 году был реконструирован, но мастера и строители постарались сохранить в интерьере богатство декоративного оформления, заложенное авторами проекта. Повторная реконструкция была проведена в 2007 году. В 2016-2017 гг. реконструкции была подвергнута вся театральная площадь с фонтаном, малыми скульптурными формами, архитектурными деталями, дорожками и др. [5].
Государственный театр музыкальной комедии имени А.С. Пушкина в 1992 году был переименован в Государственный драматический театр имени Камола Худжанди, и он является крупным общественным зданием Худжанда. Построен в начале 60-х годов прошлого столетия по проекту архитектора С.В. Волкова. Театр расположен в парковой зоне левобережной части города, вдали от магистральных улиц. Вокруг театра организован сквер, с обеих сторон которого проходят второстепенные улицы с развитым автомобильным движением.
Главный фасад театра обращен на север, т.е. в сторону Сырдарьи. Перед фасадом устроена площадь с большим круглым в плане многоструйным фонтаном, окруженным зелеными насаждениями и дорожками. В результате республиканского конкурса на создание скульптурной композиции в середине фонтана установлена скульптурное изваяние на основе воспроизведения известного сюжета настенной росписи во дворце афшинов Уструшаны с изображение арфистки. Ранее намечавшийся перед фонтаном монумент Камола Худжанди, величайшего таджикского поэта-лирика ХГУ века родом из Худжанда, ныне установлен на центральной аллее проспекта Ленина, недалеко от театра.
Само здание театра приподнято на высоком цоколе с широкими парадными лестницами, ведущими к многоколонному портику. Осевая композиция плана определила объемную структуру всего здания: прямо по оси за портиком устроен вестибюль, далее - двухсветное фойе и вход в зрительный зал со сценической коробкой в глубине.
На главном фасаде выделяется широкий фриз над входным портиком, поддерживаемый 14-тью колоннами в два ряда. Поверхность фриза украшена многофигурной композицией барельефа на тему народного искусства. 8-гранные стройные колонны снизу имеют базы фигурного очертания, окрашенные в черный цвет. В верхней части колонны украшены своеобразными стилизованными капителями, истоками которых, несомненно, является народное таджикское зодчество. Однако стилизованный пояс капители из европейской классики придают всему облику колонн эклектичный характер.
Несмотря на явный эклектичный характер архитектуры театра, здание стало неотъемлемым от облика города архитектурным объектом, наглядно свидетельствующий о творческом поиске своеобразия и местного колорита. Удачное расположение театра в центре парковой зоны способствовало тому, что здесь проходит отдых горожан. Со временем, с реализацией концепции музеификации города Худжанда, рядом будет формироваться торговый ярмарочный центр, композиционным ядром будет формирующаяся Худжандская крепость с окружающим парком. Это ещё более усилит общественно-зрелищный характер театра, придаст ему статус центра притяжения для культурного досуга населения города [6].
К празднованию 1100-летнего юбилея государства Саманидов в 1999 году театр был реконструирован. Впоследствии, к знаменательным датам Республики Таджикистан, производились частичные реконструкции интерьера и экстерьера театра.
Крытый рынок на площади Панчшанбе является общественно-торговым сооружением общегородского значения Худжанда. Одним из особенностей крытого рынка является то, что он выстроен на территории исторически сложившегося торгового центра Худжанда, т.е. на рыночной площади Панчшанбе.
Рынок сооружен в середине 50-х годов по проекту, выполненному в проектной конторе «Таджикпроект» (ныне АООТ «Шахрофар»). Это довольно обширное здание, построенное из современных материалов и конструкций, украсило крупную площадь в старо-городской части Худжанда. Крытый рынок расположен в восточной части площади и своим главным фасадом обращен на запад. Напротив торжественного главного фасада находится древний архитектурно-мемориальный комплекс Шейха Муслихиддина, включающий в себе мавзолей, соборную мечеть, минарет, мечеть Шайха Муслихиддина. С северной стороны площади построена двухэтажная чайхана «Панчшанбе», архитектурный декор которой выполнен народными мастерами в содружестве с молодыми архитекторами Худжанда в духе национальных традиций таджикского зодчества [7].
В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике и рекомендовано было всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование. 4 ноября 1955 года на основе обобщения материалов Всесоюзного совещания ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Однако ещё несколько лет после выхода названного исторического постановления 1955 года в Таджикистане и, в частности, Душанбе появлялись сооружения, возведенные в современных железобетонных конструкциях, но запроектированные в духе классики и перегруженные лепными деталями, скульптурными украшениями и другими атрибутами декора. Для примера рассмотрим чайхану «Рохат», построенную в 1959 году на улице им. В.И. Ленина.
Чайхана «Рохат» на проспекте имени А. Рудаки, традиционный для Средней Азии тип здания для общения населения и отдыха.
Она расположена в центре столицы, рядом с театром им. А. Лахути с севера и комплексом зданий бывшего до недавнего времени Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан с юга (тогда ЦК КП Таджикистана). Главный, западный фасад обращен на проспект А. Рудаки. Чайхана является одним из наиболее ярких и новаторских сооружений подобного типа в Таджикистане. Роспись здесь исполнена мастерами Ю. Рауповым и Мирзо Рахматом Олимовым.
В рассматриваемое время строится дворец культуры колхоза имени Саидходжа Урунходжаева в Гафуровском районе Согдийской области (1954-1957 гг.) для проведения культурного досуга колхозников по проекту архитектора Х.А. Юлдашева и группы молодых ленинградских архитекторов. Дворец культуры вместе с элементами благоустройства представляет собой целый ансамбль, занимающий территорию в 3,5 гектаров. Участок расположен на естественной возвышенности - горе Арбоб к юго-востоку от Худжанда. Отсюда, с горы Арбоб, далеко вокруг виднеется сельский пейзаж долины реки Сырдарья с садами, полями, автомобильной дорогой, ведущей к дворцу.
Само сооружение Дворца культуры, построено по инициативе бессменного председателя колхоза имени К.В.Ворошилова, а затем «Москва», дважды Героя Социалистического труда Саидходжа Урунходжаева. Архитекторы-проектировщики попытались воплотить в жизнь идеи интернационализма в архитектуре: т.е. применении принципов классических форм в синтезе с национальным колоритом в декоративном оформлении интерьеров. Это позволило придать внешней архитектуре монументальность, строгость и представительность путем применения симметрии в планировке.
Наиболее примечательной особенностью сооружения является архитектурная декорация интерьеров дворца, которую по праву искусствоведы относят к выдающимся памятникам народного прикладного искусства. Инженерное искусство плюс сконцентрировавшее в своих интерьерах все мастерство, весь запас орнаментальных богатств, всю высочайшую культуру народного полихромного узора. Впечатление праздничности создаётся уже при входе в фойе зрительного зала, где белые мраморные колонны, светло-коричневый паркет, большие чаши белых люстр о синими украшениями дополняется двухсветным пространством.
Дворец культуры имени С.Урунходжаева является одним из замечательных образцов архитектуры Таджикистана 50-х годов ХХ века. Именно в этом здании наиболее полно было отражено народное искусство архитектурной декорации, здесь народ почувствовал преемственность древнего художественного мастерства современными мастерами, которые своим творческим трудом показали многообразие путей освоения славного наследия архитектуры и искусства.
В настоящее время во дворце культуры устроен колхозный музей, здесь находится правление дехканского хозяйства, решается вопрос реставрации отдельных элементов здания, архитектурного декора, пострадавших во время землетрясения 1986 года. Здание должно сохраниться на века как памятник архитектуры и народного искусства [8].
Последующие периоды современной архитектуры конец 1950-х и все 1960-е годы, а также все 70-е и начало 80-х гг. прошлого столетия в целом были годами совершенствования и развития зодчества, что придало архитектуре не только новаторство в становлении облика зданий Таджикистана, но и ряд недочетов. Так, в конце 50-х и начале 60-х гг. ХХ века архитектор В. Афанасьев и инженер З. Ярмолинский (проектный институт «Таджикгипрострой», 1961 г.) разработали проект крупного зрелищного сооружения Душанбе - широкоэкранный кинотеатр на 1600 мест с драмтеатром на 700 мест на улице имени Путовского. В 80-х годах прошлого столетия на этом месте был построен 4-х этажный дом с магазином и Дом литератора Таджикистана. Из-за большого объема проект не был принят для строительства. Тем не менее, архитектура этого здания показывает направление поиска местными зодчими архитектурного образа общественного сооружения столичного города 1960-х годах. Однако в этом несомненно талантливом проекте авторы были против привнесения в образ сооружения местные традиции зодчества, таджикского колорита и своеобразия. Такое отношение к преемственности традиций таджикского зодчества стало характерным для творчества многих молодых архитекторов не только Душанбе, но и отдельных городов республики .
Анализ проектирования и строительства общественных зданий 1970-х годов в г. Душанбе показывает отсутствие примера своеобразного сооружения, несущего в себе самобытные черты таджикского зодчества, хотя в этот период иногда появлялись интересные по замыслу объекты общественного назначения. Примером такого объекта может служить строительство 1970-х гг. крупного комплекса Таджикского государственного университета имени В.И. Ленина на 8 тысяч студентов (сейчас Таджикский национальный университет), рассчитанного тогда на три очереди строительства (авторы генплана архитекторы В. Веселовский, Э. Орловский, при участии архитекторов М. Бобосаидова, Т. Веселовской, начало строительства 1975 г.). Сейчас на участке строительства осуществлена первая очередь из учебных корпусов гуманитарных факультетов, пешеходной эстакады, столовой, конференц-зала, поточных аудиторий, комплексного благоустройства территории
[9].
В период конца 70-х - начала 80-х гг. прошлого столетия следует отметить новое обращение к архитектурному наследию таджикского народа. Иллюстрацией сказанному является архитектурно-скульптурный ансамбль Садриддина Айни на одноименной площади
города Душанбе, авторы которого были удостоенны в 1980 году Государственной премии СССР.
Ансамбль посвящен родоначальнику таджикской советской литературы Садриддину Айни (1878-1954 гг.), который своим стихотворением «Марш свободы», опубликованным в 1919 г. первым печатным органом - журналом «Пламя революции», непосредственно возвестил о рождении новой таджикской литературы.
Ансамбль украшает одну из главных площадей столицы, названную именем великого писателя и разместившуюся на пересечении улицы С.Айни и проспекта имени А. Рудаки. Небольшая искусственная насыпь приподнимает ансамбль над прилегающими к нему территориями [10].
Одним из знаменательных, чрезвычайно знаковых скульптур в г. Худжанде после обретения Республикой Таджикистан суверенитета является памятник Камол Худжанди. Установлен в 1996 году в ознаменовании 675-летия со дня рождения поэта, выдающегося классика персидско-таджикской литературы (между 1118-23 гг., Худжанд, 1400 г., Тебриз). Расположен на небольшой площади-аллее «Звезды Худжанда». Основной идеей является передать непосредственно образ как мыслителя, философа и показать его внутренний мир. На фоне ширококронных деревьев центральной аллеи скульптурно изображены крылья, олицетворяющие святость человека и одновременно обозначающие крылья вдохновения поэзии. Лицо поэта обращено на место его рождения и в сторону захода солнца. Высота сидящей фигуры 3,5 м, крыльев 5,5 м. Площадь, занимаемая памятником, 1000 кв. м. Автор бронзовой скульптуры художник-скульптор К.Н. Надыров с участием архитектора Р.Д. Каримова. Аналогичный памятник того же автора установлен в 1997 году в Тебризе (Иран) на месте захоронения поэта [11].
Вывод. Обобщая выше сказанное, можно констатировать, что монументальное искусство уже в 1980-х годах постепенно становится полноправным партнером архитектуры. Это осознают не только художники-монументалисты, но более всего архитекторы-проектировщики, которые и должны с самого начала проектирования привлекать к проектированию художников-монументалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамаджанова С. Традиции и современность в архитектуре Таджикистана, указ. соч., с. 4-5.
2. Мамаджанова С. Архитектура и градостроительство Душанбе (история, теория и практика). / С. Мамаджанова, Р.Мукимов - Душанбе: Изд. ОО «1С0М08 в Таджикистане», 2008. - С. 44, рис. на с. 481. - 520 с., ил. После установления суверенитета городской сад был подвергнут реконструкции, и скульптура Ленина была в 2006 г. демонтирована и перенесена в Худфонд РТ.
3. Веселовсиий В.Г. Этапы формирования градостроительной структуры Ленинабада / В.Г. Веселовсиий, Р.С.Мукимов // Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1986, -С.69-70.
4. ВИА, в 12-ти томах. Т.12, книга первая. - М.: Стройиздат, 1975. - С. 9-10.
5. Мукимов Р., Джурахонов С. Преемственность и инновации традиций..., указ. С. 85-87, рис. 106.
6. Марафиев С.Ш. Благоустройство и монументальное строительство Ходжента-Ленинабада // Исследования по истории и культуре Ленинабада. / С.Ш.Марафиев - Душанбе: Изд. «Дониш», 1986, С.240-246.
7. Мамаджанова С.М. Архитектурное наследие Худжанда. / С.М. Мамаджанова, Р.С.Мукимов - Душанбе: Изд. «Мерос», 1993, с. 177-178.
8. Мамаджанова С.М., Мукимов Р.С. Архитектурное наследие Худжанда. / С.М. Мамаджанова, Р.С.Мукимов - Душанбе: Изд. «Мерос», 1993. -С. 171-176, рис. 115-116; и др.
9. Веселовский В.Г., Мукимов Р.С. и др. Архитектура Советского Таджикистана, указ. соч. - С. 241-248, рис.
10. Энциклопедия «Душанбе». - Душанбе: Глав. науч. нрд. ТНЭ, 2004. - 592 с., ил.; Мамаджанова С.М., Мукимов Р.С. Архитектура и градостроительство Душанбе, указ. соч., с. 172-173, рис.; и др.
11. Пулатов У. Камол Худжанди памятник // Худжанд. Энциклопедия. / У. Пулатов, Б.Ризоев - Душанбе: Гл. науч. ред. ТСЭ, 1999. - С. 467; и др.
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА МОНУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В статье рассмотрен анализ практики проектирования и строительства первых памятников монументального искусства и архитектуры, декоративного оформления, внешний вид сооружения, колористика и своеобразие. Также рассмотрен архитектурный облик здания (внутренняя и внешняя части), декоративное применение и отражение различных средств и приёмов оформления, присущих как таджикскому народному зодчеству, так и европейской классической архитектуре. И так, можно констатировать, что монументальное искусство постепенно становится полноправным партнером архитектуры, и данную тенденцию осознают не только художники-монументалисты, но
более всего архитекторы-проектировщики, которые и должны изначално привлекать к проектированию художников-монументалистов.
Ключевые слова: Архитектура, строительство, колорит, монументальное искусство, история, сооружения, декоративное оформление, скульптура, ансамбль, облик здания.
ТА^ЛИЛИ АМАЛИЯИ ТАР^РЕЗЙ ВА СОХТМОНИ АСАР^ОИ МОНУМЕНТАЛИИ МЕЪМОРЙ ВА САНЪАТ ДАР СОЛ^ОИ ДАВЛАТДОРИИ ШУРАВЙ
Дар мацола таулили амалияи тарурези ва сохтани нахустин осори санъати монументалй ва меъмори, ороиши ороиши, симои иншоот, анъанауои мауаллии меъмори, рангубор ва хосса барраси шудааст.
Ва инчунин намуди меъмории бино (берун ва дохили он), ороиш ва инъикоси усулуои гуногуни ороиши меъморию бадеи, ки чи ба меъмории халци тоцик ва чи ба меъмории классикии аврупои хос аст, барраси кардаанд. Инак, метавон гуфт, ки санъати монументали тадрицан шарики комили меъмори шуда истодааст ва инро на тануо рассомон, балки пеш аз хама меъморон-конструкторон дарк мекунанд, ки онуо бояд аз ибтидои лоиуакаши бояд деворсозонро ба лоиуакаши цалб намоянд.
Калидвожа^о: Меъмори, сохтмон, рангоранги, санъати монументали, таърих, биноуо, ороиши ороиши, уайкалтароши, ансамбль, намуди зоуирии бино.
ANALYSIS OF DESIGN AND CONSTRUCTION PRACTICE OF MONUMENTAL WORKS OF ARCHITECTURE AND ART DURING THE YEARS OF SOVIET STATEHOOD
The article deals with the analysis of the practice of designing and building the first works of monumental art and architecture, decorative design, the image of the structure, local traditions of architecture, color and originality.
And also considered the architectural appearance of the building (outside and in the interior), decorative and reflection of various methods of architectural and artistic design, characteristic of both Tajik folk architecture and European classical architecture. So, it can be stated that monumental art is gradually becoming a full partner of architecture, and this is realized not only by muralists, but most of all by architects-designers, who should involve muralists in the design from the very beginning of design.
Key words: Architecture, construction, coloring, monumental art, history, buildings, decorative design, sculpture, ensemble, appearance of the building.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Джурахонзода Сироциддин Шамсулло-унвонцуи кафедраи меъмори ва дизайни Донишгоуи техникии Тоцикистон ба номи академик М. Осими, Сурога 734041 ш. Душанбе хиёбони Рацавовуо 10 Тел: (+992) 9358830о0, E-mail: 83siroj@mail. ru
Сведение об авторе:
Джурахонзода Сироджиддин Шамсулло- соискатель кафедры архитектура и дизайн Таджикский технический университет имени академика М.С.Осими Адрес 734041 г. Душанбе проспект Раджабов Тел: (+992) 935883000, E-mail: 83siroja,mail. ru
About the author
Jurakhonzoda Sirodjiddin Shamsullo - applicant of the Department of Architecture and Design Tajik Technical University named after Academician M.S.Osimi Address 734041 Dushanbe Rajabov Avenue Phone: (+992) 935883000, E-mail: [email protected]
БОЗТОБИ САБАБ^ОИ СУЦУТИ БАРМАКИЁН ДАР САРЧАШМА^ОИ ТАЪРИХИИ АСР^ОИ IX-X
Ниёзова А.У.
Институти таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба номи А. Дониш
Дар сарчашмах,ои таърихии асрх,ои IX-X сукути Бармакиён ба андозаи бешу кам баён шуда, муаррихон сабабх,о ва ангезах,ои мухталиферо рочеъ ба ин масъала дар асарх,ои худ зикр кардаанд. Ин х,олат далолат аз он мекунад, ки хашм гирифтани халифаи Аббосй нисбат ба Бармакиён ва барандохтани онх,о аз умури хилофат назди дарбориён ва хдмзамононаш асрорангез будааст.
Муаррихи садаи IX Ах,мад ибни Истоки Яъкубй маъруф ба Ибни Возех,и Яъкубй (вафот 284 х,.к./897) дар асари хеш «Таърихи Яъкубй» хеле мухтасар аз рухдоди барканории Бармакиён аз умури хилофати Аббосй ва фочеаи хонаводагии онх,о, ки ба дасти