Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБЕ'

ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ганузин В.М., Мозжухина Л.И., Кисельникова О.В., Маскова Г.С.

В статье рассматриваются вопросы качества жизни и формирования приверженности здоровому образу жизни студентов первого курса в периоде адаптации их к обучению в ВУЗе. Цель исследования - определение качества жизни и приверженности здоровому образу жизни студентов первого курса. Материалы и методы исследования. Проведен социологический опрос среди 178 юношей в возрасте 17 - 19 лет, обучающихся в университете. Результаты и их обсуждение. При оценке качества жизни было выявлено, что 5,6% юношей в период адаптации жаловались на возникновение состояния страха, 33,1% - нарушения сна, 25,8% - появление тревожности и отрицательных переживаний. К наиболее значимым факторам используемыми студентами для поддержания здорового образа жизни, были отнесены следующие: личная гигиена, отказ от вредных привычек, двигательная активность, занятие спортом, аэробикой и фитнесом, безопасное поведение, пребывание на свежем воздухе, употребление витаминов. Заключение. Проведенное нами исследование позволило выявить основные факторы риска потери здоровья современной молодежи и приоритетные направления по формированию приверженности здоровому образу жизни первокурсников в периоде адаптации их к обучению в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ганузин В.М., Мозжухина Л.И., Кисельникова О.В., Маскова Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE UNIVERSITY ENVIRONMENT ON THE QUALITY OF LIFE AND THE COMMITMENT OF YOUNG STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE DURING THEIR ADAPTATION TO STUDY

The article deals with the issues of quality of life and the formation of commitment to a healthy lifestyle of first - year students in the period of their adaptation to study at the university. The research purpose is to determine the quality of life and commitment to a healthy lifestyle of first - year students. Materials and research methods. A sociological survey was conducted among 178 young men aged 17 - 19 years studying at the university. Results and its discussion. To assess the quality of life, it was revealed that 5.6% of young men during the adaptation period complained of the occurrence of a state of fear, 33.1% - sleep disorders, 25.8% - the appearance of anxiety and negative experiences. The most significant factors used by students to maintain a healthy lifestyle were the following: personal hygiene, rejection of bad habits, physical activity, sports, aerobics and fitness, safe behavior, staying outdoors, vitamin intake. Conclusion. Our research allowed us to identify the main risk factors for the loss of health of modern youth and priority areas for the formation of commitment to a healthy lifestyle of first - year students in the period of their adaptation to university studies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБЕ»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2022 - Vol. 29, № 3 - P. 47-50

УДК: 159.9:613 DOI: 10.24412/1609-2163-2022-3-47-50 EDN DERCRU |||||

ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЫ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮНОШЕЙ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПЕРИОД

ИХ АДАПТАЦИИ К УЧЕБЕ

В.М. ГАНУЗИН, Л.И. МОЗЖУХИНА, О.В. КИСЕЛЬНИКОВА, Г.С. МАСКОВА

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, д. 5, г. Ярославль, 150000, Россия, е-mail: vganuzin@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы качества жизни и формирования приверженности здоровому образу жизни студентов первого курса в периоде адаптации их к обучению в ВУЗе. Цель исследования - определение качества жизни и приверженности здоровому образу жизни студентов первого курса. Материалы и методы исследования. Проведен социологический опрос среди 178 юношей в возрасте 17-19 лет, обучающихся в университете. Результаты и их обсуждение. При оценке качества жизни было выявлено, что 5,6% юношей в период адаптации жаловались на возникновение состояния страха, 33,1% -нарушения сна, 25,8% - появление тревожности и отрицательных переживаний. К наиболее значимым факторам используемыми студентами для поддержания здорового образа жизни, были отнесены следующие: личная гигиена, отказ от вредных привычек, двигательная активность, занятие спортом, аэробикой и фитнесом, безопасное поведение, пребывание на свежем воздухе, употребление витаминов. Заключение. Проведенное нами исследование позволило выявить основные факторы риска потери здоровья современной молодежи и приоритетные направления по формированию приверженности здоровому образу жизни первокурсников в периоде адаптации их к обучению в университете.

Ключевые слова: качество жизни, здоровый образ жизни, студенты.

THE INFLUENCE OF THE UNIVERSITY ENVIRONMENT ON THE QUALITY OF LIFE AND THE COMMITMENT OF YOUNG STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE DURING THEIR ADAPTATION TO STUDY

V.M. GANUZIN, L.I. MOZZHUKHINA, O.V. KISELNIKOVA, G.S. MASKOVA

Yaroslavl State Medical University of the Ministry of Health of Russia, 5 Revolutsionnaya Str., Yaroslavl, 150000, Russia,

e-mail: vganuzin@rambler.ru

Abstract. The article deals with the issues of quality of life and the formation of commitment to a healthy lifestyle of first-year students in the period of their adaptation to study at the university. The research purpose is to determine the quality of life and commitment to a healthy lifestyle of first-year students. Materials and research methods. A sociological survey was conducted among 178 young men aged 17-19 years studying at the university. Results and its discussion. To assess the quality of life, it was revealed that 5.6% of young men during the adaptation period complained of the occurrence of a state of fear, 33.1% - sleep disorders, 25.8% - the appearance of anxiety and negative experiences. The most significant factors used by students to maintain a healthy lifestyle were the following: personal hygiene, rejection of bad habits, physical activity, sports, aerobics and fitness, safe behavior, staying outdoors, vitamin intake. Conclusion. Our research allowed us to identify the main risk factors for the loss of health of modern youth and priority areas for the formation of commitment to a healthy lifestyle of first-year students in the period of their adaptation to university studies.

Keywords: quality of life, healthy lifestyle, students.

Актуальность. Состояние здоровья современной молодежи, по мнению ряда авторов, во многом зависит от приверженности их здоровому образу жизни (ЗОЖ) [8,16]. В свою очередь, ЗОЖ является профилактической мерой по предотвращению возникновения многих функциональных отклонений и хронических заболеваний, которые быстро прогрессируют под воздействием различных экологических, психолого-педагогических, социально-экономических и профессионально-производственных факторов внешней среды [2,3,5,6].

От приверженности ЗОЖ современной молодежи очень часто зависит и качество их жизни. Поэтому здоровый образ жизни тесно связан с тем или иным качеством жизни (КЖ) молодого человека [4,9-12].

Работ по изучению ЗОЖ и КЖ в период адаптации к обучению в вузе студентов-медиков, по

нашему мнению, в научной литературе очень мало. При этом, переход бывших школьников к самостоятельной жизни и вовлечение их в университетскую образовательную среду требует от них немало психических и физических усилий.

Важность данной работы состоит в том, что КЖ и приверженность ЗОЖ мы изучали после первого месяца обучения студентов-первокурсников, т.е. в период их адаптации к новой, по сравнению со школой, образовательной среде и в новом коллективе сверстников-однокурсников. Проведенное исследование позволило нам оценить факторы риска, влияющие на адаптацию студентов и успешность их обучения в университете.

Целью работы явилась оценка ЗОЖ и КЖ студентов-первокурсников в периоде адаптации их к обучению в университете.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2022 - Vol. 29, № 3 - P. 47-50

Материалы и методы исследования. Нами было проведено анкетирование 178 студентов-первокурсников 17-19 летнего возраста, в периоде их адаптации к обучению в вузе. КЖ проводилась с помощью опросника PedsQL™4.0 (правообладатель Mapi Research Institute дал разрешение 19.11.2018) [4,14].

Оценка образа жизни (ОЖ) проводилась с помощью анкеты «Структура здорового образа жизни студенческой молодежи» [1].

Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы StatSoft Statistica v.7.0. Сравнение групп проводили по критерию Фишера, достоверность различия принимали при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. При оценке КЖ студентов нами получены следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Показатели тревожности и коммуникативных взаимоотношений, %

Показатели тревожности и отрицательных переживаний, % Показатели Коммуникативных взаимоотношений, %

Страхи 5,6 Трудности общения со сверстниками 3,2

Нарушение сна 33,1 Трудности общения со студентами 9,7

Тревожность 25,8 Трудности общения с преподавателями 3,2

Раздражительность 22,5 Трудности в подготовке домашних заданий 8,0

Из данных табл. 1 видно, что из показателей тревожности и раздражительности у студентов преобладают над другими показателями (48,3%), что свойственно для периода адаптации к новым условиям жизни и обучения. У трети студентов имелись нарушения сна, а у 5,6% возникали страхи, что, по нашему мнению, так же было связано с изменениями привычного образа жизни, сменой учебной нагрузки и новыми взаимоотношениями с вузовскими преподавателями. К этому заключению мы пришли, т.к. 100% студентов отрицали оскорбления и обзывания в свой адрес со стороны сокурсников и преподавателей. В тоже время, трудности в общении с преподавателем на занятиях имели 3,2% студентов, а 8,0% из них имели трудности при выполнении домашних заданий. Все первокурсники пропуск занятий связали с плохим самочувствием и возникшими заболеваниями.

Проведенное нами исследование показало, что только 79,3% первокурсников были полностью уверены в правильном выборе своей будущей профессии. Поэтому 20,7%, которые были не уверены в правильности выбранной профессии врача, столкнулись с определенными этическими трудностями, которые могли привести к тревожности, раздражительности и страхам перед будущим. Эти данные наводят на мысль о недостаточной или запоздалой (перед окончанием обучения) работе школьных психологов и врачей-педиатров по профессиональной ориентации

и врачебной профессиональной консультации с выпускниками общеобразовательных школ [5,7].

При оценке показателей ЗОЖ студентов нами получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Показатели коммуникативных взаимоотношений студентов (%)

№ Показатели %

Ваши увлечения в свободное от учебы время?

1. Литература Музыка Техника 35,2 53,7 5,5

Компьютер Другое 25,9 7,4

Влияют ли положительные эмоции на укрепление Вашего здоровья?

2. Да 87,0

Нет 5,6

Затрудняюсь ответить 7,4

Устраивают ли Вас отношения между

преподавателями и студентами?

3. В основном, устраивают 60,6

В чем-то устраивают, в чем-то нет 39,4

Во многом не устраивают 0

Из данных табл. 2 видно, что в свободное от учебы время студенты увлекаются музыкой, литературой, проводят время за компьютером, что вызывает у них положительные эмоции и способствует укреплению здоровья. При взаимоотношениях студентов с преподавателями нами был получен ответ, что только 60,6% эти взаимоотношения устраивают. А 39,4% эти взаимоотношения не полностью устраивают. Это наводит на мысль, что в данной группе надо дополнительно проводить исследование по выявлению факторов, не устраивающих студентов при взаимоотношениях с преподавателями и оценивать их обоснованность.

Самыми вредными привычками, влияющими на состояние здоровья среди современной молодежи, являются курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ) [13-15]. Анализ анкетных данных показал, что 20,4% опрошенных курят (табл. 3). При этом 98,1% из студентов знают, что курение вредно влияет на состояние здоровья и 98,2% считают «пассивное курение» также вредным.

При обсуждении применения алкоголя студентами нами выявлено, что примерно треть опрошенных употребляли один из видов алкогольной продукции. В то же время, большинство из респондентов считает, что употребление алкоголя опасно для здоровья. А об опасности употребления ПАВ знает 98%. На вопрос «Является ли наркомания одной из причин заболевания СПИДом» 81,5% студентов дали положительный ответ. А 92,8% связывают возникновение заболевания половым путем, 72,8% - с обменом шприцами и иглами, которые уже использовались носителями ВИЧ-инфекции.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2022 - Vol. 29, № 3 - P. 47-50

Таблица 3

Отношение студентов к вредным привычкам, влияющим на здоровье (%)

№ Показатели %

Курите ли Вы?

1. Да 20,4

Нет 79,6

Знаете ли Вы, как влияет курение

2. на состояние здоровья?

Вредно для здоровья 98,1

Затрудняюсь ответить 1,9

Вредно ли курение для окружающих некурящих -

3. «пассивное курение»? Вредно 98,2

Не вредно 1,8

Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым?

4. Да 96,4

Нет 1,8

Не знаю 1,8

5. Употребляли ли Вы когда-нибудь водку, вино, пиво?

Да 37,1

Нет 62,9

Опасно ли употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?

6. Да 87,0

Нет 9,3

Не знаю 3,7

Ранние половые связи среди молодежи часто приводят к нарушению их психического и физического здоровья. При этом создаются непредвиденные стрессовые ситуации как среди самих несовершеннолетних, так и их родителей. Поэтому, очень важно при привитии навыков ЗОЖ уделять внимание профилактике ранних половых связей и знакомству со способами безопасного секса. Наши исследования показали, что о начале половой жизни с 15 лет считают возможным 5,4%, с 17 лет - 16,7%, после 18 лет - 61,6%. А о средствах и способах безопасного секса осведомлено 76,7% студентов.

Рациональное питание является основой ЗОЖ. В наших исследованиях 94,6% студентов считают, что рациональное питание является составной частью здорового образа жизни.

К поддержанию здорового образа жизни студенты относят отказ от вредных привычек, личную гигиену, употребление витаминов, здоровое питание, безопасное поведение, вакцинацию двигательную активность на свежем воздухе. Но при этом только 16,7% занимаются физкультурой и спортом, режим дня соблюдают 22,2%, а утреннюю зарядку делают 20,4%. Сведения о здоровом образе жизни студенты, в основном, узнают из интернета (87,1%).

Заключение. Таким образом, несмотря на то, что значимость соблюдения основных принципов ЗОЖ признается большинством студентов для формирования и поддержания КЖ, низкой остается выполнение этих принципов в повседневной жизни, что требует внесения в вузовские программы для студентов начальных курсов циклов по здоровьесберегаю-щим технологиям.

Литература / References

1. Анкета «Структура здорового образа жизни студенческой молодежи». Центр методического обеспечения воспитательной работы и изучения ориентации студентов на здоровый образ жизни. https://gigabaza.ru/doc/133147.html. (дата обращения: 02.04.2022) / Anketa «Struktura zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi». Centr metodicheskogo obespecheniya vospitatel*noj raboty* i izucheniya orientacii studentov na zdorovy*j obraz zhizni. https://gigab-aza.ru/doc/133147.html (data obrashheniya: 02.04.2022). Russian.

2. Войтович Т.Н., Чистый А.Г., Бобровничий В.И. Метод оценки психосоциального статуса детей с муковисцедозом. Минск. 2013 / Vojtovich TN, Chisty'j AG, Bobrovnichij VI. Metod ocenki psixoso-cial'nogo statusa detej s mukoviscedozom [Method for assessing the psychosocial status of children with cystic fibrosis]. Minsk; 2013.

3. Ганузин В.М. Общие представления о метеотропных реакциях, диатезах и идентичности их клинических проявлений // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. 2017. Т. 5, № 1(15) [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru/climp. (дата обращения: 04.04.2022) / Ga-nuzin VM. Obshhie predstavleniya o meteotropny*x reakciyax, diatezax i identichnosti ix klinicheskix proyavlenij [General ideas about mete-otropic reactions, diathesis and the identity of their clinical manifestations]. Klinicheskaya i medicinskaya psixologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika: e*lektron. nauch. zhurn. 2017;5(1(15) [cited 2022 Apr 04]. Russian. Available from: http://medpsy.ru/climp.

4. Ганузин В.М., Черная Н.Л. Школа без педагогического насилия - необходимое условие сохранения здоровья обучающихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. №2. С. 38-40 / Ganuzin VM, Chernaya NL. Shkola bez pedagogicheskogo nasiliya - neobxodimoe uslovie soxraneniya zdorov*ya obuchayushhixsya [A school without pedagogical violence is a necessary condition for maintaining the health of students]. Voprosy* shkol*noj i universitetskoj mediciny* i zdorov*ya. 2013;2:38-40. Russian.

5. Денисова Р.В., Алексеева Е.И., Альбицкий В.Ю., Виняр-ская И.В., Валиева С.И., Бзарова Т.М., Лисицин А.О., Гудкова Е.Ю. Надежность, валидность и чувствительность русских версий опросников PedsOL Generic Core Scale и PedsOL Rheumatology Module // Вопросы современной педиатрии. 2009. Т. 8, №1. С. 30-41 / Denisova RV, Alekseeva EI, Al*biczkij VYu, Vinyarskaya IV, Valieva SI, Bzarova TM. Lisicin AO, Gudkova EYu. Nadezhnost', validnost* i chuvstvitel*nost* russkix versij oprosnikov PedsOL Generic Core Scale i PedsOL Rheumatology Module [Reliability, validity and sensitivity of Russian versions of PedsOL Generic Core Scale and PedsOL Rheumatology Module questionnaires]. Voprosy* sovremennoj pediatrii. 2009;8(1):30-41. Russian.

6. Кисельникова О.В., Спивак Е.М., Пухова Т.Г. Распространенность, структура и особенности клинических проявлений заболеваний органов мочевой системы у детей, проживающих в зоне экологического неблагополучия. Монография. Ярославль: ООО "Филигрань", 2021. 100 с. / Kiselnikova OV, Spivak EM, Pukhova TG. Prevalence, structure and features of clinical manifestations of diseases of the urinary system in children living in the zone of ecological trouble. Monograph [Prevalence, structure and features of clinical manifestations of diseases of the urinary system in children living in the zone of ecological disadvantage. Monograph]. Yaroslavl: LLC "Filigran"; 2021. Russian.

7. Маскова Г.С., Ганузин В.М. Врачебная профессиональная консультация подростков с артериальной гипертензией как фактор профилактики сердечно-сосудистых нарушений у взрослых // Практическая медицина. 2017. №10. С. 67-70 / Maskova GS, Ganuzin VM. Vrachebnaya professional*naya konsul*taciya podrostkov s arterial*noj gipertenziej kak faktor profilaktiki serdechno-sosudisty*x narushenij u vzrosly*x [Medical professional consultation of adolescents with arterial hypertension as a factor in the prevention of cardiovascular disorders in adults]. Prakticheskaya medicina. 2017;10:67-70. Russian.

8. Маскова Г.С., Черная Н.Л., Ганузин В.М., Царева И.Н. Тактика медико-социального сопровождения детей с ожирением и артериальной гипертензией с учетом оценки полиморфизма генов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017. Т. 16. № S. С. 67b-68a / Maskova GS, Chernaya NL, Ganuzin VM, Czareva IN. Taktika med-iko-social*nogo soprovozhdeniya detej s ozhireniem i arterial*noj gi-pertenziej s uchetom ocenki polimorfizma genov [Tactics of medical and social support for children with obesity and arterial hypertension, taking into account the assessment of gene polymorphism]. Kardiovaskul-yarnaya terapiya i profilaktika. 2017;16(S):67b-68a. Russian.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2022 - Vol. 29, № 3 - P. 47-50

9. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. 2-е издание. Под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 320 с./ Novik AA, Ionova TI. Rukovodstvo po issledovaniyu kachestva zhizni v medicine. 2e izdanie. Pod red. akad. RAMN Yu.L. Shevchenko [A guide to the study of quality of life in medicine. 2nd edition. Ed. Acad. RAMS Yu.L. Shevchenko.]. Moscow: ZAO «OLMA Media Grupp»; 2007. Russian.

10. Осяк С.А., Соколова Е.В., Чистов Р.С., Яковлева Е.Н. Факторы, влияющие на здоровый образ жизни студентов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 202-203 / Osyak SA, Sokolova EV, Chistov RS, Yakovleva EN. Faktory', vliyayushhie na zdo-rovy'j obraz zhizni studentov [Factors affecting the healthy lifestyle of students]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2015;2:202-3. Russian.

11. Пермяков О.М. Проблема формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения. Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 6-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016. C. 108-111 / Permyakov OM. Problema formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov v processe obucheniya. Problemy* kachestva fizkul'turno-ozdo-rovitel'noj i zdorov'esberegayushhej deyatel'nosti obrazovatel'ny'x or-ganizacij: sbornik statej 6-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The problem of forming a healthy lifestyle of students in the learning process. Problems of quality of physical culture and health-saving activities of educational organizations: a collection of articles of the 6th International Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg; 2016. Russian.

12. Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента //

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 3, №1. С. 16-21 / Taly'zov SN. Osnovy* zdorovogo obraza zhizni stu-denta [Basics of a healthy lifestyle for a student]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya. 2016;3(1):16-21. Russian.

13. Фоменков А.Ю., Слюнченко В.М., Филин Н.С., Лебедев К.А., Семёнова В.Н. Образ жизни студентов Новосибирска // Молодой ученый. 2018. T. 51. C. 73-76 / Fomenkov AYu, Slyunchenko VM, Filin NS, Lebedev KA, Semyonova VN. Obraz zhizni studentov Novosi-birska [Lifestyle of Novosibirsk students]. Molodoj uchenyj 2018;51:73-6. Russian.

14. Arnarsson A., Kristofersson G.K., Bjarnason T. Adolescent alcohol and cannabis use in Iceland 1995-2015 // Drug Alcohol Rev. 2018. Vol. 37, Suppl 1. P. S49-S57. DOI: 10.1111/dar.12587 / Arnarsson A, Kristofersson GK, Bjarnason T. Adolescent alcohol and cannabis use in Iceland 1995-2015. Drug Alcohol Rev. 2018;37(1):S49-57. DOI: 10.1111/dar.12587.

15. Cerda M., Sarvet A.L., Wall M., Feng T., Keyes K.M., Galea S., Hasin D.S. Medical marijuana laws and adolescent use of marijuana and other substances: Alcohol, cigarettes, prescription drugs, and other illicit drugs // Drug Alcohol Depend. 2018. Vol. 183. P. 62-68. DOI: 10.1016/j.drugalcdep.2017.10.021 / Cerda M, Sarvet AL, Wall M, Feng T, Keyes KM, Galea S, Hasin DS. Medical marijuana laws and adolescent use of marijuana and other substances: Alcohol, cigarettes, prescription drugs, and other illicit drugs. Drug Alcohol Depend. 2018;183:62-8. DOI: 10.1016/j .drugalcdep.2017.10.021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Varni J.W., Seid M., Rode C.A. The PedsOL: measurement model for the Pediatric Quality of Life Inventory // Med Care. 1999. Vol. 37. P. 126139 / Varni JW, Seid M, Rode CA. The PedsOL: measurement model for the Pediatric Quality of Life Inventory. Med Care. 1999; 37:126-39.

Библиографическая ссылка:

Ганузин В.М., Мозжухина Л.И., Кисельникова О.В., Маскова Г.С. Влияние университетской среды на качество жизни и приверженность студентов-юношей здоровому образу жизни в период их адаптации к учебе // Вестник новых медицинских технологий. 2022. №3. С. 47-50. БОТ: 10.24412/1609-2163-2022-3-47-50. ЕБМ БЕКСШ.

Bibliographic reference:

Ganuzin VM, Mozzhukhina LI, Kiselnikova OV, Maskova GS. Vliyanie universitetskoy sredy na kachestvo zhizni i priverzhennost' stu-dentov-yunoshey zdorovomu obrazu zhizni v period ikh adaptatsii k uchebe [The influence of the university environment on the quality of life and the commitment of young students to a healthy lifestyle during their adaptation to study]. Journal of New Medical Technologies. 2022;3:47-50. DOI: 10.24412/1609-2163-2022-3-47-50. EDN DERCRU. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.