Научная статья на тему 'Анализ подходов к определению понятия «Образовательное медиапространство»'

Анализ подходов к определению понятия «Образовательное медиапространство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА / ANALYSIS OF APPROACHES / EDUCATIONAL MEDIA SPACE / ESSENCE OF EDUCATIONAL MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белицкая Оксана Викторовна

Проанализированы направления исследований в области образовательного медиапространства. Сущность понятия рассматривается в рамках следующих подходов: системный, ментально-эмоциональный, личностно-развивающий, компетентностный, содержательный, социально-географический, дистанционный и локально-постерный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF APPROACHES TO «EDUCATIONAL MEDIA SPACE» DEFINITION1SSU

The article covers directions of researches in the field of educational media space. The essence of the concept is considered within the following approaches: system, the mental and emotional, personal and developing, the competence-based, social-geographic, distance, and local.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к определению понятия «Образовательное медиапространство»»

УДК 377 5 О.В. Белицкая

Анализ подходов к определению понятия «образовательное медиапространство»

Проанализированы направления исследований в области образовательного медиапространства. Сущность понятия рассматривается в рамках следующих подходов: системный, ментально-эмоциональный, личностно-развивающий, компетентностный, содержательный, социально-географический, дистанционный и локально-постерный.

Ключевые слова: анализ подходов, образовательное медиапространство, сущность образовательного медиапространства.

ANALYSIS OF APPROACHES TO «EDUCATIONAL MEDIA SPACE» DEFINITION

The article covers directions of researches in the field of educational media space. The essence of the concept is considered within the following approaches: system, the mental and emotional, personal and developing, the competence-based, social-geographic, distance, and local.

Keywords: analysis of approaches; educational media space; essence of educational media space.

Педагогика не может развиваться без постоянного обогащения своего понятийного аппарата, иначе она будет вращаться в мире устоявшихся классических понятий, что противоречит природе педагогической деятельности, где необходимы творчество и отказ от стереотипных взглядов. Обновление понятийного аппарата происходит в связи с проникновением понятий одной области науки в другую, что способствует поиску новых концепций, придает определенную аргументацию выдвигаемым положениям, идеям (Л.Я. Шамес). Интеграция является главной тенденцией процесса развития человечества в XXI веке, который многие называют веком информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим в современных условиях модернизация образования требует детального изучения образовательного пространства как особой педагогической категории.

Как показывает анализ педагогической и методической литературы последних лет (Е.А. Бон-даренко, В.В. Гура, И.Г. Захарова, С.В. Зенкина, В.В. Красильников, В.С. Тоискин и др.), образовательное пространство все чаще и чаще рассматривают, изучают и описы-

вают в контексте с медиа, или, говоря современным языком, исследуют его сущность сквозь призму масс-медиа. Таким образом, можно говорить о рождении нового понятия - образовательное медиапространство. Очевидно, что данный термин образован слиянием слов «медиа» и «образовательное пространство». Анализ подходов ктрактовке последнего как педагогического понятия представлен многими исследователями (М.Я. Виленский, В.А. Кас-торнова, Ю.С. Мануйлов, Е.В. Мещерякова, А.М. Романов, И.Д. Фру-мин, И.Г Шендрик, Б.Д. Эльконин, В.А. Ясвин и др.).

Ввиду того, что в современной науке образовательное медиапро-странство является категорией из числа неразработанных и неопе-рационализированных, то позволим в данном случае рассмотреть близкие ей понятия, а именно информационные, электронные, медийные, коммуникативные, информационно-коммуникационные среды/пространства (А.В. Федоров). Однако считаем при этом, что термин «образовательное ме-диапространство» наиболее точно и полно определяет суть имеющихся в социальном пространстве вышеназванных категорий, кото-

рые являются сложными системными образованиями, породившими множественность трактовок в зависимости от контекстов их рассмотрения и точек зрения исследователей. Так, например, рассматриваемое понятие проработано авторами в следующих аспектах:

• как фактор формирования и развития единого мирового образовательного медиапространства (Н.Б. Кириллова, Е.Н. Ястреб-цева и др.);

• как фактор повышения качества образования (А.Х. Ардеев, С.В. Зенкина, Т.С. Хвостова и др.);

• как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста (С.А. Бородачев, В.П. Коро-повская, В.А. Новикова, Э.Г. Ски-бицкий и др.);

• концептуальные основы информатизации образовательного пространства (В.А. Новикова, Л.А. Пронина, В.А. Усов и др.) и, как следствие, коадаптация медиа- и образовательного пространств (И.В. Григорьева, Л.А. Иванова);

• педагогическое проектирование личностно ориентированных электронных образовательных

Оксана Викторовна Белицкая,

аспирантка кафедры методологии образования СГУ; преподаватель информатики Энгельсского колледжа профессиональных технологий;

Тел.: 8 (8453) 55-26-80 Эл. почта: scopo79@mail.ru Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, www.sgu.ru

Oksana V. Belitskaya

Postgraduate student of Education Methodology Department, SSU; Informatics Lecturer at Engelsk college of professional technologies Tel.: 8 (8453) 55-26-80 E-mail: scopo79@mail.ru Saratov State University named after N.G. Chernyshevskiy, www.sgu.ru

ресурсов и сред (В.В. Гура, Ю.Г. Коротенков, В.С. Тоискин и др.);

• метакогнитивный инструментарий формирования индивидуального творческого медиа-пространства (Н.И. Быковская, И.Н. Демченко, Д.А. Равков, А.В. Хуторской) и других аспектах.

Но при этом анализ подходов к определению сущности образовательного медиапространства не достаточно глубоко представлен в педагогических научных трудах. Поскольку базисным по отношению к данному понятию является «образовательное пространство», то, учитывая накопленный опыт в изучении его сущности, считаем правомерной попытку взять за основу те подходы, которые предложены авторами в рамках анализа этого термина, обозначив в них актуальные для нашего медиапро-странства позиции.

Рассматривая образовательное пространство как педагогическую категорию, М.Я. Виленский и Е.В. Мещерякова одними из первых проводят анализ его употребления в научной литературе, выделяя следующие подходы отечественных и зарубежных авторов в понимании «образовательного пространства»: системно-целостный, ментально-эмоциональный, личностно-развивающий, социально-географический, дистанционный и локально-постерный, представляющие несомненную теоретическую ценность для построения методологической основы исследований, аналогичных нашему [1].

Системный подход (J.L. Parker, R.A. Everman В.В. Гура, Г.Н. Сериков, А.В. Федоров, И.Г. Шендрик и др.), кроме того, что ориентирован на применение теории систем, где пространство рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система, позволяет также выделить само понятие «образовательное медиапространство», его методологию, структуру, формиру-емость, характерные признаки.

Данный подход позволяет разным авторам конкретизировать следующие направления изучения

сущности образовательного медиа-

пространства:

• как часть социального пространства (П. Бурдье, В. Бузин, А.Н. Леонтьев, Т.В. Пискунов, Ф. Шарков и др.); как особый социальный феномен и особая социальная структура, образованная системой взаимоотношений производителей и потребителей массовой информации и обусловленная как набором средств массовой коммуникации, так и силой их влияния на общественное сознание (Е.Н. Юдина) [2];

• как открытую систему, аккумулирующую согласно целевым установкам общества образовательные, интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы (И.Г. Захарова, В.А. Новикова и др.);

• как пространство, технически доступное для всех субъектов образовательного процесса, сочетающее сеть медиа с сетью людей (Ю.Г. Коротенков); как «специально организованное открытое пространство, базирующееся на фундаменте информатизации и компьютеризации, расширяющее представления студентов о СМИ, об СМК, о ме-диакультуре в целом как средствах для дальнейшего самостоятельного освоения актуальных знаний в течение всей жизни, позволяющих осуществлять профессионально-культурный диалог с информационным обществом» (И.В. Григорьева, Л.А. Иванова) [3];

• как совокупность субъектов и объектов образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных технологий, ориентированных на повышение качества результатов образования и выступающих как условие построения личностно ориентированной педагогической системы (С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов, М.А. Сурхаев и др.);

• как реальность, «организованную и управляемую единой выработанной концепцией, подходами и механизмами реализации общей стратегии формиро-

вания, развития и достижения целей повышения культурного, медиаобразовательного и профессионального уровней субъектов, объединенных на единой информационно-технологической основе для поддержания обучения и воспитания субъектов выделенного пространства» (А.В. Федоров); как социально-психологическую реальность, обеспечивающую совокупность необходимых педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступ к информационным ресурсам (В.А. Красильникова). Ментально-эмоциональный подход (Т.В. Андрианова, Е.А. Бон-даренко, И.В. Жилавская, В.М. Зе-ленкевич, Е.В. Калач, Н.А. Коновалова, Л.А. Пронина, И.А. Путятина, А.В. Серегин, И.М. Хижняк и др.) на первое место выдвигает значимость развития ментальных и эмоциональных возможностей и способностей субъектов в образовательном медиапространстве, а также сопутствующие ему медиатехноло-гии профессионального образования, направленные на понимание и постижение смысла в осваиваемом содержании образования.

С учётом данного подхода проводятся следующие исследования: формирование профессиональной ментальности с помощью медиаоб-разования (Е.В. Калач); этнокультурные аспекты медиапространства (Е.А. Бондаревская); социокультурная специфика медийного пространства региона (Ю.Г. Волков, Л.М. Землянова, В.П. Макаров, И.А. Путятина и др.); информатизация культурно-образовательного пространства (Т.В. Андрианова, Л.А. Пронина и др.); воспитательная медиасреда как условие формирования ценностных ориентаций студентов (А.Р. Габидуллина); образовательные возможности новых медиа (В.В. Мантуленко); проблемы внедрения медийных технологий в образовательный процесс (Л.П. Донская, Т.В. Ляшенко и др.) и др.

Личностно-развивающий подход (В.В. Гура, А.А. Ивлев, Е.Д. Не-лунова, Д.Т. Рудакова, В.М. Смирнов и др.) сводит воедино компоненты образовательного медиа-пространства и их соответствие личности обучаемого и влияние на его полноценное развитие. Подход предполагает акцентирование внимания на включении человека в пространство, его развитии и саморазвитии и требует способности пространства обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что и актуализирует процесс их личностного развития.

В качестве примера можем привести определение образовательного медиапространства, данное О.А. Ильченко: системно-организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса.

Становлению данного подхода способствует научный поиск ученых, направленный на исследование образовательного медиапространства как средства повышения эффективности самостоятельной деятельности студентов (О.В. Усикова), педагогических основ саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде (Е.Д. Не-лунова), влияния современного медиапространства на процесс становления субъективной картины жизненного пути личности молодого человека (В.М. Смирнов), развития личности студентов с помощью образовательных медиа-проектов (М.М. Овчинникова), самореализации личности студента в пространстве рефлексивной медиа-культуры (И.В. Сотникова) и др.

В последние годы в рамках рассматриваемого подхода приобретает особое значение компетентностный подход, который проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин). Для такого обновления необходимо отобрать универсальные, переносимые компетенции,

которые имеют надпредметный характер. Эта проблема становления ключевых компетенций является одной из центральных в реализации компетентностного подхода.

В настоящее время существуют исследования, посвященные определению состава ключевых компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности специалистами.

Анализ научных работ (Л.А. Иванова, Н.Б. Кириллова, Е.В. Мурюкина, А.В. Новикова, Н.П. Рыжих, А.В. Федоров, А.В. Хуторской, И.В. Челышева, А.В. Шариков и др.) свидетельствует о том, что в каждом «наборе» ключевых компетенций обязательно присутствует компетенция, связанная с информационными и коммуникационными процессами. В рамках этой компетенции не редко отмечаются такие элементы, как массмедийные, мультимедийные технологии или компьютерная грамотность, критическое суждение в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой, и т.д.

В общем смысле наряду с тем, что сегодня компьютерную компетентность рассматривают самостоятельно, вне зависимости от информационно-коммуникативной компетентности, разделяем точку зрения А.А. Веряева и О.П. Куть-киной в том, что аналогично можно рассматривать и медиакомпетен-тность. В свою очередь, компьютерная компетентность и медиа-компетентность могут выступать уровнями или этапами развития информационно-коммуникативной компетентности (компьютерная компетентность - медиакомпетент-ность - ИКТ-компетентность).

Очевидно, что компетентност-ный подход предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, что делает акцент на деятельностном содержании образования, которое в учебных программах отражается в акценте на способах деятельности, а также на тех умениях и навыках, которые необходимо сформировать на опыте деятельности.

С позиции содержательного подхода определяет сущность ис-

следуемого пространства В.В. Гура: «культурно-образовательная среда, в которой главным носителем информации для индивида является электронный образовательный ресурс (ЭОР), различной модальности (текст, изображение, звук, видео)» [4]. В ходе дальнейшего исследования информационных технологий обучения В.В. Гура рассмотрены понятие, концепция и структура образовательного медиа-пространства, разработаны модель и технология проектирования лич-ностно ориентированных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и сред, предложены принципы и методология их создания.

Социально-географический подход (С.К. Бондырева, А.А. Ка-шаев, В.Г. Кинелев, В.А. Мясников, Е.Б. Сошнева и др.) предполагает создание единого образовательного медиапространства. Данный подход становится все более значимым в связи со стремительным развитием ИКТ-технологий (в особенности интернета), внедрением социальных сервисов и сетей в образование (электронная почта, сетевые творческие объединения и т.п.), а также в свете разработки реформ, поиска путей присоединения России к мировому информационно-образовательному пространству с одновременным сохранением национальных ценностей, приоритетов и преимуществ.

В контексте данного подхода ведутся исследования, нацеленные на изучение формирования мирового образовательного медиапространс-тва (Г.Б. Паршукова, Е.Н. Яст-ребцева и др.); развития медиа-пространства современной России (Е.Н. Юдина); глобальной инфосферы (Н.Б. Кириллова, А.А. Юрьева); России в многополярном мире: социально-информационный аспект (Н.А. Сляднева) и др.

Базовым звеном в едином образовательном пространстве, по

утверждению Т.А. Полиловой, является порожденная развивающимися интернет-технологиями система внешних отношений образовательного учреждения, которая в значительной степени формируется посредством организации дистанционной формы обучения. В свою очередь, А.А. Каша-ев, подтверждая вышесказанное, отмечает, что дистанционное образование на базе средств информационных и коммуникационных технологий может быть катализатором развития и формирования единого мирового образовательного пространства.

Дистанционный подход (A.W. Ba-tes,T. Evans, А.А. Андреев,Е.Е. Гиль-ман, В.П. Зинченко, П.И. Пидка-систый, В.Н. Фокина и др.) ставит вопрос о неограниченных возможностях образовательного медиапро-странства на основе использования глобальной информационной сети. Данный подход включает совершенствование методик, использование новых средств, независимость обучаемых, текстовую и мультимедийную коммуникацию в образовательном медиапространс-тве (Г.Ф. Гребенщиков, И.П. Ду-дина, В.И. Мигаль, Н.М. Стад-ник и др.). Примечательно, что в рамках дистанционного подхода имеются исследовательские работы, посвященные образовательному медиапространству среднего специального учебного заведения. Рассматривая медиапространство колледжа как средство обучения, Е.Е. Гильман изучала дидактические условия развития дистанционного обучения в нем.

Локально-постерный подход (А.Г. Селевко, Э.Г. Скибицкий и др.) иллюстрирует понятие «малого» медиапространства отдельно взятого образовательного учреждения в реальной действительности, описание образовательного медиа-

пространства определенного типа поселения и т.п.

Традиционно значительное внимание уделяется изучению образовательного медиапространства вуза (С.Л. Атанасян, С.А. Бородачев, И.Г. Захарова, Л.А.Иванова, Н.И. Ко-шелева, Э.Г. Скибицкий, Н.Ю. Хлы-зова и др.), школы (М.М. Александрова, Д.Т. Рудакова, А.В. Сафонов, Н.В. Ширишина и др.).

Реже встречаются такие исследования, как формирование медиа-пространства в учреждении среднего профессионального образования (Е.И. Кузьмина); социально-педагогические условия оптимизации влияния медиа на социализацию сельских школьников (А.Г. Селевко); разработка универсальной модели информационно-коммуникационного медиапространства образовательного учреждения (А.А. Глазков, И.В. Жилавская) и другие.

Подводя итоги проведенному анализу теоретико-методологических основ исследуемого понятия, выявленных и изложенных выше направлений и тенденций его трактовки, обобщая результаты отмеченных исследований и разработок ученых и педагогов, можем заключить, что образовательное медиа-пространство учебного заведения, в том числе ссуза, может быть представлено как педагогически целесообразно организованная в соответствии с целями профессиональной подготовки студентов многоаспектная целостная реальность, в которой его субъекты посредством медиатехнологий самостоятельно осуществляют сетевое взаимодействие, реализуют стандарты среднего профессионального образования третьего поколения для достижения двуединого результата: объективного (развитие самого пространства) и субъективного (повышение уровня медиакомпе-тентности студентов).

Список литературы

1. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогические образование и наука. - М., 2002.

2. Юдина Е.Н. Развитие медиапространства современной России: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2008.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. - Центр «Эйдос». - С. 13.

4. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д, 2007.

5. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. - 2000. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.