Научная статья на тему 'Анализ политических процессов и развитие партийной системы на региональном уровне'

Анализ политических процессов и развитие партийной системы на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / POLITICAL COMMUNITIES / POLITICAL PARTIES / BRANCHES OF POLITICAL PARTIES / REGIONAL PARLIAMENT / NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Подосинников Евгений Юрьевич

Настоящая статья посвящена исследованию политических процессов и развитие партийной системы на региональном уровне в Курской области. Подготовлена на основе доклада, прозвучавшего в Курском государственном университете, экспертный круглый стол на тему: «Региональное измерение политических процессов в России» c участием Советника Посольства Швеции в Москве г-на Юхана Эйдмана. В статье предлагаются к рассмотрению различные аспекты действующего законодательства, анализируются количественные данные официальных источников, характеризующие политические процессы и развитие партийной системы Курской областиThis article is devoted to the study of political processes and the development of the party system at the regional level in the Kursk region. The article proposes to consider various aspects of the current legislation, analyses quantitative data of official sources characterizing political processes and the development of the party system of the Kursk region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ политических процессов и развитие партийной системы на региональном уровне»

УДК 35.074.5

Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент, руководитель Курского регионального отделения Российского общества политологов, заместитель начальника отдела функционирования контрактной системы Управления Федерального казначейства по Курской области e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЕ ПАРТИЙНОЙ

_ _*

СИСТЕМЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию политических процессов и развитие партийной системы на региональном уровне в Курской

области. Подготовлена на основе доклада, прозвучавшего в Курском государственном университете, экспертный круглый стол на тему: «Региональное измерение политических процессов в России» c участием Советника Посольства Швеции в Москве г-на Юхана Эйдмана. В статье

предлагаются к рассмотрению различные аспекты действующего законодательства, анализируются количественные данные официальных источников, характеризующие политические процессы и развитие партийной системы Курской области.

Ключевые слова: политические сообщества, политические партии, отделения политических партий, региональный парламент, некоммерческие организации.

Podosinnikov Eugene Yurevich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Head of the Kursk Regional Branch of the Russian Society of Political Scientists, Deputy Head of the Department of Operation of the Contract System of the Federal Treasury Office for the Kursk Region e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

Статья по итогам доклада, прозвучавшего в Курском государственном университете, экспертный круглый стол на тему: «Региональное измерение политических процессов в России» c участием Советника Посольства Швеции в Москве г-на Юхана Эйдмана

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 ANALYSIS OF POLITICAL PROCESSES AND DEVELOPMENT OF THE PARTY SYSTEM AT THE REGIONAL LEVEL

Abstract: this article is devoted to the study of political processes and the development of the party system at the regional level in the Kursk region. The article proposes to consider various aspects of the current legislation, analyses quantitative data of official sources characterizing political processes and the development of the party system of the Kursk region.

Key words: political communities, political parties, branches of political parties, regional parliament, non-profit organizations.

Судьба как политологии, так и органов казначейства в истории нашей страны сложна и противоречива....

В Советском союзе политология была названа лженаукой. Тоталитарный режим не был заинтересован в развитии общественных наук. Научное, объективное знание об обществе могло поставить перед режимом ряд нежелательных вопросов: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и, наконец, о легитимности самого режима.

Это стимулировало бы размышления о явлениях и процессах, которым невозможно найти объяснение в работах классиков марксизма.

Именно недооценка гуманитарного знания является одним из основных факторов развала Советского союза. Огромный интерес к политологии появляется в последней четверти двадцатого века, когда происходит переход к рыночной экономике и динамика политических и социально-экономических процессов увеличивается многократно [11].

Что касается казначейства, то органы казначейства были упразднены после 1917 года и восстановлены в 1992 году.

Изучение любого вопроса начинается с терминологии.

Политика — это искусство управления государством (Аристотель, 4 век до н. э.)

Политик, политический деятель — лицо, профессионально

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 занимающееся политической деятельностью.

Политология - это наука о политике (как самостоятельная наука сформировалась в конце 20 века, несмотря на то, что истоки политической мысли практически во всех древних документах, дошедших до наших дней).

Политолог - это специалист, который занимается исследованием всех сфер жизни, связанных с политикой. Профессия считается достаточно молодой. Например, в России на политологов стали учить только в конце 20 века [6].

В качестве основных субъектов политики выступают как государство, так и различные государственные и политические институты, учреждения, организации, партии, движения и даже отдельные личности. В тех или иных формах политическая наука развивалась в различных странах. Об этом свидетельствует создание множества национальных и региональных ассоциаций и организаций политических наук [7]. Политологические сообщества: 1903 - Американская ассоциация политической науки 1949 - Международная ассоциация политической науки (при поддержке ЮНЕСКО) (МАПН)

1956 - Советская ассоциация политической науки (для участия в МАПН), в 1991 году правоприемником становится Российская ассоциация политической науки (РАПН)

2013 - учреждена Общероссийская общественная организация «Российское общество политологов» (РОП)

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ -общероссийская общественная организация, объединяющая в своих рядах профессионалов-политологов из различных регионов РФ. Основная цель ассоциации - способствовать консолидации профессионального научного сообщества и развитию политологии в России.

Курское региональное отделение РАПН (далее - КРО РАПН) было создано в 2004 г. Первым руководителем регионального отделения был избран Владимир Дмитриевич Нечаев.

(2004-2007) Нечаев Владимир Дмитриевич - доктор политических наук, исполняющий обязанности ректора Севастопольского государственного

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 университета.

Становление регионального отделения приходится на период 2004-07 гг. В последствии В.Н. в связи с профессиональным ростом переезжает в Москву.

(2007-2012) Шаповалов Владимир Леонидович - кандидат исторических наук, Московский педагогический государственный университет, заместитель директора института истории и политики, декан факультета прикладной политологии.

(2012-по наст. время) Слатинов Владимир Борисович - доктор политических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Курский государственный университет [8].

Общероссийская общественная организация «Российское общество политологов» (РОП, основано в ноябре 2013 года) является неправительственной организацией. Объединяет российское экспертное сообщество в области политической науки с целью укрепить связи между политической наукой, образованием и практикой, а также представляет интересы российской политической науки и политологов в России и на международном уровне.

Российское общество политологов действует в целях интеграции российского политологического сообщества и укрепления связей между политической наукой, политологическим образованием и практической политикой и создает условия для успешного развития и реализации политологической среды в гражданском обществе.

Российское общество политологов осуществляет представительство интересов российской политологии во внутригосударственных отношениях, в частности на Евразийском пространстве и в странах СНГ, а также на международном уровне. Для обеспечения скоординированной молодежной политики в рамках РОП действует Молодежное отделение Российского общества политологов.

Российское общество политологов регулярно проводит конференции, семинары и встречи по актуальной общественно политической повестке дня современной России. В июле 2014 году в Суздале состоялся Первый съезд РОП «Национальные интересы России: глобальные приоритеты, политические

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 стратегии и перспективы», в рамках которого прошли научные дискуссии, посвященные вопросам политических ценностей российского общества, формированию национальных интересов и стратегии национального развития России.

Курское отделение, успехи 2019 года:

- электронный научный периодический журнал «Политика, экономика и инновации» - 4 выпуска;

- 19 мая 2017 года состоялась V региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы государственной политики и управления в условиях общественной трансформации»;

- квоты (Клязьма «Территория смыслов» - 11 чел., Сочи «Международная конференция молодежи и студенчества» - 6 чел.);

- трудоустройство (Мутылина Кристина - комитет информатизации КО, Хатина Маргарита - аспирантура МГУ).

Молодежное отделение Российского общества политологов является структурным подразделением Российского общества политологов (РОП), призванным объединить молодых представителей академического и профессионального сообщества в сфере политики.

На современном этапе развития в Российской Федерации проводятся масштабные реформы, охватывающие практически все сферы функционирования общества, в том числе и политическую. Достаточно актуальным аспектом настоящего исследования представляется выбор пути дальнейшего развития нашей страны, связанный с изучением отечественного исторического опыта становления и развития государственности, важнейшей формой которой стал парламентаризм. История российского парламентаризма берет свое начало с подписания Николаем II Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, где первая статья гласит: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». В 1906 г. начала свою работу I Государственная Дума, в чьи функции входило «... чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы» [9].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020

Историография изучения проблем российского парламентаризма достаточно обширна и имеет междисциплинарный характер. Свои соображения по поводу функционирования отечественного парламента высказывали дореволюционные историки и правоведы. В дальнейшем научный интерес к изучаемой проблематике был надолго утрачен. Только на современном этапе появились труды специалистов разных научных направлений, в которых освещаются вопросы становления и развития парламентских основ в Российской Империи, рассматриваются политические, социологические, юридические аспекты регламентации парламентской деятельности Федерального Собрания РФ. Российский парламентаризм стал объектом специального изучения в диссертационных сочинениях. Имеются публикации, посвященные современной российской многопартийной системе [10]. Научная новизна настоящего исследования заключается в попытке выявить универсальный индикатор оценки уровня политической партийной активности регионов России, впервые использованы количественные методики группировки регионов по числу зарегистрированных в субъектах РФ отделений партий.

В современной политической практике демократических государств концепция парламентаризма противостоит различным формам автократии, диктатуры и вождизма, однако во многих случаях не исключает национального лидерства в политическом руководстве страны, сопрягая юридические и политические формы такого лидерства с ответственностью и опорой на парламентское представительство. Как способ правления парламентаризм обеспечивает эффективный контроль за исполнительной властью на общенациональном уровне, однако не лишен недостатков в плане создания устойчивого парламентского большинства [7].

Парламентаризм предполагает высокую правовую культуру граждан, их стремление непосредственно или через своих представителей участвовать в управлении делами государства. Ключевые принципы парламентаризма, гарантирующие его развитие в современном государстве:

- народовластие,

- разделения властей,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020

- идеологическое и политическое многообразие,

- федерализм.

В современной политологии исследования политических партий являются одним из актуальных направлений. Политические партии играют центральную роль в политической системе общества большинства стран мира, что обусловливает актуальность исследования феномена политических партий современной России.

Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» статья 3 «Понятие политической партии и ее структура» пункт 2 декларирует: «политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии», при этом пункт 3 разъясняет: «под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом» [16].

В соответствии со статьей 65 главы 3 «Федеративное устройство» Конституции Российской Федерации, в состав РФ входят 85 субъектов: республики - 22, края - 9, области - 46, города федерального значения - 3, автономная область - 1, автономные округа - 4 [16].

По состоянию на 16.01.2020 г. в список зарегистрированных Министерством юстиции России входит 53 политических партий [12].

Используя официальные данные Министерства юстиции России, построим таблицу, в которой отразим количество отделений политических партий, зарегистрированных в регионах РФ (см. табл. 1).

Таблица 1 - Количество отделений политических партий, зарегистрированных в регионах ЦФО РФ (информация представлена по состоянию на 16.01.2020 г.)

№ п/п Регион ЦФО РФ Количество зарегистрированных отделений партий Ранг Удельный вес (%)

1 Белгородская область 41 10 77,4

2 Брянская область 38 13 71,7

3 Владимирская область 42 7 79,2

4 Воронежская область 45 4 84,9

5 Ивановская область 40 12 75,5

6 Калужская область 35 17 66

7 Костромская область 38 14 71,7

8 Курская область 43 6 81,1

9 Липецкая область 35 18 66

10 Москва 53 1 100

11 Московская область 49 2 92,5

12 Орловская область 42 8 79,2

13 Рязанская область 45 5 84,9

14 Смоленская область 37 16 69,8

15 Тамбовская область 42 9 79,2

16 Тверская область 47 3 88,7

17 Тульская область 38 15 71,7

18 Ярославская область 41 11 77,4

*Источник: посчитано авторами на основе официальных данных Министерства юстиции России - http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения -20.01.2020) [12].

Проранжируем регионы в соответствии с количеством зарегистрированных отделений политических партий и рассчитаем удельный вес в процентах от количества всех (53) зарегистрированных политических

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 партий в России (см. табл. 2).

Таблица 2 - Регионы ЦФО РФ проранжированные в соответствии с количеством зарегистрированных отделений политических партий

(информация представлена по состоянию на 16.01.2020 г.)

№ п/п Количество Удельный

Регион ЦФО РФ зарегистрированных Ранг вес

отделений партий (%)

1 Москва 53 1 100

2 Московская область 49 2 92,5

3 Тверская область 47 3 88,7

4 Воронежская область 45 4 84,9

5 Рязанская область 45 5 84,9

6 Курская область 43 6 81,1

7 Владимирская область 42 7 79,2

8 Орловская область 42 8 79,2

9 Тамбовская область 42 9 79,2

10 Белгородская область 41 10 77,4

11 Ярославская область 41 11 77,4

12 Ивановская область 40 12 75,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Брянская область 38 13 71,7

14 Костромская область 38 14 71,7

15 Тульская область 38 15 71,7

16 Смоленская область 37 16 69,8

17 Калужская область 35 17 66

18 Липецкая область 35 18 66

*Источник: посчитано авторами на основе официальных данных Министерства

юстиции России - http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения -20.01.2020) [12].

Используя данные таблицы, выделим «регионы-лидеры» и «регионы-аутсайдеры» по политической партийной активности.

Регионы лидеры (более 80 %): Москва (53 - 100 %), Московская область (49 - 92,5 %), Тверская область (47 - 88,7 %), Воронежская область (45 - 84,9 %), Рязанская область (45 - 84,9 %), Курская область (43 - 81,1 %),

Регионы аутсайдеры (менее 75 %): Липецкая область (35 - 66 %), Калужская область (35 - 66 %), Смоленская область (37 - 69,8 %), Тульская область (38 - 71,7 %), Брянская область (38 - 71,7 %).

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 Полученные результаты могут лечь в основу дальнейших исследований по поиску индикаторов политической партийной активности, а также предварять написание коллективной монографии в рамках изучения механизмов парламентаризма.

Таким образом, уровень политической партийной активности даже в рамках исследования субъектов ЦФО РФ характеризуется значительной разностью. Данный показатель подтверждает тезисы, с одной стороны, об уникальности Российской Федерации, как многонациональной страны, с другой стороны, ассиметричности, что необходимо учитывать при разработке программных и стратегических документов политического и социально-экономического развития государства.

Курская Областная Дума - региональный парламент Курской области [13], распределение депутатов по фракциям схематично изображено на рисунке.

Рис. 1. Схематичное распределение депутатов Курской Областной Думы

шестого созыва 2016 - 2021 гг. по фракциям

Современное общество выступает системой взаимодействия различных групповых интересов, находящихся в состоянии постоянной борьбы и конкуренции за обладание и распоряжение разнообразными общественными ресурсами, право доступа к процессу выработки и принятия политических

решений, с целью обеспечения преимуществ и выгод [6]. Одной из важных проблем осуществления политики является согласование интересов отдельных групп и общества в целом. Решение этой задачи придаст устойчивость и стабильность обществу, политической системе, повысит легитимность и эффективность власти, ускорит динамику развития общественных движений и политических партий.

В современный период развития можно с уверенностью говорить о необходимости разработки комплексной концепции участия юридических лиц, созданных как некоммерческих организаций (далее - НКО) в развитии экономического потенциала страны. Вклад НКО в экономику России сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Хотя на основе имеющихся статистических данных этот вклад значительно ниже, чем в развитых странах. Таблица 3 - Некоммерческие организации Курской области в разрезе

организационно-правовой формы и количества*

Организационно-правовая форма Кол-во %

Учреждение 52 3,15

Территориальное общественное самоуправление 1 0,06

Союз (ассоциация) общественных объединений 1 0,06

Религиозная организация 353 21,36

Профессиональный союз 215 13,00

Политическая партия 43 2,60

Орган общественной самодеятельности 2 0,12

Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц 148 8,95

Объединение работодателей 1 0,06

Общественный фонд 25 1,51

Общественное учреждение 30 1,81

Общественное движение 9 0,54

Общественно-государственное общественное объединение 7 0,42

Общественная организация 413 24,98

Нотариальная палата 1 0,06

Некоммерческое партнерство 50 3,02

Некоммерческий фонд 84 5,08

Национально-культурная автономия 1 0,06

Коллегия адвокатов 28 1,69

Казачье общество 18 1,09

Организационно-правовая форма Кол-во %

Иные некоммерческие организации 1 0,06

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств 1 0,06

Адвокатское бюро 4 0,24

Адвокатские палаты субъектов РФ 1 0,06

Автономная некоммерческая организация 164 9,92

Всего: 1653 100

Источник: построено автором на основе - официального сайта Министерства юстиции РФ [Электро нный реcурc] URL: http://www.mLnjust.ru (дата о бращения - 26.01.2020).

* информация на сайте представлена по состоянию на 23.01.2020

Таким образом, в настоящее время в России, как на федеральном, так и на региональном уровне происходит становление новых механизмов взаимодействия государства и групп интересов, при которых наиболее эффективная выработка политических решений возможна лишь при условии взаимодействия государства и групп интересов, вовлечения групп интересов в процессы осуществления государственной политики, учета позиций всех групп, интересы которых так или иначе затрагиваются в процессе выработки и реализации государственной политики в той или иной сфере. По данным Министерства юстиции РФ, в настоящее время, в Курской области зарегистрировано 1653 некоммерческих организаций, из которых наиболее многочисленные организации: общественные организации - 413, религиозные организации - 353, профессиональные союзы - 215, автономные некоммерческие организации - 164.

Список источников:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1997. - №39-40. - Ст. 4464.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020

2. Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1995. - №21. - Ст. 1930.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 04.04.2005 №32-Ф3 «Об общественной палате Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. -15.01.1996. - № 3, ст. 145.

5. Закон Курской области от 22.11.2007 №115-ЗКО «Об областной государственной поддержке общественных объединений в Курской области» // СПС Ко нсультантПлюс.

6. Павроз, А.В. Группы интересов и лоббизм в политике: учебное пособие [Текст] / А.В. Павроз. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - с. 161.

7. Подосинников, Е.Ю. Политико-правовое регулирования деятельности группы интересов на уровне субъекта федерации [Текст] / Е.Ю. Подосинников, Ю.И. Никулина // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2015. - № 1 (4). - С. 93-94.

8. Подосинников, Е.Ю., Подосинникова Р.В. Конструктивный диалог в политическом дискурсе местной власти и оппозиции Курской области (научная статья) [Текст] / Е.Ю. Подосинников, Р.В. Подосинникова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 2 (5). С. 102-104. - ISSN: 2409-7179. - URL: httpV/роснаука.орг.

9. Подосинников, Е.Ю. Сравнительная оценка политической партийной активности России и Белоруссии (научная статья) [Текст] / Е.Ю. Подосинников, С.О. Новосельский, А.А. Быстрякова // Электронный научный журнал «Политика, экономика и инновации». - 2016. № 6 (8). - С. 9. ISSN 24140309. - URL: http://pei-journal.ru.

10. Федоров А.В., Подосинников Е.Ю., Индексы политического влияния партий в парламенте, на примере Государственной Думы Российской Федерации: механизмы расчета и поиск закономерностей (научная статья)

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (30), 2020 [Текст] / А.В. Федоров, Е.Ю. Подосинников // Электронный научный журнал «Политика, экономика и инновации». - 2016. № 4 (6). - С. 5. ISSN 2414-0309. -URL: http://pei-journal.ru.

11. Смолянинов, Е.В. Распределение политических ресурсов в современных демократических системах: автореф. дис...канд. полит. наук [Текст] / Е.В. Смолянинов. - М., 2012. - 24 с.

12. Официальный сайт Министерства юстиции РФ [Электр нный ресурс] URL: http://www.minjust.ru (дата обращения - 12.01.2020).

13. Официальный сайт Администрации Курско й о бласти [Электр о нный ресурс] URL: http://adm.rkursk.ru (дата о бращения - 12.01.2020).

14. Официальный сайт Общественной палаты Курской области [Электро нный ресурс] URL: http://op46.ru (дата обращения 12.01.2020).

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения -12.01.2020).

16. Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электр нный ресурс] URL: httpV/wwwxonsultant.ru (дата обращения - 12.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.