Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО СЕСТРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО СЕСТРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / NURSING / МЕДСЕСТРА / NURSE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОГРАММА / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каспрук Л.И.

Исследованы особенности развития последипломного сестринского медицинского образования в Оренбуржье в конце XX - начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF POSTGRADUATE NURSING EDUCATION IN THE ORENBURG REGION

The author has studied the historical features of development of postgraduate nursing education in the Orenburg Region in the late 20th and early 21st centuries.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО СЕСТРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

© Л.И. Каспрук, 2018

_

АНАЛИЗ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО СЕСТРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.И. Каспрук, докт. мед. наук, проф. Оренбургский государственный медицинский университет Российская Федерация, 460018, Оренбург, Советская ул., д. 6 E-mail: kaspruk61@yandex.ru

Исследованы особенности развития последипломного сестринского медицинского образования в Оренбуржье в конце XX - начале XXI века.

Ключевые слова: сестринское дело, медсестра, образование, программа.

Для цитирования: Каспрук Л.И. Историко-медицинс-кий анализ последипломного сестринского медицинского образования в Оренбургской области. Медицинская сестра. 2018; 20 (2): 47-50. БОТ: 10.29296/25879979-2018-02-09.

Совершенствование системы повышения квалификации специалистов среднего медицинского звена (СМЗ) в рассматриваемый период регламентируется следующими документами: приказом Министерства здравоохранения СССР №418 от 13.07.89 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные знания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью»; Постановлением Правительства РФ №770 от 20.07.95 «О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров»; Постановлением Правительства РФ «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ» №1387 от 05.11.97; приказом Минздрава РФ №186 от 05.06.98 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» с изменениями от 04.04.03, 26.05.03, 05.08.03 [1-5].

В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.» №1663-р от 17.11.08 указано на необходимость модернизации системы профессионального образования медицинских работников, обеспечивающей освоение ими новых современных медицинских технологий [6-8].

В Оренбургской области в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) средний медицинский и фармацевтический персонал повышает квалификацию по 26 специальностям (табл. 1).

По некоторым из указанных циклов имеются специализации - «Сестринское дело во фтизиатрии», «Сестринская социальная помощь», «Сестринское дело в психиатрии», «Сестринское дело в наркологии», «Трансфузиология», «Радиоизотопная диагностика», «Сестринская помощь больным с кожными и венерическими заболеваниями» и др. продолжительностью 216 ч, по «Сестринской косметологии» - 288 ч. Специальность «Сестринское дело» включает в себя 30 тематических циклов (табл. 2).

В цикле «Первичная медико-профилактическая помощь населению» предусмотрена должность участковой медсестры поликлиник и цеховых врачебных участков. Срок обучения - всего 144 ч, в том числе 72 ч (50%) теории и 72 ч (50%) - практики.

В цикле «Первичная медико-профилактическая помощь населению» (усовершенствование) по дисциплинам «Сестринский процесс в терапии», «Сестринский процесс в хирургии и травматологии» на практику отводится времени больше, чем на теорию (соответственно на 4,1 и 1,3%), на практику по неотложной помощи и сестринскому процессу при инфекциях - меньше, чем на теорию (соответственно на 6,9 и 2,8%).

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) населению с использованием модели общеврачебной медицинской практики требует от системы охраны здоровья наличия специально подготовленного среднего медицинского персонала. Усовершенствование медсестер по циклу «Первичная медико-профилактическая помощь населению» проводится в Оренбургской области с 1996 г. Приказом Минздрава РФ №186 от 5.06.98 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования системы ДПО, в который внесены специальности «Общая практика» и «Семейное сестринское дело», наименование должностей соответственно - «медсестра общей практики» и «семейная медсестра». В соответствии с программой «Общая практика», специализация «Семейное сестринское дело», для медсестер, врача

АЗОВА1

Е : ПР©1ЛЕ1

Таблица 1

Последипломное образование специалистов среднего медицинского звена в Оренбургской области

Специальность Усовершенствование Специализация

Организация сестринского дела + +

Лечебное дело + +

Акушерское дело + -

Стоматология + -

Стоматология ортопедическая + -

Эпидемиология + -

Дезинфекционное дело + -

Гигиеническое воспитание + +

Лабораторная диагностика + -

Гистология + -

Лабораторное дело + -

Фармация + -

Сестринское дело + +

Сестринское дело в педиатрии + +

Операционное дело + +

Анестезиология и реаниматология + +

Общая практика + +

Рентгенология + +

Функциональная диагностика + +

Физиотерапия + +

Медицинский массаж + +

Лечебная физкультура + +

Диетология + +

Медицинская статистика + +

Судебно-медицинская экспертиза - +

общей практики (ВОП) (семейного врача) (23.06.06 №3252) в области начата дополнительная подготовка по специальности «Общая практика» (выдается сертификат «Общая практика»). Предусмотрена также тематика цикла «ПМСП взрослому населению» (усовершенствование) - 144 ч.

В цикле «ПМСП взрослому населению» (усовершенствование) на теоретических занятиях изучаются основные направления сестринского дела в РФ, организация ПМСП, программное компьютерное обеспечение в ПМСП, правовые основы деятельности, клиническая фармакология и др. В учебном плане «ПМСП взрослому населению» на теорию отводится 80 ч (55,6%), на практику - 64 ч (44,4%).

Практическая часть цикла «ПМСП взрослому населению» усовершенствования медсестер общей практики включает в себя: изучение особенностей сестринского процесса при различных заболева-

ниях - 58 ч (40,3%); принципы оказания неотложной помощи - 4 ч (2,8%); инфекционную безопасность, инфекционный контроль, методы профилактики внутрибольничной инфекции - 2 ч (1,4%).

В учебном плане «Семейное сестринское дело» (специализация) на теорию приходится 138 ч (47,9%), на практику - 150 ч (52,1%). На практику в цикле «Семейное сестринское дело» (специализация) выделено на 12 ч (4,2%) больше, чем на теорию.

Цикл «Семейное сестринское дело» (специализация) содержит 25 модулей, из которых большая часть приходится на сестринскую помощь (СП) при различных заболеваниях. К ним отнесены СП детям, «СП при заболеваниях внутренних органов», «СП при инфекционных заболеваниях», «СП при хирургических заболеваниях и травмах», «СП при онкологических заболеваниях». В модули включены также: «СП женщинам»; «СП при заболеваниях кожи и заболеваниях, передающихся половым путем»; «СП при заболеваниях уха, горла, носа»; «СП в профилактике и лечении заболеваний глаз»; «СП при неврологической патологии»; «СП в сохранении и восстановлении психического здоровья»; «СП пациентам пожилого и старческого возраста»; «СП семье при заболеваниях зубов».

На модуль «СП при заболеваниях внутренних органов» отведено максимальное количество времени (40 ч). Изучаются темы: факторы риска развития заболеваний органов дыхания и аллергических заболеваний; факторы риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы; факторы риска развития заболеваний органов пищеварения и почек; особенности сестринского процесса при заболеваниях эндокринной системы; особенности сестринского процесса при заболеваниях крови и суставов.

На модуль «СП детям» выделено 24 ч. Изучаемые темы: деятельность медсестры общей практики при работе с беременной женщиной и ее семьей; деятельность семейной медсестры при работе с семьями, имеющими детей. Модуль «СП при хирургических заболеваниях и травмах» рассчитан на 16 ч. Модуль «СП при инфекционных заболеваниях» включает в себя темы: меры борьбы и профилактики инфекционных заболеваний и ВИЧ-инфекция и мероприятия по профилактике ВИЧ (всего 16 ч).

На модуль «СП женщинам» отведено 12 ч. Тематика: факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщин, медико-биологические и социальные факторы, влияющие на рождаемость; вопросы деятельности медсестры по сохранению и улучшению репродуктивного здоровья. Запланированы вопросы работы с беременными,

¡аыАшюишнма—ыоаш

работы с женщинами в послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях и др. На теорию отведено 84 ч, на практику - 106 ч; соотношение -1:1,3. Имеются новые модули - «Профессия и здоровье», «Психология семейных отношений» и др.

По специальности «Лечебное дело» проводится 5 тематических циклов. В настоящее время в Оренбургской области в системе ДПО по специальности «Лечебное дело» подготовка по циклам «Медицина общей практики» и «Семейная медицина» не проводится ввиду отсутствия учебных планов и заявок со стороны лечебно-профилактических учреждений, хотя приказом Минздрава РФ №186 от 05.06.98 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» эти циклы входят в перечень циклов по специальности «Лечебное дело».

В структуру ПМСП введены фельдшерско-акушерские пункты - ФАП (заседание Минздрава РФ и Федерального фонда социального страхования от 15.01.06). Повышение квалификации фельдшеров ФАП предусмотрено циклом «Охрана здоровья сельского населения». Общее число учебных часов -288, на теорию приходится 158 ч (54,9%), на практику - 130 ч (45,1%). Теоретическая нагрузка превышает практическую на 9,8%.

При изучении внутренних болезней и акушерства и гинекологии число часов, отведенных на практику больше, чем на теорию (соответственно на 1,4 и 0,7%). Практики меньше, чем теории, по дисциплинам: «Хирургия с травматологией» - на 2,1%, «Инфекционные болезни» - на 2,7%, «Педиатрия» - на 0,8%, «Медицина катастроф» -1,4%.

Специальность «Акушерское дело» предусматривает следующие должности: акушерка роддомов, отделений и женских консультаций, акушерка ФАП, здравпунктов, смотровых кабинетов. По специальности «Акушерское дело» повышение квалификации осуществляется в рамках 2 тематических циклов.

Акушерки ФАП, здравпунктов, смотровых кабинетов проходят повышение квалификации на цикле «Охрана здоровья женщин» (усовершенствование). Всего на цикл отведено 144 ч, в том числе 76 ч (52,8%) - на теоретическое обучение, 68 ч (47,2%) - на практическое, т.е. на практику отведено времени меньше, чем на теорию, на 5,6%. При этом в учебном плане цикла «Охрана здоровья женщин» на практическое обучение акушерству приходится больше времени, чем на теоретическое, в 2,3 раза. В гинекологии, онкологии, неонатологии и инфекционной безопасности практическое и теоретическое обучение представлено одинаково. В соответствии

Таблица 2

Тематические циклы последипломного образования по специальности «Сестринское дело»

Циклы Число часов

Специализация Усовершенствование

Первичная медико-профилактическая помощь - 144

Сестринское дело в терапии - 144

Сестринское дело в гастроэнтерологии - 144

Сестринское дело в кардиологии - 144

Сестринское дело в эндокринологии - 144

Сестринское дело в пульмонологии - 144

Сестринская косметология 288 144

Сестринское дело при инфекциях - 144

Сестринское дело в аллергологии - 144

Сестринское дело во фтизиатрии 216 144

Сестринское дело в психиатрии 216 144

Сестринская социальная помощь 216 144

Социальная помощь психическим больным Социальная помощь лицам пожилого и старческого возраста - 14 14

Сестринское дело в наркологии 216 144

Сестринское дело в неврологии - 144

Сестринское дело в хирургии. - 144

Сестринское дело в травматологии - 144

Сестринское дело в урологии - 144

Гемодиализ - 144

Трансфузиология 216 144

Сестринская помощь онкологическим больным - 14

Радиоизотопная диагностика, лучевая терапия 216 144

Сестринская помощь гинекологическим больным - 14

Ультразвуковая диагностика - 144

Сестринская помощь больным с кожн. и венерическими заболеваниями 216 144

Сестринское дело в оториноларингологии - 14

Сестринское дело в стоматологии - 144

Сестринское дело в офтальмологии 216 144

Сестринское дело в курортологии - 144

Приказом МЗ СССР №900 от 26.09.78 при отсутствии на ФАП ставки патронажной сестры наблюдение за детьми возлагается на акушерку. Если акушерки ФАП не являются заведующими ФАП, они обучаются на акушерском цикле «Охрана здоровья женщины». В этом цикле на педиатрию отведено 16 ч (исключительно - на не-онатологию). Изменить ситуацию может обучение акушерок на циклах «Охрана здоровья

Таблица 3

Специальность Тематика циклов Наименование должностей

Лечебное дело Охрана здоровья сельского населения Фельдшер ФАП, СУБ, СВА

Акушерское дело Охрана здоровья женщин Акушерка ФАП, здравпунктов, смотровых кабинетов

Сестринское дело Первичная медико-профилактическая помощь населению Участковая медсестра поликлиник и цеховых врачебных участков

Общая практика Сестринское семейное дело (специализация) Медсестра ВОП

ПСМП взрослому населению (усовершенствование)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

женщины» и «Первичная медико-санитарная помощь детям». Материальные затраты на обучение компенсируются повышением качества обслуживания детей.

По специальности «Сестринское дело в педиатрии» в Оренбургской области проводится 9 тематических циклов. Наименование должностей: медсестра палат и отделений новорожденных, детских соматических отделений, эндокринологических отделений и кабинетов, хирургических отделений, аллергологических отделений и кабинетов (это -медсестры детских оториноларингологических кабинетов и отделений, офтальмологических кабинетов, медсестры (участковые) педиатрических участков, медсестры яслей, садов, домов ребенка, общеобразовательных школ, школ-интернатов и др.). Категория слушателей цикла «ПМСП детям» -медсестры (участковые) педиатрических участков. Всего на цикл отведено 144 ч, на практику - 64 ч (44,4%), на теорию - 80 ч (55,6%). В цикле «ПМСП детям» превалирует теоретическое обучение (на 11,2% больше часов, чем отведено на практику). По теме «Профилактическая помощь здоровым детям в поликлинике» на практику отведено времени больше (на 1,4%), чем на теорию. По всем остальным темам на практическое обучение времени отводится меньше на 1,4-6,9%.

Систему ПМСП с общеврачебной медицинской практикой в Оренбургской области обеспечивают следующие специальности: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» (табл.

3).

При анализе учебных планов и программ повышения квалификации работников СМЗ ПМСП с общеврачебной практикой выявлено, что по тематическим циклам «ПМСП взрослому населению», «Охрана здоровья сельского населения», «Охрана здоровья женщин», «ПМСП детям» на теоретическое обучение выделено больше времени, чем на практическое. По специальности «Общая практика», специализация «Семейное сестринское дело» число часов, выделенных на практику, больше времени, выделенного на теорию, на 4,2%.

Таким образом, историко-медицинский анализ последипломного сестринского медицинского образования на примере Оренбургской области в конце XX - начале XXI века показал, что повышение квалификации проводилось по 26 специальностям, 84 циклам. По специальности «Сестринское дело» имелось 30 тематических циклов. Последипломная подготовка специалистов СМЗ для ПМСП с первоврачебной практикой в регионе осуществлялась по специальностям: «Сестринское дело - первичная медико-профилактическая помощь населению»; «Сестринское дело в педиатрии - ПМСП детям»; «Общая практика -ПМСП взрослому населению», специализация «Семейное сестринское дело»; «Лечебное дело - охрана здоровья сельского населения», «Акушерское дело - охрана здоровья женщин».

В учебных планах повышения квалификации сестринского персонала на теорию выделялось больше времени, чем на практику, в среднем на 4,8%. По предмету «Неотложная помощь» на всех циклах на теорию отводится времени больше, чем на практику. По специальности «Лечебное дело» не проводились тематические циклы «Медицина общей практики» и «Семейная медицина» ввиду отсутствия заявок со стороны медицинских учреждений, а также - программ переподготовки.

При последипломной подготовке акушерок в случае отсутствия на ФАП патронажной медсестры ее функция возлагалась на акушерку, а при обучении только на цикле «Охрана здоровья женщин» подготовка по педиатрии была недостаточна (на педиатрию отводилось лишь 16 ч неонатологии), поэтому обучение акушерок проводится на 2 циклах: «Охрана здоровья женщины» и «ПМСП детям». Это - дополнительные материальные затраты, но они должны компенсироваться повышением качества обслуживания детей.

Проблемы методического и технологического обеспечения процедур оценки качества последипломного образования в Оренбургской области были связаны в рассматриваемый период с отсутствием образовательных стандартов в сфере переподготовки и повышения квалификации специа-

ЕСШРА

Ц|

СТО Р

листов и невозможностью стандартизации реализуемых программ обучения. Отсутствовал объективный контроль качества предоставления образовательных услуг (применялись критерии, разработанные для учреждений по додипломной подготовке средних медицинских кадров).

Литература

1. Денисов И.Н., Мелешко В.П. Медицинские кадры России. Пробл. соц. гигиены и история медицины. 1996; 2: 30-3.

2. Двойников С.И. Состояние и основные пути развития среднего медицинского и фармацевтического образования в России. Главная медицинская сестра. 2009; 6: 21-2.

3. Двойников С.И. Состояние сестринского дела в России: перспективы развития. Главная медицинская сестра. 2009; 1: 9-16.

4. Лебедева И.В., Каспрук Л.И. Модернизация сестринского медицинского образования в условиях реструктуризации здравоохранения России. И.В. Лебедева, Л.И. Каспрук. Оренбург: изд-во ОрГМА, 2011; 232.

5. Каспрук Л.И. Состояние и перспективы развития кадрового рынка при оказании первичной медико-сани-

тарной помощи населению в Оренбургской области. Земский врач. М., 2015; 4 60-2.

6. Слепушенко И.О. Основные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием в условиях реализации национального проекта в сфере здравоохранения. Главная медицинская сестра. 2006; 9: 139-44.

7. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2003; 320.

8. Касимовская Н.А., Ефремова В.Е. Организация сестринской службы: учебник, 2015._

ANALYSIS OF POSTGRADUATE NURSING EDUCATION IN THE ORENBURG REGION Prof. L.I. Kaspruk, MD Orenburg State Medical University The author has studied the historical features of development of postgraduate nursing education in the Orenburg Region in the late 20th and early 21st centuries.

Key words: nursing, nurse, education, program. For citation: Kaspruk L.I. Analysis of postgraduate nursing education in the Orenburg Region. Meditsinskaya sestra, 2018, 2(20): 47-51 (In Russian). DOI: 10.29296/25879979-2018-02-09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.