Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОРМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
'

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОРМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / студенты / здоровый образ жизни / нарушение здорового поведения / физическая подготовленность / physical education / students / healthy lifestyle / violation of healthy behavior / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шубин Дмитрий Александрович, Кадомцева Екатерина Михайловна, Брюховских Татьяна Викторовна, Орлова Дарья Константиновна

Представлены результаты анализа динамики поведенческих норм здорового образа жизни студентов-юношей Красноярского государственного аграрного университета разных курсов, определены их социально-демографические характеристики. Подобран инструментарий для оценки склонности студентов к нарушению здорового образа жизни, на основе которого определены тенденции к нарушению норм здорового образа жизни студентов-юношей разных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шубин Дмитрий Александрович, Кадомцева Екатерина Михайловна, Брюховских Татьяна Викторовна, Орлова Дарья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF BEHAVIOR OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS REGARDING HEALTHY LIFESTYLE STANDARDS

The results of an analysis of the dynamics of behavioral norms of a healthy lifestyle among male students of the Krasnoyarsk State Agrarian University of different courses are presented, and their socio-demographic characteristics are determined. A toolkit has been selected to assess the tendency of students to violate a healthy lifestyle, on the basis of which the tendencies to violate the norms of a healthy lifestyle among male students of different courses have been determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОРМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ »

УДК 796.011.3:378.17 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-6-50-57

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО НОРМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Д.А. Шубин, Е.М. Кадомцева, Т.В. Брюховских, Д.К. Орлова

Представлены результаты анализа динамики поведенческих норм здорового образа жизни студентов-юношей Красноярского государственного аграрного университета разных курсов, определены их социально-демографические характеристики. Подобран инструментарий для оценки склонности студентов к нарушению здорового образа жизни, на основе которого определены тенденции к нарушению норм здорового образа жизни студентов-юношей разных курсов.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, здоровый образ жизни, нарушение здорового поведения, физическая подготовленность.

ANALYSIS OFBEHA VIOR OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS REGARDING HEALTHY LIFESTYLE STANDARDS

Shubin D.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair, shu-bin-d-a@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Agrarian University; Prof. V.F. Vo-ino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University,

Kadomtseva E.M., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair, katerina.dvorkina@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Bryukhovskikh T.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanybr@ mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University; Krasnoyarsk State Agrarian University, Orlova D.K., assistant, kafedrafk2020@ma-il.ru, Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Agrarian University

The results of an analysis of the dynamics of behavioral norms of a healthy lifestyle among male students of the Krasnoyarsk State Agrarian University of different courses are presented, and their socio-demographic characteristics are determined. A toolkit has been selected to assess the tendency of students to violate a healthy lifestyle, on the basis of which the tendencies to violate the norms of a healthy lifestyle among male students of different courses have been determined.

Key words: physical education, students, healthy lifestyle, violation of healthy behavior, physical fitness.

Шубин Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, shubin-d-a@mail.ru, Россия, Красноярск, Красноярский государственный аграрный университет; Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясе-нецкого,

Кадомцева Екатерина Михайловна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, katerina.dvorkina@mail.ru, Россия, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого,

Брюховских Татьяна Викторовна, канд. пед. наук, доц., tanybr@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет; Красноярский государственный аграрный университет,

Орлова Дарья Константиновна, ассистент, kafedrafk2020@mail.ru, Россия, Красноярск, Красноярский государственный аграрный университет

Как известно, под здоровым образом жизни (ЗОЖ) подразумевается совокупность духовных ценностей и определенных видов, форм деятельности, благоприятных для сохранения и укреп -ления здоровья, а также мероприятия, обеспечивающие соблюдение этих норм. Э.А. Хуссем и Е.А. Лубышев [1] отмечают, что для повышения осведомленности студентов о здоровом образе жизни и формирования у них привычек заботиться о своем здоровье необходимо использовать специальные программы и отдельные мероприятия. Ведь

здоровый образ жизни - это не только физическая активность, но и организация правильного питания, отказ от вредных привычек и поддержание эмоционального и психологического благополучия. Проблема укрепления здоровья студентов как основного резерва кадров Российской Федерации носит стратегический характер для государства и общества [2]. Задачей вузов является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность. Некоторые исследования [3, 4], в том числе эмпирического характера, подтверждают, что существуют определенные расхождения в собственной оценке и отношению к здоровью у мужчин и женщин. Многочисленные авторы [5-7] отмечают, что участники исследований имеют правильные представления о здоровом образе жизни. Однако отмечается, что нормы здорового образа жизни соблюдаются не полностью, причиной чего, чаще всего, становится нехватка времени. В исследованиях подчеркивается, что существуют различия ценностной ориентации в отношении ЗОЖ у мужчин и женщин [7]. При оценке образа жизни студентов и организации условий формирования ЗОЖ у студентов мало внимания уделяется тенденциям к поведению, отклоняющемуся от норм здорового образа жизни у юношей-студентов, формирующемуся в процессе обучения в вузе.

Студенты-юноши составляют особую группу риска, потому что при переходе из школы в университет им приходится столкнуться с новыми социальными условиями - взрослой жизнью. Новый коллектив и роль в нем, режим жизни, другие учебные нагрузки и требования к учебной дея -тельности, изменившиеся, в связи с новым статусом, отношения с родителями и, возможно, степень их заботы о своем ребенке - это далеко не полный перечень того, что изменяет привычный образ жизни.

Целью исследования являлся анализ динамики поведенческих норм здорового образа жизни студентов-юношей Красноярского государственного аграрного университета разных курсов.

Задачи исследования:

1) подобрать инструмент для оценки склонности студентов к нарушению здорового образа жизни;

2) провести опрос среди студентов-юношей 1-3-го курсов Красноярского государственного аграрного университета для определения их со -циально-демографических характеристик и характеристик здорового образа жизни;

3) определить тенденции к нарушению норм здорового образа жизни студентов-юношей разных курсов.

Методика и организация исследования. В исследовании использован опросник, как инструмент, имеющий истинную валидность и объек -тивность оценки.

Опросник нарушения здорового поведения (Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова, 2013 [8]) позволяет диагностировать общий (суммарный) показатель склонности к нарушениям здорового поведения и показатели

по отдельным субшкалам: 1) тяга к курению; 2) нарушения питания; 3) пренебрежение безопасностью; 4) тяга к алкоголю; 5) погоня за модным имиджем; 6) низкий самоконтроль; 7) эмоциональная некомпетентность; 8) саморазрушительное поведение. Авторы адаптировали 63 суждения опросника в гугл-форму опроса и дополнили вопросы, которые позволяют характеризировать социально-демографические показатели респондентов.

В исследовании приняли участие 452 студента 1-3-го курсов, обучающиеся в Красноярском государственном аграрном университете (г. Красноярск). Сбор данных проводился в начале каждого учебного года в сентябре 2021, 2022 и 2023 годов. Обработка результатов исследования проводилась с использованием элементов описательной статистики, а также определением достоверности различий по ^критерию Стьюдента для связанных выборок.

Результаты исследования и их обсуждение. Несмотря на большое внимание к вопросу по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения, феномен нездорового образа жизни и тенденции к пренебрежению собственным телом остается малоизученным. Суть фено -мена заключается в том, что некоторые люди склонны осуществлять жизнедеятельность во вред своему организму. В таблице представлены результаты оценки показателей субшкал нарушения здорового поведения студентами-юношами аграрного университета.

Сводные показатели результатов оценки по всем субшкалам нарушения здорового поведения студентов-юношей

Название субшкалы Значение средних показателей студентов, баллы Нормативные данные [4] Процент студентов, отклонившихся от нормы, %

1-й курс 2-й курс 3-й курс 1-й курс 2-й курс 3-й курс

Тяга к курению 13,18 13,27 15,75 15,2 23,36 25,00 33,33

Тяга к алкоголю 13,29 13,7 14,97 17,0 17,76 23,53 27,27

Нарушения питания 13,40 13,46 12,0 16,7 15,89 16,18 12,12

Эмоциональная некомпетентность 10,23 9,67 10,88 13,1 12,15 13,24 18,18

Пренебрежение безопасностью 23,07 22,78 23,56 26,0 22,43 25,00 27,27

Саморазрушительное поведение 5,22 5,03 5,97 5,5 26,17 23,24 21,21

Низкий самоконтроль 17,66 17,27 16,68 16,7 42,06 42,65 33,33

Погоня за «молодым имиджем» 16,96 16,4 17,47 20,0 14,02 14,35 15,15

Общее 112,0 118,78 125,5 129,4 17,76 17,71 24,24

Тяга к курению - это состояние, имеющее психологическую и физиологическую основу зависимости человека от никотина. Показатели субшкалы «Тяга к курению» имеют значение в норме 15,2 балла. Средние показатели на 1-м и 2-м курсах не превышают нормы, но количество студентов, имеющих отклонения от ее значений, увеличился с 23,36 до 25,00 %. На 3-м курсе отмечается незначительное превышение нормы. Самый высокий процент юношей, имеющих отклонения от нормальных значений, отмечается на 3-м курсе (33,3 %). Видимо, с возрастом юноши через данную привычку пытаются создать новый образ либо уменьшить действие стрессовых факторов.

Тяга к алкоголю - это состояние, характеризующееся психологической и физической привязанностью и влечением к употреблению спиртных напитков. Отмечается, что тяга к алкоголю имеет периодический характер, а при постоянном употреблении спиртных напитков развивается патологическое состояние. Нижней границей нормы субшкалы «Тяга к алкоголю» для юношей является значение 17,0 балла. Из данных, представленных в таблице, видно, что средний показатель по курсам не превышает границы нормы, но в процентном выражении количество студентов, имеющих отклонения от нормы, становится больше (на 11 %), просматривается тенденция к росту числа студентов, злоупотребляющих употреблением спиртных напитков.

Трудно переоценить роль питания в сохранении здоровья человека. Однако в современном обществе нарушения пищевого поведения встречаются достаточно часто. Эти нарушения выражаются в отклонении при приготовлении, приеме и переваривании употребляемой пищи. Нижней границей нормы субшкалы «Нарушения питания» является значение 16,7 балла. Анализируя полученные результаты, можно отметить стабиль -ную тенденцию к соблюдению общих принципов организации рациональ -ного питания и увлечению осведомленности юношей в этом компоненте здорового образа жизни.

Эмоциональная некомпетентность, как правило, характеризуется отсутствием навыков (или низким уровнем их развития) подчинения собственных эмоций. Отсутствие таких навыков может привести к действиям без учета эмоционального контекста при взаимодействии с другими людьми и стать источником стресса. Норма показателя субшкалы «Эмоциональная некомпетентность» - 13,1 балла. Среднее значение показателя находится в пределах нормы для юношей всех курсов, однако с возрастом студенты начинают испытывать дефицит эмпатии. Поскольку среднее значение показателей является адекватным норме, то, возможно, увеличение доли студентов, имеющих отклонение от нормы, определяется особенностями формирования их личности и осознанного отношения к миру.

Безопасность рассматривается как состояние, когда отсутствуют угрозы, опасности или риски для жизни человека, которые он может испытывать со стороны других людей, общества или государства. Получается, что пренебрежение безопасностью - это сознательное игнорирование или снижение внимания к таким угрозам, опасностям или рискам. Как указы -вают результаты опроса (при норме 26,0 балла), студенты, становясь старше, начинают сознательно пренебрегать правилами и нормами безопасного поведения как личного, так и социального, но среднее значение показателей по курсам не превышает нормы.

Аутоагрессия - некоторая активность как сознательного, так и бессознательного нанесения вреда. Уровень этого вреда может выражаться на психологическом и физическом уровне. Такая активность индивида оцени -вается одной из субшкал опросника - саморазрушительное поведение. Саморазрушающее поведение является общечеловеческой проблемой в со -временной цивилизации. При норме значения в 5,5 балла отмечаем нарастание интенсивности проявлений действий аутоагрессии у студентов старших курсов. При этом процент юношей, имеющих отклонения от границ нормы, снижается от 1 -го к 3-му курсу, что, скорее всего, связано с окончанием периода «подросткового кризиса» и самопринятием.

Показатель «Самоконтроль» отражает способность опрашиваемых контролировать свои эмоции, мысли и поведение. В основе самоконтроля лежит важная психическая функция - воля. Важно отметить, что многие психические процессы поддаются тренировке и улучшению. Норма границы по этой субшкале - 16,7 балла. В результате опроса выявлено, что значение средних показателей по курсам граничит с нормой, а по проценту отклонения от нормы отмечается уменьшение доли студентов с низким уровнем самоконтроля.

Имидж - совокупность представлений, сложившихся в обществен -ном или индивидуальном сознании средствами массового воздействия. Погоня за «молодым имиджем» является поведением, которое отражает общественное мнение о том, как должен вести себя человек с особым статусом. Необходимо подчеркнуть, что у юношей не выявлено превышений по данной субшкале. Скорее всего, такие тенденции связаны с юным возрастом участников исследования и отождествлением их имиджа с молодежным.

Общий показатель нарушения здорового поведения (норма составляет 130,7 балла) отражает общую активность опрашиваемых, выступает как интегральный показатель склонности нарушать принципы здорового образа жизни. Среднегрупповые показатели студентов 1-го и 2-го курсов находятся в пределах нормы (1-й курс - 112,0 балла, 2-й курс - 111,58 балла), а вот на 3-м курсе значение норму превышает и составляет 136,9 балла.

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о некотором противоречии между необходимостью ответственного отношение к себе и своему здоровью, формируемого с возрастом, и роста на старших курсах числа студентов с пренебрежительным отношением к принципам здоро -вого образа жизни. Такая тенденция особенно ярко выражается в показателях субшкал «Тяга к курению», «Тяга к алкоголю» и роста количества юношей на 3-м курсе, имеющих отклонения от нормы в показателях субшкал «Пренебрежение безопасностью» и «Эмоциональная некомпетентность».

Установлено, что студенты-юноши имеют среднегрупповой общий показатель нарушения здорового поведения, отражающий их общую активность и осознанность в отношении правил здорового образа жизни, в пределах нормы для 1-го и 2-го курсов. Однако прирост количества юношей, склонных к нарушению здорового поведения, в процентных значениях от первого к третьему курсу составляет более 6 %.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют составить некоторую характеристику склонности студентов к нарушению здорового поведения. Наибольшую стабильность показывают убеждения студентов в таких компонентах образа жизни, как питание и эмоциональная компетентность, то есть студенты имеют достаточно знаний о выборе продуктов питания и способах их приготовления, необходимых для поддержания здоровья. К старшим курсам этот компонент только укрепляется.

Также отмечается совершенствование способности студентов осоз -навать свои эмоции и других участников коммуникаций, управлять ими и выбирать наиболее эффективное взаимодействие в конкретной ситуации. Нарушения основ здорового образа жизни у студентов характеризуется ростом тяги к курению и алкоголю, показатели по субшкалам которых имеют тенденцию к увеличению к старшим курсам. Такую же тенденцию обнаружили при анализе показателей по субшкалам «Саморазрушительное поведение» и «Низкий самоконтроль». При росте среднего значения показателей этих субшкал по курсам отмечается уменьшение доли студентов, имеющих отклонения от нормы. То есть юноши в процессе обучения в вузе демонстрируют предрасположенность уделять все меньше внимания своему здоровью, отрицая своим образом жизни значимость формирования привычек по улучшению здоровья.

Результаты исследования отражают необходимость создания для студентов-юношей педагогических условий во время обучения в вузе для поддержания сформированных ранее основ здорового образа жизни. На наш взгляд, такие результаты заставляют пересмотреть место и роль дис -циплины «Физическая культура и спорт» в учебных планах подготовки бакалавров разных направлений подготовки в аграрном университете в единой взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

Список литературы

1. Хуссем Э.А., Лубышев Е.А. ЗОЖ у студентов: исследование в СГСПУ // Успехи гуманитарных наук. 2023. № 9. С. 279-282.

2. Шевырдяева К.С. Формирование готовности студентов вуза к реализации зож в процессе профессиональной подготовки // Педагогиче -ское образование и наука. 2019. № 4. С. 105-108.

3. Маясова Т.В., Лекомцева А.А., Юсифов К.Д. Гендерные особен -ности отношения к здоровью лиц зрелого возраста // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1(13). С. 9-22.

4. Отношение мужчин - медицинских работников к здоровому образу жизни / А.В. Власенко [и др.] // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. № 3. С. 75-83.

5. Бруснева В.В. Научно-организационные аспекты совершенство -вания системы охраны здоровья студентов: на примере г. Ставрополя: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2013. 22 с.

6. Власов Е.А. Формирование профессионального здоровья студен -тов в процессе физического воспитания в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2016. 25 с.

7. Акишин С.В., Дементьев А.А. Оценка риска для здоровья факто -ров образа жизни обучающейся молодежи // Вестник новых медицинских технологий. 2020. № 1. С. 77-84.

8. Луценко Е.Л., Габелкова О.Е. Опросник нарушений здорового поведения - новый инструмент для исследований в психологии здоровья // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 142-153.

References

1. Hussem E.A., Lubyshev E.A. ZOZh u studentov: issledovanie v SGSPU [Healthy lifestyle among students: research at SGSPU] // Uspekhi gumanitarnyh nauk [Advances in humanities]. 2023. No. 9. P. 279-282.

2. Shevyrdyaeva K.S. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k realizacii zozh v processe professional'noj podgotovki [Formation of readiness of university students to implement healthy lifestyle in the process of professional training] // Pedagogicheskoe obrazo-vanie i nauka [Pedagogical education and science]. 2019. No. 4. P. 105-108.

3. Mayasova T.V., Lekomceva A.A., Yusifov K.D. Gendernye osobennosti otnoshe-niya k zdorov'yu lic zrelogo vozrasta [Gender characteristics of attitudes towards health among people of mature age] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University]. 2016. No. 1-1(13). P. 9-22.

4. Otnoshenie muzhchin - medicinskih rabotnikov k zdorovomu obrazu zhizni [Attitude of male medical workers to a healthy lifestyle] / A.V. Vlasenko [et al.] // Sovremen-nye problemy zdravoohraneniya i medicinskoj statistiki [Modern problems of health care and medical statistics]. 2018. No. 3. P. 75-83.

5. Brusneva V.V. Nauchno-organizacionnye aspekty sovershenstvovaniya sistemy ohrany zdorov'ya studentov: na primere g. Stavropolya [Scientific and organizational aspects of improving the health care system for students: the example of Stavropol]: avtoref. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2013. 22 p.

6. Vlasov E.A. Formirovanie professional'nogo zdorov'ya studentov v processe fizi-cheskogo vospitaniya v vuze [Formation of professional health of students in the process of physical education at a university]: avtoref. dis. ... cand. ped. sciences. Ulan-Ude, 2016. 25 p.

7. Akishin S.V., Dement'ev A.A. Ocenka riska dlya zdorov'ya faktorov obraza zhizni obuchayushchejsya molodezhi [Assessing the health risk of lifestyle factors among students in education] // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij [Bulletin of new medical technologies]. 2020. No. 1. P. 77-84.

8. Lucenko E.L., Gabelkova O.E. Oprosnik narushenij zdorovogo povedeniya -novyj instrument dlya issledovanij v psihologii zdorov'ya [Healthy behavior disorders questionnaire - a new tool for research in health psychology] // Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 2013. No. 5. P. 142-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.