УДК 340
Е. А. Винокурцева
Отдел культуры и по делам архивов администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (Петровск-Забайкальский, Россия)
ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ»
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)
В статье предлагается усовершенствованная модель системы органов местного самоуправления в городском округе «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края. Приводится правовой механизм реализации организационной и функциональной структур в модели системы органов местного самоуправления.
Ключевые слова: модель, структура, местное самоуправление, правовой механизм, нормативный правовой акт.
Модель организации системы местного самоуправления в городском округе «Город Пет-ровск-Забайкальский» в настоящее время функционирует на основе следующего порядка:
— Глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением.
— Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации.
— Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.
В соответствии со ст. 23 Устава Забайкальского края1 местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В целях улучшения организации и совершенствования деятельности системы местного самоуправления автором предлагается изменить модель организации системы местного самоуправления в рассматриваемом муниципальном образовании. Основным документом, устанавливающим структуру, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации местного самоуправления, является устав муниципального образования. Изменение модели организации местного самоуправления осуществляется путем внесения изменений в устав муниципального образования. Как отмечает Е. В. Петрова, выбор той или иной модели организации деятельности местного самоуправления связан не только с реализацией муниципальной реформы в Российской Федерации, но прежде всего с объективными законодательными изменениями в нормотворче-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 1 (7). © Е. А. Винокурцева, 2017
1 Устав Забайкальского края : закон Забайкальского
края от 11 февр. 2009 г. N° 125-ЗЗК (с изм. и доп. от 24 окт. 2016 г.) // Забайкал. рабочий. 2009. 18 февр.
ской деятельности субъектов и муниципальных образований2.
Следует отметить, что отрицательным фактором в организации системы местного самоуправления является отсутствие двухуровневой модели: городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов (в целом в регионе и отдельных муниципальных образованиях Забайкальского края). Изменение модели системы органов местного самоуправления в городском округе «Город Петровск-Забайкальский» предполагается осуществить путем ввода должности сити-менеджера по примеру г. Читы Забайкальского края, что предполагает распределение полномочий, а не сосредоточение власти в одних руках, а именно в руках главы городского округа. Также при рассмотрении муниципальных образований в других субъектах Российской Федерации можно отметить, что должность сити-менеджера была введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казане, Мурманске.
Измененная модель системы местного самоуправления представляется следующим образом:
— Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем.
— Местную администрацию возглавляет управляющий (сити-менеджер), нанимаемый по контракту на конкурсной основе.
— Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.
Функцию главы администрации исполняет сити-менеджер, замещающий свою должность по контракту на срок полномочий, определяемый
2 Об этом см.: Петрова Е. В. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Байкальского региона // Актуал. проблемы гуманитар. и естествен. наук. 2015. № 5 (2). С. 266—269.
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Уставом городского округа «Город Петровск-Забайкальский»1. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках.
Правовой механизм данной модели предусматривает назначение на должность сити-менеджера гражданина, избранного по конкурсу в соответствии с утвержденными требованиями. Возраст кандидатов должен быть не менее 25 и не более 65 лет, претенденты должны знать Конституцию Российской Федерации, федеральные и региональные законы, иметь высшее образование, владеть государственным языком, а также иметь опыт работы (не менее 4 лет на муниципальной службе или не менее 5 лет стажа работы по специальности). Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования.
В структуре органов местного самоуправления также предусматривается представительный орган и исполнительно-распорядительный орган. В ходе прямых муниципальных выборов населением избирается состав представительного органа (дума городского округа «Город Петровск-Забай-кальский»). Из состава представительного органа путем голосования избирается его председатель, который также является главой муниципального образования. Данные изменения в модели системы органов местного самоуправления должны быть внесены в устав муниципального образова-ния2 и Положение об администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский»3. Данная модель может быть применена при досрочном прекращении полномочий главы городского округа или при прекращении срока исполнения полномочий.
Дума городского округа «Город Петровск-Забайкальский» по представлению главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» утверждает структуру администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и вносит в нее изменения и дополнения.
Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
1 Устав городского округа «Город Петровск-Забайкаль-ский» : утв. решением Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 1 июня 2012 г. № 28 // Офиц. портал Забайкальского края. Городской округ город Петровск-Забайкальский, раздел «Администрация», подраздел «Нормативно-правовые документы». URL: петзаб.забайкаль-скийкрай.рф (дата обращения: 09.03.2017).
2 См.: Устав городского округа «Город Петровск-Забайкальский».
3 Положение об администрации городского округа «Го-
род Петровск-Забайкальский» : утв. решением Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 7 сент. 2012 г. N° 37 // Офиц. портал Забайкальского края. Городской округ город Петровск-Забайкальский, раздел «Администрация», подраздел «Нормативно-правовые документы». URL: петзаб.забайкальскийкрай.рф (дата обращения: 09.03.2017).
Преимущества введения должности сити-менеджера:
— четко прописанные конкурсные требования к претендентам гарантируют определенный уровень профессиональной пригодности, а грамотно составленный контракт определяет компетенцию сити-менеджера;
— если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку, в этом случае соответствующие юридические действия не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.
Вместе с организационной структурой местного самоуправления должна быть сформирована функциональная структура, что требует представленная измененная модель. На уровне конкретного территориального образования, через адекватную, воспринятую местным сообществом модель местное самоуправление способно реализовать часть важнейших задач и функций властных структур.
Если власть в муниципальном образовании организована по схеме «глава муниципального образования — сити-менеджер», то глава муниципального образования — это политик, который осуществляет общее руководство городским округом. Избранный по конкурсу сити-менеджер — это исполнитель, который отвечает за ситуацию в энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте и в других сферах, т. е. организует работу городского хозяйства. Кроме того, сити-менеджер отвечает за исполнение бюджета и управляет муниципальной собственностью.
При этом в масштабах отдельной территории удовлетворяются насущные интересы личности, общества и государства, а также обеспечивается взаимодействие институтов гражданского общества. Вместе с тем муниципальная система, как явление многогранное и многоаспектное в своих территориальных проявлениях, обладает и слабыми сторонами. Модель местного самоуправления представляет собой конкретную форму реализации общих принципов организации местного самоуправления, обусловленную особенностями его территориальной, финансово-экономической, организационной и правовой основ в отдельных муниципальных образованиях. Модели местного самоуправления формируются также под влиянием особенностей, складывающихся на основе исторических и иных местных традиций, фактического статуса муниципального образования, роли и места региона в жизни общества и государства, характера взаимодействия государственных и муниципальных органов и других факторов.
В современных условиях трудно рассчитывать на формирование таких учитывающих особенность каждого места «всевозможных» моделей местного самоуправления, которые бы в полной мере были адекватны конкретным условиям любого муниципального образования, и в то же время целям и задачам общегосударственной, региональной и муниципальной политики4. По
4 Об этом см.: Токарева Ю. Н. Органы местного самоуправления как юридические лица // Конституц. и муницип. право. 2014. № 11. С. 66—67.
Е. А. Винокурцева. Изменение модели системы органов местного самоуправления
мнению А. А. Васильева1, улучшение деятельности органов местного самоуправления должно быть нацелено на создание инновационных методов и форм управления. Возможности для применения инновационных технологий в различных сферах муниципального образования безграничны. Однако используются они крайне нерационально. Сложилось реальное противоречие между имеющимся интеллектуальным потенциалом современной теории и практики, и уровнем ее использования в различных сферах общественной жизни, но особенно в повышении эффективности муниципального управления1.
Имеется хороший опыт Подмосковья и Саратовской области, а также других территорий по применению современных методов организации и управления в различных сферах общественной жизни.
При этом должны быть решены следующие задачи:
— организован сбор и произведено обобщение передового опыта в сфере разработки инновационных региональных и местных программ;
— определены лучшие инновационные программы для их внедрения в городском округе «Город Петровск-Забайкальский»;
— созданы информационно-справочные материалы с описанием лучших инновационных программ, технологий их реализации, а также выработаны рекомендации по их использованию;
— разработаны оптимальные модели и технологии по решению существующих проблем;
— проведены научно-практические конференции по существующим проблемам и способам их решения, а также учебные семинары с руководителями структурных подразделений;
— создан информационно-внедренческий центр по распространению передового опыта инновационной деятельности в сфере муниципального управления и местного самоуправления.
Критерием отбора лучших программ являются:
— инновационный характер, новизна и оригинальность подхода к решению общественных проблем;
— эффективность и результативность, получение максимальной выгоды для населения при минимальных затратах;
— актуальность и направленность на решение приоритетных и острых проблем как всего городского округа «Город Петровск-Забайкаль-ский», так и отдельных территорий (районов);
— возможность реализации программы в городском округе «Город Петровск-Забайкальский».
Составной частью будущих организационных изменений при реализации инновационных программ является система обучения и повышения квалификации муниципальных служащих на основе разбора реальных ситуаций (кейсов). Такая технология позволяет формировать у муниципальных служащих навыки поиска и внедрения инноваций для решения практических задач. При этом обучение проводится на рабочем месте в рабочее время. В целом применение инновационных технологий направлено на повышение эффективности системы муниципального управления и ее оптимизацию, повышение инновационного потенциала городского округа «Город Пет-ровск-Забайкальский», обучение современным методам управления муниципальных служащих, развитие способности решать злободневные проблемы и отвечать на вызовы окружающей среды.
В результате представленных автором изменений организационной и функциональной структур в исполнительно-распорядительном органе администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» предполагается улучшение деятельности органа системы местного самоуправления. Будут перераспределены обязанности и полномочия главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и сити-менеджера местной администрации (управляющего). Сити-менеджер будет избран для прохождения муниципальной службы на конкурсной основе.
E. А. Vinokurtseva
CHANGE OF THE MODEL OF THE SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES (ON THE EXAMPLE OF THE URBAN DISTRICT «CITY OF PETROVSK-ZABAIKALSKY»
OF THE TRANSBAIKAL TERRITORY)
The article proposes improved model of the system of local self-government in the urban district «City of Petrovsk-Zabaikalsky» of the Trans-Baikal Territory. The legal mechanism to realize of organizational and functional structure in the model of the system of local self-governmen is shown.
Keywords: model, structure, local self-government, legal mechanism, normative legal act.
1 См.: Васильев А. А. Применение инновационных технологий в муниципальном управлении. Н. Новгород : Изд-во ВВАГС. 2010. С. 2.