Научная статья на тему 'Анализ понятия и содержания тайны следствия'

Анализ понятия и содержания тайны следствия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3173
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / ТАЙНА СЛЕДСТВИЯ / ДАННЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / OFFICIAL SECRET / THE SECRET OF THE INVESTIGATION / INFORMATION FROM THE INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камалова Гульфия Гафиатовна

Рассматривается соотношение понятий «тайна следствия» и «данные предварительного расследования», иных видов информации ограниченного доступа, используемых в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений на основе уголовно-процессуального законодательства и основ криминалистической тактики; выдвинуты предложения по совершенствованию законодательного регулирования данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the concept and content of the secrecy of investigation

We consider the interrelationship between the concepts “secrecy of investigation” and “preliminary investigation data”, as well as other types of restricted information used in activities to identify and solve crimes on the basis of the procedural criminal law and the basic forensic tactics. The propositions on the improvement of the legislative regulation of the concept are made.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия и содержания тайны следствия»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.9 Г.Г. Камалова

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ТАЙНЫ СЛЕДСТВИЯ

Рассматривается соотношение понятий «тайна следствия» и «данные предварительного расследования», иных видов информации ограниченного доступа, используемых в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений на основе уголовно-процессуального законодательства и основ криминалистической тактики; выдвинуты предложения по совершенствованию законодательного регулирования данного понятия.

Ключевые слова: служебная тайна, тайна следствия, данные предварительного расследования.

Традиционно тайна следствия большинством специалистов указывается в качестве разновидности служебной тайны. Этот весьма специфический вид служебной тайны впервые назван таковым Перечнем сведений конфиденциального характера (утв. Указом Президента РФ от 06 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»), который и по сегодняшний день не утратил своей актуальности.

Практически полтора десятка лет словосочетание «тайна следствия» широко используется специалистами информационного права, не подвергается сомнению и имеет право на существование. Однако, на наш взгляд, тайна следствия как понятие информационного права требует как терминологического, так и содержательного анализа. Указанный анализ может быть произведен на основе нор-мативистского подхода, предполагающего опору на положения существующих норм действующего законодательства. Такой подход, на наш взгляд, оправдан при рассмотрении вопроса о правомерности и удачности того наименования, которое было использовано в тексте вышеназванного Указа Президента РФ. При этом, анализируя, мы учитываем, что понятия, определения и термины предназначены для выражения результатов познания объективно существующей действительности.

Тайна следствия, будучи одним из видов служебной тайны, используется, существует в определенном виде деятельности - деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Данная деятельность в основной своей части регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Уголовно-процессуальное право и законодательство, как известно, различает следствие двух видов: предварительное (досудебное) и судебное. Таким образом, словосочетание «тайна следствия» позволяет предполагать, что речь идет о служебной информации ограниченного распространения, используемой как сотрудниками правоохранительных органов в ходе проведения предварительного следствия, так и судебной системой в ходе судебного рассмотрения уголовного дела. А последнее недопустимо, так как согласно п. 1. ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса одним из общих условий осуществления судебного разбирательства в уголовном процессе является гласность. Кроме того, если исходить из буквального текста Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента № 188, то п. 2 данного нормативно-правового акта говорит о сведениях, составляющих тайну следствия и судопроизводства. Следовательно, в названном документе различают две составляющие: тайну следствия и тайну судопроизводства. При этом последняя точка зрения, различающая тайну следствия и тайну судопроизводства, поддерживается большинством специалистов, осуществлявших исследования в сфере правового обеспечения информационного безопасности Российской Федерации [1].

На основании изложенного, не претендуя на введение дефиниции, мы можем сделать вывод, что тайна следствия - служебная информация ограниченного распространения, создаваемая, собираемая в системе деятельности по выявлению и раскрытию преступлений и используемая сотрудниками данных органов, осуществляющих указанную деятельность в целях предварительного расследования произошедших событий преступления и противодействия им.

Однако предварительное расследование в соответствии с п. 1 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания. И конечно, недозволительно отказывать дознанию, как одной из составляющих предварительного расследования, в защите интересов расследования путем использования режима информации, составляющей соответствующую служебную тайну.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Из вышесказанного следует, что корректнее было бы использовать наименование «тайна предварительного расследования» как более широкое, менее противоречивое и, что наиболее существенно, соответствующее уголовно-процессуальному законодательству и отвечающее целям и задачам деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

Содержательный анализ рассматриваемой тайны более сложен. И этот анализ, на наш взгляд, можно произвести только с учетом целого ряда системообразующих детерминант: положений уголовно-процессуального и иного законодательства; специфики деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, ее места и роли в аппарате государственного управления и механизме обеспечения безопасности Российской Федерации, в том числе информационной.

Поэтому здесь как методологические основы анализа содержательной сущности допустимы лишь системный и системно-деятельностный подходы. Любой вид информации ограниченного доступа собирается, накапливается, обрабатывается и используется в определенном виде деятельности и, как правило, в ее интересах или в интересах породившей данную деятельность структуры.

Система деятельности по выявлению и раскрытию преступлений основной целью своей и задачей имеет борьбу с преступностью. Указанной целью определяются используемые интеллектуальные и технические средства деятельности. Тайна предварительного расследования с позиции ее содержательного наполнения выступает составной частью интеллектуальных средств данной деятельности. При этом сюда входит как информация, накапливаемая и используемая в системе в целом, так и в ходе расследования конкретного события преступления.

Система деятельности по выявлению и раскрытию преступлений собирает, накапливает, обрабатывает и использует в ходе своего функционирования целый спектр различных видов информации. В связи с последним обстоятельством в криминалистике как науке, изучающей эффективные средства, методы расследования, существует отдельная частная криминалистическая теория, изучающая вопросы информирования.

Не претендуя на полноту классификации, считаем, что можно выделить следующие виды информации, циркулирующей и используемой в системе:

- массивы криминалистически значимой информации, собираемые в ходе криминалистической регистрации - криминалистические, оперативно-справочные и справочно-информационные учеты. Не ставя себе целью раскрыть содержательное наполнение, упомянем, что учеты, в том числе включают информацию о розыскиваемых лицах, осужденных, лицах, содержащихся под стражей, неопознанных трупах и т.д.;

- совокупность организационно- управленческих документов, в том числе несущих пометку «для служебного пользования»;

- совокупность сведений, собираемых на личный состав, в том числе фигурирующих в личных делах сотрудников;

- информация, собираемая органами следствия и дознания в ходе предварительного расследования конкретного события преступления;

- сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- сведения, собираемые оперативно-розыскными органами в ходе проведения оперативнорозыскных мероприятий и административно-проверочной деятельности, ведущейся в целях борьбы с преступностью на основании Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности»;

- иная информация.

При этом в соответствии с законодательством информация, получаемая правоохранительными органами в ходе оперативно-розыскной деятельности, относится к информации, составляющей государственную тайну. Данная информация в случае ее использования без предварительного рассекречивания не может рассматриваться как часть тайны следствия, а является смежным видом тайны.

Однако все остальное из вышеприведенного перечня чаще всего является для сотрудника правоохранительного органа служебной информацией ограниченного распространения. Можно предположить, что данная информация, взятая в совокупности, и составляет тайну предварительного рас-

158 Г.Г. Камалова

2013. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

следования. Изменения, внесенные в Указ Президента РФ № 188, включили в п. 2. дополнительно к тайне следствия и судопроизводства также «сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты». Однако это принципиально не противоречит всему вышесказанному, а лишь уточняет его.

Между тем против приведенных рассуждений можно встретить два типа возможных возражений: во-первых, приведено слишком широкое понимание содержания тайны следствия (или тайны предварительного расследования); во-вторых, данное понимание не закреплено на уровне нормативно-правового регулирования. С этим нельзя не согласиться. Если же исходить из понимания потребностей практики деятельности органов предварительного расследования, то следует признать, что изложенная позиция в значительно большей степени соответствует действительности, нежели ее нормативно-правовое регулирование.

Несоответствие желаемого и действительного в данной области рассмотрим на примере только одного из пунктов вышеизложенного перечня - информации, собираемой в ходе предварительного расследования конкретного события преступления.

Для регламентации порядка обращения с указанной информацией законодатель использует понятие «данные предварительного расследования». Последнее позволяет многим ставить знак равенства между данными предварительного расследования и тайной следствия. Вместе с тем если рассмотреть буквальное толкование слова «данные», то оно образовано от слов «дано», «даны» и, следовательно, данные предварительного расследования должны пониматься как сведения, которые уже получены в ходе предварительного расследования конкретного преступления и нашли свое закрепление в материалах уголовного дела. Последнее подтверждается и нормами уголовно-процессуального законодательства, в том числе предусматривающими подписку о их неразглашении и иные меры их защиты. Действительно, разгласить можно лишь те данные, которые уже получены.

Но сущность предварительного расследования такова, что для получения данных предварительного расследования необходимо провести определенную творческую работу. В процессе проведения следственного действия специалисты-криминалисты выделяют не менее трех этапов (стадий) каждого действия: подготовительный, само следственное действие и заключительный (фиксации хода и результатов следственного действия). Не вдаваясь в нюансы, можно сказать, что в этом процессе данные предварительного расследования образуются только на второй и третьей стадиях. Подготовительная же стадия направлена на создание условий для осуществления следственного действия и получения его результатов. В ходе этой стадии субъект, ведущий расследование, изучает материалы уголовного дела, производит планирование следственного действия, выбор места, времени, его участников, подготовку технических средств деятельности и, наконец, на этой стадии производит выбор тактики следственного действия. Признать информацию, вырабатываемую на первой стадии следственного действия, данными предварительного расследования нет никаких оснований. Эта информация не «дана», она вырабатывается, создается самим органом расследования в целях эффективного проведения следственного действия и получения новых результатов. Орган предварительного расследования является первичным обладателем такой информации. Рассматриваемые сведения по своему содержанию, сущности являются служебной тайной сотрудников, осуществляющих предварительное расследование.

Из сказанного напрашивается вывод о неравенстве понятий «тайна следствия» и «данные предварительного расследования», что, к сожалению, многими специалистами не берется в расчет и более того игнорируется. Выявленная проблема либо искусственно игнорируется, либо специалисты идут по пути простого признания ее наличия [2].

Мы остановились только на одном из пунктов нашего перечня информации, используемой в ходе деятельности по выявлению и раскрытию преступлений - информации, получаемой в ходе расследования конкретного события преступления. Аналогичные рассуждения, подобный анализ возможен и в иных случаях.

Как показал анализ, законодательство Российской Федерации, к сожалению, лишь мозаично и непоследовательно регулирует особенности сбора, обработки и использования служебной тайны сотрудников правоохранительных органов, в том числе тайны предварительного расследования. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства в данном вопросе, включая устранение неточностей и пробелов, усложняющих правоприменительную практику.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2001.

2. Лопатин В. Правовая охрана и защита права на банковскую тайну // Государство и право. 2002. № 4.

Поступила в редакцию 26.10.12

G. G. Kamalova

Analysis of the concept and content of the secrecy of investigation

We consider the interrelationship between the concepts “secrecy of investigation” and “preliminary investigation data”, as well as other types of restricted information used in activities to identify and solve crimes on the basis of the procedural criminal law and the basic forensic tactics. The propositions on the improvement of the legislative regulation of the concept are made.

Keywords: official secret, the secret of the investigation, information from the investigation.

Камалова Гульфия Г афиатовна, Kamalova G. G.,

кандидат юридических наук, доцент candidate of law, associate professor

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.