Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА / МАШИНОСТРОЕНИЕ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буденная А.Е.

Дана оценка эффективности использования финансовых ресурсов выборочной совокупности предприятий машиностроительной отрасли Краснодарского края. В качестве оценки используются показатели структуры капитала, рентабельности активов и собственного капитала, эффекта финансового рычага. Выявлена значимая корреляция между долей собственных средств в совокупных ресурсах компаний и доходностью собственного капитала, что подтверждает правильность выбранной модели финансирования в период 2016-2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

Участниками процесса благоустройства становятся все ветви власти, а также частные строительные компании, активно участвующие в повышения комфортности среды.

Финансирование проектов благоустройства происходит за счет бюджетов всех уровней, а также привлечения частного бизнеса. Отметим, что главной особенностью лондонской модели становится именно привлечение строительных компаний и инвесторов в реализацию проектов. Например, если застройщик планирует новое строительство, то существует различные пошлины, которые идут на благоустройство текущего района. Проекты выбираются после участия местного населения и проведения переговоров.

Торонто. Основные положения и принципы будущего развития Торонто определяется в различных документах, в частности в официальном плане Торонто. План не является статичным документов, а претерпевает различные изменения, в соответствии с изменяющимися запросами общества, достижения уже поставленных целей и задач.

Благоустройством города и его внешним развитием занимается департамент планирования города, который во взаимодействии с другими учреждениям ставит новые задачи и цели, а также определяет городскую политику.

Финансирование благоустройства может реализовываться не только за счет бюджета города, но и с учетом привлечения различного частного капитала. В Торонто активно идёт взаимодействие между бизнесом и мэрия в плане развития города. Мэрия ставит цели для развития частному бизнесу, а он получает определенные преференции.

Рассмотренный зарубежный опыт управления сферой благоустройства и озеленения базируется на постепенном переходе от целевых и адресных программ к общей системе управления благоустройством, а также грамотным планированием, созданием руководств, привлечением не только местных жителей, но и бизнеса с учетом различных преференций для них.

Список использованной литературы:

1. Sheina, S., Yudina, K. Simulation modeling for urban ecology maintenance of environmental comfort level -evidence from the city of Rostov-on-Don. MATEC Web of Conferences 251, 06007 (2018), IPICSE-2018.

2. Мировой опыт: как создаются проекты благоустройства // Институт "Стрелка" URL: https://strelkamag.com/ru/article/standarts-benchmarking.

3. Нарбеков М.Ф. Комплексное благоустройство улиц и повышение безопасности на дорогах (опыт Канады и США) // Безопасность в техносфере. 2016. Т. 5. №. 3. С. 34.

4. Обзор зарубежного опыта инклюзивного градостроительного регулирования // Институт экономики города. URL: http://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/obzor_zarubezhnogo_opyta _inklyuzivnogo_gradostroitelnogo_regulirovaniya_institut_ekonomiki_goroda.pdf

© Биялт В.С., 2020

УДК336.61

Буденная А.Е.

Магистрант

Донской государственный технический университет (ДГТУ)

г. Ростов-на-Дону, РФ

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Аннотация

Дана оценка эффективности использования финансовых ресурсов выборочной совокупности предприятий машиностроительной отрасли Краснодарского края. В качестве оценки используются показатели структуры капитала, рентабельности активов и собственного капитала, эффекта финансового

-( « )-

рычага. Выявлена значимая корреляция между долей собственных средств в совокупных ресурсах компаний и доходностью собственного капитала, что подтверждает правильность выбранной модели финансирования в период 2016-2017 гг.

Ключевые слова:

источники финансирования, эффективность использования капитала, машиностроение,

Краснодарский край.

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет, и является ключевой отраслью экономики. Среди всех отраслей мировой промышленности она занимает первое место по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции. Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта. От совершенства производимых данной отраслью машин и оборудования зависит устойчивое функционирование и развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический, нефтехимический и ряда других. От уровня развития машиностроения зависят производительность труда, материалоемкость, энергоемкость и, как следствие, конкурентоспособность всей выпускаемой экономикой продукции. Развитие самого машиностроения зависит не только от уровня научно-технического прогресса, но и экономических факторов, среди которых важнейшее значение принадлежит наличию источников финансирования.

Машиностроительное предприятие представляет сложную многомерную экономическую систему, на которой осуществляется скоординированная целенаправленная деятельность в сфере производства продукции для удовлетворения внешних потребностей в товарах или услугах, а также в сфере воспроизводства используемых ресурсов. Предприятие является основным объектом, а также первичное звено машиностроительного комплекса народного хозяйства страны. Оно выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом в системе рыночных отношений В себе предприятие объединяет: находящиеся в собственности производственные фонды (здания, сооружения, машины и т.д), разнообразные предметы труда (материалы, сырье, топливо, полуфабрикаты) и коллектив наемных рабочих. Эти основные средства производства вместе с фондами обращения используются для бесперебойного выпуска и реализации определённой продукции с минимально возможными затратами труда и материальными средствами. Каждое предприятие предназначено для планомерного, рентабельного выпуска высококачественной продукции и ее реализации с целью получения прибыли для своего непрерывного развития.

На 2018 год машиностроительная отрасль насчитывала 40 000 предприятий, из которых 2 000 наиболее крупные. Структура машиностроения России насчитывает 19 комплексов по различным направлениям, свыше 100 подотраслей и ряд отдельных предприятий узкого профиля. В России насчитывается 6 центров машиностроения:

Российское машиностроение развивается неравномерно. Причинами такого положения являются как внутренние, так и внешние факторы. Скачки потребительского спроса могут уступить место конкуренции с зарубежными аналогами, а экономический кризис привести к сокращению производства на треть. По итогам 2018 года выпуск продукции машиностроения увеличился по сравнению с 2017 годом, всего на 1,8%. Положительная динамика производства машиностроительной продукции была зафиксирована во всех пяти основных отраслях машиностроения: в автомобильной промышленности, в крупном энергетическом машиностроении, в сельском хозяйстве, железнодорожном и дорожном строительстве.

Высокие показатели сохранились в автомобилестроении, но в четвертом квартале рост производства в этой отрасли стал замедляться из-за снижения автокредитования и сокращения спроса на грузовые автомобили. Также очень хороший результат продемонстрировали производители железнодорожной техники, однако эксперты РИА Рейтинг прогнозировали, «что в 2019 году темпы роста и в этой отрасли начнут сокращаться из-за высокой степени загрузки предприятий и насыщения рынка грузовых вагонов» [1]. Этот прогноз частично реализовался. Слабые результаты по итогам 2018 года отмечены в сельскохозяйственном машиностроении, что обусловлено снижением государственных субсидий на приобретение сельхозтехники. В крупном энергетическом машиностроении зафиксирован неоднозначный результат: по некоторым видам продукции произошел резкий спад производства.

Следует отметить, что одним из главных факторов роста производства машин и оборудования в

период 2016-2018 годов стала государственная поддержка производителей и потребителей машиностроительной продукции. В числе многочисленных мер поддержки, следует отметить комплекс программ стимулирования внутреннего спроса на автомобильном рынке стоимостью более 60 млрд. руб., программа субсидирования в сельскохозяйственном машиностроении стоимостью около 15 млрд. руб., налоговые послабления для потребителей пассажирских вагонов и субсидии для покупателей инновационных грузовых вагонов, скидки при лизинге дорожно-строительной техники [2].

На первом этапе проводится анализ общей структуры капитала и активов, который позволил определить тип финансирования, к которому склонны исследуемые машиностроительные организации.

Методика расчета показателей, раскрывающих результаты финансовой деятельности выборки с помощью следующих показателей.

Таблица 1

Показатели эффективности использования финансовых ресурсов

Наименование показателя Методика расчета

Рентабельность активов (ROA) ^ Чистая прибыль (убыток) активы

Рентабельность собственного капитала (ROE) ^^^ Чистая прибыль (убыток) Собственный капитал

Рентабельность заёмного капитала (ROD) Чистая прибыль (убыток) ROD = , F , s (долгосроч. +краткосроч. обязательства)

Эффект финансового рычага (DFL) DFL = fiO£ - ДОЛ

Коэффициент финансового рычага (FLS) Заемный капитал Собственный капитал

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) V , ^ D ЖЛСС = fiO£ * - + (1 - t) * - * fid, V Е где t - процентная ставка на налога на прибыль, E/V - вес собственного капитала, D/E - вес заемного капитала/

Основной отраслью Краснодарского края является агропромышленный комплекс, а машиностроение только набирается обороты. В общем объеме промышленного производства Краснодарского края доля машиностроения и металлообработки составляет свыше 10%.

В исследовательский анализ вошли 9 крупных предприятий Краснодарского края, деятельность которых связана с производством машиностроительного оборудования. Одним из факторов при формировании выборки является наличие данных по финансовой деятельности организации на портале раскрытия информации Интерфакс (http://www.e-disclosure.ru).

Проведем анализ общей структуры капитала и активов, который позволит определить тип финансирования, к которому склонны исследуемые машиностроительные организации. В таблице 2 представлены результаты анализа структуры капитала и активов выборки машиностроительных организаций Краснодарского края.

Таблица 2

Структура активов и капитала выборки Краснодарского края

Предприятия Структура капиталов Структура активов

2016% 2017% 2016% 2017%

E LD SD E LD SD FA CA FA CA

АО "Завод Мехпромстрой" (МП) 81,2 2,2 16,6 88,9 0,5 10,6 53,9 46,1 49,1 50,9

АО "НСРЗ" (НС) 91,4 3,6 5,1 88,1 5,2 6,7 55,6 44,4 78,8 21,2

АО "ЭММ" (ЭМ) 67,5 0,3 32,2 41,6 35,1 23,3 59,7 40,3 31,3 68,7

ОАО «АОМЗ» (АО) 93,5 0,6 5,9 78,4 0,0 21,6 27,0 73,0 31,2 68,8

АО "Крэмз" (КР) 68,4 0,0 31,6 70,8 0,0 29,2 16,9 83,1 18,4 81,6

ОАО "Нефтемаш" (НМ) 15,2 31,6 53,2 17,6 20,8 61,6 50,5 49,5 51,1 48,9

ООО "Краснодарский машиностроительный завод" 9,1 12,7 78,2 9,2 10,7 80,1 7,1 92,9 3,8 96,2

Í 56 }

(КЗ)

ООО Тегас (ТЕ) 5,6 1,7 92,7 9,1 0,5 90,4 9,6 90,4 8,7 91,3

АО "Кубаньжелдормаш" (КЖ) 92,6 1,1 6,4 81,7 1,3 17,0 49,5 50,5 44,1 55,9

Дескриптивная статистика

Минимум 5,6 0,0 5,1 9,1 0,0 6,7 7,1 40,3 3,8 21,2

Максимум 93,5 31,6 92,7 88,9 35,1 90,4 59,7 92,9 78,8 96,2

Сред. Знач. 58,3 6,0 35,8 53,9 8,2 37,8 36,6 63,4 35,2 64,8

Отклонение 0,4 0,1 0,3 0,3 0,1 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2

Медиана 68,4 1,7 31,6 70,8 1,3 23,3 49,5 50,5 31,3 68,7

Из таблицы 2 видно, что анализ структуры капитала свидетельствует о том, что среднее значение доли собственного капитала по выборке составляет 58,3% и 53,9% за 2016 и 2017 год. По итогам 2016года у шести предприятий выборки уровень самофинансирования находится свыше 60%. В 2017году произошел спад, уже пять из девяти организаций находятся на уровне самофинансирования, превышающем 60%. Более 80% собственных средств в пассивах наблюдается у четырех организаций из выборки в 2016году, и у трех в 2017 году. В 2016году наблюдается компании, у которых доля собственного капитала превышает 91%.

К агрессивному типу финансирования из нашей выборки можно отнести три компании, доля собственного капитала которого ниже 40%.

Проведем анализ оценки эффективности использования финансовых ресурсов организациями, записанных в таблице 2.

Таблица 3

Показатели эффективности использования капитала выборки Краснодарского края

ROA, % ROE, % ROD, % FLS DFL ШАСС

2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017

МП -5,1 9,40 -6,3 10,6 -27,1 85,0 0,2 0,1 -1,2 1,2 -5,1 9,4

НС 40,8 43,4 46,0 48,0 394,7 409,7 0,1 0,1 5,2 4,6 42,0 42,3

ЭМ 6,50 0,93 10,9 2,2 22,7 1,6 0,5 1,4 4,4 1,3 6,6 -0,4

АО 2,43 -7,2 2,6 -8,0 37,4 -37,8 0,1 0,3 0,2 -0,8 2,4 -6,3

КР 2,8 6,1 4,0 8,6 9 21 0,5 0,4 1,3 2,5 2,8 6,1

НМ 2,23 3,5 16,0 22,0 2,6 4,2 5,6 4,7 13,8 18,5 -3,1 -0,7

КЗ 3,1 6,03 54,0 85,0 2,9 6,6 17,0 9,9 50,9 79,0 -1,6 4,0

ТЕ 3,1 1,4 3,4 1,7 42,3 7,6 0,1 0,2 0,3 0,3 2,8 0,7

КЖ 3,6 1,5 40,0 18,0 3,3 1,6 10,0 9,9 36,4 16,5 3,6 1,6

Дескриптивная статистика

а 0,13 0,14 0,21 0,28 1,23 1,30 5,71 3,95 0,18 0,24 0,14 0,14

Х 6,61 7,23 18,96 20,91 54,17 55,51 3,77 3,02 12,36 13,68 5,61 6,32

Ме 3,10 3,49 10,92 10,57 8,72 6,63 0,46 0,41 4,42 2,52 2,76 1,65

Результаты оценки свидетельствуют о низком эффекте, который организации машиностроения имеют от использования заемных ресурсов.

Из таблицы 3 видно, что в среднем по выборке, отмечается повышение показателей рентабельности, что должно свидетельствовать об улучшении сбалансированности финансовой политики организаций машиностроения Краснодарского края, которая позволила достигнуть опережающих темпов роста прибыли. Положительная динамика наблюдается у пяти из девяти организаций (5/9 по кол-ву), а отрицательная у - четырех (4/9 по кол-ву), что позволяет сделать вывод об улучшении финансовой эффективности всей выборки.

О консервативности машиностроительных организаций относительно привлечения источников финансирования ещё раз свидетельствует средний показатель коэффициента финансового рычага выборки, который за последний период снизился до 3,02. Его значение без учета результатов четырех организаций, активно привлекающих заёмные ресурсы, составляет всего 0,23. В итоге эффект финансового рычага,

который свидетельствует о приросте эффективности собственного капитала за счёт использования заёмных ресурсов оказывается на весьма скромном уровне: по итогам 2016 года составляет 12,36%, а по итогам 2017 года возрастает за счет прибыльной деятельности одного элемента выборки (ООО «Краснодарский машиностроительный завод») до 13,68%.

Из расчетов медианы видно, что медианные значения как рентабельности, так и эффекта финансового рычага выглядят хуже средних, что позволяет сделать вывод о том, что эффективность использования финансовых ресурсов у большинства организаций хуже средних значений.

На последнем этапе проведена проверка средневзвешенной стоимости капитала. За 2016 год две компании (АО "НСРЗ", АО "ЭММ") из выборки развиваются и увеличивают свою стоимость, а у четырех компаний затраты равны эффективности управления. И только три компании, затраты на капитал которых превышают эффективность управления.

В большинстве случаев организации машиностроительной отрасли Краснодарского края предпочитают консервативный тип финансирования. Причинами такого поведения являются высокие процентные ставки на рынке банковского кредитования и, возможно, недостаточная квалификация финансовых подразделений компаний для выхода на рынки капитала. Наличие значительного уровня зависимости рентабельности собственного капитала от наличия собственных средств свидетельствует о том, что опора на собственные источники финансирования в условиях 2016-2017 гг. была оправдана. Однако переход на современные технологии производства промышленной продукции, пользующейся спросом не только с точки зрения качества, но и экологических стандартов, немыслим без привлечения внешних источников финансирования, что оставляет тему открытой для дальнейших исследований. Список использованной литературы:

1. Машиностроение: тенденции и прогнозы. № 33. Итоги 2018 года. - URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/mechanical_engineering_demo33.pdf.

2. Савченко В.А. Современное состояние и динамика развития отрасли машиностроения России // Проблемы науки. 2018. №5 (29). С. 78-80.

3. Березинец И. В., Размочаев А. В., Волков Д. Л. Финансовые решения российских компаний: результаты эмпирического анализа // Вестник СПбГУ, Менеджмент, серия. 2010 Т. 8 С. 3-6.

4. Laura Serghiescu, Viorela-Ligia Vaidean. Determinant factors of the capital structure of a firm- an empirical analysis // Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 15. PP.1447-1457. - URL: https://doi.org/10.1016/S2212-5671(14)00610-8.

© Буденная А.Е. 2020

УДК-33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Быстрова И.В.

Факультет экономини, магистрант 3 курса НИУ РАНХиГС

г. Нижний Новгород, РФ Научный руководитель: Кислова Е.Г. доцент, кондидат экономических наук Заведующий кафедрой: финансов и правового регулирования финансового рынка НИУ РАНХиГС

г. Нижний Новгород, РФ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ НА МАТЕРИАЛАХ ФИЛИАЛА «СДМ-БАНК» (ПАО) В Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД

Аннотация

В современном мире сложно представить, как можно обойтись без пластиковой карты. Они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.