Научная статья на тему 'Анализ поправок в сфере государственной власти, ее ветвей и органов, вносимых в Конституцию РФ'

Анализ поправок в сфере государственной власти, ее ветвей и органов, вносимых в Конституцию РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1793
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПОПРАВКИ КОНСТИТУЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каюмов Радмир Вадимович

В данной статье рассматриваются вносимые в Конституцию РФ поправки в области органов государственной власти, которые должны быть в ближайшее время рассмотрены на всенародном голосовании. Приводится анализ данных поправок, к чему они приведут, их преимущества и недостатки. Особое внимание уделяется каждой ветви государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ поправок в сфере государственной власти, ее ветвей и органов, вносимых в Конституцию РФ»

АНАЛИЗ ПОПРАВОК В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ЕЕ ВЕТВЕЙ И ОРГАНОВ, ВНОСИМЫХ В КОНСТИТУЦИЮ РФ

Каюмов Р.В.1

Каюмов Радмир Вадимович - студент, кафедра теории государства и права, Институт права Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в данной статье рассматриваются вносимые в Конституцию РФ поправки в области органов государственной власти, которые должны быть в ближайшее время рассмотрены на всенародном голосовании. Приводится анализ данных поправок, к чему они приведут, их преимущества и недостатки. Особое внимание уделяется каждой ветви государственной власти. Ключевые слова: Конституция РФ, поправки Конституции.

Конституция РФ - это основной закон нашего государства, принятый в особом порядке, обозначающий основы конституционного строя страны, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма Российской Федерации. Главный закон страны был принят в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, а именно на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В дальнейшем Конституция будет нуждаться в изменениях и дополнениях, которые происходят по сей день и без которых невозможно развитие конституционализма России.

Одной из ее особенностей является гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина представлены в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита - главная обязанность государства. Помимо этого, создатели прописали смешанную форму правления - президентско-парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

На сегодняшний день Конституция РФ переживает этап обновления. 15 января 2020 года в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ В.В. Путин обратил внимание на важные внутригосударственные проблемы. И уже 20 января 2020 года, используя свое право внесения поправок и пересмотра положений Конституции, в соответствии со ст. 134 Конституции РФ внёс в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организация публичной власти». 21 января 2020 года Государственная Дума РФ, рассмотрев законопроект, приняла его в первом чтении, предложив профильному комитету внести необходимые коррективы в течение двух недель (к 6 февраля 2020 года). Необходимо напомнить, что порядок рассмотрения поправок к главам 3-8 Конституции РФ регламентируется Федеральным законом № ЗЗ-ФЗ [1].

Рассмотрим некоторые из поправок, в частности предложенные Президентом РФ -В.В. Путиным. Они нацелены на обеспечение суверенитета, развитие политической системы и закрепление государственных социальных гарантий. Основная суть поправок Конституции, рассматриваемых в данной статье, изложена ниже.

В настоящее время на Президента возложена функция определения основных направлений внешней и внутренней политики России и приоритетных направлений

1 Научный руководитель: Кузнецов Игорь Александрович - кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственного права, Институт Права Башкирского государственного университета, г. Уфа.

социально-экономического развития государства, это закреплено в статье 80 Конституции РФ. В своих поправках В.В.Путин предложил усилить роль Государственного Совета: Президент формирует Государственный совет Российской Федерации в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Федеральным законом будет определен Статус Государственного Совета.

Нормы, регулирующие назначение Правительства, изложены почти без изменений, также как в послании Федеральному Собранию [2]. Теперь только после утверждения Госдумой Президент сможет назначать Главу Правительства и «не силовых» министров. В поправках также говорится о том, что для того, чтобы отправить в отставку Главу Правительства нет необходимости распускать все Правительство. А глав силовых ведомств Президент может отстранять после консультаций с Советом Федерации, но без участия Государственной Думы.

Совет Федерации и Конституционный суд также не остались без изменений, их ждут новые полномочия [3]. Совет Федерации по представлению Президента сможет прекращать полномочия судей «в случае поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий» [2]. Судейская независимость из действующего принципа становится ничем не подкрепленной декларацией - судьи высших инстанций фактически ограничиваются в возможности вынести решение, неугодное законодательной и исполнительной власти. Связано это с тем, как сформулированы основания для лишения судьи его статуса. Главный вопрос, что именно будет пониматься под «иными случаями». Судьи могут оказаться в крайне зависимом положении, что скажется на вынесенных ими решениях. Данные поправки могут привести к поддержке системы сдержек и противовесов, улучшить взаимный контроль ветвей власти друг за другом и поможет в решении вопроса о злоупотреблении властью. Но наряду с этим судьи ставятся в шаткое положение, что в дальнейшем необходимо будет урегулировать новыми законами, что дает дополнительную нагрузку на законодательство.

Президент может обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Данное право дополняет законотворческую процедуру в отношении федеральных конституционных законов и федеральных законов. В случае подтверждения конституционности закона Президент его подписывает. В случае, когда Конституционный Суд РФ не подтверждает конституционность указанных законов, глава государства возвращает закон в Государственную Думу. По моему мнению данная поправка обеспечит еще большую легитимность законов и обеспечит полное соответствие законопроектов Конституции.

Правки не обошли стороной и органы местного самоуправления (ОМСУ), по действующей Конституции ОМСУ не входит в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), поправки предложено внести в статьи 132 и 133 Конституции РФ.

Президент РФ предлагает дополнить ст. 132 Конституции новой частью. Это обусловлено необходимостью «осуществлять взаимодействие по для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» [3]. Таким образом, органы местного самоуправления, на основании данной поправки, и органы государственной власти войдут в единую систему публичной власти. Данная норма позволит более эффективно и оперативно решать вопросы в целом по Федерации и в отдельных ее частях.

Сам глава государства уже несколько раз высказывал эту идею, одним из таких случаев был на встрече с руководством Федерального собрания в декабре 2019 года. А фактическим началом дискуссии о «единой системе публичной власти» можно

10

считать статью главы Конституционного суда Валерия Зорькина, который в 2018 году заявил, что органы местного самоуправления, по сути являются «нижним этажом» публичной власти, а также о необходимости встраивания муниципалитетов в систему государственной власти, это могло бы устранить «противопоставление местных и федеральных властей».

А в статье 133 речь идет о выполнении органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти «публичных функций и полномочий» [4], можно сказать, что тем самым вводятся дополнительные финансовые гарантии для местных властей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все существующие ветви власти, а также государственные институты, получат, после вступления в силу поправок, дополнительные полномочия, а большинство из предложенных поправок объективно оправданы и обусловлены необходимостью перехода системы государственного управления на качественно новый уровень функционирования власти. Но не исключено, что после принятия всех поправок может возникнуть ситуация дублирования полномочий, либо конфликт между различными органами власти и такие трудности, с которыми наше государство еще не сталкивалось.

Список литературы

1. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

2. Послание Президента Федеральному Собранию/ 15.01.2020 г. // [Электронный адрес]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 20.05.2020).

3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.

4. Корня А., Мухаметшина Е., Бочарова С. Кто что потеряет и приобретет после внесения поправок в Конституцию. [Электронный адрес]. Режим доступа: // http: //www.vedomosti.ru/politics/articles/(дата обращения 01.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.