А. В. Вершишин
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ
Ключевые слова: экономический кризис, антикризисный менеджмент, стратегии, инвестиции, инновации. the Economic crisis, anti-recessionary management, strategy,
investments, innovations
В публикации проведен анализ практики антикризисного менеджмента отечественных компаний. Исследованы факторы устойчивого развития предприятия. Систематизированы антикризисные стратегии фирм.
The analysis of practice of anti-recessionary management of the domestic companies is lead to publications. Factors of steady development of the enterprise are investigated. Anti-recessionary strategy of firms are systematized.
Новые условия развития бизнес-среды, связанные с преодоление кризисных явлений в экономике ставят новые цели и требования к практике антикризисного менеджмента на уровне предприятий. Следует отметить, что финансовый кризис в России связан со структурной перестройкой большинства отраслей. По мнению экспертов, следует ожидать роста сделок по слияниям и поглощениям компаний.
Исследования показывают, что наиболее важным фактором обеспечения конкурентоспособности компании является возможность заимствования финансовых средств на выгодных для компании условиях. Этот фактор напрямую определяет финансовые показатели, которые служат для компании индикатором ее эффективности. Более того, такие показатели являются основаниями для принятия решений о банкротстве компании. Особое значение это приобретает в условиях когда, в бизнес-среде вновь, как в предыдущие кризисы распространяется практика недружественных поглощений. Однако, мероприятия по реализации этого фактора не дают компаниям долгосрочных конкурентных преимуществ, но очень важны на уровне оперативного управления, так как позволяют на пике кризиса избежать процедуры банкротства.
В случае если выгодные займы идут не на погашение предыдущих долгов, а на совершенствование технологии и товаров, то такая стратегия может дать положительные эффекты как в долгосрочной перспективе. Так компаний формирует конкурентные преимущества на основе более низких издержек за счет использования прогрессивных технологий. Это особенно актуально для отечественных предприятий где производительность труда значительно ниже чем у большинства зарубежных конкурентов.
Подтверждением негативных тенденций служит статистика динамики дефолтов компаний по ценным бумагам в отечественной практике бизнеса. Так, если в августе -сентябре 2008 г. общая сумма дефолтов составляла приблизительно 350 - 400 млрд. руб., то в июне 2009 г. - 1600 млрд. руб.
В связи с обозначенными обстоятельствами, наиболее распространенной стратегий для хозяйствующих субъектов становится выживание и сохранение активов. Для этого, компании методично снижают производственные и маркетинговые издержки, сокращают
персонал, некоторые предлагают новые (более дешевые) продукты адаптированные к экономическим условиям кризиса.
Однако, кроме тактических мероприятий в сфере маркетинга и производственного менеджмента организации используют и различные защитные приемы антикризисного управления. Так, крупные холдинги допустившие дефолты делают кредиторам предложения по реструктуризации задолженности. В качестве примеров можно привести такие корпорации как «ГАЗ», «Амурметалл», «Энергоцентр». В этом случае, держатель и эмитенты договариваются об отсрочке (рассрочке) платежей или о реструктуризации путями: замена долга имуществом; доступа в капитал; конвертации в другие бумаги.
Многие организации - эмитенты при дефолте целенаправленно затягивают судебные разбирательства. Для этого они используют обычно следующие методы: меняют юридический адрес; пытаются оспорить права держателя на владение бумагами; подают иски о признании договоров недействительными и т. д. Другие компании делают попытки осуществить выгодное им управляемое банкротство. Такие тактики антикризисного менеджмента в большинстве случаев не являются примерами этичного бизнеса и не всегда действия производятся на основе закона. Более того, они не приводят к финансовому оздоровлению и повышению конкурентоспособности предприятий.
Однако не все хозяйствующие субъекты в условиях кризиса ставят своей целью только выживание. Одной из стратегий роста компании в обозначенный период является агрессивное наступление. Для некоторых компаний финансовый кризис и соответственно снижение показателей платежеспособности предприятий открывает возможности их покупки и существенного расширения бизнеса. Низкая стоимость кризисных предприятий позволяет осуществлять такую стратегию без огромных финансовых вложений.
Практика предыдущих экономических кризисов показывает, что хозяйствующие субъекты, обладающие финансовыми средства покупали бизнесы как с целью стратегических инвестиций, так и с целью перепродажи.
В тех условиях, активные деятели рынка покупали предприятия больше не на основе стратегических расчетов, а на основе представившейся возможности за недорого приобрести предлагаемые активы. То есть задачей предпринимателей того времени было приобщение средств производства вне зависимости от управленческой целесообразности.
Многие компании в условиях кризиса могут превращаться в своего рода рейдерские структуры. Одни такую деятельность могут осуществляются в рамках законов, другие -проводить недружественные поглощения с нарушениями законов. Но это крайние варианты использования данной стратегии. Говорить о бизнес-этике и пользе для экономике страны в этих случаях не представляется возможным.
В качестве примера представляется возможным привести тенденции бизнеса в кризис 1998 года. Волна поглощений и слияний, не всегда дружественных, охватила всю промышленность России. В большинстве случаев, акции принадлежали сотрудникам компаний, а контроль над предприятиями осуществлял менеджмент. В отсутствии поддержки со стороны государства бизнес работал на грани нулевой рентабельности. В этой ситуации, более эффективные компании сырьевого сектора, тесно сотрудничающие со сборочными производствами, начали проявлять интерес в установлении контроля над ними. Таким образом, к началу 2000 годов большинство промышленных предприятий сменили собственников. Вместе неэффективных «:Красных директоров» пришли к управлению более прогрессивные управляющие из сырьевого сектора экономики.
Условиями реализации анализируемой стратегии являются:
- доступ к льготным кредитам. Именно на эти средства компании проводят процедуры поглощений. Высокая стоимость зарубежных кредитов предопределяет для организаций - инвесторов заручаться поддержкой банковских структур. В выгодной ситуации могут оказаться финансово-промышленные группы с собственными банками;
- наличие собственных финансовых ресурсов. Это условие может быть реализовано толь в высокодоходных отраслях в условиях финансового кризиса.
Инструментами реализации стратегии агрессивного наступления в условиях развития мирового финансового кризиса являются:
- формирование эффективных инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития регионов и страны. Этот инструмент позволяет получать льготное финансирование под поручительства региональных властей перед банками; льготы по налогооблажению; информационную поддержку;
- создание собственного инвестиционного фонда. Такой инструмент целесообразен для компаний, работающих в высокодоходных отраслях;
- создание или покупка кредитной организации (позволяет получать коммерческие кредиты под низкие проценты.
Основной экономический эффект реализации данной стратегии является повышение капитализации компании и прибыль от перепродажи активов.
Следует отметить, что вышеописанная практика, в большинстве случаев не служит базой для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. По мнению автора, конкурентоспособность отечественных предприятий зависит от способности предложить новые товары востребованные на глобальном рынке. Следовательно, будущее компаний зависит от эффективности инноваций и стратегического маркетинга. Лишь при соблюдении этих требований следует ожидать столь нужной структурной перестройки в отечественной экономике.
© А. В. Вершишин- пом. нач. управления ФСБ по Нижегородской области, [email protected].