ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2008. № 2
В.Н. Абрамов, А.В. Соловьев
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Информационное противоборство представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение субъектами политики своих целей. В рамках настоящей статьи будет рассмотрена отдельная сторона этого процесса — его связи с неправительственными организациями.
В настоящее время политический вес страны на международной арене, возможность влиять на мировые события зависят не только от ее военной и экономической мощи. Все большее значение имеют информационные факторы: информация активно используется во внешнеполитической борьбе, растут удельные вес и значимость информационно-психологического воздействия. Таким образом создаются реальные предпосылки для использования современных информационных технологий в целях нанесения ущерба как отдельным видам человеческой деятельности, так и всей системе национальной безопасности государства.
Целенаправленная и комплексная реализация этой возможности получила название "информационное противоборство". Данное понятие официально использовалось американцами с 1992 г. в директиве Министерства обороны США DOD-S-3600.1, где рассматривалось в узком смысле как разновидность радиоэлектронной борьбы. В 1996 г. это понятие получило расширительную трактовку в отчете американской корпорации "Рэнд" MR-661-OSD (Stratégie Information Warfare. A new face of War), где впервые был использован термин "Stratégie Information Warfare", придававший этому виду борьбы не только военно-стратегический смысл, но впоследствии и политический1.
В дальнейших своих разработках (отчет MR-964-OSD) корпорация "Рэнд" ввела разделение стратегического информационного противоборства на первое и второе поколение, предусматривающее разграничение задач в ходе этих мероприятий. Так, стратегическое информационное противоборство первого поколения трактуется как "один из нескольких компонентов будущего стратегического противоборства, применяемый совместно с другими инструментами достижения цели"2. Ему отводится роль обеспечения действий традиционных
1 См.: Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства // Зарубежное военное обозрение. 2001. N° 8. С. 10.
2 Там же. С. 11.
сил и средств, направленного в большей степени на дезорганизацию функционирования систем управления. Этот вид борьбы выполняет реальные задачи на государственном и военном уровнях, его планируют использовать и в дальнейшем.
Стратегическое информационное противоборство второго поколения является продуктом американских специалистов в области информационной борьбы не только более поздним, но и качественно отличным комплексом мер воздействия на противника. В упомянутом отчете это противоборство характеризуется как "принципиально новый тип стратегического противоборства, вызванный к жизни информационной революцией, вводящий в круг возможных сфер противоборства информационное пространство и ряд других областей (прежде всего экономику) и продолжающийся долгое время: недели, месяцы и годы"3. Такой ход событий может, по мнению авторов, сделать ненужным применение военной силы. Это, с известными оговорками, напоминает то, о чем говорил Сунь-Цзы как о высшем искусстве ведения войны в главе III "Стратегическое нападение" своего трактата4. Интересны также рассуждения китайского мыслителя и полководца о тайных сторонах войны, которые чем-то напоминают основы ведения информационного противоборства, изложенные замысловатым восточным слогом: "Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы и ты был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой..."5.
Показательно, что в приложении к упомянутому отчету в качестве сценария возможных событий рассматривается ведение стратегического информационного противоборства между США и Россией в период до 2010 г. в контексте борьбы за превосходство на рынке энергоносителей. Таким образом, американские специалисты считают вполне возможным достижение в обозримом будущем подавляющего преимущества в информационной борьбе, что, по их мнению, позволит успешно решать конфликтные ситуации в свою пользу без вооруженного вмешательства.
Англо-русские словари дают два значения слова "warfare": 1) война; приемы ведения войны; 2) столкновение, борьба. Наличие разных вариантов перевода данного термина в русскоязычной литературе по данной проблеме способствовало появлению различных синонимичных терминов: "информационная война", "информационная борьба", информационное противоборство", "информационное про-
3 Там же.
4 См.: Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве // Сунь-Цзы, У-Цзы. Трактаты о военном искусстве. VI.. 2003. С. 40—41.
3 Там же. С. 36.
тиводействие". Данные термины часто используются авторами, по-разному представляющими себе объем этих понятий, что потенциально несет в себе негативные моменты в понимании сути проблемы.
Война или противоборство соотносятся как "особенное" и "общее". Использование понятия "война" в упомянутых публикациях имеет эмоциональную окраску, отражающий масштаб, значимость, напряженность процесса. С критикой расширительных трактовок выступали и выступают ученые разных стран, указывая на девальвацию этого понятия и утрату им своего функционального значения6. Вместе с тем эта дискуссия поднимает фундаментальные вопросы относительно содержания таких понятий, как война, оружие и т.д. Специфической особенностью войны является ведение боевых действий, осуществление маневра силами и средствами, огневое или иное воздействие на противника, приводящее к его поражению и принятию условий победителя.
В различных источниках авторы по-своему трактуют понятия "информационная война", "информационное противоборство", дискутируя между собой на страницах различных изданий7. Подобные теоретические споры обусловлены различными теоретическими и методологическими позициями авторов, а также сложностью самого объекта исследования, находящегося в процессе становления.
Для некоторых авторов информационная война — это "специальная форма ведения боевых действий, характеризующаяся применением средств информационного воздействия для дезорганизации систем управления, воздействия на элементы вооружения, включая информационные технологии и информационные ресурсы враждебных государств и защиты от аналогичных воздействий соответствующих элементов собственной информационной структуры"8.
Возможна ли в реальности информационная война? Наверное, со временем это может произойти, когда созреют условия для превращения средств, использующихся политическими субъектами в ходе борьбы за те или иные приоритеты, имеющие значение для существования национально-государственных или блоковых образований, в оружие, способное нанести сокрушительное поражение противнику.
6 См.: Конопатое С.Н., Юдин В.В. Традиционный смысл понятия "война" устарел // Военная мысль. 2001. Nb 1; Калиновстй О.Н. "Информационная война" — это война? // Там же; Дюжин Е.Е. Информационная война по взглядам китайских военных аналитиков // Там же. 1999. N° 6.
7 См.: Лочепцов Г.Г. Информационные войны. VI.. 2000; Панарин И.Н. Информационная война и выборы. VI.. 2003; Воронцова Л.В., Фролов Д.Б. История и современность информационного противоборства. VI.. 2006; Adams J. The next world war. N.Y., 1998; Guichardaz P., Lointier P. L'infoguerre. P., 1999; Nataf D. La guerre informatique. P., 2003; и др.
8 Бухарин С.H., Глушков А.Г., Ермолаев И.Д. Информационное противоборство. Кн. 2. Теоретические основы. VI.. 2004. С. 471.
Имеет ли право на существование этот термин? Конечно, да. Так же, как в свое время были введены в обиход, в том числе и научный, такие понятия, как "холодная война" (кстати, уже включавшая в себя многие элементы "информационного противоборства"), "тайная война" и др. О возможности возникновения информационных войск пишет крупный специалист в области войн будущего, член Академии геополитических проблем В.И. Слипченко. Он достаточно определенно высказывается по этому поводу, четко разграничивая понятия "информационная война" и "информационное противоборство": «Думается, что в ближайшие 20^40 лет еще не следует ожидать появления следующего, седьмого поколения войн, в которых основным системообразующим видом противоборства будет именно информационное противоборство, фактически становящееся основой "информационных войн". Если такие войны возникнут в будущем, то они, безусловно, будут вестись в информационном пространстве планеты и в основном информационными средствами. Это очередное, седьмое поколение войн может зародиться скорее всего в очень далеком будущем, т.е. не раньше чем через 50 лет. А до этого будет вестись именно информационное противоборство»9. Автор исходит из классических взглядов на войну как "особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами, народами, социальными группами и обусловленное применением вооруженного насилия для достижения политических, экономических и иных целей"10. Слипченко связывает разведение понятий "информационная война" и "информационное противоборство" с разработкой общих основ теории информационного противоборства. На наш взгляд, эта проблема выходит за теоретические рамки и приобретает большое значение в политическом, правовом и других аспектах. В рамках ведущейся дискуссии по этому вопросу важно не упустить момент, когда противоборство превратится в войну и будет поздно вносить поправки в концепцию национальной безопасности, военную доктрину и т.п.
В этом отношении представляет интерес Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N° 24 от 10.01.2000 г., четко определены угрозы стране в информационной сфере. К ним относятся "стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; на-
9 Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. VI.. 2002. С. 153.
10 т
Там же.
рушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним"11. В тексте доктрины используются оба понятия — "информационная война" и "информационное противоборство". Первое употребляется в документе дважды, а второе — один раз. Определение этим понятиям не дается, они используются как устоявшиеся и имплицитно ясные. Предпочтения какому-либо термину не отдается и их можно трактовать как синонимические терминологические сочетания. Вполне понятно, что доктрина только указывает направление развития теоретических и практических усилий в этой области. Однако необходимо настойчиво развивать соответствующие теории, чтобы по крайней мере не отставать от развитых стран.
Понятие "информационное противоборство" так же, как и понятие "информационная война", имеет различные трактовки. Приведем некоторые из них. "Информационная борьба (противоборство) — одна из форм международного или внутригосударственного противоборства в мирное и военное время. Включает совокупность взаимосвязанных мероприятий технического и информационно-психологического характера с целью информационного воздействия на государственные, общественные организации, вооруженные структуры, компьютерные сети, системы управления, на общественное и индивидуальное сознание в нужном для противоположной стороны направлении, их дезинформации и нарушения нормального и достоверного функционирования информационных процессов, при одновременной защите своей информационной среды от воздействия противостоящей стороны. Организуется и ведется также в операциях и боевых действиях различного масштаба"12.
Таким образом, информационное противоборство — это противоборство с использованием информационных технологий, которые предназначены для воздействия: а) на информационное пространство; б) на общественное и индивидуальное сознание людей в интересах достижения превосходства над противостоящей стороной в социально-политической, экономической, военной и духовно-идеологической сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.
При этом под информационным оружием понимаются специальные информационные технологии, которые предназначены для:
1) нанесения ущерба противостоящей стороне или для ее поражения;
2) защиты в информационном противоборстве путем целенаправленного информационного воздействия на информацию, информационные потоки и средства обработки информации;
11 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 янв.
12 Бухарин С.Н., Глушков А.Г., Ермолаев И.Д. Указ. соч. С. 471.
3) воздействия на поведение, морально-психологическое и психофизическое состояние людей.
В 90-е годы прошлого столетия аналитики корпорации "Рэнд" ввели термин "стратегическая информационная война", подчеркивая, что информационное противоборство неизбежно приобретает стратегический аспект. Рассматриваемая в стратегическом плане информационная война не требует, как комментируют американские эксперты, обязательного объявления войны. "Умное" применение методов информационной войны может остаться необнаруженным, а в случае обнаружения может быть анонимным. Поэтому делается вывод, что информационная война является текущей деятельностью в мирное, кризисное и военное время. При этом, полагают американские эксперты, стратегическая информационная война мирного и кризисного периодов должна "решительно и скрытно" проводиться и управляться политической властью очень высокого уровня, поскольку не существует ни "легальных", ни "этических" механизмов, чтобы управлять государством — объектом информационной атаки13.
По определению Дж. Алджера (Университет национальной обороны США), «информационная война — это использование потенциала современных информационных технологий с целью поражения или нанесения ущерба жизненно важным объектам противника как в мирное, так и в военное время... Являясь многомерным процессом, содержащим наступательные и оборонительные компоненты, она применима ко всем уровням войны, от конфликта малой интенсивности до конфликта с использованием оружия массового уничтожения... Она имеет общественные и частные "измерения", включая различные степени открытости — от всемирных сетей, поставляющих новости, до тщательно защищенных программ специального доступа... Средства массовой информации являются важным игроком, и никакая программа информационной войны не может позволить игнорировать эту связь между правительством и обществом»14.
В настоящее время выделяются три основных метода ведения информационного противоборства: информационно-управляющее воздействие; информационно-техническое воздействие; информационно-психологическое воздействие.
Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) обеспечивает наиболее активное влияние на население государства-противника. В последнее время многие государства Запада активно используют его в качестве одного из инструментов своей внешней политики, в том числе на территории постсоветского пространства, а также на территории России.
Метод ИПВ включает в себя:
14 А \е\ч Расе оГ \¥аг / Ес1. Ьу К.С МоЫег, Ав. ШскШе, Р.А. \Vilson. Вск1юп, 1995. Р. 18-19.
14 1Ыс1. Р. 55-56.
1) целенаправленное дезинформирование и ориентированное пропагандистское воздействие на индивидуальное и групповое сознание. Целью такого воздействия является манипулирование сознанием и поведением отдельных личностей и конкретных групп людей, как правило, играющих важную роль в формировании общественного мнения, принятии политических решений и т.д.;
2) целенаправленное дезинформирование и ориентированное пропагандистское воздействие на общественное (массовое) сознание населения региона, страны, нации. Цель такого воздействия — изменение стереотипов и сложившихся норм поведения людей, их ценностных ориентиров, "разрыхление" или полное разрушение традиционных нравственно-культурных ценностей и, таким образом, осуществление культурно-идеологической экспансии через привнесение со стороны чуждых "культурных ценностей". Все это должно привести к подрыву национального самосознания и исторической памяти народа;
3) психофизическое информационное воздействие — это скрытное насильственное воздействие на психику человека в целях изменения его обыденного сознания, поведения, здоровья и манипулирования ими.
К средствам реализации ИПВ относятся: средства массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе системы глобального телевещания (типа CNN), глобальные компьютерные сети, традиционные средства коммуникации (почта, телефон, телеграф), специальные средства пропаганды и агитации (плакаты, листовки, видеофильмы, телерадиовещательные и громкоговорящие установки и т.д.). Сюда также можно отнести произведения литературы, искусства, театра, кино, рекламу, которые представляют собой эффективное средство распространения определенных социально-политических и идеологических установок. Например, доминирование американской продукции на мировом культурном пространстве часто позволяет без труда распространять либерально-индивидуалистические принципы, способствующие, с одной стороны, реализации американской доктрины "единоличного лидерства" и "расширения демократии", а с другой — вступающие в конфликт с традиционными национальными ценностями страны и размывающие ее национальную культуру.
Сегодня информационное противоборство проходит этап инсти-туциализации, что способствует его развитию и свидетельствует о значении, придаваемом этому виду борьбы с противником, а также об официальном статусе, приобретаемом этим направлением завоевания информационного господства. Данный процесс воплотился в создании в соответствии с директивой президента США PDD-68 от 30 января 1999 г. новой структуры — International Public Information Group (IPI), предназначенной для профессионального использования разведывательной информации в целях оказания влияния на эмоции, мотивы, поведение иностранных правительств, организаций и
отдельных граждан. К возникновению этого агентства имеет отношение ЦРУ15.
В качестве примеров использования указанных выше методов и средств ИПВ можно привести произошедшие в последние годы в Грузии, на Украине и в Киргизии "цветные" революции. В бывших советских республиках благодаря мощной информационно-идеологической обработке населения была осуществлена смена власти вне рамок конституционно-правового поля практически без применения ярко выраженных актов насилия (за исключением Киргизии, где ситуация в целом вышла из-под контроля "режиссеров" антиконституционных выступлений). Аналогичные попытки имели место в Узбекистане, Азербайджане и Белоруссии, но в конечном итоге оказались безуспешными. Не исключается возможность инициирования подобных акций в других государствах СНГ, в том числе и в России.
Необходимо отметить, что одним из важных средств ИПВ в ходе "цветных" революций, наряду с такими "классическими" средствами, как национальные и зарубежные СМИ, сеть Internet, стали так называемые неправительственные организации (НПО), которые сыграли ключевую роль как в финансировании, организации и проведении массовых беспорядков, так и в информационном обеспечении "цветных" революций в целом. Таким образом, возникает необходимость исследования НПО как отдельного средства информационно-психологического противоборства.
В странах Запада НПО как массовое явление появились в 60-е годы XX в. Это была протестная реакция общества на несправедливые войны, хищническое отношение к природе, попрание прав человека. Благодаря НПО усилилась протестная реакция гражданского общества против американской агрессии во Вьетнаме; экология стала политическим фактором и т.д. Таким образом, игнорировать значение НПО и их общественный вес стало невозможно.
В этих условиях правящие круги западных государств приняли решение поставить НПО под свой контроль. Для финансирования гуманитарных программ общественных организаций были созданы специальные благотворительные фонды, подконтрольные государственным структурам, в том числе спецслужбам. По данным NGOMonitoring (наблюдательный орган за деятельностью НПО), можно составить представление о масштабах государственного участия в финансировании НПО. В отчете этой организации, опубликованном 26 июля 2007 г. в Интернет16, говорится о финансировании французским государством палестинских НПО и других неправительственных организаций, осуществляющих поддержку антиизраильской политики. Также указывается на то, что значительные финансовые средства направляются организациям, осуществляющим антиизраильскую по-
13 Гриняев С. Указ. соч. С. 12.
16 http://www. info-palestine.net/article ,php3 ?id_article=23 26
3 ВМУ, политические науки, № 2
33
литику дискредитации, обвинений в компании бойкота и прекращения инвестирования. Аналогичная практика, согласно МСО-Мош-гопщ, ведется Европейским союзом, Норвегией, Соединенным Королевством, Швецией.
Как средство ведения войн нового информационного типа, НПО были использованы впервые в Польше в 80-е годы прошлого века. Федерация независимых профсоюзов "Солидарность" оказалась реальной единственной силой в стране, способной сместить коммунистический режим. В 2000 г. НПО использовались в Сербии ("Отпор"), в ноябре 2003 г. в Грузии ("Кмара"), в декабре 2004 г. в Украине ("Пора").
Успех "цветных" революций во многом объясняется мощным информационно-психологическим воздействием на население этих государств, которое осуществлялось на всех этапах подготовки, проведения и закрепления итогов "цветных" революций. При этом цели соответствующих мероприятий напрямую зависели от этапа развития ситуации. Так, на этапе подготовки смены власти в каждой из бывших советских республик основной упор делался на дискредитацию ее руководства как внутри страны, так и за ее пределами. В обоих случаях основным обвинением были "многочисленные нарушения демократии" властями. Кроме того, использовались экономические проблемы этих стран и неспособность руководства их решить, а также многочисленные разоблачения коррупции в высших эшелонах власти.
Значительное внимание со стороны НПО было уделено информационному обеспечению непосредственно самих революций. Основной задачей было придание видимости "законности" действиям оппозиции, часто выходившим за рамки конституционного поля. В связи с этим во всех случаях был верно выбран момент — время выборов (в национальный парламент в случае Грузии и Киргизии, президента — в случае Украины). Таким образом, объявив их результаты недействительными, оппозиция и стоящие за ней силы (в первую очередь США) создавали иллюзию "безвластия" и анархии в стране, что должно было оградить антигосударственные силы от обвинений их в мятеже против законной власти. Уже во время подготовки избирательной кампании оппозиция нагнетала истерию в СМИ относительно "планов" властей фальсифицировать итоги выборов, используя "административный ресурс". Кроме того, приглашенные для осуществления контроля за их проведением западные наблюдатели (в первую очередь со стороны ОБСЕ) фактически подтверждали обвинения со стороны оппозиции, отмечая "значительные нарушения". Таким образом, у "обманутого" народа не оставалось другого выхода, кроме как выйти на улицы.
Другой важной задачей оппозиции в ходе "цветных" революций было создание имиджа "революции с человеческим лицом". Несомненно, при этом использовался и польский, и югославский опыт. Основной упор делался на создание видимости "широкой поддержки
масс" (привлечение в столицу своих сторонников из регионов страны и негласная выдача им денежных "вознаграждений" из средств НПО, финансировавших оппозицию), на подчеркнутое отсутствие насилия со стороны оппозиционных сил (например, театрализованная раздача роз в Тбилиси во время "цветной" революции, вследствие чего грузинские события и получили название "розовая революция"), на превращение происходящих событий в яркое шоу (грандиозный концерт в Киеве на Майдане во время "оранжевой революции") и т.д. Все это послужило основой для обретения оппозицией и ее сторонниками положительного образа "борцов за демократию" в глазах мирового сообщества.
Для закрепления своей победы бывшая оппозиция в первую очередь заявила о своей "приверженности демократии" и о намерении опираться на западные ценности во внутренней и внешней политике, а главное — всячески противодействовать "имперским стремлениям Кремля". Эти заявления в основном использовались для достижения благосклонного отношения к новой власти со стороны Запада.
Финансирование НПО зарубежными фондами предполагает целенаправленное расходование средств и отчет НПО о своей деятельности. Интересно, что в США Белый дом с конца августа 2007 г. попытался ввести новые ограничения на деятельность американских НПО, предусматривающие жесткий контроль над распределением грантов, выделяемых государственной структурой иБАГО. В рамках данной программы, названной "Система проверки партнеров", планируется собрать подробные сведения о функционерах НПО, запрашивающих помощь у иБАГО. Эти сведения будут обрабатываться различными органами, в том числе разведывательными и правоохранительными, в интересах национальной безопасности США. Последствия введения этих ограничений чреваты тем, что основная часть грантов не окажется у организаций, осуществляющих гуманитарные миссии и выполняющих просветительские программы, а будет использоваться дочерними структурами американской администрации, выполняющими по ее указанию задачи, в том числе и по дестабилизации неугодных политических режимов17.
Таким образом, НПО активно используются в качестве основной "движущей силы" так называемых "цветных" революций, происходящих в контексте глобального информационного противоборства. Способствуя их проведению, Запад создает вдоль границ России своеобразную "буферную зону" из лояльных режимов.
17 См.: Смирнов Н. "Партнерский контроль" по-американски // Независимая газета (http://www.ng.ru/ world/ 2007-09-06/9_control.htlm).