Научная статья на тему 'Анализ понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании'

Анализ понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ МОТИВАЦИИ / НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / MENTAL REPRESENTATIONS / MOTIVATION / THE MODEL OF CONCEPTUAL REPRESENTATIONS OF MOTIVATION / HABITUAL THINKING / SCIENTIFIC THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левченко Елена Васильевна, Втюрина Татьяна Анатольевна

В статье обсуждаются особенности содержания и структуры ментальных репрезентаций мотивации на понятийном уровне. Показано общее и особенное для понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании. Реконструированы модели ментальных репрезентаций мотивации понятийного уровня для научного и обыденного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of the conceptual representations of motivation in scientific and habitual thinking

The article deals with the features of the content and structure of the conceptual representations of motivation. The data are given to demonstrate common traits and characteristics for the conceptual representations of motivation in scientific and habitual thinking. The models of conceptual representations of motivation for the scientific and habitual thinking are reconstructed.

Текст научной работы на тему «Анализ понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании»

УДК 159.95

Е. В. Левченко, Т. А. Втюрина

Анализ понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании

В статье обсуждаются особенности содержания и структуры ментальных репрезентаций мотивации на понятийном уровне. Показано общее и особенное для понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании. Реконструированы модели ментальных репрезентаций мотивации понятийного уровня для научного и обыденного сознания.

The article deals with the features of the content and structure of the conceptual representations of motivation. The data are given to demonstrate common traits and characteristics for the conceptual representations of motivation in scientific and habitual thinking. The models of conceptual representations of motivation for the scientific and habitual thinking are reconstructed.

Ключевые слова: ментальные репрезентации, мотивация, модель ментальных репрезентаций мотивации, научное сознание, обыденное сознание.

Key words: mental representations, motivation, the model of conceptual representations of motivation, habitual thinking, scientific thinking.

Мотивация представляет собой сложное для изучения психическое явление, трудно поддающееся определению, классификации и измерению. Крупнейшие исследователи (Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Г. Холл) описывают мотивацию как проявление потребностей человека, его побуждений, функциональных состояний, представлений, намерений и т. д. Но как за множеством разнообразных, подчас противоречащих друг другу описаний этой психической реальности разглядеть саму реальность? Как препарировать ее от вариантов ее отображения? Один из возможных путей решения данного вопроса - анализ того, каким образом познается и отображается этот феномен [6].

Обсуждение субъективной представленности психических явлений, в том числе и мотивации, ведется в настоящее время преимущественно в парадигме ментальных репрезентаций [5, 9, 13], что дает возможность исследовать субъективную форму видения мотивации как результата отображения, анализа, структурирования человеком информации о внутреннем мире субъекта - как собственном, так и другого человека.

© Левченко Е. В., Втюрина Т. А., 2013

Необходимость исследования ментальных репрезентаций мотивации вызвана запросом общественной практики на «управление мотивацией» человека [12]. Чтобы управлять мотивацией, необходимо ее отрефлексировать, ведь управлять можно только тем, что осознаешь.

Актуальность изучения ментальных репрезентаций мотивации также обусловлена различиями между обыденным и научным психологическим знанием. Знание того, как устроены исходные системы понятий, как представлены аналоги научных психологических знаний в обыденном сознании, обеспечивает продвижение к пониманию внутреннего мира человека, самопонимание, облегчает взаимодействие психолога с непсихологом.

Целью настоящего исследования явилось изучение содержания и структуры понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании, выявление универсальности и специфичности в представлениях о мотивации у различных групп их носителей (носителей как научного сознания - ученых и преподавателей, авторов учебных текстов, так и обыденного - студентов). Подобный анализ для образного и ассоциативного уровней осуществлен ранее [7].

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа. Содержанием первого этапа явилось изучение понятия «мотивация» в учебных текстах. Объект исследования - фрагменты текстов, содержащие определения мотивации, в учебниках и учебных пособиях для вузов, изданных с 2000 по 2010 гг. и предназначенных для студентов психологических специальностей. Второй этап включал в себя изучение репрезентированности понятия «мотивация» в обыденном сознании, у 360 студентов в возрасте от 18 до 22 лет гуманитарных, естественнонаучных, прикладных специальностей ВятГГУ. Использовался метод определения понятий. Испытуемым-студентам было предъявлено слово-стимул «мотивация». На третьем этапе осуществлялось сравнение понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании.

В ходе обработки научных определений и определений, полученных от студентов, проводилась процедура сплошного (терминологического) контент-анализа [1]. Сравнительный анализ проводился с использованием критерия ф - угловое преобразование Фишера. Расчеты осуществлялись в программе SPSS 10.0.

Эмпирические результаты исследования понятия «мотивация» в учебных текстах. Было проанализировано 39 определений мотивации, содержащих 191 лексическую единицу (слова и синтаксически неделимые словосочетания). Обработка текстов определений осуществлялась с учетом того, что тексты определений, как правило, имели двухуровневую иерархическую структуру (указание на род и видовое отличие). Например: «Мотивация есть процесс [указание на род: первый порядок] образования, формирования мотивов [видовое отличие: второй порядок]» [14, с. 384]. Качественный анализ определений позволил выделить семь категорий, дифференцирующих акценты описания сущности феномена мотивации в статике (Целостность) или в динамике (Динамика) либо его функций (Энергия, Влияние), а также его структурных элементов - субъекта и объекта (Носитель мотивации, Объект детерминации), а помимо того, рефлексии по поводу самого феномена и его составляющих (Интерпретация).

В основной части определений (первый порядок) были обнаружены категории, отражающие сущность и функции мотивации: идеи рассмотрения мотивации как целостной характеристики, указывающей на внутреннюю связность явления (Целостность); мотивации как динамической характеристики, указывающей на его процессу-альность, изменение, протяженность во времени (Динамика); мотивации как энергетизирующего момента (Энергия) и как влияния, воздействия внутри процесса (Влияние). Во второй, уточняющей, конкретизирующей части определений (второй порядок), выявлены те же категории, но с меньшей частотой использования. Специфическими для второй части определений оказались категории, которые можно обозначить как структурные (отражающие субъект и объект мотивации (Носитель мотивации, Объект детерминации)), а также рефлексивные (репрезентирующие рефлексию по поводу этого феномена в целом и его составляющих (Интерпретация)).

Результаты исследования показали, что в научных определениях первого порядка сущностные определения мотивации встречаются значительно чаще, чем функциональные (82,06 % против 17,94 %) и с равной частотой используются категории Целостность (41,03 %) и Динамика (41,03 %) (табл. 1).

Таблица 1

Частота встречаемости категорий контент-анализа определений мотивации, выделенных в учебных текстах (в % от общего количества подсчитываемых понятий)

Категории контент-анализа научных определений Число случаев, когда смысловая единица стоит на первом месте (1-й порядок); п=39 Число случ смыслова стоит на вт (2-й поряд наев, когда я единица ором месте ок); п=152

% ранг % ранг

Целостность 41,03 1,5 0,66 7

Динамика 41,03 1,5 14,47 4

Энергия 15,38 3 23,03 3

Влияние 2,56 4 27,64 1

Интерпретация - - 1,97 6

Носитель мотивации - - 8,55 5

Объект детерминации - - 23,68 2

Если сущностные категории доминируют для первого порядка определений, то функциональные - для второго порядка, то есть при уточнении, дополнении основных признаков мотивации. Анализ частоты встречаемости категорий второго порядка (табл. 1), показал, что первые три ранговые позиции принадлежат категориям Влияние (27,64 %), Энергия (23,03 %), а также структурной категории Объект детерминации (23,68 %). Заметим, что функциональные категории «прорываются» в число ведущих категорий второго порядка.

Для определения взаимосвязей составляющих ментальных репрезентаций мотивации в научном сознании был использован корреляционный анализ (подсчитывалась величина коэффициента корреляции Спирмена между частотами встречаемости категорий первого и второго порядков) (рис. 1). Коэффициент корреляции позволил определить степень тесноты связи категорий и выявить узловые категории [2]. Преобладают связи с вероятностью р<0,05, за исключением единственной связи между категориями первого порядка, вероятность которой составила р<0,01. Выявлены четыре основные стратегии репрезентации феномена мотивации, в том числе три, объединяющие взаимозависимые категории (Целостность, Динамика, Энергия) и одна автономная (Влияние).

Таким образом, ментальные репрезентации мотивации у ученых предполагают выбор между отражением сущности и явления

(проявлений) мотивации в пользу первой. Сущностные репрезентации, в свою очередь, представлены в двух альтернативных вариантах: осуществляется выбор между отображением феномена либо в статике, либо в динамике. Репрезентации, в которых представлены проявления мотивации, предполагают выбор между отображением ее структуры и функции.

Эмпирические результаты исследования понятия «мотивация» в обыденном сознании. Был выполнен анализ 360 определений мотивации, сформулированных студентами и содержащих 1387 лексических единиц (слова и синтаксически неделимые словосочетания). Как и научные определения, студенческие определения имеют структуру, в которой представлены основная часть (первый порядок) и дополнение к ней (второй порядок). Например: «Мотивация это побуждение [первый порядок] к совершению определенного действия [второй порядок]».

Для контент-анализа определений мотивации, предложенных студентами, использовался вышеописанный набор из семи категорий, включающий в себя сущностные (статические и динамические), структурные, функциональные и рефлексивные категории. К сущностным потребовалось добавить категорию Неопределенность описываемого явления, описывающую затруднения, возникшие при описании мотивации (табл. 2).

Таблица 2

Частота встречаемости категорий контент-анализа в определениях мотивации, предложенных студентами (в % от общего количества подсчитываемых понятий)

Категории контент-анализа научных определений Число случ смыслова стоит на пе (1-й поряд наев, когда я единица рвом месте ок); п=360 Число случаев, когда смысловая единица стоит на втором месте (2-й порядок); п=1027

% ранг % ранг

Неопределенность описываемого явления 15,56 3 - -

Целостность 12,50 4 0,10 7

Динамика 6,11 5 17,04 3

Энергия 32,50 1 20,45 2

Влияние 29,72 2 15,29 4

Интерпретация 3,61 6 0,49 6

Носитель мотивации - - 15,09 5

Объект детерминации - - 31,55 1

Результаты исследования показали, что у студентов по сравнению с учеными расширился набор категорий первого порядка. В их число вошли Неопределенность описываемого явления и Интерпретация, то есть квазисущностная и рефлексивная категории, которые свидетельствуют о трудностях в отображении скрытых характеристик описываемого явления. Основными, наиболее часто используемыми в структуре определений при репрезентировании мотивации являются функциональные категории первого порядка Энергия (32,5 %) и Влияние (29,72 %).

Первую ранговую позицию занимает функциональная категория Энергия, представленная подкатегориями: Феноменология мотивации (28,06 %), Инициирующая сила (3,33 %), Личностные характеристики / проявления (1,11 %). Доминирует идея мотивации как психологического феномена, запускающего (побуждающего), поддерживающего и сопровождающего деятельность (побуждение, стремление, желание, мотив, потребность, заинтересованность и др.), т. е. преобладает интегральное описание функций мотивации.

Вторую ранговую позицию занимает также функциональная категория Влияние, представленная подкатегориями: Исходные основания / причины (8,89 %), Влияние / воздействие (9,72 %), Умственная деятельность / осознание (3,06 %), Направленность (6,39 %), Планирование (1,67 %). В категории Влияние нет явного доминирования подкатегорий. Выделяются равнозначные идеи мотивации: то, что предшествует событию (причина, основание); обстоятельства-мотиваторы (фактор, стимул); векторная характеристика (цель, направленность). Присутствуют в репрезентациях мотивации и некоторые аспекты умственной деятельности (мысль, умственная деятельность, смысл). Таким образом, в противоположность категории Энергия здесь мы имеем фрагментарное описание различных аспектов функционирования мотивации.

Третью ранговую позицию занимает квазисущностная категория Неопределенность описываемого явления (15,56 %), которая включает в себя случаи использования неявных определений понятия «мотивация». В них явление остается загадочным, раскрывается лишь набор функций, которые объект выполняет, или набор его свойств (то, что движет человеком в той или иной ситуации; то, что побуждает человека к выполнению той или иной деятельности и

72

др.). Следовательно, сущностное по своей структуре определение выполняет роль функционального.

Анализ частоты встречаемости категорий второго уровня (см. табл. 2), содержащего дополнения к основным свойствам мотивации, показал, что первую ранговую позицию в этом случае занимает структурная категория Объект детерминации (31,55 %), вторую -функциональная категория Энергия (20,45 %), и лишь третью - сущностная категория Динамика (17,04 %). Функциональная категория Влияние (15,29 %) находится на четвертом, а структурная категория Носитель мотивации (15,09 %) на пятом месте соответственно.

Для определения взаимосвязей составляющих ментальных репрезентаций мотивации в обыденном сознании был использован корреляционный анализ (по аналогии с научными определениями) (рис. 2). Выявлено большое количество значимых (р<0,01) связей. Установлена большая активность функциональных категорий как для первого, так для второго порядка. При этом обнаружено доминирование категории Влияние, вытеснение ею категории Энергия обоих порядков, а также при взаимодействии между разными порядками. Об этом свидетельствует отрицательная во всех случаях модальность знака связей, возникающих между этими категориями.

Таким образом, анализ студенческих определений феномена «мотивация» позволил установить, что при описании мотивации студенты в основном обращаются к тем же классам категорий, которые используют и ученые. Однако к сущностным категориям у студентов добавляется квазисущностная категория Неопределенность описываемого явления. Выявлены признаки снижения уровня обобщенности и целостности описания (в содержании подкатегорий). При репрезентировании мотивации студенты чаще всего обращаются к функциональным категориям Энергия и Влияние, то есть к проявлениям мотивации в ее функционировании. При этом в категории Энергия находит отражение целостное представление о функциях мотивации как психологического феномена, запускающего (побуждающего), поддерживающего и сопровождающего деятельность (побуждение, желание, заинтересованность), в то время как в категории Влияние доминируют фрагментарные представления о различных аспектах ее функционирования.

Результаты корреляционного анализа подтверждают характерные для студенческой выборки предпочтения функциональных категорий сущностным (рис. 2).

Сравнительный анализ понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании. При сравнении мы опирались на постановку проблемы различий функционирования житейских и научных понятий в индивидуальном сознании Л. С. Выготским [3]. Сравниваемые количественные показатели представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели встречаемости лексических единиц в определениях мотивации

Показатели Результаты анализа научных определений Результаты анализа определений, предложенных студентами

1-й порядок 2-й порядок 1-й порядок 2-й порядок

Кол-во анализируемых понятий 39 152 360 1027

Словарь различных понятий 10 58 83 217

Доля понятий, преодолевших 5 % барьер упоминания 50 % 8,6 % 4,65 % 1,38 %

В результате сравнения установлено, что научное понятие мотивация уже получило устоявшиеся словесные формулировки, характеризующиеся компактностью и структурированностью. Формулировки понятия мотивации, представленные в обыденном сознании, отличаются большей конкретностью и меньшими устойчивостью и обобщенностью в сравнении с научным знанием.

Специфика ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании наиболее отчетливо проявилась при сравнительном анализе определений мотивации с учетом их структуры с использованием критерия ф - угловое преобразование Фишера.

Результаты сравнения категорий первого порядка показали, что для научных определений достоверно выше частота встречаемости сущностных категорий Целостность (ф=3,96; р<0,01), Динамика (ф=5,29; р<0,01), для определений, предложенных студентами, -функциональных категорий Энергия (ф=2,31; р<0,01), Влияние (ф=4,92; р<0,01).

Содержательно это проявляется в том, что в научном сознании мотивация определяется сущностно: либо в статике - через понятия, указывающие на обобщенность, внутреннюю связность явления

(система, совокупность), либо в динамике - через понятия, указывающие на процессуальность, изменение (процесс). В обыденном сознании мотивация определяется, прежде всего, в ее функционировании, то есть через разнообразные проявления, нашедшие отражение в категориях Энергия и Влияние. В категории Энергия их передают понятия, в которых отображена данность феноменов мотивации субъекту-носителю (побуждение, стремление, желание, потребность, эмоции). В категории Влияние значимо чаще мотивацию определяют через указание на контекст, в котором осуществляется функционирование мотивации: исходные основания (причина) и обстоятельства-мотиваторы (фактор, стимул).

Результаты сравнения дополняющих основное высказывание категорий второго порядка, показали, что значимые различия имеются лишь в отношении фрагментарной функциональной категории Влияние (ф=3,47; р<0,01), которая чаще используется как уточняющая в научных определениях (но выступает как основная у студентов), а также структурных категорий Носитель мотивации (ф=2,34; р<0,01) и Объект детерминации (ф=2,01; р<0,05), которые чаще предпочитают использовать в качестве дополнения студенты.

Общее и особенности корреляционных структур связей между категориями контент-анализа научных и студенческих определений можно увидеть при сравнении рис. 1 и 2. Подробно они рассмотрены ниже.

Целостность-1 ----------------

1-й порядок

Динамика-1

Энергия-1 Влияние-1

2-й порядок

Динамика -2 Энергия -2 Влияние-2

Интерпретация-2

Носитель

мотивации-2

Объект

детерминации-2

Рис. 1. Корреляционные связи между категориями в научных определениях

Рис. 2. Корреляционные связи между категориями в определениях, предложенных студентами (показаны только связи между категориями разных порядков, связи в пределах первого порядка не отображены из-за большого их числа)

Итак, эмпирическое исследование позволило установить как общее, так и особенное для понятийного уровня ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании. Общее состоит в том, что субъект, поставленный перед задачей ментального репрезентирования мотивации, имеет единый для научного и обыденного сознания набор возможностей осуществления этой задачи, потенциально располагает одним и тем же для всех, базовым набором категорий, выявленным в нашем исследовании. Они обнаружены как в основной части анализируемых определений (первый порядок), так и в дополняющей (второй порядок). В него входят следующие классы категорий: сущностные категории (1), отображающие мотивацию в статике (Целостность) (1.1) и динамике (Динамика) (1.2); акцидентальные категории (2), в число которых входят как функциональные категории (2.1), описывающие ее функционирование целостно (Энергия) (2.1.1) или фрагментарно (Влияние) (2.1.2), так и категории структурные (2.2), которые предполагают рассмотрение либо субъекта мотивации (Носитель мотивации) (2.2.1), либо ее объекта (Объект детерминации) (2.2.2). Кроме того, в базовом наборе категорий присутствует и категория рефлексивная, поясняющая процесс и результат репрезентирования мотивации автором определения (Интерпретация) (3). У студен-

тов из-за затруднений в отображении сущности мотивации появляется квазисущностная категория (Неопределенность описываемого явления) (1.0). Этот набор и определяет содержание ментальных репрезентаций мотивации (рис. 3).

Рис. 3. Модель ментальных репрезентаций мотивации понятийного уровня (общая для обыденного и научного сознания)

Оперирование полным базовым набором категорий - непосильная даже для ученого задача. Создавая ментальную репрезентацию мотивации на понятийном уровне, субъект должен последовательно осуществить ряд выборов из имеющегося набора, расставить акценты на тех категориях, из которых он и сможет в итоге выстроить ментальную репрезентацию. Каждый из выделенных классов категорий отображает одну из сторон (характеристик) сложного феномена мотивации и процесса его репрезентирования. А субъект, репрезентируя, последовательно выбирает, на какой из них сделать акцент, то есть процесс репрезентации предполагает пошаговый выбор из базовых идей, отражающих наиболее важные характеристики мотивации.

Категории, посредством которых осуществляется репрезентирование мотивации, на первом шаге делятся на сущностные и акци-дентальные. Обращение к сущностным категориям предполагает выбор между репрезентациями мотивации либо в статике, либо в динамике. Предпочтение акцидентальных категорий требует анализа альтернативы между отображением функции и структуры. В качестве факультативных выступают рефлексивные категории, содержащие анализ различных сторон самой репрезентирующей деятельности.

Рассмотрим особенное в содержании ментальных репрезентаций мотивации понятийного уровня. Научное сознание, тяготея к отражению сущности, делает выбор между репрезентацией статики (Целостность) и динамики (Динамика), причем большую самодостаточность демонстрирует категория Динамика, не требующая дополнений (использования либо акцидентальных, либо рефлексивных категорий) (рис. 1 и 4).

Рис. 4. Модель ментальных репрезентаций мотивации понятийного уровня для научного сознания (заливка отображает различия в частоте встречаемости категорий, чем интенсивнее заливка, тем выше частота предпочтения категорий, посредством которых осуществляется репрезентирование мотивации)

Обыденное сознание, неспособное удерживать высокий уровень обобщенности при рассмотрении феномена мотивации, соскальзывает к подмене: использованию квазисущностной категории Неопределенность описываемого объекта, которая сводится в конечном счете к описанию его функционирования. Для обыденного сознания оказывается привлекательным и акцент на проявлениях описываемого феномена, прежде всего, на его функционировании (Энергия, Влияние), а если это затруднительно или представляется неполным - на доступных наблюдению структурных элементах мотивации (Носитель мотивации, Объект детерминации). Центральное положение в ментальных репрезентациях мотивации в обыденном сознании занимает функциональная категория Влияние, которая обеспечивает фрагментарное отображение проявлений сложного феномена. Она используется реже, чем родственная категория Энергия, но более активна в образовании связей, причем отрицательных, то есть в своего рода «выталкивании» конкурирующих с ней категорий (рис. 2 и 5).

Рис. 5. Модель ментальных репрезентаций мотивации понятийного уровня для обыденного сознания (заливка отображает различия в частоте встречаемости категорий, чем интенсивнее заливка, тем выше частота предпочтения категорий, посредством которых осуществляется репрезентирование мотивации)

В структуре ментальных репрезентации мотивации на понятийном уровне (рис. 1 и 2), также можно выделить как общее, так и особенное для научного и обыденного сознания. Общее состоит в том, что все связи, выявленные в определениях первого порядка, отрицательные, в то время как для категорий второго порядка все связи, за редкими исключениями, положительные. То есть именно выбор категории первого порядка определяет, какая идея из базового набора категорий мотивации будет основной, и какие будут исключены из рассмотрения или же станут второстепенными.

Особенное в структуре ментальных репрезентаций мотивации на понятийном уровне состоит в том, что для ученых выявлено малое количество устойчивых связей между категориями, в то время как для студентов - значительное. Для ученых обнаружены три взаимоисключающих стратегии репрезентирования мотивации (Целостность, Динамика, Энергия) и одна автономная (Влияние) с преобладанием по частоте встречаемости стратегий, ориентированных на отображение сущности мотивации. У студентов сущностные категории первого порядка (Целостность, Динамика, Неопределенность описываемого явления) образуют положительные связи с категориями второго порядка, то есть нуждаются в дополнениях, в то время как функциональные (Энергия, Влияние) - лишь отрицательные, что свидетельствует об их самодостаточности.

Полученные данные открывают новые перспективы в разработке закономерностей познания психического в целом и мотивации в частности и новые возможности анализа трудностей взаимодействия психолога и непсихолога по проблемам освоения концепта мотивации в консультировании и обучении.

79

1. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ. - М.: РГИУ, 2007. - 286 с.

2. Балин В. Д. Введение в теоретическую психологию. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. - 232 с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: в 6 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

5. Кильченко О. И. Ментальная репрезентация психологических терминов:

дис......канд. психол. наук. - Пермь, 2003.

6. Левченко Е. В. Психологическое познание как предмет исследования // Вестн. Пермского университета. 2009. - Вып. 2 (28). - С. 4-25.

7. Левченко Е. В., Втюрина Т. А. Ментальные модели мотивации у студентов // Вестн. Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. -№ 1 (1). - С. 149-157.

8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия; Высш. шк., 2001. -512 с.

9. Подпругина В. В., Блинникова И. В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств // Психолог. журн. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 31-44.

10. Психология: учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект; 2004. - 752 с.

11. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред.

В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил.

12. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология»; пер. с англ. Е. Э. Лалаян; под ред. Е. А. Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 399 с.

13. Свередюк Е. В. Ментальные репрезентации счастья студентов-психологов // Современные научные исследования и инновации. - Май, 2011. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/543.

14. Столяренко Л. Д. Основы психологии; 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.