Научная статья на тему 'Анализ показателей социально-экономического развития городского округа "Город Петровск-Забайкальский" Забайкальского края'

Анализ показателей социально-экономического развития городского округа "Город Петровск-Забайкальский" Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / ФАКТОРЫ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокурцева Е. А.

Автор проводит анализ социальноэкономических показателей муниципального образования (на примере городского округа «Город Петровск-Забайкальский»). Проведено сравнение предполагаемых к реализации программ социально-экономического развития городского округа и выполненных мероприятий. В качестве сравнительной базы также использованы комплексные программы муниципальных районов Забайкальского края.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author analyzes the socio-economic indicators of the municipality (for example, «City Petrovsk-Zabaykalsky» urban district). The programs of social and economic development of the city district and implemented measures are compared. As a comparative base also used by municipal targeted programs of metropolitan regions Trans-Baikal Territory.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей социально-экономического развития городского округа "Город Петровск-Забайкальский" Забайкальского края»

УДК 332.145

Е. А. Винокурцева

Отдел культуры и по делам архивов администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, Россия)

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Автор проводит анализ социально-экономических показателей муниципального образования (на примере городского округа «Город Петровск-Забайкальский»). Проведено сравнение предполагаемых к реализации программ социально-экономического развития городского округа и выполненных мероприятий. В качестве сравнительной базы также использованы комплексные программы муниципальных районов Забайкальского края.

Ключевые слова: муниципальное образование, анализ, динамика, факторы роста показателей, региональная экономика.

В ситуации кризиса города вынуждены пересматривать стратегии социально-экономического развития. Как отмечают специалисты, сегодня становится очевидным дефицит новых подходов к конкурентоспособности городской экономики и городской среды с точки зрения инвестиционной и экономической привлекательности1. В последнее время все большее развитие получает экономика муниципальных образований. При поиске эффективных факторов экономического развития каких-либо административно-территориальных образований анализ стратегий и показателей социально-экономического развития этих городов может стать как отличным источником информации, так и объектом исследования.

Цель написания данной статьи — изучение социально-экономического состояния муниципального образования. Объект исследования — муниципальное образование, показатели развития городского округа по классификации:

— основные показатели социально-экономического развития муниципального образования;

— основные показатели реализации отдельных полномочий по решению вопросов местного значения.

Для достижения поставленной цели исследования сформулированы задачи и пункты исследования:

1. Анализ показателей социально-экономического развития муниципального образования путем сравнения достигнутых величин показате-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 2 (5).

© Е. А. Винокурцева, 2016

1 См.: Светуньков С. Г., Загроновская А. В., СветуньковИ. С. Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-экономического развития регионов России : моногр. СПб., 2012. 129 с. URL: http://sergey.svetunkov.ru/ economics/complex/MD2012 (дата обращения: 01.10.2016).

лей за период 2013—2015 гг. (относительный показатель, в процентах) в соответствии с опубликованными официальными отчетами.

2. Оценка состояния показателей социально-экономического развития муниципального образования. Проведение анализа динамики величин показателей. Выявление «слабых» и «сильных» сторон, потенциальных возможностей в развитии городского округа.

Проанализируем основные показатели социально-экономического развития городского округа «Город Петровск-Забайкальский», приведенные в отчетах о выполнении плана за 2013— 2015 гг. (табл. 1).

Анализ основных показателей социально-экономического развития 2013—2015 гг. показал следующие проблемы:

По показателю «объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами» наблюдается снижение величины данного показателя (к 2013 г. выполнение в 2015 г. составляет 62 %). Основной причиной снижения показателя, на взгляд автора, является отсутствие промышленного производства (закрытие группы промышленных предприятий, например «Металлургического завода»). Следует сказать, что структуру предприятий городского округа в большей мере составляют бюджетные учреждения (44,8 %) и предприятия частной формы собственности (55,2 %). Промышленно-производственный потенциал городского округа «Город Петровск-Забайкальский» представлен предприятиями обрабатывающих производств; предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Для расширения экономического потенциала городского округа необходимо создание новых производств.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития городского округа «Город Петровск-Забайкальский» за 2013—2015 гг.

Показатель 2013* 2014** 2015***

Производство промышленной продукции

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, тыс. руб. 569 300,0 381 249,0 352 491,8

Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах, % к предыдущему году 104,6 61,6 93,3

Сельское хозяйство

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств. Всего, тыс. руб. 26 320,0 23 600,0 25 800,0

Инвестиционная и строительная деятельность

Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство», тыс. руб. 60 300,0 34 500,0 154 600,0

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, тыс. руб. 99 740,0 157 250,0 188 700,0

Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 3,19 3,67 0,52

Потребительский рынок

Оборот розничной торговли, тыс. руб. 1 153 070,0 1 318 200,0 1 411 400,0

Оборот общественного питания, тыс. руб. 19 600,0 26 600,0 29 000,0

Объем платных услуг населению, в том числе бытовых услуг, тыс. руб. 453 520,0 526 000,1 559 000,0

Рынок труда и заработной платы

Среднесписочная численность работников (без совместителей), человек 5852 5427 5428

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости, человек 192 206 326

Численность официально зарегистрированных безработных, человек 187 180 317

Уровень зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению, % 1,95 1,90 3,46

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, тыс. руб. 21,101 23,254 24,090

Развитие малого предпринимательства

Общее количество малых предприятий, единиц 136 136 136

Социальная сфера

Обеспеченность детей в возрасте 1—6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях (на 100 мест приходится 100 детей), мест 100 106 101

Число мест в зрительных залах на 1000 населения, мест 30,8 32,1 35,4

Число книг и журналов в библиотеках на 1000 населения, единиц 8348,0 8790,0 9035,6

Муниципальное имущество

Наличие основных фондов, находящихся в муниципальной собственности: по полной стоимости, тыс. руб. 543 567,5 708 757,5 901 383,1

Доходы, получаемые от сдачи муниципального имущества в аренду, тыс. руб. 1487,7 1500,0 2019,4

Территория

Всего 326 840 326 840 326 840

Площадь городского округа, предназначенная для строительства, тыс. м2 9315,0 9315,0 9315,0

Демография

Численность постоянного населения на начало года, человек 17 486 17 144 16 803

Общий коэффициент рождаемости на 1000 населения, единиц 16,0 13,9 14,5

Общий коэффициент смертности на 1000 населения, единиц 17,50 18,4 19,1

Коэффициент естественного прироста (убыли), единиц -1,5 -4,5 -4,6

Миграционный прирост (убыль), человек -18,7 -14,6 -16,3

Органы местного самоуправления

Численность работающих в органах местного самоуправления, человек 74 73 73

Расходы бюджета на органы местного самоуправления, тыс. руб. 27 817,3 23 611,2 25 235,5

Основные показатели реализации отдельных полномочий по решению вопросов местного значения

Бюджет муниципального образования

Доходы всего, тыс. руб. Расходы всего, тыс. руб. 374 593,1 442 657,7 365 648,2 404 551,1 411 210,3 410 645,8

Муниципальный заказ (в разрезе утвержденной номенклатуры товаров и услуг), млн руб. 124,4 180,7 187,1

* Данные приводятся по: Об утверждении отчета о выполнении плана социально-экономического развития городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в 2013 году. Раздел «Администрация»; подраздел «Решения Думы» : решение Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 28 мая 2014 г. № 13 : офиц. сайт. URL: петзаб.забайкальскийкрай.рф (дата обращения: 01.10.2016).

** Данные приводятся по: Об утверждении отчета о выполнении плана социально-экономического развития городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в 2014 году. Раздел «Администрация»; подраздел «Решения Думы» : решение Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 29 мая 2015 г. N° 19 : офиц. сайт. URL: петзаб.забайкальскийкрай.рф (дата обращения: 01.10.2016).

*** Данные приводятся по: Об утверждении отчета о выполнении плана социально-экономического развития городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в 2015 году. Раздел «Администрация»; подраздел «Решения Думы» : решение Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 27 мая 2016 г. № 18 : офиц. сайт. URL: петзаб.забайкальскийкрай.рф (дата обращения: 01.10.2016).

По показателю «валовая продукция сельского хозяйства» за 2015 г. наблюдается небольшое снижение выполнения величины данного показателя к 2013 г. (98 %). Такую устойчивость показателя можно объяснить тем, что развитие сельского хозяйства как отрасли в основном сосредоточено в муниципальном районе «Петровск-Забай-кальский район» — в городском округе этот показатель отражает небольшой объем производства и реализации продукции сельского хозяйства, которым занимаются некоторые группы населения.

По показателю «инвестиционная и строительная деятельность» в сравнении 2015 г. к 2013 г. видна динамика увеличения строительных работ (139 %), что говорит о реализации в полной степени программ по переселению жителей в новые дома, реконструкции существующих зданий и сооружений, облагораживанию территории и развитию инфраструктуры городского округа.

Строительная индустрия городского округа «Город Петровск-Забайкальский» имеет два направления деятельности: жилищное строительство (частное) и строительство объектов производственного назначения, объектов потребительского рынка. Несмотря на кризисные явления, продолжается работа по строительству и вводу новых объектов.

По показателям «оборот розничной торговли», «объем платных услуг населению» наблюдается выполнение плана за 2015 г. составило 123 % к 2013 г., по показателю «оборот общественного питания» 148 %. Наибольший удельный вес занятых в малом бизнесе — это структуры торговли, что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским рынком. Структура платных услуг, оказываемых населению, носит устойчивый характер. Наибольший удельный вес занимают жилищно-коммунальные услуги и услуги связи. Достаточно хорошо развита сеть предприятий торговли и бытового обслуживания. Следует отметить открытие сети супермаркетов на территории городского округа, которые реализуют направления, связанные с введением скидок на некоторые группы продовольственных и промышленных товаров. Организована работа специализированных, фирменных магазинов. Широкая сеть бытовых услуг. Стремясь привлечь клиентов, руководители предприятий потребительского рынка стали больше обращать внимание на интерьер зданий и помещений. С каждым годом становится все более важным качество и разнообразие услуг, за счет средств предпринимателей улучшается материально-техническое оснащение предприятий, закупается новое холодильное, технологическое оборудование. Расходы на услуги связи, относящиеся к услугам обязательного характера и занимающие значительную долю в структуре услуг на протяжении нескольких лет, ежегодно увеличиваются за счет повышения их качества, конкурентоспособности, внедрения новых форм обслуживания населения.

Ситуация на рынке труда в городском округе находится в «подвешенном состоянии».

Наблюдается миграционный отток граждан в другие регионы либо в административный центр Забайкальского края. На протяжении последних лет наблюдается снижение численности занятых в экономике. В качестве причины можно назвать сокращение численности работающих предприятий в связи с финансовым кризисом. Не всем работникам ликвидированных предприятий было предложено трудоустройство. Большая доля граждан состоит на учете в территориальном органе службы занятости, где предусматривается программа мер по дальнейшему трудоустройству с возможностью освоения новых профессий, переобучения за счет ассигнований местного или регионального бюджета. Из числа всех занятых в экономике 47,2 % занято в отраслях материального производства, в непроизводственной сфере занято 52,8 %. Ежегодно уменьшается численность занятых в лесном хозяйстве, в обрабатывающих производствах (производство пищевых продуктов). Снижение числа занятых наблюдается и в непроизводственной сфере. Оценка перспективы развития рынка труда показывает, что ситуация может быть довольно напряженной, возможно усиление дисбаланса в сторону нехватки рабочих мест. Поэтому крайне необходимо уделять должное внимание реализации программ по содействию занятости населения городского округа.

Развитие малых предприятий в городском округе остается на том же уровне, их количество не увеличивается. Образование новых малых предприятий не происходит по причине недостаточного количества финансовых ресурсов у контрагентов, отсутствия кадрового потенциала определенного профиля, продолжительного оформления уставной и финансово-хозяйственной документации для функционирования малых предприятий.

Развитие социальной сферы, в частности, оказание услуг библиотеками, клубами, спортивными формированиями, реализуется в полном объеме. Ежегодно осуществляется финансирование за счет федеральных средств по обновлению книжного фонда библиотек и филиалов городской библиотечной системы. Также за счет средств специального счета бюджетных учреждений пополняется фонд оборудования для проведения культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований. Отрицательным фактором остается наличие очередей в дошкольные учреждения, что обусловлено потребностью строительства новых детских садов в городском округе за счет осуществления финансирования путем привлечения финансовых средств на основе государственно-частного партнерства, спонсорской помощи.

Показатель «доходы от сдачи муниципального имущества в аренду» обеспечивается в соответствии с плановым заданием и имеет тенденцию роста. Так, показатель 2015 г. к показателю 2013 г. составляет 136 %, что является положительным фактором для казны городского округа. Ведется индивидуальная консультационная работа с гражданами, юридическими лицами по по-

рядку арендования имущества. Планируется не только отдавать имущество в аренду, но и продавать неиспользуемое имущество на конкурсной основе путем проведения торгов в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Анализ динамики характеристик демографического потенциала городского округа выявляет следующие проблемы: основной демографической проблемой городского округа является сокращение численности населения, обусловленное его естественной убылью за счет превышения уровня смертности над рождаемостью. Негативная тенденция снижения численности населения усугубляется миграционным оттоком. На ситуацию с рождаемостью значительное влияние оказывает развитие брачно-семейных отношений. Потери населения от смертности, как общей, так и преждевременной, в основном обусловлены тремя классами причин: болезнями системы кровообращения (БСК), несчастными случаями, травмами и отравлениями (насильственные или внешние причины) и онкологическими заболеваниями.

Анализ финансовой дисциплины в городском округе показывает, что расходы бюджета не превышают доходы. Следует сказать об уменьшении доли расходов бюджета относительно 2013 г. пу-

Администрацией городского округа «Город Петровск-Забайкальский» была разработана «Комплексная программа социально-экономического развития городского округа "Город Пет-ровск-Забайкальский" 2011—2020 годы»1, основной целью ее концепции является обеспечение стабильного роста качества жизни населения городского округа на основе устойчивого развития экономики и социальной сферы.

1 Комплексная программа социально-экономического развития городского округа «Город Петровск-Забайкальский» 2011—2020 гг. 196 с.

тем проводимой оптимизации расходов как на местном, так и на краевом уровне. Доходы городского бюджета в 2015 г. перевыполнены к 2013 г. на 110 %. Пополнение доходной части бюджета может быть предусмотрено за счет создания новых рабочих мест, увеличения сбора налога на доходы физических лиц, своевременного сбора недоимки в бюджет.

Отрицательным фактором для развития социальной сферы является то, что будут продолжены работы по оптимизации численности муниципальных служащих и других специалистов. Следует также отметить рост величины кредиторской задолженности городского округа за коммунальные услуги перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Показатель «муниципальный заказ» выполнен в полном объеме к плановому заданию.

На основе анализа социальных, экономических предпосылок развития городского округа, динамики основных социально-экономических показателей за последние три года выявлены и структурированы следующие сильные и слабые стороны и потенциальные возможности и угрозы развития городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (табл. 2).

Комплексная программа социально-экономического развития городского округа определяет долгосрочные цели и задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края и является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику на долгосрочную перспективу.

Приоритетными направлениями развития были определены:

— социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми, детей-сирот, опекаемых детей;

Таблица 2

Сильные и слабые стороны в развитии городского округа «Город Петровск-Забайкальский»

Сильные стороны Слабые стороны

— Выгодное географическое положение с точки зрения круглогодичной транспортной доступности, а также близости к промышленным центрам Сибири — Территорию городского округа пересекает Транссибирская магистраль — Наличие автомобильных дорог, вблизи проходит федеральная автомагистраль — Наличие свободных земельных участков для строительства — Резерв трудовых ресурсов — Городской округ располагает развитой сетью учреждений здравоохранения, образования, культуры, кредитными учреждениями — Наличие промышленных площадок для создания новых производств — Неравномерный уровень экономического развития предприятий города — Высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры — Высокая степень изношенности основных производственных фондов на большинстве действующих предприятий — Неблагоприятные тенденции демографического развития: сохранение миграционного оттока — Существенное различие благосостояния различных социальных групп населения

Возможности Угрозы

— Создание новых производств — Рост объемов производства промышленной продукции за счет развития и модернизации действующих мощностей — Развитие среднего и малого бизнеса — Наращивание объемов жилищного строительства — Отсутствие демографического роста — Повышение тарифов на энергоносители — Увеличение оттока активной части населения за пределы города — Сокращение числа занятых в сфере материального производства — Неустойчивость федерального и регионального законодательства

— социальная поддержка пожилых граждан;

— социальная поддержка и реабилитация инвалидов;

— проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения и социально-психологического состояния различных групп населения города (семья, дети, престарелые, инвалиды и т. д.);

— содействие развитию молодежного предпринимательства, трудоустройству несовершеннолетних, выпускников учебных заведений; организация системы мониторинга по изучению социального самочувствия безработных граждан;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— развитие существующих, обрабатывающих производств пищевой промышленности путем модернизации производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции;

— развитие промышленного производства строительных материалов;

— создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;

— развитие транспортной инфраструктуры;

Механизм реализации «Комплексной программы социально-экономического развития городского округа "Город Петровск-Забайкальский" на 2011—2020 годы» основывается на принципах согласования интересов всех участников экономического процесса: органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, а также широких слоев населения города.

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий программы составляет 930,6 млн руб., из них на федеральный бюджет приходится 180,5 млн руб., на бюджет Забайкальского края — 377,9 млн руб., на бюджет города — 177,3 млн руб., внебюджетные — 162,9 млн руб.

По результатам реализации «Комплексной программы социально-экономического развития городского округа "Город Петровск-Забайкаль-ский" на 2011—2020 годы» в части оценки периода 2011—2015 гг. можно отметить реализацию следующих мер и направлений:

1. Поддержка и развитие малого предпринимательства, торговли и сферы услуг:

— приобретение оборудования (тренажеры, медицинские приборы, спортивный инвентарь) (ИП Лазарев А. П.) на базе оздоровительного лагеря «Металлург» (Петровск-Забайкальский район);

— строительство пекарни (ООО «Кармен»).

2. Развитие потребительского рынка:

— завершение строительства комплекса (ресторан, гостиница, парикмахерская) (ИП Ата-шов Т. Ю.);

— строительство магазина «Стройматериалы» (ИП Бакшеев А. А.).

3. Развитие финансового потенциала:

— упорядочение работы по формированию и размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд городского округа;

— совершенствование методологии казначейского исполнения местных бюджетов;

— резерв городского бюджета — упорядочивание сбора земельного налога.

4. Труд и занятость, развитие кадрового потенциала:

— организация профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

— реализация мер по увеличению числа организаций, имеющих коллективные договоры.

5. Социальная поддержка населения:

— организация выплат материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации через Фонд поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

6. Культура:

— капитальный ремонт муниципального учреждения «Дворец культуры и спорта» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (проведен в полном объеме);

— проведение мероприятий межрайонного и регионального культурного сотрудничества.

Среди реализуемых мероприятий в настоящее время необходимо указать следующие:

1. Капитальный ремонт и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства (ремонт теплотрасс, строительство водозаборных устройств, ремонт магистральных сетей).

2. Совершенствование материально-технической базы учреждений здравоохранения для обеспечения ранней диагностики заболеваний, предоставления качественных медицинских услуг (создание кардиологической службы стационарного типа на базе ЦРБ г. Петровск-Забайкальский, финансирование данного проекта осуществляется Министерством здравоохранения Забайкальского края).

3. Работа по реализации строительства спортивных залов в школах и гимназии, реконструкция бассейна в ДЮСШ.

4. Реализация Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (в редакции от 23 июня 2016 г.) «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в рамках которого предполагается строительство двух крупнопанельных жилых домов (ул. Спортивная д. 25, площадь 4320 м2 и микрорайон 1 д. 17, площадь 1800 м2).

5. Разработка проектно-сметной документации для строительства автомобильного проезда и пешеходного перехода (через реку Мыкырт в районе улицы Залинейная и реку Касурта в районе п. Совхоз) в целях развития транспортного комплекса в городском округе.

6. Реконструкция трансформаторных подстанций, техническое перевооружение ПО «Западные электрические сети» публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ЗПЭС ПАО МРСК Сибири).

7. Проведение работ по вводу в эксплуатацию мясоконсервного завода и дальнейшее его развитие по увеличению ассортимента и улучшению качества выпускаемой продукции.

Следует отметить, что основным сдерживающим фактором в реализации мероприятий «Комплексной программы социально-экономического развития городского округа "Город Пет-ровск-Забайкальский" на 2011—2020 годы» является недостаточное финансирование. Большая часть программ выполняется за счет внебюджетных источников, привлекаемых собственных средств индивидуальных предпринимателей или спонсорской помощи (целевые взносы физических или юридических лиц).

Благоприятными факторами в развитии инфраструктуры городского округа являются наличие свободных земельных участков (3 тыс. га) и водных ресурсов, наличие свободных трудовых ресурсов, незанятых в экономике городского округа, наличие культурно-исторических мест (декабристский некрополь с могилами И. И. Гор-

бачевского, А. С. Пестова, А. Г. Муравьевой, детей декабристов; дом-музей декабристов; дом И. И. Горбачевского).

Основным механизмом реализации долгосрочного плана социально-экономического развития городского округа «Город Петровск-Забай-кальский» до 2020 г. является комплексное взаимодействие органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общества на принципах муниципально-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов1.

Достижение основных социально-экономических показателей городского округа в 2015 г. по сравнению с прогнозными величинами, разработанными в Комплексной программе социально-экономического развития городского округа, можно оценить по следующим данным (табл. 3).

Таблица 3

Выполнение основных социально-экономических показателей

Показатель 2011 г. (прогноз) 2015 г. (факт) Уровень показателя, %

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, тыс. руб. 934 260,0 352 491,8 38,0

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях сельских хозяйств, тыс. руб. 20 300,0 25 800,0 127,0

Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство», тыс. руб. 69 170,0 154 600,0 224,0

Оборот розничной торговли, тыс. руб. 1 447 300,0 1 411 400,0 98,0

Численность официально зарегистрированных безработных, человек 330,0 317,0 96,0

Общее количество малых предприятий, единиц 133,0 136,0 103,0

Численность постоянного населения на начало года, человек 19 040,0 16 803,0 89,0

Доходы бюджета, тыс. руб. 348 400,0 411 645,8 119,0

Расходы бюджета, тыс. руб. 348 400,0 410 645,8 118,0

Методом оценки достигнутых показателей за ные величины основных социально-экономи-предшествующие годы сформированы прогноз- ческих показателей в городском округе (табл. 4).

Таблица 4

Прогнозные величины основных социально-экономических показателей

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, тыс. руб. 434 346,9 460 407,7 483 428,1

Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях сельских хозяйств, тыс. руб. 25 240,0 27 764,0 29 152,2

Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство», тыс. руб. 160 800,0 164 016,0 172 216,8

Оборот розничной торговли, тыс. руб. 1 129 423,3 1 358 934,5 1 440 510,2

Численность официально зарегистрированных безработных, человек 228,0 210,0 198,0

Общее количество малых предприятий, единиц 140,0 142,0 146,0

Численность постоянного населения на начало года, человек 17 144,0 17 500,0 17 800,0

Доходы бюджета, тыс. руб. 383 817,20 403 008,10 423 158,47

Расходы бюджета, тыс. руб. 419 284,87 390 686,7 405 040,9

Выполнение прогнозного уровня представленных основных показателей социально-экономического развития в городском округе станет приоритетным направлением, что обусловливает разработку и утверждение новой Комплексной программы социально-экономического развития в городском округе на 2017—2020 гг. (первые чтения выше уже указанной проводятся на засе-

даниях Думы городского округа ее утверждение планируется в IV квартале 2016 г.).

1 См.: Методика формирования и анализа комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований / В. И. Псарёв, Т. В. Псарёва, Н. В. Сушенце-ва, И. А. Гончаров ; под общ. ред. В. И. Псарёва, Н. В. Сушен-цевой. Новосибирск, 2010. 511 с.

Если рассматривать положение городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в соотношении с некоторыми другими городскими округами и муниципальными образованиями Забайкальского края, то можно выявить наличие следующих положительных характеристик в развитии других муниципалитетов, в частности:

1. Наличие и реализация муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального района "Могочинский район" Забайкальского края на период 2011—2016 гг. Суммарное финансирование реализации данной программы — 0,5 млн руб. за счет средств районного бюджета. Реализация программы позволит создать дополнительные рабочие места, увеличить число предпринимателей, увеличить налоговые поступления, увеличить долю качественных товаров и услуг силами местного населения, внедрить новые технологии. Предполагается создание муниципального бизнесцентра для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Могоча и Мого-чинском районе Забайкальского края, организация Совета предпринимателей.

2. Реализация в Нерчинском муниципальном районе целевой программы «Сохранение, развитие и поддержка культуры муниципального района "Нерчинский район" на 2011—2015 гг.». В рамках реализации программы в филиалах центральной районной библиотеки значительно расширились информационные возможности для пользователей за счет получения компьютерного оборудования из краевого бюджета. Большинство мероприятий были направлены на развитие устойчивого интереса к российской истории, к истории родного края, любви к родному краю, сохранение народных традиций, промыслов, возрождение казачества.

3. Реализация в Нерчинском муниципальном районе целевой программы «Развитие футбола в Нерчинском районе», что позволило организовать каникулярную занятость детей и подростков здоровым досугом в летнее время.

4. Реализация в рамках «Комплексной целевой программы социально-экономического развития Балейского района Забайкальского края» следующих мероприятий и программ: проведение целевой программы энергосбережения и энергоэффективности в муниципальном районе, строительство очистных сооружений, поддержка и развитие агропромышленного комплекса Балей-ского района, расширение минерально-сырьевой базы по добыче золота, строительство горнодобывающего предприятия.

5. Проведение в рамках реализации Концепции социально-экономического развития муниципального района «Читинский район» Забайкальского края в городских и сельских поселениях следующих мероприятий: внедрение бизнес-проектов пищевой промышленности (переработка мясных, молочных продуктов), строительство сельскохозяйственного комплекса; снижение аварийности на дорогах в результате реализации

программы «Безопасность дорожного движения в Читинском районе»; развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры в Читинской районе.

6. Наличие целевой муниципальной программы «Чистая вода» в Тунгокоченском районе Забайкальского края: восстановление водоводов, проведение работ по строительству биологических очистных сооружений модульного типа.

7. Масштабные мероприятия в рамках реализации Концепции социально-экономического развития муниципального района «Приаргунский район»: строительство предприятия по обогащению урановых руд на территории поселения «До-сатуйское», дальнейшее освоение Гарсонуйского плавикошпатового, Кутинского угольного месторождений; развитие сельскохозяйственных и животноводческих сфер как одного из наиболее значимых районов Забайкальского края по ведению заготовительных работ по сбору зерновых культур.

Проведенное исследование позволяет автору сделать следующие выводы:

— однозначно можно сказать, что существует необходимость укрепления экономической основы местного самоуправления;

— существует необходимость внедрения Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании;

— существует необходимость разработки и реализации мер стимулирования межмуниципального сотрудничества между городами и сельскими поселениями для активизации сбыта и переработки мелкотоварной сельскохозяйственной продукции;

— существует необходимость разработки минимальных нормативов расходов местных бюджетов на решение конкретных вопросов местного значения.

Для стабилизации и развития городского округа необходима реализация следующих мероприятий:

1. Инвестирование проектов «Создание производства арболитовых блоков» (ООО «Титан»); «Расширение производства по глубокой переработке древесины» (ИП Самсонов В. Ф.); «Развитие и модернизация хлебопекарного и кондитерского производства» (ИП Федотова Л. И.).

2. Открытие представительства краевых организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

3. Разработка инвестиционных программ по развитию коммунального комплекса в городском округе.

4. Обеспечение среднего уровня заработной платы работников бюджетной сферы согласно Указу Президента Российской Федерации.

5. Улучшение условий для организации библиотечного обслуживания, досуга населения, художественного образования детей.

6. Обеспечение выполнения Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации на территории города.

E. А. Vinokurtseva

ANALYSIS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF CITY DISTRICT «THE CITY OF PETROVSK-TRANSBAIKALKY» ZABAYKALSKY KRAI

In this article the author analyzes the socio-economic indicators of the municipality (for example, «City Petrovsk-Zabaykalsky» urban district). The programs of social and economic development of the city district and implemented measures are compared. As a comparative base also used by municipal targeted programs of metropolitan regions TransBaikal Territory.

Keywords: municipality, analysis, dynamics, factors of growth of indicators, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.