УДК 321.72
Фёдоров Андрей Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной информатики и математики Курского института менеджмента, экономики и бизнеса
e-mail: [email protected]
Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент, руководитель Курского регионального отделения Российского общества политологов
e-mail: [email protected]
РАССЧЕТ И АНАЛИЗ ИНДЕКСОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ПАРТИЙ В ПАРЛАМЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию деятельности парламента Республики Молдова XX созыва. В статье предлагаются к рассмотрению различные аспекты действующего законодательства, анализируются механизмы законодательного процесса в Республике Молдова. Рассчитаны и проанализированы основные индексы политического влияния партийных фракций.
Ключевые слова: индексы политического влияния, индекс Шейпли-Шубика, индекс Банжафа, индекс Джонстона, индекс Дигана-Пакела.
Fyodorov Andrey Viktorovich, candidate of physical and matematical sciences, associate professor, head of the department of applied informatics and mathematics of Kursk institute of management, economy and business
e-mail: [email protected]
Podosinnikov Evgeny Yuryevich, candidate of political sciences, head of the Kursk regional office of the Russian society of political scientists
e-mail: [email protected]
CALCULATION AND THE ANALYSIS OF INDEXES OF POLITICAL INFLUENCE OF PARTIES IN PARLIAMENT OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA
Summary: the present article is devoted to a research of activity of parliament of the Republic of Moldova of the XX convocation. In article various aspects of the current legislation are offered to consideration, mechanisms of legislative process in the Republic of Moldova are analyzed. The main indexes of political influence of party fractions are calculated and analysed.
Keywords: indexes of political influence, Sheypli-Shubik's index, Banzhafs index, Johnston index, Digana-Pakel's index.
Конституционное, социальное и экономическое развитие современного государства тесно связано с эффективным функционированием политической, партийной и избирательной систем. Избирательная система как установленный порядок организации и проведения выборов, определения их результатов, предполагает, с одной стороны, реализацию права граждан принимать участие в управлении делами государства, а с другой - определяет стабильность и эффективность функционирования выборных институтов государственной власти.
В современной ситуации, когда в странах участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) институт Президента в системе органов власти гипертрофирован, а традиции парламентаризма в России относительно невелики, рассмотрение внутрипарламентских механизмов и закономерностей парламентов данных стран, сравнительное изучение политического влияния партий является актуальной темой при исследовании процессов и тенденций политических систем стран-членов СНГ.
В связи с социально-политическими процессами направленными на сближение России и Республики Молдова, особый научный интерес вызывает исследование механизмов политического влияния партий в парламенте Республики Молдова.
Парламент Молдавии (до 23 мая 1991 года - Верховный Совет Молдавской ССР) - высший представительный и законодательный орган страны, который состоит из 101 депутата. Первые парламентские выборы в современной Молдавии состоялись в апреле 1990 года. Тогда это был ещё Верховный совет Молдавской ССР, который 23 мая 1991 года был переименован в парламент Республики Молдова, при этом 83 % депутатов являлись членами компартии Молдавии.
Последние выборы прошли 30 ноября 2014 года. На них победу одержала ПСРМ, получив 20,51 % голосов и 25 мандатов. Также в парламент прошли: ЛДПМ - 20,16 % голосов и 23 мандата, ПКРМ - 17,48 % голосов и 21 мандат, ДПМ - 15,80 % голосов и 19 мандатов и ЛП - 9,67 % голосов и 13 мандатов. 23 января 2015 года председателем парламента был избран Андриан Канду. 12 февраля 2015 года Юрию Лянкэ (вице-председатель парламента) не удалось получить вотум доверия на должность премьер-министра. 18 февраля 2015 года Кириллу Габуричу (премьер-министр) удалось получить вотум доверия на должность премьер-министра, тем самым парламенту удалось избежать досрочных парламентских выборов.
По состоянию на 2017 год распределение численности голосов, их доля, а также ранг фракций парламента Республики Молдова представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Численность голосов, доля и ранг фракций парламента Республики Молдова
Фракция Численность Ранг фракции
голоса доля %
? Неприсоединившиеся 26 25,75 1
■^аЬ»' Партия социалистов Республики Молдова 24 23,76 2
РОГЛ Демократическая партия Молдовы 19 18,81 3
Либеральная партия 13 12,87 4
♦ PI. ОМ Либерально-демократическая партия Молдовы 12 11,88 5
jf^llllJflL Партия коммунистов Республики Молдова 7 6,93 6
*Источник: построено авторами на основе источников - [1 1]
Для проведения решений партиям необходимо вступать в коалиции, среди которых важную роль играют те, которые могут обеспечить необходимое большинство. Представляет интерес изучение политического влияния партий именно с точки зрения возможности образования в парламенте выигрывающих коалиций, поскольку сила влияния партии не зависит напрямую от числа ее голосов. Коалиция считается выигрывающей, если она может принять решение без голосов остальных партий. Чем больше коалиций, которые данная партия делает выигрывающими, тем больше у нее возможностей влиять на исход голосования.
Для оценки силы политических партий актуальным является использование индексов политической силы, измеряющих степень влияния партии в парламенте на основании числа коалиций, которые партия делает выигрывающими. Наиболее содержательными являются четыре индекса политического влияния (далее - ИПВ): Шейпли-Шубика, Банжафа, Джонстона и Дигана-Пакела [5, 6]. Расчет ИПВ проводился согласно нижеследующей методике, которая нашла подтверждение в ранее проведенных авторских исследованиях, на примере Белоруссии и России [5, 6].
Индекс Шейпли-Шубика основан на понятии «решающей партии». Пусть Х={р1,..., р7} - множество партий, каждая из которых имеет ровно 1 голос, за исключением партии р4, обладающей 3 голосами. Пусть для принятия решения необходимо 5 голосов. Рассмотрим порядок: р7, р3, р5, р4, р2, р1, рб. В нем коалиция {р7, р3, р5} проигрывает. При присоединении к ней партии р4 получается коалиция {р7, р3, р5, р4}, которая выигрывает. Поэтому для данного порядка избирателей «решающей» является партия р4. Пусть р - партия в системе голосования. Пусть Х - множество всех партий. Тогда индексом Шейпли-Шубика партии р называется отношение SSI(p)=А/В, где А - количество порядков, для которых партия р является «решающей»; В - количество всех возможных упорядочений партий из множества Х.
Индекс Банжафа учитывает «критичность» партии для выигрывающей коалиции. «Полной силой Банжафа» партии р называется число ТВР(р), равное
количеству коалиций С, удовлетворяющих трем условиям: партия р является членом коалиции С; коалиция С является выигрывающей; при выходе партии р из коалиции С получается проигрывающая коалиция. Пусть р1 - партия в системе голосования. Обозначим остальные партии через р2, р3, ..., рК Индексом Банжафа партии р1 называется отношение В1(р1)=ТВР(р1)/(ТВР(р1)+...+ ТВР(рК)).
Индекс Джонстона учитывает уникальность критичной партии для выигрывающей коалиции. «Полной силой Джонстона» партии р называется число ТJР(р), которое вычисляется следующим образом. Пусть С1, ..., О) - выигрывающие коалиции, для которых удаление партии р является критичным. Пусть п1- число партий, удаление которых из коалиции С1 является критичным, п2-число партий, удаление которых из коалиции С2 является критичным и так далее до п) - числа партий, удаление которых из коалиции С) является критичным. Тогда ТJР(р) = 1/п1 + 1/п2 + ... + 1/п). Индексом Джонстона партии р1 называется отношение Л(р1)=ТПР(р1)/(Т1Р(р1)+...+ ТДР(рК)).
Индекс Дигана-Пакела учитывает влияние партий только в минимальных выигрывающих коалициях. «Полной силой Дигана-Пакела» партии р называется число ТDPР(р), которое вычисляется следующим образом. Пусть С1, ..., О) -минимальные выигрывающие коалиции, к которым принадлежит партия р. Пусть п1- число партий в коалиции С1, п2- число партий в коалиции С2 и так далее до п) - числа партий в коалиции С). Тогда ТDPР(р) = 1/п1 + 1/п2 + ... + 1/п). Индекс Дигана-Пакела партии р1 равен DPI(p1)=TDPP(p1)/(TDPP(p1)+.+ TDPP(pN)).
Результаты расчетов представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Индексы политического влияния при голосовании 1/2 и 2/3 голосов фракциями парламента Республики Молдова_
Ранг фракции Индексы политического влияния при голосовании 1/2 голосов Индексы политического влияния при голосовании 2/3 голосов
Шейпли-Шубика Банжафа Джонстона Дигана-Пакела Шейпли-Шубика Банжафа Джонстона Дигана-Пакела
1 0,28 0,27 0,35 0,22 0,21 0,26 0,29 0,22
2 0,21 0,20 0,19 0,18 0,21 0,26 0,29 0,22
3 0,21 0,20 0,19 0,18 0,14 0.17 0,17 0,14
4 0,14 0,13 0,11 0,15 0.11 0.13 0.12 0,17
5 0,14 0,13 0,11 0,15 0.11 0.13 0.12 0,17
6 0,07 0,07 0,04 0,12 0,04 0,04 0,04 0,08
Доминирующее положение фракции № 1 подтверждается наибольшими значениями всех ИПВ при голосовании 1/2 голосов. При голосовании 2/3 голосов доминирующее положение имеют фракции: № 1 и № 2.
На рисунке 1 отображены доли в % численности фракций парламента Республики Молдова.
б
Рис. 1 - Доли в % численности фракций парламента Республики Молдова
На рисунке 2 отображены значения индексов политического влияния фракций парламента Республики Молдова при голосовании 1/2 голосов.
Рис. 2 - Значения индексов политического влияния фракций парламента Республики Молдова при голосовании 1/2 голосов
На рисунке 3 отображены значения индексов политического влияния фракций парламента Республики Молдова при голосовании 2/3 голосов.
Рис. 3 - Значения индексов политического влияния фракций парламента Республики Молдова при голосовании 2/3 голосов
Полученные результаты хорошо согласуются с политическими событиями, происходящими в данный момент Республике Молдова, что подтверждает адекватность используемого подхода к измерению отношений между партиями внутри парламента Республики Молдова. Данный подход открывает широкие возможности для более глубокого и детального анализа политических событий в странах СНГ.
Парламент Молдавии XX созыва - это эффективный созидательный фактор, призванный объединить население Республики Молдова. Законодательная власть, имеет исключительное право принятия законов, что реализуется в принципе народного суверенитета. Недооценка роли парламента прямо отражается на экономической ситуации в стране, на правопорядке и уважении к закону, на легитимности власти в стране, что находит подтверждение в новейшей истории России.
Список литературы:
1. Официальный сайт сайт парламента Молдавии [Электронный ресурс] URL: http://parlament.md/Home/tabid/37/language/en-US/Default.aspx -
2. Подосинников, Е.Ю. Индексы политического влияния партий в парламенте, на примере Государственной Думы Российской Федерации: механизмы расчета и поиск закономерностей (научная статья) [Текст] / Е.Ю. Подосинников, А.В. Федоров // Электронный научный журнал «Полити-
ка, экономика и инновации». - 2016. № 4 (6). - С. 5. ISSN 2414-0309. - URL: http://pei-journal.ru
3. Подосинников, Е.Ю. Сравнительная оценка политической партийной активности России и Белоруссии (научная статья) [Текст] / Е.Ю. Подосинников, С.О. Новосельский, А.А. Быстрякова // Электронный научный журнал «Политика, экономика и инновации». - 2016. № 6 (8). - С. 9. ISSN 2414-0309. -URL: http://pei-journal.ru
4. Подосинников Е.Ю. Современные проблемы формирования законодательных органов власти субъектов Российской Федерации - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2006.
5. L. Shapley, M. Shubik. A Method for Evaluating the Distribution of Power in a Committee System // American Political Science Review. - 1954. - № 48. - Р.78-92.
6. J. Banzhaf. Weighted Voting Doesn't Work: A Mathematical Analysis // Rutgers Law Review. - 1965. - № 19. -Р. 317-343.