Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ИХ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ИХ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
712
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / QUALITY OF LIFE / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENTS / GENDER CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ганузин В.М., Барабошин А.Т., Маскова Г.С., Шубина Е.В.

В статье рассматриваются вопросы качества жизни и формирования приверженности к здоровому образу жизни студентов первого курса в периоде их адаптации к обучению в ВУЗе. Проведен социологический опрос среди 224 девушек и 178 юношей в возрасте 17-19 лет, обучающихся в университете. Авторами анализируется качество жизни и приверженность здоровому образу жизни студентов медицинского университета. Выявлены гендерные различия по ряду изучаемых показателей. Выводы. Полученные данные позволили выявить факторы риска для здоровья и причины недостаточной приверженности студентов первого курса здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS AND THEIR COMMITMENT TO A HEALTHY LIFESTYLE

The article discusses the issues of quality of life and the formation of commitment to a healthy lifestyle of first-year students in the period of their adaptation to study at the university. A sociological survey was conducted among 224 girls and 178 boys aged 17-19 years studying at the university. The authors analyze the quality of life and commitment to a healthy lifestyle for students of a medical university. Gender differences were identified for a number of indicators studied. Conclusions. The data obtained allowed us to identify risk factors and reasons for students not observing a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ИХ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

УДК 159.9:613

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ИХ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В.М. Ганузин, А.Т. Барабошин, Г.С. Маскова, Е.В. Шубина

Ярославский государственный медицинский университет

В статье рассматриваются вопросы качества жизни и формирования приверженности к здоровому образу жизни студентов первого курса в периоде их адаптации к обучению в ВУЗе. Проведен социологический опрос среди 224 девушек и 178 юношей в возрасте 17-19 лет, обучающихся в университете. Авторами анализируется качество жизни и приверженность здоровому образу жизни студентов медицинского университета. Выявлены гендерные различия по ряду изучаемых показателей. Выводы. Полученные данные позволили выявить факторы риска для здоровья и причины недостаточной приверженности студентов первого курса здоровому образу жизни.

Ключевые слова: качество жизни, здоровый образ жизни, студенты, гендерные особенности.

Актуальность. Категория «качество жизни» является интегральной характеристикой удовлетворенности человека своей жизнью. Качество жизни (КЖ) в значительной степени зависит от приверженности человека к здоровому образу жизни [1, с. 8; 2, с. 36].

Состояние здоровья молодежи характеризуется высоким распространением заболеваний и функциональных состояний, которые являются предвестниками развития в дальнейшем хронических социально-значимых заболеваний (сердечно-сосудистая патология, нутритивные нарушения, патология опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы и др.) [3, с. 69; 4, с. 67]. Именно изменение образа жизни при многих патологических отклонениях положительно влияет на состояние

© Ганузин В.М., Барабошин А.Т., Маскова Г.С., Шубина Е.В., 2020

382

здоровья и является профилактикой прогрессирования заболеваний.

Изучение образа жизни студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях, является актуальной задачей, решение которой позволит не только комплексно оценить факторы риска потери здоровья и разработать научно обоснованные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, но и расширить возможности получения более качественного образования в высшем учебном заведении [5, с. 3; 6, с. 2; 7, с. 202; 8, с. 109; 9, с. 16; 10, с. 73].

Важными факторами, которые редко учитываются при исследовании качества жизни, являются метеозависимость, тип конституции и вакцинация. Ранее проведенные нами исследования показали, что метеозависимость, метеотропные реакции и тип конституции студентов влияет на состояние здоровья и качество их жизни [11, с. 1; 12, с. 28].

Цель. Оценить качество жизни и приверженность здоровому образу жизни студентов, обучающихся на 1 курсе университета и находящихся в периоде адаптации к обучению.

Материалы и методы. Проведен социологический опрос 224 девушек и 178 юношей в возрасте 17-19 лет, обучающихся на 1 курсе медицинского университета.

Оценка КЖ проводилась с помощью валидизированного опросника PedsQL™4.0, (официальное разрешение на использование получено от правообладателя Mapi Research Institute 19.11.2018), адаптированного нами к изучению КЖ студенческой молодежи 17-19 летнего возраста. Опросник состоит из 23 вопросов, объединенных в четыре отдельных психометрических шкалы: физическое функционирование (оценка подвижности, ходьбы, бега, болевого синдрома); эмоциональное функционирование (оценка беспокойства, качества сна, настроения, чувства страха и грусти); социальное функционирование (оценка взаимодействия со сверстниками); вузовское функционирование (оценка адаптации студента к вузу, академическая успеваемость), широко применяющийся в клинической практике [13, с. 127; 14, с. 40].

Оценка образа жизни (ОЖ) проводилась с помощью анкеты «Структура здорового образа жизни студенческой молодежи», 383

разработанной Центром методического обеспечения воспитательной работы и изучения ориентации студентов на здоровый образ жизни Республиканского института профессионального образования. Анкета состоит из 44 вопросов, включающих оценку социально-психологического климата в вузе, отношение студентов к занятиям физкультурой, спортом, питанию, употреблению алкоголя, курению, половой жизни, знанию основных параметров своего здоровья и источников получения знаний о ЗОЖ [15, с. 1].

Студентами оценивалась каждая из предложенных ситуаций, представлявшая для них трудности в течение первого месяца обучения в университете.

Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы StatSoft Statistica v.7.0. Сравнение групп проводили по критерию Фишера, достоверность различия принимали при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. При исследовании качества жизни у студентов 1 курса, находящихся в периоде адаптации к обучению в университете, нами получены следующие данные. Большинство девушек ниже оценили свой уровень здоровья и физической активности, по сравнению с юношами. Так, 21 % студенток отмечали часто и почти всегда возникающие трудности при беге (р < 0,01) и 28,5 % - жаловались на то, что у них было мало сил при физической активности (р < 0,01).

Оценка эмоционального функционирования показала, что девушки, по сравнению с юношами, чаще жаловались на возникновение состояний страха (26,6 и 5,6 % - р < 0,01), нарушений сна (44,6 и 33,1), тревожности и отрицательных переживаний (54,7 и 25,8 %). Также студенты женского и мужского пола отмечали состояние раздражительности (21,9 и 22,5 соответственно).

Анализ взаимодействия студентов со сверстниками показал, что 54,7 % девушек и 3,2 % юношей часто и почти всегда имели трудности при общении (р < 0,01). В 6,7 % и 9,7 %, соответственно, трудности носили постоянный характер. При этом в подавляющем большинстве случаев девушки и юноши (99,2 % и 100 %) студентов отрицали оскорбительные высказывания в свой адрес.

При изучении факторов, влияющих на успешность обучения студентов в университете, нами получены следующие данные. Пропуски занятия у 75 % студентов были связаны с плохим са-

мочувствием и заболеваниями. Трудности при выполнении домашних заданиями отмечались у 16,9 % девушек и 8,0 % юношей. При этом трудности в общении с преподавателем на занятиях были незначительными - у 3,3 % девушек и 3,2 % юношей.

При оценке показателей ЗОЖ у студентов 1 курса, находящихся в периоде адаптации к обучению в университете, нами получены следующие данные. Большинство девушек ниже оценили свой уровень коммуникативности и физической активности, по сравнению с юношами.

В свободное от учебы время девушки меньше внимания уделяют физкультуре и спорту - 14 %девушек и 25,9 % юношей (р < 0,001) и меньше времени проводят за компьютером (р < 0,001).

Курение и употребление алкоголя являются основными и самыми вредными привычками среди молодежи. В последние годы часть молодого поколения начинает понимать опасность вредных привычек, поэтому они стараются придерживаться здорового образа жизни. По нашим данным, курение распространено среди 16 % девушек и 20,4 % юношей. При этом 98 % из опрошенных знают, что курение вредно влияет на состояние здоровья, и 99 % считают «пассивное курение» также вредным.

При обсуждении употребления алкоголя (водки, вина, пива) 54 % девушек и 37,1 % юношей ответили, что употребляли один из видов алкоголя (р < 0,017), а 77 % девушек и 87 % юношей считают, что употребление спиртных напитков вредит здоровью.

Проблема употребления психоактивных веществ (ПВА) является одной из самых обсуждаемых и трудноразрешимых проблем современной жизни. По данным опроса 94-98 % студентов знают об опасности употребления ПАВ, в т.ч. 29 %девушек и 38,9 % юношей осознают в полной мере, 43 % и 38,9 % соответственно -в некоторой степени, 23 % и 16,4 % - никогда не интересовались этими вопросами.

О связи ВИЧ-инфекции с наркоманией и поражении вирусом иммунной системы знает около 99 % студентов. Так же большинство опрошенных считает, что заразиться ВИЧ-инфекцией можно через шприцы и иглы, используемые носителями ВИЧ-инфекции и при сексуальных контактах. Знаниями о возможности зараже-

ния ребенка от ВИЧ-инфицированной матери располагают только 78 % девушек и 59,3 % юношей (р < 0,007).

Данные опроса показали, что 51 % девушек и 61,6 % юношей считает, что половую жизнь можно начинать после 18 летнего возраста, 29 % и 16,7 % соответственно - с 17 лет, около 6 % - с 15 лет. О средствах и способах безопасного секса осведомлено большинство студентов.

К наиболее значимым факторам, используемым студентами для поддержания ЗОЖ, были отнесены следующие: личная гигиена, отказ от вредных привычек, двигательная активность, занятия спортом, аэробикой и фитнесом, безопасное поведение, пребывание на свежем воздухе, употребление витаминов, профилактические прививки. Занимаются спортом 32 % девушек и 48,2 % юношей (р < 0,02). В тоже время утреннюю зарядку делают только 10 % девушек и 20,4 % юношей (р < 0,037), а режим дня соблюдают 18 % девушек и 22,2 % юношей. Ничего не делают и не думают об этом 8 % девушек и 3,6 % юношей. Проведенный опрос выявил низкий процент студентов, которых интересует информация о здоровом образе жизни и способах улучшения здоровья.

Заключение. Категория «качество жизни» является интегральной характеристикой удовлетворенности человека своей жизнью. Качество жизни в значительной степени зависит от приверженности человека здоровому образу жизни. Проведенное нами исследование позволило выявить основные факторы риска для здоровья современной молодежи, среди которых курение, употребление алкоголя, низкая физическая активность, отсутствие интереса к информации о ЗОЖ. Учитывая негативные факторы, влияющие на качество и формирование приверженности здоровому образу жизни первокурсников, необходимо активнее проводить работу по психологическому сопровождению студентов, начиная с периода адаптации их к обучению в университете.

Библиографический список

1. Войтович Т.Н., Чистый А.Г., Бобровничий В.И. Метод оценки психосоциального статуса детей с муковисцедозом. Минск. 2013. URL: https://www.bsmu.by/downloads/vrachu/instrukcii/2016/ pdf/063 -1-0613.pdf (дата обращения: 02.05.2020).

2. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. 2-е издание / под ред. акад. РАМН

Ю.Л. Шевченко. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 320 с.

3. Маскова Г.С., Ганузин В.М. Врачебная профессиональная консультация подростков с артериальной гипертензией как фактор профилактики сердечно-сосудистых нарушений у взрослых // Практическая медицина. 2017. № 10(111). С. 67-70.

4. Маскова Г.С., Черная Н.Л., Ганузин В.М., Царева И.Н. Тактика медико-социального сопровождения детей с ожирением и артериальной гипертензией с учетом оценки полиморфизма генов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017. Т. 16, № 8. С. 67Ь-68а.

5. Ганузин В.М., Черная Н.Л. Школа без педагогического насилия -необходимое условие сохранения здоровья обучающихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 2. С. 38-40.

6. Ганузин В.М., Романычева Е.Н., Курчина Е.Г. Деятельность отделения медико-социальной помощи поликлиники в профилактике и реабилитации детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 36-38.

7. Осяк С.А., Соколова Е.В., Чистов Р.С., Яковлева Е.Н. Факторы, влияющие на здоровый образ жизни студентов // Научное обозрение // Педагогические науки. 2015. № 2. С. 202-203.

8. Пермяков О.М. Проблема формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сб. ст. 6-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург. 2016. С. 108-111.

9. Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. № 3(1). С. 16-21.

10. Фоменков А.Ю., Слюнченко В.М., Филин Н.С., Лебедев К.А., Семёнова В.Н. Образ жизни студентов Новосибирска // Молодой ученый. 2018. № 51. С. 73-76.

11. Ганузин В.М. Общие представления о метеотропных реакциях, диатезах и идентичности их клинических проявлений // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. 2017. Т. 5, № 1(15). иКЬ: http://medpsy.ru/climp/ 2017_1_15/айс1е07^р (дата обращения: 04.03.2020).

12. Черная Н.Л., Ганузин В.М. Распространенность метеочувстви-

тельности и метеотропных реакций у студентов старших курсов // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 3. С. 28-31.

13. Varni J. W, Seid M., Rode C.A. The PedsQL: measurement model for the Pediatric Quality of Life Inventory // Med Care. 1999. Vol. 37. P. 126-139.

14. Денисова Р.В., Алексеева Е.И., Альбицкий В.Ю. и др. Надежность, валидность и чувствительность русских версий опросников PedsQL Generic Core Scale и PedsQL Rheumatology Module Вопросы современной педиатрии. 2009. Vol. 8(1). P. 30-41.

15. Анкета «Структура здорового образа жизни студенческой молодежи». Центр методического обеспечения воспитательной работы и изучения ориентации студентов на здоровый образ жизни. URL: https://gigabaza.ru/doc/133147.html (дата обращения: 02.05.2020).

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS AND THEIR COMMITMENT TO A HEALTHY LIFESTYLE

V.M. Ganuzin, A.T. Baraboshin, G.S. Maskova, E.V. Shubina

Yaroslavl State Medical University

The article discusses the issues of quality of life and the formation of commitment to a healthy lifestyle of first-year students in the period of their adaptation to study at the university. A sociological survey was conducted among 224 girls and 178 boys aged 17-19 years studying at the university. The authors analyze the quality of life and commitment to a healthy lifestyle for students of a medical university. Gender differences were identified for a number of indicators studied. Conclusions. The data obtained allowed us to identify risk factors and reasons for students not observing a healthy lifestyle.

Keywords: quality of life, healthy lifestyle, students, gender characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.