Научная статья на тему 'Анализ поликодовых коммуникативных событий (на материале имидж-форумов)'

Анализ поликодовых коммуникативных событий (на материале имидж-форумов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ / MULTIMODAL TEXT / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET-BASED COMMUNICATION / ИМИДЖ-ФОРУМ / IMAGE-BOARD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мичурин Дмитрий Сергеевич

Исследование поликодовых произведений, где семантика языкового знака взаимодействует с изобразительным контекстом, – относительно новое направление в лингвистике текста. В статье излагаются методики анализа поликодовых текстов на примере коммуникации в имидж-форумах. Автор рассматривает различные подходы к решению данной проблемы и приходит к выводу, что для задачи отслеживания движения смыслов одним из основополагающих является метод анализа базовых содержательных компонентов сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of multicode communicative events (based on image-forum data)..42 Monina Т.S. Actualization of Speech Subject Type in Poetic Speech (F. Tyutchev «The Mind Can Not Understand Russia.»)

Analyzing multimodal texts, where language semantics depends on the context of other semiotic systems, is regarded as a new direction within the framework of text linguistics. The paper looks into the different methods of research of multimodal texts in Internet-based communication on image-boards. The author argues that themethod of analyzing basic semantic components of the polimodal messages is essential.

Текст научной работы на тему «Анализ поликодовых коммуникативных событий (на материале имидж-форумов)»

Д.с. Мичурин

УДк 81.23

анализ поликодовых коммуникативных событий (на материале имидж-форумов)

исследование поликодовых произведений, где семантика языкового знака взаимодействует с изобразительным контекстом, - относительно новое направление в лингвистике текста. В статье излагаются методики анализа поликодовых текстов на примере коммуникации в имидж-форумах. Автор рассматривает различные подходы к решению данной проблемы и приходит к выводу, что для задачи отслеживания движения смыслов одним из основополагающих является метод анализа базовых содержательных компонентов сообщений.

Ключевые слова: поликодовый текст, интернет-коммуникация, имидж-форум.

D.s. Michurin

анализ поликодовых коммуникативных событий (на материале имидж-форумов)

Analyzing multimodal texts, where language semantics depends on the context of other semiotic systems, is regarded as a new direction within the framework of text linguistics. The paper looks into the different methods of research of multimodal texts in Internet-based communication on image-boards. The author argues that themethod of analyzing basic semantic components of the polimodal messages is essential.

Key-words: multimodal text, Internet-based communication, image-board.

и зучению функционирования единиц языка в составе поликодовых текстов, в которых семантика составляющих определяется взаимодействием между семиотически гетерогенными компонентами, уделяется значительное место в современной лингвистике. Чаще всего исследования направлены на взаимодействие вербальных и изобразительных элементов. В качестве объекта таких исследований уже выступали дидактические тексты с иллюстрациями, комиксы, реклама.

Иллюстрированный текст, комикс, реклама не предполагают прямого ответа коммуниканта, не подразумевает живого диалога. На одной стороне профессионалы, располагающие необходимыми орудиями для создания поликодового текста и возможностями для его размещения, на другой - «безответный» адресат, не имеющий ни того, ни другого. Коммуникация, в которую включаются эти произведения, асимметрична. Принципиально иная ситуация складывается в общении на имидж-форумах, где, напротив, всякий текст подразумевает изоморфный ответ и адресат пользуется равными правами и имеет равные возможности.

Можно предположить, что анализ коммуникации, которая направляется одновременно содержанием реплик и содержанием изобразительного материала может представлять интерес как для теории коммуникации, так и для изучения содержания речевых действий в контексте поликодового виртуального диалога.

Прежде всего, кратко рассмотрим, что из себя представляют имидж- форумы и чем характеризуется коммуникация на них.

По сравнению с другими площадками интернет общения имидж-форумы обладают целым рядом интересных особенностей (анонимность, отсутствие цензуры, регистрации, авторизации и модерации), подробно останавливаться на которых не входит в задачи данного доклада, нас, прежде всего, интересует поликодовый характер коммуникации.

коммуникация на имидж-форумах организована при помощи тредов, типичный тред можно увидеть на рис.1. Тред состоит из исходного сообщения или поста (рамка в верхней части иллюстрации) и его обсуждения, разворачивающегося сверху, от начального сообщения, вниз, пополняясь все новыми репликами коммуникантов (рамка в средней части иллюстрации). Исходное сообщение обязательно содержит прикрепленное к тексту изображение. Сообщения, опубликованные в ответ на исходное, тоже могу содержать изобразительный компонент. Для опубликования сообщений не нужна какая-либо авторизация или регистрация.

стйялветш-яя!

Рисунок1. Типичный тред, размещенный на имидж-форуме.

Наука пока не выработала инструментов анализа таких поликодовых коммуникативных событий. Поэтому решение задачи анализа предполагает разработку специальных методик. В качестве возможных направлений предложены:

- выделение базовых формальных компонентов в вспомогательных целях;

- выделение базовых содержательных компонентов, которые направляют смысло-порождение коммуникантов;

- оценка соотношения между составляющими;

- наблюдение за формальной динамикой разворачивания треда (размещения

лингвистические исследования

сообщений) с оценкой роли каждого последующего сообщения в развитии темы (аналогично тема-рематическому анализу), уточнение обусловловленности каждого сообщения вербальным и пиктографическим компонентом, поиск моментов преломления коммуникативного события и оценка их зависимости от семиотики сообщения.

Рассмотрим на примере отдельного треда данные направления.

имеется тред, направление коммуникации в котором изначально задается исходным сообщением, состоящим из текстовой части (приведена ниже) и изобразительной (рис.2).

Рисунок 2. Изобразительная составляющая первоначального сообщения треда.

вербальная составляющая первоначального сообщения треда:

посоны, поясните по хардкору, зачем датчане @#$рят дельфинов, а то я от картинок уже овер 20 минут лолирую, ведь не может быть что бы в такой стране как дания @#$рили дельфинов пачками для лул-зов.

После первоначального сообщения следует 27 сообщений различного характера, развивающих заданную им тему, часть из них текстовая, часть изобразительная, часть смешанная.

Можно проследить формальную динамику разворачивания треда (размещения сообщений): взаимодействие коммуникантов, наличие гетерогенных составляющих.

Для этого обозначим, прежде всего, номер сообщения - №, наличие вербальной составляющей обозначим - Т, наличие изобразительной - и.

Построим формальную схему движения треда, на которой наглядно показано количественное соотношение вербальных и изобразительных компонентов, количество мини-событий внутри одного треда, какое сообщение каким вызвано. Например, из схемы видно, что в рассмотренном треде из

Рисунок 3. Формальная схема движения треда.

44 Вестник МиЛ

27 сообщений, только 4 были с изображениями).

Но данная схема может являться лишь вспомогательной, т.к. с её помощью нельзя ясно понять причины, вызвавшие те или иные сообщения, т.е. нельзя определить, чем направляется то или иное сообщение (содержанием реплик, изображением или и тем и другим).

Для такого рода понимания необходимо проанализировать движение смыслов внутри треда. Для этого целесообразно проанализировать семантику обеих составляющих с выделением базовых содержательных компонентов, которые направляют смысло-порождение.

Для изобразительной составляющей это: мужчины, стоящие по пояс в воде; человек, наносящий удар по черному объекту на поверхности воды; красный от крови водоем, холодное оружие в руках человека.

Для вербальной: датчане, дельфины, умерщвление, «отношение автора: не может быть, лолирую», «вопрос виртуальному адресату:зачем?»

Для прослеживания движения смыслов (идей) необходимо установить не только сообщение, вызвавшее очередную реплику (как в формальном анализе), но и направление идеи, заданное этим сообщением. Также существенная для нас проблема - выявление в каждом отдельном случае роли составляющих: какая из них индуцировала очередное сообщение. Для ее решения анализируются вербальная и изобразительная составляющие каждого сообщения отдельно, выявля-

ется наличие или отсутствие связи вербальной составляющей с изобразительной (если таковая имеется), выделяется взаимосвязь сообщений друг с другом (в ответ на какое сообщение создано то или иное другое сообщение).

содержательный анализ позволяет увидеть, что обсуждение поставленного в первом сообщении вопроса ведется неравномерно, с отклонениями от темы. На имидж-форумах отклонения от первоначальной темы не пресекаются модераторами и администраторами, как это делается на множестве других площадкок интернет-общения. Также содержательный анализ показывает, что на имидж-форумах, в связи с полным отсутствием каких-либо ограничений на форму сообщений, гораздо ярче проявляются эмоции, вложенные в них автором, активно используются обсценная лексика и многочисленные мемы, сформировавшиеся в этой среде.

Вышеуказанные методики были в дальнейшем апробированы на материале отобранных специальным образом 50 тредов. Результатами описанной процедуры анализа поликодового коммуникативного события стало выявление закономерной зависимости изменения темы исходного сообщения от знаковой природы комментария, выявление эмоции как фактора взаимодействия между вербальной и изобразительной составляющей в поликодовых текстах имидж-форумов, выделение роли поликодовых текстов в сампопрезентации участников интернет-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.