Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

АНАЛИЗ ПРАКТИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кооперация / потребительская кооперация / Россия / Европа / Центросоюз Российской Федерации / cooperation / consumer cooperation / Russia / Europe / Centrsoyuz of Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева М.А.

В текущих условиях для России все большую актуальность приобретает поиск внутренних источников развития территорий, в частности, за счет потребительской кооперации хозяйствующих субъектов и построения между ними экономических и инфраструктурных связей. Целью данной работы стал анализ практик потребительской кооперации в России и Европе. Проведенный анализ показал схожесть и отличия проблем развития такого рода кооперации на обеих рассматриваемых территориях. Общими проблемами как в России, так и в Европе являются высокий уровень конкуренции на рынке, а также низкий уровень активности членов кооперации, однако при этом в России весьма ощутимой проблемой остается недостаточность материально-технической базы и технологического обеспечения, отсутствие единой системы сбыта продукции заготовок, а в Европе – бюрократизация и большие временные затраты на принятие решений. Также в результате работы определены ключевые инструменты стимулирования развития потребительской кооперации: налоговые льготы, возмещение транспортных расходов, субсидии, гранты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING THE PRACTICE OF CONSUMER COOPERATION: EUROPEAN AND RUSSIAN EXPERIENCE

Under current conditions the search for internal sources of territorial development is becoming increasingly relevant for Russia, in particular, due to consumer cooperation of economic entities and the construction of economic and infrastructural ties between them. The purpose of the given article was the analyze consumer cooperation practices in Russia and Europe. The analysis has shown the similarity and differences of the problems of developing this kind of cooperation in both considered territories. Common problems both in Russia and in Europe are a high level of competition in markets, as well as a low level of activity of the members of the cooperation, however, in Russia a very tangible problem of the lack of a material and technical base and technological support, the lack of a unified system for the sale of blanks, and in Europe – bureaucratization and large time costs for decisionmaking remains. Also, as a result of the research key tools for stimulating the development of consumer cooperation were identified as follows: tax incentives, reduction of transport costs, subsidies, grants.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

УДК 334 JEL R1

АНАЛИЗ ПРАКТИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ1

Лебедева М. А. младший научный сотрудник, ORCID 0000-0002-7310-6143, e-mail: lebedevamarina1@mail.ru, ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук», г. Вологда, Вологодская обл., Российская Федерация.

Аннотация. В текущих условиях для России все большую актуальность приобретает поиск внутренних источников развития территорий, в частности, за счет потребительской кооперации хозяйствующих субъектов и построения между ними экономических и инфраструктурных связей. Целью данной работы стал анализ практик потребительской кооперации в России и Европе. Проведенный анализ показал схожесть и отличия проблем развития такого рода кооперации на обеих рассматриваемых территориях. Общими проблемами как в России, так и в Европе являются высокий уровень конкуренции на рынке, а также низкий уровень активности членов кооперации, однако при

этом в России весьма ощутимой проблемой остается недостаточность материально-технической базы и технологического обеспечения, отсутствие единой системы сбыта продукции заготовок, а в Европе - бюрократизация и большие временные затраты на принятие решений. Также в результате работы определены ключевые инструменты стимулирования развития потребительской кооперации: налоговые льготы, возмещение транспортных расходов, субсидии, гранты.

Ключевые слова: кооперация, потребительская кооперация, Россия, Европа, Центросоюз Российской Федерации.

ANALYZING THE PRACTICE OF CONSUMER COOPERATION: EUROPEAN AND RUSSIAN EXPERIENCE

Lebedeva M. A. Junior Research Associate, ORCID 0000-0002-7310-6143, e-mail: leb-edevamarina1@mail.ru Vologda Research Center, Russian Academy of Sciences, Vologda, Russian Federation.

Abstract. Under current conditions the search for internal sources of territorial development is becoming increasingly relevant

for Russia, in particular, due to consumer cooperation of economic entities and the construction of economic and infrastructural ties

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР «Факторы и методы устойчивого социально-экономического развития территориальных систем в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды» (FMGZ-2022-0012).

© М. А. Лебедева, 2023

between them. The purpose of the given article was the analyze consumer cooperation practices in Russia and Europe. The analysis has shown the similarity and differences of the problems of developing this kind of cooperation in both considered territories. Common problems both in Russia and in Europe are a high level of competition in markets, as well as a low level of activity of the members of the cooperation, however, in Russia a very tangible problem of the lack of a material and technical base and technological support, the lack of a unified system for the sale of blanks, and in Europe - bureaucratization and large time costs for decision-making remains. Also, as a result of the research key tools for stimulating the development of consumer cooperation were identified as follows: tax incentives, reduction of transport costs, subsidies, grants.

Keywords: cooperation, consumer cooperation, Russia, Europe, Centrsoyuz of Russian Federation

► Введение. В условиях новых вызовов для России (пандемия COVID-19, экономические санкции, закрытие границ зарубежных стран и т.д.) все более важным становится поиск внутренних источников развития территорий, в частности, за счет взаимодействия хозяйствующих субъектов и построения между ними экономических и инфраструктурных связей [1]. Одной из эффективных форм реализации подобного объединения является потребительская кооперация, под которой понимается добровольное объединение физических лиц и организаций на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производствен-

ной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов1.

Поэтому целью данной работы является анализ практики развития потребительской кооперации в России и за рубежом (в Европе) для выявления проблем и инструментов ее развития.

► Обзор литературы. В большинстве развитых стран стабильный экономический рост и повышение конкурентоспособности национальных экономик в ХХ в. были напрямую связаны с бурным развитием корпоративного бизнеса, и в современных условиях эти страны практически всю организацию некоторых сфер строят на основе механизмов кооперации и интеграции.

В экономической науке термин «кооперация» (в переводе с латинского - сотрудничество) имеет несколько значений. В широком смысле кооперация представляет собой взаимодействие между физическими или юридическими лицами, основанное на равноправном сотрудничестве, по поводу приобретения, производства или реализации товаров, работ и услуг.

Кооперация - классический пример соединения личных интересов с общественными. Теоретическими вопросами кооперации впервые начал заниматься Р. Оуэн. Именно он ввел этот термин в экономический оборот. Дальнейшее углубление и развитие теория кооперации получила в трудах таких ученых, как Э. Якоб [2], Д. Валенти [3], К. Маркс [4], А.В. Чаянов [5], А.Н. Анцыферов [6] и др. Широкое отражение кооперация нашла в трудах ученых дореволюционного периода, советского (с 1917 г. до начала продразверстки) и постсоветского пространства.

1 О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от

02.07.2013). URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 608/

Похожей категорией кооперации является интеграция - объединение хозяйствующих субъектов, их приспособление друг к другу путем расширения производственно-технических и управленческих связей, совместного использования ресурсов и объединения капиталов [7].

В отличие от интеграции (объединения, слияния) определяющим признаком кооперации является основанная на личном интересе экономическая обособленность ее участников, хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами взаимоотношений между ними (устный артельный договор, юридически оформленный контракт, выборный управленческий орган (правление)). Последняя форма обычно, но необязательно, используется при создании первичных кооперативов, владельцев «трудовых» крестьянских или фермерских семейных хозяйств, образующих национальные системы сельскохозяйственной кооперации и их отраслевые союзы [8; 9].

Основными принципами кооперации являются:

1) добровольность участия (основополагающий);

2) обеспечение выгоды для участников от ведения производственной и иной хозяйственной деятельности;

3) распределение прибыли и убытков между участниками кооперации с учетом их вкладов или участия в общих результатах;

4) ограничение участия в хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, не являющихся членами кооператива;

5) управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива - один голос);

6) исключение прямого административного вмешательства вышестоящих властных структур (кроме как по закону);

7) организация хозяйственной деятельности на основе самоокупаемости и самофинансирования;

8) реализация возможностей повышения мотивации труда участников посредством расширенного воспроизводства объединенного имущества, накопления собственности и капитала путем участия в прибылях, начисления дивидендов и процентов [10].

Учитывая имеющиеся практические проблемы в экономике страны и ее регионов, а также увеличение потенциала их решения, которое создает потребительская кооперация, целесообразным кажется анализ ее отечественных и зарубежных практик.

► Данные и методы. Теоретическую и методическую основу проведенного исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам кооперации, в частности, потребительской кооперации. Информационной базой исследования послужили материалы органов государственной статистики, данные ведомственной статистики органов исполнительной власти, нормативные правовые акты по вопросам организации и функционирования форм потребительской кооперации. Методология исследования базировалась на комплексном и системном подходах. В работе использованы методы сравнительного анализа, обобщения, синтеза, аналогии, а также абстрактно-логический и другие приемы научной обработки информации.

► Результаты исследования. В целом статистических данных и исследований касательно потребительской кооперации в страновом сравнении относительно мало. Наиболее поздние данные, подготовленные Cooperatives Europe, датируются 2015 г. 1 (табл. 1).

1 The power of cooperation Cooperatives Europe key figures 2015, 128 p

Таблица 1 - Особенности развития потребительской кооперации в странах Европы

Страна Предприятия, тыс. ед. Члены, тыс. ед. Сотрудники, тыс. чел. Годовой оборот, млн евро Регулирование

Болгария 1,9 149,5 24,0 513,0 Закон о кооперации

Хорватия 1,2 20,2 2,7 211,0 Закон о кооперативах

Чехия 1,3 154,3 53,6 2770,0 Закон о коммерческих компаниях и кооперативах

Дания 0,1 315,7 49,5 32105,0 Нет законодательного регулирования

Франция 22,5 26106,8 1200,0 306900,0 Закон о статусе кооперативов

Германия 7,5 22200,0 860,0 195000,0 Закон о кооперативах (1889 г.)

Ирландия 0,1 203,4 12,1 14160,0 Закон о промышленных и сберегательных обществах

Италия 39,6 12620,0 1150,0 150300,0 Гражданский кодекс; Конституция

Нидерланды 0,1 19831,2 126,8 80735,0 Национального регулирования нет

Португалия 0,9 403,3 14,2 2437,0 Кооперативный кодекс

Швеция 5,5 4355,3 34395,0 13620,0 Кооперативный кодекс

Молдова 0,1 200,0 5,0 39,4 Закон о потребительской кооперации

Норвегия 5,6 2411,0 37,5 11610,0 Совместный акт, охватывающий все отрасли и размеры предприятий

Россия 5592,0 2411,0 175,0 1251,4* Закон о потребительской кооперации; Гражданский кодекс

Турция 33857,0 6002,0 1,0 300,0 Закон о кооперативах

Украина 2,1 240,0 36,0 219,0 Закон о потребительской кооперации

*Рассчитано по данным 2017 года Сборник Регионы России: социально-экономические показатели. 2018 по причине отсутствия данных в зарубежных источниках

Если рассматривать европейский опыт, то по данным Cooperatives Europe, здесь 160 тыс. предприятий являются кооперативами. Они работают в различных направлениях (здравоохранение,

промышленное производство, торговля и др.) и варьируются по размеру от микропредприятий до крупных компаний, работающих на международном уровне1'2. Потребительские кооперативы объединяются в сети и экосистемы. В кооперативных сетях и экосистемах каждый член имеет равное право голоса и поровну разделяет риски и выгоды, независимо от его финансового вклада3'4 [11].

Регулирование деятельности кооперативов в ЕС происходит по-разному, что обусловлено главным образом уровнем

1 Entrepreneurship & Social Economy [Electronic source] // International Cooperative Alliance. URL: https://coopseurope.coop/policy-topic/entrepre-neurship-social-economy

2 Cooperative Development Support [Elec-

tronic source] // International Cooperative Alliance.

URL: https://coopseurope.coop/policy-topic/coopera-tive-development-support/

экономического развития, национальными интересами отдельных государств и уровнем развития формальных и неформальных институтов организации деятельности. Так, в Нидерландах и Швейцарии кооперативов немного, но они все крупные; национальное регулирование кооперации либо минимально, либо отсутствует, однако именно здесь можно наблюдать наиболее высокий годовой товарооборот. Например, только в 1 Швейцарском кооперативе в банковском секторе, где состоят 1,8 млн членов, работают 8,8 тыс. сотрудников, а годовой оборот составил порядка 144 млрд евро. В то же время, например, в Турции с развитым национальным регулированием кооперации

3 Young Cooperators Network [Electronic source] // International Cooperative Alliance. URL: https://coopseurope.coop/young-cooperators-network

4 Cooperatives: Characteristics, activities, status, challenges [Electronic source] // European Parliament's website. URL: https://www.europarl.eu-ropa.eu/RegData/etudes/BRIE/2019/635541/EPRS_ BRI(2019)635541_EN.pdf

из 33,8 млн предприятий создают годовой оборот в 300 млн евро.

Существуют также различные национальные требования в отношении членов и основного капитала. В некоторых странах (Болгария, Дания, Люксембург) по этому вопросу нет обязательных положений, в то время как в других требуется присутствие по крайней мере трех членов (например, в Германии, Швеции, США), а в других - еще больше. Например, в Польше для создания сельскохозяйственного кооператива и управления им требуется 10 физических или три юридических лица1.

Cooperatives Europe также отмечает, что большинство европейских потребительских кооперативов являются успешным бизнесом, поэтому одной из основных целей их функционирования - получение прибыли. Некоммерческие организации являются более редким случаем2. Отмечается, что потребительские кооперативы далеко не всегда могут выдержать конкуренцию с самостоятельными предпринимателями, но все же есть и ряд успешных кейсов. Например, в Швеции в 1980-х гг. обострение конкурентной борьбы привело к усилению темпов объединения торговых точек в кооперативы. Объединение усилий позволило им создать крупные гипермаркеты с удобными автостоянками, внедрить современные технологии и методы ведения бизнеса: были введены система самообслуживания, разнообразие в непродуктовых кооперативах, технология сильно замороженных продуктов. После этого произошло объединение кооператоров Швеции, Норвегии и Дании в единую организацию Coop Norden, имевшей более 3000 супермаркетов в Скандинавии и ежегодный доход порядка 90 млрд шведских крон в год. Благодаря проведенным реформам кооперативный бизнес Швеции стал

1 Там же.

самым передовым и инновационным в Европе [12; 13]. В 2008 г. данный кооператив был распущен, а взносы были возвращены национальным кооперативам.

Целью кооперативов Швеции является продвижение экономических интересов своих членов путем расширения знаний о кооперативном движении, распространения идей и видений, влияния на мнения и представления членов в вопросах, влияющих на условия кооперативных и совместных предприятий. Правительство Швеции очень позитивно относится к созданию новых кооперативов. Шведский Парламент выделил средства для создания фонда развития кооперативов. Деньги главным образом используются для финансирования получения информации и консультационных услуг, оказываемых в 24 местных центрах развития по всей стране [13; 14].

Также в Германии большинство потребительских кооперативов являются акционерными обществами. Согласно немецкому закону о кооперативах, они определяются как «ассоциации незамкнутого числа членов, целью которых является продвижение доходов и бизнеса своих членов или их социальных или культурных интересов посредством совместных деловых операций». В Германии членами кооператива могут стать физические лица, коммерческие товарищества [15].

Несмотря на то, что к настоящему времени многие из потребкооперативов прекратили свое существование, сохранившиеся остались верны кооперативным принципам. Например, основанный в 1893 г. Spar- und Bauverein eG Dortmund как местный жилищный кооператив управляет почти 12000 квартир без комиссии, около 2500 гаражей и более 80 коммерческими объектами в районе Дортмунда. У данного кооператива имеется дочерняя компания - фонд Spar- und

2 The European Consumer Organization [Electronic source]. URL: https://www.beuc.eu/

Bauverein eG Dortmund, которая активно участвует в жизни общества и ориентируется исключительно и непосредственно на некоммерческие и благотворительные цели. Наряду с их рекламными целями это включает в себя: продвижение ухода за молодежью и пожилыми людьми, а также нуждающимися, важный вклад в международное взаимопонимание, а также проекты в области искусства и культуры1.

Координирующим органом для немецких кооперативов является Федерация немецких потребительских организаций, которая представляет интересы кооперативов перед регулирующими органами, частным сектором и гражданским обществом. Его 16 региональных потребительских центров дают индивидуальные консультации потребителям, в то время как тестирование продуктов проводится поддерживающим их членом Stiftung Warentest, также член Consumers International2. В Германии, как и в Швеции, инструментов поддержки кооперативов довольно мало, как правило, это налоговые льготы, в частности, адресное временное освобождение от корпоративного налога некоторых жилищных и сельскохозяйственных кооперативов, освобождение от комиссии транзакций членов кооператива.

Интересен опыт развития потребительской кооперации стран с развивающейся экономикой, например, в Болгарии потребительская кооперация практически полностью сохранила и преумножила свой материальный ресурс. В 2015 г. в потребительском кооперативном объединении работали три тысячи магази-

нов, в основном в малых городах и деревнях. Правление Центросоюза Болгарии приняло Единую концепцию развития торговой сети Coop и «Руководство для функционирования торговой сети Coop». Прошли переговоры с крупными производителями и поставщиками о централизованных поставках товаров и оборудования для торговой сети. Мероприятия по модернизации значительно улучшили конкурентоспособность кооперативной торговли и привели к увеличению доходов и росту удельного веса в национальной торговле быстрореализуемых товаров. В начале 2009 г. Центросоюз Болга-рии3 стал акционером альянса Coop EURO для совместной поставки товаров в Венгрию, Чехию и Словакию [16].

При этом, как и в других европейских странах, в Болгарии для потребкоопе-ративов мер поддержки применяется немного. Одним из инструментов поддержки болгарских кооперативов является представление средств из республиканского бюджета на покрытие транспортных расходов по снабжению населения основными продуктами питания в горных и малых населенных пунктах с численностью населения до 500 жителей4.

Если рассматривать российский опыт развития потребительской кооперации, то здесь определенно прослеживается влияние советского времени, а также перехода к рынку: отечественная практика развития кооперативного движения основывается на том, что потребительское общество представляет собой своего рода инструмент социальной защищенности человека. Принципиальным в

1 Die SPARBAU Stiftung. Wir helfen, fördern und unterstützen [Electronic source] // Offizielle Website. URL: https://stiftung.sparbau-dortmund.de/

2 Verbraucherzentrale Bundesverband [Elec-

tronic source] // Con-sumers International. URL:

https://www.consumersinternational.org/mem-

bers/members/federation-of-german-consumer-or-

ganisations-vzbv/

3 Централният кооперативен съюз България [Eletronic source]. URL: https://www.cks.bg/bg/dur-javni-pomosti/

4 Там же.

этой связи является опосредованное участие государства, приобретающего роль координатора кооперативной деятельности и не допускающего административно-экономического протектората [17; 18].

В России основным координирующим органом является Центросоюз Российской Федерации1, который определяет потребительскую кооперацию как «социально-ориентированную систему экономического развития территорий, обеспечения занятости населения, установления стабильности в обществе и развития инфраструктуры регионов». В структуру потребкооперации России входят добровольные объединения потребительских обществ и союзов потребительских обществ разного уровня. При этом преимущественно потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, работа которых главным образом направлена на обеспечение продовольственной безопасности территории и бытовыми услугами населения в основном в сельской местности.

Наиболее крупным является Московский областной союз потребительской кооперации2, который обеспечивает товарами около 3 тыс. сел и деревень и более 4 млн постоянных и временных жителей. Данным объединением проводится модернизация розничной торговой сети на основе перевода торговых предприятий на самообслуживание, автоматизации управления товародвижением, строительству крупных торговых комплексов. В крупных торговых предприятиях осуществляется комплексное обслуживание покупателей через предоставление дополнительных услуг - раскрой тканей, мелкий ремонт швейных изделий, часов, проявка и печатание фотографий, составление цветочных букетов и т.д. Широкую известность приобрели магазины и отделы

1 О Центросоюзе России [Электронный ре-

сурс] // Центросоюз Российской Федерации. URL: https://rus.coop/ru/about/

«Пайщик» и «Ветеран», где предоставляются различные товары по социальным ценам социально-незащищенным категориям населения.

Помимо стационарной торговой сети широкое развитие приобрело обслуживание выездной торговлей отдаленных населенных пунктов, не имеющих магазинов, садоводческих и дачных товариществ.

Меры поддержки потребительских кооперативов в России значительно шире и оказываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, в Вологодской области Председатель областного потребительского союза отметила ряд мер поддержки, оказываемой со стороны власти региона: предоставление субсидий на развитие мобильной торговли в небольших труднодоступных населенных пунктах, налоговые льготы для наших организаций, в т. ч. освобождение от налогообложения объектов недвижимости площадью до 200 кв. метров, находящихся за пределами территорий городских округов и районных центров, пониженные ставки налога на объекты недвижимого имущества и др. На федеральном уровне представляется возможность получения гранта для расширения производства [19; 20].

В то же время российские исследователи отмечают, что основными причинами, препятствующими развитию потребительской кооперации являются: высокий уровень конкуренции на рынке, обусловленный установлением демпинговых цен на импортируемую продукцию; недостаточность оборотных средств для осуществления закупок сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения; низкий уровень развития материально-технической базы и технологиче-

2 Московский областной союз потребительской кооперации [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://www.mspk.ru/rozn_ torg_n.html

ского обеспечения; отсутствие единой системы сбыта продукции заготовок [21; 22].

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Таким образом, в работе потребительских кооперативов России и Европы есть как схожие, так и отличительные черты (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 - Сравнение особенностей развития потребительской кооперации

в Европе и России

Признак Европа Россия

Организация Бизнес-структуры, обычно акционерные общества; некоммерческие организации Некоммерческие организации

Цели Продвижение доходов и бизнеса своих членов или их социальных или культурных интересов посредством совместных деловых операций содействие развитию международного кооператива, интеграции кооперативов в политику развития и отстаивании кооперативной бизнес-модели предоставление товаров и услуг по справедливым ценам, оказание помощи уязвимым группам населения Создание и развитие организаций торговли; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации

Особенности правления 1 участник =1 голос, участники, голос которых не зависит от вклада Уровень влияния пайщика зависит от размера его вклада.

Нормативно - правовое обеспечение Национальные законы о кооперативах; кодексы, внешние уставы и стандарты или отсутствие регулирования Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1; Гражданский кодекс Российской Федерации;

Инструменты поддержки Налоговые льготы для организаций-участников кооперативов; возмещение средств на транспортировку товаров; грантовые конкурсы; участие в проектах, финансируемых ЕС; европейские частные и государственные фонды. Налоговые льготы; освобождение от налогообложения объектов недвижимости площадью до 200 квадратных метров, находящихся за пределами территорий городских округов и районных центров; пониженные ставки налога на объекты недвижимого имущества; субсидии на развитие мобильной торговли; гранты.

Проблемы Высокий уровень конкуренции на рынке; общее снижение маржи и утрата некоторых первоначальных организационных преимуществ; бюрократизации и затяжным процессам принятия решений; недостаточный уровень активности в кооперативе. Высокий уровень конкуренции на рынке, обусловленный установлением демпинговых цен на импортируемую продукцию; недостаточность оборотных средств для осуществления закупок сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения; низкий уровень развития материально-технической базы и технологического обеспечения; отсутствие единой системы сбыта продукции заготовок; слабая интеграция кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности.

Одним из основных отличий является тот факт, что в Европе потребительские кооперативы преимущественно представляют собой бизнес-структуры, в то время как в России они представлено НКО, в связи с чем различаются и ключевые цели их работы. Если в России все цели можно объединить одной - обеспечением продовольственной безопасности территории и бытовыми услугами населения, то в европейских странах весьма важным помимо решения социальных проблем является и получение прибыли.

► Литература

1. Кожевников С.А., Патракова С.С. Приоритеты и инструменты обеспечения внутри региональной интеграции пространства по линии «город - село» // Вопросы управления. 2022. №2. С. 76-90.

2. Якоб Э. Хозяйственная теория кооперации / Проф. Эдуард Якоб; Авториз. пер. с нем. С предисл. авт. к рус. изд. Под ред. [и с предисл.] проф. В.Ф.Тотомианца. Петроград: Мысль, 1919. 193 с.

3. Valenti Gh. L'associazione cooperativa contributto alia teoria economica dellacoopera-zione. Modena, 1902, 236.

4. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О кооперации. М.: Политиздат, 1988. 320 с.

5. Чаянов А. В. О сельскохозяйственной кооперации. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. 174 с.

6. Анцыферов А. Н. Очерки по кооперации. М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1912. 259 с.

7. Сорокина И. О. Экономическая сущность процесса интеграции хозяйствующих субъектов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 16. С. 296-306.

8. Буздалов И.Н. Теория и проблемы современного кооперативного движения в России // Вестник ИЭ РАН. 2016. №3. С. 7-19.

9. Мазлоев В. З. Кооперация труда и производства в интегрированных формирова-

В то же время наблюдается и определенная схожесть, особенно в части проблем и инструментов поддержки. Общей проблемой для потребительских кооперативов и России, и Европы является низкая конкурентоспособность на рынке по сравнению с индивидуальными предпринимателями, а также недостаточная материальная обеспеченность. Среди схожих инструментов можно выделить грантовые конкурсы, налоговые льготы. На следующем этапе работы планируется исследовать социокультурный аспект функционирования потребительской кооперации в России.

► References

1. Kozhevnikov S. A., Patrakova S. S. (2022). Priorities and tools for ensuring intra-re-gional integration of the space along the line of "city - village", Questions of management, 2, 7690. [In Russian]

2. Jacob E. (1919). Economic theory of cooperation. Petrograd: Thought. [In Russian]

3. Valenti Gh. (1902). L'associazione cooperativa contributto alia teoria economica del-lacooperazione. Modena: Archivio Giuridica.

4. Marx K., Engels F., Lenin V. I. (1988). About cooperation. Moscow: Politizdat. [In Russian]

5. Chayanov A. V. (1989). About agricultural cooperation. Saratov: Saratov: Volga Book Publishing House.

6. Antsyferov A. N. (1912). Essays on cooperation. M.: tipo-lit. t-va I.N. Kushnerev and Co.

7. Sorokina I. O. (2009). The economic essence of the integration process of economic entities. Bulletin of the V.N. Tatishchev Volga State University, 16, 296-306. [In Russian]

8. Buzdalov I. N. (2016). Theory and problems of the modern cooperative movement in Russia. Bulletin of the IE RAS, 3, 7-19. [In Russian]

9. Mazloev V. Z. (2022). Cooperation of labor and production in integrated formations.

ниях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2022. №11. С. 51-56.

10. Кольчевская О. П. Кооперация и интеграция организаций в агропромышленном комплексе. Горки: БГСХА, 2018. 140 с.

11. Fici A. Cooperative Identity and the Law [Electronic source] // Euricse Working Paper No. 23/12, European Business Law Review, Forthcoming. URL: https://ssrn.com/abstract=2005014

12. Davies K., Burt S. Consumer Co-operatives and Retail Internationalisation: Problems and Prospects // International Journal of Retail & Distribution Management. 2007. No.35. DOI: 10.1108/09590550710728101

13. Егоров В. Г. Потребительская кооперация: факторы роста и препятствия развития // Инновации и инвестиции. 2020. №8. C.181-190.

14. Pestoff V. Co-operatives and Democracy in Scandinavia: past, present and future // New Opportunities for Co-Operatives: New Opportunities for People. Proceedings of the 2011 Ica Global Research Conference, 24-27 August 2011 / J. Heiskanen, H. Henry, P. Hytinkoski, T. Koppà. Mikkeli, 2011. P. 277-294.

15. Richter B., Hant J. H. Sustainability as "Value of Cooperatives" - Can (Wine) Cooperatives Use Sustainability as a Driver for a Brand Concept? // Sustainability. 2021. №13(22). P. 12344. DOI: 10.3390/su132212344

16. Егоров В. Г. Потребительская кооперация: современный мировой опыт развития // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2015. №4. С.117-128.

17. Зворыкин В. В. Роль наследия советской инфраструктуры в кооперации экономических субъектов современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №7-1. С.177-182.

18. Протасевич Б. Г., Путинцев В. В. Современные формы потребительской кооперации в России: основные направления и перспективы развития // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №10. С131-136.

The economy of agricultural and processing enterprises, 11, 51-56. [In Russian]

10. Kolchevskaya O. P. (2018). Cooperation and integration of organizations in the agro-industrial complex. Gorky: BGSHA. [In Russian]

11. Fici A. (2012). Cooperative Identity and the Law. European Business Law Review, Forthcoming. URL: https://ssrn.com/ab-stract=2005014

12. Davies K., Burt S. (2007). Consumer Co-operatives and Retail Internationalization: Problems and Prospects. International Journal of Retail & Distribution Management, 35. http://doi.org/10.1108/09590550710728101

13. Egorov V. G. (2020). Consumer cooperation: growth factors and obstacles to development. Innovation and investment, 8, 181-190. [In Russian]

14. Pestoff V. (2011). Cooperatives and Democracy in Scandinavia: past, pre-sent and future. New Opportunities for Co-Operatives: New Opportunities for People. Proceedings of the 2011 Ica Global Research Conference. Mikkeli.

15. Richter B., Hant J. H. (2021). Sustainability as "Value of Cooperatives" - Can (Wine) Cooperatives Use Sustainability as a Driver for a Brand Concept? Sustainability, 13(22), 12344. http://doi.org/10.3390/su132212344

16. Egorov V.G. (2015). Consumer cooperation: modern world development experience. VestnikMGUL - Forest Bulletin, 4, 117-128. [In Russian]

17. Zvorykin V. V. (2013). The role ofthe heritage of Soviet infrastructure in the co-operation of economic subjects of modern Russia. Actual problems of humanities and natural sciences, 7-1, 177-182. [In Russian] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-naslediya-sovetskoy-infrastruktury-v-kooperatsii-ekonomicheskih-subektov-sovremennoy-rossii

18. Protasevich B. G., Putintsev V. V. (2015). Modern forms of consumer cooperation in Russia: main directions and prospects of development. Socio-economic phenomena and processes, 10, 131-136. [In Russian]

19. Третьяков А. Наша цель - сделать жизнь сельских жителей комфортной [Электронный ресурс] // Красный Север. 2021. №33. URL: http://www.krassever.ru/article/nasha-tsel-sdelat-zhizn-sel-skikh-zhiteley-komfortnoy

20. Володин М. Опыт нашей потребкооперации оценили на уровне страны [Электронный ресурс] // Красный Север. 2022. №70. URL: http: //www.krassever.ru/article/opyt-nashey-po -trebkooperatsii-otsenili-na-urovne-strany

21. Ильина Л. И. Роль потребительской кооперации Северо-Западного региона в реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №30. С.58-67.

22. Шмойлова А. И. Проблемы развития потребительских обществ в России // Территория науки. 2015. № 6. С.134-138.

19. Tretyakov A. (2021). Our goal is to make the life of rural residents comfortable. Krasny Sever, 33. [In Russian] URL: http://www.krassever.ru/article/nasha-tsel-sdelat-zhizn-sel-skikh-zhiteley-komfortnoy

20. Volodin M. (2022). The experience of our consumer cooperation was evaluated at the country level. Krasny Sever, 70. [In Russian] URL: http: //www.krassever.ru/article/opyt-nashey-potrebkooperatsii-otsenili-na-urovne-strany

21. Ilyina L.I. (2010). The role of consumer cooperation in the North-Western region in the implementation of the Doctrine of food security of the Russian Federation. National interests: priorities and security, 30, 58-67. [In Russian]

22. Shmoylova A. I. (2015). Problems of development of consumer societies in Russia. The territory of science, 6, 134-138. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 31.07.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.