Научная статья на тему 'Анализ последствий отрицательного информационно-психологического влияния на общественно-политическую ситуацию в России'

Анализ последствий отрицательного информационно-психологического влияния на общественно-политическую ситуацию в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1841
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Короткова О.В. Короткова

Освещаются причины глубокого раскола российского общества по мировоззренческому признаку. Рассматриваются основные формы противоправного информационно-психологического воздействия зарубежных государств. Обосновывается необходимость скорейшего решения задачи обеспечения геополитической мощи нашего государства в рамках взаимодействия правоохранительных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ последствий отрицательного информационно-психологического влияния на общественно-политическую ситуацию в России»

УДК 343.97:316.3.77(470)

О.В. Короткова, канд. юрид. наук, 8-916-585-08-27, korotkova@mail.ru, (Россия, Москва, Академия управления МВД РФ)

АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИИ

Освещаются причины глубокого раскола российского общества по мировоззренческому признаку. Рассматриваются основные формы

противоправного информационно-психологического воздействия зарубежных государств. Обосновывается необходимость скорейшего решения задачи обеспечения геополитической мощи нашего государства в рамках взаимодействия правоохранительных структур.

Ключевые слова: информационно-психологическая война,

медиапространство, общественное сознание, общественное поведение.

Анализ современной общественно-политической ситуации в России, сложившейся к началу XXI в. после распада СССР показывает, что российское общество сегодня является глубоко расколотым по мировоззренческому признаку, в нем идет острейшая политическая борьба за альтернативные пути самоидентификации России, поддержание эмоциональной составляющей (информационно-психологической войны) ИПВ, проведение информационно-пропагандистских мероприятий заинтересованными в «российском хаосе» различными социально-политическими партиями и финансово-экономическими группами влияния, группами различной политической направленности и неправительственными организациями (НПО), а также теми или иными пластами населения, между которыми не существует ни идеологического, ни политического, ни мировоззренческого консенсуса.

Помимо того, вследствие коренных изменений социальноэкономических отношений в Российской Федерации после развала Советского Союза серьезно сократился уровень внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, снизились до предельного уровня денежные доходы населения, оказались разрушенными единое хозяйственное пространство, взаимодействие «центр - регионы», межрегиональное взаимодействие, система планирования, мотивации и контроля, вертикаль управления, рычаги и методы регулирования социально-экономического развития.

В результате чего сильнее обострились социально-экономические и общественно-политические противоречия в Российской Федерации, приведшие к дальнейшему ослаблению межрегиональных связей.

По мнению В.Ф. Прокофьева, на сегодняшний день одной из серьезных причин возникновения и развития социально-экономических противо-

речий в информационном обществе регионов Российской Федерации явилось нарушение существующих законов политэкономии, поддерживаемое нередко федеральными властями и руководителями субъектов Федерации в собственных интересах средствами информационной сферы, влияющими на процесс взаимного усиления социально-экономических и как следствие

— общественно-политических конфликтов в условиях региона, города, района и отдельного предприятия [5, с. 120-132].

Современная политика США и других развитых государств в отношении России в условиях глобального ресурсного, экологического и демографического кризиса направлена на обеспечение благоприятных экономических условий жизни населения этих государств за счет Российской Федерации. Это в свою очередь предполагает: хищническое использование природных ресурсов; постоянный вывоз капиталов и «мозгов»; ввоз в Россию экологически опасных отходов и технологий; сокращение численности российского населения до установленного западными странами цифр, необходимых для обслуживания их интересов; уничтожение конкурентоспособности России в развитых на Западе экономических отраслях; ориентацию оставшейся промышленности, сельского хозяйства, науки, образования и культуры на иностранные интересы.

При этом с учетом того, что проще подчинить своим интересам ряд малых и разрозненных стран, чем одну большую, основной целью политики США и других развитых иностранных государств в отношении России на современном этапе является ее дальнейшее территориальное раздробление на ряд независимых государств. Иностранные внешнеполитические ведомства, спецслужбы и информационно-пропагандистские структуры в этой связи основное свое внимание и внимание своих партнеров стали переносить из центра в субъекты Российской Федерации.

Один из разработанных американскими специалистами сценариев развития событий в ближайшие 15-30 лет предусматривает: 1) разделение России на шесть независимых государственных образований: Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток, северные территории; 2) получение государственной самостоятельности малыми этническими анклавами такими, как Татария, Башкирия, Северная Осетия, Чечня; 3) отделение Карелии; 4) придание отдельным районам — Калининградской области, Туве, Бурятии и другим — статуса практически независимых автономных образований. На другом «наиболее мягком варианте» раздробления России настаивает З. Бжезинский, который он озвучил в ходе своего посещения Москвы в феврале 2002 г.: три новых образования на месте России — Европейская Россия до Волги, Сибирско-Уральский регион и Дальний Восток.

Интересен тот факт, что если борьба за экономические ресурсы Советского Союза была открытой и велась под лозунгом борьбы с коммунизмом, то в настоящее время разрушительная и грабительская политика ино-

странных государств в отношении социально-политического курса России (в российском информационном пространстве) ведется скрытно. Так, в планах США в перспективе в российском информационном пространстве к 2010 г. планируется [1, с. 25]: окончательное изменение действующего российского законодательства в интересах США и иных зарубежных государств; формирование в России новых институтов власти; усиление роли манипулирования общественным сознанием с переходом к управлению его формированием; разрушение статуса государственных границ при подготовке и проведении информационных операций; удержание информационного превосходства.

При этом достижение целей этих операций потребует от США и иных заинтересованных зарубежных государств формирования в России следующих трех основных условий:

во-первых, информационной прозрачности государственных границ, предполагающей наличие у иностранных государств, прежде всего США и их союзников, следующих возможностей в России:

- контроля российского медиапространства и управления системой формирования общественного мнения России;

- доступа через вычислительные сети общего пользования, радиоканалы, персонал и т. д. к информационным системам критически важных сегментов информационной инфраструктуры России;

- контроля персональной информации о гражданах России на основе доступа к данным социальных, медицинских, кредитных и др. магнитных карт;

во-вторых, наличия навязанных действенных механизмов политического, социального и морально-нравственного разложения общества, способствующих созданию в обществе атмосферы бездуховности, где в качестве объектов воздействия будут выступать:

- основы российской государственности: духовно-нравственные ценности (духовные идеалы, святыни) общества, мировоззрение (вероисповедание), моральные нормы, принципы, устои жизни;

- элементы общественного сознания: национальная культура (искусство, литература, наука, мода и т. д.), история, легенды, мифы, системы воспитания и образования будущих поколений российских граждан;

- основы общественного поведения: национально-исторические традиции, традиционный уклад жизни народов России, обычаи и обряды и т. д.;

в-третьих, наличия и готовности к эффективной работе механизмов формирования необходимого общественного сознания внутри российского общества. Причем наличие и готовность к эффективной работе подобных механизмов предполагает наличие в России уже сформированных и «расставленных на места» политических сил, финансовых и пропагандистских структур внешней ориентации, контролирующих подавляющую часть ин-

формационного пространства общего пользования, а также соответствующего инструментария информационно-психологического воздействия.

Реализация же диктуемого в дальнейшем извне курса, безусловно, будет базироваться, как и в настоящее время, на непосредственном участии правоохранительных служб в реализации ключевых задач информационных операций в первую очередь в сфере удержания информационного превосходства, а также использования вышеперечисленных механизмов информационного воздействия.

В настоящее время основными последствиями информационнопсихологического воздействия зарубежных государств на Россию являются:

- повсеместное (касающееся каждого региона Российской Федерации) управляющее информационно-психологическое воздействие на население России и международную общественность;

- постоянное дезинформирование российских субъектов, принимающих управленческие решения в политической, экономической, военной, научно-технической и социальной сферах, а также международных и зарубежных субъектов принятия управленческих решений в отношении Российской Федерации.

При этом анализ современной ситуации показывает, что информационно-психологическое воздействие в рамках повсеместного воздействия направлено в первую очередь на достижение широкой общественной поддержки (или ее имитации), во-первых, кандидатов из числа прозападно ориентированных лиц или националистов в период выборов главы Российской Федерации и глав российских субъектов, депутатов Государственной думы и членов иных законодательных органов, во-вторых, процессов принятия общегосударственных или региональных решений, отвечающих иностранным интересам.

Особенностью информационно-психологического воздействия в рамках дезинформирования российских субъектов является то, что данные операции направлены не столько в отношении конкретных российских лиц, принимающих управленческие решения, сколько и в отношении законодательных органов (общегосударственного, регионального и местного уровня) в целом. Эти операции позволяют тайно управлять процессами российского нормотворчества на федеральном, региональном и местном уровнях, скрытно принуждать российские законодательные органы принимать правовые акты, выгодные развитым иностранным государствам, и отклонять правовые акты, которые не отвечают иностранным интересам.

Согласно позиции отечественного политолога Н.Н. Кондрашова подобная тактика обусловлена тем, что основным инструментом регулирования современных политических, экономических, социальных и иных процессов Российской Федерации как правового государства являются ее нормативные правовые акты [4, с. 88].

К последствиям осуществляемого за последние годы внешнего информационно-психологического воздействия иностранных государств против целостности Российской Федерации можно отнести следующие.

Первое: постепенное отделение ряда национальных республик от Российской Федерации в виде суверенных государств (к примеру, Мордовия, Хакассия). Причем в основе данного отрицательного информационного влияния на общественно-политическую обстановку в России лежат следующие факты:

- подготовка пропагандистских материалов для сепаратистских сил вышеназванных республик за рубежом; разжигание межнациональной, межэтнической и межрелигиозной вражды, культивирование сепаратизма в республиках;

- внедрение в сознание титульной нации веры в исконность и незыблемость ее исторических прав на территорию республики;

- содействие длительной дестабилизации экономической и социально-политической ситуации в республике, возбуждение недовольства федеральными властями;

- оказание международной информационной поддержки сепаратистским силам, критика политики федеральных властей в отношении республики в зарубежной прессе;

- провоцирование беспорядков и вооруженных конфликтов;

- ослабление психологической готовности Вооруженных Сил, спецслужб и правоохранительных структур России в целом, а также их частей и подразделений, расположенных на территории республики и соседствующих с ней субъектов, противостоять угрозе отрыва республики от России;

- формирование у российской общественности мнения о необходимости вывода республики из состава Российской Федерации и т. п.

Второе: постепенное преобразование государственного устройства Российской Федерации в конфедерацию, включающее:

- постепенное продвижению к власти в субъектах Федерации кандидатов, ориентированных на националистические интересы (к примеру, сложившаяся ситуация в Татарстане, Коми, Удмуртии, Чувашии и др. характеризуется значительным контролем государственных СМИ со стороны республиканских властей, большим числом негосударственных российских СМИ, значительным проникновением иностранных некоммерческих неправительственных объединений и международных общественных объединений (ННПО) и информационных структур, зарубежных религиозных организаций);

- захват националистическими СМИ, иностранными информационными структурами и частными российскими (ориентированными на иностранные интересы) информационного пространства субъектов Федерации и их информационная изоляция от Российской Федерации;

- внедрение в сознание коренных национальностей территории субъекта идей примата этнической самостоятельности над правами государства на территориальную целостность;

- формирование психологической готовности местного населения к выходу из состава Российской Федерации;

- широкая демонстрация в мировых СМИ сложившейся ситуации, признания и поддержки нового государства странами Запада.

Третье: реализацию территориальных претензий к России со стороны ряда зарубежных государств, включающих:

- формирование у международной и российской общественности мнения об отсутствии четкого договорно-правового оформления государственных границ, о необходимости «справедливого» пересмотра исторически сложившихся границ, получаемом материальном «выигрыше» Российской Федерацией в связи с передачей отдельных территорий другому государству и негативных последствий в случае сохранения их за Россией;

- создание лоббистских позиций в местных СМИ, инвестирование новых частных СМИ для оказания нужного информационного воздействия;

- информационное обособление «спорных» территорий от России;

- популяризацию и преувеличение роли представителей заинтересованных иностранных государств в решении отдельных социальноэкономических проблем жителей «спорных» территорий;

- целенаправленное формирование у подрастающего поколения «спорных» территорий менталитета, соответствующего иностранному го-сударству-претенденту и т. п.

По мнению С. Кара-Мурзы [3], сегодня важнейшими внутренними факторами, способствующими подрыву российской общеполитической обстановки, являются следующие:

во-первых, фактическая раздробленность Российской Федерации на информационном уровне, включающая:

а) информационную изолированность ряда национальных республик;

б) низкую эффективность деятельности общероссийских государственных СМИ в субъектах Федерации (снижение присутствия, слабое отражение региональных и местных проблемам), преимущественная ориентация региональной и местной прессы на освещение локальных проблем, более широкий доступ в приграничных российских регионах к зарубежным электронным СМИ, чем к российским;

во-вторых, чрезмерное увлечение российских традиционных и сетевых информационных источников, не имеющих полноценной корреспондентской сети, заимствованием тем, сюжетов, материалов, а порой и мнений и идей у западных информационных структур (в том числе у тех, которые распространяют специальную пропагандистскую продукцию);

в-третьих, снижение информационного присутствия, особенно русскоязычного, в странах СНГ, в других зарубежных странах и Интернет;

в-четвертых, безадресность и неоперативность доведения информации государственными информационными агентствами и СМИ внутри страны и за рубежом;

в-пятых, отсутствие скоординированности в деятельности государственных общероссийских и региональных СМИ по информационному обеспечению государственной политики, несогласованные выступления российских официальных лиц;

в-шестых, отсутствие эффективных правовой базы и правовых механизмов защиты российского информационного пространства от беспрепятственного проникновения и доминирования иностранных информационных структур, лоббирования иностранных интересов и т. п.

Помимо этого новейшая история современной России характеризуется широкомасштабным внедрением новейших западных технологий информационно-психологического воздействия, использование систем психотронного оружия и оружия несмертельного действия, позволяющих непосредственно воздействовать на нервную систему и психику человека для принятия выгодных зарубежным государствам и их деловым кругам решений в социальной, военной, экономической и политической сферах жизни государства.

Об этом, в частности, свидетельствуют высказывания председателя Комитета по разведке палаты представителей Конгресса США П. Гооса, который, выступая перед американскими журналистами, отмечал необходимость повышения эффективности информационного воздействия во всех необходимых сферах жизни российского общества в целях лишения России не только воли к сопротивлению, но и ментально в целях перерождения ее мировосприятия с тем, что бы она без сопротивления восприняла свою новую роль — роль «осваиваемого пространства и ресурса».

Как полагают американские политологи, последствия от проводимой в России (и в СССР) информационно-психологической войны (ИПВ) подтверждают алгоритм ИПВ, разработанный А. Даллесом — руководителем политической разведки США в Европе, ставшего в последствии директором ЦРУ, против России. Данный алгоритм поражения России (Директива № 20/1 «Цели США против России» от 18.08.1948 г.) был впервые опубликован в Сборнике «Сдерживание. Документы об американской политике и стратегии 1945-1950 гг.» (США, 1978 г.), в котором раскрывались основные направления подрыва общественно-политического строя в России, а именно [6, с. 120-132; 2, с. 32-38]: постепенная подмена российских нравственных и культурных ценностей на фальшивые ценности; насаждение культа секса, насилия, садизма и предательства; постоянное вытравливание из русской литературы и искусства социальной сущности российского

народа; уничтожение понятия «культурное наследие российского народа»; культивация национализма и вражды народов, живущих в России и т. п.

Со своей стороны ведущие российские политологи считают, что и в проекте А. Даллеса, и в новых разработанных западных антирусских проектах можно выделить три этапа низвержения русских, а именно [6]: первый этап — низвержение русского народа на уровень народов третьестепенных, отсталых, неспособных на самостоятельное существование в качестве суверенного народа; второй этап — направление русского народа на путь биологической деградации и вымирания, вплоть до исчезновения его в качестве этнически значительной группы (планы США предполагают сокращение русского народа до пятидесяти и даже тридцати миллионов человек, стимулирование детских заболеваний, алкоголизма, наркомании, проституции, гомосексуализма, сектантства, преступности). Более того, планируется «сжатие» русских в сравнительно небольшом пространстве Европейской России. Возможно введение закона пропорционального разделения территорий в зависимости от числа людей. Тогда на «законных» основаниях русских просто сгонят в резервации, как индейцев в Северной Америке; третий этап — вычеркивание русских как народа из мировой истории.

Данный план снижения роли России, ее геополитического и силового потенциала реализуется каждодневно, и прежде всего, средствами информационно-психологической войны США и иных государств, заинтересованных в максимальной полезности для себя от последствий ИПВ, целью которой является дестабилизация национального бытия, превращение нации в «атомизированных индивидуумов», готовых ради «финансового успеха» на любые действия.

Еще в 70-е годы З. Бжезинский в книге «План игры. Геостратегическая структура ведения борьбы между США и СССР» заявил, что США для осуществления вышеназванного плана должны будут решить три главные задачи: 1) внести изменения в структуру, приоритеты и шкалу базовых национальных ценностей; 2) обеспечить «распад связи времен», т. е. сделать очевидным разрыв поколений; 3) сделать жизнь в стране невыносимой, одновременно соблазняя ее население «химерами благостей иноземного быта», якобы доступных при другом политическом режиме.

Очевидно, что на сегодняшний день в России в качестве основных для государства последствий отрицательного информационно -психологического влияния на общественно-политическую ситуацию в России можно привести следующие.

Во-первых, последствия первого уровня:

- постепенное перерождение национальной культуры российского народа (основной показатель изменения знака национальной культуры — это придание сегодня всем явлениям жизни и культуры товарной (отчуж-

даемой, меновой) формы, что приводит к постепенному превращению всех былых национальных святынь и ценностей в прозаический товар);

- стремительное радикальное изменение образа жизни нации (главными ценностями жизни становятся ценности индивидуального выживания);

- насильственное (принудительное) люмпенизирование российского населения;

- «клонирование» политической жизни страны (при этом борьба кланов (их представителей и лоббистов) заменяет борьбу политических партий);

- изменение и перерождение четырех основных государственных систем: управления, обеспечения, исполнения и коррекции.

Важнейшим методом внедрения технологии «организованного хаоса» и предпосылкой ее эффективности является снятие у нации (и ее элиты) знания и ощущения ведущейся против страны войны.

По мнению С. Кара-Мурзы, хаотизация системы высшего управления осуществляется следующими путями: изменением приоритетов государственного целеполагания; депрофессионализацией и недееспособностью ее аппаратов; созданием атмосферы полной бесконтрольности и личной безответственности ее членов; произволом относительно любых граждан и структур государства. Хаотизация системы исполнения достигается теми же методами на всех уровнях, но кроме них применяются методы подмены исполнения национальных целей и задач, обсуждением и выполнением функциональных задач всех ветвей власти, втягиванием всего населения страны (через СМИ) в бесконечность обсуждений второстепенных проблем самой власти и т.п., чем в государстве создается атмосфера полного отчуждения населения от власти.

При этом, как подмечает известный политолог М.К. Алиев, критерий «сокращения страданий» большинства, выработанный и принятый под воздействием конкретных природных и исторических условий поколениями еще советских людей, заменяется альтернативным критерием выбора жизнеустройства — «увеличением денежных накоплений» и иных благ избранных [1, с. 25].

Хаотизация системы обеспечения достигается:

- в народном хозяйстве — изгнанием из национальной экономики ее обязательной социальной составляющей, а также созданием обстановки, в которой национальное развитие является невыгодным, а честный производительный труд непрестижным делом;

- в социальной сфере — недоступностью основных конституционно гарантированных прав для абсолютного большинства населения государства;

- в сфере культуры — насильственной «вестернизацией» и изменением (сломом) национальных святынь, ценностей и исторических корней, унитожением самобытности и насильственным внедрением ценностей ин-

дивидуального процветания и культивированием их примата над ценностями коллективного существования;

- в сфере публичной политики — полным размыванием всего политического спектра, невозможностью появления новых ярких политических лидеров, невозможностью организации нормального политического процесса и т. п.

Хаотизация системы корректировки достигается сращиванием силовых структур с организованной преступностью, преступной государственной кадровой политикой (выдвижением лояльных бездарей), полным идеологическим развратом самих органов безопасности и правопорядка, а также нежеланием власти реформировать силовые структуры государства и установить над ними дееспособный контроль;

- постепенный захват иностранными структурами и иностранным капиталом российского информационного рынка, сегментация информационного пространства России на уровне ее субъектов Федерации, дальнейшее раздробление Российской Федерации как государства;

- формирование представлений российского населения о событиях в стране по существу на основе информации, подготавливаемой иностранными организациями по иностранным сценариям, маскирующимся (с точки зрения внешней формы) под российские СМИ;

- провоцирование социальных, политических, религиозно-этнических столкновений;

- создание атмосферы безнравственности и негативного отношения к культурному наследию в обществе;

- разрушение психического здоровья населения страны, создание атмосферы неуютности бытия;

- сокращение рождаемости российского населения;

- деморализация спецслужб и правоохранительных органов, российской интеллигенции и духовенства;

- дискредитация наиболее передовых промышленных предприятий и научных структур России, обеспечивающих экономическую и научнотехническую мощь и независимость России;

- разрушение представления российского народа об историческом единстве наций и народов России, лишение чувства патриотизма (так называемая замена «социально-психологического кода» российского населения);

- дезориентация российского населения в отношении истинного положения страны во внешнеполитической сфере;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование выгодных западным странам политических установок, внушение мысли о неизбежности дальнейшего распада Российской Федерации;

- подрыв международного авторитета государства и его сотрудничества с другими странами;

- дискредитация народов Российской Федерации, особенно русского, в международном общественном мнении.

Во-вторых, последствия второго уровня:

- резкое снижение продолжительности жизни населения по российским регионам;

- уменьшение общей численности населения Российской Федерации;

- разрушение единого информационного и духовного пространства России и ее культуры, традиционных устоев общества и общественной нравственности;

- возникновение в нации исторического пессимизма на свое будущее развитие, потеря национальной идеи и разрушение ее идеологии;

- нарушение национальной самоидентификации, историко-культурного традиционализма, экуменического мышления, являющегося основой формирования национального стиля мышления и устойчивости (безопасности) государства как совокупности этносов на определенной территории, объединенных историческим прошлым, экономическими связями и историческими перспективами;

- изменение генофонда нации, проявляющееся в увеличении процента врожденной патологии, психических расстройств, слабоумии, прогресс алкоголизма, наркомании и токсикомании и др.;

- возникновение маргинальных нравственных и культурных идеалов, разрушение системы образования и снижение тяги к духовнопрофессиональному росту, прогрессирование примитивно-прагматических видов деятельности в субъектах Федерации. Смена духовных ориентиров в обществе;

- потеря культуры языка и его примитивизация;

- другие научно обоснованные показатели ухудшения психосферы человека.

Перечисленные выше факты свидетельствуют о том, что Российской Федерации необходимо в кратчайшие сроки определить стратегию своего поведения в складывающемся новом мировом порядке информационной эры, разработать и реализовать стратегическую идеологическую, экономическую и информационную политику.

Сегодня, когда качественно новая ситуация сложилась в мире, когда НАТО впервые вступает на территорию постсоветского пространства (его членами становятся три бывшие советские республики (Эстония, Латвия, Литва, а на «подходе» Украина и Грузия)) важнейшей задачей в России становится задача обеспечения национальной безопасности, в основе которой находится глубокое осмысление происходящих в изменившемся мире процессов и принятие адекватных решений в области обеспечения ее геополитической мощи.

Более того, важнейшей задачей обеспечения геополитической мощи и процветания Российской Федерации в XXI в. является формирование но-

вой политической элиты России, способной адекватно ответить на вызовы XXI в. Согласно мнению российских независимых экспертов, для формирования новой российской политической элиты необходим союз профес-сионалов-патриотов пяти основных компонентов политической элиты России: гуманитарной интеллигенции; технической интеллигенции; спецслужб; армии; крупного и среднего капитала, в котором правоохранительным структурам отводилась бы значительная роль в вопросах возрождения идеологически-мировоззренческого, внутриполитического и внешнеполитического направлений развития России [5, с. 113-116].

В настоящее время только новая российская политическая элита, опирающаяся на правоохранительные структуры, способные устранить последствия информационно-психологического прессинга иностранных государств на Россию и умеющие вести геополитическое информационнопсихологическое противоборство, может создать новые условия для развития личности, общества и государства для реализации национальных и экономических интересов Российской Федерации на международной арене.

Библиографический список

1. Алиев М.К. Согласие. Социально-философский анализ. М., 2004.

135 с.

2. Зиновьев А. А. Глобальное сверхобщество и Россия. М.: «Энергия», 2002. 221 с.

3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. 2003.

4. Кондрашов Н.Н., Ивашко А.М., Максимовский А.Ю. О некоторых проблемах использования в России общих критериев оценки безопасности информационных технологий // Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества: сб. материалов 3-й Всерос. конф. М., 2002. С. 86-89.

5. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: «Синтег», 2000. 314 с.

6. Юдин В.П. План Барбаросса-2. М.: «Росинформ», 2003. 180 с.

O.V. Korotkova

The Analysis of Negative Informational and Psychological Consequences ’ Influence on the Socio-Political Situation in Russia

The article considers causes of deep split in Russian society according to the vision property in the given socio-political situation in Russia. The main forms of illegal informational and psychological influence of foreign countries (the USA in the firs place) are considered, aimed at undermining spiritual values of our society. The article gives reasons for the necessity of the quickest solution of the problem of providing geopolitical power for our state in the framework of law enforcement bodies.

Key words: informational and psychological war, media space, public awareness, public behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.