4. Makarov, D.S., Gorbunov, V.A. and Knyazev, M.A. (2016), "The analysis of competitive activity of the Russian national team on futsal for the European Championship of 2016", Young Scientist, No.6, pp. 857-860.
5. Soloviev, M.M. (2018), Physical training of football referees using athletics, dissertation, St. Petersburg.
6. Bangsbo, J. (1994), Fitness Training in Football. A Scientific Approach, August Krogh Institute, University of Copenhagen, Denmark.
Контактная информация: speedy-@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.11.2018
УДК 796.07
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Вячеслав Витальевич Горохов, кандидат исторических наук, начальник кафедры, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург
Аннотация
Основным показателем уровня развития профессионально важных физических качеств военнослужащих являются требования к оценке упражнения, характеризующего его развитие. На основе такого подхода в статье анализируется тенденции и основные подходы в Наставлениях по физической подготовке разных лет к оценке и проверке профессионально важных физических качеств. Предлагается анализ нормативных требований, характеризующих развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости) для военнослужащих 1-й возрастной группы. Делается заключение, что в руководящих документах отсутствуют не только требования к уровню развитию профессионально важных физических качеств, но и сами упражнения, характеризующие данные качества. При этом большая трудность обоснования должных норм физической подготовленности военных специалистов объясняется тем, что они подвижны и зависят от конкретных условий боевой подготовки.
Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, профессионально важные качества.
ANALYSIS OF APPROACHES TO ASSESSMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES OF MILITARY SERVANTS
Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksander Mikhay-lovich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, major, senior teacher, physical training department, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Vyacheslav Vitalievich Gorokhov, the candidate of history sciences, head of department, Mikhaylovsky Military Artillery Academy, St. Petersburg; Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, department chairman, the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg
Annotation
The main indicator of the level of development of professionally important physical qualities of military personnel are the requirements for evaluating the exercise, which characterizes its development. Based on this approach, the article analyzes the trends and main approaches in the Manuals on physical
training over the years to assess and verify the professionally important physical qualities. An analysis of the regulatory requirements, characterizing the development of the basic physical qualities (strength, speed, endurance) for military personnel of the 1st age group is proposed. The conclusion is made that in the governing documents there are not only requirements for the level of development of professionally important physical qualities, but also the exercises themselves, which characterize these qualities. At the same time, the great difficulty in justifying the proper standards of physical fitness of the military specialists is explained by the fact that they are mobile and depend on the specific conditions of combat training.
Keywords: physical training, physical qualities, professionally important qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ современных исследований в области прикладной физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации свидетельствует, что профессионально важные физические качества - были, есть и остаются основой предлагаемых моделей, содержаний физической подготовки различных специалистов, военнослужащих родов и видов войск. Ретроспективный анализ, представленный нами в виде научной статьи, описывает основные тенденции и подходы к специальной направленности физической подготовки (СНФП) с 1966 года по настоящее время, но не раскрывает подходов к их оценке.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основным показателем уровня развития профессионально важных физических качеств военнослужащих являются требования к оценке упражнения, характеризующего его развитие. Сама идея специальной направленности физической подготовки диктовала необходимость разработать нормы физической подготовленности, в которых для разных воинских специальностей устанавливать различия не только в содержании физических упражнений, но и в уровне нормативных требований для одних и тех же упражнений.
В Наставлении по физической подготовке Вооруженных сил СССР (далее НФП) 1966 [2] года наряду со специальными упражнениями для летного состава ВВС и плавсостава ВМФ предусматривались и разные нормативы выполнения физических упражнений, общие для всех военнослужащих одной и той же возрастной группы и сроков военной службы. Это осложняло процедуру проверки и оценки физической подготовки из-за очевидной трудности выявления четкой зависимости эффективности профессиональной деятельности военных специалистов от уровня их физической подготовленности в обычных условиях выполнения служебных обязанностей. В НФП-78 [3] при определении нормативных требований исходили из принципа общности их для военнослужащих одних и тех же сроков воинской службы, а СНФП реализовывалась в различных специальных физических упражнениях в зависимости от характера военно-профессиональной деятельности. В НФП-87 [4] кардинальных изменений в подходе к обоснованию нормативных требований не произошло, осуществлялась лишь корректировка требований к оценкам выполнения отдельных упражнений. Определенные различия в критериях оценки появились только в НФП-2001 [5], где количественные показатели при выполнении упражнений менялись в зависимости от категории, к которой отнесено подразделение. При этом изменения, на наш взгляд, незначительные. В НФП-2009 [6] и НФП -2009 (с изменениями) [7] несмотря на распределение военнослужащих по категориям и различия в количестве баллов, необходимых для получения общей оценки по практической подготовленности, важность оценки отдельного качества утрачена. Нормативные требования переведены в баллы, но между тем видно, что за основу взяты критерии оценки из НФП-2001. При этом в НФП-09 (с изменениями) требования к оценке выполнения упражнений на выносливость были значительно понижены. Более того, в последних НФП слабое развитие одного физического качества компенсируется хорошим развитием другого, далеко не всегда профессионально важного. Данное обстоятельство делает процесс физической подготовки узконаправленным на развитие наиболее простых в тренировке качеств. В результате происходит смещение акцентов с тренировки физического качества выносливости.
Для оценки современных критериев развития основных физических качеств нами выбраны критерии оценки по проверке уровня развития основных физических качеств военнослужащих из Наставлений разных лет (таблица 1).
Таблица 1 - Требования нормативов, характеризующих развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости) для военнослужащих 1-й возрастной группы_
НФП Сила Быстрота Выносливость
подтягивание на перекладине бег на 100 метров (с высокого старта) бег на 3 км (кросс на 3 км)
«отл» «хор» «удовл» «отл» «хор» «удовл» «отл» «хор» «удовл»
НФП-78 12 10 6 14,1 14,7 15,7 12.20 12.40 13.20
НФП-87. 14 12 10 13,9 14,4 15,2 12.10 12.25 12.50
НФП-2001 (1 кат.) 14 12 10 14,0 14,5 15,2 12.20 12.35 13.10
НФП-2001 (2 кат.) 14 12 10 14,2 14,6 15,2 Не предусмотрено упр.
НФП-2001 (3кат.) 13 11 9 14,4 14,8 15,4 Не предусмотрено упр.
НФП-2001 (4 кат.) 15 13 11 13,9 14,3 15,1 12.10 12.25 13.00
НФП-2009 * 18 13 7 13,1 13,6 14,6 11.03 11.54 13.40
НФП-2009 (с изм.) * 18 13 7 13,1 13,6 14,6 11.40 12.40 14.20
*Примечание: нормативы НФП-2009, НФП-2009 (с изменениями) приведены на основании статьи 236 НФП-2009: «отлично» - 75 баллов, «хорошо» - 60 баллов, «удовлетворительно» - 35 баллов (для НФП - 09 (с изменениями) - 40 баллов). При этом необходимо учитывать, что проверка по указанным НФП в примечаниях проводится в спортивной форме одежды.
Из данных, приведенных в таблице 1, следует, что тенденция, идущая от НФП-78 к НФП-87 по увеличению требований, предъявляемых к развитию основных физических качеств, сменилась постепенным ослаблением этих требований к таким физическим качествам, как «быстрота» и «выносливость». Повысились требования к развитию физического качества «сила», выполнение которых необходимо для получения оценки «отлично», а для получения оценки «удовлетворительно», наоборот, требования значительно снижены. Требования в подтягивании на перекладине для военнослужащих 1-й возрастной группы уменьшились на 30%. На наш взгляд, особого внимания требует факт снижения требований к физическому качеству «выносливость» - на 1 мин., 30 с. (при условии выполнения норматива в спортивной форме).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показывает, что отсутствие в руководящих документах не только требований к уровню развитию профессионально важных физических качеств, но и самих упражнений, характеризующих данные качества, не позволяет в полном объеме использовать физическую подготовку как средство формирования профессионально важных качеств. При этом большая трудность обоснования должных норм физической подготовленности военных специалистов объясняется, по нашему мнению, тем, что они подвижны и зависят от конкретных условий боевой подготовки. На наш взгляд, наиболее перспективным является определение необходимого минимального уровня физической подготовленности, предложенного Варжеленко И.И., Демьяненко Ю.К. (2001) [8]. Данное обстоятельство, по нашему мнению, требует изучения и определения минимальных требований к уровню развития профессионально важных физических качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кукушкин, Г.И. Советская система физического воспитания / Г.И. Кукушкин. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 561 с.
2. Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил СССР (НФП-66). - М. : Военное издательство МО СССР, 1966. - 351 с.
3. Наставление по физической подготовке в Советской армии и Военно-Морском Флоте (НФП-78). - М. : Военное издательство, 1985. - 247 с.
4. Наставление по физической подготовке в Советской армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87). - М. : Военное издательство, 1987. - 319 с.
5. Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ (НФП-2001). - М. : Редакци-онно-издательский центр Ген. штаба Вооруженных Сил Рос. Федерации, 2001. - 224 с.
6. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (НФП-2009). - СПб. : Типография Военного института физической культуры, 2009. - 200 с.
7. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП-2009 с изменениями). - СПб. : Типография Военного института физической культуры, 2013. -199 с.
8. Варжеленко, И.И. Нормативы по физической подготовке как выражение ее специальной направленности / И.И. Варжеленко, Ю.К. Демьяненко // Проблема специальной направленности физической подготовки военнослужащих на современном этапе. - СПб. : Типография Военного института физической культуры, 2001. - С. 18-21.
REFERENCES
1. Kukushkin, G.I. (1975), The Soviet system of physical education, Physical culture and Sport, Moscow.
2. Manual on physical training of Armed Forces of the USSR (NFP-66), (1966), MO USSR military publishing house, Moscow.
3. Manual on physical training in the Soviet army and Navy (NFP-78), (1985), MO USSR military publishing house, Moscow.
4. Manual on physical training in the Soviet army and Navy (NFP-87), (1987), MO USSR military publishing house, Moscow.
5. Manual on physical training and sport in Russian Armed Forces (NFP-2001), (2001), General Staff Russian Armed Forces publishing center, Moscow.
6. Manual on physical training in Russian Armed Forces (NFP-2009), (2009), Printing house of Military institute of physical culture, St. Petersburg.
7. Manual on physical training in Russian Armed Forces (with changes of July 31, 2013) (NFP-2009 with changes), (2013), Printing house of Military institute of physical culture, St. Petersburg.
8. Varzhelenko, I.I. and Demyanenko, Yu.K.(2001), "Standards for physical training as an expression of its special focus", The problem of the special focus of the physical training of military personnel at the present stage, Printing house of Military institute of physical culture, St. Petersburg, pp. 18-21.
Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.11.2018
УДК 796.07
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Вячеслав Витальевич Горохов, кандидат исторических наук, начальник кафедры, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрывается идея специальной направленности физической подготовки, которая основывалась на экспериментальном подтверждении различий эффективности выполнения профессиональных приемов в зависимости от уровня развития физических качеств и владения прикладными навыками. Проводится ретроспективный анализ специальной направленности физической подготовки в Наставлениях по физической подготовке - от Наставлении по физической подготовке Вооруженных сил СССР 1966 года до действующего Наставления по физической подготовке. Делается вывод, что такое положение дел значительно затрудняет внедрение в практику физической