Научная статья на тему 'Анализ портрета выпускника СПО на рынке труда глазами работодателя'

Анализ портрета выпускника СПО на рынке труда глазами работодателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / запрос работодателя / выпускник колледжа / профессиональное образование / модель выпускника / профессиональная мотивация / самоопределение / бизнес-подготовка / цифровая экономика / labor market / employer’s request / college graduate / vocational education / graduate model / professional motivation / self-determination / business training / digital economy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Елена Валерьевна, Перевозова Ольга Владимировна

В статье обоснована актуальность исследования, обусловленная преобразованиями экономики и рынка труда, а также кадровой динамикой региона и запросами работодателей реального сектора бизнеса. Во введении представлена статистика интереса региональных органов власти к среднему специальному образованию и профессиональной траектории выпускников, заявлена цель исследования (провести анализ наиболее востребованных качеств выпускников в сфере индустрии питания и ресторанного бизнеса, формирующих их профессиональный портрет на рынке труда) и сформулирована задача. В качестве объекта исследования в статье выступают студенты выпускных курсов ГБПОУ «ЧГКИПиТ», а компетенции, определяющие их профессиональный портрет на рынке труда, обозначены как предмет исследования. Научная и практическая значимость заключается в интеграции современных условий экономики с особенностями образовательной среды ГБПОУ «ЧГКИПиТ», формируемой в ходе взаимодействия с партнерами реального бизнеса в рамках мероприятий на базе региональной инновационной площадки. В разделе материалов и методов статьи представлена эмпирическая база, описаны основные подходы в педагогике к пониманию социального и профессионального портрета выпускника, а также научные идеи и положения ученых в области педагогики и экономики, обоснован выбор метода прямого опроса с элементами глубинного интервью для получения и обработки результатов. В качестве основных результатов исследования представлена обработка ответов работодателей, полученных в ходе опроса, проведен анализ опыта взаимодействия ГБПОУ «ЧГКИПиТ» в рамках инновационного проекта по бизнес-ориентирующей подготовке, гарантирующего профессиональный успех и устойчивые конкурентные преимущества студентов в сфере питания и ресторанного бизнеса. Показаны наиболее востребованные конкурентные компетенции, ожидаемые работодателями, и выявлена связь интересов в системе «работодатель — ПОО — выпускник».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берсенева Елена Валерьевна, Перевозова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the portrait of a SVE graduate in the labor market through the eyes of an employer

The article substantiates the relevance of the study, due to the transformations of the economy and the labor market, as well as the personnel dynamics of the region and the demands of employers in the real business sector. The introduction presents statistics on the interest of regional authorities in secondary vocational education and the professional trajectory of graduates, states the purpose of the study (to analyze the most popular qualities of graduates in the food industry and restaurant business that shape their professional profile in the labor market), and formulates the task. The object of the study in the article is the final-year students of the Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade (CSCFIT), and the competencies that determine their professional profile in the labor market are designated as the subject of the study. The scientific and practical significance lies in the integration of modern economic conditions with the specific features of the educational environment of the CSCFIT, formed in the course of interaction with real business partners within the framework of events based on the regional innovation platform. The materials and methods section of the article presents the empirical base, describes the main approaches in pedagogy to understanding the social and professional profile of a graduate, as well as scientific ideas and positions of scientists in the field of pedagogy and economics, substantiates the choice of the direct survey method with elements of in-depth interviews to obtain and process the results. The main results of the study include the processing of employers’ responses received during the survey, an analysis of the experience of interaction of CSCFIT within the framework of an innovative project on business-oriented training, guaranteeing professional success and sustainable competitive advantages of students in the field of food and restaurant business. The most popular competitive competencies expected by employers are shown, and the connection of interests in the “employer — VEO — graduate” system is identified.

Текст научной работы на тему «Анализ портрета выпускника СПО на рынке труда глазами работодателя»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

VET Quality and Labour Market

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 60-69. ISSN 2304-2818

Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):60-69. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.5

АНАЛИЗ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА СПО НА РЫНКЕ ТРУДА ГЛАЗАМИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Елена Валерьевна Берсенева1, bersenevaev@chgkipit.ru

Ольга Владимировна Перевозова2М, o-v-perevozova@mail.ru, ORCID 0000-0002-1593-1727

1 Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли, Челябинск, Россия

2 Уральский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье обоснована актуальность исследования, обусловленная преобразованиями экономики и рынка труда, а также кадровой динамикой региона и запросами работодателей реального сектора бизнеса. Во введении представлена статистика интереса региональных органов власти к среднему специальному образованию и профессиональной траектории выпускников, заявлена цель исследования (провести анализ наиболее востребованных качеств выпускников в сфере индустрии питания и ресторанного бизнеса, формирующих их профессиональный портрет на рынке труда) и сформулирована задача. В качестве объекта исследования в статье выступают студенты выпускных курсов ГБПОУ «ЧГКИПиТ», а компетенции, определяющие их профессиональный портрет на рынке труда, обозначены как предмет исследования. Научная и практическая значимость заключается в интеграции современных условий экономики с особенностями образовательной среды ГБПОУ «ЧГКИПиТ», формируемой в ходе взаимодействия с партнерами реального бизнеса в рамках мероприятий на базе региональной инновационной площадки.

В разделе материалов и методов статьи представлена эмпирическая база, описаны основные подходы в педагогике к пониманию социального и профессионального портрета выпускника, а также научные идеи и положения ученых в области педагогики и экономики, обоснован выбор метода прямого опроса с элементами глубинного интервью для получения и обработки результатов. В качестве основных результатов исследования представлена обработка ответов работодателей, полученных в ходе опроса, проведен анализ опыта взаимодействия ГБПОУ «ЧГКИПиТ» в рамках инновационного проекта по бизнес-ориентирующей подготовке, гарантирующего профессиональный успех и устойчивые конкурентные преимущества студентов в сфере питания и ресторанного бизнеса. Показаны наиболее востребованные конкурентные компетенции, ожидаемые работодателями, и выявлена связь интересов в системе «работодатель — пОо — выпускник».

Ключевые слова: рынок труда, запрос работодателя, выпускник колледжа, профессиональное образование, модель выпускника, профессиональная мотивация, самоопределение, бизнес-подготовка, цифровая экономика

© Берсенева Е. В., Перевозова О. В., 2024

Для цитирования: Берсенева Е. В., Перевозова О. В. Анализ портрета выпускника СПО на рынке труда глазами работодателя // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 60-69.

Original article

ANALYSIS OF THE PORTRAIT OF A SVE GRADUATE IN THE LABOR MARKET

THROUGH THE EYES OF AN EMPLOYER

Elena V. Berseneva1, bersenevaev@chgkipit.ru

Olga V. Perevozova2, o-v-perevozova@mail.ru, ORCID 0000-0002-1593-1727

1 Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade, Chelyabinsk, Russia

2 Ural Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article substantiates the relevance of the study, due to the transformations of the economy and the labor market, as well as the personnel dynamics of the region and the demands of employers in the real business sector. The introduction presents statistics on the interest of regional authorities in secondary vocational education and the professional trajectory of graduates, states the purpose of the study (to analyze the most popular qualities of graduates in the food industry and restaurant business that shape their professional profile in the labor market), and formulates the task. The object of the study in the article is the final-year students of the Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade (CSCFIT), and the competencies that determine their professional profile in the labor market are designated as the subject of the study. The scientific and practical significance lies in the integration of modern economic conditions with the specific features of the educational environment of the CSCFIT, formed in the course of interaction with real business partners within the framework of events based on the regional innovation platform. The materials and methods section of the article presents the empirical base, describes the main approaches in pedagogy to understanding the social and professional profile of a graduate, as well as scientific ideas and positions of scientists in the field of pedagogy and economics, substantiates the choice of the direct survey method with elements of in-depth interviews to obtain and process the results. The main results of the study include the processing of employers' responses received during the survey, an analysis of the experience of interaction of CSCFIT within the framework of an innovative project on business-oriented training, guaranteeing professional success and sustainable competitive advantages of students in the field of food and restaurant business. The most popular competitive competencies expected by employers are shown, and the connection of interests in the "employer — VEO — graduate" system is identified.

Keywords: labor market, employer's request, college graduate, vocational education, graduate model, professional motivation, self-determination, business training, digital economy

For citation: Berseneva E. V., Perevozova O. V. Analysis of the portrait of a SVE graduate in the labor market through the eyes of an employer. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):60-69.(In Russ.).

Введение

В условиях динамических преобразований и цифровизации экономики региональный рынок труда во многом предопределяет социально-экономическое развитие территории. Его сбалансированность напрямую воздействует не только на формирование экономического потенциала субъекта, но и на кадровые ресурсы, в частности, на интересы и потребности работодателей. В контексте кадровой динамики региона выпускники образовательных организаций существенно влияют на появление новых подходов и ориентиров к компетенциям молодежи. Особенно возрастает интерес к выпускникам СПО.

Актуальность исследования обусловлена развитием интереса региона к выпускникам из системы среднего профессионального образования. В августе 2023 г вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт давала подробное интервью Первому областному каналу об итогах завершения приемной кампании, отметив, что вузы объявляли дополнительный набор, не справившись с поставленными целями, в то время как «учреждения среднего профобразования набрали нужное количество абитуриентов, включая 500 дополнительных мест от областного бюджета» (https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/ v-chelyaЫnskoy-oЫasti-v-koПedzЫ-i-tekhшkumy-

postupili-bolee-25-tysyach-chelovek/). Такую ситуацию региональное правительство назвало оптимистичной и еще раз подтвердило высокий уровень развития СПО в Челябинской области. В подтверждение тому можно назвать динамику поступлений за 2021-2023 гг., когда девятиклассников в регионе стало больше: если в сентябре 2021 г. их было тридцать пять тысяч человек, то в сентябре 2022 г. — уже тридцать восемь тысяч человек, в 2023 г. также был отмечен прирост показателей.

Большой интерес у ребят вызвали специальности по федеральному проекту «Профессиона-литет», суть которого заключается в том, что работодатель улучшает материально-техническую базу организации СПО и ориентирует студентов на практику на своем же производстве (Ы^:// www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/v-chelyabinskoy-oЫasti-v-koПedzЫ-i-tekhшkumy-postupШ-bolee-25-tysyach-chelovek/). После завершения обучения молодому специалисту гарантируют трудоустройство в хорошем месте. Такую тенденцию к укреплению связей между СПО и работодателями поддерживает губернатор Челябинской области Алексей Текслер, который объявил, что в регионе значительно выросла доля школьников, предпочитающих получить профессию уже после девятого класса (порядка 60 % обучающихся). Губернатор считает такой проект перспективным, а Челябинская область является лидером этого проекта: в регионе работают 12 центров обучения по основным профессиям, наиболее востребованным в новых условиях экономики. В 2023 г. на Южном Урале был поставлен рекорд по трудоустройству выпускников СПО: порядка 98 % из них нашли работу после обучения, а еще 70 % трудятся по специальности уже с III курса.

Все вышеперечисленные аргументы позволили провести анализ образовательной среды в ГБПОУ «ЧГКИПиТ» в контексте проектов по бизнес-ориентирующей подготовке с целью выявить особенности формирования портрета выпускника и его дальнейшей траектории в сфере индустрии питания и ресторанного бизнеса в новых условиях экономики.

Основанием для проведения исследования стало завершение инновационного проекта — региональной инновационной площадки по бизнес-ориентирующей подготовке. В течение трех лет реализации данного проекта ГБПОУ «ЧГКИПиТ» осуществляло взаимодействие с представителями реального сектора бизнеса, в результате чего у него была возможность проводить беседы и прямые опросы работода-

телей, отслеживая динамику их запросов и выбор приоритетных компетенций.

Опираясь на изложенные аргументы, мы сформулировали цель исследования: провести анализ наиболее востребованных качеств выпускников в сфере индустрии питания и ресторанного бизнеса, формирующих их профессиональный портрет на рынке труда, с учетом контекста бизнеса и ожиданий работодателей. Задача исследования заключалась в сборе и обобщении аналитической информации, полученной в ходе взаимодействия с работодателями в рамках мероприятий на базе региональной инновационной площадки. Объектом исследования стали студенты выпускных курсов ГБПОУ «ЧГКИПиТ», предметом исследования — компетенции, определяющие их профессиональный портрет на рынке труда и обеспечивающие интересы и потребности работодателей.

Научная новизна исследования заключается в интеграции современных условий экономики с особенностями образовательной среды колледжа, формируемой в ходе взаимодействия с партнерами реального бизнеса в рамках мероприятий на базе региональной инновационной площадки и обеспечивающей необходимый уровень профессиональных качеств выпускников, гарантирующий востребованность со стороны работодателей.

Научно-теоретическая значимость заключается в том, что проведен системный анализ востребованности навыков и профессий выпускников СПО на рынке труда, выявлены подходы в педагогике, способствующие определению целевого портрета выпускников с учетом их социальных и духовных характеристик, а также представлен обзор путей формирования профессиональной мотивации студентов организаций среднего профессионального образования с учетом их личных интересов и запросов работодателей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный материал может быть использован другими профессиональными образовательными организациями в качестве педагогических и стратегических ориентиров при подготовке студентов в сфере индустрии питания и ресторанного бизнеса.

В качестве правовой и нормативной базы исследования послужила ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 01.05.2024, согласно положениям которой «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессиональ-

ного развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».

Теоретической базой исследования послужили научные и методические разработки, посвященные вопросам развития конкурентных качеств выпускников и моделирования их карьерного развития.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения вопроса. В качестве основных методов были использованы метод статистического анализа и метод прямого опроса работодателей с элементами глубинного интервью. Эмпирическую базу для сбора и анализа материала представляли ответы работодателей — постоянных партнеров ГБПОУ «ЧГКИПиТ», таких как: руководство ООО «Ресторан Виктория», ООО «Смо-линоПарк», ООО «Высший вкус», ООО «Уральская фабрика мяса», ООО Ресторан «Мелиот», ООО «Бар-сервис», ГК «Уральские кондитеры», МПК «Ромкор», ООО «Оливер», ООО «Конгресс-отель „Малахит"» и др.

Основными материалами для понимания глубины вопроса и всестороннего анализа проблемы стали труды исследователей в области педагогики, психологии, социологии, экономики и менеджмента.

Так, в работах по экономике знаний и современным практикам педагогического менеджмента можно найти исследования О. В. Забелиной, А. В. Майоровой, Е. А. Матвеевой, где четко прописаны особенности трансформации востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации экономики, показаны социально-экономические факторы воздействия на приоритетность в выборе профессий, описаны возможности выпускников в контексте стратегических изменений в системе СПО [1].

По мнению Л. А. Лазаревой, понять портрет выпускника СПО возможно через вовлечение студентов в активную предпринимательскую деятельность в ходе проведения специализированных занятий, так как сформировать реальные качества успешного специалиста можно только в учебной и тренировочной среде, где у студентов появляется возможность самостоятельно оценить свои способности и выявить сильные и слабые стороны своей личности [2]. Такой са-

моанализ, считает Л. А. Лазарева, способствует формированию у студентов адекватной оценки своих способностей в условиях реального рынка труда.

Существует ряд педагогических исследований, в которых особое внимание уделяется связи между эффективностью образовательного процесса и контекстом меняющихся требований и условий на рынке труда, которым должны следовать и отвечать современные образовательные технологии [3].

Особое внимание на социологический портрет современных выпускников сегодня обращено в психолого-социологических исследованиях. Например, в работах Н. В. Бородиной и соавторов можно найти описание особенностей социологического портрета студентов, обучающихся по наиболее востребованным и перспективным специальностям среднего профессионального образования [4]. Авторы отмечают, что рейтинг и престиж профессии не только воздействуют на социальную активность выпускников, но и определяют их карьерную поведенческую активность. В трудах И. И. Укра-инцевой, С. С. Новиковой и И. А. Мушкиной сказано, что социальный портрет студентов СПО начинает формироваться с момента их абитуриентской активности. Исследователи показывают, как ценностные ориентации определяют выбор профессии и усиливают профессиональную мотивацию [5].

Идею социального и духовно-нравственного определения в профессии развивают в своих работах А. Р. Дзиов, Ю. Ю. Сысоева [6; 7]. Авторы считают, что профессиональный портрет выпускника не может быть полным без учета личностных характеристик. Также за комплексность подходов в изучении социального портрета выпускников выступают Л. В. Тарасенко, Ю. С. Панфилова и др., они предлагают теоретико-методологические основы анализа портрета студента в условиях модернизации современного образования, при этом основной акцент смещают на педагогические технологии и их адаптивность к запросу бизнеса [8].

Были рассмотрены исследования в области психологии, развивающие идеи о профессиональной мотивации студентов СПО. Так, в работах О. В. Ведуты, М. С. Романова, М. В. Тарасен-ко и др. показаны психологические особенности формирования профессиональной мотивации студентов организаций среднего профессионального образования через их самоопределение и готовность к осознанному принятию решений в выборе карьерной траектории [9; 10].

Ряд исследователей считают, что понять социальный портрет выпускника и его профессиональную зрелость невозможно без корреляции с ожиданиями работодателей и учета современных экономических реалий, поэтому мнение работодателя является ключевым индикатором удовлетворенности качеством подготовки выпускников [11]. В трудах А. Б. Яшкова можно найти утверждение, что образование не всегда «попадает в экономическую реальность», а И. В. Молочкова, Т. В. Ефимова и др. указывают на прямую связь между качеством подготовки выпускников и их успешностью на рынке труда [12].

В исследованиях часто можно найти упоминания о необходимости некой модели выпускника и ее компетентностной наполненности. Дискуссионным является утверждение Н. В. Ананьиной о том, что модель выпускника не должна соответствовать только требованиям ФГОС, который существенно сужает качества портрета успешных выпускников нового поколения; следовательно, его требования должны быть дополнены требованиями профессиональных стандартов и неким топ-листом от работодателей — лидеров рынка труда [13]. Эти идеи обосновывает Л. И. Миляева, считающая, что конкурентоспособность выпускников можно представить в виде условной модели в контексте современного социально-экономического пространства [14].

Фундаментальное многообразие научных подходов, обобщение методологии и имеющийся собственный опыт взаимодействия ГБПОУ «ЧГКИПиТ» с бизнес-партнерами позволили провести исследование и представить некоторые результаты.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты статистического исследования аналитических сайтов показали, что всего по программам среднего профессионального образования в Челябинской области в 2023 г. вы-пустились 18 320 человек, из них на 1 октября этого же года было трудоустроено 11 449 человек (6861 человек трудоустроен в соответствии с полученной профессией или специальностью). Еще 86 человек зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, 325 человек — самозанятые, 1648 человек продолжили обучение. Такие данные свидетельствуют о высоком уровне профессиональной мобильности выпускников, их способности применять полученные знания в конкретных экономических реалиях. Эти характеристики являются базовыми в профессиональном портрете. Также 65 % ра-

ботодателей подтвердили, что именно профессиональная мобильность приветствуется как ведущая компетентность.

Результаты прямого опроса работодателей с элементами глубинного интервью, проведенного ГБПОУ «ЧГКИПиТ» среди бизнес-партнеров, показали, что в сфере индустрии питания и ресторанного бизнеса большое значение имеют такие компетенции у студентов, как: способность принимать креативные решения, способность нести ответственность за выбор, способность к критическому и креативному мышлению, профессиональная мобильность и готовность работать в условиях многозадачно сти.

Именно данные компетенции входят в число основных деталей портрета выпускника, готового к конкурентным отношениям на рынке труда. При этом отмечено, что такие качества наблюдаются в более выраженной степени у студентов, которые активно принимали участие в профильных конкурсах, олимпиадах и иных видах интеллектуального и практического состязания.

В результате исследования динамики формирования предпринимательских компетенций работодатели отметили рост числа студентов ГБПОУ «ЧГКИПиТ», обладающих набором таких качеств, которые были приобретены и сформированы в результате системной подготовки к конкурсам профессионального мастерства. Большое внимание работодатели уделяют аспектам профессионального самоопределения студентов.

Так, по итогам опроса (рис. 1) стало известно, что студенты, активно участвующие в профильных и специализированных мероприятиях колледжа, имеют более выраженный мотивационный настрой и понимание своего карьерного пути.

В целом работодатели констатируют высокий уровень подготовки студентов, выходящих на практику; отмечают, что активные студенты, постоянно участвующие в учебной и внеучеб-ной образовательной деятельности, в среднем хорошо ориентированы по своим карьерным перспективам: 43 % студентов четко формулируют свои мотивы, 48 % могут сформулировать профессиональную цель и не менее 40 % студентов на практике осознанно интегрируются в бизнес-процессы, объясняя свои установки и самоопределение. Тем не менее, на взгляд работодателей, студенты, которые были участниками инновационного проекта по бизнес-ори-ентирующей подготовке и приняли участие во всех интегрированных учебных и бизнес-про-

ектах, на практике отличаются от студентов, не задействованных во внеурочных и проектных мероприятиях, более активной профессиональной позицией и целеустремленностью, что проявляется в их личных мотивах (62 % и 43 % со-

ответственно), в постановке профессиональных целей и задач (54 % и 48 %), а также в более глубоком и осмысленном определении своих способностей и возможностей в бизнес-пространстве реального сектора экономики.

Рис. 1. Профессиональные ориентиры и самоопределение студентов ГБПОУ «ЧГКИПиТ», в %

В проявленных качествах студентов во время прохождения практики наиболее важными, по мнению работодателей, являются готовность к решению новых и сложных задач, способность к критическому и креативному решению, так как эти качества являются основными в профессиональном психологическом портрете выпускника. Сами работодатели определяют рейтинг этих ка-

честв по максимальному критерию (рис. 2), считая, что критическое мышление, профессиональная мобильность должны быть сформированы на самом высоком уровне (на 10 баллов по шкале от 1 до 10), а по мнению студентов, в соответствии с их профессиональным самоопределением, более важными являются готовность к многозадачности и ответственность за принимаемые решения.

Рис. 2. Самоанализ и самоопределение в профессиональной мотивации студентов ГБПОУ «ЧГКИПиТ»

Такое ранжирование профессионально важных компетенций в своем профессиональном портрете студенты выделили по итогу анализа своих способностей в ходе участия в различных мероприятиях, прошедших в рамках инновационного проекта по бизнес-ориентирующей под-

готовке. Мы видим, что разница между оценкой работодателей и самооценкой студентов несущественная и в целом отражает понимание важности и востребованности данных компетенций в сфере индустрии питания и ресторанного бизнеса. По мнению работодателей, в контексте

новых условий экономики такие компетенции соответствуют их ожиданиям и гарантируют выпускникам профессиональный успех.

Если же говорить об особенностях формирования модели выпускников в условиях биз-

нес-ориентирующей подготовки, то в моменте ее становления важно учитывать интеграцию трехсторонних интересов, способствующих самоопределению студентов и их профессиональной мотивации (рис. 3).

Работодатель Выпускник Колледж

Участие в инновационных проектах бизнес-ориентированной направленности

•Компетенции •Мобильность •Личные качества •Мотивация • Самоопределение •Готовность к профессиональной деятельности •Знания •Умения •Навыки

Интеграция ожиданий и интересов работодателей, выпускников — и профессиональных образовательных учреждений

Рис. 3. Интеграция ожиданий и интересов работодателей, выпускников и профессиональных образовательных организаций через участие в инновационных проектах

Таким интегрирующим элементом являются инновационные проекты бизнес-ориентиру-ющей направленности. В рамках реализации региональной инновационной площадки ГБПОУ «ЧГКИПиТ» провел серию таких проектов совместно с работодателями в сфере ресторанного и сервисного бизнеса (ООО «Ресторан Виктория», ООО «СмолиноПарк», ООО «Высший вкус», ООО «Уральская фабрика мяса», ООО

Ресторан «Мелиот» и др.), что позволило совместно определить требования к профессиональному портрету выпускника в рамках инновационной образовательной среды. Интеграция интересов отражает важность и необходимость участия работодателей и профессиональных образовательных организаций в инновационных проектах бизнес-ориентированной направленности (рис. 4).

Рис. 4. Ориентиры выпускников, работодателей и ГБПОУ «ЧГКИПиТ» в совместных проектах

В ходе взаимодействия с работодателями в рамках мероприятий на базе региональной инновационной площадки студенты ГБПОУ «ЧГ-КИПиТ» отметили, что их профессиональные ориентиры были полностью сформированы, а ожидания удовлетворены. Видим, что 60 % студентов в совместных мероприятиях с работодателями отметили понимание профессиональных целей в своей будущей деятельности, 70 % всех участвующих в совместных проектах закрепили свои конкурентные компетенции и 50 % студентов подчеркнули, что общие и профессиональные интересы совпадают с личными мотивами и ожиданиями.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что профессиональный портрет студентов ГБПОУ «ЧГКИПиТ» четко представлен в виде конкретных конкурентных компетенций, соответствующих запросу работодателей реального сектора экономики в сфере питания и ресторанного бизнеса, что гарантирует реализацию их совмест-

ных ожиданий и устойчивую интеграцию в системе «работодатель — ПОО — выпускник».

Пул работодателей, с которыми велось тесное взаимодействие в рамках инновационной региональной площадки, отмечает высокую важность вовлечения студентов в проекты бизнес-ориентированной направленности, так как через участие в проектах они имеют возможность полного погружения в бизнес-процессы, что обеспечивает их более полное профессиональное самоопределение и усиливает профессиональную мотивацию.

Опросы и беседы с работодателями способствовали качественному методическому наполнению образовательной среды ГБПОУ «ЧГКИПиТ» новыми технологиями бизнес-ори-ентирующей подготовки студентов, гарантирующими им устойчивую конкурентную позицию на рынке труда, что позволяет подтвердить перспективы развития системы «работодатель — ПОО — выпускник» в новых условиях экономики как гаранта соответствия запросам и потребностям работодателей.

Список источников

1. Забелина О. В., Майорова А. В., Матвеева Е. А. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики // Экономика труда. 2020. № 7. С.589-608.

2. Лазарева Л. А. Популяризация предпринимательства как метод вовлечения в предпринимательскую деятельность // Молодой ученый. 2020. № 40 (330). С. 188-190.

3. Перевозова О. В. Эффективность образовательного процесса в разрезе меняющихся требований и условий на рынке труда // Современное образование: опыт прошлого — взгляд в будущее : материалы международной научно-практической конференции. Челябинск, 2018. С. 51-55.

4. Бородина Н. В., Симонян А. Р., Украинцева И. И., Хачатурова Н. Ю., Ховякова А. Л. Особенности социологического портрета студента, обучающегося по наиболее востребованным и перспективным специальностям среднего профессионального образования // Вестник АГУ. 2021. № 4 (208). С. 40-49.

5. Украинцева И. И., Новикова С. С., Мушкина И. А. Социальный портрет абитуриентов СПО: особенности ценностных ориентаций, направленных на выбор специальности из списка Т0П-50 // Вестник АГУ. 2021. № 3 (207). С. 59-63.

6. Дзиов А. Р. Российское студенчество: черты социального и духовно-нравственного облика // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 17 (346). Серия: Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 95-100.

7. Сысоева Ю. Ю. Социально-психологический портрет студента в условиях модернизации современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (20). С. 251-253.

8. Тарасенко Л. В., Панфилова Ю. С., Романова Г. М., Украинцева И. И., Романов М. С. Комплексный социологический портрет абитуриентов, студентов и выпускников системы среднего профессионального образования: теоретико-методологические основы исследования // Инженерный вестник Дона. 2017. № 4. С. 11-25.

9. Ведута О. В. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 63-70.

10. Романов М. С., Тарасенко М. В. Украинцева И. И., Ермачков И. А. Профессиональное самоопределение студентов СПО: формирование мотивации выборов и карьерных предпочтений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 12. С 95-102.

11. Яшков А. Б. Выпускники и работодатели: ожидания и реальность // Народное образование. 2010. № 10 (1403). С. 97-101.

12. Молочкова И. В., Ефимова Т. В., Коваль С. Б., Тимофеева В. В. Социально-психологический анализ требований работодателей и их удовлетворенности качеством подготовки выпускников вузов // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). С.66-74.

13. Ананьина Н. В. Модель выпускника как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях ФГОС нового поколения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 1 (5). С. 89-92.

14. Миляева Л. И. Конкурентоспособность выпускников в системе современного социально-экономического пространства // Управление качеством. 2008. № 4. С. 16-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Zabelina OV, Mayorova AV, Matveeva EA. Transformation of the demand for skills and professions in the context of digitalization of the Russian economy. Jekonomika truda = Labor Economics. 2020;(7):589-608. (In Russ.).

2. Lazareva LA. Popularization of entrepreneurship as a method of involvement in entrepreneurial activity. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2020;(40(330):188-190. (In Russ.).

3. Perevozova OV. Efficiency of the educational process in the context of changing requirements and conditions in the labor market. In: Sovremennoe obrazovanie: opyt proshlogo — vzgljad v bu-dushhee = Modern education: experience of the past — a look into the future. Chelyabinsk; 2018. Pp. 51-55. (In Russ.).

4. Borodina NV, Simonyan AR, Ukraintseva II, Khachaturova NYu, Khovyakova AL. Features of the sociological portrait of a student studying in the most popular and promising specialties of secondary vocational education. Vestnik AGU = Bulletin of ASU. 2021;(4(208):40-49. (In Russ.).

5. Ukraintseva II, Novikova SS, Mushkina IA. Social portrait of applicants to secondary vocational education: features of value orientations aimed at choosing a specialty from the T0P-50 list. Vestnik AGU = Bulletin of ASU. 2021;(3(207):59-63. (In Russ.).

6. Dziov AR. Russian students: features of social and spiritual-moral appearance. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija. Sociologija. Kul'turologija = Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Philosophy. Sociology. Cultural Studies. 2020;(7(346),(33):95-100. (In Russ.).

7. Sysoeva YuYu. Social and psychological portrait of a student in the context of modernization of modern education. Vektor nauki Toljattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogi-ka i psihologija. = Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2015;(1(20):251-253. (In Russ.).

8. Tarasenko LV, Panfilova YuS, Romanova GM, Ukraintseva II, Romanov MS. Comprehensive sociological portrait of applicants, students and graduates of the secondary vocational education system: theoretical and methodological foundations of the research. Inzhenernyj vestnik Dona = Engineering Bulletin of the Don. 2017;(4):11-25. (In Russ.).

9. Veduta OV. Features of the formation of professional motivation of students of secondary vocational education institutions. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad. 2018;(1(29):63-70. (In Russ.).

10. Romanov MS, Tarasenko MV, Ukraintseva II, Ermachkov IA. Professional self-determination of students of secondary vocational education: the formation of motivation for choices and career preferences. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki = Humanities, socioeconomic and social sciences. 2017;(12):95-102. (In Russ.).

11. Yashkov AB. Graduates and employers: expectations and reality. Narodnoe obrazovanie = Public education. 2010;(10(1403):97-101. (In Russ.).

12. Molochkova IV, Efimova TV, Koval SB, Timofeeva VV. Social and psychological analysis of employers' requirements and their satisfaction with the quality of training of university graduates. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2009;(14(152):66-74. (In Russ.).

13. Ananyina NV. Graduate model as a means of developing general and professional competencies of students in the context of the new generation Federal State Educational Standard. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad. 2012;(1(5):89-92. (In Russ.).

14. Milyaeva LI. Competitiveness of graduates in the system of modern socio-economic space. Upravlenie kachestvom = Quality management. 2008;(4):16-28. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. В. Берсенева — директор ГБПОУ.

О. В. Перевозова — заведующая кафедрой «Социально-гуманитарные и естественно-научные дисциплины», кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

E. V. Berseneva — Director of the Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade. O. V. Perevozova — Head of the Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 10.06.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 26.06.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.