электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»
www.apriori-journal.ru
№ 3 2015
УДК 378
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Ваткова Ольга Анатольевна
канд. пед. наук
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги
Аннотация. Предпринята попытка определить подходы к развитию визуального мышления и проанализировать их. Высказывается идея развития визуального мышления студентов на основе компетентностно-го подхода. Предложен тренинг визуального мышления как средство реализации указанного подхода.
Ключевые слова: визуальное мышление; развитие визуального мышления; компетентностный подход; тренинг визуального мышления.
THE ANALYSIS OF APPROACHES TO DEVELOPMENT OF VISUAL THINKING
Vatkova Olga Anatolyevna
candidate of pedagogical sciences Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk
Abstract. Have tried to define approaches to development of visual thinking and to analyze them. Is expressed the idea of development of visual thinking on basis of competence approach. The training of visual thinking of students is proposed as a means of implementation of competence approach.
Key words: visual thinking; visual thinking development; competence approach; training of visual thinking.
В последнее десятилетие растет интерес к визуальному мышлению. Анализ заголовков статей наукометрической базы РИНЦ показал, что количество публикаций, в которых среди ключевых слов фигурирует понятие «визуальное мышление», постоянно увеличивается. Часть этих работ выполнена на актуальную тему, посвященную процессу развития и формирования визуального мышления. Актуальность указанной темы видится в связи с широкой перспективой расширения возможностей личности в усвоении новых информационных технологий в условиях технического прогресса: «Быстрое развитие новых информационных и дизайнерских технологий ставят современного человека в условия, когда без развитого визуального мышления, высокого интеллектуального потенциала и эстетического чутья ... освоение новых технических достижений невозможно» [1].
Как показало ознакомление со статьями, выполненными на тему развития визуального мышления, предметом их исследований, в основном, выступают различные средства, методы и условия, способствующие эффективному развитию визуального мышления у разных категорий испытуемых, например, школьников (М.И. Башмаков, А.В. Гаряев, Т.П. Гаряева, Ж.В. Григорьева, В.А. Далингер, Т.Е. Козловцева, И.В. Капранов, А.В. Лагун, Н.Г. Молодцова, Н.А. Резник, И.А. Серикова, Л.Н. Солодовиченко и др.) или студентов (С.А. Бешенков, Э.В. Миндзае-ва, Ж.В. Мативосова, М.А. Туткабаева, Е.В. Полякова, А.С. Прокопова, Т.В. Смирнова, М.Б. Юнусов и др.).
В результате анализа публикаций обнаруживается многообразие взглядов ученых на те методы и средства, с помощью которых осуществляется процесс развития визуального мышления. Сопоставление этих взглядов позволило нам выделить ряд подходов к решению указанной проблемы. Сразу отметим, что мы не претендуем на глобальный охват всех авторов, когда-либо обращавшихся к этой теме. Целью данной статьи является акцентирование внимания на основных, наиболее
2
общих, часто встречающихся авторских позициях относительно способов развития визуального мышления в различных сферах жизни, что особенно важно в связи с актуализацией общей «проблематики визу-альности» [2, с. 135], характерной для современной культуры в целом, которая в научных публикациях в обобщенном виде все чаще получает «символические» названия: «визуальная культура», «информационная культура» и др. [3, с. 198].
Первый подход характеризуется тем, что в его основу положено единство визуального мышления и искусства. Предполагаем, что данный подход уходит своими истоками в классические труды по психологии искусства, в рамках которого первоначально изучалось визуальное мышление. Методологическим аспектам визуального мышления в разное время были посвящены труды многих ученых как зарубежных, так и отечественных (Р. Арнхейм, Р.Л. Грегори, В.М. Гордон, В.И. Жуковский, В.П. Зинченко, Б. Маллон, В.М. Мунипова, М. Коул, Д.В. Пивоваров). Из множества работ по проблеме визуального мышления следует особенно отметить исследования Р. Арнхейма [4]. Известный американский психолог, автор множества исследований по психологии искусства Рудольф Арнхейм в течении многих лет изучал визуальное мышление в контексте художественного восприятия. Он же ввел в научный оборот термин «визуальное мышление». Его исследования познавательной роли визуальных образов оказали существенное влияние на различные области наук об искусстве: искусствоведение, эстетику, психологию художественного творчества и др. [5].
Кроме работ Р. Арнхейма теоретико-методологической основой для формирования данного подхода послужили и другие концепции, такие как теория стадий эстетического развития (А. Хаузен), концепция эстетического восприятия в искусстве (Л.С. Выготский) и др.
Таким образом, визуальное мышление изначально исследовалось
на материале искусства и художественного восприятия, что привело ряд
3
исследователей к идее развития визуального мышления средствами искусства.
Подход, основанный на тесной связи визуального мышления и искусства, прочно утвердился в науке и актуален в настоящее время. Его сторонники исследуют визуальное мышление на материале художественных, художественно-педагогических и искусствоведческих дисциплин. Пространством для его развития выступает художественно-творческая среда. Условиями развития визуального мышления является включение развивающегося субъекта в творческий процесс, под которым понимается создание и восприятие объектов, имеющих художественную и эстетическую ценность: «Детское рисование способствует активному формированию и развитию визуального мышления, что крайне необходимо при взаимодействии каждого зрителя с любым художественным произведением» [6, с. 23]. Сюда же относится и дизайн: «эффективным средством визуализации мыслительных процессов может быть дизайн» [7, с. 188]. В целом, по мнению сторонников «искусствоведческого» подхода средства «педагогики искусства» могут служить достижению указанной цели. Так, выявлена закономерная связь между процессом формирования визуального мышления младших школьников и обобщенных художественно-образных представлений на уроках изобразительного искусства [1]. Визуальное мышление выступает непременным условием создания и восприятия произведений искусства: «Без развитого визуального мышления освоение художественных творений немыслимо» [6, с. 23]. Визуальное мышление развивается в процессе непосредственного участия его в создании или восприятии эстетических произведений («цель визуально-мыслительной работы - создание ... продуктов (макетов, картин, скульптур, конструкций и пр.)» [6, с. 13].
Словом, все то, что имеет отношение к искусству, становится средством формирования визуального мышления.
Рассматриваемый подход характеризуется широтой охвата множества аспектов проблематики визуального мышления. В рамках подхода можно выделить следующие направления в изучении визуального мышления. Во-первых, педагогическое направление (А. Г. Бойко, И.А. Серикова, Л.Н. Солодовиченко), где предметом исследований выступает, собственно, процесс развития визуального мышления, осуществляемый средствами изобразительного искусства. Во-вторых, психологическое (А. В. Лагун [8], Н.Г. Молодцова [9]), акцентирующее внимание не только на развитии визуального мышления, но и на выявлении связей данного вида мышления с психологическими свойствами и характеристиками личности в процессе восприятия произведений живописи. В-третьих, философские аспекты (В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров и др.), где авторы обращаются к личности как субъекту творческого процесса, в котором раскрывается многофункциональность визуального мышления в процессе восприятия художественного произведения и его создания.
Таким образом, согласно первому подходу, в центре его находится искусство, а развивающие возможности искусства составляют основу развития визуального мышления.
Подход, о котором идет речь, обладает неоспоримой ценностью. Его положительные стороны состоят в продолжении научного и практического опыта, накопленного в области теории и психологии визуального мышления и художественного восприятия (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Э. Хаузен), что находит отражение, во-первых, в развитии идеи обоснования гносеологической функции визуального мышления [10, с. 110].
Во-вторых, раскрывается конструктивная связь двух видов мышления: образного и вербального, которые, тесно переплетаясь в структуре визуального мышления, способствуют преодолению антагонизма между двумя формами познания: чувственной и рациональной. По мнению сторонников данного подхода, познание, «вооружившись» средствами визуального мышления, достигает большей эффективности, а результат
5
этого познания становится более достоверным: «В единстве с визуальным мышлением вербальное абстрактно-логическое познание сопровождается «чувством реальности» [11, с. 14].
Таким образом, выявление познавательной специфики визуального мышления, опора на его эстетическую составляющую, анализ понятия «визуальное мышление» в философском, культурологическом, психологическом ракурсе являются безусловными ценностями описываемого подхода. Научная преемственность, методологическая состоятельность, конкретная сфера приложения (искусство) - это всего лишь некоторые достоинства, позволяющие сделать вывод о высоком статусе данного подхода, его самостоятельности в науке.
Феномены «визуальное мышление» и «искусство» не отделимы друг от друга. Во многих видах искусств уже заложено визуальное начало. Однако, предположим, что сфера деятельности и общения человека никак не связана с искусством. Означает ли это, что развитие визуального мышления для него непостижимо? Сама жизнь и анализ публикаций, появившихся на эту тему в последнее время, показывают, что это не так. Попробуем подтвердить возможность у многих людей развития визуального мышления без обязательной связи с искусством. Оптимально это сделать на примере второго подхода.
Другой подход к решению задачи развития визуального мышления зародился в русле бизнес-технологий. Его появление связано с именем предпринимателя, бизнес-стратега и экспериментатора в области визуализации идей, Д. Роэма. Изданная им книга «Визуальное мышление» [12] в короткое время завоевала свою аудиторию и стала серьезным подспорьем для всех, кто желает учиться развивать визуальное мышление. Среди них: педагоги, разработчики учебных курсов, бизнес-тренеры. Одним из достоинств книги и заслугой автора является выведение обобщенных приемов визуализации тех идей и мыслей, которые
необходимо «донести» до слушателя. Вся система визуализирования
6
базируется на ограниченном числе символов, отображающих наиболее распространенные проблемные ситуации, требующие визуального решения. Символы весьма условны. Они просты в графическом исполнении, что особенно важно для людей, не владеющих изобразительной грамотой. Несмотря на тот факт, что Д. Роэм раскрывает особенности применения своего метода на примере бизнеса, разработанные им приемы визуализации настолько универсальны, что могут быть применимы в любой сфере. Появление книги вызвано запросами, прагматически важными для целевой предпринимательской аудитории. И хотя в задачи Д. Роэма не входило составление учебника по развитию визуального мышления, книга может иметь широкое прикладное значение. Важно то, что «метод Д. Роэма» открывает новые возможности визуального мышления, которое, по утверждению самого автора, помогает решить любые проблемы, с которыми сталкивается человек в повседневной и профессиональной жизни.
В рамках следующего подхода развитие визуального мышления рассматривается исходя из особенностей преподавания различных учебных дисциплин в школе. Наибольшее количество исследований выполнено в рамках обучения математике. Необходимо отметить наиболее объемные из них. Это исследования Н.А. Резник, В.А. Далингера, О.О. Князевой. В них развитие визуального мышления рассматривается в связи с реализацией принципа наглядности: «В качестве проблемы исследования мы выдвигаем проблему реализации принципа наглядности в обучении на основе развития и использования визуального мышления учащихся» [13]. В основу обучения математике с использованием широких развивающих возможностей визуального мышления положен когнитивно-визуальный подход, который, в свою очередь, позволяет конструировать визуальную среду, т.е. «совокупность условий обучения, в которых акцент ставится на использование резервов визуального мышления учащегося» [14]. В качестве метода развития визуального мышления применяются визуализированные задачи [15].
Таким образом, для данного подхода характерны следующие черты: концептуальное единство (когнитивно-визуальный подход), опора на один из важнейших дидактических принципов - принцип наглядности, дидактическая оснащенность, создание особой дидактической системы - визуальной среды обучения. Это далеко не полный перечень преимуществ описываемого подхода, позволивший предоставить своеобразный ориентир для многих педагогов-исследователей, выходя далеко за пределы математики и применить их в самых разных областях преподавания: музыке, языковой области, дисциплинах естественно-научного цикла. В конечном итоге это способствовало созданию научно-методического содружества педагогов-исследователей [16], объединенных общей идеей оптимизации процесса обучения школьников путем активизации резервов визуального мышления.
Необходимо обратить внимание еще на один подход к развитию визуального мышления. Согласно данному подходу, на развитие визуального мышления влияет вся современная (визуальная) культура в целом: «Визуальная культура актуализирует и способствует развитию визуально-образного мышления личности» [3, с. 199].
Таким образом, видим, что проблема, обозначенная в статье, не имеет однозначного решения. Проведенный нами анализ источников в педагогике, психологии, культурологии показал многосторонность, мно-говариативность решения проблемы развития визуального мышления, которое выступает предметом многих исследований. Каждый автор подходит к его изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свои пути и свое видение развития визуального мышления.
Мы предлагаем свой метод развития визуального мышления у студентов педагогического вуза, исходя из собственного опыта и представления о визуальном мышлении, под которым понимаем вид мыслительной деятельности, обеспечивающий визуализацию учебной информации
путем перевода вербальных элементов этой информации в визуальные
8
образы и представление их, в итоге, в виде графических изображений. Выскажем предположение, что процесс развития визуального мышления будет наиболее эффективным, если в качестве теоретико-методологической основы решения данной задачи принять компетентностный подход.
Не углубляясь подробно в рассмотрение сущности понятий «компе-тентностность» и «компетентностный подход», они достаточно представлены в научных источниках, отметим лишь наиболее общее толкование понятия «компетентность», которое может быть определено как «углубленное знание предмета или освоенное умение» [17]. Исходя из данного определения компетентности, проблему развития визуального мышления можно сформулировать как формирование визуальной компетенции, а результат овладения данной компетенцией в буквальном смысле можно представить как «уметь мыслить визуально». Формой реализации компетентностного подхода выступает тренинг визуального мышления, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное в условиях вуза развитие визуального мышления. Тренинг визуального мышления может проводиться в двух формах. Во-первых, в форме мини-тренинга, когда во время занятия по психологии по основному курсу несколько минут уделяется тренинговым упражнениям. Во-вторых, тренинг со студентами проводится в рамках курса по выбору. При этом под тренингом визуального мышления мы понимаем систему заданий, направленных на развитие и совершенствование различных способов визуализации информации. В свете компетентностного подхода данный процесс можно рассматривать как приобретение визуальной компетентности, в котором визуальное мышление выступает необходимым условием овладения данной компетентностью.
Таким образом, рассмотрев ряд публикаций мы обнаружили некоторую принципиальную общность во взглядах на искомую проблему, присущую одновременно нескольким исследователям или группам иссле-
9
дователей, что позволило нам выделить ряд подходов к решению проблемы развития визуального мышления. Выделяя подходы, основываясь лишь на некоем сходном единстве взглядов исследователей (что уже может представлять предмет для дискуссий) мы рискуем причислить того или иного автора к какому-либо подходу, в то время как сам автор может себя с таковым и не соотносить. Однако мы сознательно идем на этот шаг, полагая, что в условиях отсутствия классификации подходов к развитию визуального мышления, классификацию, предложенную нами, можно рассматривать как стартовую, имеющую своей целью дальнейшее выстраивание стратегии изучения развития визуального мышления, но, в перспективе, более системно и детально.
Мы не претендуем на исчерпывающее значение предложенной классификации, необходимость совершенствования которой вполне осознаем, и приглашаем к диалогу исследователей, практиков, педагогов и психологов, заинтересованных в решении проблемы развития визуального мышления.
Список использованных источников
1. Серикова И.А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 174 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 5.05.2015).
2. Воробьева О.В. Взгляд и образ: историко-методологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.
2013. № 4-3. С. 135-140.
3. Ткаченко О.Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омский научный вестник. 2014. № 4. С. 198-200.
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/arnh/02.php (дата обращения: 5.05.2015).
5. Шестаков В.П. Гештальт и искусство. Рудольф Арнхейм как основатель современной психологии искусства // Вопросы философии.
2014. № 1. С. 149-159.
6. Жуковский В.И. Детский рисунок - наглядное представление идеального отношения ребенка с окружающим миром // Педагогика искусства. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2013/zhukov sk13_04_2013.pdf (дата обращения: 5.05.2015).
7. Мисюкевич А.Н. К вопросу изучения и развития визуального мышления младших школьников в дизайн-деятельности // Герценовские чтения. Начальное образование. 2010. № 1. С. 187-192.
8. Лагун А.В. Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб. 2009.
221 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.disser
11
cat.com/content/vizualnoe-myshlenie-starsheklassnikov-i-ego-formirovan ie-v (дата обращения: 5.05.2015).
9. Молодцова Н.Г. Развитие визуального мышления младших школьников на материале произведений живописи // Нижегородское образование. 2014. № 4. С.105-112.
10. Молодцова Н.Г. Взаимосвязь визуального мышления и индивидуальных особенностей личности // Нижегородское образование. 2014. № 1. С. 108-114.
11. Жуковский В.И., Тарасова М.В. Роль визуального мышления в высшем образовании // Искусство и образование. 2013. № 3. С. 7-16.
12. Роэм Д. Визуальное мышление. Как продавать свои идеи при помощи визуальных образов. М.: Манн, Иванов, Фарбер, Эксмо. 2013. 300 с.
13. Резник Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: Дисс. ... д-ра пед. наук. 1997. СПб., 500 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 5.05.2015).
14. Князева О.О. Реализация когнитивно-визуального подхода в обучении старшеклассников началам математического анализа. 2003. Омск. 204 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content (дата обращения: 5.05.2015).
15. Далингер В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике. Омск: ОмГПУ, 1999. 157 с.
16. Визуальная школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vischool.rxt.ru/index.htm (дата обращения: 5.05.2015).
17. Третьякова Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода: Дисс ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2010. 188 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com (дата обращения: 5.05.2015).