Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОрГМУ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ'

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОрГМУ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / медицинский вуз / отношение к здоровью / компоненты отношения к здоровью / нарушения здорового поведения / факторы нарушения здорового поведения.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чижкова М.Б.

В статье рассматриваются отношение к здоровью и нарушения здорового поведения у студентов-первокурсников Оренбургского государственного медицинского университета. Применение опросника «Отношение к здоровью» и опросника «Нарушения здорового поведения», обработка эмпирических данных и их интерпретация позволяют сделать вывод о специфических особенностях заявленных феноменов у респондентов начального этапа обучения. Отношение к здоровью описывается формулой ««Знаю-Не переживаю. Знаю-Делаю», а нарушения здорового поведения соответствуют типу «имиджевое нарушение здорового поведения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОрГМУ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ»

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОрГМУ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Чижкова М.Б..

Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург

Аннотация: В статье рассматриваются отношение к здоровью и нарушения здорового поведения у студентов-первокурсников Оренбургского государственного медицинского университета. Применение опросника «Отношение к здоровью» и опросника «Нарушения здорового поведения», обработка эмпирических данных и их интерпретация позволяют сделать вывод о специфических особенностях заявленных феноменов у респондентов начального этапа обучения. Отношение к здоровью описывается формулой ««Знаю-Не переживаю. Знаю-Делаю», а нарушения здорового поведения соответствуют типу «имиджевое нарушение здорового поведения».

Ключевые слова: студент, медицинский вуз, отношение к здоровью, компоненты отношения к здоровью, нарушения здорового поведения, факторы нарушения здорового поведения.

Проблема здоровья и здорового образа жизни студенчества не теряет своей остроты многие годы и десятилетия и потому не нуждается в каких-либо особых аргументах и доказательствах. В научной литературе накоплено достаточно теоретических и эмпирических данных, убедительно иллюстрирующих неблагоприятное воздействие различного рода факторов на физическое и психическое здоровье юношей и девушек [М. Абдикадыр с соавт., 2019; О.Б. Березина с соавт., 2016; М.Е. Евсевьева с соавт., 2018; Е.А. Кантемирова с соавт., 2015; Э.В. Макарова, 2016; Е.А. Сетко с соавт., 2019; Е.А. Юматов с соавт., 2017; M.P. Loayza et б!., 2001; КЛ. Коеиека-Магйга et а1., 2004; М. ^от et а1., 2009; Б.Б. Mazzeo, 2008 и др.].

Здоровье студентов-медиков - актуальнейшая тема не только высшего образования, но и системы здравоохранения в целом. И дело не только в особенностях организации учебного процесса (высокая академическая нагрузка, удлиненный рабочий день до 40-42 часов в неделю за счет внеаудиторной работы в научных и учебных лабораториях, переездами с одной кафедры на другую и т.п.), но и в содержании обучения будущего врача. Профессиональное становление медика - это «путь» от предметов общей (химия, физика, математика, философия, история и т.п.) и специализированной (нормальная и патологическая анатомия человека, гистология, нормальная и патологическая физиология,

фармакология и др.) подготовки к профильным дисциплинам (терапия, хирургия, гинекология и т.п.) с их различными специализациями [6, с. 111]. Уже с самых первых шагов в медицинском вузе юноши и девушки «изучают и видят то, чего не видят и не знают, о чем не задумываются студенты других - немедицинских вузов» [7, с.23], проникают в суть понятий «здоровье/болезнь», познают не только характер воздействия различных патогенных факторов (в т.ч. вредных привычек) на организм человека, но и способы профилактики и коррекции нарушений состояния здоровья человека.

Однако, как показывают работы по заявленной тематике, теоретические знания и инструментальные умения в области здоровья, профилактики и коррекции нарушений здорового образа не «спасают» будущих врачей от всевозможных заболеваний и, более того, не гарантируют собственного разумного здорового поведения [З.С. Абишева с соавт., 2015; Ю.Л. Веневцева с соавт., 2019; Л.Н. Войт, О.А. Чередниченко, 2017; Т.Н. Говязина, Ю.А. Уточкина, 2017; Е.В. Нефедова с соавт., 2018; С.Ж. Отаралы с соавт., 2019; М.Ф. Рзянкина, А.В. Горбачев, 2019; Н.В. Семенова, 2015 и др.].

Эти и другие исследования позволяют сделать вывод о наличии выраженных нарушений здоровья и здорового образа жизни у студентов-медиков. Во-первых, будущие врачи не всегда готовы прикладывать усилия для поддержания и развития своего здоровья. Об этом свидетельствует тот факт, что 95,2% студентов считают себя практически здоровыми, но только 54,8% ведет здоровый образ жизни, а 45,2% считают, что соблюдать принципы здорового поведения нет крайней необходимости [1, с.31]. Во-вторых, юноши и девушки в большинстве своем сосредоточены на минимизации инвестиций в реализацию здорового поведения; «для респондентов важным представляется ЗОЖ в качестве возможной, а не желательной модели поведения» [3, с.31], при которой ценность здоровья всеми активно декларируется, но реализуется в поведении лишь незначительной части студентов [2, с.18].

Методы и организация исследования.

Высказанные выше положения послужили отправной точкой для проведения собственного экспериментального исследования, посвященного изучению здоровья у студентов лечебного факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (далее ОрГМУ). Выборку сравнительного исследования составили обучающиеся 1 -го курса численностью 73 человека. Средний возраст 18,1 года.

В качестве диагностического инструментария были использованы опросники «Отношение к здоровью» [5] и «Нарушения здорового поведения» [4].

Первая методика позволяет оценить сформированность у студентов-медиков четырех компонентов отношения к здоровью (далее ОЗ): когнитивного (КК), эмоционального (ЭК), поведенческого (ПК) и ценностно-мотивационного (ЦМК). Вторая методика направлена на оценку различных форм нарушения здорового поведения (далее НЗП) юношей и девушек, приводящих к ухудшению состояния их здоровья: тяга к курению, нарушения питания, пренебрежение безопасностью (рискованное поведение), тяга к алкоголю, погоня за модным имиджем, низкий самоконтроль (импульсивность, незнание нормы), эмоциональная некомпетентность (неспособность справиться со стрессом) и саморазрушительное поведение.

Методы обработки данных: среднее арифметическое (М) для каждого компонента ОЗ и фактора НЗП; коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена1.

Результаты исследования.

Как показал анализ по методике «Отношение к здоровью», в структуре когнитивного компонента приоритет в получении сведений о здоровье и здоровом образе жизни студенты отдают врачам (78,1%) и научно-популярным книгам (61,7%). В силу того, что опрошенные только приступили к освоению профессии врача, они опираются в большей степени на свой жизненный опыт. Как следствие, среди них высок процент значимости друзей-знакомых (49,3%) как основных источников информированности о здоровье.

Когда у первокурсников все в порядке со здоровьем, они переживают спокойствие (95,8%), удовольствие (93,1%), радость (83,6%), а также ощущение отсутствия угрозы и уверенности в себе (75,3% и 79,4% соответственно). В случае появления недомоганий, то они, как правило, чувствуют себя подавленно (52,1%), расстраиваются (56,2%), испытывают озабоченность (65,7%) и беспокойство (64,3%). Менее всего при возникновении заболеваний будущие врачи склонны к переживаниям стыда (80,8%). При поддержании своего здоровья испытуемые делают физические упражнения (48,0%), соблюдают диеты (43,9%) и следят за своим весом как таковым (49,3%), ходят в баню или в сауну (52,1%). Менее всего студентами практикуются специальные оздоровительные системы (60,3%), закаливание (46,6%) и посещение врача с профилактической целью (35,6%). При возникновении проблем со здоровьем опрошенные, в большинстве своем, самостоятельно принимают меры (65,8%), обращаются за советом к друзьям, родственникам, знакомым (58,9%) и только потом к врачу (46,6%). На фоне признания безусловной важности ценности «здоровье» (90,4%), в реальной жизни будущие врачи не столь последовательны в заботе о своем благополучии.

1 При указании уровня статистической значимости критерия г-Спирмена использовались символы: *-р<0,05; **-р<0,01; ***-р<0,001.

В качестве основных причин такого поведения называются недостаток времени (65,7%), выполнение других важных дел (46,6%), необходимость больших материальных затрат (35,5%), а также неактуальность регулярной заботы в силу ощущения полноты сил и здоровья (37,0%).

Проведенный корреляционный анализ (рис. 2) показал, что в структуре отношения к здоровью у первокурсников ведущим является КК, «притягивающий» к себе общие показатели ЭК (г=-0,286*), ПК (г=0,262*), свои составляющие (4 и 5 вопрос, г=0,668*** и г=0,878***), а также переживаемые эмоции в ситуациях благополучия со здоровьем (г=-0,290*). Обратно пропорциональные взаимосвязи с показателями ЭК свидетельствуют о том, что широта знаний человека о своем здоровье снижает тревогу и беспокойство, но побуждает к совершению необходимых для поддержания ЗОЖ действий (прямая связь с ПК).

отношения к здоровью у студентов 1 -го курса ОрГМУ

Примеч.1: цифрами обозначены блок-вопросы компонентов отношения к здоровью; КК - когнитивный компонент; ЭК - эмоциональный компонент; ПК -поведенческий компонент; ЦМК - ценностно-мотивационный компонент Примеч.2:-- положительная связь;-----отрицательная связь

ЦМК бывших школьников представляет собой, прежде всего, комбинацию оценок жизненных сфер и инструментальных ценностей. 9 вопрос, хотя и занимает свое место в системе ценностей, но с другими элементами компонента взаимосвязей не имеет. ЦМК оказывает определенное влияние на целостное отношение к здоровью у первокурсников. С одной стороны, посредством 10 вопроса, демонстрирующего зависимость способов поведения студентов при ухудшении здоровья от его места в системе ценностей (г=0,240*) и, с другой, косвенно, через различные источники информированности человека в области собственного здоровья (4 вопрос, г=0,245*).

Обработка данных по методике «Нарушения здорового поведения» показала, что у испытуемых наивысшие значения имеют погоня за модным имиджем (21,8) и эмоциональная некомпетентность (13,4).

Количество корреляционных взаимосвязей между факторами НЗП у первокурсников (рис.2) позволяет говорить о достаточно выраженной целостности феномена НЗП: каждый из элементов не существует сам по себе, изолированно, он обязательно имеет взаимосвязи с каким-либо другим элементом. Более того, подавляющее большинство факторов, за исключением низкого самоконтроля, положительно коррелируют с общим показателем НЗП, внося свой, качественно своеобразный «вклад» в его содержание и структуру. Присущая же респондентам импульсивность, не дающая возможности отказаться от желания выкурить сигарету и употребить алкоголь, пренебречь безопасностью или совершить что-то причиняющее вред здоровью, опосредованно, через указанные действия включается в общие проявления НЗП и определенным образом оказывает негативное влияние на здоровье юношей и девушек.

Рис.2 Корреляционная плеяда взаимосвязи факторов нарушения здорового поведения у студентов 1 -го курса ОрГМУ

Примеч.1: ТК - тяга к курению; НПТ - нарушения питания; РКП - рискованное поведение; ТА - тяга к алкоголю; ПМИ - погоня за модным имиджем; НСК - низкий самоконтроль; ЭНК - эмоциональная некомпетентность; СРП - саморазрушительное поведение; ОПК - общий показатель

Примеч.2: -- положительная связь;------ отрицательная связь

Наибольшее количество мер совместной изменчивости, как видно из рисунка, имеет погоня за модным имиджем. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с ситуацией поступления бывших школьников в престижный областной вуз, переездом из родного места жительства в город, освобождением от родительской опеки и «ветром свободы», приносящим большие соблазны и желание соответствовать новому, более взрослому статусу студента. Не всегда осознавая истинное содержание нового статуса, первокурсники, к сожалению, начинают следовать наиболее доступным для себя способам соответствия: курить, употреблять

различной крепости алкогольные напитки, нарушать привычное питание в целях обретения модельной внешности, посещать кафе и ночные клубы города с характерными для них манерами поведения, стилем одежды и внешнего вида, в том числе татуировки и т.п. Однако все это не столько «подтверждает» избранный статус, сколько разрушает физическое и психологическое состояние студентов, расшатывает эмоциональный фон начала профессионального обучения, отвлекает от учебно-профессиональной деятельности и усугубляет трудности адаптационного периода в вузе. Отсутствие обратных взаимосвязей низкого самоконтроля с курением, алкоголем, нарушенным питанием, рискованным поведением и модным имиджем позволяет предположить минимальное участие механизмов саморегуляции в данных аспектах здорового поведения у испытуемых. Даже отрицательная взаимосвязь низкого самоконтроля с саморазрушительным поведением не решает общей проблемы НЗП, поскольку злоупотребление вредными привычками, нездоровое питание и погоня за ультрасовременностью прямо пропорционально взаимосвязаны с возможностью молодых людей совершить заведомо опасные для здоровья действия и поступки (например, принять наркотики или вступить в незащищенный сексуальный контакт).

Рамки статьи не позволяют представить развернутый анализ количественно-качественный анализ полученных данных. Однако даже представленные результаты позволяют сделать ряд важных выводов.

1. Здоровье студентов - особая сфера внимания государства и общества. Потребность рынка труда в медицинских работниках, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и работоспособности, предъявляет повышенные требования к уровню индивидуальной ответственности специалиста за отношению к своему физическому и психологического благополучию, владения умениями и навыками поддержания и укрепления здорового поведения.

2. Структура отношения к здоровью у первокурсников ОрГМУ определяется формулой: «Знаю-Не переживаю. Знаю-Делаю». Системообразующим центром структуры выступает когнитивный компонент, снижающий тревогу и побуждающий студентов к совершению необходимых для поддержания здорового образа жизни действий. Содержательное наполнение компонентов отношения к здоровью раскрывает опору на жизненный опыт студентов (высокая ценность хороших друзей и родственников, их значимость как источников информации о здоровье, преимущественное обращение именно к ним при возникновении проблем со здоровьем и др.). Ценностно-мотивационный компонент, занимающий обособленное положение в структуре отношения, демонстрирует специфичность мотивации студентов-медиков по сохранению здорового образа жизни, состоящую в «разрыве» между

пониманием значимости здоровья и реальным её воплощением в повседневной жизнедеятельности.

3. Структура и качественные особенности нарушения здорового поведения на первом курсе позволяют определить его как «имиджевое нарушение здорового поведения». Детерминация возникновения и проявления данного типа, обусловленная социальной ситуацией развития и содержанием обучения в медицинском университете связана с началом профессионального обучения и, прежде всего, освобождением от родительской опеки и желанием во что бы то ни стало соответствовать новому, более взрослому статусу, а также тем модным трендам и «красивым установкам», которым современный студент обязательно должен следовать.

Литература:

1. Алексеенко С.Н. Система обучения в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в медицинском вузе: автореф. дис. ... докт. мед. наук. М, 2013. 47 с.

2. Завьялов А.Е. Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М, 2013. 21 с.

3. Логачева Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города: автореф. дис.канд. социол. наук. Ростов-н/Дону, 2014. 36 с.

4. Луценко Е.Л., Габелкова О.Е. Опросник нарушений здорового поведения // Вопросы психологии. 2013. №5. С. 142-153.

5. Опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской / Психологическая лаборатория. URL: http://xn— 7sbbaeiowbgqig8abibc7acdh6a9czc6mla.xn--p1ai/downloads.php?cat id (дата обращения: 15.01.2015).

6. Попов В.И. и др. Оценка психологического здоровья студентов медицинского вуза // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, О.Ю. Милушкиной, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. М.: Издательство «Научная книга», 2019. 248 с. С.110-126.

7. Судаков Д.В. и др. Вредные привычки в жизни студентов медицинского вуза // Центральный научный вестник. 2018. Том 3. №23(64). С. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.